«точка опоры»: почему миг-29 уже 40 лет остаётся шедевром конструкторской мысли

Промежуточное звено

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в беседе с RT отметил, что самолёты корпорации «МиГ» могут стать промежуточным звеном между лёгкими истребителями и самолётом пятого поколения Су-57 (ПАК ФА).

«На данный момент в мире нет чёткой концепции применения истребителей в будущем — останется ли уже привычное разделение на лёгкие и тяжёлые или же будет применяться один универсальный многоцелевой самолёт. Мне кажется, что в России МиГи станут истребителями переходного периода к ПАК ФА», — сообщил Корнев.

Эксперт пояснил, что со времён разделения истребителей на разные классы по степени веса и вооружённости изменились реалии войны. Сейчас нет необходимости в том, чтобы лёгкие фронтовые истребители прикрывали наземные части с воздуха.  

  • МиГ-35
  • РИА Новости

По мнению Корнева, из опыта американских ВВС следует, что для выполнения смешанных задач лучше подходят ударные беспилотные летательные аппараты, а для уничтожения авиации — тяжёлые истребители.

«Тем не менее МиГ-35 способен составить достойную конкуренцию современным истребителям как четвёртого, так и пятого поколения. У него хороший экспортный потенциал в силу недорогой и несложной эксплуатации, высоких манёвренных характеристик и неплохой скрытности», — резюмировал Корнев.

Деятельность

Компания специализируется на выпуске воздушных судов военного назначения. В состав компании РСК «МиГ» входят:

  • Корпоративный центр;
  • Луховицкий авиационный завод им. П. А. Воронина – филиал АО «РСК «МиГ» (г. Луховицы Московской области), в состав входит аэродром «Третьяково»;
  • Опытное производство (в прошлом – Производственный комплекс № 2 им. П. А. Воронина, МАПО им. П. В. Дементьева, МАПО, ММЗ «Знамя Труда», завод № 30);
  • Опытно-конструкторское бюро им. А. И. Микояна (разработка, проектирование и испытание), в его состав входит Инженерный центр и Лётно-испытательный центр им. А. В. Федотова (г. Жуковский);
  • Калязинский машиностроительный завод – филиал АО «РСК «МиГ» (г. Калязин Тверской области);
  • Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» – филиал АО «РСК «МиГ» (г. Нижний Новгород).

В 2009 году РСК «МиГ» стала крупным получателем государственной антикризисной помощи: в уставный капитал компании из бюджета было внесено 30 млрд руб. Выручка компании за 2009 год составила 24,4 млрд руб. Портфель заказов компании на апрель 2010 года достиг $6,8 млрд.

В 2014 году ОАО «РСК «МиГ» названо победителем третьего конкурса «Авиастроитель года» в 2 номинациях: «За создание новой научной модели физического явления или технологического процесса» и «За успехи в разработке авиационной техники и компонентов» (ОКБ года).

Награды

ОКБ им. А. И. Микояна награждено тремя орденами:

  • орденом Ленина за успешное выполнение заданий Правительства по созданию новой авиационной техники (12 июля 1957 года);
  • орденом Октябрьской Революции за заслуги в создании самолёта МиГ-25 и его вооружения (3 апреля 1975 года);
  • орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в создании, производстве и испытании новой авиационной техники (2 февраля 1982 года).

За заслуги в деле создания передовых образцов авиационной техники звания Героя Социалистического Труда дважды были удостоены генеральные конструкторы А. И. Микоян и Р. А. Беляков. Звания Героя Социалистического Труда удостоены главные конструкторы М. И. Гуревич, А. Г. Брунов, Н. З. Матюк, Г. Е. Лозино-Лозинский, К. К. Васильченко и М. Р. Вальденберг.
Высокую оценку также получила работа многих лётчиков-испытателей. За мужество и героизм проявленные при испытанях авиационной техники звание Героя Советского Союза присвоены лётчикам-испытателям Т. О. Аубакирову, И. Т. Иващенко, К. К. Коккинаки, В. Е. Меницкому, Г. К. Мосолову, В. А. Нефедову, Б. А. Орлову, П. М. Остапенко, Г. А. Седову, А. Г. Фастовцу и А. В. Федотову. Звания Героя Российской Федерации удостоены лётчики-испытатели М. Р. Алыков, О. В. Антонович, М. А. Беляев, П. Н. Власов, В. М. Горбунов, Н.Ф. Диордица, С. В. Рыбников (посмертно) и Р. П. Таскаев, штурман-испытатель Л. С. Попов. Уже после перевода в ЛИИ им. М. М. Громова звания Героя Российской Федерации были удостоены лётчики-испытатели А. Ю. Гарнаев и А. Н. Квочур.

Ленинская премия присуждена 19 сотрудникам ОКБ, а Государственная премия – 61 сотруднику. Многие участники создания авиационной техники награждены орденами и медалями.

Особенности[1]

В конструкции планера МиГ-29М по сравнению с МиГ-29 отсутствуют верхние воздухозаборники, от посторонних предметов двигатели защищены решеткой. Наплыв крыла острый, размах элеронов был увеличен, система электродистанционного управления аналоговая с 4-кратным резервированием, что повышает боевую живучесть самолета. Площадь тормозного щитка около 1 м². Тормозной парашют площадью 17 м² заменен двумя парашютами площадью 13 м² каждый, что снизило длину пробега при посадке.

В конструкции воздухозаборников двигателей, тормозного щитка, килей и крыльев применены композиционные материалы. Объём топлива по сравнению с МиГ-29 увеличился на 1500л.

Управление самолетом осуществляется без отрыва рук от ручек управления — реализована система «HOTAS». Установлена станция активных помех, имеется 120 ИК-ловушек на фюзеляже. Также был улучшен обзор из кабины.

Возможна подвеска 4 управляемых ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭР (ранее — 2) с дальностью стрельбы 130 км.

Конструкция:

  • 20 % — алюминиево-литиевый сплав «1420»
  • 25 % — сталь
  • 27 % — алюминий
  • 3 % — титан
  • 8 % — композиционные материалы

Ресурс планера — 2500 часов, ресурс двигателей 1200—1400ч.

Масса топлива +2550 л (на месте створок взд.), общий запас +1500 л (6000 — 6250 л)

Конструкторские разработки и опыты

Пик конструирования и опытов нового истребителя припал на 1974-1977 года. До испытаний было допущено 19 новых опытных моделей, среди которых была и двухместная машина. Первый опытный образец под именем «9-01» был поднят в воздух летчиком-испытателем А.В. Федотовым в октябре 77 года. Модели «9-02» и «9-04» были предназначены для испытания характеристик и возможностей двигателей нового истребителя. К сожалению, оба прототипа разбились, но пилотам удалось вовремя катапультироваться и выжить.

Самолет под рабочим названием «9-03» стал прототипом истребителя МиГ-29. Остальные модели прототипов использовались для отработки и усовершенствования бортовых систем самолета. При испытаниях был установлен дефект недостаточной устойчивости самолета. Эту проблему решили установкой подфюзеляжных килей, а после на серийные модели, начиная с четвертой, эту проблему устраняли путем увеличения рулей направления, а кили уже не использовались. Конструкторским бюро было запланировано полное и комплексное испытание всех 19 прототипов, за это время данные самолеты совершили около 2 тысяч вылетов.

Полномасштабное производство самолета-истребителя МиГ-29 началось с 82 года на одном из старейших авиазаводов нашей страны, а именно на заводе «Знамя труда», который расположен в столице нашей страны. Окончательная комплектовка самолетов проходила в Луховицах, тут же производился и облет изготовленных машин.

С массового производства данная модель истребителей была снята в 1990 году, за эти 8 лет изготовления было выпущено более тысячи боевых машин, а 300 единиц было экспортировано в другие страны. Количество 29-х МиГов могло бы быть значительно больше, но в 90-х годах преимущество отдали лучшему, как считали конструкторы, самолету-истребителю Су-27. Несмотря на это, в 90-х и начале 2000-х годов продолжался выпуск МиГов, но небольшими партиями. За все время было сконструировано и выпущено в небо 1,5 тысяч МиГ-29.

Конструкция

Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с низкорасположенным крылом, двухкилевым оперением и разнесёнными двигателями. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали, также применяется титан и композитные материалы. Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 42 град., на крыле имеются щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют обшивку из углепластика и внешний «развал» в 6 град. Стабилизатор цельноповоротный и дифференциально отклоняемый. Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками. Катапультное кресло — К-36ДМ.

Двигатели типа ТРДДФ РД-33. Имеется газотурбинный энергоузел ГТДЭ-117, мощностью 66,2 кВт. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями и забор воздуха производится через пятисекционные верхние входы. Топливная система состоит из пяти фюзеляжных и двух крыльевых баков общей емкостью 4300 л (4540 л). Возможна подвеска фюзеляжного ПТБ на 1500 л и двух крыльевых ПТБ по 1150 л.

На машине установлена система автоматического управления САУ-451 и система ограничительных сигналов СОС-3М. Система управления вооружением СУВ-29 состоит из радиолокационного прицельного комплекса РЛПК-29 (Н0-19 «Сапфир-29»), БЦВМ Ц100 (или Ц101).

Оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29 (С-31) состоит из оптико-электронной прицельной системы ОЭПС-29, которая, в свою очередь, состоит из лазерной оптико-локационной станции КОЛС и нашлемной системы целеуказания «Щель-3УМ». Также в комплекс входят: навигационная система СН-29, система управления оружием СУО-29, БЦВМ Ц-100, система индикации на лобовом стекле с фотоконтрольным прибором.

Аппаратура командной радиолинии управления (КРУ) Э502-20 «Бирюза». Станция предупреждения об облучении РЛС — СПО-15ЛМ «Берёза», станция радиоэлектронных помех «Гардения-1ФУ», система выброса ложных целей ППИ-26.

Продукция

Разработки под индексом «И»

  • И-270, «Ж» —
  • И-320, «Р» —
  • И-350, «М» —
  • И-1, И-370 —
  • И-2 —
  • И-3, И-380 — 1956
  • И-5
  • И-7У —
  • И-20 — МиГ-1
  • И-63 — МиГ-3
  • И-310 — МиГ-15

Разработки под индексом «МиГ»

  • МиГ-1, И-20, И-200 (самолёт Поликарпова) — .
  • МиГ-3, И-63 — Первый вылет состоялся 29 октября .
  • МиГ-4, ПБШ-1
  • МиГ-5, ДИС-200, 1942.
  • МиГ-7, 1941
  • МиГ-8 «Утка», 1945.
  • МиГ-9, И-300, 1947.
  • МиГ-11, УТИ МиГ-9, И-301Т «ТФ», 1947
  • МиГ-11, И-220, И-221, И-223, И-224, И-225, 1944.

МиГ-29

  • МиГ-13, И-250(Н), 1945
  • МиГ-13, 1950
  • МиГ-15, И-310, 1948.
  • МиГ-17, И-330, СИ, СИ-16, 1954.
  • МиГ-19, И-360, СМ-2, …, 1955.
  • МиГ-21, 1960.
  • МиГ-23, Е-8, МиГ-21М, 1960.
  • МиГ-23, Е-23ИГ, 23/11, 1974.
  • МиГ-25, Е-155, 1966. МиГ-25РБШ, 1980. МиГ-25РБФ, 1980.
  • МиГ-27, 1973.
  • МиГ-29, 1983.
  • МиГ-31 — первый полёт 16 сентября (МиГ-25МП) под управлением лётчика-испытателя А.Федотова.
  • МиГ-35

    МиГ-35 — экспортный вариант МиГ-29М (МиГ-29MRCA), 2005.

  • МиГ-41 — перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП).
  • МиГ-101, 1995.
  • МиГ-105, 105.11, 105.12, 105.13 ЭПОС «Спираль», 1965.
  • МиГ-110, 1995.
  • МиГ-121
  • МиГ-АТ — «Advanced Trainer», 1992.

Другие разработки

  • 105—11
  • 1.42
  • 1.44
  • МФИ — первый полёт 29 февраля
  • ЛФИ
  • 23—01
  • 9—13
  • 9—15/7
  • СД — МиГ-15
  • СФ — Прототип МиГ-17Ф
  • СИ — МиГ-17
  • Т-101 «Грач»
  • КС-1 (изд. «Б») — крылатая ракета воздушного старта
  • ФКР-1 (изд. «КС-7») — крылатая ракета наземного старта

Текущие контракты

Наименование Количество Заказчик
МиГ-29К / KUB 29 ВМС Индии
МиГ-29М/М2 24 Cирия, контракт заморожен
МиГ-29К и МиГ-35 24+30 ВМФ РФ и ВКС РФ
МиГ-29М 46 ВВС Египта
МиГ-29UPG / UPG UB 65 ВВС Индии
МиГ-35С / СУБ 6 ВКС РФ

Описание

МиГи палубного базирования представляют собой многофункциональные всепогодные машины поколения «4+». В их задачу входит противовоздушная и противокорабельная оборона соединения кораблей, нанесение ударов по наземным объектам противника.

МиГ-29КУБ (9-41) с выпущенным шлангом ПАЗ-МК

Перечень изменений, внесённых в палубную версию истребителя: улучшена антикоррозийная защита планера, усилены стойки шасси, а механизм передней стойки полностью перестроен под условия работы, усилен планер, доля композитных материалов доведена до 15%, убран посадочный парашют, установлен гак (посадочный крюк), сделаны складывающимися крылья, улучшена механизация крыла для улучшения взлётно-посадочных характеристик, увеличен запас топлива, установлена система дозаправки в воздухе, увеличена масса вооружения, снижена заметность самолёта в радиолокационном диапазоне, на самолёте установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция «Жук-МЭ», двигатели РД-33МК, новая ЭДСУ с четырёхкратным резервированием, БРЭО стандарта MIL-STD-1553B с открытой архитектурой.

МиГ-29К могут базироваться на авианесущих кораблях, способных принимать самолёты массой свыше 20 тонн, оборудованных взлётным трамплином и посадочным аэрофинишёром, а также на наземных аэродромах. Самолёты вооружены управляемыми ракетами РВВ-АЕ и Р-73Э для воздушного боя; противокорабельными ракетами Х-31А и Х-35; противорадиолокационными ракетами Х-31П и корректируемыми авиабомбами КАБ-500Кр для поражения наземных и надводных целей.

Модификации

  • МиГ-29 (9-12) — фронтовой истребитель, первая серийная модификация МиГ-29
  • МиГ-29 (9-12А) — экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны варшавского договора и другие страны, в экспортную модель внесены изменения в РЛПК-29. Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
  • МиГ-29Б (9-12Б) — экспортная модификация 9-12, поставлявшаяся в страны, не входящие в Организацию Варшавского Договора, в экспортную модель внесены изменения в систему управления вооружением (СУВ-29Э). Комплектовались ракетами Р-27Р1 и Р-27Т1, имевшими ухудшенные характеристики относительно базовых модификаций.
  • МиГ-29 (9-13) — фронтовой истребитель. Отличается от модификации 9-12 наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», возможностью подвески двух подкрыльевых ПТБ и увеличенной массой боевой нагрузки.
    • МиГ-29С (9-13С) — дальнейшее развитие модификации 9−13, в номенклатуру вооружения включена ракета Р-77(РВВ-АЕ), у РЛС появился режим одновременной атаки двух воздушных целей.
    • МиГ-29СД — многоцелевой истребитель добавлена возможность дозаправки в воздухе, увеличен ресурс.
    • МиГ-29СМ — модификация МиГ-29С, с возможностью применения высокоточного оружия класса воздух-поверхность.

  • МиГ-29СМТ (9-17,9-18,9-19) — одноместный, модернизированный вариант истребителя МиГ-29СМ
  • МиГ-29К (9-31, 9-41) — палубный истребитель
  • МиГ-29КУБ (9-47) — палубный учебно-боевой истребитель.
  • МиГ-29КВП — опытный самолёт для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки.
  • МиГ-29УБ (9-51) — учебно-боевой истребитель, не имеет РЛС.
  • МиГ-29УБТ (9-52) — конструкция близка к МиГ-29СМТ, но все же является модификацией учебно-боевого самолёта МиГ-29УБ.
    • МиГ-29М/МиГ-29М1 — одноместный многоцелевой истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
    • МиГ-29М2 — двухместный многоцелевой истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
    • МиГ-29ОВТ — опытный вариант с отклоняемым вектором тяги создан на базе истребителя МиГ-29М
    • МиГ-33 (МиГ-29М) (9-15) — многоцелевой истребитель, по сравнению с ранними модификациями МиГ-29 в конструкцию и состав БРЭО внесены значительные изменения, расширена номенклатура вооружения и увеличены топливные баки.

  • МиГ-35 (9-61) — глубокая модернизация МиГ-29М
  • МиГ-35Д (9-67) — двухместный вариант МиГ-35
  • МиГ-29UPG (9-20) — модернизация МиГ-29Б для ВВС Индии. Включает монтаж дополнительного конформного надфюзеляжного топливного бака и оборудования для дозаправки в воздухе, установку двигателей РД-33М-3, инерциальной навигационной системы французской фирмы Thales, РЛС управления оружием «Жук-М2Э», оптическую систему ОЛС-УЭМ, нашлемной системы целеуказания израильской компании Elbit, обновление радио-навигационных систем, а также новую «стеклянную кабину» с многофункциональными ЖК-дисплеями. Номенклатура вооружения будет расширена ракетами Х-29Т/Л, Х-31А/П и Х-35. Первый прототип совершил полет 4 февраля 2011 года.
  • МиГ-29AS — модернизация МиГ-29A для ВВС Словакии по программе МиГ-29СД без системы дозаправки и с измененным БРЭО.
  • МиГ-29Н — модификация МиГ-29СД для ВВС Малайзии.

История создания

Разработка глубокой модернизации истребителя МиГ-29 началась ОКБ имени А. И. Микояна в 1982 году. Основными отличиями машины, совершившей первый полёт в 1986 году от серийного МиГ-29 были значительно возросшая ёмкость топливных баков, сгладившая главный недостаток машины — недостаточную дальность полёта, и новое БРЭО, позволившее значительно расширить номенклатуру вооружения.

В ходе лётных испытаний самолета 9-15 шесть его прототипов в 1986—1993 годах выполнили 1171 полёт, кроме того, в рамках программы также использовались две летающие лаборатории для испытаний РЛС Н010 и двигателей РД-33К, а также два борта для испытаний ракет воздух — воздух Р-77.

Несмотря на успешно завершённую программу испытаний и готовность завода «Сокол» к серийному производству МиГ-29М, эта машина в итоге всё же осталась опытной и в серию не пошла. Причинами этого, помимо экономического кризиса в России и отказа её ВВС от закупки новых самолётов, стали: ограничение производства Р-77 опытной серией, распродажа почти новых МиГ-29 странами бывшего СССР (Молдовой и Украиной в первую очередь), понижение интереса к экспортному варианту МиГ-29М — МиГ-33 (который существовал только на бумаге) ВВС Индии и Финляндии, которые считались потенциальными покупателями.

История создания

МиГ-29К был разработан взамен уже почти готового проекта МиГ-23К, над которым начали работу ещё в начале 70-х годов для комплектования смешанной группы корабельной авиации. В эту группу должны были входить: Су-24К, МиГ-23К, Ан-71, а также перспективный самолёт-торпедоносец. Однако в связи со смещением времени постройки полноценного авианесущего крейсера на более поздний срок, а также благодаря стараниям конструкторов, удалось убедить Министерство обороны в необходимости разработки проектов на основе будущих перспективных самолётов Су-27 и МиГ-29. В группе палубной авиации для 29-ки отводилась роль многофункциональной машины: как штурмовика, так и самолёта для ведения воздушного боя на небольших дистанциях, также предполагалось использовать истребитель в роли разведчика.

Разработка концепции самолёта началась в 1978 году, а непосредственное проектирование машины началось только в 1984 году. К испытаниям на комплексе НИТКА от ОКБ МиГ приступили сперва на МиГ-23, а потом на МиГ-27ЛЛ (летающая лаборатория). 21 августа 1982 года летчик-испытатель А.Г. Фастовец впервые выполнил взлёт с трамплина на МиГ-27ЛЛ. Посадку на палубу авианесущего крейсера и первый взлёт с него МиГ-29К совершил 1 ноября 1989 года под управлением Токтара Аубакирова. Однако проект МиГ-29К с начала 1990-х годов не мог рассчитывать на продолжение своего существования и госзаказ: продвижение Симоновым машины Су-25УТГ в качестве учебно-тренировочного самолёта и его связи, как бывшего замминистра, не позволили сделать авиагруппу смешанной. Этому же способствовал экономический кризис, государство не могло финансировать одновременно два проекта. Аутсайдером оказался проект МиГ-29К, он был закрыт, однако его в инициативном порядке за свои деньги продвигало КБ.

Сейчас эта машина оборудована аналогично МиГ-29М2 (МиГ-35). Первый этап ГСИ был начат в августе 1991, на 2 МиГ-29К в общей сложности провели 450 полётов, Министерство Обороны РФ дало разрешение на серийное производство, но из-за кризиса 90-х программа была заморожена. В 1999 РСК МиГ возобновляет программу МиГ-29К, корпорация значительно усовершенствовала МиГ-29К. Испытания МиГ-29К продолжаются с 2002 по 2006, по программе выполнено 700 полётов, 20 января 2007 года состоялся первый полёт МиГ-29КУБ. 19 марта 2008 года в подмосковных Луховицах состоялся первый полет серийного МиГ-29КУБ.

Литература

  • Горох А., Бобков Е. «Истребитель МиГ-3». — Новосибирск: Типография «Медведь», 2007. — Т. 2. — 122 с. — (Легенды авиации). — 700 экз.
  • Иванов С. МиГ-3. — ООО «АРС», 2005. — Т. 115[]. — 76 с. — (Война в воздухе).
  • Медведь А. Н., Хазанов Д. Б., Маслов М. А. Истребитель МиГ-3. — Русское авиационное акционерное общество (РУСАВИА), 2003.
  • Медведь А. Н., Хазанов Д. Б. Истребитель МиГ-3. — Русское авиационное акционерное общество (РУСАВИА), 2007. — 200 с. — (В воздушных боях). — 1000 экз. — ISBN 978-5-900078-52-6.
  • Медведь А. Н., Хазанов Д. Б. МиГ-3. Первый фронтовой высотный истребитель. — Коллекция, Эксмо, Яуза, 2007. — 112 с. — (Арсенал коллекция). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-20443-4.
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.
  • Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0.
  • Gordon, Yefim and Khazanov, Dmitri. Soviet Combat Aircraft of the Second World War. — Leicester, England: Midland Publishing, 1998. — Vol. 1. Single-Engined Fighters. — P. 175, 64-83. — 184 p. — ISBN 1-85780-083-4.
  • Gunston, Bill and Gordon, Yefim. MiG Aircraft since 1937. — London, GB: Putnam Aeronautical Books, 1998. — P. 18—24. — 288 p. — ISBN 0-85177-884-4.
  • А. Ивицкий. Истребитель МиГ-3 — утраченные возможности // «Авиация и космонавтика», № 5, май 2013. с. 13—37

История создания

МиГ-29КВП.

МиГ-29К был разработан взамен проекта МиГ-23К, разрабатывавшегося в начале 70-х годов для комплектования смешанной группы корабельной авиации. В группу должны были входить: Су-24К, МиГ-23К, Ан-71, а также перспективный самолёт-торпедоносец. Однако в связи со смещением времени постройки полноценного авианесущего крейсера на более поздний срок, а также благодаря стараниям конструкторов, удалось убедить Министерство обороны в необходимости разработки проектов на основе будущих перспективных самолётов Су-27 и МиГ-29. В группе палубной авиации для 29-ки отводилась роль многофункциональной машины (аналогично американскому F/A-18): как штурмовика, так и самолёта завоевания превосходства в воздухе на небольших дистанциях, также предполагалось использовать истребитель в роли разведчика.

Разработка концепции самолёта началась с 1978 года, а непосредственное проектирование машины началось в 1984 году, однако к испытаниям на комплексе НИТКА от ОКБ МиГ приступили сперва на обычном МиГ-23, а потом на МиГ-29ЛЛ — летающая лаборатория (от обычного МиГ-29 он отличался отсутствием РЭО и усиленным шасси) и 21 августа 1982 г. лётчик-испытатель А. Г. Фастовец впервые выполнил взлёт с трамплина. Посадку на палубу авианесущего крейсера и первый взлёт с него МиГ-29К совершил 1 ноября 1989 года под управлением Токтара Аубакирова.

Однако проект МиГ-29К с начала 1990-х годов не мог рассчитывать на госзаказ, недоведённость изделия 9-31 на фоне готового к серийному производству Су-27К (будущего Су-33) в промежуточной (чисто истребительной) версии определили выбор основного заказчика. Этому же способствовал экономический кризис, государство не могло финансировать одновременно два проекта, поэтому проект МиГ-29К был закрыт. В дальнейшем ОКБ, имея заказ от ВМФ Индии на палубные истребители для авианосца Адмирал Горшков (после переоборудования получил имя Викрамадитья), разработало на основе наработок по изделию 9-31 новое семейство — одноместный МиГ-29К (изделие 9-41) и двухместный МиГ-29КУБ (изделие 9-47), унифицированные с сухопутным семейством МиГ-29М/.

Первый этап ГСИ был начат в августе 1991, на 2 МиГ-29К (изделие 9-31) в общей сложности провели 450 полётов, МО РФ дало разрешение на серийное производство, но из-за кризиса 90-х программа была заморожена.

В 1999 РСК МиГ возобновляет программу МиГ-29К, корпорация значительно усовершенствовала МиГ-29К.

Испытания МиГ-29К продолжаются с 2002 по 2006, по программе выполнено 700 полётов.

В 2004 году Индия заключила контракт на разработку и поставку 16 палубных истребителей (4 МиГ-29КУБ, 12 МиГ-29К). Контракт предусматривал опцион на 30 МиГ-29 со сроком поставок до 2015 года.

20 января 2007 года состоялся первый полёт МиГ-29КУБ (изделие 9-47).

19 марта 2008 года в подмосковных Луховицах состоялся первый полёт серийного МиГ-29КУБ (бортовой номер 113).

В 2010 году был подписан второй контракт на поставку ВМС Индии 29 МиГ-29К.

В 2012 году был заключён контракт на поставку ВМФ России 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ к 2015 году.

В середине мая 2013 года состоялось официальное принятие истребителей МиГ-29К/КУБ на вооружение ВМС Индии,

В 2017 году самолеты МиГ-29К/КУБ приняли участие в военной операции в Сирии в рамках похода в Средиземное море тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

История появления МиГ-29

Конструкторское бюро в начале 70-х годов приступило к разработке двух качественно новых истребителей, отличием между ними был вес самой машины. Проектируемый тяжелый истребитель имел название ТПФИ, а легкая модель имела название ЛПФИ. В итоге из этих проектных моделей вышли два великолепных истребителя. Из тяжелого ТПФИ вышел Су-27, а из легкой модели истребителя ЛПФИ получился МиГ-29.

Главной задачей конструкторов было создание нового и качественного истребителя, который не уступал бы в характеристиках американским аналогам серии F, а именно известным F-15 и F-16. Перед новым самолетом были поставлены такие задачи: завоевание лидерства в воздухе над местом боевых действий, нанесение ударов с помощью неуправляемого оружия по наземным объектам. Но последнее задание могло осуществляться только при наличии отличных погодных условий.

Данное поколение истребителей было изготовлено не по старому принципу увеличения скорости и максимальному набору высоты. Эта модель самолета получила отличную маневренность в вертикальной плоскости, этого смогли достичь с помощью высокой тяги двигателей. По разработкам конструкторов новый истребитель должен был иметь два двигателя. Окончательная модель самолета, которая была запущена в производство, достаточно сильно отличалась от первых проектных моделей. Данный самолет по классификации КБ имел название «Изделие № 9» и очень отличался от предыдущих моделей МиГов. Параллельно с микояновцами к разработке похожего проекта пришли и конструкторы бюро Сухого, который получил название Су-27. Обе модели самолетов-истребителей конструировались на принципе интегральной компоновки.

Все конструкторские инновации придали изделию № 9 высокую маневренность, а мощные новые двигатели − высокую тяговооруженность, которая была на качественно новом уровне – 1,1. На сегодняшний день такая величина тяги самолета является очень высокой. МиГ-29 на данный момент является самым тяговооруженным истребителем на нашей планете. В свое время элитное пилотное подразделение «Стрижи», которое использовало этот истребитель, имело свою визитную карточку, а именно выполнение петли зразу же со взлета.

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2014.
  2. . www.migavia.ru. Дата обращения 26 марта 2020.
  3. . www.migavia.ru. Дата обращения 25 марта 2020.
  4. Крылья Великой Победы. Подвиг авиастроителей СССР в годы Великой Отечественной войны. — ОАО «Авиапром», 2015. — С. 172—174. — 540 с. — ISBN ISBN 978-5-9904090-8-8.
  5. . РИА Новости (20170127T1651+0300). Дата обращения 6 апреля 2020.
  6. . www.migavia.ru. Дата обращения 6 апреля 2020.
  7. . ТАСС. Дата обращения 6 апреля 2020.
  8.  (недоступная ссылка). // migavia.ru. Дата обращения 17 января 2012.
  9. Алексей Никольский, Алиса Фиалко. МиГ идет на взлет // Ведомости, 14.04.2010, 66 (2584)
  10. (25 сентября 2014).
  11. . www.migavia.ru. Дата обращения 13 марта 2020.

Состоит на вооружении

  • Россия

Старые модификации постепенно выводятся из состава ВКС. Идёт перевооружение на новые модели, например, на МиГ-29СМТ и Су-30CM. Модернизация истребителей старой постройки признана нецелесообразной в связи с физическим износом и коррозией.

  • Азербайджан — 14 МиГ-29 по состоянию на 2016 год.
  • Алжир — 25 на 2010 год.
  • Бангладеш — 6 МиГ-29 и 2 МиГ-29УБ, по состоянию на 2016 год.
  • Беларусь — 24 Миг-29С/УБ, по состоянию на 2016 год.
  • Болгария — 12 Миг-29А и 4 Миг-29УБ на 2016 год.
  • Вьетнам — в 2010 году получено 4 МиГ-29СМТ.
  • Израиль — на 2009 год два самолёта эксплуатируются в Испытательном центре ВВС Израиля.
  • Индия — 43 МиГ-29, 12 Миг-29UPG и 7 Миг-29УБ, по состоянию на 2016 год.
  • Иран — 36 Миг-29А/У/УБ на 2016 год.
  • Йемен — 18 на 2010 год.
  • Казахстан — 12 Миг-29 и 2 Миг-29УБ по состоянию на 2016 год.
  • КНДР — более 18 Миг-29А/С/УБ на 2016 год.
  • Куба — в 1989—1990 годах получено небольшое количество (по разным данным, 12 или 16 самолётов.
  • Мьянма — 18 МиГ-29, 6 Миг-29СЕ и 5 Миг-29УБ, по состоянию на 2016 год.
  • Перу — 17 МиГ-29С/СМТ и 2 МиГ-29УБВ, по состоянию на август 2012 года.
  • Польша — 26 МиГ-29А и 6 Миг-29УБ, по состоянию на 2016 год.
  • Сирия — 19 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • Сербия — 3 МиГ-29 и 1 МиГ-29УБ, по состоянию на 2016 год.
  • Словакия — 10 МиГ-29АС, 2 Миг-29УБС и 8 Миг-29А/УБ, по состоянию на 2016 год.
  • Судан — 12 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • Туркмения — 24 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • Узбекистан — 12 МиГ-29/Миг-29УБ в строю + 18 на хранении, по состоянию на 2016 год.
  • Украина — 82 МиГ-29, по состоянию на 2016 год.
  • Шри-Ланка — в 2008 году поставлено 4 МиГ-29СМ и 1 МиГ-29УБ.
  • Эритрея — 10 МиГ-29, по состоянию на 2010 год.
  • Малайзия — 10 на 2015 год.

Самолёты марки «МиГ»

Истребители/Перехватчики:
Ударные:
Разведывательные:
Учебно-тренировочные:
Экспериментальные:
Проекты:

МиГ-3

Кабина МиГ-3Р (МАКС-2007)

Модернизированный вариант истребителя получил наименование МиГ-3. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича (ОКБ-155) — одномоторный, одноместный, высотный истребитель-перехватчик ПВО ВВС РККА СССР времён Великой Отечественной войны. Мотор А. А. Микулина АМ-35А взлётной мощностью 1350 лс. Время виража — 26-27 с. Несмотря на значительный взлётный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли несколько превышала 500 км/час, на высоте 7 тыс. м достигала 640 км/час. Это была тогда наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолётах. На высоте более 6 тыс. м он был по манёвренности лучше других истребителей. Это был многообещающий самолёт.

Недостатки

В МиГ-3 недостатки МиГ-1 были в основном изжиты, но некоторые его отрицательные свойства преодолеть не удалось. Велика была посадочная скорость — не менее 144 км/ч, недостаточная на небольших высотах манёвренность, велик радиус виража. Другими недостатками машины были низкий моторесурс (20-30 лётных часов) и пожароопасность двигателя.
Также на больших скоростях лётчик зачастую не мог открыть фонарь кабины МиГ-3, что делало невозможным покидание подбитой машины пилотом

Из-за задней центровки самолёт был очень сложным в пилотировании, опытный лётчик становился на нём средним, а средний малоопытным, новичок же в большинстве случаев вообще не мог на нём летать.

С началом войны стало понятно, что основные воздушные бои проходят на малых и средних высотах, на которых манёвренность МиГ-3 резко ухудшалась.
В результате, в воздушных боях лета-осени 1941, части, вооружённые этими самолётами, понесли огромные потери, и вскоре модель была снята с производства. Оставшиеся экземпляры были переданы частям ПВО, где самолёт нашёл успешное применение как высотный перехватчик и ночной истребитель.

На пути к совершенству

Основу ударной мощи МиГ-29 составили 30-мм пушка ГШ-301, неуправляемые авиационные ракеты и управляемые ракеты малой и средней дальности. Боевая нагрузка истребителя не превышала двух тонн.

Также по теме


МиГ-35: всё, что вам нужно знать о новом истребителе

18 июля в Москве в рамках ежегодного Международного авиационно-космического салона (МАКС) состоялась презентация многофункционального…

Для повышения живучести самолёта на нём были установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя РД-33. МиГ-29 получил высокие показатели тяговооружённости для своего времени — 1,1 (соотношение тяги двигателя к массе летательного аппарата).

Советский самолёт был оснащён передовыми системами управления вооружением и навигации. Для дублирования информации с бортовых приборов использовалась коллиматорная система индикации на лобовом стекле (ИЛС-31).

На МиГ-29 впервые в мире была серийно реализована система нашлемного целеуказания «Щель-3УМ». Она позволяет пилоту мгновенно произвести захват цели головками самонаведения ракет — для этого достаточно лишь посмотреть на неё через окуляр системы целеуказания. Подобная оперативность имеет решающее преимущество в ближнем бою.

В 1986 году на вооружение советских ВВС поступила вторая серийная модификация МиГ-29 («изделие 9-13»). Масса боевой нагрузки машины выросла с 2000 до 3200 кг, увеличились внутренние запасы топлива, а также появилась возможность установки подвесных топливных баков.

  • Капитан В. Галуненко в кабине МиГ-29
  • РИА Новости

Советские конструкторы смогли улучшить боевые характеристики МиГ-29 за счёт установки станций радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Гардения» и блоков выброса пассивных помех (БВП-30-26).

Воплощение передовых технологий

Базовая модель МиГ-29 оказалась удачным конструкторским решением с колоссальным модернизационным ресурсом. Ещё в 1982 году конструкторы ОКБ им. Микояна взялись за создание истребителя поколения 4+ МиГ-29М.

Перед разработчиками была поставлена задача повысить эффективность поражения воздушных и наземных целей, то есть сделать истребитель многоцелевым, а также увеличить дальность полёта и улучшить условия работы пилота.  

Также по теме


Искусственный интеллект на сверхзвуковых скоростях: в России разрабатывают новый истребитель МиГ-41

Новый истребитель МиГ-41, который должен прийти на смену перехватчику МиГ-31, сможет работать в космосе. Об этом на Международном…

Появление новых аналого-цифровых электродистанционных систем управления (взамен механических) позволило создать версии МиГ-29 с продольной статически неустойчивой аэродинамической схемой. Это означало, что без помощи автоматики управлять машиной стало невозможно, однако конструкторы добились значительного улучшения манёвренности и дальности полёта.

Кроме того, обновлённые варианты МиГ-29, благодаря применению стелс-технологий, отличаются малозаметностью. На машинах была увеличена ёмкость топливной системы, появилась функция дозаправки в воздухе.

Например, МиГ-29М может сопровождать до десяти целей и вести огонь одновременно по четырём. Дальность обнаружения истребителей противника — до 80 км. Много внимания конструкторы уделили рабочему месту пилота — был улучшен обзор из кокпита (кабины), повышена эргономика и информативность систем индикации вооружения и навигации.

  • МиГ-35

Воплощением передовых технологий корпорации «МиГ» является приближённый к пятому поколению МиГ-35. Эксперты считают новинку глубокой модернизацией МиГ-29, отмечая ряд конструктивных изменений, более широкое использование композитов и оснащённость современными автоматизированными системами.

В частности, на МиГ-35 установлена бортовая радиоэлектронная станция (БРЛС) «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой. В результате модернизации мощность «Жук-А» выросла почти вдвое. Минобороны планирует заменить на МиГ-35 весь парк МиГ-29.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector