Вертолет ми-24. фото. характеристики. история.

Кабина Ми-24

Внутри грузовой кабины Ми-24

Похожее

Ми-28Н Ночной охотник Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-24 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ка-52 Аллигатор Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-8 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет AH-64 Апач Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Ка-50 Чёрная акула Вооружение. Скорость. Двигатель. Размеры. История

Вертолет Ми-26 Двигатели. Размеры. Грузоподъемность. История. Дальность полета

Вертолет CH-47 Чинук Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-2 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-6 Грузоподъемность. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Белл UH-1 Ирокез Вооружение. Скорость. Размеры. Двигатель

Вертолет Ми-12 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-26 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-4 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-27 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-62 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-226 Двигатели. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ми-38 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-14 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-34 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Як-24 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-29 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ми-1 Двигатель. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ми-10 Двигатели. Размеры. Вес. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-60 Касатка Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет В-7 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет AH-1 Кобра Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-25 Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-118 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-10 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

Вертолет Ка-8 Иркутянин Скорость. Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-22 Двигатели. Размеры. Вес. История. Дальность полета

Вертолет Ка-15 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-126 Двигатель. Размеры. История. Грузоподъемность

Вертолет Ка-31 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Статический потолок

Вертолет Ка-37 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета

Вертолет Ка-18 Двигатель. Размеры. История. Вес. Дальность полета

You have no rights to post comments

План, воплощенный в жизнь

На базе близ границы с Ливией и Чадом был брошен вертолёт Ми-25 (экспортная версия Ми-24) ливийских ВВС. Эта боевая винтокрылая машина была лакомым кусочком для США. В то время это был самый совершенный боевой вертолет и у него были возможности, о которых американские летчики могли только мечтать. Конечно, на тот момент у США уже появился АН-64 Apache, но Ми-24, способный принять на борт до 8 человек, выполняя сразу две роли – доставка солдат и поддержка с воздуха. Базу охраняли чадские повстанцы, поддерживаемые Западом. Вывести вертолет с опасной территории, находящейся в радиусе действия ливийских истребителей, было непросто. Еще одной проблемой было отсутствие летчика, который смог бы самостоятельно перелететь на Ми-25 на дружественную территорию, как это сделал иракский летчик Мунир Редфа в 1966 году с МиГ-21.

Вертолёт сначала хотели вывезти для исследований на месте, а в конечном итоге направить в США для более тщательного изучения. ЦРУ разработало план, заключавшийся в применении двухвинтового армейского вертолета «Чинук» для перевозки Ми-24 по воздуху. Чадским повстанцам были предложены 2 миллиона долларов и несколько ракет «Стингер» за помощь в операции.

После провальной операции «Орлиный коготь» по освобождению заложников в Ираке у военных США оставались некоторые сомнения в грузоподъемности вертолета «Чинук». Но они приняли решение рискнуть.

Темной ночью к заброшенной ливийской базе вылетели два «Чинука» в сопровождении танкера С-130 Геркулес. Машины летели на минимальной высоте, чтобы остаться незамеченными. Ми-24 разобрали, лопасти и прочие крупногабаритные детали сложили в один вертолет. Частично разобранный Ми-24 был подвешен под второй «Чинук». Почти 800 километров пути проходили с дозаправками. Во время одной дозаправки поднялась песчаная буря, которая едва не привела к катастрофе. Тем не менее вертолет был успешно доставлен в безопасное место на юге Чада. Там вертолет был погружен в транспортный самолет С-5 Galaxy и отправлен в США, где его досконально изучили.

Опаленный огнем

Мне повезло: по своей журналистской работе в старой газете «Известия» я был знаком со многими конструкторами фирмы Миля, где был создан десантно-штурмовой вертолет Ми-24. В том числе и с его генеральным конструктором, Героем Труда Маратом Николаевичем Тищенко и с его сменщиком на посту генерального Марком Владимировичем Вайнбергом, который потом стал руководителем проекта Ми-28. Но об этой машине как-нибудь в другой раз. Они много рассказывали мне об истории создания Ми-24, работу над которым начинал еще сам Михаил Миль и за создание которого многие сотрудники его ОКБ, в том числе и Марат Тищенко, получили Ленинскую премию и были удостоены правительственных наград.

Кстати, Эфиопия была первой страной, где в 1978 году принимал участие в боевых действиях наш Ми-24. Не исключено, что именно там его и назвали «Крокодилом». Воевали на нем — сейчас об этом можно говорить открыто — наши летчики. Их противниками были вооруженные отряды пограничного с Эфиопией государства Сомали, которые оккупировали спорную провинцию Огаден. Кроме наших военных Эфиопию тогда поддержали кубинцы и Южный Йемен.

Потом наша «вертушка» принимала участие в восьмилетней иракско-иранской войне, где даже вела воздушный бой с американской «Коброй», которую пилотировали летчики ВВС Ирана. И как говорят специалисты, не раз выходили победителями в таких схватках. В одном из боев, 27 октября 1982 года, произошел единственный в истории авиации случай, когда вертолет, Ми-24, сбил своей реактивной ракетой двухместный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, F-4 Phantom иранских ВВС.

Тактико-технические характеристики Ми-24

— Начало эксплуатации: 1971 год- Единиц произведено: ~ 3500.

Экипаж Ми-24

— 2—3 человека

Вместимость Ми-24

— до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.

Габаритные размеры Ми-24

— Диаметр несущего винта: 17,3 м- Диаметр рулевого винта: 3,908 м- Высота с вращ. винтами: 5,47 м- Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м- Ширина фюзеляжа: 1,7 м- Высота фюзеляжа: 3,9 м- Размах крыла: 6,4 м- Допустимый угол крена: 50 град.- Допустимый угол тангажа: 30 град.

Вес Ми-24

— Пустой: 7580 кг- Нормальная взлётная масса: 10 500 кг- Максимальная взлётная масса: 11 500 кг

Грузоподъемность Ми-24

— Максимальная грузоподъёмность: 2400 кг- Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг- Внутренний запас топлива: 2100 л- Запас топлива в ПТБ: до 2000 л

Двигатели Ми-24

— Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117- Мощность: 2 х 2500 л. с.- Средний расход топлива: 780 л/час

Скорость Ми-24

— Крейсерская скорость: 270 км/ч- Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 335 км/ч- Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3

Дальность полета Ми-24

— Дальность полёта практическая: 450 км- Дальность полёта перегоночная: 1000 км

Статический потолок Ми-24

— 1400 м

Динамический потолок Ми-24

— 4950 м.

Модификации Ми-24

Ми-24 – опытный образец.

Ми-24А – серийный вариант.

Ми-24Б – тот же, что и Ми-24А, только в массовое производство не попал. Имел некие отличительные модификации.

Ми-24БМТ – также известен как «изделие 247». Это минный тральщик на базе Ми-24А с наличием тралового устройства и с отсутствием всего вооружения. Был построен 1 экземпляр.

Ми-24У – учебная модификация.

Ми-24Д – первая оптимальная воздушно-военная машина. Производилась в период с 1973 по 1977 год (600 вертолетов).

Ми-24ДУ – учебная модификация Ми-24Д.

Ми-25 – экспортный Ми-24Д. Наличие небольших изменений.

Ми-24В – является самым массовым вариантом Ми-24. Для вооружения имеется пулеметная установка УСПУ-24 (пулемет ЯкБ-12.7), 4 ПТУР 9М114 «Штурм-В», система наведения «Радуга-М». Принят на вооружение 29 марта 76 года. За мощность полёта отвечают двигатели ТВ3-117В. Выпускался в период с 1976 по 1986 год (построено 1000 экземпляров).

Ми-24ВП – вооружен пушкой ГШ-23Л. В более поздних моделях появилась восьмипозиционная установка АПУ-4 для ПТУР «Атака-В». Они крепятся между законцовкой и внешним пилоном. В 1989 году Ми-24ВП представлял собой единственный вертолет, способный противостоять истребителям. В случае обороны против сильно защищённых и дозвуковых в/ц в комплексе ПТУР произвелась модернизация под РВВ 9М220О с возможностью поражать цель на расстоянии восьми километров. В случае необходимости уничтожить легкий или малоопасный воздушный агрегат под законцовочные АПУ подвесили ПЗРК «Игла-С» (72 мм с дальностью до пяти километров). Отличительной способностью вертолета Ми-24ВП является наличие модернизированного ПнК вместе с обновленной техникой радиокомандного нацеливания для ПТУР. Также имеются ОНВ-58В и обновленный ОЭПС (инфракрасный локатор целей). Начал создаваться в 1989 году. Сконструировано 30 авиамашин. Ми-35 представляет собой экспортный вариант этого вертолета.

Ми-24П – в документах числится как изделие 243, в наличии пушка ГШ-30К. Отсутствует пулемет. Выпускался с 81 по 89 год.

Ми-24ПУ1 – тот же Ми-24П, но украинского производства. Монтированы новые двигатели ТВ3-117ВМА-СБМ1В-02, установлен «Адрос» КТ-01АВ (оптико-электронное противодействие), система сбора информации о полете БУР-4-1-07. Помимо прочего, вертолет модернизирован новым стрелковым прицелом АСП-17ВПМ-В, лазерной системой ФПМ-01кв, спутниковой системой GPSMAP-695, ультракоротковолновой радиостанцией KY-196В, аварийным радиомаяком ЕВС-406АFHM. Вертолет принят на вооружение Украинскими ВВС в 2012 году.

Ми-24ВК-2/ПК-2 – модернизированный Ми-24 для экспорта. Установлены обновленные БРЭО (ОПС-24НС, ГОЭС-342 и ПрВК-24) и КНЭИ-24.

Ми-24ВМ – модернизированный Ми-24В/П/ВП, имевший неубираемое шасси, Х-образный винт, СОЭП «Липа», всепогодное БРЭО, установку У-23 (пушка ГШ-23Л) и модернизированную аппаратуру наведения РК.

Ми-24ВК-1/2/1.2 – вооружение то же, что и на Ми-24ВП-М. Неукороченное крыло с подвеской на четыре точки. На двух из них расположены Р-64В пятого поколения, используемые для ближнего боя против истребителей. На остальных четырех расположены «Сосна-В» для АПУ-4.

Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И – проект будущих запланированных поставок для ВВС РФ, но он так и не был реализован.

Ми-24К – разведчик, в функции которого также входит задача корректировки.

Ми-24Р – вертолет-разведчик типа РХБ. В наличии имеется пулемет ЯкБ-12.7, вместо ПТУР установлены шесть ковшей для забора грунта. Имеется пусковое устройство под ракеты СХТ. Помимо стандартного числа экипажа, присутствуют два химика-разведчика. Был задействован в операциях на аварии в ЧАЭС. Сконструировано 160 вертолетов этого класса.

Ми-24РА – модернизированная версия Ми-24Р.

Ми-24М – противолодочный прототип. Разработка прекращена.

Ми-24 SuperHind – совместная разработкамодернизированного Ми-24 заводом «Роствертол» и АТЕ (южноафриканская фирма).

Ми-24 SuperHindMk.3 – модифицированная модель для ВС Алжира.

Ми-24 SuperHindMk.4 – модифицированная модель для Азербайджана.

Ми-24ПН – специализированые модификации для исполнения сложных задач в ночное время суток. Поставляются в ВВС РФ.

Этот вертолет состоял в ВВС таких стран, как СССР, Болгария, ГДР, ФРГ, Ирак, Камбоджа, Никарагуа, Сербия, Чехословакия, Словакия, Хорватия.

Описание конструкции

Вертолет Ми-24В является самой массовой модификацией этой машины. Он выполнен по одновинтовой схеме, несущий винт имеет пять лопастей, рулевой – три. Экипаж вертолета – три человека.

Два члена экипажа (пилот и штурман) находятся в отдельных кабинах, а бортмеханик – в грузовом отсеке. На первых модификациях вертолета экипаж состоял только из пилота и штурмана. Кабины пилота и штурмана полностью герметичны, они обеспечены системой кондиционирования, которая обеспечивает нормальные температурные условия. Есть система обеспечения кислородом, которая необходима для полетов на высоте выше 3 км.

Давление в кабине экипажа и в грузовом отсеке немного выше атмосферного. Это сделано для препятствия попадания пыли или зараженного воздуха.

Фюзеляж – полумонокок, который состоит из носовой и центральной части, а также хвостовой и концевой балки.

В передней части вертолета расположены кабины членов экипажа: пилота и штурмана-оператора. Боковые стенки кабин бронированные, бронеплиты входят в состав силовой схемы фюзеляжа. Фонари обеих кабин изготовлены из бронестекла и плексигласа. Сидение пилота имеет броневую спинку и бронезаголовник. Дверь из кабины пилота также имеет бронирование.

В центральной части фюзеляжа находится грузовой отсек, там же расположено место бортмеханика. С обеих сторон грузового отсека находятся двустворчатые двери. Высота грузового отсека составляет всего лишь 1,2 метра, что делает ее не слишком удобной для перевозки пассажиров.

Силовая установка расположена над грузовым отсеком. Она состоит из двух двигателей ТВ3-117В, редуктора, дополнительной силовой установки и гидропанели. Там же находится и вентиляторная установка. Под полом грузового отсека и в его задней части находятся топливные баки. К наружной части фюзеляжа в районе грузового отсека крепятся крылья машины. А снизу находятся ниши, в которые складываются боковые стойки шасси.

Хвостовая балка имеет овальное сечение, внутри нее проходит вал трансмиссии. На поверхности балки находятся ракетницы, антенны, а также проблесковые маячки.

На концевой балке находится управляемый стабилизатор, редуктора и рулевой винт.

Вооружение вертолета Ми-24В — подвесное и стрелковое. Последнее состоит из четырехствольного пулемета ЯкБ-12,7, который расположен в подвижной носовой установке. В горизонтальной плоскости она может поворачиваться на +60° от продольной оси, подниматься на 20° и опускаться до 40°.

К подвесному вооружению вертолета относятся различные управляемые и неуправляемые виды авиационных средств поражения. К неуправляемым относятся свободнопадающие бомбы, НАР, пушечные контейнеры. Вертолет Ми-24В может использовать авиабомбы калибром от 50 до 500 кг.

К управляемым видам вооружения относятся ракеты противотанкового комплекса «Штурм», которые подвешиваются на внешних пилонах и законцовках крыльев. Этот ПТРК относится ко второму поколению данного оружия, наведение на цель осуществляется в полуавтоматическом режиме. Ракету на цель наводит штурман-оператор.

Силовая установка вертолета состоит из двух двигателей ТВ3-117В, вспомогательной силовой установки и вентиляторной системы охлаждения редуктора. Силовая установка имеет броневую защиту. Электрооборудование работает от двух генераторов, которые также расположены в силовой установке.

Топливная система состоит из пяти баков с общим объемом 2130 литров, которые оборудованы системой нейтрального газа и снабжены полиуретановыми вкладышами.

Несущий винт Ми-24В имеет пять алюминиевых лопастей со специальным наполнителем, которые вращаются по часовой стрелке. Несущий винт имеет наклон вперед 5% и влево – 3%, это улучшает устойчивость машины во время полета.

Шасси вертолета Ми-24 состоит из трех убирающихся опор, переднее колесо управляемое. Убирающееся шасси улучшает аэродинамические свойства вертолета и увеличивает его скорость, но добавляет конструкции лишние килограммы.

История создания вертолета Ми-24

Первый экземпляр имел кабину, в которой было два места, он был оснащен двойным управлением. Для нормального полета экипаж должен состоять из пилота и оператора, а в дальнейшей разработке в состав экипажа был добавлен еще и бортмеханик. Что касается грузовой кабины, то в первой модели она была рассчитана только на 8 человек. Вертолет был оснащен двумя дверьми по бокам грузового отсека. На окнах были установлены шкворневые системы, которые позволяют десантникам вести огонь из личного оружия во время полета.

Первые опытные вертолеты этой модели имели мало брони, она в основном была представлена бронированным лобовым стеклом и бронированными капотами двигателей. Именно по этим причинам пилотов первых Ми-24 оснащали бронежилетами и бронированными шлемами.

Вовремя разработки вертолета еще неготовой была система «Штурм», поэтому на первые агрегаты была установлена система вооружения с вертолета Ми-4, которая имела ручную систему управления. Заводские испытания Ми-24 начались в сентябре 1969 года, причем сразу изготовлялось десять вертолетов. Уже на конец 1970 года опытные модели были доработаны на устойчивость, и удлинили кабину. Именно в таком виде первые машины Ми-24 были поставлены в войска. Данную модель вертолета изготовляли в Арсеньеве, было собрано около 250 вертолетов. Эти машины поступали в войска, их использовали в основном десантники.

Ми-24 получил новый пулемет, который производит 4500 выстрелов в минуту. Был установлен новый ракетный комплекс под названием «Фаланга-П». Окончательная доводка машины была остановлена для введения принципиально новых качественных изменений. Во-первых, была изменена кабина пилотов. Она теперь была тандемной. Для повышения летных характеристик и управления был использован рулевой винт с вертолета Ми-14. Рулевой винт был толкающим, а заменили его на тянущий. На полную доработку вертолета Ми-24 ушло около восьми лет. Только с 1976 года Ми-24 начал поступать на вооружение войск, но достаточно массово.

Сталин, штурмовик Ил-2 и вредители

25.05.2018

«Судьба знаменитого оружия Победы, могучего самолета-штурмовика Ил-2 складывалась непросто. Если бы не личное вмешательство товарища Сталина фронт мог бы так и не получить отличную боевую машину.

Конструктор Ильюшин создал опытные образцы нового самолета незадолго до войны. Первоначально самолет задумывался и разрабатывался в двухместном варианте.

Пилот вел машину и управлял мощным пушечным вооружением для стрельбы по курсу самолета. Чтобы защищать штурмовик от вражеских истребителей сзади была устроена кабина стрелка-радиста с пулеметной установкой.

В январе 1940 года опытная машина успешно прошла государственные испытания, была высоко оценена боевыми летчиками и… оказалась совершенно невостребованной военными. По неясным причинам заказчики ссылались то на низкую маневренность, то на недостаточно мощную броню и хода самолету не давали.

Конструктор почти год обивал пороги наркомата, но так ничего и не добился. Отчаявшийся Ильюшин пишет разгромное письмо в ЦК, товарищу Сталину лично. Приглашение в Кремль пришло в течение нескольких дней.

Сталин в подробностях выслушал разъяснения конструктора и дал распоряжение немедленно пустить самолет в серию для поставок в действующие части. В условиях штурмовой работы машина была запущена и первые два серийных борта были выпущены уже к марту 1941 года.

Недоброжелатели Ильюшина не угомонились. Большие чины из ВВС принудили конструктора изменить схему штурмовика — ликвидировать кабину стрелка-радиста.

По мнению военных, убрав вторую кабину и пулеметную установку, они делают самолет легче и маневреннее. Кроме того, несколько увеличится скорость и потолок полета машины.

Как ни настаивал конструктор о сохранении первоначальной компоновки — военные оказались сильнее. Как водится, война внесла свои коррективы.

Германские летчики очень быстро обнаружили, что мощный штурмовик совершено беззащитен сверху и сзади. Фашистские истребители принялись массово сбивать одиночные штурмовики, которые не могли выстроиться в оборонительный круг и прикрывать друг друга.

В феврале 1942 года конструктора вызвали к вождю вместе с наркомом. Сталин с порога махнул рукой Ильюшину и сказал:

— Вынужден признать, товарищ Ильюшин, правота за Вами!

— Что такое, товарищ Сталин?

— Вы дали армии отличный двухместный штурмовик. А некоторые безответственные товарищи превратили его в одноместный. Истребителей на фронте не хватает, а без их прикрытия штурмовики сильно страдают от вражеского огня.

Верховный дал указание как можно скорее вернуться к двухместной схеме. Но с непременным условием:

Поздравляя конструктора с успешным запуском двухместной машины, товарищ Сталин сказал:

— Что с военных взять, товарищ Ильюшин! Так во всем мире, всегда держатся за старину, воюют по привычным лекалам. Но и Вы тоже недоработали, не настояли на правильной компоновке самолета с самого начала!

— Что же я мог сделать, товарищ Сталин, я один, а против целый наркомат!

— Так что же, позволить недалеким людям или даже врагам — вредить? Э, нет! Советский конструктор должен быть не таков. Они Вас в дверь — Вы в окно. Только так победим!

По результатам разбора истории со «штурмовиком Ильюшина» был выявлен и наказан ряд работников наркомата и представителей армейского заказчика. Отнюдь не все из них оказались недотепами, некоторые тормозили перспективный советский штурмовик вполне сознательно» (zen.yandex.ru).

Как видим, В.В. Путин тоже поддерживает техническое совершенство, но больше словесно, а в авиационной технике только пару раз пожелал видеть сверхзвуковой пассажирский самолет, т.е. то, что пока сегодня по ряду причин – невозможно!  Так лучший в мире ударный вертолет Ка-50 «Черная акула» с вооружения снял его друг: экс. министр обороны С. Иванов в угоду неуклюжему, да еще и недоработанному Ми-28Н. В Сирии было потеряно два Ми-28 и один Ми-24 без воздействия на них из вне. У Ми-35 ракета разорвалась в р-не хвостового винта и опять – катастрофа! А вертолет Ка-50 спокойно бы долетел до базы и после ремонта снова был бы годен к боевой работе. А ведь В.В. Путин, будучи на Дальнем Востоке, восхищался возможностями Ка-50, но не восстановил его по ‘ne пору вместо непригодного для современных боевых действий Ми-28Н.

Потери Ми-24

  1. 03.02.2002 в Чечне – 1 вертолет.
  2. 20.03.2003 во время учений разбились 2 вертолета.
  3. В 2003 в Украине – 1 вертолет.
  4. В том же году 26 августа в Чечне – 1 вертолет.
  5. Через 23 дня на аэродроме Черниговка случилось столкновение двух Ми-24В.
  6. В ноябре этого года в Чечне – 1 вертолет.
  7. В 2007 году в августе (Амурская область) – 1 вертолет.
  8. Третьего февраля 2009 года (Саратовская область) – 1 вертолет.
  9. 2010 год, 13 июля (Дагестан) – 1 вертолет.
  10. 29 ноября 2011 года (Беларусь) – 1 вертолет.
  11. 26 августа этого же года (Приморский край) – 1 вертолёт.
  12. 2012 год (Кения) – 3 вертолета, принадлежавшие армии Уганды.
  13. Восьмое сентября 2012 года (Ботлих) – 1 вертолет.

Боевое применение

Впервые в боевых условиях Ми-24 был применен в 1978 году в Сомали. Вертолеты пилотировались кубинскими летчиками и наносили удары по территории соседней Эфиопии. Машина хорошо зарекомендовала себя.

В 1979 году началась война в Афганистане, в которой Ми-24 принимал самое активное участие. «Крокодилы» оказывали огневую поддержку наземным войскам, уничтожали караваны с оружием, прикрывали советские колонны, совершали карательные рейды против афганских кишлаков и городов.

Ми-28 крайне редко использовался для транспортировки десанта, в основном он выполнял ударные функции. На первых порах повстанцам нечего было противопоставить тяжелым бронированным монстрам, несущим смерть с неба. Несколько машин было сбито с помощью зенитного огня крупнокалиберных пулеметов, но поразить Ми-24 было совсем не просто.

Ситуация изменилась после начала применения моджахедами переносных зенитно-ракетных комплексов, которые наводились по тепловому следу вертолетов. Особенно ситуация ухудшилась с появлением у повстанцев новейших американских ПЗРК «Стингер».

В 1989 году советские войска ушли из Афганистана. За десятилетие войны было потеряно около 160 вертолетов Ми-24 разных модификаций. Далеко не все они были сбиты противником. Много машин разбилось из-за крайне сложных условий пилотирования и эксплуатации. Всего же в Афганистане было потеряно 330 советских вертолетов различных видов.

В 1980 году началась ирано-иракская война, в которой также принимали участие Ми-24, состоящие на вооружении ВВС Ирака. Советским вертолетам приходилось не только выполнять ударные функции, но и бороться с американскими AH-1J «Си Кобра», которые оказались весьма достойными противниками.

После распада СССР «крокодилы» использовались практически во всех конфликтах, которые разгорелись в бывших советских республиках. В Нагорном Карабахе Ми-24 применяли обе стороны. Армянам удалось сбить шесть вертолетов противника, Азербайджану – один.

Во время конфликта в Абхазии российский Ми-24 сбил пушечным огнем Ми-24 ВВС Грузии.

Использовался этот вертолет и в Приднестровье.

Ми-24 активно применялся федеральными войсками во время первой и второй чеченской кампании. За время войны 1994-1996 гг. Россия потеряла 7 вертолетов Ми-24, во второй войне потери были гораздо больше – 23 машины (к 2005 году).

Ми-24 активно использовался во время балканских войн, в российско-грузинском конфликте (2008 год), а также в ходе гражданской войны в Сирии. В настоящее время этими вертолетами вооружены национальные армии Афганистана и Ирака, они применяют Ми-24 против талибов и игиловцев.

Украинские правительственные войска активно и весьма эффективно использовали Ми-24 на первых этапах конфликта на Донбассе. Потеряно четыре вертолета.

Ударные вертолеты Ми-24 активно использовались во время многочисленных конфликтов в Африке.

Эксплуатация и боевое применение

Со времени создания Ми-24 поставлялся во множество государств по всему миру. Во многих странах (включая бывшие государства Варшавского договора, ставшие членами НАТО) он продолжает оставаться на вооружении, несмотря на то, что уступает более современным российским вертолетам.

Среди главных эксплуатантов Ми-24 на сегодняшний день можно выделить Россию (178 машин), Украину (133), Индию (19), Алжир (31), Анголу (22), Польшу (28), Бразилию (12), Вьетнам (26), Судан (25), КНДР (20).

Ми-24Д ПольшиМи-24В ПольшиМи-24В Польши

Ми-24 участвовал более чем в 30 военных конфликтах. В боевых действиях вертолет применялся не только непосредственно для огневой поддержки, но и в качестве десантной, транспортной и эвакуационной машины.

Первым военным конфликтом, в котором Ми-24 прошел испытания в боевых условиях, стала Эфиопско-сомалийская война 1977-78 годов. 

В Афганской войне Ми-24 стал основным вертолетом армии СССР (потеряно при этом было 127 машин, в основном от воздействия ПЗРК).

Ми-24В ЧехииМи-24В ЧехииМи-24В Чехии

В Ирано-иракской войне (1980-88) Ми-24 довольно успешно применялся для борьбы с воздушными целями.

Российская армия использовала эти вертолеты в обеих Чеченский войнах.

В войнах в Афганистане и Ираке (2001-03) Ми-24 использовался польской армией (в составе коалиции США).

Ми-24П ВенгрииМи-24П УкраиныМи-24П Украины

Вооружение Ми-24

— Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации- Число точек подвески: 6 (4)- Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулемётами или 2 (4) ГУВ с гранатомётами- Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А- Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24- «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»- Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.

Дополнительное вооружение

Специально для Ми-24 в конце 1970-х годов были разработаны вертолётные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырёхствольный пулемёт Якб-12.7 и два четырёхствольных ГШГ-7,62).

Также Ми-24 может нести два пушечных контейнера УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 250 снарядов.

Некоторые Ми-24П в конце 1980-х годов получили по 2 ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для самообороны от истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолётами. АПУ с ракетами устанавливались на внутренних держателях.

Установка УСПУ-24 с пулемётом ЯкБ и антенна РКСН кРадуга-Ф» на пусковом устройстве 2П32М-К-48 и блоки НАР

ПТУР 9М17П на пусковом устройстве 2П32М-К-4В

Контейнер УПК-23-250 и блок УБ-32А-73

История создания

ОКБ Миля приступило к проектированию новой машины в 1968, через год уже имелся первый экспериментальный образец (Ми-24А). Вертолет был двухместный с грузовым отсеком на 8 десантников. Кабина и двигатель были частично бронированы. Вооружение использовалось от Ми-4, включало неуправляемые ракеты и пулемет. Пройдя предварительные испытания, серия из 10 вертолетов поступила для тестирования в войска.

Ми-24А в музее Swartkop (ЮАР).

В это время было выполнено несколько модификаций вертолета. На Ми-24Б было установлено новое вооружение (пулемет и ракетная установка), а на Ми-24В изменен рулевой винт и улучшено управление. Совместив в одной машине обе модификации, в 1973 году бюро Миля выпустило окончательный вариант вертолета Ми-24Д, который и был принят на вооружение армией СССР.

Преимущества и недостатки

Если говорить о достоинствах ударного вертолета Ми-24, то первое, что необходимо отметить – это его поразительная надежность и живучесть. Мощная броня, прикрывающая кабины пилотов и силовую установку, сделало этот вертолет практически не уязвимым для огня с земли. Эффективно поражать Ми-24 могло только крупнокалиберное оружие.

Еще одним неоспоримым преимуществом машины являлось ее мощное вооружение. С его помощью вертолет может решать любые задачи: эффективно уничтожать живую силу противника и его бронетехнику.

Ми-24 – это очень тяжелая и большая машина. Ее максимальная взлетная масса составляет 11500 кг (у американского АН-1 – 4500 кг). Для такого веса мощность силовой установки вертолета явно слабовата. Поэтому маневры и зависание – это не для «крокодила», его стихией является скорость.

Развитие современных вертолетов идет не по пути повышения броневой защиты (и, как следствие, увеличения массы), а в направлении более активного использования управляемого оружия, которое может поразить неприятеля на значительных дистанциях. В этом случае вертолету не нужно заходить в зону поражения ПВО противника и подвергать себя опасности. Однако для этого боевые машины должны обладать современной оптикой, системами прицеливания и управления огнем. Ничего этого на Ми-24 нет.

На Ми-35 и еще нескольких поздних модификациях вертолета от главных недостатков машины практически удалось избавиться, но модернизированных машин очень мало. К тому же, в настоящее время российская армия активно переходит на Ми-28Н.

Многие военные эксперты считают, что в недалеком будущем пилотируемые вертолеты будут заменены дистанционно управляемыми БПЛА. Они гораздо дешевле, да и людьми рисковать не нужно. Возможно, что Ми-28Н, Ка-52, как и их заокеанский аналог AH-64 Apache – это последние ударные вертолеты, управляемые пилотами из кабины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector