Как запомнить параграф по истории
Содержание:
«Ярослав Мудрый (1015—1054)»
После смерти Владимира киевским князем стал его старший сын Святополк (1015—1019 гг.), который сразу же начал войну со своими братьями с целью обезопасить себя от их посягательств на великокняжеский трон. Победителем из нее вышел второй сын Владимира — Ярослав, правивший в Новгороде.
Правление Ярослава, прозванного Мудрым (1019—1054 гг.), — время наивысшего расцвета и могущества Киевской Руси. Ярослав обезопасил южные границы державы, нанеся в 1036 г. сокрушительный удар печенегам. Эта победа укрепила власть Ярослава на западных границах, вернув в состав Руси захваченный Польшей Перемышльский район (1026 г.). Основал города Юрьев (современный Тарту), Ярославль, Новгород-Северский. При Ярославе возникли первые русские монастыри. В 1030 г. Ярослав основал монастырь Святого Георгия и Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский монастырь в Киеве. В 1051 г. впервые без участия константинопольского патриарха Ярослав сам назначил первого русского митрополита Илариона. При Ярославе в Древнерусском государстве законодательно закрепляется система феодальных отношений («Русская правда»).
Великий князь.
Во главе Древнерусского государства стоял киевский великий князь, опиравшийся на военную силу — дружину. Совещательный орган при князе назывался Боярской думой. С членами думы обсуждались государственные вопросы и принимались решения по важным вопросам и текущим делам.
Киевскому князю подчинялись правители других княжеств. Территория Древней Руси состояла из уделов (частей) во главе с удельными (местными) князьями. Удельные князья подчинялись киевскому князю и опирались на собственную удельную дружину. Такая система государственной власти характерна для Средневековья и называется вассалитетом.
Великий князь был владельцем всех земель в государстве. Он наделял (жаловал) своих дружинников вотчинами (земли, отдававшиеся человеку во владение и закреплявшиеся за его потомками).
Правление Ярослава Мудрого.
Земледельческое население Древней Руси объединялось в соседскую общину — вервь. Свободных общинников называли людьми, или смердами. Община состояла из одного или нескольких поселений. В состав общины входили смерды-земледельцы и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники).
Временно зависимого крестьянина называли закупом. Это был человек, получивший от землевладельца купу (кипу) — помощь в виде участка земли, денежной ссуды, семян, орудий труда и обязанный вернуть или отработать купу с процентами. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув купу. Другой вид зависимого человека — рядович, т. е. человек, заключивший с феодалом определенный договор-ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду. В Древнерусском государстве существовало рабство, не игравшее значительной роли в экономике страны. Рабы назывались холопами, или челядью. Рабами становились пленники. Было распространено временное долговое холопство, которое прекращалось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.
«Русская Правда».
Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»).
«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.
Правда Ярославичей.
Первые признаки феодальной раздробленности Древнерусского государства появились в 1054 г. после смерти Ярослава Мудрого. В 1054—1068 гг. Киевская Русь находилась в совместном управлении сыновей Ярослава (триумвират Ярославичей) — Изяслава, Святослава и Всеволода. Братья пересмотрели «Русскую правду» и утвердили «Правду Ярославичей». Они совместно принимали решения о замещении освободившихся княжеских престолов. В 1068 г. триумвират распался, и между претендентами на киевский престол началась ожесточенная борьба.
Конспект урока Истории России «Ярослав Мудрый (1015—1054)».
Следующая тема: «Владимир Мономах (1113-1125)»
Образование Российской Федерации
Раздел ОГЭ по истории: 3.2.1 Образование Российской Федерации как суверенного государства.
Российская Федерация (РСФСР) была крупнейшей республикой в составе СССР, однако до 1990 года какой-либо существенной самостоятельностью не обладала.
12 июня 1990 г. — принятие Верховным Советом РСФСР декларации о суверенитете. Основные положения декларации:
- Полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР.
- Верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР —*• действие актов СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается на всей территории.
- Полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах.
- РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, который устанавливается союзным договором и основанным на нём законодательством
День принятия Декларации о суверенитете РСФСР стал общероссийским праздником. В настоящее время 12 июня отмечают как День России.
17 марта 1991 г. был проведён всероссийский референдум, по итогам которого большинство населения РФ высказалось за сохранение СССР, а также был введён пост Президента РСФСР.
После поражения ГКЧП в августовском путче, Президент РСФСР Б.Н. Ельцин издал ряд указов, переподчиняющих себе находящиеся на территории России союзные органы исполнительной власти, союзную армию, милицию, КГБ СССР. Ельцин переподчиняет себе, то есть переводит под юрисдикцию России множество союзных отраслей, министерств и ведомств.
Исполнительно-распорядительные органы Советов — исполкомы стали упраздняться, вместо них стали создаваться администрации. Председателей исполкомов заменили главами администраций. Усиливалась исполнительная ветвь власти. До конца 1991 года новая система власти была введена во всех регионах РСФСР.
1 октября 1991 г. был представлен проект — «Стратегия России в переходный период» (известный ещё как «Меморандум Бурбулиса»). Его главной мыслью было превращение РСФСР в независимое государство, которое станет на международной арене единственным наследником Советского Союза.
8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Председатель Верховного Совета Белоруссии объявили о невозможности создания конфедеративного Союза Суверенных Государств и о прекращении существования СССР; было подписано Беловежское соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ).
12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежское соглашение.
25 декабря 1991 г. Горбачев подписал указ о сложении с себя полномочий Президента СССР и над Кремлём произошла символическая смена флага СССР на российский триколор.
25 декабря 1991 г.— переименование РСФСР в Российскую Федерацию (РФ, Россия). Главная внутриполитическая задача российского руководства: оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада РФ.
26 декабря 1991 г. Совет Республик Верховного Совета СССР (образованный Законом СССР, но не предусмотренный Конституцией СССР), принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ. После прекращения существования СССР 26 декабря 1991 Российская Федерация стала независимым государством и была признана международным сообществом как государство-правопреемник СССР.
31 марта 1992 г.— подписание в Москве Федеративного договора о разграничении полномочий между федеральными органами и органами власти суверенных республик в составе РФ:
- подтверждение территориальной целостности РФ;
- провозглашение договорного принципа установления отношений между Федеральным центром и субъектами РФ.
В апреле 1992 года Съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать Беловежское соглашение и исключить из текста российской конституции упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния Съезда народных депутатов с президентом Ельциным, которое в дальнейшем привело к политическому кризису в сентябре — октябре 1993 года.
Конспект урока по истории «Образование Российской Федерации». Выберите дальнейшее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по истории России
- Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
- Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
- Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории
«Народы на территории России в древности»
Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Индоевропейцы — древнее население территорий Европы и Азии. Продолжая перемещаться и группироваться на территории Евразии, они уже во II тысячелетии до н. э. составили в Центральной и Восточной Европе особый массив из германцев, балтов (литовцы, латыши) и славян, составивших общую балто-славянскую группу народов. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться в середине I тысячелетия до н. э.
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н. э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н. э.; географ Птолемей Клавдий, II в. н. э.).
Первые сведения о политической истории славян относятся к IV в. н. э. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово».
Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. По этому степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Центральной Азии, волна за волной кочевые племена вторгались в Восточную Европу. В конце IV в. готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедшими из Центральной Азии. В 375 г. орды гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. После смерти предводителя гуннов Атиллы (453 г.) гуннская держава распалась, и они были отброшены на восток.
В VI в. тюркоязычные авары (русская летопись называла их обрами) создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией в 625 г. «Умом гордые» и телом великие авары-обры исчезли бесследно. «Погибли как обры» — эти слова с легкой руки русского летописца стали афоризмом.
Крупнейшими политическими образованиями VII—VIII вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т. е. болгар. Другая часть болгар-тюрок с ханом Батбаем пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава — Волжская Болгария (Булгария). Ее соседом, занимавшим с середины VII в. территорию Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым, был Хазарский каганат, который взимал дань с приднепровских славян вплоть до конца IX в.
Славяне были язычниками. Язычество — политеистическая религия (многобожество). Ипостасей бога Солнца было четыре, по числу времен года: Хоре (Коляда) — солнце-младенец (воплощение новогоднего цикла), Ярило — бог весеннего плодородия, Даждьбог — бог плодородия и солнечного света, Сварог — бог неба; Перун — бог молнии и грома; Семаргл — бог смерти (ссоры и разногласия); Велес — владыка мертвых (покровитель скотоводства и торговли); Стрибог — бог ветра; Мокошь (Макошь) — богиня плодородия; Лада — богиня юности и весны (покровительница любви). Обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах — капищах, богам приносились жертвоприношения — требы, обряды проводили жрецы — волхвы.
Конспект урока «Народы на территории России в древности».
Следующая тема: «Восточные славяне».
«Смутное время»
На рубеже 16-17 веков Россия переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Смутное время было вызвано рядом причин и факторов:
- Пресечение династии Рюриковичей.
- Борьба между боярами и царской властью, когда первые стремились сохранить и приумножить традиционные привилегии и политическое влияние, вторые — ограничить эти привилегии и влияние. Их «интриги тяжёлым образом сказались на положении царской власти».
- Тяжёлое экономическое положение государства. Завоевательные походы Ивана Грозного и Ливонская война привели к затрате значительных ресурсов. Негативно на экономике страны сказалось насильственное передвижение служилых людей и разорение Великого Новгорода. Ситуацию катастрофически усугубил голод 1601‒1603 годов, разоривший тысячи крупных и мелких хозяйств.
- Глубокий социальный разлад в стране. Существующий строй вызывал отторжение у массы беглых крестьян, холопов, обедневшего посадского люда, казацкой вольницы и городовых казаков, а также значительной части служилых людей.
- Последствия опричнины. Она подорвала уважение к власти и закону.
Первый период смуты.
Характеризуется борьбой за престол различных претендентов. Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил Василий Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)
Второй период смуты.
В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.
Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось две столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.
Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.
Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).
Третий период смуты.
Характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер.
В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 22 октября польский гарнизон сдался (по новому стилю — 4 ноября). Москва была освобождена. Смутное время закончилось.
Через семь лет после событий, которые положили конец Смутному времени в России, был установлен праздник — День иконы Казанской Божьей матери. С 2005 года 4 ноября отмечается также День народного единства.
21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.
Конспекты по предмету «Алгебра»
Изучение Алгебры шаг за шагом. Онлайн-учебник.
Кодификатор ОГЭ
ТЕСТЫ по АЛГЕБРЕ
Справочник для ОГЭ
Математика 5 и 6 классов
Дорофеев 5 кл. Контрольные с ответами
Макарычев 7 кл. Контрольные с ответами
Электронные формы учебников для 6-9 классов (ссылки):
- Онлайн-учебник: Математика 6 кл. / Мерзляк, Полонский, Якир (2014)
- Онлайн-учебник: Алгeбрa 7 (углубленное изучение). Мерзляк, Поляков (2019)
- Онлайн-учебник: Алгeбра. 7 класс. В 2 частях/Мордкович М.: Мнемозина (2019)
- Онлайн-учебник: Алгeбра. 7 кл. / Макарычев и др. М.: Просвещение (2018)
- Онлайн-учебник: Алгeбра 8 (углубленное изучение). Мерзляк, Поляков (2019)
- Онлайн-учебник: Алгебра 8 Мордкович, Семенов (Просвещение, 2018)
- Онлайн-учебник: Алгeбра 8 кл. Макарычев и др. (Просвещение 2019)
- Онлайн-учебник: Алгeбрa 9 класс. Макарычев (Просвещение, 2017)
- Онлайн-учебник: Алгeбра 9 класс. Мордкович (Мнемозина, 2019)
Алгебра (от араб. الْجَبْر, «аль-джабр» — восполнение) — раздел математики, который можно нестрого охарактеризовать как обобщение и расширение арифметики. Слово «алгебpа» также употребляется в общей алгебре в названиях различных алгебраических систем. В более широком смысле под алгеброй понимают раздел математики, посвящённый изучению операций над элементами множества произвольной природы, обобщающий обычные операции сложения и умножения чисел.
Алгeбра как раздел математики традиционно включает следующие категории: Элементарная, Общая, Универсальная, Линейная (включая матрицы) и Алгебраическая комбинаторика.
Элементарная алгебpа, которая изучает свойства операций с вещественными числами. В ней постоянные и переменные обозначаются буквенными символами. Элементарная алгeбpа содержит правила преобразования математических выражений и уравнений с использованием этих символов. Обычно преподаётся в школе под названием aлгебра.
Кодификатор ОГЭ
ТЕСТЫ по АЛГЕБРЕ
Подобрать репетитора
Источники идей и цитат для конспектов по Алгебре:
- Макарычев Ю.Н. Учебники по Алгебре для 7, 8, 9 классов. — М.: Мнемозина.
- Лахова Н.В. Алгебрa за 7 занятий. 7 класс: учебное пособие — М.: Просвещение, 2016.
- Томилина М.Е. Справочник по математике. 5-9 классы — СПб.: Издательский дом «Литера».
- ОГЭ. Математика : универсальный справочник / И.В. Третьяк. — М.: Эксмо, 2016
- Мерзляк А.Г. Учебники по Алгебре для 7, 8, 9 классов. — М.: Вентана-Граф.
- ОГЭ. Математика. Справочник с комментариями ведущих экспертов / Л.В. Кузнецова — М.: Просвещение.
(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).
Способ 2. Использование смысловых блоков
Если параграф длинный и сложный, можно использовать для его изучения следующий приём. Разбейте всю информацию на смысловые блоки и учите их по отдельности. Например, первый блок – борьба за власть, второй блок – крупная битва, третий блок – международная обстановка в указанный период и т.д. Если позволяет время, можно распределить изучение этой информации на несколько дней. Все даты выписывайте и распределяйте по блокам, чтобы не возникала путаница.
Например, смысловой блок по теме «Россия на рубеже XIX-XX вв XX в.» может выглядеть примерно следующим образом:
Наименование блока |
Текст параграфа |
Важные даты |
Исторические деятели |
Дальневосточная политика России в конце XIX в. |
В конце ХIХ в. в результате активизации колониальной политики ведущих мировых держав резко обострилась ситуация на Дальнем Востоке. Главным объектом борьбы в этом регионе стали Китай, Маньчжурия и Корея. В связи с этим обстоятельством в правящих верхах Петербурга все больше стали поговаривать о необходимости укрепления дальневосточных рубежей империи… |
1896 г. – секретный Московский договор между Китаем и Россией о союзе двух стран и о строительстве Китайской Восточной железной дороги. |
С. Ю. Витте – министр финансов. А. М. Безобразов – статс-секретарь. В. К. Плеве – министр внутренних дел. И. И. Воронцов-Дашков – министр императорского двора и уделов Николай II – Император Всероссийский. |
1898 г. – конвенция о передаче российской стороне в аренду Ляодунского полуострова, строительство южной ветки КВЖД от Харбина до Порта-Артура. |
|||
1902 г. – Лондонский союзный договор. |
|||
1903-1904 гг. – разрыв дипломатических отношений с Японией. |
|||
Русско-японская война 1904-1950 гг. |
К началу войны России имела на Дальнем Востоке 100-тысячную группировку войск при 150 артиллерийских орудиях, которая была рассредоточена на огромной территории Маньчжурии, Квантунского полуострова, Приморья и Приамурья. Руководство российского военного ведомства было абсолютно уверено в том, что в случае начала войны с Японией оно сможет достаточно быстро и эффективно организовать переброску войск… |
27 января 1904 г. – нападение японской эскадры на русскую эскадру на внешнем рейде Порта-Артура, атака на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» в порту Чемульпо. |
Е. Алексеев – адмирал. А. Куропаткин –адмирал. Х. Того – японский адмирал. С.О. Макаров – вице-адмирал. В.К. Витгефт – контр-адмирал. Г.К. Штакельберг – генерал. М. Ноги – японский генерал. М.И. Засулич – генерал. |
Февраль 1904 г. – блокада Порта-Артура. |
|||
31 марта 1904 г. – уничтожение броненосца «Петропавловск». |
|||
Май 1904 г. – прорыв обороны Восточного отряда генерала Засулича, выход в Фынхуанчэню, бои на подступах к Порт-Артуру. |
|||
Август 1904 г. – Ляоянское сражение. |
|||
1905 г. – Мукденское сухопутное сражение и Цусимское морское сражение. |
Способ 1. Углубленное чтение параграфа
Вы научитесь воспринимать мировую историю, как бесконечный роман, состоящий из множества томов, и скучный параграф в учебнике заиграет совсем другими красками. Чтобы добиться этого, необходимо последовательно выполнять следующие инструкции.
Шаг 1. Первое чтение параграфа
Прочитайте параграф, который вам нужно выучить – от этого никуда не деться. Вам нужно понять основную канву событий, выяснить, с чего всё началось и чем кончилось. Также нужно запомнить главных действующих лиц, участвовавших в процессе. После этого отложите учебник в сторону.
Шаг 2. Изучение материала в энциклопедии
Откройте энциклопедию (в Интернете для этих целей хорошо подходит Википедия). Найдите имя основного действующего лица – царя, короля, воина или революционера. Прочтите его биографию с самого начала: где он родился, кем были его родители, как прошло детство и складывалась дальнейшая жизнь. Задайте себе вопрос: что привело этого человека к тем событиям, участником которых он стал? После этого история приобретет для вас человеческие черты, перед вами будет образ героя (или преступника), который выйдет на первый план.
Шаг 3. Художественное восприятие исторического текста
Теперь подробнее почитайте о событиях, которые описаны в параграфе. Уделяйте больше внимания художественной части описания. Постарайтесь представить себе, как всё происходило, как будто вы смотрите фильм. Если вам не хватает знаний об одежде, оружии, обстановке того периода, почитайте больше об этом. Посмотрите фотографии из музеев и картины, посвященные этому периоду.
Шаг 4. Обращение к дополнительным материалам по заданной исторической теме
Если тема вас захватит, можно посмотреть художественный фильм или почитать воспоминания современников этой эпохи
Обращайте внимание на личные впечатления от происходящего, которые они описывают. Помните, что настоящая история – это события, которые случались с людьми, а не сухие строчки документальных сводок
Шаг 5. Повторное чтение параграфа в учебнике
После этого снова прочитайте параграф в учебнике. Вы увидите, что он воспринимается вами совершенно по-другому. Там кратко описываются события, которые стали для вас личной историей. Тем не менее, в параграфе содержатся данные, которые от вас потребуют запомнить, если вы посещаете учебное заведение. Это даты и названия событий. Выпишите их на лист бумаги. Чтобы эти даты легче запоминались, привяжите их к жизни героев, биографию которых вы изучили.
Удельная русь. От сильного государства к периоду удельных княжеств
Период междоусобиц или феодальной раздробленности начинается в 1132 году, сразу же после смерти Мстислава Великого и длиться почти 4века. За это время в стране произошли сильные изменения, которые касаются и территориальных вопросов, и политического устройства, и быта, и культуры. Но самая большая беда – это внешние враги. Удельные княжества не смогли противостоять монгольскому игу, поэтому Русь на многие года оказалась под его гнетом.
Но сама раздробленность имела не только отрицательную сторону, но и положительную.
- К негативным следует отнести, конечно, ослабление перед внешним врагом, отсутсвие единой оборонительной системы, слабую центральную власть и внутренние междоусобицы.
- К положительным – рост городов, развитие ремесел, торговли, стабилизация политической ситуации, культурные достижения.
Кроме того, несмотря на раздробленность, княжества сумели сохранить единую религию, правовые нормы, язык, общую культуру и историю.
Как видим, раздробленность имеет неоднозначное явление. Разделение на уделы прошла вся Русь, но в последствии, что вполне объяснимо историческими процессами, было вновь создано единое государство, главная задача которого состояла в обеспечении безопасности и защите от врагов.
После распада Киевской Руси появилось 14 княжеств. Самыми большими и влиятельными оказались:
- Новгородское
- Владимиро-Суздальское
- Галицко-Волынское.
Историки считают, что Удельная Русь было уникальным явлением того времени, которое дало толчок к дальнейшему развитию.