1606,17 мая свержение лжедмитрия i

Связь Лжедмитрия с семьей Мнишек

Оказавшись в Польше Лжедмитрий влюбился в дочь местного воеводы Марину Мнишек. Ее отец, Юрий Мнишек, был человек вороватый (его не раз на этом ловили). Поэтому Лжедмитрий обещал тому:

  1. После воцарения выдать 1 миллион злотых на погашение долгов Мнишека.
  2. Отдать Марине в полное владение Новгород и Псков
  3. Способствовать переходу своих будущих подданных в католичество.

Это были условия сделки между Лжедмитрием и семьей Мнишек. После этого состоялась помолвка. Поляки начали готовиться к походу. Очень интересно что Сигизмунд 3 от похода Лжедмитрия 1 в Россию дистанцировался, сразу же и написав письмо Борису Годунову о том, что здесь есть самозванец, который собирает людей, но это все волонтеры, а Сигизмунд 3 к этому отношения не имеет.

ÐÑоги пÑавлениÑ

РÑд ÑеÑоÑм, пÑоводимÑÑ ÐжедмиÑÑием 1, бÑли напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° некоÑоÑое ÑлÑÑÑение жизни низовÑÑ ÑоÑловий. ÐÑла наÑаÑа (но не завеÑÑена) ÑабоÑа по ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ñвода законов. СÑÑемление ÐжедмиÑÑÐ¸Ñ 1 найÑи Ð±Ð°Ð»Ð°Ð½Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑами РоÑÑии и инÑеÑеÑами поддеÑживавÑей его РеÑи ÐоÑполиÑой поÑÑоÑнно ÑмеÑалоÑÑ Ð² полÑÐ·Ñ Ð¿Ð¾Ñледней. ЭÑо ÑÑало одной из клÑÑевÑÑ Ð¿ÑиÑин негоÑовноÑÑи вÑÑÑего ÑоÑÐ»Ð¾Ð²Ð¸Ñ Ð Ð¾ÑÑии оконÑаÑелÑно пÑинÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ в каÑеÑÑве ÑаÑÑ.

РиÑоге боÑÑба за веÑÑовнÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ Ð² РоÑÑии вÑлилаÑÑ Ð² многолеÑнее пÑоÑивоÑÑоÑние Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑазлиÑнÑми гÑÑппами знаÑи и Ñ Ð°ÐºÑивнÑм ÑÑаÑÑием ÑÑда иноÑÑÑаннÑÑ Ð´ÐµÑжав. Сама Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾ ÑÐºÐ¾Ð±Ñ ÑпаÑÑемÑÑ ÐмиÑÑии в иÑоге поÑодила ÑеÑÐµÐ´Ñ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ Ð°Ð²Ð°Ð½ÑÑÑиÑÑов, Ñвление коÑоÑÑÑ ÐµÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе ÑаÑÑаÑÑвало ÑелоÑÑноÑÑÑ Ð Ð¾ÑÑии.

Последствия Смуты

Главным итогом Смутное времени стали огромные демографические потери — население сократилось на несколько миллионов человек, образовалась огромная демографическая яма. Численность населения в 15 млн человек, достигнутую к концу XVI века удалось восстановить лишь к 1630-1640-м годам. Кроме того, возникла огромная внутренняя миграция — население бежало из южных и центральных районов на север, северо-запад и восток. Особенно мощным было бегство в Сибирь от преследований со стороны царских властей и закрепощения, что послужило мощным стимулом к освоению пространств Северной Азии.

Рост территории Русского царства в XVII веке

Тем не менее, Русское царство, в отличие от Османское империи, сумело выйти из гражданской войны без территориальных потерь. Был заложен фундамент для дальнейших реформ в области экономики и военного дела, самодержавие было вынуждено пойти на уступки населению. Хозяйственный упадок центральных и южных регионов ударил прежде всего по крупному боярскому землевладению — в течение XVII века роль боярства неуклонно снижалась, зато возрастала роль дворян и городов. Ужесточилось и закрепощение крестьян, что вызвало его растущее недовольство. Это предопределило последующий всплеск политической борьбы в стране в середине столетия.

Второстепенные герои трагедии Пушкина «Борис Годунов»

Пимен

— старый монах, летописец. У него спокойный вид, он посвятил себя служению Богу и выполняет своё предназначение — пишет правду истории для потомков. Молодость летописца прошла в военных походах, была довольно бурной. Он был свидетелем убиения царевича в Угличе, и с болью говорит Григорию о кровавом грехе. Венчание Бориса он воспринимает как горе: «Владыкою себе цареубийцу / Мы нарекли».

Пимен обмолвился о возрасте Дмитрия, чем невольно подтолкнул Григория к самозванству.

Образ Пимена в трагедии — собирательный образ древнерусского поэта, а голос поэта обычно звучит эхом своего времени.

Марина Мнишек

— дочь польского воеводы. Она производит на окружающих впечатление мраморной нимфы, в лице её нет жизни, улыбки. Эта красавица надменна, бездушна и непомерно честолюбива. Марина мечтает царствовать, у неё сильный характер, сильнее, чем у самозванца, а изворотливость Марины, как у змеи, отталкивает его от неё.

Пушкин писал, что заставил Дмитрия влюбиться в Мнишек, чтобы «Лучше оттенить её необычный характер».

Бояре (Шуйский и Воротынский)

— родовитые бояре, считающие себя более достойными занять царский престол. Шуйский — недруг Годунова, но хитёр, изворотлив, может легко придать словам другой смысл, способен на предательство. Изображает верноподданичество, но участвует во всех заговорах.

Пушкин изображает в боярах стремление к престолу, что типично для того времени.

Пострижение в монахи

Чтобы избежать смертной казни, Отрепьеву пришлось прятаться в Железноборовском монастыре. Там он, по всей видимости, постригся в монахи и принял имя Григорий. Предположительно, на тот момент ему исполнилось 20 лет. Новоиспеченный чернец также побывал в Спасо-Ефимиевом монастыре. Однако жизнь смиренного монаха не пришлась ему по вкусу, и через некоторое время он решил вернуться в Москву.

Романовы были сосланы в Сибирь, и шумиха, связанная с опалой, поутихла. Будучи постриженным в монахи, Григорий Отрепьев рассчитывал, что его появление в Москве останется незамеченным. Здесь один его родственник замолвил за Гришку словечко, и того приняли в Чудов монастырь.

На новом месте Отрепьев проявил себя с лучшей стороны и в течение года уже оказался в свите самого патриарха Иова. С ним он, в составе штата помощников, являлся на собор и в Думу. Благодаря своим способностям и яркой натуре, он смог добиться признания и высокого положения.

Биография

Биография Лжедмитрия I отличается от большинства других в первую очередь тем, что так до конца невыясненным и остается сама личность этого человека. Он убеждал всех, что является отпрыском Ивана Грозного, но позднее был признан самозванцем. Официальная дата рождения этого человека совпадает с днем рождения царевича Дмитрия, тогда как по другим источникам годы Лжедмитрия и настоящего сына царя не совпадают. То же касается и версий о месте рождения: сам он утверждал, что появился на свет в Москве, что соответствовало его легенде, тогда как разоблачители уверяли, будто родом Лжедмитрий-самозванец из  Варшавы. Стоит добавить, что царь Лжедмитрий 1 стал первым из трех разных людей, называвших себя выжившим царевичем.

Лжедмитрий I. Портрет из замка Мнишков в Вишневце | Исторический портрет

Вполне естественно, что биография Лжедмитрия 1 напрямую связана со смертью маленького царевича Дмитрия. Мальчик погиб при невыясненных обстоятельствах в восьмилетнем возрасте. Официально его смерть была признана несчастным случаем, но мать считала иначе, называла имена высокопоставленных убийц, что дало дальнейшей истории возможность связать воедино Бориса Годунова, Лжедмитрия и Шуйского Василия. Первого из них считали заказчиком убийства наследника престола, третий вел расследование и объявил смерть случайной, а Лжедмитрий воспользовался обстоятельствами и слухами, ходившими по Руси, о том, что царевич спасся и бежал.

На Москву

Будучи в Польше, самозваный царь щедро раздавал посулы своим сторонникам. Его целью было привлечение к себе большого количества единомышленников. Полякам он обещал земли – Новгород и Псков, которые должны были отойти во владение Марине Мнишек, дочери Юрия Мнишека, а также уверял, будто Русь станет католической. В Марину Мнишек, эту гордую красавицу, единственной страстью которой, по словам Пушкина, было честолюбие, Лжедмитрий Первый влюбился очень быстро. После воцарения беглого монаха она должна была стать его законной супругой.

Итак, раздав обещания польскому королю и его приближенным, Лжедмитрий вышел в поход на Москву. В то время еще жив оставался Борис Годунов, очень желавший получить самозванца в свои руки.

Лжедмитрий проходит Путивль, Крпомы, Рыльск. Калуга сдалась ему без боя, калужане поддержали лжецаря, надеясь, что с его приходом Смутное время закончится – в России установится мир, власть сосредоточится в одних руках.

Отследить продвижение войска Лжедмитрия можно по карте. В конце концов он, потеряв немало своих воинов в крупном сражении под селом Добрыничи, вошел в столицу. В это время Борис Годунов скончался, а чуть позже были убиты его супруга и сын Федор. Так что победа осталась за Дмитрием.

Образ

Григорий молодой парень двадцати лет от роду. При рождении был назван Юрием. Происходит из небогатого боярского рода. Подростком мотался по разным монастырям. После долгих мытарств оказывается в Чудовом монастыре. Является учеником духовного наставника Пимена.

Отрепьев невысокого роста. Достаточно крепкого телосложения. Рыжеволосый с ясными, голубыми глазами. Лицо парня портят бородавки, рассыпанные в хаотичном порядке.

На окружающих производил приятное впечатление. Был приветлив и дружелюбен со всеми.

Он не красив, но вид его приятен и царская порода в нем видна

…а ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волоса рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая…

Глупец

В народном сознании Лжедмитрий – персонаж однозначно отрицательный, ведь это он привёл интервентов на Русь. По этой причине его внешний и нравственный облик подаются не в самом выгодном свете. Но если описания внешности правдивы: красавцем мнимый Дмитрий не был: нос широк, на лице бородавки, руки – одна длиннее второй – правда, сложением статен, – то его нравственные качества не просто искажаются, но часто выворачиваются наизнанку.

Так, для простого обывателя Лжедмитрий – эдакий дурачок, марионетка в руках польского короля, Марины Мнишек с её отцом и русских бояр во главе с Шуйским. Но глупым человеком на деле царь не был. Современники отмечают, что глаза его были умны и выразительны. Он был прекрасным психологом и ярким артистом: Лжедмитрий быстро сумел расположить к себе и даже влюбить в себя толпу и затем умело манипулировал общественным мнением.

Момент его встречи с матерью, инокиней Марфой – неподдельная, как показалось, искренность – убедили его современников, что царь – настоящий.

Он смог обмануть не только простой русский люд, но искушённых в дипломатии польских сановников, иезуитов и даже Папу Римского, умело увиливая от данных им обещаний.

СМЕРТЬ ЛЖЕДМИТРИЯ ПЕРВОГО

На рассвете 17 мая 1606 года вооруженный отряд под руководством В.И.Шуйского вошел в Кремль. С криком «Зрада!» («Измена!») Лжедмитрий попытался убежать, но был жестоко убит. Его труп подвергли торговой казни, посыпали песком, мазали дегтем.

Среди жителей Москвы цареубийство вызвало неоднозначную реакцию, многие плакали, глядя на поругание. Его сначала похоронили в так называемом «убогом доме», кладбище для замёрзших или упившихся, за Серпуховскими воротами. Сразу после похорон ударили суровые морозы, которые уничтожили траву на полях и посеянное зерно.

По городу пошли слухи, что виной тому волшебство бывшего монаха. Говорили также, что «мёртвый ходит» и над могилой вспыхивают и движутся огни, слышатся пение и звуки бубнов. А на следующий день после погребения, тело само собой оказалось у богадельни, а рядом с ним сидели 2 голубя, не желающие улетать.

Труп «расстриги-еретика» Лжедмитрия, как рассказывают легенды, попытались закопать еще глубже, но через неделю он вновь очутился на другом кладбище, то есть «земля его не принимала», впрочем, как не принимал и огонь. Все же, тело Лжедмитрия выкопали, сожгли и, смешав его пепел с порохом, выстрелили из пушки в ту сторону, откуда он пришел — в сторону Польши. По воспоминаниям Марины Мнишек, «последнее чудо» совершилось, когда труп Лжедмитрия тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дороги.

В народной памяти образ Лжедмитрия сохранился в нескольких балладах и сказах, в которых  он предстает в роли колдуна, чернокнижника с помощью нечистой силы захватившего над Москвой власть. Также, неоднозначный образ Лжедмитрия нашел место в пьесе Лопе де Вега «Великий Князь Московский или Преследуемый император», в стихотворных трагедиях А. П. Сумарокова (1771) и А. С. Хомякова (1832), носящих одно и то же имя («Димитрий Самозванец»),  в пьесе А. Н. Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1886), в опере Антонина Дворжака «Димитрий» (1881—1882), в романах Харольда Лэма Хозяин волков», Райнера Мария Рильке «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910) и творчестве  Марины Цветаевой (цикл «Марина»).

Детей у Лжедмитрия не было.

Несмотря на столь двойственную судьбу, как правитель, Лжедмитрий, в соответствии со всеми современными отзывами, отличался огромной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами.

Смерть царевича

Появление Лжедмитрия Первого в анналах истории российского государства напрямую связано со смертью маленького царевича Дмитрия, который погиб в восьмилетнем возрасте при невыясненных обстоятельствах. Официальной версией его смерти стал несчастный случай – неудачное падение на нож во время игры в «тычку» (кидание ножа в землю).

Этими слухами решил воспользоваться самозванец, объявивший себя сыном царя Ивана Грозного, законным наследником царского престола. Происхождение этого человека до сих пор остается загадкой. Существует несколько версий относительного того, кто же занимал трон в годы правления Лжедмитрия 1.

Проблема отождествления

Когда (16 октября 1604) самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий I), перешёл русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство Бориса официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах, расстрига Гришка Отрепьев. Григорию была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдаёт себя за Дмитрия — не Отрепьев, а истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах, «старец» Леонид (старцами в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

Правительство Фёдора Годунова в связи с этим внесло (апрель 1605 года) в формулу присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя Дмитрием» — а не «Отрепьеву». Это вызвало у многих уверенность в том, что версия об Отрепьеве — ложь, а царевич Дмитрий — настоящий. Вскоре Лжедмитрий I воцарился на московском престоле (с 01 июня 1605), короновался (30 июля 1605) и был признан, искренне или нет, истинным сыном Ивана Грозного.

После убийства Лжедмитрия I (17 мая 1606) правительство Василия IV Шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был Григорий Отрепьев, как к официальной. Такое положение дел сохранялось и при Романовых. Имя «Гришки (со времён Павла I — Григория) Отрепьева» сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в Неделю православия, вплоть до царствования Александра II.

Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев — одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н. М. Карамзин. Вместе с тем, например, Н. И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Патриарха Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича. Костомаров сообщает и ещё одну интересную подробность из жизни Димитрия (Лжедмитрия I). Когда Лжедмитрий I наступал на Москву, то возил вместе с собой и всенародно в разных городах показывал лицо, называвшее себя Григорием Отрепьевым, тем самым разрушая официальную версию о том, что он тождественен Григорию.

Оба эти мнения воплощены в написанных в XIX веке драматических произведениях о Борисе Годунове; мнение Карамзина обессмертил А. С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов», мнению Костомарова последовал А. К. Толстой в пьесе «Царь Борис».

В. О. Ключевский придерживался следующего мнения: «Важна не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу».

С. Ф. Платонов писал так: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта».

Дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в XX в.; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношение Лжедмитрия I к Романовым. Историк Руслан Григорьевич Скрынников придерживается мнения о тождестве личности Отрепьева и Лжедмитрия. В подтверждение этой гипотезы он приводит большое количество доказательств.

Установленные факты

Григорий Отрепьев родился в волости Борок, Галичской области (около 1581) и принадлежал к небогатому роду Нелидовых, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря, величиной в 400 четей (около 40 гектаров) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей — Юрия и его младшего брата Василия. Для того чтобы прокормить семью и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин, а также одного холопа с пищалью и долгою, которого он был обязан полностью снарядить за свой счёт. Доходов, вероятно, не хватало, так как Богдан Отрепьев вынужден был арендовать землю у Никиты Романовича Захарьина (деда будущего царя Михаила), чьё имение находилось тут же по соседству. Погиб он очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова.

Ребёнок оказался весьма способным, легко выучился чтению и письму, причем успехи его были таковы, что решено было отправить его в Москву, где он в дальнейшем поступил на службу к князю Борису Черкасскому и позже к Михаилу Никитичу Романову. Здесь он опять же показал себя с хорошей стороны и дослужился до высокого положения. В 14 лет (1595) пострижен в иноки в монастыре Железный Борок под именем Григорий, а около 1600 посвящён патриархом Иовом в дьяконы. Однако простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного монастыря в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего двоюродного дяди Елизария Замятни-Отрепьева, поступает в Чудов монастырь. Грамотного монаха вскоре замечает архимандрит Пафнутий, затем после того, как Отрепьев составил похвалу московским чудотворцам, он делается «крестовым дьяком» — занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе».

Именно там, если верить официальной версии, выдвинутой правительством Годунова, будущий претендент начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже, опять же если верить официальной версии, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но дьяк Смирной-Васильев, которому было это поручено, по просьбе другого дьяка Семёна Ефимьева отложил исполнение приказа, потом же совсем забыл об этом, пока неизвестно кем предупреждённый Григорий в компании с иноками Варлаамом
и Мисаилом бежит в Галич, затем в Муром, в Борисоглебский монастырь и далее — на лошади, полученной от настоятеля, через Москву в Речь Посполитую (февраль 1602), где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем» (1603).

Отмечается, что бегство это подозрительно совпадает со временем разгрома «романовского кружка», также замечено, что Отрепьеву покровительствовал кто-то достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк Василий Щелкалов, также подвергшийся затем гонению от царя Бориса.

Гришка Отрепьев: официальная версия

Первое заявление о том, что человек, выдающий себя за царевича Дмитрия, это беглый монах Григорий Отрепьев, прозвучало от правительства Бориса Годунова. Официальная версия гласила, что по происхождению Гришка был сыном галичского дворянина Богдана Отрепьева. Соответственно в миру он был известен как Юрий Богданович Отрепьев.

Имя Григорий было получено после пострига. Постригся он по причине «буйного и беспутного поведения». Тем не менее, Григорий стал дьяком Чудова монастыря в Кремле и некоторое время даже служил секретарем патриарха Иова. Позже Григорий бежал из монастыря в Литву.

Стоит отметить, что вышеописанную версию Годунов предложил польскому двору. Как известно, именно на территории Речи Посполитой самозванец впервые объявил себя погибшим царевичем. По этой причине его считали авантюристом на польской службе.

Несколько другие объяснения были предложены венскому двору. В личном послании императору Габсбургов Борис писал, что Отрепьев был одним из холопов Михаила Романов, но бежал и постригся в монахи. Напомним, что Романовы были главными соперниками Годунова в борьбе за престол. О том, что Отрепьев был беглым холопом Романова, позже во всеуслышание объявил патриарх Иов.

Интересно, что после того как правительство Годунова сделало официальное заявление о личности самозванца, Лжедмитрий начал показывать народу человека, утверждавшего, что он и есть Григорий Отрепьев. После трагического завершения правления Лжедмитрия I правительство Василия Шуйского вернулось к версии о том, что он был Гришкой Отрепьевым. Его имя сохранялось в числе анафематствуемых вплоть до времен Александра II.

Шуйский, правда, уточнил, что Отрепьев служил у бояр Микитиных, а затем у князя Черкасова. Будущий самозванец «заворовался и постригся в ченцы». Как бы там ни было, но многие исследователи считают службу Отрепьева у бояр романовского круга подлинным фактом.

След реального Отрепьева теряется на пути от границы с Литвой до Острога. На том же самом пути и в то же самое время впервые обнаруживается Лжедмитрий I. Первые попытки самозванца получить поддержку православного духовенства в Литве потерпели неудачу. Тем не менее, он не остался без посторонней помощи, а нашел покровителей в лице польских и литовских магнатов.

Правление Лжедмитрия 1 и 2

Для Руси начало 17 века стало одним из сложнейших периодов за всю историю. Неурожаи в течение нескольких лет, подряд, спровоцировали недовольство правлением Бориса Годунова не только в кругах боярской знати, но и среди простого люда.

Человек, позже ставший известным, как Лжедмитрий 1 (и, конечно же, серьезные политические силы в Польше), воспользовался удобнейшим моментом и в 1601 г. объявил себя чудесным образом спасшимся царевичем.

Нужно сказать, что происхождение Лжедмитрия 1 остается до сих пор достоверно не установленным. Однако краткая биография Лжедмитрия 1 сообщает, что он был сыном Богдана Отрепьева, дворянина из Галича. Приняв постриг, Григорий Отрепьев стал монахом Чудова монастыря, откуда бежал, предположительно, в 1601 г.

После 1601 г., получив серьезную поддержку аристократии и духовенства Польши, Лжедмитрий занимается подготовкой возвращения «законного» правителя на престол России. Сам же Лжедмитрий в этот период щедро раздает обещания о вознаграждениях (отдать Польше Северскую и Смоленскую земли) и помощи (в частности Сигизмунду 3 против Швеции), принимает тайно католичество.

Только осенью 1604 г. он с польско-литовским отрядом вступает на Российские земли недалеко от Чернигова. Этот ход, видимо, был неплохо рассчитан. Крестьянские восстания в южных землях очень поспособствовали успешному исходу похода. Лжедмитрий 1 смог хорошо укрепиться в Путивле.

Вскоре после этого умирает Борис Годунов. Власть переходит к его сыну Федору. Но, он был 1 июня 1605 г. свергнут в ходе восстания. А основная часть армии перешла на сторону самозванца. Вступив в столицу России 30 июня 1605 г. по новому стилю, Лжедмитрий 1 уже на следующий день был коронован на царство. Церемония прошла в Успенском соборе.

Началось правление Лжедмитрия 1 с попыток проведения самостоятельной политики. Он учредил денежные и земельные оклады желая получить поддержку знати. Средства на это требовались немалые и они были найдены за счет пересмотра земельных прав монастырей. Крестьяне, так же, получили определенные послабления. Например, южные области были освобождены от выплаты налогов на 10 лет. Однако меры эти успеха Лжедмитрию не принесли. Для выплаты денег Польше пришлось заметно увеличить налоги. И это привлекло кркстьянско-казацкому восстанию уже в следующем 1606 году. Для его прекращения самозванцу пришлось пойти на большие уступки, но военная сила не применялась.

Однако в полном объеме выполнять обещания, данные Сигизмунду 3, Лжедмитрий 1 не спешил, что заметно испортило их взаимоотношения. Ситуация внутри страны тоже была близка к кризису. В результате возникшего заговора, во главе которого встал Шуйский Лжедмитрий 1 был убит. Это произошло во время вспыхнувшего в столице бунта. Горожане, крайне негативно настроенные против множества поляков, съехавшихся на свадьбу самозванца и Марии Мнишек. Тело первоначально захоронили, но потом сожгли. Пепел был выстелен из пушки в сторону Польши.

Но, уже в 167 г. в Польше появился еще один самозванец – Лжедмитрий 2. Он известен под прозвищем Тушинский Вор. О биографии этого «чудом спасшегося Лжедмитрия 1» известно крайне мало. Пожалуй, единственный достоверно установленный факт – это его невероятная похожесть на первого самозванца. Он поддержал начавшееся в тот период восстание Болотникова. Однако двум армиям не удалось соединиться под Тулой, как планировалось изначально.

В 1608 г. войско Шуйского было полностью разбито, а сам Лжедмитрий 2 обосновался в Тушине. Москву взять ему не удалось, а потому армия занялась грабежами и погромами. Именно из-за этого эпизода в биографии Лжедмитрий и получил свое прозвище. Такое «правление Лжедмитрия 2» продолжалось 2 г. Не в силах самостоятельно изменить ситуацию, Шуйский заключил договор с правителем Швеции, обещая отдать Карелы, в обмен на помощь. Михаил Скопин-Шуйский, племянник царя был поставлен командующим. Он оказался талантлив в ратном деле и победы Шуйского дали Польше повод вмешаться и начать интервенцию. Однако путь по русским землям не был простым. Смоленск смог обороняться 20 месяцев.

Лжедмитрий 2 после появления войска Шуйского бежал и обосновался в Калуге. На царство был венчан Сигизмунд Владислав. Надежды, которые возлагались на Скопина-Шуйского, не оправдались. В 1610 г. он при невыясненных обстоятельствах умер. Надеясь вновь занять престол, Лжедмитрий 2 с войском двинулся к столице. Но, скоро ему снова пришлось бежать в Калугу, где он и был убит в августе 1610 г. В 1613 г. Смутное Время для Руси закончилось и на царство был венчан первый правитель из рода Романовых.

Правление Лжедмитрия I

Смерть Годунова вызвала массовый переход высшей аристократии на сторону Лжедмитрия — в течение апреля-мая ему присягнули воевода Петр Басманов, Захарий и Прокопий Ляпуновы, а в дальнейшем князья Мстиславский и Шуйские. 11 июня в ходе восстания в Москве Фёдор II Годунов был низвержен, а 20 июня убит вместе с матерью. В этот же день самозванец въехал в столицу, где его признали сыном Ивана Грозного бояре и «мать» — Марфа Нагая.

Официально нового царя называли Дмитрием Ивановичем, однако в истории он остался как Лжедмитрий I.

Внешняя политика

Лжедмитрий I

Не смотря на то, что Лжедмитрий пришел к власти при активной помощи поляков, при вступлении на престол он не превратился в польского ставленника. Послу Польши было отказано в территориальных уступках, ранее обещанных Владиславу IV, вместо этого предлагалась денежная компенсация. Так же Лжедмитрий стал искать союзников на Западе против турок — прежде всего в лице папы римского и польского короля. В общении с иностранцами он стал пользоваться титулом «император«, однако католические державы его не признали из-за отказа Лжедмитрия от обращения в католицизм и запрета на въезд в Россию иезуитов.

Тем не менее, неудача в создании дипломатического союза не остановила подготовки к войне с турками — рассчитывая воспользоваться гражданской войной в Турции, он начал подготовку к походу на Азов, для чего в Москву были вызваны войска с северо-запада страны — из Новгорода и Ливонии. В столице активизировалось производство артиллерии, а на Дону началось возведение флота. Однако эти мероприятия обернулись ничем, т. к. уже 27 мая 1606 года против Лжедмитрия возник заговор, в котором приняли активное участие дворяне северо-запада, лояльные Шуйским.

Внутренняя политика

Лжедмитрий I проводил политику на примирение различных аристократических кланов внутри правящей элиты — были возвращены из ссылки жертвы Бориса Годунова, прежде всего Романовы, Богдан Бельский и др. Прощение за поддержку Годунова получили Шуйские и Мстиславский.

Марина Мнишек

Экономическое положение стало улучшаться — крестьянам разрешили покидать помещиков при угрозе голода, запрещалась потомственная запись в холопство, южные земли освобождались от налогов на 10 лет, зато теперь подати стали платить народы Сибири и Поволжья. Частично были конфискованы монастырские земли, начата активная борьба со злоупотреблениями и взяточничеством, телесные наказания заменены денежным штрафом. Лжедмитрий даже поставил вопрос о полном упразднении смертной казни. Велась разработка нового Судебника, однако закончить ее царь не успел.

Началась «европеизация» государственного аппарата — Боярская дума была переименована в Сенат, в его состав вошли представители духовенства, создавалась «Тайная канцелярия«, которая ведала личными расходами царя и религиозными вопросами, а так же иностранная гвардия. В стране вводилась поразительная для XVII века веротерпимость — православные уравнивались в правах с католиками и протестантами, снимались ограничения для передвижения иностранцев.

Московское восстание

Эти мероприятия нового царя, идущие в разрез с вековой традицией, вызвали возмущение среди высшей аристократии и духовенства. Особенно недовольство возросло после свадьбы самозванца и Марины Мнишек 13 мая 1606 года, на которую в Москву съехалось множество поляков, отношение к которым у москвичей было крайне настороженным. В ходе праздничных торжество произошло несколько серьезных столкновений горожан с иностранцами.

Лжедмитрий I и Петр Басманов в день Московского восстания

В итоге 24 мая созрел заговор во главе с Василием Шуйским, который рассчитывал использовать дворян из северо-западных регионов, которые в Москве ожидали начала похода на Крым. 27 мая во главе отряда из 200 вооруженных дворян Шуйские, Голицын и Татищев выехали на Красную площадь и объявили, что «литва» пытается убить царя. Горожане, среди которых Лжедмитрий пользовался популярностью, начали избиение поляков, чем воспользовались люди Шуйского, ворвавшиеся в Кремль, перебив немецкую охрану самозванца и расправившись с его ближайшим помощником Петром Басмановым.

Лжедмитрий, пытаясь спастись, выпрыгнул из окна, сломал ногу, был схвачен, но стрельцы отказались убивать царя. Лишь после того, как пришло известие, что его «мать» Марфа Нагая, к которой была послана депутация, отреклась от самозванца, люди Шуйского добили его. Тело Лжедмитрия было выставлено на всеобщее обозрение, а спустя два дня — 29 мая — новым царем провозгласили главу заговора Василия Шуйского.

Лжедмитрии, не добравшиеся до власти

Лжедмитрий III – довольно загадочная персона. Даты его рождения мы не знаем, как и его происхождения. Первое появление Лжедмитрия № 3 случилось в Новгороде. Некий человек (вероятно, торговец) прямо на городском рынке начал вещать народу, что он и есть спасшийся сын Ивана Четвертого. Новгородцы ему не поверили и изгнали из города. Тогда загадочный молодой человек собрал сторонников из разных слоев населения и начал движение по Руси. Вошел в Ивангород, после – во Псков. Признало его первое (казацкое) ополчение. Но так как вел он себя крайне непохвально (пьянствовал, позволял своему войску бесчинствовать и разбойничать), его убили.

Лжедмитрий 4 тем временем объявился в Астрахани. Даты появления обоих самозванцев практически совпадали. «Мозгом» и руководством его войска стал Петр Урусов – тот самый, что совершил убийство второго самозванца. О нем вообще мало что известно: он бесследно исчез. Возможно, этого Лжедмитрия просто-напросто народ осмеял и прогнал.

Был ли какой-нибудь 6 Лжедмитрий? Возможно, где-нибудь в захолустном городке и появлялся. А вот пятый точно существовал. Это был некий Михаил Молчанов, участвовавший в попойках и развлечениях первого самозванца. После его смерти прихватил кое-какое ценное государственное имущество и реликвии и отправился по русским городам, заявляя повсюду, что он – спасшийся царь Димитрий. Старался попасть под покровительство поляков. Но до трона дойти не сумел.

ХоÑел оÑдаÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ñкам

СледÑÑÑий ÑÑÑойÑивÑй Ð¼Ð¸Ñ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑÑаеÑÑÑ Ð²Â Ñом, ÑÑо ÐжедмиÑÑий â пÑедаÑелÑ, пеÑебежÑик, и ÑÑо он пÑивÑл полÑков в РоÑÑÐ¸Ñ Ð¸Â Ð½Ð°Ñал Ñем жеÑÑокое СмÑÑное вÑемÑ.

Ðн, дейÑÑвиÑелÑно, пÑебÑÐ²Ð°Ñ Ð²Â ÐолÑÑе и гоÑовÑÑÑ ÑолÑко к поÑÐ¾Ð´Ñ Ð½Ð°Â ÐоÑквÑ, обеÑал коÑÐ¾Ð»Ñ Ð ÐµÑи ÐоÑполиÑой СигизмÑÐ½Ð´Ñ III «веÑнÑÑÑ» ÑевеÑÑкÑÑ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð¸Â Ð¡Ð¼Ð¾Ð»ÐµÐ½Ñк. РÑвоей бÑдÑÑей жене ÑÐºÐ¾Ð±Ñ ÑоÑел оÑпиÑаÑÑ ÐовгоÑод и ÐÑков. Ðо, ÑÑав ÑаÑÑм, он пÑинÑлÑÑ Ð²ÐµÑÑи ÑÐµÐ±Ñ Ð½ÐµÐ·Ð°Ð²Ð¸Ñимо оÑ СигизмÑнда, ÑÑебовал, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÐ¾Ñ ÐµÐ³Ð¾ назÑвал непобедимÑм ÑезаÑем. ЧÑо до земелÑ, Ñо полÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ»Ñ ÑаÑÑ Ð¿ÑÑмо обÑÑвил: иÑ пеÑедаÑа коÑÐ¾Ð»Ñ Ð½ÐµÐ²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð°.

ÐÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¡Ð¸Ð³Ð¸Ð·Ð¼Ñнда и ÐжедмиÑÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñле воÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ñледнего ÑÑали наÑÑнÑÑÑми, еÑли не ÑказаÑÑ Ð²ÑаждебнÑми. РÑо вÑемÑ, когда пÑоÑив ÑаÑÑ Ð±Ð¾ÑÑе во главе Ñ ÐаÑилием ШÑйÑким гоÑовили заговоÑ, в ÐÑакове подÑмÑвали о Ñом, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑвеÑгнÑÑÑ Ð½ÐµÑгодного СигизмÑнда и поÑадиÑÑ Ð½Ð°Â ÐµÐ³Ð¾ ÑÑон молодого ÑÑÑÑкого гоÑÑдаÑÑ.

Кто такой Лжедмитрий Первый

Однажды в польских землях появился слух, будто нашелся царевич Димитрий, которому удалось уйти от кровавой расправы, запланированной над ним Борисом Годуновым в Угличе. Некий молодой человек, ныне известный нам под именем Лжедмитрий I, а тогда просто один из служащих сандомирского воеводы Юрия Мнишека, утверждал: он имеет кровное родство с Рюриковичами, являясь родным сыном Марии Нагой – супруги Ивана Грозного.

Насколько это могло быть правдой – никто не знал. Кто придумал такую оригинальную легенду – история умалчивает. Ясно, что московским боярам, недовольным правлением Бориса Годунова, эта история оказалась на руку. Они стали всячески поддерживать идею о чудесном спасении царского отпрыска и бегстве его в польские земли.

Полякам также понравилась мысль о возможности похода на Москву и утверждении господства над огромной Русью.

Так беглый монах-расстрига Григорий Отрепьев (он же – Лжедмитрий Первый) заручился мощной поддержкой сильных мира сего и, возможно, не осознавая, что является лишь марионеткой в чужих руках, отправился на Русь, чтобы занять московский престол.

Есть разные версии о происхождении Лжедмитрия. Некоторые отождествляют его с честолюбивым итальянским священнослужителем или сыном Стефана Батория (который, кстати, публично признал, что детей у него не было), иные склонны считать, что Лжедмитрий в самом для спасенный царевич. Но самой правдоподобной остается все-таки версия о монахе Чудова монастыря. Самозванец знал русскую грамоту, но писал с ошибками, польский же язык не знал вовсе. Был более-менее знаком с историческими событиями, хорошо разбирался в тонкостях православия.

Для наибольшей убедительности Лжедмитрий после вторжения в Россию призвал к себе мать Дмитрия Марию Нагую, которая сразу же признала в нем сына. Что заставило женщину пойти на такой шаг? Вероятно, угрозы или обещания.

И снова бегство

Неизвестно, что тогда было у Гришки Отрепьева на уме, но он начал, как бы невзначай, выспрашивать у окружающих о подробностях гибели царевича Дмитрия, интересовался правилами придворного этикета. Также он открыто утверждал, что может стать царем России. Вскоре эти слухи дошли до Бориса Годунова, на тот момент правившего страной, и тот приказал сослать зарвавшегося инока в Кириллов монастырь. Однако Григория успели предупредить об этом, поэтому он покинул столицу.

Поскитавшись по стране, беглый монах Григорий Отрепьев в 1602 г. вновь вернулся в Москву, где оставался недолго, а уходя, прихватил с собой еще двух монахов. Вместе они спокойно путешествовали, ведь на монахов никто не обращал внимания. Беглецы побывали в Киево-Печерском монастыре, занимались сбором денег якобы на строительство монастыря, однако забрали их себе. В конце концов они пришли в Брачин, к литовскому князю Адаму Вишневецкому.

Лжедмитрий 1 это Григорй Отрепьев?

Кем был самозванец Лжедмитрий 1? Версия что это был Григорий Отрепьев мягко говоря сомнительная. Отрепьев никак не тянул на роль самозванца, потому что Григорию было уже за 30, а самозванцу было чуть более 20 лет. Следовательно разница 10-12 лет. Да и прямых доказателсьтво того, что это одно и тоже лицо,нет. Поэтому следует различать Лжедмитрия 1 и Отрепьева, поскольку достоверных сведений о том, что это одно и тоже лицо, в истории России нет.

История Григория Отрепьева такова. Его отец был сотник, которого по пьянке зарезали в драке. Гришка с молодых лет был очень способным человеком. У него был хороший почерк, он переписывал книги, отличался большим артистизмом, поступил на службу к Романову старшему, принимал участие в сражении на подворье Романовых в 1600 году, и спасаясь от виселецы. В 20 лет был пострижен в монахи. Из Суздаля непонятным образом попал в Чудов монастырь. В 1602 году оказался в Литве, где, как принято считать, объявил себя царевичем Дмитрием.

Нужно сказать что Романовы очень здорово подчистили историю России за столетия своего правления. Многие документы того времени историки называют откровенными подделками. Поэтому вероятность, что Самозванец был Отрепьевым есть, но она крайне невелика. Но каким было на самом деле правление Лжедмитрия 1 и кем он был — достоверно мы до сих пор не знаем. И скорее всего никогда не узнаем.

Аргументы сторонников официальной версии

Известный специалист по истории России 16-17 веков Р. Скрынников отмечал, что московские власти объявили Лжедмитрия Отрепьевым не на пустом месте, а на основания данных расследования. Но базе показаний родственников Григория были собраны подробные сведения о его похождениях.

Упомянутый историк отмечает, что родовое гнездо Отрепьевых располагалось рядом с селом Домнино, костромской вотчиной Романовых. Это объясняет, почему молодой провинциальный дворянин оправился на их московское подворье. Происхождение давало ему возможность надеяться на должность конюшего или дворецкого. Но после начала преследований против Романовых Отрепьева ждала тяжелая участь. Страх перед казнью привел молодого дворянина в монастырь.

Косвенно тождество самозванца и Отрепьева подтверждают автографы Лжедмитрия. Палеографический анализ писем последнего показал, что Лжедмитрий был великороссом, плохо знавшим польский язык, но свободно писавшим по-русски. Почерк его имел особенности, характерные для московских приказных канцелярий, что объясняет, почему патриарх взял его к себе в качестве секретаря.

Официальная версия нашла яркое воплощение в пьесе Пушкина «Борис Годунов». Она также описана в трагедии А. Сумарокова «Дмитрий Самозванец» и одноименном романе Ф. Булгарина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector