Куликовская битва (мамаево побоище)
Содержание:
- Мамай борется за возрождение власти над Русью
- Выбор места
- Куликовская битва (Мамаево побоище): тактический план
- То, что можно утверждать весьма уверенно.
- Предыстория
- События, предшествовавшие Куликовской битве
- Куликовская битва – кратко о ходе сражения
- Предзнаменования в ночь перед Куликовской битвой
- Значение Куликовской битвы
- Информация о Мамаевом побоище
- Историческая память
Мамай борется за возрождение власти над Русью
В 1374 г. ордынский полководец (чингизидом он не был) Мамай, уже несколько раз пытавшийся захватить Сарай, в очередной раз был изгнан оттуда. Соперником Мамая на этот раз выступил астраханский хан Черкес. Вероятно, в связи с подготовкой к войне за ханский трон он, нуждаясь в деньгах, потребовал от Дмитрия выплаты повышенной дани. Москва ответила отказом. Возможно также, что Дмитрий решился на такой шаг в связи с тем, что Мамай был нелегитимным претендентом на престол. Тогда же восставшими нижегородцами был перебит полуторатысячный отряд ордынского посла Сарайки.
Альтернативный (не для ЕГЭ) взгляд на события
В 1377 г. москвичи взяли Булгар — столицу Волжской Булгарии, вассала Орды. Так Москва получила контроль над Волгой. Тогда же, правда, московское и нижегородское войска были разбиты Араб-шахом (Арапша в русских летописях) на реке Пьяне. Нижний Новгород был разорён. А в 1378 г. Мамай послал войско в несколько десятков тысяч под командованием мурзы Бегича против Москвы.
Московское войско во главе с Дмитрием вышло навстречу и встретило врагов на реке Воже, южнее Оки. Ордынцы были разбиты, Бегич погиб. Мамай в отместку в очередной раз разорил Рязанское княжество, ближайшее к Орде, и стал готовить крупный карательный поход на ставшую непокорной Москву. Положение Мамая было весьма сложным, ведь ему угрожал Тохтамыш, чингизид, с 1377 г. активно боровшийся за власть над Ордой. Именно весной 1378 г. он, оправившись от прошлогодних поражений, вторгся в западные ордынские земли, а к весне 1380 г. захватил столицу Золотой Орды – Сарай-Берке.
Выбор места
Дата победы в Куликовской битве была близка, но тогда князья еще не знали об этом. Задолго до сражения встал вопрос о месте побоища. Как же выбрали Куликовское поле?
Князья долго спорили, где будет проходить бой: кто-то говорил, что необходимо переправляться на противоположный берег, а другие не хотели оставлять возможность Рязанскому князю и литовским войскам зайти с тыла.
В пользу переправы говорили, что остановка перед ней будет сродни малодушию, зато после переправы боевой дух возрастет. Воины будут знать, что отступать некуда, им придется сражаться до победного. Дмитрию Ивановичу много раз говорили, что полководцы до него переправлялись через реки и в итоге одерживали победы. На это князь Московский возражал, что он не собирается смотреть на достижения других, а хочет освободить родную землю. Донской любил тогда повторять, что есть только два выхода: умереть или победить.
Князь отправил войско через Дон к месту сражения. Нужно было торопиться, потому как прибывшие гонцы сообщили, что Мамай все знает и уже направляется к Дону.
Реку удалось пройти только к ночи, поэтому армии пришлось разбить лагерь неподалеку от Куликовского поля, возле притока реки. Само поле можно было увидеть, если взобраться на прибрежные холмы. Через поле протекала река Смолка, где стояла мамаевская орда, не успевшая помешать переправе русской армии.
Дата, итоги и участники Куликовской битвы говорят, что поле для сражения было выбрано по определенным причинам. Военно-тактическое значение места тоже учитывалось. Если бы русские остались на левом берегу, то все побоище им пришлось обороняться. Теперь же сзади были сожжены мосты и приходилось только наступать. Удар с тыла тоже был исключен благодаря водной преграде и отсутствию переправы.
По сказаниям, в ночь перед битвой над полем клекотали орлы, выло много волков, каркали вороны. Потом это объяснили тем, что животные чувствовали, скоро им будет чем полакомиться.
Куликовская битва (Мамаево побоище): тактический план
Когда московская рать вышла на берега Дона, Дмитрию нужно было принять решение, значение которого трудно переоценить: переходить Дон и вступать в бой или ждать Мамая на своём, левом берегу? Мнения князей и воевод разделились. Одни считали, что нужно ждать, когда ордынцы начнут переправу, и тогда напасть на них. Однако по левому берегу Дона шло войско Ягайло. Оно могло ударить по московской рати с тыла, и тогда русские оказались бы между молотом и наковальней. А Мамай, несомненно, не начал бы переправу, не дождавшись союзника. Переправа через Дон вынуждала Мамая вступить в бой немедленно. Кроме того, переправа вынуждала москвичей биться до последнего — отступление было невозможно. Выбор был простой — победить или умереть.
После построения, руководил которым знаменитый воевода Дмитрий Боброк-Волынский (в бою командовал засадным полком) Дмитрий встал в передовой полк, а его место подле княжьего знамени занял боярин Михаил Бренк (Бренок) — в княжьей одежде и доспехах.
Ордынцы выстроились к бою двумя основными линиями — в центре конница и наёмная генуэзская пехота (некоторые источники отрицают ее присутствие), мощные конные группировки на флангах, каждый конный отряд состоял из трех подразделений, которые последовательно можно было бросать в битву, наращивая силу удара. Около ставки Мамая, недалеко от Красного холма — резерв.
То, что можно утверждать весьма уверенно.
Это подробности. Вот несколько примеров. Во-первых, ночью перед битвой князь Дмитрий выехал на поле со своим соратником и воеводой Дмитрием Боброком-Волынцем. Они гадали об исходе битвы. Воевода предсказал, что, несмотря на большие потери, русское войско ждет победа. Во-вторых, известие, что битва началась единоборством монаха-воина Пересвета с татарским всадником, которого в одних случаях называют просто Печенежином, в других Темир-мурзой или Челубеем. В-третьих, исход битвы решило вступление в решающий момент Засадного полка под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского.
Почему эти сведения можно утверждать лишь с некоторой долей допущения? Во-первых, дело в том, что они содержаться не в летописях, а в «Сказании о Мамаевом побоище», которое написано лет семьдесят спустя после битвы
Во-вторых, автор «Сказания» допустил одно важное искажение реальности, причем, явно умышленно. Он написал, что Дмитрия Донского на битву благословил митрополит Киприан, чего по другим источникам случиться не могло
Эта ложная подробность, имеющая явно политический характер, ставит под сомнение и все прочие, сообщенные безвестным автором «Сказания».
Однако нужно иметь в виду, что и гадания перед битвой, и поединки, и использования разного рода засад – это была обычная практика средневековых войн. Подобные моменты известны и во многих иных военных столкновениях. В малописьменном обществе, каким была Русь в XIV–XV вв., устная информация сохраняется существенно лучше, чем в современном. У летописца не было необходимости придумывать эти детали. Они взяты из устного народного творчества, сохранившего народную память. Хотя, конечно, нужно понимать, что прямых очевидцев битвы ко времени составления «Сказания» уже не было в живых.
Предыстория
В 60-е годы XIV века усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси и темника Мамая в Золотой Орде шло практически одновременно, причём объединению Орды под властью Мамая способствовали русские князья своими победами над Тагаем у Шишевского леса в 1365 году, над Булат-Тимуромна р. Пьяне в 1367 году и походом на среднюю Волгу в 1370 году.
Когда в 1371 году Мамай дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, Дмитрий Иванович сказал послу Ачихоже «к ярлыку не еду, князя Михаила на княжение в землю владимирскую не пущу, а тебе, послу, путь чист», что явилось переломным моментом в отношениях Москвы и Орды. В 1374 году Дмитрий отказался выплачивать дань и собрал своих сторонников на съезд в Переславле-Залесском.
В 1374/1375 году в Нижний Новгород прибыли послы от Мамая: более тысячи воинов во главе с мурзой Сарайкой. По приказанию князя послов перебили, а Сарайка и его личная охрана были заключены в крепости. Пробыв в заключении около года, мурза попытался бежать, но был убит вместе со слугами. Весной 1376 года русское войско во главе с Д. М. Боброком-Волынским вторглось на среднюю Волгу, взяло откуп 5000 рублей с мамаевых ставленников и посадило там русских таможенников.
В 1376 году перешедший на службу к Мамаю с левобережья Волги хан Синей Орды Арапша разорил Новосильское княжество, избегая сражения с вышедшим за Оку московским войском, в 1377 на р. Пьяне разгромил не успевшее изготовиться к битве московско-суздальское войско, разорил Нижегородское и Рязанское княжества.
В 1378 году Мамай всё-таки решился на прямое столкновение с Дмитрием, но посланное им войско под командованием мурзы Бегича потерпело сокрушительное поражение на р. Вожа. Рязанское княжество сразу же вновь было разорено Мамаем, но в 1378−1380 годах Мамай потерял свои позиции и на нижней Волге в пользу Тохтамыша.
События, предшествовавшие Куликовской битве
Мамаю остались Крым и Северное Причерноморье. Поэтому он возлагал большие надежды на московский поход — это был шанс восстановить утраченное могущество. Нуждаясь в деньгах, хан потребовал от Дмитрия выплатить дань в увеличенном размере, таком, как было при Джанибеке (1342-1357). Мамай попытался заключить союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом, об этом узнал московский посол Захарий Тютчев, который вёл переговоры с Мамаем по поручению Дмитрия.
Дмитрий разослал гонцов, собирая войска для похода — решено было дать бой подальше от Москвы — а в степь поскакала так называемая «первая сторожа», разведывательный отряд, целью которого было «взять языка». Она задержалась надолго, князь отправил второй отряд, они встретились и вернулись с добычей. Удалось узнать предполагаемое время вторжения Мамая — осень 1380 г.
Куликовская битва – кратко о ходе сражения
7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.
Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.
Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года, едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам битва началась сражение богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.
Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.
В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трупы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!
Предзнаменования в ночь перед Куликовской битвой
К ночи русская рать успела переправиться за Дон и расположилась на лесистых холмах при впадении в него реки Непрядвы. За холмами лежало широкое десятиверстное поле, называвшееся Куликовым; посреди его протекала речка Смолка. За ней разбила свой стан орда Мамая, который пришел сюда уж к ночи, и не успел помешать русской переправе. На самом возвышенном месте поля, Красном холме, поставлен был шатер хана. Окрестности Куликова поля представляли овражистую местность, были покрыты кустарником, а отчасти лесными зарослями на влажных местах.
В числе главных воевод у Дмитрия Ивановича находился Дмитрий Михайлович Боброк, волынский боярин. В те времена в Москву приходили многие бояре и дворяне из Западной и Южной Руси. К таким выходцам принадлежал и один из безудельных князей Волынских, Дмитрий Боброк, женатый на сестре Московского князя, Анне. Боброк уже успел отличиться несколькими победами. Он слыл человеком очень искусным в ратном деле, даже знахарем. Он умел гадать по разным знамениям, и вызвался показать великому князю приметы, по которым можно узнать судьбу предстоявшего сражения.
Летописное сказание повествует, что ночью великий князь и Боброк выехали на Куликово поле, стали между обеих ратей и начали прислушиваться. До них доносились великий клич и стук, как будто происходило шумное торжище или город строили. Позади татарского стана слышались завывания волков; на левой стороне клектали орлы и граяли вороны; а на правой стороне, над рекой Непрядвой, вились стаи гусей и уток и плескали крыльями, как перед страшной бурей.
«Что слышал, господине княже?» – спросил Волынец.
«Слышал, брате, страх и грозу велию», – отвечал Дмитрий.
«Обратись, княже, на полки русские».
Дмитрий повернул коня. На русской стороне Куликова поля была тишина великая.
«Что, господине, слышишь?» – переспросил Боброк.
«Ничего не слышу, – заметил великий князь; – только видел я будто зарево, исходящее от многих огней».
«Господине княже, благодари Бога и всех святых, – молвил Боброк: – огни суть доброе знамение».
«Есть у меня еще примета» – сказал он, сошел с коня и припал к земле ухом. Долго прислушивался, потом встал и понурил голову.
«Что же, брате?» – спросил Дмитрий.
Воевода не отвечал, был печален, даже заплакал, но наконец заговорил:
«Господине княже, то две приметы: одна тебе на велию радость, а другая на велию скорбь. Слышал я землю горько и страшно плачущую надвое: на одной стороне будто женщина кричит татарским голосом о чадах своих; а на другой стороне будто девица плачет и в великой печали. Уповай на милость Божию: ты одолеешь поганых татар; но воинства твоего христианского падет многое множество».
Если верить сказанию, в ту ночь волки страшно выли на Куликовом поле, и было их такое множество, как будто сбежались со всей вселенной. Всю ночь также слышались граяния воронов и клектанье орлов. Хищные звери и птицы как бы чуяли запах многочисленных трупов.
Значение Куликовской битвы
Историки сходятся во мнении, что Куликовская битва стала одним из важнейших сражений в истории Московского княжества. Некоторыми эта победа воспринимается, как триумф Европы над Азией.
После Куликовской битвы раздробленные княжества начали объединяться в единое Русское государство.
Предыстория битвы
Куликовской битве предшествовали многие события, и самым главным было то, что в 1374 г. московский князь Дмитрий Иванович отказался платить дань Орде. На тот момент главным княжеством являлась Тверь, поскольку таково было решение хана.
Дмитрий Донской
Московский князь вместе с союзниками пошел войной на Тверь и одержал победу. В результате княжество попало в вассальную зависимость к Дмитрию.
Русский князь стремился сделать Московское княжество главным на Руси и хотел, чтобы данное право передавалось наследственным путем. Само собой разумеется, все эти события серьезно разозлили хана.
Мамай, который хотел стать ханом Золотой Орды, воспользовался этой ситуацией в корыстных целях. Он занялся подготовкой к военной кампании против русских, чтобы смирить их, и в очередной раз продемонстрировать силу татаро-монгольского ига.
Задолго до начала Куликовской битвы, в период 1376-1378 гг. Мамай несколько раз нападал на княжества Руси. Он грабил и разорял города, а также убивал и брал в плен русских граждан.
В 1378 г
произошло важное сражение на реке Воже, в котором русские воины впервые одержали над татарами победу
Куликовская битва кратко, для 4 класса
В 1380 г. Дмитрий Донской узнал, что Мамай организовывает набег на Москву. Более того, на помощь татарскому хану пришел литовский правитель Ягайло, который был давним противником русичей. Вскоре московскому князю доложили, что Олег Рязанский также решил поддержать Мамая в военном походе на Москву.
Не теряя времени, Дмитрий Донской отправил гонцов ко всем великим князям, призывая их сплотиться в одну большую армию и дать отпор неприятелю. Однако никто из них не вызвался на помощь Донскому.
Позже Мамай прислал послов к московскому князю, чтобы объявить ему свои требования. Хан настаивал на том, чтобы ему возобновили выплату дани и беспрекословно выполняли все его приказы.
Донской прекрасно понимал, что сейчас он не может идти войной против татар, поэтому согласился на условия Мамая. Также он послал к нему посла с предложением мира. Тем менее, он продолжал увеличивать войско и готовиться к решающей битве с врагом, которая состоялась на Куликовом поле.
Как и предполагал Дмитрий, татаро-монголы вместе с Ягайлом и Олегом Рязанским все-таки выдвинулись в военный поход против Москвы. На вече князья решили, что должны сплотиться вместе и выступить против татар.
Согласно одному преданию, накануне похода Донской долго беседовал со знаменитым старцем Сергеем Радонежским, который пророчил великую победу русскому войску над ордынскими захватчиками.
Информация о Мамаевом побоище
Рано утром 8 сентября выехали, согласно обычаям того времени, поединщики, с боя которых должна должно было начаться общее сражение: багатур Челубей с монголо-татарской стороны и воин-монах, получивший благословение от самого Сергия Радонежского Пересвет. Погибли оба. А битва началась сразу после поединка.
Принявший на себя первый и самый сильный удар передовой полк почти весь погиб, но ударившие потом в центр Большого полка нанятая Мамаем фряжская пехота и конные сотни татар увязли в плотной обороне центра русского войска. Сам Дмитрий бился в рядах полка в латах простого дружинника, а его доспехи надел на себя, для отвлечения вражеского внимания, боярин Михаил Бренок. Дмитрия потом, после окончания битвы, с трудом нашли, всего израненного, лежащего среди погибших.
Не справившись с обороной Большого полка, ордынцы стали пробовать на слабость полк Правой, затем Левой руки. Здесь им удалось потеснить русские силы, и тумены Мамая стали заходить в тыл войску русичей с целью окружения, но тут из дубравы ударил Засаднй полк со свежим силами, решивший исход битвы. Орду гнали и преследовали около 30 километров, захватив все обозы и большое количество трофеев и пленных.
Победа на Куликовом поле не избавила окончательно Московскую Русь от подчинения орды, но она стала важным этапом в становлении национального самосознания и послужила началом объединения русских земель.
Проблемы источников о Куликовской битве
Русский и советский историк и славист Тихомиров М. Н. в своё время усомнился насчёт численности принимавших участие в битве на Куликовом поле войск (300 000 человек) и проделал натурный замер площади поля, соотнеся его с предполагаемым по старым источникам количеством ратников с обеих сторон. И – не получилось. По подсчётам историка, численность войск с русской стороны едва превышала 70 тысяч. А войска Мамая, со всеми резервами и обозом, могли достигать 150 000, хотя реально в сече на поле брани участвовало не более 100 тысяч.
Много споров также вызывало предполагаемая измена рязанского князя Олега. Рязанские полки и отряды выступили на Куликовом поле на стороне Дмитрия и сражались достойно. Само же неучастие и неприбытием Олега скорее всего было связано с его родственными отношениями с литовским князем Ягайло. Литовский правитель реально был сторонником и союзником Мамая, но не принял участие в Куликовской битве оттого, что к тому времени был смещён с трона великого князя литовского.
Летописцы-современники, кстати, нигде не упоминали об измене рязанского князя Олега.
Историческая память
Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле. 1913–17. Архитектор А. В. Щусев. Фото 2009.
Фото А. И. Нагаева
К. б. нашла отражение в эпосе (легенды о боярине Захарии Тютчеве; былины «Илья Муромец и Мамай», «Про Мамая безбожного»), лит. и документальных памятниках. Уже в 1380 был составлен помянник павших в К. б. Его краткая редакция, в которой поминаются погибшие белозерские князья, моск. бояре и воеводы, известна в списках Вечных синодиков Успенского собора Московского Кремля с нач. 1490-х гг. (Мазуринский список), а со ссылкой на них – в ряде летописных сводов 15–16 вв. Более полный список павших, включающий младших воевод, приведён в Пространной редакции летописной повести о К. б., известной со 2-й пол. 15 в., а также в т. н. Сокращённых летописных сводах 1493 и 1495. К. б. отразилась и в «Слове о житьи и о преставлении великаго князя Дмитрия Ивановича, царя Рускаго». В 15–16 вв. сложился круг источников о К. б., объединённых не только общей темой, но и идеей сплочения рус. земель для защиты от иноземных захватчиков. Памятники Куликовского цикла («Задонщина», летописная «Повесть о Куликовской битве», «Сказание о Мамаевом побоище») продолжили лит. традиции описаний битв в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве» и др. В составе летописных сводов «Повесть о Куликовской битве» до нас дошла в 2 редакциях: Краткой – «О побоище на Дону» (создана вскоре после битвы, сохранилась в Рогожском летописце 1-й пол. 1440-х гг., Первом Белорусско-Литовском своде сер. 15 в. и Симеоновской летописи нач. 16 в.) и Пространной, составленной с использованием «Повести о житии Александра Невского», Краткой редакции «Повести», Синодика, «Чтения о Борисе и Глебе». В печатных изданиях о К. б. впервые упоминалось в «Житии Сергия Радонежского» (1642) и «Синопсисе» архим. Иннокентия (Гизеля), который впервые опубликовал текст «Сказания о Мамаевом побоище» (1680).
Изучение К. б. началось в 18 в. в трудах А. И. Манкиева, В. Н. Татищева и кн. М. М. Щербатова. Лит. произведения ей посвятили М. В. Ломоносов и Г. Р. Державин. Увековечение памяти о К. б. началось под влиянием Отеч. войны 1812 и возросшего интереса к прошлому России после выхода первых томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (ввёл в историч. науку понятие «Куликовская битва»). Важную роль в изучении и увековечении историч. памяти о К. б. сыграл С. Д. Нечаев, положивший начало музеефикации Куликова поля. В 1850 на Красном холме (высшей точке Куликова поля) открыт столп-памятник Дмитрию Донскому (арх. А. П. Брюллов, инж. А. А. Фуллон). В 1865–84 близ устья Непрядвы в с. Moнастырщина возведена ц. Рождества Богородицы, сменившая дерев. церковь, стоявшую, по преданию, на месте погребения рус. воинов, павших в К. б. С 1880-х гг. Куликово поле обследовалось воен. историками и тульским археологом Н. И. Троицким. В 1913–17 неподалёку от столпа-памятника построена ц. Сергия Радонежского (арх. А. В. Щусев).
В 1965 на Красном холме открыт филиал Тульского областного краеведч. музея. В 1981 по инициативе ГИМ совм. с Ин-том географии АН СССР и тульскими специалистами начались междисциплинарные исследования по программе «Куликово поле. История. Ландшафт». На Куликовом поле обнаружены др.-рус. городища, селища и летники, бескурганные могильники кон. 12 – сер. 14 вв. В результате палеопочвенных и палеоботанич. исследований выявлены ранее неизвестные контуры ландшафта и важнейшие коммуникации района Куликова поля начиная с эпохи голоцена. В 1996 создан Гос. военно-историч. и природный музей-заповедник «Куликово поле», в его состав входят музейно-мемориальные комплексы в с. Монастырщина и на Красном холме, поле битвы с прилегающей территорией.