Сибирское ханство (кратко)

Экология[править]

В Сибири расположено большинство самых экологически загрязнённых городов России, включая самый опасный — Норильск. Шесть городов региона — Новокузнецк, Ангарск, Омск, Красноярск, Братск и Новосибирск — производят выбросов в атмосферу больше, чем 12-миллионная Москва. Основная причина экологического неблагополучия — размещение в сибирских городах с 1950—1960-х гг. гигантских «грязных» производств — металлургии, теплоэнергетики, целлюлозной промышленности. Уже в 1970-е гг. города региона выбрасывали в среднем 3,7 тонны промышленных отходов ежесуточно при 0,7 тонн выбросов в центральных городах России.
Однако на значительной части Сибири вдали от промышленных центров ещё сохраняется благоприятная экологическая обстановка, связанная прежде всего с тем, что природа значительной части этого региона остаётся практически нетронутой.


Вид на промзону Новокузнецка

Вид на промзону Кемерово

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников (по данным Росстата, в тысячах тонн)

Город 2000 год 2010 год
Норильск 2149,1 1923,9
Новокузнецк 544,5 301,1
Ангарск 132,4 207,4
Омск 198,1 198,2
Красноярск 145,7 148,6
Братск 120,7 116,2
Новосибирск 100,8 101,7
Иркутск 56,3 65,5
Барнаул 81,0 55,6
Кемерово 68,4 54,9
Чита 59,5 41,4
Томск 17,0 35,7
Шелехов 28,4 33,3
Бийск 39,7 28,4
Усолье-Сибирское 37,1 26,0
Улан-Удэ 29,7 25,5
Абакан 9,8 11,6
Кызыл 15,6 5,8

Остяки

Многие не могут понять, кто же такие остяки? Вот разрозненные понятия с разных источников.

Остяки — старое название обских угров — хантов и манси. Происходит от самоназвания Ас-ях — «человек с Большой реки». Ас-я — так называли угры реку Обь. Самоедами называли самодийские племена — например, ненцев. Остяко-самоеды — селькупы.

А что нам говорит «Вики»: «Остяки — устаревшее название народов, проживающих в Сибири: хантов, кетов (также енисейские остяки), югров (также сымские остяки), селькупов (также остяки-самоеды)».

А вот что говорит нам об остяках Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона:

«Остяки угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе губернии. Разделяется на три группы: северных — в Березовском округе, восточных — в Сургутском, в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д.

Название Остяк придается также так называемым енисейским, живущим в Томской губернии, на левом берегу Енисея и верхней Кети. Но этот немногочисленный, вымирающий народец не имеет ничего общего с настоящими остяками и должен считаться родственным коттам, койбалам и другим южно-самоедским, ныне отатарившимся народностям»…

По этой животрепещущей теме можно почитать статью «Тотемизм у остяков Сибири (В. Штейниц, пер. с нем. Н.В. Лукиной)».

К истории Сибири

Север Западной Сибири — низовья Оби — русские начали заселять ещё до XV века. Возможность завоевания всего Зауралья предоставилась после объединения Российского государства и появления у русских воинов огнестрельного оружия, которого не было у коренных сибирских народов. Первой серьезной военной экспедицией за Урал стал поход отряда Ермака на Сибирское ханство. В 1581 году 26 октября по старому стилю Ермак Тимофеевича занял столицу ханства город Искер. Годовщина взятия Искера в старину отмечалась как день Сибири. По новому стилю эта дата приходится на 5 ноября.

Движение русских на восток продолжалось весь XVII век. Все коренные народы Сибири соглашались стать данниками русского царя (большинство добровольно). Только в последнюю четверть XVII столетия первопроходцы встретили сопротивление хорошо организованной армии — на рубежах Китая. Подписание Нерчинского договора о границе с империей Цин в 1689 в общем закончило историю масштабного расширения российских владений в Сибири и начало эпоху её освоения.

По мере заселения и освоения Сибири, развития транспорта, добывающей и перерабатывающей промышленности Сибирь приобретает все большее значение для России. История XX века показала, что Советский Союз не мог отстоять свою независимость и приобрести международное влияние без опоры на ресурсы Сибири.

Только официально 35 городов Сибири считаются «историческими»: Ачинск, Бабушкин, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, Енисейск, Ишим, Иркутск, Канск, Киренск, Кемерово, Красноярск, Кызыл, Куйбышев, Кяхта, Мариинск, Минусинск, Нерчинск, Нижнеудинск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Петровск-Забайкальский, Салехард, Сретенск, Тара, Тобольск, Томск, Тюкалинск, Тюмень, Улан-Удэ, Усолье-Сибирское, Чита, Шилка, Ялуторовск; статус «исторических» имеют также 4 посёлка городского типа — Березово, Колывань, Сузун и Шушенское.

[]

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Хозяйственно-культурные типы

У коренных народов к периоду прихода русских скотоводство было развито значительно больше земледелия. Но с XVIII в. земледельческое хозяйство занимает все большее место у западносибирских татар, распространяется оно и среди традиционных скотоводов южного Алтая, Тувы и Бурятии. Соответственно изменялись и материально-бытовые формы: возникали прочные оседлые поселения, кочевнические юрты и полуземлянки сменялись бревенчатыми домами. Впрочем, у алтайцев, бурятов и якутов долгое время бытовали многоугольные срубные юрты с конической крышей, по внешнему виду имитирующие войлочную юрту кочевников.

Традиционная одежда скотоводческого населения Сибири была сходна с центральноазиатской (например, монгольской) и относилась к типу распашной (меховой и матерчатый халат). Характерной одеждой южноалтайских скотоводов была длиннополая овчинная шуба. Замужние женщины-алтайки (как и бурятки) поверх шубы надевали своего рода длинную безрукавку с разрезом спереди — “чегедек”.

Для низовий больших рек, а также ряда малых рек Северо-Восточной Сибири характерен комплекс оседлых рыболовов. В обширной таежной зоне Сибири на основе древнего охотничьего уклада сформировался специализированный хозяйственно-культурный комплекс охотников-оленеводов, к которым относились эвенки, эвены, юкагиры, ороки, негидальцы. Промысел этих народов состоял в добывании диких лосей и оленей, мелких копытных и пушных зверей. Рыболовсво почти повсеместно было вспомогательным занятием. В отличие от оседлых рыболовов охотники-оленеводы тайги вели кочевой образ жизни. Таежное транспортное оленеводство — исключительно вьючно-верховое.

Материальная культура охотничьих народов тайги была полностью приспособлена к постоянным передвижениям. Характерный пример этого — эвенки. Жилищем у них служил конический чум, покрытый оленьими шкурами и выделанными кожами (“ровдугой”), также сшитой в широкие полосы вываренной в кипятке берестой. При частых перекочевках эти покрышки перевозились во вьюках на домашних оленях. Для передвижения по рекам эвенки пользовались берестяными лодками, настолько легкими, что их без труда мог переносить на спине один человек. Превосходны эвенкийские лыжи : широкие, длинные, но весьма легкие, подклеенные шкурой с ноги лося. Старинная одежда эвенков была приспособлена к частой ходьбе на лыжах и езде верхом на олене. Эта одежда из тонких, но теплых олених шкур — распашная, с несходящимися спереди полами, грудь и живот закрывались своеобразным меховым нагрудником.

Общий ход исторического процесса в различных районах Сибири резко изменили события XVI-XVII вв., связанные с появлением русских землепроходцев и включением в конечном итоге всей Сибири в состав Российского государства. Оживленная русская торговля и прогрессивное влияние русских поселенцев произвели значительные изменения в хозяйстве и быту не только скотоводческо-земледельческого, но и промыслового коренного населения Сибири. Уже к концу XVIII в. эвенки, эвены, юкагиры и другие промысловые группы Севера стали широко использовать огнестрельное оружие. Это облегчило и количественно умножило добычу крупных животных (дикого оленя, лося) и пушных зверей, особенно белки — основного объекта пушного промысла XVIII-начала XX вв. К исконным промыслам стали добавляться новые занятия — более развитое оленеводство, использование тягловой силы лошадей, земледельческие опыты, зачатки ремесла на местной сырьевой базе и т.д. Вследствие всего этого изменялась и материально-бытовая культура коренных жителей Сибири.

Быт и хозяйство

Традиционная культура наиболее полно представлена амгинско-ленскими и вилюйскими якутами. Северные якуты близки по культуре эвенкам и юкагирам, олекминские сильно аккультурированы русскими.

Основные традиционные занятия — коневодство (в русских документах XVII века якуты назывались «конными людьми») и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом — женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны. Сенокошение было известно еще до прихода русских.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, зимой рыбу ловили в проруби, а осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах XVII века термин «рыболов» — балыксыт — употребляется в значении «бедняк»), на нем специализировались также некоторые племена — так называемые «пешие якуты» — осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц), в дальнейшем из-за снижения численности зверей ее значение упало. Характерны специфические приемы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало и собирательство — сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливаемой на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась только малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце XVII века и до середины XIX века было развито очень слабо. Его распространению (особенно в Олекминском округе) способствовали русские ссыльные поселенцы.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, — коврики, из заячьего меха — одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди, с XIX века — резьба по мамонтовой кости.

Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Были известны лыжи, подбитые конским камусом, сани (силис сыарга, позднее — сани типа русских дровен), запряженные обычно в быков, на севере — оленьи прямокопыльные нарты. Лодок, как и уэвенков, были берестяными (тыы) или плоскодонные из досок, позже у русских были заимствованы парусные суда-карбасы.

Национальный состав Западной Сибири

Если говорить в целом о данном регионе, то можно утверждать, что большинство его населения составляют уже не коренные народы, а переселенцы из других районов России. На самом севере западносибирской территории до сих пор сохраняется паритет в национальном составе среди населения: он равномерно разделен между аборигенами и иммигрантами. А вот южные районы более заселены переселенцами. Исконно на юге проживали следующие народы:

  • башкиры;
  • татары;
  • удмурты;
  • коми-пермяки.

Но в настоящее время 80% населения — это русские. Этому этносу удалось достаточно давно заселить этот район и плотно ассимилироваться среди местных. Начало свое переселение берет с момента завоевания Сибири и с походов казака Ермака Тимофеевича.

Тот факт, что юг Западной Сибири является более пестрым в национальном плане, подтверждает и то, что там сосуществует несколько религий: от христианства и ислама до буддизма. Кроме того, там зафиксировано самое большое в стране количество межэтнических браков.

Манси

Если говорить про коренные народы Западной Сибири, нельзя не упомянуть урало-юкагирскую языковую семью. Наиболее яркими представителями этой группы являются манси.

Самоназвание этого народа – «меньдсы» или «вогулы». «Манси» на их языке обозначает «человек».

Эта группа сформировалась в результате ассимиляции уральских и угорских племен в эпоху неолита. Первые были оседлыми охотниками, вторые – кочевыми скотоводами. Эта двоякость культуры и ведения хозяйства сохраняется и поныне.

Самые первые контакты с западными соседями были в одиннадцатом веке. В это время манси знакомятся с коми и новгородцами. После присоединения к России усиливается колонизационная политика. К концу семнадцатого века они оттесняются на северо-восток, а в восемнадцатом формально принимают христианство.

Сегодня в этом народе существует две фратрии. Первая называется Пор, своим предком считает Медведя, и основу ее составляют уральцы. Вторая называется Мось, ее основатель – женщина Калташч, а большинство в этой фратрии принадлежит к уграм.Характерной особенностью является то, что признаются только перекрестные браки между фратриями. Такую традицию имеют лишь некоторые коренные народы Западной Сибири.

Основные события и даты

  • 1240 г. Первое упоминание Сибири в летописи «Сокровенное сказание монголов».
  • 1398 г. Бегство хана Тохтамыша в Сибирь. Начало выдвижения Сибирского ханства как отдельного от Золотой Орды государства.
  • 1468-1495 гг. Правление хана Ибака из рода шибанидов. Расцвет Сибирского ханства, масштабные земельные завоевания и удержание границ.
  • 1495 г. Убийство хана Ибака князем Махметом из тайбугинов. Распад Золотой Орды. Провозглашение Сибирского ханства отдельным государством.
  • 1555 г. Признание вассальной зависимости от Москвы правителем Едигером в обмен на покровительство и помощь в решении междоусобных войн между тайбугинами и шибанидами.
  • 1563 г. Хан Кучум убивает Едигера и становится главой государства. Начинается многолетняя борьба за независимость от Москвы.
  • 1581 г. Начало первого похода казаков и атамана Ермака Тимофеевича за Урал с целью покорения Сибирских земель.
  • 1584 г. Смерть Ермака и разгром казаков. Восстановление режима хана Кучума.
  • 1585-1598 гг. Второй военный поход и окончательное покорение Сибирского ханства.

Быт и хозяйство

Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство. Культ оленя прослеживается во всех сферах жизни саверных хантов. Олень, без преувеличения, был основой жизни: он был и транспортом, шкуры использовались при строительстве жилищ и пошива одежды. Не случайно, с оленем связаны и многие нормы общественной жизни (собственность на оленей и их наследование), мировоззрения (в погребальном обряде).

Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство.

Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у хантов выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений:

кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков)
постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Северная Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь)
постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва)
постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки)
постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда)

Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда строили землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей.

Ханты-оленеводы жили переносных жилищах, в чумах, состоящих из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой).

Восточная Сибирь. Верховья реки Лены

Сибирь — регион на севере и северо-западе Азии, между Уралом, степями Центральной Азии, Северным Ледовитым океаном и российским Дальним Востоком. К Сибири обычно относят бассейны рек Обь и Енисей, причем равнинный бассейн Оби считается Западной Сибирью, а гористый бассейн Енисея и Якутию — Восточной Сибирью. Иногда южными границами Сибири считают Алтай, Саяны и озеро Байкал, и отделяют от Сибири в особые регионы Алтай (т.е. Алтайский край и Горный Алтай), Туву и Забайкалье (т.е. Бурятию и Забайкальский край).

Площадь Сибири 9 млн 734,3 тыс. км², 57% площади всей страны.

Население Сибири составляет около 24 млн чел. (на 1.1.2010), или 16.9% населения России, при этом в Сибири производится 24.7% ВВП всей страны

29 сибирских городов имеют население более 100 тыс. человек. Крупнейшие — Новосибирск 1 млн 390 тыс., Омск 1 млн 131 тыс., Красноярск 936,4 тыс., Барнаул 597 тыс., Иркутск 575,8 тыс., Новокузнецк 562 тыс. чел., Тюмень 538 тыс. чел.

[]

К истории Сибири

Север Западной Сибири — низовья Оби — русские начали заселять ещё до XV века. Возможность завоевания всего Зауралья предоставилась после объединения Российского государства и появления у русских воинов огнестрельного оружия, которого не было у коренных сибирских народов. Первой серьезной военной экспедицией за Урал стал поход отряда Ермака на Сибирское ханство. В 1581 году 26 октября по старому стилю Ермак Тимофеевича занял столицу ханства город Искер. Годовщина взятия Искера в старину отмечалась как день Сибири. По новому стилю эта дата приходится на 5 ноября.

Движение русских на восток продолжалось весь XVII век. Все коренные народы Сибири соглашались стать данниками русского царя (большинство добровольно). Только в последнюю четверть XVII столетия первопроходцы встретили сопротивление хорошо организованной армии — на рубежах Китая. Подписание Нерчинского договора о границе с империей Цин в 1689 в общем закончило историю масштабного расширения российских владений в Сибири и начало эпоху её освоения.

По мере заселения и освоения Сибири, развития транспорта, добывающей и перерабатывающей промышленности Сибирь приобретает все большее значение для России. История XX века показала, что Советский Союз не мог отстоять свою независимость и приобрести международное влияние без опоры на ресурсы Сибири.

Только официально 35 городов Сибири считаются «историческими»: Ачинск, Бабушкин, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск, Енисейск, Ишим, Иркутск, Канск, Киренск, Кемерово, Красноярск, Кызыл, Куйбышев, Кяхта, Мариинск, Минусинск, Нерчинск, Нижнеудинск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Петровск-Забайкальский, Салехард, Сретенск, Тара, Тобольск, Томск, Тюкалинск, Тюмень, Улан-Удэ, Усолье-Сибирское, Чита, Шилка, Ялуторовск; статус «исторических» имеют также 4 посёлка городского типа — Березово, Колывань, Сузун и Шушенское.

[]

«Вокруг света» о Сибири

  • Полное собрание материалов «Вокруг Света» о Западной Сибири
  • Полное собрание материалов «Вокруг Света» о Восточной Сибири

Статьи о Сибири в целом

Декабрь 1982 Ключ к новой Сибири (стратегия экономического развития Сибири, как она виделась в начале 1980-х годов)

Путеводители

  • Сибирь
  • Байкал
  • Национальные парки России. Урал и Сибирь
  • Горнолыжные курорты России и СНГ

[]

Ссылки

  • (официальный портал)
  • (новости и информационные ресурсы Сибири)
  • (ресурс, посвященный истории Сибири)
  • (документы, относящиеся к освоению и истории Сибири)

[]

Флора и фауна[править]

Тайга

Амурский тигр

Сибирь располагает огромным разнообразием зональных и интразональных ландшафтов, что не могло не отразиться на численности и видовом разнообразии животного мира этих мест. Каждый из ландшафтов Сибири имеет свой, в той или иной степени особый мир животных и растений.

Красная книга России содержит следующие виды птиц:

  • Черный журавль
  • Белоголовый сип
  • Дрофа, восточно-сибирский подвид
  • Могильник
  • Сапсан
  • Стрепет
  • Тонкоклювый кроншнеп

Млекопитающих:

  • Дальневосточный леопард
  • Даурский ёж (ушастый ёж)
  • Остроухая ночница
  • Речной бобр, западносибирский подвид
  • Амурский тигр
  • Переднеазиатский леопард
  • Ирбис

Растений:

  • Ветреница байкальская
  • Мегадения маленькая
  • Башмачок крупноцветковый

История освоения Сибири в 17 веке

Остатки ханской армии отступили в степи, и Ермак завоевал всё Сибирское ханство, включая столицу Кашлык рядом с современным Тобольском. Однако казаки несли большие потери, а в 1585 году Кучум внезапно напал на Ермака, уничтожив почти весь его отряд. В этом бою Ермак погиб. Казаки были вынуждены уйти из Сибири, однако благодаря Ермаку были изучены главные речные пути Западной Сибири, и русские войска всего несколько лет спустя успешно продолжили покорение Сибири. В начале XVII века продвижение России на восток было замедлено внутренними проблемами страны периода Смутного времени. Тем не менее, вскоре исследования и колонизация пространств Сибири возобновилась, главным образом благодаря казакам, которых интересовали добыча мехов и слоновой кости. В то время как казаки продвигались со стороны южного Урала, другая волна русских поселенцев шла через Северный Ледовитый океан. Это были поморы с Крайнего Севера, которые уже давно вели торговлю мехами через Мангазею на севере Западной Сибири. В 1607 году было основано поселение Туруханск в нижнем течении Енисея, недалеко от места впадения Нижней Тунгуски, а в 1619 году Енисейский острог в среднем течении Енисея, недалеко от места впадения Верхней Тунгуски. В 1620—1624 годах группа скупщиков пушнины под предводительством Пянды вышла из Туруханска и разведала около 2300 км Нижней Тунгуски, зазимовав недалеко от рек Вилюй и Лена. Согласно позднейшим записям (сделанных по собранным местным преданиям спустя столетие после событий), Пянда открыл реку Лену. Он якобы прошёл около 2400 км по ней, добравшись до центральной Якутии. Он возвращался обратно по Лене, пока та не стала слишком мелкой и скалистой, после чего волоком перетащил товары на Ангару. Таким образом, Пянда стал первым русским путешественником, встретившим якутов и бурят. Он построил новые лодки и прошёл около 1400 км по Ангаре, вернувшись в Енисейск и открыв, что Ангара (бурятское название) и Верхняя Тунгуска являются одной и той же рекой. В 1627 году Енисейским воеводой был назначен Пётр Бекетов. Он успешно совершил поход для сбора налогов с забайкальских бурят, сделав первый шаг для присоединения Бурятии к России. Он основал здесь первое русское поселение, Рыбинский острог. В 1631 году Бекетов был отправлен на Лену, где в 1632 основал Якутск и отправлял казаков изучать Алдан и низовья Лены, создавать новые остроги и собирать налоги. Якутск вскоре стал важным отправным пунктом для будущих российских исследований в восточном, северном и южном направлениях. Максим Перфильев, один из основателей Енисейска, в 1631 году основал Братский острог на Ангаре, а в 1638, выехав из Якутска, стал первым русским исследователем Забайкалья.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Date: 2016-02-19; view: 107; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Поход Ермака в Сибирь

В давние времена на Руси было достаточно много энергичных людей, жаждущих приключений. Они формировали казачьи отряды на низовьях Дона. Откуда могли делать набеги на соседние государства или торговать с ними. Естественно, что таких людей просто не могла не задеть идея о покорении обширных восточных земель. К тому же хозяин тех земель монголо-татарское государство к середине 16-го века уже давно утратило свою былую мощь, оно было раздроблено, отстало в развитии и на огнестрельное оружие русских могло ответить лишь стрелами из лука. На тот момент серьёзную опасность русским могла представлять лишь Синяя Орда (территория от Тюмени до Мангышлака). Хан Синей Орды Кучум тревожил своими набегами городки на освоенной русскими территорией. Из таких поселений выделялся городок Строгоновых, которые дабы обезопасить себя от неприятеля наняли для экспедиции на восток отряд атамана Ермака в 1581 г. Войско его был небольшим примерно 800 человек.

Поход Ермака в Сибирь несмотря на маленький состав его отряда шел успешно. Русские захватили столицу Кучума – Искер. От Ермака в Москву пришла грамота, говорившая об обширной сибирской территории. После чего на подкрепление казакам отправились князья Болховский и Глухов. В 1583 они соединились с Ермаком. Всё это время шла битва казаков с Кучумом. В 1584 ордынский хан всё же победил и занял свою столицу, тогда же погиб и сам Ермак. Однако в последствии русское продвижение на восток было необратимым, Кучум был окончательно разбит и обещал русскому царю покорность. История Синей Орды завершилась и произошло присоединение Сибири к России. Русские охватили огромную территорию Урал, Сибирь и Дальний Восток. В последствие русские овладеют Аляской и крепостью, которая сейчас находится в Калифорнии и назовут её Форт-Росс. Впрочем, Аляску и Форт-Росс они продадали США в 19 веке. Поход Ермака в Сибирь имел огромную роль в освоении русскими этой территории.

Ханты

Хантами называют коренной немногочисленный угорский западно-сибирский народ, проживающий по низовьям Иртыша и Оби. Их общая численность 30 943 человека, причем большая их часть 61% живет в Ханты-Мансийском АО, и 30% в Ямало-Ненецком АО. Занимаются ханты ловлей рыбы, стадным оленеводством и таежной охотой.

Старинные имена хантов «остяки» или «югры» широко используются и сегодня. Слово «ханты» произошло от древнего местного слова «кантах», что просто означает «человек», в документах оно появилось в советские годы. Ханты этнографически близки к народу манси, и объединены с ними часто под единым названием обские угры.

Ханты в своем составе неоднородны, среди них различают отдельные этнографические территориальные группы, различающиеся диалектами и названием, способами ведения хозяйства и самобытной культурой – казымские, васюганские, салымские ханты. Язык хантов принадлежит к обско-угорским языкам уральской группы, он разделен на множество территориальных диалектов.

С 1937 года современная письменность хантов развивается на основе кириллицы. Сегодня 38,5 % хантов свободно говорят на русском языке. Ханты придерживаются религии своих предков – шаманизма, но многие из них причисляют себя к православным христианам.

Внешне ханты имеют рост от 150 до 160 см с черными прямыми волосами, смуглым лицом и карими глазами. Лицо у них плоское с широко выдающимися скулами, широким носом и толстоватыми губами, напоминающее монголоидное. Но у хантов в отличие от монголоидных народов правильная прорезь глаз и более узкий череп.

В исторических хрониках первые упоминания о хантах появляются в X веке. Современные исследования показали, что ханты проживали на данной территории уже в 5-6 тыс. лет до н.э. Позже они были серьезно потеснены кочевниками на север.

Ханты наследовали многочисленные традиции усть-полуйской культуры таежников промысловиков, развивавшейся в конце I тыс. до н.э. – начале I тыс. н.э. Во II тыс. н.э. северные племена хантов оказались под влиянием ненцев-оленеводов и ассимилировались с ними. На юге племена хантов ощутили на себе влияние тюркских народов, позднее русских.

К традиционным культам народа хантов относится культ оленя, именно он стал основой всей жизни народа, транспортным средством, источником пищи и шкур. Именно с оленем связаны мировоззрение и многие нормы жизни народа (наследование стада).

Живут ханты на севере равнины по низовьям Оби в кочевых временных стойбищах с временными оленеводческими жилищами. Южнее на берегах Северной Сосьвы, Лозьвы, Вогулки, Казыма, Нижней Оби они имеют зимние поселения и летние кочевья.

Ханты издавна поклоняются стихиям и духам природы: огню, солнцу, луне, ветру, воде. У каждого из родов есть тотем, животное, которое нельзя убивать и использовать в пищу, божества семьи и предков-покровителей. Повсеместно ханты почитают хозяина тайги медведя, проводят даже традиционный праздник в его честь. Почитаемой покровительницей домашнего очага, счастья в семье и рожениц является лягушка. В тайге всегда есть священные места, где проводятся шаманские обряды, задабривая их покровителя.

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние.  Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права.  Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector