Воин на руси : характер, одежда и оружие
Содержание:
Содержание игры
Игрок может управлять: зодчеством, оброком (налогами с завоеванных сел), селами, крепостями, народным ополчением, княжеской дружиной, наемниками, боярами, разведчиками, воеводами, поместниками, посадниками, торговлей ресурсами и наемниками. Среди прочего он определяет, какой тип оружия и доспехов производить в мастерских в каждой из крепостей в своем владении.
В игре есть обычное оружие, создаваемое в мастерских, для дружины и других воинов, и есть особенное дорогое оружие, которое не производится, а покупается у «заморского купца» в специальной постройке кремля — Боярском доме. Это оружие намного эффективнее в бою обычного и используется только для экипировки бояр. Среди этого особенного вооружения — доспехи, холодное, древковое и стрелковое оружие, а также лошади — для ускорения передвижения бояр по игровой карте.
При игре за кочевников есть отличие: игрок не создает оружие, а призывает под свои знамена уже экипированных воинов.
Игрок может захватывать нейтральные (поселения, не принадлежащие в игре никому, или имеющие хозяев, не находящихся в дружеских отношениях с игроком) и вражеские поселения. Для захвата используется боярин, экипированный в специальный комплект вещей (для захвата села комплект поместника, для захвата кремля — комплект посадника). Схожим образом экипируется шпион, которого можно подсылать в чужие поселения и получать от него донесения.
Играя за кочевников, игрок управляет лишь своим кочевым стойбищем, перемещая его по всей карте, и войском. Захватить игрок ничего не может, но он может разрушать (полностью уничтожая и выводя из игры) кремли других игроков, или облагать их данью — в этом случае часть войска игрока-хана должна оставаться для защиты обложенных данью земель других игроков, и «хан» значительно теряет в способности безопасно перемещаться (риск социально-политический — потеря контроля над данниками).
Карты имеют некоторое ограниченную длительность во времени (самая длительная до сих пор была партия на карте «Начало Руси», длившаяся с ноября 2009 по сентябрь 2010 года); по итогам побеждает союз, у которого наибольшее среднее количество очков на каждого «князя» в союзе. Лучшие игроки награждаются «золотыми» и «серебряными гривнами», дарящими льготы этим игрокам в дальнейшей игре.
Ханы награждаются индивидуально за места в рейтинге с 1-го по 3-е. Их награда — в увеличении стартового войска Кочевника (что существенно в условиях игры за фракцию Кочевников).
Внимание!На данный момент «ханов» больше не существует, есть только князья!Кочевников в игре отменили!
Игра Войны Русов
Войны
Русов Online — бесплатная многопользовательская браузерная стратегическая
онлайн-игра, выполненная в довольно нетривиальном сеттинге. По большому счёту
онлайн игра Войны Русов раскрывает нам все тайны истории древней Руси.
Собственно, подобные продукты в последнее время завоёвывают всё большую
популярность среди игроков стран СНГ, и не даром, ведь знать свою историю и
стать ее частичкой — это захватывающее приключение, к которому хочет
приобщиться каждый.
Регистрация
в игре Войны Русов — всё, что нужно вам, для того, чтобы начать играть в игру
Войны Русов онлайн, не больше ни меньше. Хоть игра и браузерная, но это не
мешает ей иметь собственный легковесный клиент. Всё, что нужно для начала игры
— ввести имя пользователя, пароль и адрес электронной почты, на который вам
будет оптравлено уведомление о том, что регистрация Войны Русов завершена и вы
можете смело начинать играть в онлайн игру Войны Русов.
В начале
игры вам предоставляется право выбора нации, за которую вы будете играть.
Собственно, выбор-то и не та велик, вы можете стать Кочевником или великим
Русом. Последние являются базовой игровой фракцией, а Кочевники — они и в
Африке кочевники, знай себе бегают от крепости к крепости и портят жизнь их
правителям. Боевые юниты Кочевников являются наимение дорогостоящими и наиболее
численными в игре.
Хотя, если
уже начинать сравнивать обе нации, то у Кочевников напрочь отсутствует
возможность обороны с помощью крепостей, так что преимущество в войсках с
лихвой компенсируется. Войны Русов онлайн игра, которая обязательно порадует
вас разнообразием локаций, и, соответственно, возможностями для реализации
различных тактик.
Всего в
игре в наличии есть несколько игровых зон: Дикое Поле, Правило Орды и Начало
Руси. Дикое Поле — зона для новичков. От набега сильных и развитых противников
границы зоны защищает «Кровавая Печать».
Войсковых
юнитов в игре представленно огромное множество и у каждого типа есть
определенные преимущества и недостатки. Как правило они определяются типом
местности, на котором происходит схватка. Начиная играть в Войны Русов, вы
будете оборонять небольшую деревеньку, но со временем у вас появится
возможность отстраивать огромные города, называемые в игре Градами.
Еще одной интересной особенностью игры является возможность победы над антагонистом
путём подкупа местных чиновников.
Сама по
себе игра Войны Русов онлайн — бесплатна, но за отдельную плату разработчики
предоставляют пользоователям клиент игры, в котором заметно улучшена графика.
Кроме визуальных трансформаций, у игроков, вкладывающих в игру реал, больше
никаких преимуществ нет.
В войны
Русов играть за базовую нацию приятно еще и потому, что вы с самого начала
автоматически становитесь наследным князем. В вашем распоряжении будет
несколько подчинённых, пара утлых домишек и, конечно же, смерды, куда же без
них.
И даже на
первых порах не стоит расслабляться и на время забывать о том, что за стенами
ващего города уже давно поделили ваше королевство и только ждут приглядного
момента, чтобы воплотить свой план в жизнь. Собственно, в игре вам придётся
взять на себя развитие города и контроль за его обороной. Но как только вы
будете уверены в том, что готовы расширить границы своего влияния, — смело
набирайте войско и приступайте к покорению соседних городов.
Тактика[ | код]
Конница на картине Рябушкина А. П. «Вольга Всеславьевич», 1895
Первоначально, когда конница была незначительна, основным боевым порядком пехоты была «стена». По фронту она составляла около 300 метров и в глубину достигала 10-12 шеренг. Воины передних рядов имели хорошее защитное вооружение. Иногда с флангов такое построение прикрывала конница. Иногда войско выстраивалось таранящим клином. Такая тактика имела ряд недостатков в борьбе с сильной конницей, главные из них: недостаточная маневренность, уязвимость тыла и флангов. В генеральном сражении с византийцами под Адрианополем в 970 году более слабые фланги (венгры и печенеги) попали в засаду и потерпели поражение, но главные русско-болгарские силы продолжили пробиваться по центру и смогли решить исход битвы в свою пользу.
В XI—XII веках происходит разделение войска на полки. В XI веке основным боевым порядком становится «полчный ряд», который состоял из центра и флангов. Как правило, пехота находилась в центре. Это построение увеличивало подвижность войска. В 1023 году в битве у Листвена одно русское построение с центром (племенное ополчение) и двумя мощными флангами (дружина) одержало победу над другим русским простым построением в один полк.
Уже в 1036 году в решающем сражении с печенегами русское войско делилось на три полка, имевщими однородную структуру, по территориальному признаку.
В 1068 году на реке Снове 3-тысячное войско Святослава Ярославича Черниговского одержало победу над 12-тысячным половецким войском. Во время походов на половцев в киевское правление Святополка Изяславича и Владимира Мономаха русские войска неоднократно сражались в окружении по причине многократного численного превосходства противника, что не мешало им одерживать победы.
Русская конница была однородной, разные тактические задачи (разведка, встречный удар, преследование) выполняли части с одинаковым способом комплектования и одинаковой организационной структурой. К концу XII века к делению на три полка по фронту добавилось деление на четыре полка в глубину. Однако, достаточно часто, в том числе в междоусобных войнах, войска действовали двумя полками, значительно отличающимися друг от друга по силе, при этом метод их взаимодействия между собой мог быть различным: меньший по силе полк мог использоваться для имитации попыток форсирования реки с целью отвлечения внимания противника от переправы основных сил в другом месте (сражение под Теребовлем в 1153 году); для нанесения поражения второстепенным силам противника для создания затем угрозы окружения его основных сил (сражение на Колокше в 1177 году); в качестве заслона против основного удара противника, в то время как основные силы совершали обходной манёвр и наносили поражение другим его силам (Ярославское сражение 1245 года) и другие.
Для управления войска использовались стяги, служившие для всех ориентиром. Также применялись музыкальные инструменты. Известно о случаях, когда стяг захватывался противником, и приходящие под него воины брались в плен (сражение на реке Супое, сражение под Теребовлем).
Критические ошибки и развитие игры
На официальном форуме игры часты жалобы на ошибки (со старта игры до второй половины 2010 года). Часть ошибок исправляется сразу, некоторые долго не исправляются, и есть ошибки, которые не были исправлены в течение года и более.
С октября 2008 игра была остановлена более чем на час четыре раза: дважды из-за переноса на новые сервера, дважды по причине сбоя в базе данных. Оба раза при сбоях был произведен откат на двое суток назад для всех игроков.
Также неоднократно за два года было зафиксировано и отражено в новостях игры изменение баланса войск.
Игра развивается посредством добавления в неё разработчиками новых вариантов тактики (например, новые приказы для войск: «Разрушить и сжечь», «В погоню!»), новых фракций (сейчас только две — «Русы» и «Кочевники», объявлено о введении в будущем фракции европейских рыцарей), новых видов войск (например, пехота для кочевников, ранее располагавших только конницей), нового вооружения (чаще взамен старого), новых игровых карт, отличающихся друг от друга условиями игры (замедлением одних параметров игрового процесса, ускорением других, доступностью или дефицитом ресурсов, величиной, и так далее).
Стратегия и тактика воевод
Киевские князья редко дробили войско, последовательно атаковали противников всеми силами. Хотя были известны случаи, когда воины Древней Руси сражались на нескольких фронтах одновременно. В средневековые времена войска разделяли на части.
Главный тактический маневр пехоты представлял собой «стену». Но это было возможно в 9 – 10 веке, когда конница была плохо развита и малочисленна. Войско строилось ровными рядами в 10 – 12 шеренг. Первые воины выставляли вперед оружие и закрывались щитами. Таким образом, они шли плотной «стеной» на противника. Фланги прикрывала конница.
Вторым тактическим маневром стал клин. Воины выстраивались в острый клин и таранили стену противника. Но у этого способа выявилось много недостатков, поскольку конница противника заходила с тылу и фалангов и била по уязвленным местам.
Конница совершала тактические маневры, в зависимости от хода боя. Воины преследовали убегающие войска, наносили встречные удары или выходили в разведку. Конники совершали обходной маневр, чтобы нанести удары, по малозащищенным силам противника.
Примечания
- Валерий Перхавко, Юрий Сухарев. Воители Руси IX-XIII вв.. — Москва: Вече, 2006. — С. 7.
- Гардизи
- ↑ БСЭ, статьи «Русская армия», «Дружина (отряд воинов)», «Русский военно-морской флот»
- ↑ Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры / Издание 2-е, испр. и доп. М.: ФОРУМ: Неолит, 2014.
- Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия: Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011.
- Н. М. Карамзин — «История государства Российского»
- Перхавко В.Б., Сухарев Ю.В. Воители Руси IX-XIII вв.. — Москва: Вече, 2006. — С. 10. — ISBN 5-9533-1256-3.
- Повесть временных лет
- ↑ В. Б. Перхавко, Ю. В. Сухарев — «Воители Руси IX—XIII в.»
- ↑ Кирпичников А. Н., «Древнерусское оружие», 1971.
- ↑ Перхавко В.Б., Сухарев Ю.В. Воители Руси IX-XIII вв.. — Москва: Вече, 2006. — С. 12. — ISBN 5-9533-1256-3.
- Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М., 1951, стр. 98.
- М. Jahns. Handbuch einer Geschichte des Kriegswesens, Leipzig, 1880, стр. 691, 692, 864; ср. E. E. Тевяшов. Осада Константинополя аварами и славянами в 626 г. ЖМНП, новая серия т. LII, № 8, 1914, стр. 227—235.
- Scriptor incertis. De Leone Bardae. Bonn, 1842, стр. 347, 348; Symeon Magister. De Leone Armenio. Bonn, 1838, стр. 617.
- Мелиоранский П. М. Турецкие элементы в «Слове о полку Игореве» // ИОРЯС СПб., 1902, кн. 2, стр. 298.
- ↑ Кирпичников А. Н., Метательная артиллерия древней Руси (Из истории средневекового оружия VI—XV вв.), 1958.
- Кирпичников А. Н., «Военное дело на Руси в XIII—XV вв.», 1976.
Рубящее, колющее
В истории древней Руси огромное значение имеет меч. Он является не только основным видом оружия, но и символом княжеской власти. Применяемые ножи имели несколько видов, они носили названия по месту ношения: засапожные, поясные, подсайдашные. Они применялись наряду с мечом и булавой. Оружие древнерусского воина меняется в X веке, на смену мечу приходи сабля. Ее боевые характеристики русские оценили в боях с кочевниками, у которых и заимствовали форму. Копья и рогатины относятся к наиболее древним видам колющего оружия, которое успешно использовалось воинами в качестве оборонительного и наступательного. При параллельном использовании они эволюционировали неоднозначно. Рогатины постепенно вытесняются копьями, которые совершенствуются в сулицу. Топорами воевали не только крестьяне (вои и ополченцы), но и княжеская дружина. У конных воинов данный вид оружия имел короткую рукоять, пехотинцы (ратники) пользовались топорами на длинных древках. Бердыш (топор с широким лезвием) в XIII – XIV веке становится оружием стрелецкого войска. Позже он преобразуется в алебарду.
Предыстория
История русской армии | |
---|---|
Войско Древней Руси | |
Новгородское войско | |
Армия Русского государства | |
Армия Петра I | |
Русская императорская армия | |
Русская армия | |
Рабоче-крестьянская Красная армия | |
Вооружённые силы СССР | |
Вооружённые силы Российской Федерации |
Под 375 годом упоминается одно из первых военных столкновений древних славян. Антский старейшина Бож и вместе с ним 70 старейшин были убиты готами.
После упадка гуннской империи к концу V века, с началом Средневековья в Европе, славяне возвращаются на историческую арену. В VI—VII веках происходит активная славянская колонизация Балканского полуострова, которым владела Византия — мощнейшее государство VI века, сокрушившее королевства вандалов в Северной Африке, остготов в Италии и вестготов в Испании и вновь превратившее Средиземное море в Римское озеро. Многократно при прямых столкновениях с византийцами славянские войска одерживали победы. В частности, в 551 году славяне разбили византийскую конницу и взяли в плен её начальника Асбада, что указывает на наличие конницы у славян, и взяли город Топер, ложным отступлением выманив его гарнизон на удаление от крепости и устроив засаду. В 597 году при осаде г. Фессалоника славяне применяли камнемётные машины, «черепахи», железные тараны и крючья. В VII веке славяне успешно действовали на море против Византии (осада Солуни в 610 году, десант на о. Крит в 623 году, десант под стенами Константинополя в 626 году).
В следующий период, связанный с господством в степях тюрко-болгар, восточные славяне оказываются отрезанными от византийских границ, но в IX веке происходят два события, непосредственно хронологически предшествовавшие эпохе Древнерусского государства — русско-византийская война 830 года и русско-византийская война 860 года. Обе экспедиции были морскими.
Особенности развития древнерусской государственности на раннем её этапе (наличие мощных племенных союзов с местными княжескими династиями и крупных городских центров с вечевым самоуправлением, их подчинение киевскому князю на федеративных началах, особенности зарождавшихся феодальных отношений, отсутствие частной собственности на землю) во многом определили своеобразие военной организации Древней Руси.
Обзор игры «Войны Русов»
Войны Русов — новое в браузерных играх, здесь, помимо того, что вы стратегически будете управлять своим государством, вы будете развивать его и взаимодействовать со своими соседями. Здесь каждый игрок имеет собственное княжество, а потому он управляет не только землями, но еще и людьми, которые ему подвластны. А это значит, что каждый игрок чувствует себя настоящим князем. Эта игра позволяет одновременно находиться на игровом поле более чем тридцати тысячам игроков одновременно.
Суть игры Войны Русов сводится к тому, что путем получения ресурсов и денег с завоеванных территорий вы можете развиваться и строиться дальше, а также захватывать все новые и новые земли. Игра практически бесконечна, то есть, после того, как вы отстроили один кремль и захватили множество территорий, вам придется их постоянно защищать, а также обустраивать жизнь новых поселенцев. Однако не все так просто. Раз вы завоевали земли своих соседей, то они могут в отместку постараться и захватить ваши. А это значит, что вам нужно укреплять свои рубежи и не позволять противнику захватывать земли. Здесь можно создавать прочные союзы, а также разрушать их и объявлять войну целому миру этой игры. Вы вольны делать все, что захотите, однако не забывайте, что взаимодействие с другими игроками — это ваш ключ к успеху, а потому небрежное отношение к дружбе и товариществу, которые так ценились в Древней Руси, может привести вас к краху.
Однако поговорим о интерфейсе игры. Он выглядит довольно обычно для игр такого класса. Здесь можно просмотреть свои крепости, города и деревни, узнать последние новости о далеких битвах, а также договориться с другом или отправить ему письмо. В основном, игра заключается в двух локациях — вся Русь и ваша крепость. На первых этапах игры, крепость — это несколько зданий, окруженных забором, однако впоследствии вы можете улучшать эти здания, чтобы получать соответствующие бонусы. Например, увеличение уровня домов приведет к увеличению численности жителей, которые будут вам помогать. Детинец отвечает за солдат и армию и это — сердце вашей крепости. Остальные здания привычны любому игроку — кузница, рынок, где можно производить оружие и торговать, а также конюшни, где содержаться лошади для вашей конницы
Ресурсы получают из захваченных сел, сами села можно захватить или ограбить, а потому обращайте внимание на ослабления противника в близлежащих деревеньках. В целом игра довольно интересна любителям русской истории и массовых сражений
В бой
Вот где обновления сильнее всего сказались это на боевой системе игры. Теперь динамичности иногда кажется даже чересчур, потому что не желая отставать в развитии от соседей приходится в первый же день игры уже постоянно гонять за добычей свои войска, которых со старта игроку придано аж 3000! Подскажу здесь новичку: в постройке Боярский дом надо будет поназаказывать много стольных грамот и прочих вещичек, которые понадобятся для неудержимого захвата всех окружающих владений, а потому сразу стоит вложиться хорошенько в постройку Княжеского терема, производящий так горячо необходимые монетки. Если этого не сделать сразу, то после нескольких походов становится понятно, что добычу складывать некуда, а для захвата новых деревень не хватает монет.
Когда приходит пора бодаться уже против войск других игроков обнаруживается, что большое количество юнитов и здесь улучшает игровой процесс, ведь восполнение разношерстного войска стало в разы быстрее и не нужно месяцами страдать из-за потерь после неудачного наступления. Еще каждый день игрой предлагается приобрести новый случайных набор воинов со значительной скидкой или за Пряники (местная игровая валюта).
В силу этих изменений сражения закипели пуще прежнего и теперь, похоже, без серьезных и надежных товарищей в игру уже не поиграешь… по крайней мере долго. Хорошо, что местные кланы достаточно дружелюбны к новичкам и обычно принимают всех подряд, если попроситься.
Стратегия
Киевские князья в период IX—XI веков, как правило, не дробили своих сил, а последовательно атаковали разных противников. Известно о прерывании похода из-за угрозы столице (осада Киева (968)).
Самым дальним и продолжительным был т.н. восточный поход Святослава. Датировка его спорна (интервал 964—969), но он происходил подряд около 2 лет, включая две зимовки, войска прошли сушей и реками более 6 тыс км.
Под 1129 годом известно об атаке Полоцкого княжества одновременно с нескольких направлений, что происходило, однако, в условиях подавляющего преимущества наступавшей стороны.
С точки зрения стратегии интерес представляет также северный поход Святослава Всеволодовича (1180—1181) в ходе междоусобных войн. Черниговские и союзные войска, собираясь из трёх центров (Чернигов, Новгород, половецкая степь), последовательно столкнулись с тремя противниками, проведя между этими столкновениями две перегруппировки и всё время прикрывая Чернигов выделенными второстепенными силами. Поход занял все времена года: с зимы до осени. В ходе кампании черниговская дружина и новгородцы прошли примерно по 2 тыс. км., курская дружина — около 1,5 тыс. км.
Щит
Доспехи древнерусского воина были легкими, это обеспечивало высокую маневренность, но при этом снижало степень защиты. Большие, в рост человека деревянные щиты использовались славянскими народами издревле. Они прикрывали голову воина, поэтому в верхней части имели отверстие для глаз. С X века щиты изготавливают круглой формы, их обивают железом, обтягивают кожей и украшают различной родовой символикой. По свидетельствам византийских историков русские создавали стену из щитов, которые плотно смыкали друг с другом, и выставляли вперед копья. Такая тактика не давала возможности передовым частям врага прорваться в тыл русских войск. Через 100 лет форма адаптируется под новый род войск – конница. Щиты становятся миндалевидной формы, имеют два крепления, предназначенные для удерживания в бою и на марше. С данным видом снаряжения древнерусские воины ходили в походы и вставали на защиту собственных земель до изобретения огнестрельного оружия. Множество традиций и легенд связано со щитами. Некоторые из них до сегодняшнего дня являются «крылатыми». Павших и раненых воинов привозили домой на щитах, при бегстве отступающие полки бросали их под ноги коней преследователей. На ворота побежденного Царьграда князь Олег вешает именно щит.
Рода войск
В средневековой Руси существовало три типа войск — пехота, конница и флот. Сначала коней начали использовать в качестве средства передвижения, сражались же спешенными. Летописец говорит о Святославе и его войске:
Ходя воз по себе не возяше, ни котла; ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли, или говядину, на углях испек ядяще, ни шатра имяша, но подклад постлав и седло в головах, такоже и прочие вои его вел бяху. |
Таким образом, для скорости передвижения войско использовало вместо обоза вьючных лошадей. Для боя войско часто спешивалось, Лев Диакон под 971 годом указывает на необычность выступления русского войска в конном строю.
Однако, профессиональная конница была нужна для борьбы с кочевниками, поэтому дружина становится конной. При этом организация была с учётом венгерского и печенежского опыта. Начало развиваться коневодство. Развитие конницы происходило быстрее на юге Руси, чем на севере, из-за различия в характере местности и противников. В 1021 году Ярослав Мудрый с войском проделал путь из Киева до р.Судомирь, на которой разбил Брячислава Полоцкого, за неделю, то есть средняя скорость составила 110-115 км. в сутки. В XI веке конница по значимости сравнивается с пехотой, а позднее и превосходит её. Тогда же выделяются конные лучники, помимо лука со стрелами использовавшие топоры, возможно, копья, щиты и шлемы.
Лошади были важны не только для войны, но и для хозяйства, поэтому разводились во владельческих сёлах. А также содержались в княжеских хозяйствах: известны случаи, когда князья выдавали коней ополченцам во время войны. Пример киевского восстания 1068 года показывает, что и городское ополчение было конным.
В течение всего домонгольского периода пехота играла свою роль во всех военных действиях. Она не только участвовала во взятии городов и проводила инженерные и транспортные работы, но и прикрывала тыл, совершала диверсионные вылазки, а также вместе с конницей участвовала в битвах. Например, в XII веке у городских укреплений распространён смешанный бой с участием и пехоты, и конницы. Чёткого разделения по вооружению не было, и каждый использовал то, что ему было удобней и что он мог себе позволить. Поэтому у каждого было несколько типов оружия. Однако в зависимости от этого различались и задачи, выполняемые ими. Так, в пехоте, как и в коннице, можно выделить тяжеловооружённых копейщиков, помимо копья вооружённых сулицами, боевым топором, булавой, щитом, иногда — мечом и доспехами, и легковооружённых лучников, снабжённых луком и стрелами, боевым топором или железной булавой, и, очевидно, без защитного вооружения.
Под 1185 годом на юге впервые (и в 1242 году на севере в последний раз) упоминаются стрелки как отдельный род войск и отдельная тактическая единица. Кавалерия начинает специализироваться на прямом ударе холодным оружием и начинает в этом смысле напоминать средневековую западноевропейскую кавалерию. Тяжеловооружённые копейщики были вооружёны копьём (или двумя), саблей или мечом, сулицами или луком со стрелами, кистенём, булавой, реже — боевым топориком. Они были полностью одоспешены, включая щит. В 1185 году во время похода на половцев сам князь Игорь, а вместе с ним и дружинники, не желая прорываться из окружения в конном строю и тем самым бросать на произвол судьбы чёрных людей, спешиваются и предпринимают попытку прорыва в пешем строю. Далее указывается любопытная подробность: князь после получения раны продолжил движение на коне. В результате многократного разгрома монголами и ордынцами северо-восточных русских городов и установления контроля над волжским торговым путём во второй половине XIII века происходит регресс и обратная унификация русских войск.
Флот у восточных славян зародился в IV—VI веках и был связан с борьбой против Византии. Это был речной парусно-гребной флот, применимый для мореходства. С IX века на Руси существовали флотилии из нескольких сотен судов. Они предназначались для использования в качестве транспорта. Однако, морские сражения также имели место. Основным судном была ладья, перевозившая около 50 человек и иногда вооружённая тараном и метательными машинами. В период борьбы за киевское княжение в середине XII века Изяславом Мстиславичем были использованы ладьи со второй достроенной над гребцами палубой, на которой располагались лучники.
Организация войск
Структурный принцип организации назывался «десятичным» или «тысячным». Все воины были объединены в десятки, затем в сотни и тысячи защитников. Руководителями каждой структурной единицы были десяцкие, сотские и тысяцкие. Их всегда выбирали сами воины, отдавая предпочтения самому опытному и храброму защитнику.
Войско в 9 – 11 веке
Основой древнерусского войска была княжеская дружина. Она подчинялась князю, в ней состояли специально обученные воины-профессионалы. Дружина была немногочисленной, составляла несколько сотен человек. Самая большая дружина была у князя Святополка Изяславовича, в нее входило 800 человек. Она состояла из нескольких частей:
- старейшая дружина – в нее входила социальная верхушка, воеводы, волхвы, колдуны;
- младшая дружина – оруженосцы, телохранители, молодые военные слуги;
- лучшая дружина;
- передняя дружина.
Но основную часть войска составляли вои. Они пополнялись в результате нерегулярных военных наборов из подвластных князю племен. Для длительных походов приглашались наемные воины. Древнерусское войско достигало внушительных цифр, доходило до 10 тысяч воинов.
Войско 12 – 13 века
В это время происходят изменения в организации воинов. Место старшей дружины занял княжеский двор – это прообраз постоянной армии. А младшая дружина преобразовалась в полк – ополчение бояр-землевладельцев. Формирование войска проходило следующим образом: на службу поступал один воин на коне и в полном обмундировании с 4 – 10 сох (единица налогообложения). Также князья прибегали к услугам печенегов, торков, берендеев и прочих племен. Они находились в постоянной боевой готовности, что помогало реагировать на набеги кочевников.