История финляндии в составе россии
Содержание:
- Предпосылки
- Природные ресурсы
- Структура
- Сейм ландтага в Турку[править | править код]
- Спикеры
- Государственная служба
- Богатства второго и третьего этажа
- Женщины и мужчины со всех уголков страны
- Предпосылки
- Города Финляндии и популярные направления
- Хронология[править | править код]
- Контроль за конституционностью
- Конституционные органы
Предпосылки
Герцог Карл Пётр, провозглашённый королём Финляндии
Герцог Карл Пе́тер Гольштейн-Готторпский был ближайшим живым родственником (внучатым племянником) и естественный наследником недавно умершей бездетной королевы Ульрики Элеоноры (ум. 1741), а также внучатым племянником бездетного короля Карла XII, единственного брата Ульрики Элеоноры и предшественника на троне. Хотя он был только 14-летним скандинавским немцем, который никогда даже не бывал в Швеции, он был очень популярен среди крестьянства в Финляндии, особенно потому, что он был племянником императрицы Елизаветы Петровны и мог таким образом обеспечить более прочный мир.
Карл Пётр Готторпский говорил, что он отождествлял себя со своим шведским наследием и что даже потом, живя в Санкт-Петербурге, хотел сделать свой собственный уголок, напоминающий Скандинавию. При императорском дворе в Санкт-Петербурге он вырос в особой «голштинской» субкультуре.
Когда российское контрнаступление началось в марте 1742, канцлер Бестужев, вероятно, выдвигал идею создания буферного государства между Россией и Швецией. Императрица Елизавета представила финнам, которые тогда ещё являлись частью шведского королевства, «Манифест Императрицы Елизаветы к финскому народу», в котором она обещала сделать Финляндию независимым государством, если она не будет сопротивляться российским войскам.
В июле 1742 Россия оккупирует всю Финляндию, не встречая почти никакого сопротивления из-за неэффективности шведского военного командования и войск. В этом же месяце группа финских крестьян обратилась к России с просьбой сделать герцога Карла королём Швеции.
Природные ресурсы
Финляндия богата лесом, медью, цинком, железной рудой, серебром. Роль морского окружения в жизни этой страны настолько велика, что видный писатель XIX в. С. Топслиус по праву назвал Финляндию «дочерью моря». Финляндия обладает разнообразными минеральными богатствами, и, прежде всего металлическими рудами. По запасам и добыче медной руды (месторождения близ городов Рахи, Оутокумпу, Пюхясаями и Нокиа) эта страна удерживает первое место в Европе. Значительны месторождения руд железа (месторождения Колари, Кярвясвара, Нюхамн и Юсааре), молибдена и цинка (месторождение Виханти), а также ванадия (месторождение Отанмяки) и кобальта (месторождение Оутокумпу).
Животный мир Финляндии сегодня сильно обеднен. Обычно в лесах обитают лось, белка, заяц, лисица, выдра, реже – выхухоль. Медведь, волк и рысь встречаются только в восточных районах страны.
Довольно разнообразен до сих пор мир птиц. Их здесь до 250 видов, включая и такие, как тетерев, глухарь, рябчик, куропатка. В реках и озерах много рыбы: лосось, сиг, окунь, сом, судак, щука, ряпушка и др. Значительны ресурсы морской рыбы, особенно салаки.
Известно, что лес для Финляндии − это основа экономики. Но в 60-х годах прошлого столетия вырубка деревьев оказалась настолько интенсивной, что леса сильно прохудились и их площадь резко сократилась. Поэтому в Финляндии был разработан новый план развития лесного хозяйства. По этому плану принимались следующие меры: в отдаленных районах стали прокладывать лесовозные дороги, осушать заболоченные участки, активно принималось удобрения в районах лесопосадок. И в результате уже в 70-80-х годах лесной фонд Финляндии стал восполненным.
материал по теме
Финляндия: мини-справка
Финляндия (фин. Suomi, швед. Finland), Финляндская республика (фин. Suome Tasavalta, Швед. Republike Finland) – одно из самых северных государств земного шара.
Структура
Конституция Финляндии состоит из 131 пункта (§), разделённых на 13 глав:
- Глава 1. Основы государственного строя (§§ 1—5)
- Глава 2. Основные свободы и права (§§ 6—23)
- Глава 3. Парламент (эдускунта) и члены парламента (§§ 24—32)
- Глава 4. Деятельность Парламента (§§ 33—53)
- Глава 5. Президент Республики и Государственный Совет (§§ 54—69)
- Глава 6. Законодательство (§§ 70—80)
- Глава 7. Государственные финансы (§§ 81—92)
- Глава 8. Международные отношения (§§ 93—97)
- Глава 9. Правосудие (§§ 98—105)
- Глава 10. Контроль за законностью (§§ 106—126)
- Глава 11. Управление и самоуправление (§§ 119—126)
- Глава 12. Оборона (§§ 127—129)
- Глава 13. Заключительные положения (§§ 130—131)
Сейм ландтага в Турку[править | править код]
Генерал Джеймс Кейт — шотландский наёмник, руководивший российской оккупацией юга страны, — призвал сословия с юго-западной части Финляндии — примерно сегодняшней Юго-Западной Финляндии и Сатакунта — созвать ландтаг () в Турку (Або) 8 (19) октября (или 18 (29) октября 1742 года. Каждый город и сотня должны были послать одного депутата от дворянства и двух от духовенства, буржуазии и крестьян для обсуждения вопросов, важных для «городов и всей страны».
Известно, что в город прибыли такие представители, как фрайхерры, то есть бароны, Хенрик Ребиндер и Йоханнес Грипенберг, викарии из Лоймаа, Халикко, Пёутюя и и мэры города Раума и Пори. Имена крестьян не сохранились, но они, вероятно, были представлены лучше всего. На официальной повестке дня, представленной Джеймсом Кейтом, были в основном текущие дела, но также удалось добиться, чтобы россияне выдвигали на посты в Финляндии только местных чиновников и чтобы в местной администрации использовался финский язык. Обнадёженные россиянами, ранее обещавшими независимость, проводившими достаточно дружественную оккупацию, а также собственной (со стороны финнов) готовностью воспользоваться моментом, финны представили Кейту решение попросить герцога Петра Гольштейн-Готторпского (Каарле Петтери Ульрика) стать королём Финляндии. Неизвестно, как ландтаг пришёл к этому решению, так как официальных сохранившихся отчётов о заседании нет, но, исходя из российской внутренней корреспонденции, представляется, что это была инициатива самих финнов. Началось формирование делегации для того, чтобы преподнести прошение императрице.
В то же время риксдаг Швеции собрался в Стокгольме, пытаясь найти выход из сложившейся военной и политической ситуации, порождённой поспешной и опрометчивой войной партии «шляп». Так как у короля Фредрика I не было наследника, шведские сословия решили использовать будущую корону на переговорах, а также выбрать того же герцога в качестве следующего короля Швеции.
События, однако, развивались быстрыми темпами. Русские войска захватили Финляндию с большой лёгкостью, и Елизавета Петровна решила сделать герцога Карла Петра своим собственным наследником трона, так как она не имела прямого наследника. Шведский парламент был не в курсе этого, и когда их посланник прибыл в Санкт-Петербург, было уже слишком поздно. Несовершеннолетний Карл Пётр денонсировал права на шведскую корону от своего имени.
Были открыты новые переговоры, и Елизавета Петровна согласилась восстановить большую часть Финляндии, если её двоюродный брат Адольф Фредрик Гольштейнский будет избран наследником шведской короны. На этих условиях война завершилась Абоским мирным договором от 7 августа 1743. К России отошли финские земли к востоку от реки Кюми, позднее известные как «старая Финляндия».
Долгое время не осведомлённая о событиях в других странах, финская делегация ещё только готовилась к поездке в Санкт-Петербург, когда получила известия об изменениях в планах Елизаветы. Русские фактически остановили процесс, и представители ландтага разъехались по домам. Скорее всего, герцог даже не знал о своём избрании на эфемерный трон Финляндии.
В конце 1742 г. генерала Кейта сменил в руководстве гражданской администрации Финляндии (заседавшей в Турку) новый генерал-губернатор, барон Иоганн Бальтазар фон Кампенгаузен.
Спикеры
Ану Вехвиляйнен, председатель эдускунты с 9 июня 2020 года
Пост спикера парламента с 2007 года занимал представитель Национальной коалиционной партии Саули Нийнистё. 27 апреля 2011 года его на этом посту сменил другой представитель Национальной коалиционной партии — Бен Зыскович. Поскольку по традиции пост спикера занимает представитель второй по величине партии, после того, как 22 июня 2011 года новым премьер-министром Финляндии стал представитель коалиционной Партии Юрки Катайнен, в парламенте прошли выбора нового спикера; им стал представитель социал-демократов Ээро Хейнялуома.
После победы на парламентских выборах 2015 года партии Финляндский центр 28 апреля 2015 года новым спикером парламента был избран председатель этой партии Юха Сипиля. Предполагалось, что для него это будет временная должность на период формирования нового правительства. Сипиля занял пост премьер-министра Финляндии 29 мая 2015 года; в этот же день на должность председателя финского парламента депутатами была утверждена кандидатура Марии Лохелы из партии Истинные финны.
5 февраля 2018 года новым спикером эдускунты была избрана Паула Рисикко (Национальная коалиция), занимавшая на момент избрания пост министра внутренних дел.
24 апреля 2019 года, после победы Социал-демократической партии на парламентских выборах, новым спикером был избран председатель этой партии Антти Ринне. 7 июня 2019 года спикером был избран депутат партии «Центр» Матти Ванханен. 9 июня 2020 года спикером была избрана депутат партии «Центр» Ану Вехвиляйнен.
Государственная служба
Лица, занятые на службе в
государственном секторе, могут быть разделены на две больших группы: тех, кто
работает в государственной администрации, министерствах, агентствах (145 000
чел.) и тех, кто работает на государственных предприятиях и в государственных
учреждениях — почтах, телекоммуникациях, железных дорогах и т. д. (60 000
чел.). В первой группе около 100 000 человек — государственные служащие
(чиновники) и 45 000 работают по контракту (трудовому соглашению).
Муниципальные служащие составляют 250 000 человек и, кроме того, 195 000
человек работают в местных органах власти по контрактам.
Права и обязанности
государственных служащих (чиновников) определены Актом о государственных
служащих (чиновниках) 1986 г. Этот закон зафиксировал правовой статус и
основные условия работы чиновников, приблизив их к обычным служащим. Особые
черты статуса чиновников касаются вопросов гарантий стабильности рабочего
места, привлечения к уголовной и дисциплинарной ответственности, процедур.
Чиновники имеют также ряд особых обязанностей. Чиновник на постоянной работе
может быть направлен на работу в другую службу или подразделение. Он может быть
направлен на работу в другой город или регион страны, если туда перемещается
служба, в которой он работает (это связано с проводимыми в северных странах
реформами децентрализации). Чиновники не могут участвовать в забастовках.
Высшие государственные служащие могут назначаться только Государственным
советом.
Подготовка государственных
служащих производится в университетах: в Хельсинки (юридический факультет,
политехнический факультет) и в Тампере (факультет экономики и государственного
управления). В последнее время проблемами подготовки государственных служащих
стали заниматься и другие университеты страны.
Богатства второго и третьего этажа
На втором этаже имеется немало других любопытных помещений: зал бюро, зал правительства, государственный зал и кафе – все они как бы окружают зал заседаний. Там же расположен так называемый правительственный коридор. Его особенностью является “женская комната”. Изначально в здании парламента было три такие комнаты, они предназначались для того, чтобы женщины-депутаты могли “отдохнуть от мужских глаз”. Позже в таком отдыхе необходимость отпала и комнаты закрыли, но одна все же осталась, как напоминание о прежних нравах.
По-русски: Вход в «женскую комнату». Фото: yle.fi
На третьем и четвертом этажах располагаются различные правительственные и парламентские комитеты. Их много, помещения, которые они занимают, иногда обладают очень интересным интерьером. Увы, экскурсантов пускают далеко не везде.
Женщины и мужчины со всех уголков страны
В парламент избирается 200 депутатов, а парламентские выборы на все 200 мест проводятся через каждые четыре года. Президент Финляндии, который является главой государства, избирается через каждые шесть лет; выборы в местные органы управления происходят каждые четыре года; представителей в Европейский парламент выбирают через каждые пять лет.
Это означает, что выборы в Финляндии могут проходить почти каждый год. Как показательный пример этому череда выборов за последние годы: 2017 год – выборы в местные органы управления, 2018 год – президентские выборы и, наконец, в 2019 году – парламентские выборы и выборы в Европейский парламент.
Финляндия имеет многопартийную систему. В нынешнем парламенте Финляндии представлено 9 партий: Социал-демократическая партия (40 представителей), «Истинные финны» (39 представителей), Национальная коалиционная партия (38 представителей), «Финляндский Центр» (31 представителей), «Зеленый союз» (20 представителей), «Левый союз» (16 представителей), Шведская народная партия (10 представителей, в числе которых один представитель от полуавтономных Аландских островов), а также «Христианские демократы» (5 представителей) и «Движение сейчас» (1 представитель).
Особенность существующей многопартийной системы заключается в том, что при ней крайне маловероятно, чтобы только какая-либо одна из партий получила абсолютное большинство на парламентских выборах. Поэтому в стране неизменно формируется коалиционное правительство, пользующееся доверием парламента. Правительство обычно возглавляет лидер из крупнейшей парламентской партии. Он выполняет функции премьер-министра.
Нынешним премьер-министром Финляндии является Санна Марин (Социал-демократическая партия). Остальные члены коалиционного правительства Марин – это представители «Финляндского Центра», «Зеленого союза», «Левого союза» и Шведской народной партии.
Партии и объединения избирателей (в последние должно входить как минимум 100 человек) выдвигают своих кандидатов в каждом из выборных округов, которых насчитывается 13.
В каждом округе избирается определенное количество депутатов в парламент, которое зависит от количества жителей округа, в среднем примерно один депутат от каждых 26 000 жителей.
Вид «с высоты птичьего полета»: с балконов галереи посетителей в дискуссионной палате публика может следить за ходом пленарных заседаний парламента.Фото: М. Уландер LK/Парламент
Самый большой и самый густонаселенный избирательный округ – это провинция Уусимаа, которая включает несколько муниципальных единиц, окружающих финскую столицу. На последних выборах от Уусимаа было избрано 36 депутатов парламента. А самый маленький избирательный округ — это Аландские острова, полуавтономный архипелаг, расположенный в Балтийском море и обладающий одним депутатским мандатом. Число депутатских мест в разных избирательных округах варьируется в зависимости от изменений в численности населения. Максимальное число кандидатов, которое каждая партия или объединение избирателей могут выдвинуть от своих избирательных округов, совпадает с количеством депутатов, которые должны быть выбраны из этих регионов.
Партии получают субсидии из государственной казны пропорционально количеству мест, занятых ими в парламенте. Эти средства они используют для оплаты избирательных кампаний и покрытия других расходов на реализацию демократических принципов.
Предпосылки
В результате гражданской войны в Финляндии 1918 года и проводимых победившими силами финляндских «белых» политических репрессий в парламенте Финляндии было сформировано правящее большинство, исключавшее участие левых фракций.
В парламенте, созванном в мае 1918, из 92 депутатов-социал-демократов 40 скрывались в России, а около 50 были арестованы. На первое заседание прибыли 97 правых депутатов и один социал-демократ Матти Паасивуори. Монархические идеи среди депутатов были особенно популярны. Парламент получил прозвище «парламент-культя» (фин. Tynkäeduskunta). Максимальное количество депутатов было 111 при положенных 200. Из-за неполного представительства решения парламента были особенно спорными.
Города Финляндии и популярные направления
Город Порвоо
Популярные города Финляндии:
- Хельсинки — столица Финляндии и её единственный «настоящий» город, который всё ещё сохранил провинциальный характер. Хельсинки именуют «дочерью Прибалтики», а сам город построен по образцу Санкт-Петербурга.
- Хямеэнлинна — небольшой городок с красивым средневековым замком.
- Йю́вяскюля — университетский город в Центральной Финляндии.
- Куопио — ещё один университетский город, расположенный также в центре страны, столица приозёрного края.
- Лаппеэнранта — университетский город на юго-востоке Финляндии у озера Сайма.
- Оулу — технологический город на берегу Ботнического залива.
- Рованиеми — столица финской Лапландии и «ворота» в этот суровый северный край.
- Савонлинна — небольшой прибрежный городок с красивым замком.
- Сейняйоки — один из самых динамично развивающихся финских городов, расположенный в провинции Южная Остроботния.
- Тампере — индустриальная столица страны и один из её главных культурных центров.
- Турку — старая столица Финляндии с средневековым замком.
- Вааса — город на берегу Ботнического залива с шведским характером.
- Порвоо — один из старейших городов Финляндии с небольшим очаровательным историческим центром.
- Раума — один из древнейших городов страны с красочными старыми деревянными домами и мощёными улочками.
Аландские острова
Популярные направления:
- Аландские острова — архипелаг между Финляндией и Швецией с преимущественно шведским населением. Острова славятся нетронутой природой и красивыми пейзажами.
- Лапландия — суровый северный край, родина Санты и потрясающих северных сияний.
- Каухава — крупнейший финский парк развлечений.
- Леви — один из крупнейших горнолыжных курортов Финляндии.
- Сайма — одно из крупнейших озёр страны с живописной природой.
- Лемменйоки — национальный парк с дикими хвойными лесами.
Северное сияние в Лапландии
Хронология[править | править код]
31 декабря 1917 года в Петрограде председатель СНК РСФСР В. И. Ленин вручил Перу Свинхувуду акт о признании независимости Финляндии.
В конце мая 1918 в Сенате Финляндии в большинстве были монархисты. 18 августа 1918 г. парламент Финляндии просил Сенат (44 голосами из 58) принять необходимые меры к осуществлению перехода Финляндии в королевство. Сторонниками монархии являлись многие политики и видные представители культуры, такие как композитор Ян Сибелиус, художник Галлен-Каллела и архитектор Элиэль Сааринен.
9 октября 1918 парламент 41 голосом из 64 решил избрать короля, основываясь на статье 38 Закона о форме правления Швеции 1772 года. В статье говорилось, что если правящий род прервался, можно избрать нового короля. Поскольку российский император Николай II отрёкся (в том числе, и от престола Великого княжества Финляндского), и никто не претендовал по закону на финский престол, это позволяло использовать имеющийся закон. Это же положение законодательства год назад позволило Эдускунте провозгласить независимость страны. Республиканцы и социал-демократы бойкотировали голосование, в котором участвовало около трети депутатов (64 из 200). Самыми известными кандидатами на трон были: сын германского императора Оскар (отвергнут), герцог Адольф Фридрих Мекленбург-Шверинский, сын короля Швеции Густава V Вильгельм, а также сын Вильгельма — Леннарт, школьного возраста.
9 октября 1918 в парламенте королём Финляндии был избран зять германского императора Вильгельма II принц гессенский Фридрих Карл (Фредрик Каарле в финской транскрипции). Упоминающееся в литературе имя короля «Вяйнё I» (фин. Väinö I), было придумано финским сатириком Вяйнё Нуортева, писавшим под псевдонимом Олли.
До прибытия избранного короля в Финляндию и его коронации обязанности главы государства должен был исполнять регент — действующий фактический руководитель государства, председатель Сената (правительства) Финляндии Пер Эвинд Свинхувуд.
Принц Фридрих Карл Гессен-Кассельский
Однако всего через месяц в Германии произошла революция. 9 ноября Вильгельм II оставил власть и бежал в Нидерланды, а 11 ноября было подписано Компьенское мирное соглашение, завершившее Первую мировую войну.
Симпатизирующий Германии Сенат был распущен 18 ноября 1918. 27 ноября приступило к работе новое правительство, которое возглавил лидер финляндской партии «старофиннов» (фин. Vanhasuomalaiset) Лаури Ингман (Первый кабинет Ингмана). Правительство было переименовано из Сената в Государственный Совет. С монархистом Ингманом туда вошли шесть сторонников монархии и шесть сторонников республики. Угроза с Запада вынудила правительство Ингмана просить принца отречься. Он отрёкся от короны 12 декабря 1918, а 16 декабря германские войска после парада на Сенатской площади Хельсинки погрузились на корабли и отбыли на родину.
Главной целью нового правительства было получить признание независимости от оставшихся западных держав. Признание Франции было получено ещё в январе 1918, но дипломатические отношения были прерваны после выборов короля.
12 декабря 1918 годаСвинхувуд, руководствуясь изменившейся внешнеполитической обстановкой, объявил парламенту о своей отставке с должности регента Финляндии. В тот же день парламент одобрил отставку и избрал новым регентом генерала Маннергейма. Законодательно изменение формы правления произошло 17 июля 1919 года после выборов нового состава парламента в марте 1919 года. Длившаяся полтора года неопределённость завершилась. За это время правительство представило парламенту два проекта изменений за республику и два за монархию. Это изменение в законодательстве продержалось до 1920 года, когда формой правления стала парламентская республика.
Контроль за конституционностью
В Финляндии нет специально созданного судебного органа конституционного контроля по типу других европейских государств. Согласно Конституции (§ 74) такой контроль осуществляет сам парламент в лице Конституционного комитета, который даёт заключения о конституционности законопроектов и других передаваемых ему дел, а также проверяет соответствие принимаемых законов международным документам о правах человека. Здесь речь идёт, прежде всего, об упреждающем парламентском контроле, который заключается в недопущении принятия законов, прямо противоречащих действующей Конституции.
Судебные органы Финляндии не вправе принимать решения о неконституционности какого-либо законодательного акта, и, если при рассмотрении дела будет установлено противоречие нормы закона положениям Конституции, то суд будет обязан применять напрямую нормы Конституции, аналогично поступает с подзаконными актами (§ 106—107 Конституции). Ранее, до конституционной реформы 1999 года, суды вообще не могли отказываться применять норму закона по мотивам её неконституционности, поскольку презюмировалось, что законы, принимаемые парламентом, не могут противоречить Основному закону страны; после принятия новой Конституции это правило убрали.
Некоторые исследователи считают, что полная замена судебного конституционного контроля на парламентский конституционный контроль является недостаточно эффективной мерой и не может гарантировать слаженной работы огромной законодательной системы страны.
Конституционные органы
- Парламент
Парламент состоит из 200 депутатов, избираемых сроком на четыре года. В случае досрочного роспуска парламента по решению президента, согласованному с Государственным советом, вновь избранный парламент может действовать в течение всего четырёхлетнего периода полномочий, если только не будет также досрочно распущен.
- Президент
Президент Финляндии обладает довольно широкими независимыми полномочиями в принятии решений, касающихся порядка выполнения законов. Президент обладает правом отлагательного вето, он может перенести срок введения закона. Он имеет также право роспуска парламента и назначения новых выборов. На заседании Государственного Совета президент волен принимать решение по предложению любого министра, хотя он не связан ни с мнением министра, ни с мнением Государственного Совета в целом. На практике, однако, решения президента соответствуют мнению последнего. Президент играет также решающую роль в формировании правительства. Важнейшее из прав президента — это предоставленная ему руководящая позиция в определении внешней политики страны.
Президент Финляндии избирается на основе прямого избирательного права из числа граждан-уроженцев Финляндии сроком на шесть лет не более, чем на два срока подряд.
- Государственный Совет
Государственный совет (правительство Финляндии) состоит из премьер-министра и не более чем 17 министров. Министры назначаются на должность и освобождаются от обязанностей президентом республики. Решения Государственного совета принимаются на пленарных заседаниях, на которых председательствует премьер-министр.
На уровне центрального управления под руководством министерств существуют специальные административные чиновники и центральные учреждения, деятельность которых охватывает всю страну. Несмотря на то, что они всегда находятся под контролем министерств, фактически они весьма независимы. Центральные учреждения организованы коллегиально, власть в них принадлежит коллегии в составе руководящих чиновников. Всего существует 22 различных центральных учреждения, находящихся в подчинении министерств.