Сколько мусульман в мире

Классический ислам

Далее поговорим о традиционном исламе. Это также объясняет, почему во всем мире стали бояться мусульман. Термин «традиционный» не является корректным в принципе, несмотря на то, какие народы исповедуют ислам. По своей сути «нетрадиционной» формы не существует. Путаницу внесли группы людей, которые называют себя ваххабитами. Они и сбивают с пути истинного людей, которые далеки от этой веры. Они рассказывает о «чистом исламе», представителями которого считают себя. Такой «псевдоислам» наводит тень на плетень, поэтому и пришлось обычным мусульманам применять термин «традиционный ислам».

Сколько бы ни вели разговоры о том, что мусульмане — мирные люди, к ним относятся с опаской в современном мире.

Итак, еще раз разберем, что же такое традиционный ислам. Это вера, которая соответствует учению Корана и Сунны. Мусульмане преклоняются перед пророком Мухаммадом.

Традиционный ислам стоит на трех китах:

  • добродетель – ихсан;
  • вера — Иман;
  • деяния — ислам.

Далее разберем это подробнее. Что под собой подразумевает ихсан? Это моральный кодекс для мусульманина. Свод правил для жизни по совести. Они касаются отношений с людьми, поведения верующего по отношению к самому себе и отношения к Богу.

Под иманом верующие понимают принятие Бога, его книг, его ангелов, посланников, пророков. Также мусульмане верят в судный день и считают, что все хорошее или плохое предопределено небом, и что на все воля Аллаха.

Деяния (ислам) — это молитвы пять раз в день, обязательный пост в весенний месяц Рамадан. Те, у кого есть такая возможность, выплачивают очистительную милостыню и раз в жизни совершают паломничество.

Как христиане относятся к мусульманам России

Ислам и православие в России существуют уже много веков

Современная ситуация в России складывается так, что все больше выходцев из мусульманских государств переселяются в большие города России. Некоторые из них, по словам христиан, ведут себя неподобающе, становятся распространителями преступности. В то же время, у себя на родине уровень преступности крайне низкий.

Поэтому часто бывает, что на представителей Кавказа смотрят косо. Но, нужно помнить, что в каждой стране есть как свои герои, так и свои аутсайдеры.

Ставте лайк, подписывайтесь, делитесь в соцсетях. Будем очень признательны

Ислам в Российской империи

После того, как в Казань приехала императрица Екатерина Вторая в 1767 году, в России позиции ислама начали восстанавливаться. Императрица сняла все ограничения, которые существовали на строительство каменных мечетей, а также общественных зданий мусульман, а затем выпустила исторический указ «О терпимости всех вероисповеданий», который положил начало в России периоду межконфессиональной толерантности. Вскоре после этого в России появилась по указу императрицы первая официальная мусульманская организация — Оренбургское магометанское духовное собрание. Тогда же был назначен глава мусульман России, муфтий, чью кандидатуру утверждал император. Местом собрания была Уфа, а муфтии и их помощники, а также основное число мулл назначались из числа казанских татар.

Эта организация была создана для того, чтобы государство могло контролировать мусульманское духовенство, и поэтому ее состав определяло правительство, для возможности использования в дальнейшем официальные исламские институты в проведении среди мусульманского населения политики российской власти.

В 1817 году указом Александра I было создано Министерство духовных дел, в котором было указано, что муфтия должно избирать мусульманское общество, и в 1836 году то же положение вошло в Устав Департамента духовных дел иностранных исповеданий. Но реальное положение дел было иным: муфтия все также назначал император, опираясь на представление министра внутренних дел, и закон вступил в силу только в 1889 году после внесения соответствующего изменения в законодательство Государственным Советом.

На момент 1889 года ОМДС или Оренбургское магометанское духовное собрание ведало 4254 приходами, в которые входило почти три с половиной миллионов мусульман, 65 ахунов, 2734 хатыбов, 2621 мударрисов и имамов, 2783 муэдзинов. Это число увеличилось к 1912 году до четырех с половиной миллионов мусульман, а число приходов увеличилось до 5771-го.

Татарская элита периодически стремилась взять общество под свой контроль, поскольку ОМДС поддерживало действия правительства, и в результате в 1915 году, когда муфтием был назначен М.Баязитов, татарская элита подвергла ОМДС бойкоту.

Муфтий был смещен в 1917 году после Февральской революции национальными деятелями Уфы, а обществом управлять стала комиссия, состоящая из шестнадцати человек, которыми руководил имам Хабибулла Ахтямов.

Ислам в Волжской Булгарии

Волжская Булгария (с 922 по 1241 год) располагалась в Прикамье и Среднем Поволжье, вела торговлю с Византией и Арабским халифатом, а с Киевской Русью соперничала в торговых и военных вопросах.

Правитель Волжской Булгарии решил, что страна должна перейти в Ислам, поэтому отправил послов в Багдадский халифат с предложением направить в Булгарию исламское духовенство для распространения ислама. В ответ на это исламский халифат направил в Волжскую Булгарию посла ибн Фадлана, который оставил известные записки о своем пребывании в Поволжье, имеющие большую историческую ценность. В результате этих поездок в 922 году ислам был объявлен государственной религией Волжской Булгарии, а когда в 1241 году Волжскую Булгарию покорили татаро-монголы, она стала частью Золотой Орды.

Страны с мусульманским населением

Среди стран мира насчитываются тридцать девять государств, где мусульмане составляют большинство населения – более восьмидесяти процентов жителей, а также есть тринадцать государств, где мусульманское население преобладает. Среди остальных государств можно выделить пятнадцать таких, где мусульманское население играет значимую роль, то есть составляет от двадцати до сорока девяти процентов, а еще в тридцати трех государствах представители исламской веры являются влиятельным меньшинством. То есть в 100 государствах мира мусульмане составляют значимую часть общества.

Но в остальных странах мусульманское население также представлено: в сорока странах мусульмане в меньшинстве, а еще в пятидесяти семи государствах существуют немногочисленные мусульманские общины.

Откуда взялся Ислам в Европе и проживали ли мусульмане на территории Средневековой Европы?

10 самых преобладающих стран с мусульманским населением

Можно выделить десять стран с самым большим числом мусульман среди населения. В эту десятку входит:

  1. Индонезия (231 миллион);
  2. Пакистан (195 миллионов);
  3. Индия (191 миллионов);
  4. Бангладеш (150 миллионов);
  5. Нигерия (100 миллионов);
  6. Египет (89 миллионов);
  7. Иран (80 миллионов);
  8. Турция (80 миллионов);
  9. Алжир (42 миллионов);
  10. Эфиопия (36 миллионов).

Поскольку ислам является на планете Земля второй по численности религией, мусульманская умма включает в себя сто двадцать государств, являясь государственной религией в двадцати восьми странах, среди которых Саудовская Аравия, Египет, Кувейт, Марокко, Пакистан, Ирак и Иран, а также многие другие. Преобладающей религией ислам является в Азербайджане, в Албании, Исламской Республике Афганистане и Алжире, Бангладеше и Королевстве Бахрейн. Исламская религия преобладает в Боснии и Герцеговине, Демократической республике Буркина Фасо, в Брунее и Гамбии, а также в Гвинее-Бисау.

Если сравнить статистические данные о том, сколько мусульман в мире на 2016 год и сколько стало в 2019 году, то можно увидеть значительный прирост, но если сравнивать в ракурсе большего промежутка времени, то можно увидеть что за последние полвека количество мусульман в мире увеличилось на 235%.

Мусульмане в России

Россия в списке государств, в которых среди населения есть мусульмане, находится на двадцать первом месте – в Российской Федерации проживает больше восемнадцати миллионов мусульман, но это количество в России растет в последние годы за счет высокой рождаемости среди мусульманских народов, а также за счет выросшего уровня миграции из мусульманских стран Средней Азии.

Согласно проведенной в последний раз в 2002 году переписи населения, мусульмане в России составляют 11% от всего населения и представлены сорока народами, традиционно исповедующими ислам: это аварцы, чеченцы, даргинцы, азербайджанцы, казахи, лакцы, башкиры, киргизы, узбеки, татары, таджики, лезгины, абадзины, адыги, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, ингуши, табасараны, турки-месхетинцы, рутульцы, цахуры и агулы, а также другие народности. По неофициальным данным доля россиян относящих себя к исламской религии составляет от 20 до 30%.

Государства, в которых ислам — преобладающая религия

В настоящем разделе приводится перечень государств, в которых большинство населения принадлежит к числу мусульман.

  • Азербайджан Азербайджан — Азербайджанская Республика
  • Албания Албания — Республика Албания
  • Алжир Алжир — Алжирская Народная Демократическая Республика
  • Афганистан Афганистан — Исламская Республика Афганистан
  • Бангладеш Бангладеш — Народная Республика Бангладеш
  • Бахрейн Бахрейн — Королевство Бахрейн
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — Босния и Герцеговина
  • Бруней Бруней — Бруней Даруссалам
  • Буркина-Фасо Буркина-Фасо — Демократическая Республика Буркина Фасо
  • Гамбия Гамбия — Исламская Республика Гамбия
  • Гвинея Гвинея — Республика Гвинея
  • Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау — Республика Гвинея-Бисау
  • Джибути Джибути — Республика Джибути
  • Египет Египет — Арабская Республика Египет
  • Западная Сахара — Сахарская Арабская Демократическая Республика
  • Индонезия Индонезия — Республика Индонезия
  • Иордания Иордания — Иорданское Хашимитское Королевство
  • Ирак — Республика Ирак
  • Иран Иран — Исламская Республика Иран
  • Йемен — Йеменская Республика
  • Казахстан — Республика Казахстан
  • Катар Катар — Государство Катар
  • Киргизия — Киргизская Республика
  • Северный Кипр Северный Кипр — Турецкая Республика Северного Кипра
  • Коморы Коморы — Союз Коморских Островов
  • Республика Косово Республика Косово — Республика Косово
  • Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар — Республика Кот-д’Ивуар
  • Кувейт Кувейт — Государство Кувейт
  • Ливан Ливан — Ливанская Республика
  • Ливия Ливия — Государство Ливия
  • Мавритания Мавритания — Исламская Республика Мавритания
  • Малайзия Малайзия — Малайская Федерация
  • Мали Мали — Республика Мали
  • Мальдивы Мальдивы — Мальдивская Республика
  • Марокко Марокко — Королевство Марокко
  • Нигер Нигер — Республика Нигер
  • Нигерия Нигерия — Федеративная Республика Нигерия
  • ОАЭ ОАЭ — Объединённые Арабские Эмираты
  • Оман Оман — Султанат Оман
  • Пакистан Пакистан — Исламская Республика Пакистан
  • Палестинская национальная администрация Палестинская национальная администрация — Государство Палестина
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия — Королевство Саудовская Аравия
  • Сенегал Сенегал — Республика Сенегал
  • Сьерра-Леоне Сьерра-Леоне — Республика Сьерра-Леоне
  • Сирия Сирия — Сирийская Арабская Республика
  • Сомали Сомали — Федеративная Республика Сомали
  • Судан — Республика Судан
  • Таджикистан — Республика Таджикистан
  • Тунис Тунис — Тунисская Республика
  • Туркмения Туркмения — Туркменистан
  • Турция Турция — Турецкая Республика
  • Узбекистан Узбекистан — Республика Узбекистан
  • Чад Чад — Республика Чад

Относительная Европа

Турция

На первом месте оказалась Турция. Но тут надо понимать, что само государство географически является азиатским и только около 1% выпадает на Европу. О том, что эта страна себя позиционирует в качестве европейской, свидетельствует ее членство в рамках НАТО и желание присоединиться к Европейскому Союзу.

В общей сложности абсолютное большинство жителей страны являются приверженцами мусульманства. По некоторым источникам цифра достигает впечатляющей отметки в 99%.

Косово

В список относительных европейских стран эксперты занесли и Косово хотя бы просто потому, что далеко не все государства вообще признали независимость Косово. По данным исследователей, массовая доля следующих заветам ислама тут составляет около 90%.

Примечательно, что многие из верующих – это даже не этнические албанцы, а славяне, которые решили стать мусульманами. Речь идет о боснийцах, горанцев.

Сунниты и шииты

Если рассматривать исламские течения, то есть определенные направления в мусульманской вере, то важно понимать, что расхождение в направлениях веры имело свое начало еще при Омейядах, затем продолжилось при Аббасидах, когда труды иранских и древнегреческих ученых начали переводить на арабский язык и проводить их анализ с религиозной точки зрения. В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии

Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения

В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии. Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения.

Сунниты на сегодняшний день – это 85 % мусульман мира, а остальные 15 % — это все остальные течения, в том числе и шииты. То есть сунниты являются в исламе самым крупным течением. Представителей этого течения называют «Людьми Сунны», так как полное название течения звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат». По мнению суннитов, первыми законными преемниками Мухаммада являются первые четыре халифа — Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Люди Сунны признают Сунну, то есть предания о Пророке Мухаммаде ﷺ наряду с Кораном, и наиболее авторитетными источниками для них считаются хадисы Муслима и Бухари. У суннитов мусульманской общине принадлежит руководящая роль при решении важных жизненных вопросов и проблем. Они проповедуют те основные мусульманские ценности, которые зафиксированы в Священном Писании.

Для Людей Сунны являются признанными четыре богословских правовых школы или мазхаба – ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский, и все эти школы между собой признают взаимную правомерность.

Шииты же считаются в мусульманской религии второй по величине ветвью. Шиитское течение было сформировано после смерти Пророка Всевышнего Мухаммада ﷺ, когда группа мусульман, ставших первыми шиитами, выдвинула идею, что только потомки Мухаммада ﷺ, то есть его дети от Фатимы и дети его двоюродного брата Али, достойны имамата, то есть власти в общине. Шииты считают, имам должен быть потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, и все, кто не имеет отношения к роду Али или Мухаммеда ﷺ, имамом быть не имеют право — такое право, по мнению шиитов, закреплено за родом Мухаммада ﷺ и Али через божественное установление. Шиитское течение переросло в религиозное направление из политической партии, которой являлось первоначально. В шиитском направлении выделяются умеренные шииты или зейдиты и крайние шииты (алавиты, исмаилиты).

В современной России большинство мусульман принадлежат к суннитскому течению шафиитского или ханафитского мазхабов, где ханафитов — 65 %, а шафиитов — 30 %. Суннитами ханафитского толка являются татары, а также казахи, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, черкесы, башкиры, абазины и шапсуги, кабардинцы, адыгейцы и некоторые ингуши, осетины-мусульмане. Шафиитский суннизм проповедуют часть ингушей и большинство чеченцев, дагестанцы, кроме таких народностей, как ногайцы и таты.

Среди шиитов-джафаритов — около 3 % российских мусульман, в том числе большинство азербайджанцев, небольшая часть лезгин.

Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.

Основополагающими постулатами для татарина являются главные исламские заповеди и законы шариата, которых он придерживается неукоснительно и воспитывает своих детей в вере и уважении к своей религии, любви и поклонении Богу.

Аспекты «исламского мира»

Когда говорят об исламском мире, подразумевают страны с исламом как с господствующей религией, но мусульманский мир включает в себя и те регионы, где компактно проживают мусульмане, не являясь в данной стране господствующим большинством, или те государства, где существуют большие группы мусульман или исламские общины. Сегодня исламский мир – это 1,9 млрд мусульман, которые проживают по всей планете и являются представителями самых разных национальностей и рас, культур и народов. Из этого числа в пятидесяти странах мусульмане составляют большинство, а еще в тридцати странах мусульмане являются влиятельным меньшинством.

Понятие «исламский мир» подразумевают три аспекта: политический, географический и религиозно-культурный, в последнем случае подразумевается мусульманская умма или община, то есть сообщество единоверцев, которые связаны не только религиозными ценностями, но и образом жизни, общей культурой. Мусульманская умма составляет 25% населения планеты, поскольку из семи с половиной миллиардов жителей на планете Земля проживает чуть менее двух миллиардов мусульман.

С точки зрения аспекта географического, под исламским миром подразумевают тот регион на планете, где компактно проживает большое количество мусульман: охватывает территории от Западной Африки вплоть до Юго-Восточной Азии, и в этот регион входит и Европа, и Россия, и Кавказ, а также Центральная Азия, Индия, Китай и Индонезия. Если рассматривать распространение мусульманского населения по континентам и странам, то в Северной Африке проживает всего 20% от мусульман земли, а в Азии — 80% приверженцев мусульманской религии: в Индонезии проживает двести тридцать миллионов человек, в Индии – сто девяносто, в Пакистане – сто девяносто пять миллионов, в Бангладеш мусульманское население составляет сто пятьдесят миллионов.

С точки зрения политического аспекта, под понятием «исламский мир» подразумевают те страны, которые себя позиционируют как исламские государства. Некоторые страны делают это формально: Бруней, Пакистан, Иран и Саудовская Аравия, а ряд государств делают это неформально – Азербайджан, Тунис, Индонезия, Бангладеш и Малайзия.

Россия в исламском мире

Мусульманский мир рассматривает Россию как важную составную часть, так как Россия имеет большое историческое наследие, на протяжении разных веков на территории страны существовало немало мусульманских государств, ханств, эмиратов, имаматов, кроме того процент коренных мусульманских народов на территории Российской Федерации составляет по разным данным от 20 до 30% и он растет с каждым годом достигая уже до двадцати пяти миллионов жителей страны.

Регионы проживания мусульман

Если рассматривать пропорционально распределение мусульман по регионам земного шара, то в Азии проживает основная часть – больше миллиарда мусульман, а на втором месте по концентрации находится Африка, в которой проживает также много представителей исламской религии — пятьсот восемнадцать миллионов. В Европе, если не учитывать количества беженцев переселенцев, проживает более пятидесяти миллионов мусульман. На территории Северной и Южной Америки проживает больше десяти миллионов, а на Австралию и Океанию приходится около семисот тысяч мусульман.

Из всех регионов мира самым мусульманским считают Ближний Восток. Мусульмане, которые проживают практически во всех ближневосточных государствах, являются суннитами: шииты преобладают только в Ираке, Бахрейне и Иране. В суннитских мусульманских государствах представлены сунниты всех четырех суннитских мазхабов. Ханафитский мазхаб, который считают самым распространенным среди мусульман во всем мире, представлен больше всего в Турции, а также в Ираке, Египте и Сирии. Маликитский мазхаб больше всего представлен на Аравийском полуострове – в Объединенных Арабских Эмиратах и в Саудовской Аравии. Шафииты преобладают в Сирии, Ливане и Ираке, в Иордании и Палестине, а также в Йемене. Мусульмане ханбалитского толка распространены в государствах Персидского залива, то есть в Катаре, Кувейте, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии.

Ислам в Советском Союзе

После того, как Российская Империя пала, на короткое время до того, как было установлено правление Советской власти, в учрежденных временно северокавказских государствах-эмиратах действовали нормы шариата.

В самом начале существования Советского Союза государство проводило достаточно благоприятную политику в отношении мусульманства, чем была эта политика по отношению к другим религиозным группам. Мусульманское население активно привлекали для революционной деятельности по свержению царского режима, а после для поддержания Советской власти. Первыми мусульманскими советскими республиками стали Туркестанская, Татарская, Башкирская и другие.

Впервые Всероссийский съезд мусульман прошел в сентябре 1920 года в Уфе, и председателем съезда стал Г. Баруди. На этом съезде было основано ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман, которое стало правопреемником Оренбургского магометанского духовного собрания на территории Казахстана, Сибири и Европейской России.

Устав ЦДУМ был утвержден в 1923 году НКВД РСФСР, и этим Уставом полномочия организации распространялось на Сибирь, Европейскую часть РСФСР и Казахскую АССР. В 1925 году была создана инструкция Наркомпроса, которая разрешала преподавать в мечетях только людям старше четырнадцати лет и после окончания начальной советской школы.

Давление на ислам и атеистическая пропаганда усилились в Советском Союзе в двадцатых годах двадцатого века: она была направлена не только на мусульманскую веру, но на все религиозные учреждения – было закрыто большинство храмов, религиозных учреждений и мечетей. К 1930 году в Татарстане из двенадцати тысяч мечетей было закрыто десять тысяч, а 97 % муэдзинов и мулл лишились возможности выполнять свои обязанности.

Управление духовными делами мусульманской общины было разделено между четырьмя независимыми центрами: ДУМ Средней Азии и Казахстана находился в Ташкенте, ДУМ Закавказья –в Баку, ДУМ Северного Кавказа – в Буйнакске, а ДУМ Сибири и Европейской части СССР – Уфе.

Разрешение издавать Коран и выпускать лунные календари, а также заниматься обеспечением учебными пособиями и предметами для совершения культа в исламских заведениях, мечетях было дано духовным управлениям только в шестидесятых – восьмидесятых годах, и в это же время началось создание журнала для мусульман «Мусульмане Советского Востока». Когда в период СССР насаждался атеизм, ислам более энергично сопротивлялся государственной политике, чем православие, но в советские времена ислам являлся религией, которое исповедовало национальное меньшинство, поэтому он являлся для них не только духовным путем, но и механизмом этнического самосознания и этнической самоидентификации.

В южных республиках в конце семидесятых годов и начале восьмидесятых исламские религиозные настроения и призывы к борьбе начали активизироваться как следствие произошедшей в Иране революции и Афганской войны. Радикальное учение стало широко распространяться среди узбекской и таджикской молодежи. В результате ЦК КПСС принял постановление «О мероприятиях по противодействию попыткам противника использовать «исламский фактор» во враждебных СССР целях» в 1981 году, а в 1983 году оно было дополнено постановлением «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманских священнослужителей». После этого официальное отношение к исламу стало более благоприятным, особенно в период перестройки и гласности и после того, как в 1989 году было отпраздновано 1100-летие принятия Ислама в России.

Течения в исламе

Ислам на территории бывшего СССР с самого начала был суннитским, господствующий мазхаб — ханафитским, оставаясь таковым по преимуществу на протяжении всего времени. Исключение составляет Дагестан, где первоначальное ханафитство сменилось в XII веке на шафи’итскую школу права и богословия. Шиитская ветвь ислама представлена с XVII века лишь небольшими группами населения в Южном Дагестане, испытавшем влияние Ирана и Азербайджана. Мистико-аскетическое учение (суфизм) в рамках суннитского ислама распространяли в Дербенте еще современники и ученики аль-Газали (1058-1111), чьи произведения охотно читали и переписывали всюду и позднее. Среди тюркского населения Орды популярностью пользовались братства йасавийа и кубравийа, но с XV века наибольший успех выпадает на долю тарика накшбандийа, а в Чечне находит признание тарика кадирийа. На почве двух последних в условиях ожесточенного сопротивления русским завоевателям XIX века в Дагестане и Чечне выросла особая локальная форма суфийского братства — мюридизм (от араб. «мурид» — последователь, ученик).

Народы Поволжья

Татары-мусульмане. Праздничный намаз в честь Ураза-байрам в Кул Шарифе

Тут мы поговорим о татарах и башкирах. Когда-то давно на Поволжье жил единый народ – булгары, которые имели даже свое государство Волжскую Булгарию.

Согласно данным некоторых историков, существует некая легенда, как здесь принимали ислам. Из Бухары в Булгарию приехал один купец, который исповедовал ислам. Он обладал знаниями в медицине и лечебном деле.

Открытие мечети » Айсылу» в Башкирии

Как раз тогда в стране правил местный царь Алмуш. Как вы уже могли догадаться, в то время он был болен. Купец пообещал полностью излечить его, если тот примет ислам. Так и случилось, купцу удалось дать здоровье царю, а тот стал мусульманином.

Далее, вслед за правителем, веру начали принимать и местные жители. Так она и распространилась.

Таким образом булгары смогли получить поддержку от соседних мусульманских народов. Они обеспечили себе авторитет в тех краях.

Суть миссии Мухаммада

Первое, что Мухаммад поведал людям, — это что Бог един и что теперь он божий посланник. Среди арабов в те времена процветало падение нравов. Те, кто был сильнее, обижали сирот, стариков, калек. Существовала работорговля, люди предавали и обманывали друг друга. Одна за другой шли войны между племенами. У прекрасного пола почти не было прав.

Мухаммад, обращаясь к людям, начал говорить о том, что начинается новая эпоха. Он поведал народу о слове Аллаха, и называлось оно Коран. На арабском языке это звучит как «альКур’ан». В Коране 114 глав. На арабском языке — суры. Главы написаны в стихотворной форме. Стихотворения имеют название «аяты». Стихи и главы зачастую имеют свои названия, например, самая большая глава Священного Писания именуется сурой «Аль-Бакара» («Корова»).

Мусульманский закон и шариат основаны на Священном предании и мусульманском писании.

Компетентные богословы у мусульман зовутся имамами. Община мусульман имеет имя «умма».

Исламской религии более полутора тысячи лет, за это время появилось множество самозванцев. Они используют идеологию, которая в корне расходится с мусульманским течением. Самым распространенным лжеучением является ваххабизм.

Возникновение ислама

Ислам как новая религия возник среди арабских племен Аравии в начале VII века. Впоследствии мусульманское вероучение, как и многие другие религии, неоднократно менялось с течением времени. В ходе своих завоеваний арабы столкнулись с более развитыми феодальными отношениями, которые и стали господствующими в созданной ими империи — Арабском халифате. Это нашло отражение в сунне — сборнике хадисов (преданий) о высказываниях и действиях пророка Мухаммада. Так наряду с Кораном появился еще один источник исламской идеологии. Общепризнанными в исламском мире сборниками хадисов являются: «Аль-Джами ас-сахих», подготовленный аль-Бухари (810-870), «Аль-Джами ас-сахих» Муслима ибн аль-Хаджжаджа ан-Нишапури (821-875), «Сунан» ибн Маджи (824-887), «Сунан» Абу Дауда Сиджистани (817-889), «Аль-Джами ал-кабир» Мухаммада ат-Тирмизи (824-892), «Сунан» ан-Насаи (829-915).

Потребности борьбы за укрепление позиций ислама как идеологии феодального общества, придание ему большей стройности и гибкости выдвигали мыслителей, приспосабливавших вероучение к изменяющимся обстоятельствам. Важным стимулом для развития идеологии ислама явился его раскол на два течения: суннизм и шиизм. После создания четырех богословско-юридических толков (мазхабов) в суннизме (ханафитского, маликитского, шафиитского и ханбалитского) и выработки исламской догматики (X в.) было признано невозможным дальнейшее развитие исламской теологии, права, морали, социальных установлений («двери иджтихада были закрыты»). Став господствующей в исламе, такая позиция, именуемая таклидом, сохранялась в принципе вплоть до XX века. Явившись отражением застойного состояния позднефеодального восточного общества, она не могла не оказать негативного влияния на развитие экономики и культуры районов традиционного распространения ислама. В конце XIX века мусульманские теоретики Мухаммад Абдо и Мухаммад аль-Афгани выдвинули идеи, отвергавшие следование таклиду. Они выступили за необходимость самостоятельной трактовки учения Корана, отвечающей условиям времени, за проведение буржуазных реформ, развивали идею панисламизма, связывая ее с антиколониальной борьбой народов Востока. Эти идеи были востребованы революционными движениями в мусульманских странах в XX века.

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти

Столпы Ислама:

  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины («закят»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector