Тамплиеры: яркая история и трагедия знаменитого ордена
Содержание:
Где же сокровища?
Загипнотизированные «тайной сокровищ тамплиеров», авторы делятся на две группы: одни пишут, что Филипп IV, захватив казну Ордена, существенно обогатился, а другие — что его эмиссары не нашли в Тампле ни гроша. На самом деле у историков нет ни одного документа, повествующего о том, что находилось в Тампле в злосчастную пятницу. Оздоровления финансовой ситуации во Франции в последующие годы не замечено. Значит, если что-то и было реквизировано из Тампля, то либо очень незначительные суммы, либо все богатства Ордена были спрятаны, что маловероятно — государство в ту пору очень нуждалось в средствах. Теоретически Орден мог обладать и сокровищами, и бесценными реликвиями, и важными документами и, вероятно, имел возможность их укрыть. Беда в том, что кочующие из статьи в статью, из романа в роман рассказы то о 15 галерах, уплывших из Ла-Рошели, то о таинственных повозках с сеном, выехавших из Тампля в ночь перед налетом, не только полностью выдуманы, но и не сходятся с одним соображением. Деньги тамплиеров было некому прятать: вся верхушка Ордена на тот момент сидела под арестом и активно сотрудничала с королевскими прокурорами.
Здесь, однако, мы порадуем любителей загадок — имя магистра Франции Жерара де Вилье, одного из самых влиятельных сановников Ордена, по непонятным причинам не появляется в материалах процесса. Что с ним произошло? Он внезапно умер? Был убит? Или же ему… удалось бежать — вместе с богатствами и реликвиями? Но куда и как? Этой загадке посвящено огромное количество статей и публикаций разной степени серьезности. Иногда пишут о бегстве в Шотландию и даже называют заветную часовню Росслин, но в Шотландии было всего несколько командорств и с десяток тамплиеров, а часовня не имеет к Ордену никакого отношения. Канадец Алан Батлер пишет о «швейцарском векторе»: якобы именно сокровища Ордена через 500 лет заложили финансовую основу этого будущего государства банкиров, но ведь даже спустя век после процесса швейцарцев считали в Европе дикарями, да и не было у Ордена там владений.
Место, куда тамплиеры могли эвакуировать казну Тампля, должно было находиться вне зоны досягаемости французского короля и располагать мощной военизированной структурой Ордена. На ум приходят Португалия и Испания: ведь португальский орден Христа стал наследником местного отделения храмовников. На белых парусах кораблей Колумба был изображен тамплиерский красный крест, а замок Томар — штаб-квартира храмовников в Португалии — до сих пор поражает воображение своими размерами и величием. Этим умозаключениям, впрочем, мешает то, что португальские тамплиеры подчинялись не великому магистру, а португальскому королю. И все же, кто знает — может, какой-нибудь замок на Пиренеях до сих пор хранит в подземельях богатства рыцарей-банкиров?
Источники сокровищ
Несметные богатства! Большая власть и большие свободы позволили Ордену скопить несметные богатсва. Храмовники могли состязаться во влиянии с Церковью и монархами.
тамплиеры, воспользовавшись слабостью английской короны, выкупили у короля Англии Ричарда I все права на остров Кипристочники столь больших доходов
- Военная добыча. Тамплиеры были рыцарями, прекрасно владевшими оружием, и способными собирать под своим руководством большие армии. Так как врагами христиан тогда были мусульмане, владения которых распространялись в Европе вплоть до Португалии, тамплиеры совершали на эти владения набеги, захватывая всё, что представляло ценность.
- Дары служителей церкви и пожертвования прихожан. Тамплиеры защищали христианскую церковь от внешних и внутренних врагов, и чаще всего именно с помощью рыцарей папы проводили свою политику на трех континентах – в Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке. Естественно, вся эта помощь осуществлялась не бесплатно.
- Ростовщичество, выдача денежных ссуд под заклад. Так, храмовники брали в залог под проценты королевские драгоценности, документы, печати и другие вещи. Тамплиеры изобрели первый безналичный денежный перевод: они не передавали деньги из рук в руки, а пользовались лишь письмами казначеев приоратов, которые переводили деньги на счета. Оказалось, что все элементарные банковские операции придумали еще тамплиеры, а банкиры последующих эпох лишь подражали храмовникам.
Загадки ордена тамплиеров
Большинство людей сразу же увидели причину загадочных смертей собственно в проклятии, которое наложил Жак де Моле, потому что за тамплиерами всегда тянулся шлейф неизведанного, загадочного. Народная молва называла их обладателями магических познаний.
Благодаря этому все те, кто хранил у себя святыни и реликвии, спокойно передавали их тамплиерам. Никто не сомневался в благородных рыцарях. Все были уверены в том, что бесценным христианским сокровищам не суждено пропасть, и они будут в надежных руках.
С ликвидацией ордена все изменилось. Чашу Грааля, возможно, укрыли в Шотландии, а Туринскую плащаницу непонятно как обнаружили во Франции. Папа с Филипом добились упразднения ордена, но он продолжал свою жизнь в Европе.
Никто не исключает, что орден тайно продолжал свое существование. Возможно, и сейчас рыцари-храмовники продолжают свою скрытую от лишних глаз деятельность, ведь все эти люди обладали тайными магическими знаниями. Собственно тяга ко всему оккультному, как магнит, притягивает к себе истинных духовных искателей, а мужество, бескорыстие и преданность вере тамплиеров остались в людских сердцах.
Автор статьи:
Богуславский Сергей
Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.
Цель оправдывает средства
Ведение следственных мероприятий против членов ордена шло несколько лет. В октябре 1311 года, т. е. спустя четыре года после арестов, решили провести судебный процесс на Вьеннском соборе. На нем церковники и власти Ватикана во главе с Папой римским решили распустить некогда могущественный орден, а имущество раздать другим рыцарям-монахам. Это были госпитальеры, более известные как мальтийские рыцари.
Самый большой куш с финансами и недвижимостью достался Филиппу Красивому, как компенсация судебных издержек. В результате он добился намеченных целей и обрел желаемое. Далее начались судилища над тамплиерами. В основном их приговаривали к пожизненным срокам. Прочие получили длительные сроки заключения, однако на свободу выйти довелось единицам в старческом возрасте.
Тамплиеры как часть Йоркского устава
Тамплиеры — последний орден из входящих в Йоркский устав. В отличие от остальных его подразделений, требующих для членства просто веру во Высшую Сущность, вне зависимости от религиозной конфессии, для членства в Ордене тамплиеров необходимо быть исключительно христианином, прошедшим полностью все градусы Королевской арки, а в некоторых юрисдикциях — ещё и градусы крипты. Этот орден сделан по примеру исторического Ордена рыцарей-храмовников в надежде сохранить дух этой организации. С давних пор считалось, что масонство было основано тамплиерами или они после их преследований нашли в нём своё убежище. Великий стан США признаёт наличие таких теорий, но признаёт, что нет никаких доказательств в их оправдание.
Отдельное подразделение тамплиеров называется командорством и в каждом штате действует под юрисдикцией великого командорства, а на уровне страны (в США) — под юрисдикцией великого стана. Такое подчинение — уникально среди всех масонских подразделений, так как они обычно подчинены только старшему подразделению штата. В противоположность стандартной системе градусов, существующей во всём масонстве, Орден тамплиеров состоит ещё из трёх орденов, плюс одного «проходного» ордена:
- Прославленный орден красного креста
- Проходной орден Св. Павла (или Путь Средиземноморья)
- Орден рыцарей Мальты (или просто Мальтийский орден)
- Орден храма
Пятница, тринадцатое
…Но все же такой жестокой развязки никто не ожидал: рано утром, в пятницу 13 октября 1307 года, все храмовники Франции были арестованы. Королевские агенты ворвались и в Тампль, где арестовали самого великого магистра Жака де Моле, великого визитатора Гуго де Пейро, казначея и еще четверых высших сановников Ордена. Акция готовилась давно: еще за два месяца до рокового дня все королевские бальи и прево получили секретные письма с подробными указаниями, а нотариусы заранее провели инвентаризацию собственности обреченных. Официальные обвинения в адрес храмовников звучали жутко: ересь и идолопоклонство, массовая содомия и надругательство над святынями. Объявили, что они плюют на крест, поедают тела умерших товарищей и младенцев, служат мессы дьяволу, имя которому Бафомет. Полный список составил 117 обвинений. Согласно инквизиционной процедуре храмовников подвергли пыткам. Позже один из них свидетельствовал перед папской комиссией о десятках братьев, умерших в застенках, и в качестве доказательства даже демонстрировал свои пяточные кости, обнажившиеся после поджаривания на жаровне. Другой «подследственный» признался, что, если к нему повторно применят те пытки, какие он уже пережил, он сознается, что убил самого Христа.
Под пытками арестованные признали лишь некоторые обвинения из предъявленного списка, но почти каждый сознался в богохульном надругательстве над крестом. Однако когда папа создал собственную следственную комиссию, большинство храмовников заявили: их признания сделаны под пытками, и — отреклись от прежних показаний. Когда же по приказу короля Филиппа Красивого под Парижем сожгли 54 тамплиеров, отрекшихся от насильственных признаний, как «вторично впавших в ересь», — Орден потерял охоту бороться. Решением Вьенского собора 1312 года он был распущен.
Под французским давлением понтифик Климент V от Ордена безоговорочно отрекся: «мы… запрещаем орден тамплиеров, его устав, одежды и название… мы полностью запрещаем его; любой, кто с этого времени называет себя его именем, или носит его одежды, или ведет себя как тамплиер, будет отлучен. Кроме того, мы конфискуем все имущество и земли Ордена…» Все владения тамплиеров отошли в первую очередь госпитальерам, а также другим рыцарским орденам или вернулись дарителям ценностей. Суды над храмовниками прошли почти во всех странах Европы, однако вне Франции большинство из них просто скрылись или перешли в другие ордена, а в Португалии местное «отделение» и вовсе сохранили, дав ему новое имя — орден Христа.
Хронология
• 1118 год — первые упоминания о братстве рыцарей, которое позже станет орденом тамплиеров
• 1120 год — братство получает в качестве резиденции часть мечети аль-Акса, которую считали Храмом Соломона
• 1128 год — церковный собор в Труа принимает официальный устав Ордена, Орден получает различные владения во Франции
• 1129 год — братство получает первые владения в Европе —от королевы Тересы Португальской
• 1134 год — смерть Альфонсо, короля Арагонского, завещавшего свое королевство трем орденам: тамплиеров, госпитальеров и ордену Гроба Господня
• 1135 год — первые свидетельства о финансовой деятельности Ордена
• 1137 год — Орден получает первые владения в Англии от королевы Матильды
• 1139 год — первая папская булла, дарующая привилегии храмовникам
• 1165 год — тамплиеры становятся финансовыми советниками французского двора
• 1170 год — тамплиеры получают первые владения в Германии
• 1187 год — битва при Хаттине, войско Ордена полностью уничтожено. Саладин захватывает Иерусалим
• 1191 год — тамплиеры обосновываются в новой штаб-квартире в Акре
• 1204 год — тамплиеры становятся казначеями французского королевства
• 1204 год — захват крестоносцами Константинополя. Орден получает различные владения в Греции
• 1248—1254 годы — крестовый поход французского короля Людовика IX Святого в Тунис. Почти все тамплиеры, принимавшие в нем участие, погибли
• 1291 год — падение Акры. Тамплиеры теряют свой последний оплот в Святой Земле
• 1307 год — большой «тамплиерский погром» во Франции и начало процесса над Орденом
• 1312 год — папа распускает Орден
• 1314 год — суд над высшими сановниками Ордена
Замок Томар в Португалии после уничтожения ордена храмовников стал штаб-квартирой его преемника — ордена Иисуса |
Орден Монтесы Править
Герб Ордена Монтесы
Католический военный орден, существовавший на территории Испании в XIV — XIX веках (после восхождения на трон Карла II в 1677 году начали вести тайную деятельность в Испании)
Орден Монтесы был основан в 1317 г. в Арагоне, как продолжатель дела тамплиеров, сожжённых в 1314 году во Франции, и унаследовал традиции храмовников. В отличие от Франции, испанские короли, находившиеся под постоянной угрозой нашествия мавров, приветствовали тамплиеров, действовавших в Арагоне с 1128 года. После папского декрета 1312 года, окончательно заклеймившего тамплиеров, король Хайме II Справедливый договорился со Святым Престолом о переходе испанских тамплиеров в новый военный орден.
Название ордена происходит от крепости св. Георгия в Монтесе — его первой военной базы. Около 1400 г. в его состав вошёл Орден Сан-Хорхе де Альфама. В 1587 году орден лишился автономии и был временно подчинен испанской короне. В 1677 году переформирован в скрытный орден. Было решено отказаться от шумного дальнобойного оружия и доспехов.
После смерти Карла II и низвержения, а затем и расстрела сына Карла — Филиппа V, орден Монтесы был вновь пересобран и полноценно возвращён в испанию по указу нового испанского императора — Филиппа V Анжуйского из династии испанских Бурбонов.
Краткая история организации деятельности тамплиеров
Слово «бедный» намерено подчеркивает аскетичный образ жизни членов братства, которые ставят служение Христу выше земных благ, получаемых при жизни. Вторит этому и легенда, окружающая историю создания ордена, согласно которой основателями организации стали 9 бедных рыцарей. Символом братства стала эмблема, на которой изображены два всадника, восседающих на одной лошади, что лишний раз подчеркивает образ бедных поборников Христа.
В некоторых источниках утверждается, что причина появления такой эмблемы имеет скорее экономические мотивы. Ввиду тяжелого финансового состояния, у храмовников не было возможности позволить себе иметь собственную лошадь. Этот факт сегодня активно оспаривается потому, как рыцарское звание предполагает обязательное наличие собственного коня. Вероятно комбинация с двумя всадниками на одной лошади – это удачный рекламный трюк, к которому прибегли тамплиеры, решив создать вокруг себя ореол аскетизма и пренебрежения к материальным ценностям.
Количество членов ордена на момент его основания было небольшим. В число основателей вошло девять французских рыцарей, которые были участниками первого крестового похода. В их число наряду с Гуго де Пейном, де Сент-Омером и Андре де Монбаром вошли и другие соратники Готфрида Бульонского по оружию.
Как и положено любой серьезной организации, ее деятельность регламентировал устав ордена тамплиеров, который был принят в 1128 году. В тексте прямо указано, что данный документ принят спустя 9 лет после создания братства рыцарей, т.е. все предыдущие 9 лет орден существовал на полулегальном положении. Ведущую роль в становлении братства сыграл Святой Бернард — аббат Клервоский, к которому рыцари обратились за помощью в организации нового ордена. Его пронял интерес к начинаниям рыцарей, принявших обет монашества. Аббат разработал устав для братства монахов-воинов и взял на себя хлопоты перед Папой за легализацию нового учреждения.
В число заслуг аббата Клервоского входит и приверженность храмовников носить поверх доспехов белые накидки с красным восьмиконечным крестом в области сердца. Белое облачение разительно отличало тамплиеров от рыцарей – монахов ордена Госпитальеров в черных сутанах. Аббат сдержал данное обещание и в 1128 году на консилиуме в Труа Папа Гонорий II объявил об образовании Ордена Рыцарей Христа и Храма Иерусалимского. Новый монашеский и военный орден возглавил Гуго де Пейн, получивший статус Великого Магистра.
Следует сделать акцент на существующей иерархии в Ордене. Глава братства (Ордена) — Великий Магистр, за которым следовали следующие должности и звания:
- командор Ордена — он же начальник крупного воинского подразделения;
- приоры — уровень губернатора или коменданта определенной области (территории);
- офицеры – военачальники среднего уровня;
- сержанты – рядовые члены ордена.
Если говорить о содержании устава ордена, то он более чем точно передавал всю организацию братства изнутри. Обычные монашеские обеты послушания опирались на приверженность к мирской нищете и целомудрию. Именно эти два аспекта и стали основным девизом братства храмовников. В уставе были даны указания по поводу воздержания от земных благ и излишеств. Вместе с обязательным посещением мессы, братьям следовало регулярно заниматься физическими упражнениями и военному делу. Мясо разрешалось употреблять три раза в неделю, сохраняя при этом чистоту духа и помыслов.
Вместе с основными положениями, изложенными в уставе ордена, существовала клятва, которую давали все члены братства. Основные положения рыцарской клятвы были следующие:
- помогать нищим;
- ценой собственной жизни оказывать помощь братьям по ордену, попавшим в беду;
- не отвечать на оскорбления и провокации рыцаря христианской веры;
- быть способным принять бой сразу с тремя противниками.
Нарушение данной клятвы сурово каралось, вплоть до применения телесных наказаний. Следует отметить, что именно рыцари Храма считались самыми последовательными в своих убеждениях. Благодаря вкладу аббата Бернарда католическая церковь получила в свои руки мощный военно-политический инструмент. Можно сказать, что Бернарду удалось достичь невозможного. Используя воинствующий пыл и энтузиазм рыцарей, Бернарду удалось направить эти качества на служение святому делу. Отныне рыцари не только сражались за честь, но вынуждены были идти в бой и по религиозным убеждениям.
Ассасины и храмовники
Чтобы говорить о связи этих двух легендарных сообществ, нужно хорошо знать, кто такие ассасины и тамплиеры. Храмовники – это рыцарский орден, в который принимали исключительно христиан, желающих посвятить себя благому делу – защищать паломников и Гроб Господний в Иерусалиме. Ассасины – это детище «Старца Горы» Хасана-ас-Сабаха, исповедовавшего ислам. Члены сообщества готовы были идти на смерть, потому что их ждала награда – райский сад с девственницами. А еще поговаривали, что глава использовал одурманивающие травы, в частности гашиш, и гипноз.
Эти две организации имеют общие черты: железная дисциплина, глубокая вера в бога, вплоть до фанатизма, беспрекословное исполнение воли магистра, сила и влияние на мир, богатство. Даже изображения их членов весьма похожи. Однако они исповедовали разные религии, которые боролись за господство на планете. Поэтому, отвечая на вопрос «кто такие ассасины и тамплиеры», можно утверждать, что это противники, а не союзники.
Наследие тамплиеров
Интерес к ордену тамплиеров делал все, что угодно, но только не уменьшался.
Одна из самых обсуждаемых тем: что за таинственная голова, которой они поклонялись, почему ее называли Бафомет?
Некоторые говорили, что это как-то связано с носовым платком, которым вытирали лицо Иисусу, когда он нес свой крест по улицам Иерусалима. Некоторые считают, что это мумифицированная голова Иоанна Крестителя.
Самая известная версия представлена Элифасом Леви, великим французским оккультистом. Он говорит, что Бафомет — это изображение самого дьявола.
Что касается обвинения в плевании на кресте, то есть веские причины, по которым тамплиеры могли делать такие вещи в определенных ритуалах посвящения.
Те, кто слышал о них, неверно истолковали их значение. Так же как многие из ритуалов тайных обществ сегодня совершенно не поняты.
В целом, наследие тамплиеров — это идеалы единства и нежелание снижать этические стандарты по любой причине.
Четыре основных добродетели: умеренность, стойкость, благоразумие и справедливость — это правила, которых до сих пор поддерживается рыцарские ордена по всему миру.
Концепция давать клятву, придерживаться данных обетов, независимо от возможных наказаний, или, что более важно, даже если никакие наказания не подразумеваются, является результатом силы Рыцарей и подобных им. В любом случае истории про рыцарей тамплиеров будут жить еще долгие столетия
В любом случае истории про рыцарей тамплиеров будут жить еще долгие столетия.
Шарпантье и Головин
Один из участников с маниакальным упорством вносит в раздел /Литература/ книгу Шарпантье «Босеан — Тайна Тамплиеров» в переводе Евгения Головина и его же (Головина) статью «Послесловие к Тамплю» Мне не совсем понятна такая страсть к рекламе этого эзотерика и оккультиста, но данной литературе здесь не место. Сама книга Шарпантье это не научный труд, а сборник баек которую постеснялась бы публиковать даже «желтая пресса». К тому же перевод Головина был сделан по принципу — что хочу перевожу, а что хочу нет! На русском языке существует и другой, но полный перевод этой книги выпущенный издательством АСТ в 2003 году.
Сама же статья Головина не имеет ни малейшего отношения к реальной истории ордена, но является эзотерической литературой. —81.198.210.234 09:22, 24 февраля 2011 (UTC)
- Сама тема «тайны тамплиеров» и пр. уже давно прочно вошла в обиход. Может быть, стоит отразить это и в разделе «литература», выделив соответствующий подраздел — «Эзотерическая и оккультная литература», например? Я не знаток всего этого, но, судя по роману Эко, подобной литературы море — может быть и найдется кто-то, в ней разбирающийся —Ашер 09:55, 24 февраля 2011 (UTC)
- 1) Можете заменить на другой перевод. Убирать Вы никакого права не имеете.
- 2) Насколько я понимаю, Вы намекаете, что Вам якобы известна «реальная история ордена» ? —Sergius EU 15:36, 24 февраля 2011 (UTC)
- -> 1) Это почему это я не имею право убирать? Я боюсь вы не очень знакомы с принципами этого ресурса. К тому же когда я делал список литературы для данной статьи я специально убрал оттуда все псевдоистрические работы оставив только монографии или годные компиляции, и считаю будет неправильным если вы превратите этот раздел в помойку.
- -> 2)Я не намекаю, я уже очень долго и профессионально занимаюсь этим вопросом, и полагаю что в разделе /литература/ данной статьи должны быть представлены серезные исторические работы и публикации, а не низкопробная мистика и эзотерика.—81.198.210.234 08:57, 25 февраля 2011 (UTC)
- В разделе Литература должна быть представлена как научная литература, так и иная. Орден Тамплиеров — это не научная организация.—Sergius EU 11:59, 25 февраля 2011 (UTC)
- Орден тамплиеров это реально существовавшая организация, а следовательно статья о нем должна удовлетворять научным критериям. Мистификации или оккультная литература (или как вы говорите «иная») этим критериям неудовлетворяют. Таким образом, публикация ссылок на них в одном списке с научными исследованиями недопустима, или должна сопровождатся соответсвующими пометками. Добавляя в список научных работ подобные материалы вы, возможно неосознанно,пытаетесь не только ввести читателя в заблуждение, ну и дискредитировать Википедию как серьезный ресурс. —81.198.210.234 13:25, 25 февраля 2011 (UTC)
- Да. Я добавлю рецензию.—Sergius EU 13:49, 25 февраля 2011 (UTC)
- Орден тамплиеров это реально существовавшая организация, а следовательно статья о нем должна удовлетворять научным критериям. Мистификации или оккультная литература (или как вы говорите «иная») этим критериям неудовлетворяют. Таким образом, публикация ссылок на них в одном списке с научными исследованиями недопустима, или должна сопровождатся соответсвующими пометками. Добавляя в список научных работ подобные материалы вы, возможно неосознанно,пытаетесь не только ввести читателя в заблуждение, ну и дискредитировать Википедию как серьезный ресурс. —81.198.210.234 13:25, 25 февраля 2011 (UTC)
- В разделе Литература должна быть представлена как научная литература, так и иная. Орден Тамплиеров — это не научная организация.—Sergius EU 11:59, 25 февраля 2011 (UTC)
Финансовые услуги
@Nick Budkov: Кроме прочего, Т. известны также и тем, что заложили основы банковского дела в христианском мире. Причём эти услуги не сводились к кредитованию, а тем более не имели ничего общего с ростовщичеством (usury), прямо запрещенным Священным писанием. Тамплиеры лишь помогали паломникам переправлять деньги через опасные территории, снабжая их расписками (аналог современных Travel Checks), которые можно было обналичить в любом замке Т. на Святой земле. Это общеизвестный исторический факт. Источник дам по прошествии времени, сейчас занят. — Леонид Котов (обс.) 10:17, 17 марта 2017 (UTC)
Хорошо, вас понял. Не ростовщичество, однако и словосочетание финансовые операции, на мой взгляд, не подходит. Возможно, стоит заменить его каким-нибудь другим.
Nick Budkov (обс.) 11:43, 17 марта 2017 (UTC)
-
- Согласен, подумать не мешает. Можно также расширить примечание, пояснив суть финансовых опе6раций Т (см. выше). Но делать это лучше по источнику, а не по памяти. На это мне потребуется время. Кроме того, эта фраза и во второй своей части слишком обтекаемая: сложные отношения у Т. были не с какими то монархами, а конкретно с Филлипом, которому остро не хватало денег и он решил обобрать тех у кого они были: Т. и евреев. Первых Ф. как известно уничтожил физически, а вторых изгнал из Франции, не забыв предварительно обобрать. Неплохо бы уточнить, опять же по источникам. — Леонид Котов (обс.) 14:04, 17 марта 2017 (UTC)
Итог
Орден тамплиеров — дитя своего времени /…/ Его рыцари были (и есть) лучшие воины /…/
А разве рыцари этого ордена есть до сих пор? 89.19.165.60 10:16, 7 августа 2009 (UTC)
Тамплиеры есть и по сей день, но они стараются быть незаметными и не говорят о том, что они есть всем! У тамплиеров много врагов, так что им приходится таким образом защищать себя. Аня193.110.115.162 23:11, 9 апреля 2010 (UTC)
Раздел написан отнюдь не в энциклопедическом стиле. В нём предпринята попытка представить содержимое всей статьи кратко (для тех, кто не станет читать всю статью) и лишь с одной точки зрения. Мне это кажется хорошим вариантом поведения, чтобы представить такую точку зрения как более весомую, но плохим для написания энциклопедии. В целом отдел нуждается в серьёзной переработке, если он вообще нужен. Visconte 22:25, 9 ноября 2010 (UTC)