Политический кризис сентября

Издержки воспитания

«Все участники тех событий — дети советской эпохи, а в советское время такая характеристика человека, как «бескомпромиссный», являлась глубоко положительной. А вот «склонный к компромиссам» — это значило предатель. И вдруг пришло новое время, когда кто-то поднимал красный флаг, кто-то — трехцветный, кто-то примеривал историческую казачью одежду или форму белых офицеров. Но они все были бескомпромиссными, им не хватало опыта нормального урегулирования споров, — сказал «РГ» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — В большинстве других стран Восточной Европы после распада соцлагеря к власти пришли люди из оппозиционных движений, которые давно друг друга знали и имели общие представления. Они, может быть, тоже хотели бы друг с другом разобраться, но у них была сдержка — общее стремление следовать европейским маршрутом. А если хочешь, чтобы тебя приняли в «европейский дом», то и веди себя по-европейски. У нас общего маршрута не было. Во власть пришли бывшие партийные функционеры и бывшие диссиденты, кто-то хотел в Европу, кто-то — назад в СССР. Они элементарно были плохо знакомы друг с другом, поэтому при первых разногласиях испортили отношения. Бескомпромиссность, личная неприязнь и отсутствие стимулов, чтобы вести себя цивилизованно, привели к политическому кризису с человеческими жертвами. И все могло закончиться еще гораздо хуже».

Справка «РГ»

Взгляд из Верховного Совета

Когда вы отправляли президента в отставку, то на самом деле надеялись, что он подчинится и уйдет?

Руслан Хасбулатов: Мы рассчитывали, что закон превыше всего. Конституционный суд подтвердил правомерность решений Верховного Совета и чрезвычайного съезда об отстранении Ельцина от власти. И дал президенту понять, что он должен подчиниться. В течение трех месяцев мы бы провели новые выборы. В них бы мог принять участие и Ельцин, и бывший вице-президент Руцкой: на здоровье. Но, на мой взгляд, новым президентом стал бы, скорее всего, председатель Конституционного суда Зорькин. Потому что народ жил плохо и за Ельцина уже бы не проголосовал, а Верховный Совет не стал бы поддерживать Руцкого. Но у нового президента были бы совершенно другие полномочия. Мы готовили поправки к закону о президенте, которые лишали его всех исполнительных функций. Он бы осуществлял те же функции, что президенты Германии, Италии или британская королева. А исполнительные функции перешли бы полностью в ведение федерального правительства. Парламент бы избирал, а при необходимости увольнял председателя правительства, а премьер — назначал министров. Тогда в стране было бы одно ответственное правительство, объединенное общими целями и поддерживаемое народом. Потому что к моменту начала нашего противостояния с Ельциным в стране было несколько правительств. Одно — правительство Черномырдина, другое — президентская администрация, третье правительство — самостоятельный Чубайс, который никому не подчинялся и творил что хотел, четвертое правительство — американское посольство… Если бы мы победили, то постсоветский кризис миновал бы за один-два года, и сейчас наша экономика была бы третьей в мире, а не двенадцатой.

25 лет назад Ельцин созвал совещание для подготовки новой Конституции

Но наша борьба была неравной. Ельцина подзуживали американцы, которые сделали ставку на него и хотели, чтобы он остался надолго и довел до конца свои реформы. Они надеялись, что через него смогут контролировать и все страны СНГ. На стороне Ельцина были вся столичная пресса и телевидение, а из народных депутатов журналисты делали дураков и преступников.

Если Ельцин был так силен, то зачем ему было нужно выгонять депутатов из Белого дома? Ну сидели бы там дальше без света, а он мог не обращать на вас внимание и просто гнуть свою линию… Руслан Хасбулатов: Он же умный человек был, тридцать лет в органах власти

И понимал: если его хвалит пресса, то это вовсе не означает, что его так же поддерживает народ. Он понимал, что все больше людей винят его в своей бедности, а в депутатах видят защитников

Руслан Хасбулатов: Он же умный человек был, тридцать лет в органах власти. И понимал: если его хвалит пресса, то это вовсе не означает, что его так же поддерживает народ. Он понимал, что все больше людей винят его в своей бедности, а в депутатах видят защитников.

Можно было избежать стрельбы и беспорядков вокруг Белого дома?

Руслан Хасбулатов: Конечно, я до самого конца сентября предлагал переговоры. Ну не хочет Ельцин со мной встречаться — давайте встретимся с Черномырдиным. Но команда президента стала избегать любых переговоров. Ельцин, кстати, был вполне нормальным переговорщиком, когда хотел. В конституционной комиссии он никогда не говорил мне: «Руслан Имранович, с этими пунктами я категорически не согласен». Ни разу! Он говорил: «Давай обсудим…»

Политический кризис сентября — октября 1993 г.

Код элемента ЕГЭ: 3.3.2. Политический кризис сентября — октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны -участницы Содружества Независимых Государств.

С момента подписания Беловежских соглашений политическое положение в странах бывшего СССР оставалось нестабильным, сказывалось отсутствие централизованной власти. К осени 1993 г. в России сложилась крайне напряжённая ситуация. Преодолеть кризис можно было только путём разграничения полномочий исполнительной и законодательной ветвей власти, для чего было необходимо внесение поправок в действующую Конституцию государства.

ПРЕДПОСЫЛКИ КРИЗИСА

В 1992—1993 гг. в центре политической жизни России был конфликт между исполнительной (президент России, выступавший за президентскую республику) и представительной (Съезд народных депутатов — Верховный Совет, сторонники парламентской республики) властями, поскольку между ними отсутствовало разделение полномочий.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов внёс поправки в Конституцию, которые ограничивали власть президента и правительства. Предполагалось провести референдум по положениям новой Конституции.

ХОД СОБЫТИЙ

■ 25 апрели 1993 г. ■ Всероссийский референдум о доверии президенту РФ, председателю Верховного Совета и депутатскому корпусу не дал однозначных результатов.

■ 21 сентября 1993 г. ■ Вышел указ президента о роспуске Верховного Совета, приостановлении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и проведении 12 декабря 1993 г. выборов в новый орган законодательной власти — Государственную думу. Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым не подчинилось указу и приняло постановление о прекращении полномочий президента. Исполняющим обязанности главы государства был объявлен вице-президент А. В. Руцкой.

■ 2-3 октября 1993 г. ■ Началось вооружённое противостояние президента и Верховного Совета. Президент объявил в столице чрезвычайное положение, были введены войска и бронетехника. 4 октября Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы. Советская форма государственной власти перестала существовать.

■ 12 декабря 1993 г. ■ Прошёл референдум, одобривший президентский проект Конституции; выборы в Госдуму.

ИТОГИ КРИЗИСА:

  • Уничтожение системы Советов народных депутатов.
  • Принятие новой Конституции РФ и утверждение в России президентской республики.
  • Выборы в новый орган представительной власти — Государственную Думу.

Схема. Политический кризис сентября — октября 1993 г.

Конспект урока по истории «Политический кризис сентября — октября 1993 г.». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Предпосылки кризиса

Фактически к конституционному кризису 1993 года привели события, которые начали развиваться еще в 1992-м. Кульминация пришлась на 3 и 4 октября 1993-го, когда произошли вооруженные столкновения в самом центре столицы, а также возле телецентра «Останкино». Не обошлось без жертв. Переломным моментом стал штурм Дома Советов войсками, которые выступили на стороне президента Бориса Ельцина, это привело к еще большим жертвам, среди которых были и представители мирного населения.

Предпосылки для конституционного кризиса 1993 года наметились, когда стороны не смогли прийти к единому мнению по многим ключевым вопросам. В частности, они касались различных представлений о реформировании государства, методах социального и экономического развития страны в целом.

Президент Борис Ельцин настаивал на скорейшем принятии конституции, которая бы закрепила сильную президентскую власть, сделав Российскую Федерацию фактически президентской республикой. Также Ельцин был сторонником либеральных реформ в экономике, полного отказа от планового принципа, который существовал при Советском Союзе.

В свою очередь, народные депутаты и Верховный Совет настаивали на том, что вся полнота власти, по крайней мере до принятия конституции, должна сохраняться за Съездом народных депутатов. Также народные депутаты считали, что не стоит спешить с реформами, были против необдуманных решений, так называемой шоковой терапии в экономике, за которую ратовала команда Ельцина.

Основным доводом приверженцев Верховного Совета была одна из статей конституции, которая утверждала, что именно Съезд народных депутатов является высшим органом власти в стране на тот момент.

Ельцин, в свою очередь, обещал соблюдать конституцию, но она же сильно ограничивала его в правах, он ее называл «конституционной двусмысленностью».

ÐÑинÑÑие

ÐоÑабоÑаÑÑ ÐµÐ³Ð¾ на ÑÑом ÑÑапе, внеÑÑи пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Â Ð¾Ð¿ÑоÑеÑÑоваÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ðµ-либо ÑÑаÑÑи возможноÑÑи Ñже не бÑло. ÐлÑÑеÑнаÑивнÑÑ Ð¿ÑоекÑов на ÑеÑеÑендÑм не вÑноÑилоÑÑ. Само голоÑование пÑÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¾Ñганизовал Ñ наÑÑÑением закона «Ð ÑеÑеÑендÑме» и дейÑÑвовавÑей ÐонÑÑиÑÑÑии, ÑоглаÑно коÑоÑой пÑинимаÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ñй ÐÑновной закон должен бÑл СÑезд наÑоднÑÑ Ð´ÐµÐ¿ÑÑаÑов.

ÐÑопÑезиденÑÑкие СÐРизо вÑÐµÑ Ñил пÑизÑвали наÑод голоÑоваÑÑ Â«Ð·Ð°Â»: в пÑоÑивном ÑлÑÑае ÐºÐ°Ð½Ð°Ð»Ñ Ð¸Â Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑгÑожали ÑаоÑом, гÑажданÑкой войной и ÑаÑпадом РоÑÑии. Тем же гÑозил в ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¾Ð±ÑаÑениÑÑ ÐºÂ Ð½Ð°ÑÐ¾Ð´Ñ ÐлÑÑин. Ðо даннÑм иÑÑледоваÑелей Ð. СобÑнина и Ð. СÑÑоволÑÑкого, ноÑмалÑного обÑÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑоекÑа и Ñвободной агиÑаÑии «пÑоÑив» него в СÐРне бÑло.

«Ðа» пÑоголоÑовало 58,4% избиÑаÑелей, пÑинÑвÑÐ¸Ñ ÑÑаÑÑие в голоÑовании 12 декабÑÑ 1993 года. Ðднако из обÑего ÑиÑла избиÑаÑелей (106,1 млн Ñеловек) на ÑÑаÑÑки пÑиÑли ÑолÑко 58,1 млн, Ñо еÑÑÑ Ð¼ÐµÐ½ÐµÐµ 55%. Таким обÑазом, «за» елÑÑинÑкÑÑ ÐонÑÑиÑÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоголоÑовало лиÑÑ Ð¾ÐºÐ¾Ð»Ð¾ 30% ÑпиÑоÑного ÑоÑÑава избиÑаÑелей. Р32 ÑÐµÐ³Ð¸Ð¾Ð½Ð°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑинÑÑво пÑоголоÑовало «пÑоÑив», в ÑÑде Ñегионов голоÑование не ÑоÑÑоÑлоÑÑ (ТаÑаÑÑÑан) или не пÑоводилоÑÑ Ð²Ð¾Ð²Ñе (ЧеÑнÑ). РвÑе же 25 декабÑÑ ÐонÑÑиÑÑÑÐ¸Ñ Ð²ÑÑÑпила в ÑилÑ.

ÐÑллеÑенÑ. (ÐолиÑикÑÑ)


ÐÑбликаÑÐ¸Ñ ÐонÑÑиÑÑÑии, 25 декабÑÑ 1993 г. (rg.ru)

РпÑоÑедÑÑе голоÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñоже оÑÑалоÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ вопÑоÑов: поÑÑи вÑÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑÐµÑ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñов вели некие ÑабоÑие гÑÑппÑ, ÑÑоÑмиÑованнÑе ÑегионалÑнÑми админиÑÑÑаÑиÑми, а ЦÐРне пÑедоÑÑавлÑл Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑводнÑÑ ÑÐ°Ð±Ð»Ð¸Ñ ÑезÑлÑÑаÑов голоÑованиÑ, Ñак ÑÑо пÑовеÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑÑеÑÑ Ð¸Â Ñ ÑаблиÑами в ÑÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð¿ÑоÑеÑÑоваÑÑ Ð¸Ñ никÑо не мог. Ðдобавок ко вÑÐµÐ¼Ñ ÐµÑе 30 ноÑбÑÑ Ð¦ÐРзаблаговÑеменно пÑинÑл ÑеÑение в ÑÑкоÑенном поÑÑдке ÑниÑÑожиÑÑ Ð¿Ð¾Ñле ÑеÑеÑендÑма избиÑаÑелÑнÑе докÑменÑÑ, ÑÑо и бÑло Ñделано Ñже в апÑеле 1994 года. Совпадение?

Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х г.г.

Главной задачей правительства в этот период стало сохранение территориальной целостности России.  Автономные республики и области друг за другом объявляли о независимости. Татарстан, Башкирия, Якутия составили планы самостоятельного внутреннего развития при выходе из состава России. Чечня заявила не только о выходе, но и о готовности защищать свой суверенитет с помощью оружия. 

31 марта 1992 года 89 субъектов РФ подписали Федеративный Договор. Документ отказалась подписывать Чечня. Власти Татарстана выставили особые условия для присоединения. 

Но избежать межнациональных проблем все-таки не удалось. В том же 1992 г. начались вооруженные конфликты на Северном Кавказе. Чечено-Ингушская республика разделилась на Чечню и Ингушетию. Для пресечения конфликта между Северной Осетией и Ингушетией федеральный центр вынужден был использовать вооруженные силы. Антирусские настроения разрослись в Туве. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев из Средней Азии, Казахстана, Закавказья приходилось решать в срочном порядке. Выезд граждан России в ближнее и дальнее зарубежье на постоянное место жительства увеличился в несколько раз. Политический кризис в Чечне требовал принятия особых мер.

Первая война в Чечне 1994-1996 г.г. закончилась подписанием в Хасавюрте соглашения о выводе регулярных войск с территории Чечни и организации свободных выборов президента Чеченской Республики. Выборы состоялись в январе 1997 г. Но активное противостояние местных вооруженных формирований с федеральными войсками продолжилось. Режим контртеррористической операции (вторая чеченская война) отменен лишь 16 апреля 2008 года. Сегодня Чечня входит в состав России на правах народной республики под руководством президента Рамзана Кадырова (с 2007г.)

Импичмент Ельцину

Слова «импичмент» в то время в России практически никто не знал, но фактически весной 1993 года депутаты предприняли попытку отстранить его от власти. Это стало важным этапом конституционного кризиса 1993 г.

12 марта уже на восьмом Съезде было принято постановление о конституционной реформе, которое фактически отменяло предыдущее решение Съезда по поводу стабилизации ситуации.

В ответ на это Ельцин записывает телеобращение, в котором объявил о том, что вводит особый порядок управления страной, а также о приостановлении действия нынешней конституции. Через три дня Конституционный суд постановляет, что действия главы государства не являются конституционными, усмотрев явные основания для отречения главы государства от должности.

26 марта народные депутаты собрались на очередной чрезвычайный Съезд. На нем было принято решение о назначении досрочных президентских выборов, было организовано голосование по отрешению Ельцина от должности. Но попытка импичмента оказалась провальной. К моменту голосования был опубликован текст указа, в котором не содержалось никаких нарушений конституционного строя, таким образом, формальные основания для отрешения от должности отпали.

При этом голосование все же было проведено. Для принятия решения об импичменте за него должны были проголосовать 2/3 депутатов, это 689 человек. Проект поддержали только 617.

После провала импичмента было объявлено о проведении референдума.

Взгляд из Кремля

Когда Ельцин распускал Верховный Совет, он на самом деле надеялся, что депутаты сдадутся и спокойно разойдутся?

Михаил Барсуков: Дальнейшему развитию страны мешали институты, которые остались от старого строя. В том числе и Верховный Совет, избранный еще при СССР. В нем было огромное влияние коммунистов, сторонников социалистического строя, которые сопротивлялись неизбежным изменениям в стране, продвижению в новом демократическом направлении. Рыночная экономика требовала новых законов, а депутаты старой формации этого не понимали. Страна стояла перед выбором: двигаться дальше или откатиться назад. Естественно, Ельцин надеялся, что все разрешится цивилизованно. Когда парламент отказался подчиниться, в переговорный процесс включился Патриарх Алексий II. Из числа депутатов и сотрудников администрации президента были созданы рабочие комиссии, которые вели переговоры в Свято-Даниловом монастыре при участии духовных лиц, представителей правительства Москвы. Какие-то договоренности достигались, но потом Верховный Совет их отвергал. Может быть, если бы этот процесс продолжался дальше, то он привел бы к какому-то компромиссу. Но политики экстремистского толка, воспользовавшись конституционным кризисом, стали делать свою карьеру. Они начали выводить людей на улицы, устраивать сначала потасовки, потом захваты зданий, начались перестрелки, убийства. Экстремисты подтолкнули власть к решению, что эти беспорядки нужно срочно заканчивать.

Парламентские кризисы в России

Игнатенко: Черномырдин в ситуации с Буденновском принял удар на себя

Российский парламент учредил Николай II в августе 1905 года, но манифест об этом вызвал недовольство малыми полномочиями Госдумы, началась всероссийская политическая стачка, выборы не состоялись. Император выпустил новый, октябрьский манифест с более широкими правами депутатов, и в марте-апреле 1906 года Госдума была избрана. Она проработала чуть более двух месяцев и была распущена царским правительством за то, что «не только не успокаивает народ, но еще более разжигает смуту». Госдума II созыва была избрана в 1907 году, проработала весеннюю сессию, запомнившись тем, что перед выступлением Столыпина в ней обвалился потолок, а затем премьер-министр обвинил депутатов в заговоре против царской семьи и распустил ее. Четвертый и последний созыв Госдумы сыграл ключевую роль в февральской революции 1917 года. Депутаты отказались выполнить царский указ от 25 февраля о своем роспуске, а уже 27 февраля сформировали временное правительство. Последнее в итоге упразднило Государственную Думу и решило избрать Учредительное собрание, которое успело провести одно заседание и было распущено большевиками. А в 1991 году Верховный Совет СССР разбежался сам. После подписания 8 декабря лидерами России, Украины и Белоруссии Беловежских соглашений о роспуске Советского Союза, депутаты от этих республик прекратили работу в союзном парламенте. На последнем заседании, которое состоялось 26 декабря, присутствовали только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Они приняли решение освободить себя от исполнения обязанностей депутатов со 2 января.

Кстати

Михаил Барсуков — «РГ»:

Я бы мог повлиять на решение Ельцина о роспуске парламента только в одном случае: если бы мое мнение совпадало с его решением.

Перекрестный опрос

Руслан Хасбулатов, в 1993 году — председатель Верховного Совета России, председатель Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ: Главные разногласия были в экономической плоскости. Шли очень болезненные для народа экономические реформы. Верховный Совет принимал законы, направленные на социальную защиту граждан, а президент своими указами эти законы нарушал или отменял. Вот эти противоречия и накапливались. А в результате за все неудачи и неумение управлять народным хозяйством пришлось отвечать Верховному Совету.

Социологи выяснили отношение россиян к «августовскому путчу» 1991 года

Михаил Барсуков, в 1993 году — начальник Главного управления охраны Российской Федерации, в дальнейшем — директор ФСБ: Конечно, я присутствовал при обсуждении и подписании указа N 1400. Но с силовиками Ельцин не советовался. У него были советники, юристы, у них он и спрашивал, как роспуск парламента будет выглядеть с точки зрения законности, как на это отреагируют западные партнеры, руководители республик бывшего Союза… А вот вы сами как думаете, что было делать президенту, если любое продвижение воспринималось Верховным Советом в штыки? Если Ельцин встречался с Хасбулатовым, вел переговоры, они о чем-то многократно договаривались, а потом опять все отбрасывалось назад. Приходили к согласию о том, что нужно назначать досрочные перевыборы парламента и президента, а потом Верховный Совет опять отказывался. И в результате такого «перетягивания каната» довели до паралича власти, когда ситуация стала неуправляемой. К сожалению, неумение договариваться привело к тому, к чему привело…

Всероссийский референдум

Референдум назначается на 25 апреля. Многим россиянам он запомнился по формуле «ДА-ДА-НЕТ-ДА». Именно так предлагали отвечать на поставленные вопросы сторонники Ельцина. Вопросы в бюллетенях были такими (приводим дословно):

В референдуме приняли участие 64% избирателей. Доверие Ельцину высказали 58,7% голосовавших, социально-экономическую политику одобрили 53%.

За досрочные выборы президента высказались только 49,5%. Решение принято не было, также не были поддержаны досрочное голосование за депутатов, хоть за этот вопрос и высказались 67,2%, но по действовавшему тогда законодательству для принятия решения о досрочных выборов необходимо было заручиться на референдуме поддержкой половины всех избирателей, а не только тех, которые пришли на участки.

30 апреля был опубликован проект новой конституции, который, правда, существенно отличался от того, который был представлен в конце года.

А 1 мая, в День труда, в столице состоялась массовая акция противников Ельцина, которая была подавлена ОМОНом. Несколько человек погибли. Верховный Совет настаивал на освобождении от должности главы МВД Виктора Ерина, но Ельцин отказался отправлять его в отставку.

Российский парламентаризм

1993-1994 гг.: новым органом законодательной власти стало Федеральное Собрание Российской Федерации. Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, а Государственную Думу I созыва возглавил И. П. Рыбкин.

Центральное место в работе Государственной Думы I созыва занимали вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения. В январе 1994 г. Президент провел реформу, целью которой было разведение функций президентской исполнительской вертикали и правительства. Правительство сосредотачивает в руках высшие функции хозяйственного управления, превращаясь в орган хозяйственной, экономической политики. А президентская вертикаль концентрирует у себя функции политического руководства. По своему персональному составу российское правительство является коалиционным.

1995 г.: выборы в Государственную Думу II созыва и президентские выборы. В состав Думы вошло 450 депутатов.

1996 г.: выборы президента (основными соперниками были действующий президент Б. Н. Ельцин и лидер КПРФ Г. А. Зюганов; по итогам второго тура отдали голоса Б. Н. Ельцину 37,02 %, а Г. А. Зюганову — 27,73 %); в регионах — выборы глав администраций.

19 декабря 1999 г.: выборы в Государственную Думу III созыва. Наибольшее количество голосов получили коммунисты — 24,22 %; правительственный блок «Единство» — 23,3 %; «Отечество — вся Россия» — 12, 64 %; «Союз правых сил» — 8,72 %; «Яблоко» — 6,13 %; «Блок Жириновского» — 6,08 %.

Председатели правительства, основные направления деятельности:

  • 14.12.1992-23.03.1998 гг. — В. С. Черномырдин: разработка основных направлений деятельности, связанных с реформированием естественных монополий, коммунальной и пенсионной реформами, а также реформой правительственного аппарата; произведена номинация рубля и принят закон о банкротстве.
  • 24.04.1998-23.08.1998 г. — С. В. Кириенко: неудачная попытка сбалансировать государственный бюджет, «дефолт», обострение энергетического кризиса.
  • 11.09.1998-12.05.1999 г. — Е. М. Примаков: гибкое политическое маневрирование, усиление руководства государственного комитета «Росвооружения»; антикоррупционные уголовные дела. Это было сильное правительство, отличавшееся профессионализмом, опытом и патриотизмом.
  • 19.05.1999-09.08.1999 г. — С. В. Степашин: получение кредитов от западных стран, обострение ситуации на Северном Кавказе.
  • 06.08.1999-17.05.2000 г. — В. В. Путин: курс на стабилизацию политических и социальных отношений; начало контртеррористической операции в Чечне и Дагестане.
  • 31 декабря 1999 г. — Б. Н. Ельцин заявил об уходе с поста президента Российской Федерации, и исполняющим обязанности президента стал премьер‑министр В. В. Путин. На президентских выборах (26 марта 2000) В. В. Путин одержал победу. Национальные приоритеты: повышение жизненного уровня; борьба с преступностью; обеспечение прав собственности, реформа федеральной власти и др. В области внешней политики В. В. Путин исходил из национальных интересов страны.
  • 17.05 2004-24.02.2004 г. — кабинет министров возглавил М. М. Касьянов: реформирование налоговой системы, жилищно‑коммунального хозяйства, реструктуризация естественных монополий, принятие земельного кодекса; реформирование в области здравоохранения, системы образования и социального обеспечения.
  • 05.03.2004-12.09.2007 г. — М. М. Фрадков: проведение административной реформы, стабилизация социально‑экономического положения в стране.
  • 14.09.2007-07.05.2008 г. — В. А. Зубков: продолжение курса на стабилизацию социально‑экономического положения в стране.
  • 08.05.2008 — октябрь 2012 г. — В. В. Путин: реализация программы социально‑экономического развития страны до 2020 г.

В 1990-2000‑е гг. российским парламентом принято более 1 000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс и др.

Российская Федерация и страны‑участницы СНГ

Организационные вопросы Содружества Независимых Государств были решены в январе 1993 г., когда был принят устав СНГ. В январе 1996 г. были утверждены положения об эмблеме и флаге Содружества. В настоящее время существуют более 50 межгосударственных (межправительственных) координационных и консультативных органов СНГ. Высшие органы Содружества — Совет глав государства (12 президентов), Совет глав правительств (12 премьер‑министров), сеть межгосударственных и межправительственных органов.

Основные блоки органов, ведающих определенными сферами жизни содружества:

  1. Органы, ведающие иностранными делами и безопасностью: Совет министров иностранных дел (СМИД), координирующий внешнеэкономическую деятельность; Совет министров обороны (СМО); Совет командующих пограничными делами; Совет коллективной безопасности — высший политический орган СНГ.
  2. Исполнительные и законодательные органы: Исполнительный секретариат — постоянно действующий орган Содружества; Межпарламентская ассамблея — консультативный орган для обсуждения о разработке нормативно‑законодательных актов.
  3. Экономические органы: Межгосударственный экономический комитет (МЭК), реализующий денежно‑кредитную, налоговую, ценовую, таможенную политику; Межгосударственный статистический комитет; Межгосударственный банк, координирующий денежно‑кредитную политику; экономический суд.

Проблемы и трудности: споры по поводу раздела собственности бывшего СССР; правовые дискуссии (не все участники Содружества ратифицировали Устав СНГ); во многих бывших советских республиках проводилась политика, вызывавшая межнациональные конфликты; Россия проводила миротворческие операции (Приднестровье, Абхазия, Таджикистан); существенные различия по темпам развития и направленности реформ, степени политической демократизации.

Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан сохранили свое членство в Договоре о коллективной безопасности (ДКБ, 1997). Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались участвовать в пролонгации договора (апрель 1997) и совместно с Украиной и Молдавией создали новое объединение — ГУУАМ.

Министр обороны С

Иванов (февраль 2001) озвучил, что преимущественное внимание будет уделяться не коллективным формам сотрудничества, а развитию двусторонних связей на основе взаимных интересов:

  • Подписание соглашения между Россией и Азербайджаном о разделе сопредельных участков дна Каспия, состоявшееся 23 сентября 2002 г.
  • Соглашения между Россией и Казахстаном (июль 2005) о совместной нефтедобыче в казахстанской части каспийского шельфа.
  • В Антитеррористическом центре (АТЦ) сотрудничают союзники России по ДКБ, Азербайджан, Узбекистан и Украина.
  • 25 мая 2001 г. — представители России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали протокол о создании и принципах формирования Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) в Центрально‑азиатском регионе.
  • Октябрь 2002 г. — руководители стран — участниц ДКБ подписали устав и соглашение о правовом статусе Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
  • Сентябрь 2003 г. — между Россией и Киргизией было подписано соглашение об открытии военной базы в Канте, что уравновешивало военное присутствие стран НАТО в самой Киргизии (аэродром Манас) и военное присутствие США в Узбекистане.
  • Объединенная система ПВО и созданная на восточно‑европейском направлении региональная российско‑белорусская группировка войск представляют единое оборонное пространство двух государств.
  • Заключение Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. Активизировалась торговля между странами СНГ.
  • В Астане (Казахстан) главами пяти государств (Белоруссии, России, Киргизии, Казахстана и Таджикистана) был подписан договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС).
  • Политические решения руководящих органов Содружества реализует Штаб по координации военного сотрудничества государств — участников СНГ (ШКВС).
  • 5 октября 2007 г. разработаны Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и План основных мероприятий по ее реализации.
  • Разработана стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г. (Бишкек, 10 октября 2008; Кишинев, 14 ноября 2008).

Кульминация конфликта

Своего апогея конституционный кризис в России в 1993 году достигает 3-4 октября. Накануне Руцкой подписывает указ об освобождении Черномырдина от должности председателя правительства.

На следующий день сторонники Верховного Совета захватывают здание мэрии в Москве, расположенное на Новом Арбате. Милиция открывает огонь по демонстрантам.

Затем следует провалившаяся попытка штурма телецентра «Останкино», после чего Борис Ельцин вводит в стране чрезвычайное положение. На этом основании в Москву входит бронетехника. Здание Дома Советов штурмуют, что приводит к многочисленным жертвам. По официальным сведениям, их около 150, по данным очевидцев, может быть намного больше. Российский парламент расстреливают из танков.

4 октября лидеры Верховного Совета — Руцкой и Хасбулатов — сдаются. Их помещают в следственный изолятор в «Лефортово».

Домашнее задание

Какие уроки из тех событий стоило бы извлечь и усвоить?

Опрос: Россияне с ностальгией вспоминают времена СССР

Руслан Хасбулатов: Многие современные политики, социальные и партийные лидеры, в том числе оппозиционные, к сожалению, никаких уроков не извлекли. Действуют, как им заблагорассудится, сообразно своим представлениям, всегда считают, что они умнее всех, только они знают, как надо.

Михаил Барсуков: Самый главный урок — любить свою Родину и свой народ. И ради этого приносить в жертву свои политические амбиции и идеи. К сожалению, мы столкнулись с тем, что кучка людей, которые не понимали необходимости назревших изменений, продолжала отстаивать свои идеалы в ущерб государству и человеческим жизням. Вот, кстати, Ельцин, который был и красным, и белым, всегда понимал, что есть вещи более важные, чем его личные взгляды, амбиции, репутация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector