Какие существуют виды мужских головных уборов?

Советская армия

Свершилась революция. Новая власть всячески хотела дистанцироваться от всего того, чтобы было в царское время. В частности, «новые люди» придумали буденовку как чисто красноармейский головной убор для армии. Где-то он было достаточно комфортным, но и проблем с ним хватало.

В любом случае достаточно быстро все вернулось на круги своя. В Красной армии появились пилотки наподобие тех, что носили царские солдаты. Первыми их надели в 1919 году курсанты, учившиеся на военных курсах РККА.

После этого было достаточно много полемики относительного того, насколько пилотка соответствует духу Красной армии. В результате лишь в 1934 году она стала основным головным убором в наших войсках, который надлежало носить в полевых условиях.

XVIII век

•    Мужские шляпы

В самом начале XVIII века Петр I велел своим подданным сменить традиционные шапки на европейские шляпы. В 1701 году царь издал указ «О делании шляп из бобрового пуху и из заячьей шерсти, и о не отпуске за море бобрового пуху». В России самым крупным производителем этих головных уборов стал Шляпный двор в Москве, однако производства существовали и в других городах.

Поля шляп сначала поднимали с одной стороны, затем стали подворачивать с нескольких. В 1706 году Петру I были представлены шляпы Преображенского полка. Они были сделаны «на четыре угла», т. е. поля были приподняты с двух сторон. Царь приказал в соответствии с модой («по обычаю») загибать поля «на три угла». Но на гравюрах начала 1710-х годов поля лишь немного отогнуты наверх и не всегда с трех сторон. Треуголками, в которых с трех сторон к тулье плотно притянуты поля, шляпы стали уже позднее. Поля треуголки могли быть приподняты, но не касались тульи, могли касаться верха тульи своим краем или могли плотно прилегать к тулье по всей ее высоте. Наиболее распространенной была шляпа, которая выглядела как равносторонний треугольник.

В 1709 году на Ярославском шляпном дворе подкладку головного убора изготавливали из черной льняной крашенины. Поля шляп в те времена обшивали по краям шерстяной тесьмой, сукном, металлизированным галуном, но, судя по записям мундирной канцелярии 1708-1709 годов, они могли оставаться и не обшитыми. Из двенадцати полков, получивших шляпы, только три имели белый галун на шляпе. В журнале барона Гизена записано, что в 1703 году гвардейцы маршировали в немецких шляпах «с обложенным кружевом». В 1706 году в семи ротах Преображенского полка поля шляп обшивали сукном «из гнилых кафтанов», а в остальных ротах — специально доставленным из Смоленска сукном.

Позднее высота шляпы стала говорить о социальном статусе ее владельца. Ширина полей в XVIII веке не регламентировалась. Петр I носил шляпы как с широкими, так и с узкими полями. С.А. Летин писал о ширине от 13 до 16 см. Размер полей также мог зависеть от высоты тульи, т. к. шляпную болванку формировали из единого куска фетра. Чем больше материала уходило на тулью, тем меньше оставалось на поля.

Во второй половине века в Европе появились шляпы «а-ля Рамильи» («a la Ramillies»). Заднее поле этой модели было высоко поднято, а два передних составляли более тупой приподнятый угол. Изображение такой шляпы сохранилось на образцовых рисунках конца 1720-х и на одном из портретов Петра I. Широкое распространение «а-ля Рамильи» получили во второй половине XVIII века и постепенно развились в двууголку.

В России в XVIII веке также были популярны шляпы-грешневики (гречники, черепники), формой напоминавшие цилиндры. Их валяли из овечьей шерсти, как и валенки, а формовали на горшках, в которых варили гречневую кашу, откуда и появилось название головного убора.

В конце XVIII века Великая французская революция изменила настроения многих социальных слоев Европы. Опасаясь «экспорта революции», Павел I в 1797 году издал указ, запрещающий ношение круглых шляп:

За нарушение предписания подданные наказывались битьем по голове.

•    Женские шляпы

В первой половине XVIII века женщины носили пышные прически и парики, защищая их разнообразными чепцами. Женские шляпки вошли в моду только во второй половине столетия. Сначала их носили только дамы из высшего общества. Императрица Екатерина II на нескольких портретах изображена в шляпке, надетой к костюму для охоты или верховой езды. В экспозиции Алмазного фонда России представлена шляпка куклы Пандоры из золота, украшенная бриллиантами, рубинами и изумрудами. Она является образцом модного головного убора 1770 годов. Журналы мод появились в России уже в конце столетия, а до этого придворные дамы выбирали наряды, ориентируясь на разодетых по последней моде кукол Пандор.

Минобороны против каракуля

Министерство обороны России завершило общественное обсуждение поправок в президента от 11 марта 2010 г. № 293 «О военной форме одежды, знаках различия военнослужащих и ведомственных знаках отличия».

Поправки лишают высших офицеров (генералов и адмиралов), а также полковников и капитанов I ранга вооруженных сил России права носить «шапки из каракуля с козырьком». Теперь офицерам в подведомственных минобороны войсках будут положены меховые шапки. Для генералов и полковников их шьют из облагороженной овчины, уточняется в приказах министра обороны и документе «Об описании предметов военной формы одежды военнослужащих вооруженных сил».

Пояснительную записку к этим, а также ранее вносившимся поправкам в тот же указ, военные, вопреки правилам, не опубликовали.

Согласно размещенному минобороны уведомлению о его подготовке, указ готовится «в целях реализации решения президента». Найти это решение в открытых источниках не удалось.

Русская служба Би-би-си отправила пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову и в департамент информации и массовых коммуникаций минобороны запрос о причинах реформы.

Какое место занимает в современной моде

После войны шапка-буденовка стала популярной деталью детской одежды. Теплые шлемы, укрывающие голову и шею, носили мальчики дошкольного и младшего школьного возраста. Головные уборы непременно украшались красной звездой. В XXI веке милитаристский стиль одежды стал одним из трендов. Стилизованные военные головные уборы с удовольствием носят не только представители мужского пола, но и юные девушки. Связанная из теплой шерсти буденовка смотрится стильно и модно. Часто шапки украшают норвежским орнаментом, вязаными узорами, кусочками меха. Предпочтение отдается вязаным вариантам шлема с невысоким верхом, имитацией назатыльника и удлиненными ушами.

Также военная амуниция прошлых лет занимает почетное место на полках антикварных магазинов. Изделия, бывшие свидетелями великих событий, привлекают не только историков, ими интересуются люди, почитающие традиции, культуру своего народа, революционное и военное прошлое. Буденовки являются экспонатами частных коллекций, украшением интерьера и оригинальным подарком. Красноармейский шлем со звездой – самый популярный сувенир, покупаемый иностранными туристами в России.

История

См. также: Тэм-о-шентер и Биретта

Берет членов Общества лучников Килуиннинга, Шотландия.

Прообразом современного берета был, вероятно, кельтский головной убор. В Средние века берет получает широкое распространение, как среди гражданского населения, так и в армии. Об этом позволяют судить книжные миниатюры. В эпоху позднего средневековья появляются указы о введении военной формы одежды, где в качестве основного головного убора фигурирует берет.

Популярность берета в Европе начала падать с середины XVII века с появлением треуголки. Берет продолжили носить только некоторые военные подразделения (шотландцы и швейцарская гвардия папы римского). «Второе рождение» берет пережил перед Первой мировой войной, когда его официально ввели в танковые войска и некоторые технические подразделения.

Настоящее время

В настоящее время берет является официально форменным головным убором и особым знаком отличия в большинстве ВС мира. Береты определённого цвета являются отличительным знаком и гордостью подразделений особого, специального назначения (диверсионно-десантные, десантно-штурмовые, разведывательные, антитеррористические подразделения). Также берет является одним из излюбленных головных уборов разнообразных неформальных, полувоенных организаций.

На некоторых предприятиях берет является предметом спецодежды для работы на металлорежущих и деревообрабатывающих станках, сборочных линиях и в прочих местах, где есть риск попадания волос рабочего в движущиеся части машин.

Берет считается традиционным баскским головным убором.

Берету отдают предпочтение представители творческих профессий (художники, писатели, поэты), а также он является модным аксессуаром.

Кика копытообразная


Праздничный костюм молодой крестьянки Острогожского уезда Воронежской губернии. Конец XIX — начало XX века. Фотография: Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.

«Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328 года. Предположительно, в это время женщины уже носили всевозможные производные от рогатой кики — в виде котелка, лопатки, валика. Выросла из рогатой и кичка в виде копыта или подковы. Твердое очелье (налобная часть) обтягивалось богато украшенной материей, часто шитой золотом. Крепилось оно поверх «шапочки» с помощью шнура или лент, повязанных вокруг головы. Подобно подкове, подвешенной над входной дверью, этот убор был призван защищать от дурного глаза. Носили его в праздники все замужние женщины.

До 1950-х годов такие «копытца» можно было увидеть на деревенских свадьбах в Воронежской области. На фоне черного и белого — основных цветов воронежского женского костюма — шитая золотом кика выглядела как самое дорогое украшение. Сохранилось множество копытообразных кик XIX века, собранных на территории от Липецка до Белгорода — это говорит об их широком распространении в Центрально-Черноземном районе.

Причины отказа от буденовки в армии

Молодому советскому государству было необходимо создать такое обмундирование, которое бы отличалось от царской формы и мундиров иностранных армий. Головной убор был разработан тщательно и отвечал этим требованиям, но мягкая суконная поверхность, в отличие от каски, не защищала голову солдат в окопах. Жаркими летними месяцами шлем сжимал голову, вызывая болезненные ощущения. Во время движения буденовка часто опускалась на глаза, вызывая неудобства. Военные действия во время Финской войны показали, что суконные шапки плохо сохраняют тепло. Поэтому приказом Наркома обороны летом 1940 года буденовку сменила шапка-ушанка. Однако во многих воинских частях, спецшколах и партизанских отрядах в первые годы войны буденовку продолжали носить.

След в истории

Буденовка была не просто головным убором воинов Красной армии. Она стала эмблемой новой социалистической жизни, символом доблестной армии, несущей свободу рабочим и крестьянам. Особое значение придавала головному убору красная звезда. Она также присутствовала на флаге и гербе страны, была опознавательным знаком на аэропланах и самолетах. Пятиконечная звезда символизировала единство пролетариата всех стран. Красный цвет являлся символом пролетарской освободительной революции, несущей свободу человечеству.

Головной убор стал непременным сувениром для иностранцев и предметом коллекционирования. Ни одна театральная постановка о событиях Гражданской войны не обходилась без красноармейского атрибута. Буденовка мелькала на киноэкранах в популярных фильмах о революции и военных событиях 20-х годов.

Варианты вопросов:

  • l http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>ass=»links»>
  • Весьма распространённый военный головной убор, существовавший в русской армии с 1803 по 1846 г., а в конно-гренадерских подразделениях и до Первой мировой войны. Эти головные уборы были высокие, тяжёлые и весьма неудобные, зато берегли голову всадник
  • В России XVIII-XIX вв. — военный головной убор в виде цилиндра с плоским дном, высокой, расширяющейся кверху тульей с кокардой и небольшим козырьком
  • Военный головной убор из кожи или очень плотных видов сукна со специальной пропиткой, чтобы он мог смягчить удар противника
  • Высокий головной убор в кавалерии в старой русской армии
  • Высокий головной убор с круглым дном, козырьком, подбородочным ремнем и различными украшениями, существовавший в русской и иностранных армиях в XIX — начале XX вв.
  • Высокий жесткий головной убор — цилиндрической или конусообразной формы — с козырьком и подбородочным ремнем (в некоторых европейских армиях XVIII—XIX вв., в том числе и в русской кавалерии до 1917 г.)
  • Головной убор Ларисы Голубкиной в фильме «Гусарская баллада»
  • Кожаный спортивный шлем
  • Старинный военный головной убор
  • Шапка гусара
  • Высокий военный головной убор
  • Головной убор гусара
  • Это головной убор украшали кутос и этишкет, а сам он украшал красавца-гусара
  • Название этого головного убора связывают с греческим хиборион — «бокал, семенная коробочка египетской кувшинки», а в польском языке это слово означает тюрбан или чалму
  • На каком головном уборе находился репеек?
  • Шапка кавалериста
  • На какой шапке есть репеек
  • Гусарский цилиндр
  • Военная шапка
  • Гусарская шапка
  • Головной убор поручика Ржевского
  • Гусарский головной убор с козырьком
  • Гусар
  • Гусарский головной убор
  • Шапка
  • Военный головной убор
  • Шапка Дениса Давыдова
  • Гусарская шляпа
  • Цилиндр на кудрях гусара
  • Головной убор в русской армии
  • Головной убор улана
  • Высокий головной убор из жесткой кожи с козырьком в русской и иностранных армиях 19-20 вв.
  • Высокий головной убор с круглым дном, козырьком, подбородочным ремнем и различными украшениями, существовавший в русской и иностранных армиях в XIX — начале XX вв
  • Головной убор Ларисы Голубкиной в фильме «Гусарская баллада»
  • М. военный головной убор из твердой кожи, с развалистою или прямою тульею и плоским верхом. Киверный, к киверу относящ. Киверщик м. киверный мастер
  • Название этого головного убора связывают с греческим хиборион — «бокал, семенная коробочка египетской кувшинки», а в польском языке это слово означает тюрбан или чалму

Тверской «каблучок»

Женские головные уборы — «каблучки». Тверская губерния. Конец XVIII — начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Цилиндрический «каблучок» был в моде в конце XVIII и на протяжении всего XIX века. Это одна из самых оригинальных разновидностей кокошника. Носили его в праздники, поэтому шили из шелка, бархата, золотого галуна, украшали каменьями. Под «каблучок», похожий на небольшой колпак, надевалась широкая жемчужная поднизь. Она покрывала всю голову, потому что сам компактный головной убор прикрывал лишь макушку. «Каблучок» был настолько распространен в Тверской губернии, что стал своеобразной «визитной карточкой» региона. Особую слабость к нему питали художники, работавшие с «русскими» темами. Андрей Рябушкин изобразил женщину в тверском кокошнике на картине «Воскресный день» (1889). Этот же убор изображен на «Портрете жены купца Образцова» (1830) Алексея Венецианова. Свою жену Марфу Афанасьевну Венецианов также написал в костюме тверской купчихи с непременным «каблучком» (1830).

К концу XIX века на территории всей России сложные головные уборы стали уступать место шалям, напоминавшим древнерусский платок — убрус. Сама традиция повязывания платка сохранилась еще со Средневековья, а в период расцвета промышленного ткачества получила новую жизнь. Повсеместно продавались заводские шали, сотканные из качественных дорогих нитей. По старой традиции, замужние женщины носили платки и шали поверх повойника, тщательно закрывая волосы. Трудоемкий процесс создания уникального головного убора, который передавался из поколения в поколение, канул в лету.

А как в России

Появление пилотки у нас напрямую связано с воздухоплаванием. В конце 19 века в России появились аэростаты, а затем и самолеты.

Отправляясь в полет, летчики надевали кожаные шлемы. Другой головной убор просто не смог бы удержаться у них на голове. Да, но тогда в армии офицеры (а летчики были офицерами) носили фуражки. Очень неудобный головной убор для авиации.

Проблемность ситуации была связана с тем, что летчик не знал, куда засунуть свою фуражку, когда надевал шлем. Кабины самолетов того времени не отличались просторностью. Там не имелось никакой возможности пристроить куда-нибудь фуражку, чтобы не помять ее. А офицер, тем более летчик, должен был выглядеть идеально.

Именно это заставило придумать мягкий головной убор исключительно для летчиков.

Это произошло в 1913 году. Спустя 2 года новый головной убор добрался и до остальной армии. По началу он появился как элемент формы ефрейторов.

Пилотка образца 1941 года, копия (фото с сайта antikvariat.ru)

Кем и когда разработана

В первое время после революции красноармеец, а также остальные его сослуживцы носили обмундирование царской армии со споротыми знаками отличия. Правительству большевиков необходимо было создать свою военную амуницию. Новую форму утвердили в 1919 году приказом РВСВ под номером 116. Она состояла из суконной шинели, рубахи-гимнастерки, кожаных лаптей, головного убора.

Точно не установлено, была ли буденовка специально разработана для Красной армии либо Советское Правительство использовало модель 1915 года для парада царской армии в Берлине. Документы, подтверждающие эту версию, на сегодняшний день не обнаружены. Зато документально доказано, что Военный комиссариат объявил конкурс на создание оригинального обмундирования для солдат Красной армии. Над эскизами советской военной униформы работали художники Борис Кустодиев, Василий Васнецов, Михаил Езучевский.

Результатом работы стал шлем, внешним видом напоминающий древнерусскую коническую ерихонку с кольчужными бармицами, спускающимися на плечи. Это сходство дало первоначальное название головному убору красноармейцев – богатырка. Аналогов суконному колпаку в европейских армиях не было.

Эксклюзивные шляпы

Французский дизайнер Луи Мариетт, занимающийся изготовлением эксклюзивных головных уборов для знаменитостей, изготовил шляпу из платины, инкрустированную бриллиантами. На ее создание модельера вдохновили колокольчики и плющ, поэтому головной убор имеет извилистые «стебли». Стоимость составила $2,7 млн, но головной убор не предназначен для продажи.

Австралийский дизайнер Энн Мари Виллет в соавторстве с мастерами обработки драгоценных камней Вики и Питером Дрэкеттами создала головной убор «Глубокое голубое море», украшенный яркими павлиньими перьями и 26-ю разноцветными опалами общим весом 1 447 карат, добытыми на знаменитом месторождении Лайтнинг-Ридж. Даниэла Л’Аббат и Кристин Руссель вырезали из опалов изящные микроскульптуры, после чего они были помещены в раствор чистого серебра и 18-каратного золота ювелирным мастером Гердом Герольдом Шульцем. По предварительным оценкам, головной убор стоил от 150 до 200 тысяч долларов.

Шляпы на скачках Royal Ascot

Королевские скачки Royal Ascot являются символом старой Британии, а также считаются главной международной выставкой оригинальных дамских шляпок. В каждый из пяти дней скаковой недели дамам положено надевать новую шляпку. Самая экстравагантная из них должна быть представлена в четверг, в так называемый Ladies’ Day. Средняя стоимость шляпок, которые леди надевают на скачки, составляет 3000 фунтов стерлингов.

Головные уборы русского севера

Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.

В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.

По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.

После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.

Интересные факты о шляпах

Мексика. В Мехико полицейские, патрулирующие исторический центр города, выходят на дежурство в традиционных сомбреро, дополняющих национальные мексиканские костюмы. Представители органов правопорядка передвигаются по городу верхом на лошадях. Нововведение было предложено представителями туристического бизнеса, которые посчитали, что костюмы полицейских привлекут в город новых туристов.

США. В интернете существует американский сайт «Шляпы из мяса». На фотографиях ресурса представлены шляпы из грудинки, говядины, нарезанной ветчины, шапки с завязками из сосисок и пр. Поклонники подобного увлечения устраивают показы и собираются на вечеринки. Создатели сайта утверждают, что мясо носили на голове еще ацтеки.

Великобритания. Английская королева-мать не выходит на люди без шляпы. В Великобритании существует музей, посвященный шляпкам британской королевы. Там каждый экспонат дополнен надписью, где и по какому поводу королева появилась в данном головном уборе, и фотографиями монаршей особы в нем.

Головные уборы русского юга

Граница между великорусскими Севером и Югом пролегала по территории современной Московской области. К северной Руси этнографы относят Владимир и Тверь, а к южной — Тулу и Рязань. Сама Москва испытывала влияние культурных традиций обоих регионов.

Женский крестьянский костюм южных областей принципиально отличался от северного. Сельскохозяйственный юг был более консервативным. Крестьяне здесь в целом жили беднее, чем на Русском Севере, где активно велась торговля с иноземными купцами. Вплоть до начала XX века в южнорусских деревнях носили древнейший тип русского костюма — клетчатую понёву (поясная одежда наподобие юбки) и длинную рубаху, украшенный подол которой выглядывал из-под понёвы. По силуэту южнорусский наряд напоминал бочонок, с ним сочетались сороки и кички — головные уборы, отличавшиеся разнообразием фасонов и сложностью конструкции.

Описание аксессуара

Шапка-буденовка как военный головной убор имеет интересную историю. Впервые ее надели красноармейцы Иваново-Вознесенска осенью 1918 года. По своей форме буденовка напоминает древнерусский остроконечный богатырский шлем конической формы. Основа шапки – 6 сферических треугольников, сшитых вместе. Вершина колпака заканчивается круглой суконной накладкой диаметром 2 см. Материалом служило плотное сукно на ватной прокладке для утепления. С передней стороны к буденовке крепился простроченный козырек овальной формы, а с задней части пришивался назатыльник с треугольным вырезом. Зимой он отстегивался и защищал шею солдат от ветра, осадков и холода, а летом – поднимался и закреплялся специальными пуговицами к затылочной части шапки.

Знаком отличия головного убора красноармейца от военнослужащих других стран стала эмблема: алая звезда, выделенная по контуру черным кантом. Первоначально диаметр окружности вокруг пятиконечной звезды составлял 8,8 см, а после увеличился до 10,5 см. Не все звезды были красными: цвет эмблемы зависел от принадлежности к роду войск.

Название войск Расцветка
Пехотные войска Малиновый
Артиллерия Оранжевый
Кавалерийские дивизии Синий
Бронетанковые войска Красный
Авиаторы Небесно-голубой
Пограничные войска Зеленый
Саперные подразделения Стальной
Инженерные части Черный

История берета

Берет — наверное, один из самых древних видов головных уборов, сохранившихся до наших дней. По одним данным, он появился примерно в 400-х годах до н. э. у этрусков. По другим — у кельтов в 12-13 веках. Письменные свидетельства относятся к 15 веку: это книжные миниатюры. Шапки, похожие на береты, встречаются на произведениях бронзового века. И это неудивительно, ведь покрой у берета самый элементарный: круг, стянутый по краю.

Предтечей современного берета является беретта — мягкая плоская шляпа, появивившаяся в эпоху Возрождения. Это был повседневный головной убор духовенства. Беретту выкраивали в форме круга. К его краям пришивался жесткий бортик высотой 3-5 см. С внешней стороны круга прикреплялись и поля, служившие для защиты от ветра. При необходимости их можно было опускать, чтобы прикрыть от холода уши. В обычном положении ноля складывались наверху и скреплялись пряжкой. Беретту украшали жемчужными шнурами. Впереди вышивался крест.

Мужская мода эпохи Возрождения

Впоследствии берет стали носить крестьяне — он был удобен и хорошо защищал от холода и солнца. Берет был частью традиционной одежды басков (на итальянском языке он так и называется — basco) и рыбаков Франции. Вскоре удобство берета оценили военные, и с 16 века он стал частью обмундирования шотландских горцев и гвардейцев Папы Римского.

Реконструкция традиционной шотландской одежды

До конца 18 века берет был только мужским головным убором. С приходом моды на парики береты, как и большинство других шляп, были забыты. Но ненадолго: в эпоху романтизма (конец 18-начало 19 века) он вернулся как символ творческой личности.

Скульптор Огюст Роден

С конца 19 века берет стал принадлежностью женского гардероба. В России его было принято носить только замужним дамам.

Береты изготавливались из дорогих тканей (бархата, атласа, шелка) и украшались вышивкой, искусственными цветами и ювелирными изделиями — в частности, так называемой парюрой. Такой берет не снимался ни во время бала, ни в театре, ни за столом во время званного обеда.

Знаменитый малиновый берет Наташи Ростовой

В начале двадцатых годов того же столетия были распространены в основном две формы берета: арлезианский и египетский. Арлезианский берет отличал длинный и свободный крой — его верхняя часть свешивалась набок и могла даже касаться плеча. Египетский берет имел круглую форму, поэтому его носили, откидывая назад. Кстати, последний и стал основой современных беретов. Египетский берет принято было носить в сочетании с платьем, широкие рукава которого ниспадали к кистям рук. Они так и назывались — беретные. (http://www.styleadvisor.ru/moda-i-stil/Istoriya-mody/525.html)

В XX веке берет становится универсальным головным убором. Благодаря французским модельерам его начинают носить как мужчины, так и женщины. Берет получает твердую основу в виде неширокого кожаного ремешка, которая нужна для фиксирования его на голове. С помощью ремешка ему можно было придать нужную форму: откинуть назад или набок.

Christian Dior 1955

Такие береты изготавливали из фетра или велюра. Они не имели швов, их силуэт отличался особой элегантностью и выразительностью.

Особое место береты занимают в военной форме. В частности, французские моряки стали носить нарядные синие или белые береты с красными помпонами еще в XIX веке.

После начала Второй мировой войны берет становится составляющей полевой формы в английской и французской армиях. В Советской армии берет ввели в ноябре 1941 года для женщин-военнослужащих. В 1963 году он вводится в форму офицеров и солдат морской пехоты (черного цвета) и воздушно-десантных войск (голубого цвета).

Про военные береты углубляться не буду — это многократно описано на множестве сайтов военной тематики. Скажу только, что военные полюбили берет за его крайнюю практичность: берет можно использовать как подшлемник, он защищает от холода и жары, в нем можно спать. Универсальная вещь.

Берет носили многие знаменитые люди, поклонники которых превратили берет в символ. Например, Че Гевара — его берет стал символом революции. Боб Марли — и знаменитый растаманский вязаный красно-желто-зеленый берет.

Берет растамана

В современной моде береты также периодически всплывают. Основная ассоциация — французский стиль 60х годов 20 века: тоненькие девочки в водолазках и юбочках, с беретом и шарфиком.

В России дела обстоят хуже. Почему-то берет стал прочно ассоциироваться с полным отсутствием вкуса и «страшными» женщинами (вспомните сериал «Не родись красивой»). На самом деле девушка в берете может быть не просто стильной, а по-настоящему прекрасной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector