История создания амовско-зисовско-зиловской школы кузовщиков

+29wolf777777 (Konstantin) / ЗиЛ-170.

Прототип будущего КамАЗа разрабатывался на заводе имени Лихачева и назывался ЗиЛ-170. Он был предназначен для скорой замены модели ЗиЛ-130, стоявшего на конвейере с сентября 1962 года.

ЗиЛ-170 проектировался для массовых перевозок грузов в любых климатических зонах

При выборе схемы новой машины в расчет было, прежде всего, принято во внимание то обстоятельство, что покрытие большинства дорог страны было рассчитано на осевую нагрузку автомобиля не свыше 6 тонн. А поскольку на задний мост автомобиля с полной массой около 16 тонн ложится почти две трети этой нагрузки, автомобили были изначально задуманы трёхосными

При этом на каждую из задних осей должна была приходиться масса около 5,3 т.

Эти машины по классификации относились к так называемой группе «Б», то есть к автомобилям, одна ось которых создает нагрузку на полотно дороги не более 6 тонн.

На ЗиЛ-170 первоначально устанавливали двигатель Ярославского моторного завода ЯМЗ-236.

В качестве образца для подражания среди закупленных за рубежом для испытаний и выявления требуемого класса капотных и бескапотных аналогов был выбран американский «International COF-220».

Однако это подражание отнюдь не было копированием. В версии ЗиЛа кабина приобрела немного другие, более прямоугольные формы и изящную переднюю часть, с такой привычной для нас решеткой воздухозаборника.

Первый ЗиЛ-170 был построен в конце 1968 года. Уже в мае 1969 года первый опытный образец автомобиля ЗиЛ-170 прошел первые испытания на участке Углич–Рыбинск.

Однако во время пробега выяснилось, что 180-сильной мощности ярославского дизеля для автомобиля такого класса явно недостаточно. Установка же восьмицилиндрового 240-сильного ЯМЗ-238 увеличивала бы моторный отсек и потребовала бы полной перепланировки кабины.

Пришлось разработать специальный двигатель, позднее получивший название КамАЗ-740. Рассказы о том, что этот двигатель стал копией американского оригинала, на самом деле не подтверждаются. История его появления гораздо более интересна. Дело в том, что незадолго до этого на вооружение советской армии был принят танк Т-64. Он обладал двигателем уникальной конструкции со встречным движением поршней. При 120-миллиметровом диаметре цилиндра и 120-миллиметровом ходе поршня рабочий объём этого 10-цилиндрового дизеля 13570 см3. Было принято решение использовать восьмицилиндровый вариант танкового двигателя на грузовике.

В конце концов, конструкторы решили, используя поршни из высококремнистого алюминиевого сплава и стальные шатуны двутаврового сечения от танкового двигателя, создать обычный V-образный четырёхтактный дизельный двигатель, который, имея объём — 10857 см3, при 2100 оборотах в минуту развивал мощность – 210 л.с.

Блок-картер двигателя был отлит из чугуна и снизу закрывался штампованным поддоном. В расточках блоков были установлены гильзы цилиндров мокрого типа. Сверху гильзы были закрыты индивидуальными головками.

С двигателем была сблокирована и новая трансмиссия, снабжённая так называемым делителем – дополнительной двухступенчатой коробкой передач, установленной между сцеплением и основной коробкой передач и позволяющей вдвое увеличить число ступеней в трансмиссии. Применялся также блокируемый межосевой дифференциал.

Двигатель и трансмиссию на заводе имени Лихачева изготовили достаточно быстро, но после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в Набережных Челнах» дальнейшую разработку и последующую сборку грузовика ЗиЛ-170 было решено перенести на КамАЗ.

В связи с этим название машины ЗиЛ-170 поменяли на КамАЗ-5320.

Первый, опытный КамАЗ-5320 уже с новым двигателем был собран в 1974 году, а первый серийный экземпляр сошёл с заводского конвейера 16 февраля 1976 года – в канун начала работы XXV съезда КПСС.

Рост производства на КамАЗе побил в первые годы все мировые рекорды: уже в июне 1979 года с главного конвейера сошёл стотысячный грузовик.

История модели

Прежде чем переходить непосредственно к описанию грузовика, заметим, что первый автомобиль КамАЗ вышел из ворот завода в 1977 году. Единственным отличием, которое можно заметить у современных машин, стали прямоугольные фары, тогда как у не менее известного ЗИЛ-130 осветительные элементы круглые.

Итак, почему же на первых КамАЗах стояли другие буквы? История ЗИЛ-170 началась в 60-х годах прошлого века, когда московскому заводу имени Лихачева дали приказ на проектирование нового большегрузного автомобиля. При этом Минавтопром отметил два пункта: первое – грузовик должен быть как западный (бескапотный), и второе – нужно наладить производство на новом месте. Стоит отметить, что в это же время на заводе полным ходом шла разработка ЗИЛ-130, а также проводились полевые испытания модели 3169, которая как раз могла ответить всем требованиям министерства.

Автомобиль имел большую грузоподъемность, не меньшую грузовместимость, но это был советский капотный грузовик. В серию он не пошел. Следующей моделью завода должен быть стать ЗИЛ-170. История создания автомобиля начинается в 1968 году, когда из ворот завода выезжает первый бескапотный тягач (впоследствии КамАЗ-5410). В 1969 году выходят экспериментальные версии грузовиков и самосвалов (соответственно, КамАЗы 5320 и 5510). В этом же году начинается строительство завода, на который впоследствии перешли все наработки ЗИЛа, уже под именем КамАЗ.

Первые модели нового предприятия также носили на капоте эмблему завода им. Лихачева. Буквы КамАЗ (логотип в виде бегущей лошади родился много позднее), по легенде, появились, когда на ВДНХ увидели первый выставочный образец грузового автомобиля от завода в Набережных Челнах. Кто-то из министерства сказал, что машина, выпускаемая на другом предприятии, не должна носить имя ЗИЛ. В результате этого московский завод возвращается к разработке капотных вариантов, а ЗИЛ-170 уже под именем КамАЗа выпускается и по сей день.

Внешние параметры

Говоря о внешних данных машины, надо учесть нескольких моментов. Автомобиль должен был стать большегрузным, и первый вариант при собственном весе в 8 тонн мог взять 6 тонн груза. Опытный образец был бортовым грузовиком с тентом, но после него пошли и тягачи, и самосвалы. Впрочем вплотную к разработке этих модификаций подошли уже на заводе в Набережных Челнах. Поэтому для описания и возьмем бортовую версию. Все параметры этого автомобиля ЗИЛ-170 приведены на схеме, представленной выше.

Основные размеры, которые стали одинаковыми для всех машин, выпишем отдельно. Общая длина – 7435 мм, расстояние от бампера до центра первого колеса – 1275 мм, между осями задних колес – 1320 мм, от переднего до заднего по центрам – 3190 мм. Общая ширина – 2500 мм, между покрышками на одной оси – чуть более 2000 мм. При этом задняя пара осей усилена – по 4 колеса на каждой.

Также к внешним данным можно отнести характерную решетку радиатора в правой верхней части передка, которую унаследовал КамАЗ, и многие другие детали, отвечающие международным требованиям, типа шнуровки на нижней части тента.

Технические характеристики

При разработке проекта конструкторам было указано, что: во-первых, машина должна быть достаточно унифицирована, во-вторых, в нее должны быть включены все (или почти все) новые разработки тех времен. Одним из таких решений стала трансмиссия. Ярославль поставлял свою коробку на 5 передач. Конструкторы использовали ее, но добавили делитель, в результате чего увеличили количество скоростей до 10. Опытный образец, а потом и серийное производство получили 10 передач вперед, и 2 назад.

Схема делителя была достаточно новая, но и очень простая – всего из 2 ступеней. Первая ступень имела прямое включение — так осуществлялась первая пятерка, а вторая являлась повышающей, благодаря чему можно было включать 6-ю и последующие. Этот же делитель работал и при движении назад: одна скорость – «из коробки», а вторая – посредством повышающей части.

Силовая часть

В 1969 году моторный завод в Ярославле получает другой приказ – разработать и затем выпустить моторы для нового автомобиля. При этом новый двигатель должен быть достаточно мощным – не менее 200 л. с., так как автомобиль будет большегрузным. Ярославль представил версию ЯМЗ-6Э641, к ней же инженеры разработали КПП ЯМЗ-Э141. Это была первая версия мотора на автомобилях ЗИЛ-170. Двигатель второго поколения пришлось проектировать уже в 1970 году, так как в системе обнаружились серьезные проблемы.

Новая модель двигателя для грузовика получила аббревиатуру ЯМЗ-740. Так же, как и первый вариант, это был 8-цилиндровый дизельный мотор объемом 10 л и с V- образным расположением цилиндров. Мощность его была 210 л. с. Если говорить о стандартах «Евро», то он тем нормам вряд ли отвечал, но в 1970 году это был очень хороший вариант, и именно он ставился на грузовики ЗИЛ-170.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector