Авианесущие крейсера проекта 1143
Содержание:
Модернизация
В 2005 году корабль был поставлен к стенке судостроительного завода в Даляне. В течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке. Сильно заржавевший корпус был очищен пескоструйной обработкой и покрашен. Каталог «Jane’s Fighting Ships» предполагал, что корабль может быть назван «Ши Лан» и получит бортовой номер 83, но эти данные не были подтверждены.
В начале 2008 года корабль получил неофициальное имя «施琅» («Ши Лан»), что позднее было опровергнуто Министерством обороны КНР, и бортовой номер «83». Корабль был поставлен на инспекцию и ремонт в сухой док военно-морской базы Далянь. Планы ВМФ НОАК в отношении авианосца были неопределёнными долгое время. Аналитики обсуждали ряд возможностей: ввод в строй или использование как базы для тренировок. В сухом доке была проведена установка двигателей и тяжёлого оборудования. На нём были смонтированы новые радары, системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты противокорабельных ракет «Гранит».
Shenyang J-15
В мае 2010 года появились первые фотографии истребителя Shenyang J-15, основанного на прототипе Су-33 (опытный советский самолёт Т10К был куплен Китаем у Украины), предназначенного для этого и других авианесущих кораблей китайского флота.
«Варяг» на верфи в Даляне, 2011 год
В апреле 2011 года Тайвань обвинил Китай в том, что на основе чертежей ТАВКР «Варяг» Пекин намерен начать строительство собственных авианосцев, а работы, ведущиеся с самим кораблем, также свидетельствуют о намерении ввести его в строй ВМС, а не, как было обещано, в качестве плавучего развлекательного центра с казино. Это косвенно подтверждалось тем, что Китай построил полигон для подготовки лётчиков палубной авиации, аналогичный комплексу «НИТКА» в Крыму. К началу лета выяснилось, что достройка и модернизация авианосца на верфи в Даляне практически завершена.
8 июня 2011 года начальник Генштаба НОАК генерал Чэнь Биндэ впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец, одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служба учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.
10 августа 2011 года корабль впервые вышел на ходовые испытания, продолжавшиеся 4 дня. 15 августа авианосец вернулся в Далянь и покинул порт только 29 ноября того же года. С декабря 2011 по июль 2012 года корабль провёл ряд манёвров, во время которых, по данным источников, проводились испытания различных систем вооружения и оборудования и взлёты и посадки вертолётов на палубу. Однако в ходе этих испытаний посадка самолётов на палубу не проводилась.
Сравнение полётных палуб авианосцев разных стран
В конце ноября — начале декабря 2011 года авианосец прошёл вторую серию ходовых испытаний, которая продолжалась 12 дней. 8 декабря авианосец был сфотографирован в Жёлтом море (примерно в ста километрах к юго-востоку от китайского порта Далянь) американским разведывательным спутником. Власти Китая не раскрывали деталей задания, которое было поставлено перед кораблем, ограничившись комментарием, что авианосец выведен в море для «соответствующих научных исследований и экспериментов». К маю 2012 года авианосец выполнил шесть ходовых испытаний.
Ранее сообщалось, что по завершении полной программы испытаний авианосец будет передан Даляньскому военно-морскому корабельному институту, став его третьим учебным судном. И будет использоваться в качестве тренажёра пилотов и палубных самолётов до ввода в строй авианосцев собственного проекта CV17. При этом, «Ляонин» также будет включён в боевой строй, поскольку Китай, по разным данным, готовится иметь к середине 2020-х годов от четырёх до шести авианосных ударных групп, которые будут развёрнуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.
Примечания
- Долгое время западные страны пренебрегали развитием противокорабельных ракет, считая достаточным своё превосходство в численности морской авиации — благодаря этому СССР существенно опережал своих противников в развитии ракетного оружия.
- Поводом для возмущения США послужила военная помощь КНДР подвергаемой массированным американским бомбардировкам Демократической Республике Вьетнам. Решение о прÿмой поддержке социалистического Вьетнама было принято главой северокорейского правительства Ким Ир Сеном в 1966 году; КНДР, помимо материальной помощи, направила в Северный Вьетнам всего около 200 военных специалистов (для сравнения: американский контингент в Южном Вьетнаме достигал в то время 500000 военнослужащих, а проамериканское правительство Южной Кореи направило в 1964-1965 годах в Индокитай свыше 30000 человек).
- Приведены командиры крейсера с конца 1970-х годов и до списания в 1990-м.
История службы
В. С. Высоцкий, командир экипажа ТАКР «Варяг» в 1991-1993 годах
В 1991 году в СССР для строящегося крейсера начали формирование экипажа на базе Тихоокеанского флота. Командиром корабля был назначен капитан 1 ранга Владимир Высоцкий, ранее командовавший ТАКР «Минск». В 1993 году экипаж недостроенного корабля был расформирован.
В составе китайского флота, с 4 ноября 2012 года, только что вступивший в строй авианосец «Ляонин» обеспечивал тренировки морских лётчиков и испытания палубного истребителя J-15 перед его первой посадкой на палубу. После облётов корабля и «конвейерных» пробежек25 ноября 2012 года впервые в истории китайского флота была выполнена посадка истребителя на палубу с зацепом троса.
Авианосец «Ляонин» в открытом море
5 декабря 2013 года в Южно-Китайском море один из кораблей эскорта «Ляонина» едва не столкнулся с американским ракетным крейсером USS Cowpens типа Ticonderoga, который сопровождал китайское авианосное соединение. Как американская, так и китайская сторона обвинили в инциденте друг друга.
7 апреля 2014 года на корабле побывал Чак Хейгел, министр обороны США: находясь с официальным визитом в КНР, он специально попросил о возможности осмотреть первый китайский авианосец. В течение двух часов для министра и его сопровождающих были организованы экскурсии на мостик, полётную палубу, стартовый командный пост (из которого осуществляется управление полётами), а также в лазарет, жилые помещения и столовую младшего офицерского состава. После своего визита Хейгел заявил, что его впечатлила профессиональная подготовка экипажа авианосца, но при этом китайцам ещё предстоит многому научиться в области палубной авиации.
В октябре 2014 года, согласно сообщениям СМИ, во время учебного похода на авианосце произошла авария в машинно-котельном отделении с разрывом одной из магистралей пара низкого давления. В результате корабль на время лишился электроэнергии, но в скором времени проблема была устранена силами экипажа.
В конце сентября 2015 года ряд новостных сайтов сообщил о том, что китайский авианосец пришёл в Средиземное море и 25 сентября ошвартовался в порту Тартус (Сирия). Утверждалось, что корабль пришёл без авиагруппы, которая ожидается к середине ноября 2015 года. Документальных свидетельств или заявлений официальных лиц на эту тему так и не появилось. Поскольку столь крупный корабль практически невозможно было бы провести через Тихий и Индийский океаны незамеченным, а сообщений об его обнаружении в зонах боевого дежурства индийских ВМС или американских флотов не поступало, можно утверждать, что новость о появлении «Ляонина» в Средиземном море была дезинформацией.
Авианосец «Ляонин» с кораблями охранения в походе, декабрь 2016 года
24 декабря 2016 года авианосец в составе отряда боевых кораблей ВМС Китая вышел в западную часть Тихого океана для проведения учений; 25 декабря морские силы самообороны Японии зафиксировали проход китайского авианосного соединения, вышедшего из Печилийского залива на юг. В состав авианосной группы, помимо «Ляонина», входили также эсминцы УРО «Гуаньчжоу», «Хайкоу» и «Чанша», фрегаты УРО «Яньтай» и «Линьи», корвет «Чжучжоу», а также судно комплексного снабжения. Китайское соединение проследовало в Южно-Китайское море, где выполнило демонстрацию силы с полётами палубной авиации и ракетными стрельбами в районе спорных островов Спратли.
В январе 2017 года авианосец через Тайваньский пролив совершил поход в Южно-Китайское море, где занимался боевой подготовкой.
6 июля 2017 года корабль прибыл в Сянган (Гонконг) для участия в торжествах по случаю годовщины возвращения бывшей британской колонии Гонконг под управление Китая. С 7 по 12 июля авианосец был открыт для посещения публикой.
22 апреля 2018 года в составе соединения занимался отработкой учебно-боевых задач в Восточно-Китайском море.
Общая оценка проекта
Крейсера типа «Диана», вступившие в строй перед началом Русско-японской войны, морально устарели и уже не отвечали современным требованиям. «Диана», «Паллада» и «Аврора» отличались неплохой надежностью механизмов, но по всем параметрам проигрывали современным бронепалубным крейсерам зарубежной постройки.
«Варяг» и бронепалубный крейсер «Аскольд», по сути являлись опытными кораблями типа крейсеров с водоизмещением в 6000 т. «Варяг» был сконструирован более продуманно и компактно, чем корабли типа «Диана». Вынужденное размещение артиллерии в оконечностях избавило его от тесных погребов вдоль бортов. Корабль обладал хорошей мореходностью, на нём весьма удачно располагались шлюпки и катера. Машинно-котельные отделения были просторными, их оснащение и система вентиляции заслуживали самой высокой оценки.
Во время проведения заводских испытаний на максимальную скорость, «Варяг» показал выдающиеся результаты. Так, 12 июля 1900 г. «Варяг» развил ход 24,59 узла. Во время 12-часовых непрерывных испытаний «Варяг» показал средний результат в 23,18 узла. На 24-часовых испытаниях «Варяг» во время пробега экономичной скоростью в 10 узлов прошел 240 миль, израсходовав 52,8 т угля (то есть 220 кг на милю).
Но реальная дальность плавания корабля всегда существенно отличается от расчётной, полученной по результатам испытаний. Так, во время дальних переходов «Варяг» на скорости в 10 узлов тратил 68 т. угля в сутки, что соответствует наибольшей дальности плавания в 4288 миль.
Одним из недостатков «Варяга» являлась ненадёжность энергетической установки. Значительную часть довоенной службы в Порт-Артуре крейсер провёл у причальной стенки в бесконечных ремонтах. Причина заключалась как в небрежной сборке машин, так и в ненадёжности котлов системы Никлосса.
Модернизации и переоборудования
Ракетный крейсер «Варяг» прошёл модернизацию по проекту 58М в 1976-1980 годах. Проект 58М — это вариант модернизации кораблей проекта 58 с усилением ракетного, зенитного и радиотехнического вооружения.
Автоматическая корабельная артиллерийская установка АК-630
Технический проект предусматривал модернизацию комплекса П-35 под усовершенствованную ракету 3М44 «Прогресс», модернизацию комплекса М-1 «Волна», установку четырёх АК-630 ближнего радиуса действия с 2 СУ МР-123 «Вымпел», второй РЛС навигации «Дон» и новейших средств радиолокации, опознавания и радиоэлектронной борьбы.
Корпус крейсера подвергся переделкам. Значительно изменилась конфигурация носовой надстройки в связи с установкой 4 шестиствольных 30-мм артустановок АК-630М по две с каждого борта и 2 РЛС управления их стрельбой. В районе между мачтами, на палубе полубака, была создана новая небольшая надстройка для размещения системы дальней связи. На ней же расположили две 45-мм салютные пушки, ранее стоявшие на рострах у грот-мачты. Там, где раньше стояли 45-мм салютные пушки, смонтировали закрытые помещения для размещения аппаратуры системы приёма данных и целеуказания от вертолётов и самолётов «Успех-У», которая использовалась для радиолокационного наведения корабельных крылатых ракет 3М44 «Прогресс».
4 шестиствольных 30-мм автоматов АК-630М с длиной ствола 54 калибра, расположенные попарно, побортно на банкетах у первой дымовой трубы, должны были обеспечить оборону от появившихся в 1970-е годы на вооружении флотов НАТО противокорабельных ракет. АК-630 представляет собой артустановку башенного типа с вращающимся блоком стволов в кожухе с продольно-поршневым затвором, обеспечивающим принудительную досылку выстрела и экстракцию гильзы. Скорострельность установок составляет 4000-5000 выстрелов в минуту. Охлаждение блока стволов происходит путем прогонки дистиллированной воды или антифриза между кожухом и стволами. Угол вертикального наведения от −12 до +88°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 960 м/с, дальность стрельбы до 8,1 км. Питание автоматов ленточное, лента на 2000 патронов расположена в круглом магазине. Расчёт орудия включает 2 человека. Масса установки составляет 1,92 тонны. Автоматы имеют систему дистанционного управления от 2 РЛС МР-123 «Вымпел» или с помощью автономного визирного прицельного устройства «Колонка».
Характеристики:
Основные характеристики:
Водоизмещение стандартное (полное) | 30 500 (41 400) т |
Размеры: | |
— длина наибольшая (по КВЛ) | 273 (236) м |
— ширина наибольшая (по КВЛ) | 49.2 (31) м |
— осадка | 8.9 м |
Силовая установка | Котлотурбинная |
Кол-во х тип ГТЗА (суммарн. мощность) | 4 х ТВ-12 (180 000 л.с.) |
Кол-во х тип главных котлов | 8 х КВН-95/64 |
Кол-во х тип движителей | 4 х ВФШ |
Кол-во х тип (мощность) источников тока ЭЭС | 6 х ТГ (1500 кВт) + 4 х ДГ (1500 кВт) |
Экипаж (в т.ч. офицеров) | 1642 (384) чел. |
Авиационно-технические средства:
Количество ВППл | 7 |
Размеры полетной палубы | 184 х 28 м |
Размеры ангара | 130 х 22.5 х 6.6 м |
Самолетоподъемники | |
— количество | 2 |
— размеры платформ | 18.9 х 10 и 18.9 х 6.2 м |
— грузоподъемность | 30 и 15 т |
Ходовые характеристики:
Тип хода | Скорость | Дальность/Расход топлива |
---|---|---|
Максимальный | 30 узл | 4600 миль |
Боевой экономичный | 18 узл | 7000 миль |
Экономичный | 14 узл | |
Малый | 5 узл |
Характеристики ресурсов:
Запас топлива | |
Автономность | 30 сут |
Запас авиационного вооружения |
Як-38: 18 спецавиабомб РН-28, 143 управляемые ракеты Х-23, 176 ракет Р-60, 4800 неуправляемых ракет С-5, 30 баков с зажигательной жидкостью ЗБ-500, 20 разовых бомбовых кассет РБК-250 (с бомбами ПТАБ-2,5). Ка-25: 30 авиаторпед АТ-1, 40 противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустических буя РГБ-НМ, 300 радиобуев «Поплавок» и 300 ориентирных буев ОМАБ-25. |
Запас авиатоплива | 1200 т |
Вооружение:
Вид | Наименование | Боекомплект |
---|---|---|
Авиационное | 36 ЛА (Як-38 и Ка-25) | |
ПКРК | 4×2 КТ П-500 «Ураган-1143» | 16 ПКР 4К80 «Базальт» |
Зенитное | 2х2 Б-192 УЗРК «Шторм-М» | 2х48 ЗУР В-611 |
2х2 ЗИФ-122 ЗРК «Оса-М» | 2х20 ЗУР 9МЗЗ | |
8х6 АК-630М | 8х4000 выстрелов | |
Противолодочное | 1х2 ПУ МС-18 РПК-1 «Вихрь» | 16 ПЛУР 82Р |
2х5 533-мм ПТА-53-1143 | 10 СЭТ-53 или СЭТ-65 | |
2х12 РБУ-6000 | 120 РГБ-60 | |
Артиллерийское | 2х2 АК-726 | 2х1200 выстрелов |
АСУ | БИУС «Аллея-2» + с-ма автоматизированной обработки РЛ-информации и целеуказания «Байкал-1143» | |
НК «Салгир-V» | ||
Система управления полетами авиации «Привод-СВ» | ||
С-ма автоматизирован. наведения истребителей (подс-ма БИУС) | ||
Комплекс системы МКРЦ «Корвет-1143» | ||
Связь | Комплекс средств обмена информацией «Тройник» | |
Комплекс средств радиосвязи «Тайфун-1А» | ||
Комплекс космической связи «Цунами-БМ» | ||
ПУСБ | «Пурга» | |
РЛС | МР-600 «Восход» | |
МР-710М «Фрегат-М» | ||
2 АП СУО «Гром-М» | ||
2 артиллерийских РЛС МР-105 «Турель» (АК-725) | ||
4 артиллерийских РЛС МР-123 «Вымпел» (АК-630М) | ||
навигационные РЛС МР-310У «Волга» и МР-212 «Вайгач-1143» | ||
ГАС | МГ-342 «Орион» | |
МГ-335 «Платина» | ||
Станции поиска ПЛ МИ-110Р и МИ-110К | ||
РЭБ | Комплекс средств РЭБ «Кольцо» | |
2 МП-150 «Гурзуф» (активных помех) + Р-740К (УКВ-радиопомех) | ||
2х2 ПУ ПК-2 |
Аббревиатуры
Описание
Новый противолодочный крейсер был построен частично по классическим авиационным канонам: остров был смещён вправо от осевой линии корабля, полётная палуба имела консольный свес, на котором были размещены взлётно-посадочные площадки. Ангар для хранения авиакрыла, имеющий размеры 130 м x 22,5 м x 6,6 м, располагался под полётной палубой корабля. Для подъёма ЛА использовались два самолётоподъёмника. Тем не менее, было и существенное отличие — носовая палуба не являлась лётной и была полностью занята вооружением. Взлётно-посадочные операции осуществлялись только с угловой палубы.
В носовой части корабля и позади надстройки располагалось вооружение. На носовой и занадстроечной части были установлены ЗРК «Шторм» и 76-мм артиллерийские установки АК-726, ЗРК ближнего боя «Оса-М» разместили по левому и правому бортам. Для усиления обороны корабля расположение 30-мм ЗАК АК-630 сделали круговым. Ударным целям ПРК служили 2 комплекса «Базальт». Для борьбы с подводными лодками использовались: 2 ракетных комплекса «Вихрь», 2 ракетно-бомбовые установки РБУ-6000, 2 пятитрубных 533 мм торпедных аппарата, расположенные в специальных закрываемых нишах побортно.
На проекте был реализован первый в истории советского кораблестроения навигационный комплекс для надводного корабля Бакинского электромеханического института. О размере проекта говорит следующая информация.
Приборы комплекса делались на заводах всей страны. БЭМИ компонует их в единое целое. Сердцем навигационного комплекса «Салгир-1143» являлась навигационная цифровая вычислительная система НЦВС «Стрельна-1». Двигателем этого сердца является цифровая вычислительная машина ЦВМ «Азов». Эта универсальная ЦВМ для различных систем военного назначения выпускалась в Казани. Алгоритмы навигационных задач разработаны в НИИ-9 г. Ленинграда. Пульт управления НЦВС и программы разработаны и прошиты в БЭМИ. Система курсоуказания состоит из двух гирокомпасов «Маяк», двух гироазимутгоризонтов ГАГ «Минута» и системы вычисления курса «Сумгаит». ГК и ГАГ выпускались в Свердловске, «Сумгаит» в БЭМИ. Скорость измеряется двумерным индукционным лагом «Катех-С». Он измеряет также угол дрейфа. Система автоматической прокладки «Самара». Для приёма информации от радионавигационных систем «Маршрут», «Брас». «Декка», «РСДН-3», Лоран-А, Лоран-С имеются приёмоиндикаторы КПФ-3К, «Пирс-1», КПИ-6Ф. Приёмоиндикаторы радионавигационных систем производили в Ленинграде, а систему документирования навигационных параметров в Ереване. Для измерения высот и азимутов небесных светил и береговых ориентиров использовалась радиооптический секстан «Нарва», который производился в Ленинграде предприятием «Электроприбор» совместно с ГОМЗ. Аптрооптические пеленгаторы АОП «Сулак» производило БЭМИ. Для определения места и элементов движения целей используется информация от двухантенной навигационной РЛС «Вайгач», которую делали в Ростове-на-Дону.
Для решения боевых задач на корабле базировалось до 36 летательных аппаратов: СВВП Як-38, а также вертолёты Ка-25 и Ка-27. Очень много проблем пришлось решать для их обеспечения расходными материалами. На корабле были расположены баки для ГСМ и дополнительные помещения под авиационные боеприпасы. Со временем командиры кораблей убедились в бесполезности в южных широтах палубных самолётов с вертикальным взлётом, так как они при высоких температурах и влажности не могли оторваться от палубы.
Всего было построено четыре корабля подобного типа:
- «Киев» (головной корабль проекта 1143) — заложен в 1970 году.
- «Минск» (проект 1143.2) — заложен в 1972 году.
- «Новороссийск» (проект 1143.3) — заложен в 1975 году.
- «Баку» (проект 1143.4) — заложен в 1978 году.
Также в состав проекта 1143 входят три корабля, фактически являющиеся дальнейшей его эволюцией. Основным их отличием является возможность взлётов и посадок самолётов традиционной схемы. Для этого крейсеры имели значительно увеличенную полётную палубу (за счёт освобождения её от ракетно-артиллерийского вооружения) и трамплин для взлёта самолётов.
- «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5) — заложен в 1981 году.
- «Варяг» (проект 1143.6) — заложен в 1985 году.
- «Ульяновск» (проект 1143.7) — заложен в 1988 году.
Кроме того, проект «Ульяновск» отличался от предшественников наличием ядерной силовой установки и паровых катапульт (ТАКР «Ульяновск» был разобран на стапеле в 1992 году из-за тяжёлой экономической обстановки, сложившейся после развала СССР).
Как Украина продавала «Варяг» Китаю
Начнем с того, что эта история известна давно — китайский предприниматель в лихие 90-е купил у Украины недостроенный авианосец «Варяг», заложенный и частично построенный в Николаеве еще в советские времена. Бизнесмен пообещал, что на громадном корабле будет устроено казино с кабаками и отелями. В результате у Китая появился первый собственный боевой авианосец «Ляонин» (известен и под другим именем — «Ши Лан»).
Корабль был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй авианосец проекта 1143.6. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине, но ввиду понятных экономических сложностей его постройка была окончательно прекращена в 1998 году. И «Варяг» был куплен китайцами всего за несколько миллионов долларов, был отбуксирован через три океана и достроен — но не как плавучий вертеп, а как боевой авианосец. 25 сентября 2012 года он вошел в состав ВМФ НОАК.
Любопытно, что конструкция этого корабля близка к однотипному авианесущему крейсеру «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», большинство отличий заключаются в использованных системах вооружения и радиоэлектронном оснащении. Теперь наш «Горшков» — это индийский авианосец «Викрамадитья», модернизированный на российском Севмаше…
Теперь ряд цитат из Ukrinform. ua, автор текста Ольга Танасийчук, Пекин: «Изначально китайцы обещали использовать корабль в исключительно мирных целях — устроить на его борту казино и гостиницу. Но, заполучив корабль, они превратили его в гордость национального флота».
Предприниматель Сюй Цзэнпин по заданию руководства начал работать над покупкой «Варяга» у Украины в июне 1996 года, для чего открыл в Киеве компанию, в которой работали 12 морских инженеров, пишет издание. После того, как украинское правительство поставило условие, что после продажи авианосец не должен использоваться в военных целях, Сюй заверил продавцов, что намерен переоборудовать судно в крупнейшее в мире плавучее казино с гостиницей в Макао.
Для этих целей в августе 1997 года бизнесмен создал в Макао (на ту пору еще португальской колонии, которая лишь готовилась вернуться под юрисдикцию КНР) фиктивную компанию.
«В январе 1998 года Сюй, прихватив два миллиона долларов наличными и документы, отправился в Украину покупать авианосец. Процесс был не для слабонервных. Сюй жалуется теперь, что помимо пачек долларов, которые он передал руководству верфи, он еще и вынужден был регулярно пить с ними водку — 62-градусную китайскую «эрготоу», которую предусмотрительный бизнесмен привез с собой».
В ночь после покупки на палубу только что проданного корабля сел неопознанный вертолет, что заставило Сюя на следующий день собрать всю документацию (40 тонн) и срочно отправить ее в Китай…
«Совесть за то, что он обманул Киев, Сюй Цзэнпина вовсе не мучает!» — удивляется автор материала в украинском СМИ о китайском, бывшем украинском авианосце советской постройки.
Модули
Увеличение дальности стрельбы(%) | Максимальная дальность стрельбы(км) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|
СУО III мод. 1 | 11 |
Боеспособность(HP) | Башни главного калибра(шт.) | Башни вспомогательного калибра(шт.) | Точки ПВО(шт.) | Торпедные аппараты(шт.) | Вместимость ангара(шт.) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Варяг | 22 400 | 12 | 12 |
Максимальная скорость хода(уз) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|
ЭУ 21 100 л.с. | 25 |
Скорострельность(выст./мин) | Время поворота на 180°(с) | Максимальное рассеивание(м) | Максимальный урон ОФ снарядом(HP) | Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) | Максимальный урон ББ снарядом(HP) | (опыт) | () | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
152-мм/45 обр. 1892 г. | 7,5 | 30 | 108 | 2100 | 8 | 2700 |
Командиры
За время службы тяжёлым авианосным крейсером «Киев» командовали:
Даты | Звание | Командир | Фотография |
---|---|---|---|
10 июля 1973 — 31 августа 1978 | капитан 1 ранга | Соколов Юрий Георгиевич | |
31 августа 1978 — 29 сентября 1981 | капитан 2(1) ранга | Пыков Владимир Николаевич | |
29 сентября 1981 — 3 июня 1986 | капитан 1 ранга | Ясницкий Геннадий Павлович | |
3 июня 1986 — 26 сентября 1989 | капитан 1 ранга | Мелах Николай Андреевич | |
26 сентября 1989 — 30 декабря 1991 | капитан 2 ранга | Глущенко Василий Николаевич | |
30 декабря 1991 — 1992 | капитан 2 ранга | Звада Владимир Александрович | |
1992 — 28 августа 1993 | капитан 2 ранга | Бобраков Николай Александрович | — |
Звания даны на период командования кораблём; для командиров, которым за время нахождения в должности было присвоено очередное звание, оно приводится в скобках.
Примечания
- Численность экипажа приводится без учёта авиагруппы и штаба соединения.
- Приведён один из типовых составов авиагруппы; крейсер мог принимать до 36 ЛА (самолётов Як-38 и вертолётов Ка-25 или Ка-27) в любых сочетаниях.
- Эту дату — 8.11.1975 — можно отмечать, как возникновение палубной авиации вертикального взлёта и посадки, поскольку в тот день строевой лётчик впервые в мире вертикально посадил на палубу серийный штурмовик. До Матковского все подобные полёты, не исключая и эксперименты англичан с предшественниками будущего СВВП «Харриер» на палубе авианосца «Арк Ройал» в 1963 году, выполнялись лётчиками-испытателями на экспериментальных самолётах.
- Покрытие из АК-9Ф обеспечивало защиту от воздействия газовых струй вертикально взлетающих самолётов с температурой до 750 град. Цельсия.
- Условное обозначение в НАТО — TRAP DOOR.
- Условное обозначение в НАТО — PUNCH BOWL
- Условное обозначение в НАТО — HEAD LIGHT-С.
- Условное обозначение в НАТО — POP GROUP.
- Условное обозначение в НАТО — OWL SCREECH.
- Условное обозначение в НАТО — BASS TILT.
- Условное обозначение в НАТО — SUW-N-1.
- Условное обозначение в НАТО — FRAS-1.
- Из Белого моря через перешеек полуострова Канин в Чешскую губу.
- Датой начала третьей БС крейсера часто называют 16 января 1979 года; более достоверная дата — 15 декабря 1978 года — приведена в книге Г. П. Белова «Атлантическая эскадра» и соответствует воспоминаниям участников похода, утверждающих, что новый 1979 год они встречали в Средиземном море.
- В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, а расформировывались уже после списания, поэтому для первого и последнего командиров даты нахождения в должности не совпадают с формальными датами службы крейсера.
- Бобраков Н. А. — старший помощник командира, c 1992 и до самого расформирования экипажа в августе 1993 года был временно исполняющим должность командира ТАКР «Киев». Командир тогда не назначался, так как крейсер был уже выведен в резерв.
История службы
Эксплуатацию корабля затрудняли отсутствие финансирования и необходимой береговой инфраструктуры. В частности, много проблем возникало с главной энергетической установкой, котлы которой постоянно выходили из строя.
По состоянию на апрель 2018 года авианосец совершил семь дальних походов, из них шесть — в Средиземное море (1995-1996, 2007-2008, 2008-2009, 2011-2012, 2013-2014, с 15 октября 2016 года по 8 февраля 2017 года) и один — в Северную Атлантику (2004). В 2000 году «Адмирал Кузнецов» был задействован в аварийно-спасательных работах по оказанию помощи затонувшей подводной лодке К-141 «Курск».
Находясь в седьмом по счету дальнем походе, в ноябре 2016 года — январе 2017 года крейсер впервые принял участие в боевых действиях — палубные истребители корабля наносили удары по инфраструктуре террористических организаций «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» (запрещены в РФ) на территории Сирии. Всего в течение похода летчиками палубной авиации было выполнено 420 боевых вылетов, в том числе 117 ночных, поражены 1 тыс. 252 объекта террористов.
Корабль проходил ремонты в 2001-2004, 2008, 2015 годах.
Дальнейшая судьба корабля
Подсчитав потери (они составили 39 человек убитыми и 74 ранеными) и оценив полученный в ходе боя ущерб, офицеры «Варяга» решили затопить свой корабль, чтобы он не достался противнику. Следует отметить, что канонерская лодка «Кореец» в ходе боя практически не пострадала, однако вести сражение в одиночку она не сумела бы ни при каких обстоятельствах. Поэтому решено было уничтожить и её.
Впоследствии Руднева неоднократно упрекали в том, что он не подорвал «Варяг», а только затопил его, да еще и в неглубоком месте. Однако такое решение являлось вынужденным – вблизи от русского крейсера находился «Тэлбот», который мог пострадать от взрыва. Между тем времени на какие-либо другие действия оставалось немного – японцы могли в любой момент войти в порт.
В 18 часов 10 минут «Варяг» полностью затонул. Казалось, что история корабля на этом и закончится, но случилось иначе. В августе 1905 года крейсер был поднят из воды японцами. Спустя две недели его включили в состав Императорского военного флота Японии под названием «Сойя».
Крейсер «Варяг», севший на камни близ берегов Шотландии. Снимок сделан в 1920 году
Использовался трофейный крейсер в основном для обучения военных моряков. Конечно, для этого ему потребовался ремонт, продлившийся до июля 1907 года. К этому времени отношения между Японией и Россией существенно улучшились. Одним из результатов «оттепели» стало награждение Руднева вторым по значению японским орденом. Более того, гибель «Варяга» считалась в Японии образцом служения Родине, а краткое содержание боя у Чемульпо обязательно рассказывалось всем, кто проходил службу на «Сойе».
В 1916 году российское правительство сумело выкупить «Варяг» и вернуть его на Родину. Из Тихоокеанского флота корабль перевели во флотилию Северного Ледовитого океана. В сражениях знаменитый крейсер не участвовал, а в начале 1917 года его отправили в Великобританию для проведения очередного ремонта.
7-го ноября 1917-го в России произошла революция, в результате которой к власти пришло правительство большевиков. Поскольку Совнарком отказался оплачивать долги Российской Империи, англичане решили конфисковать «Варяг». Корабль оставался на якоре вплоть до 1920 года, после чего его продали в Германию для разделки на металл. По каким-то причинам отправка его к месту утилизации затянулась, и лишь в 1925 году крейсер попытались отбуксировать к немецким берегам. До пункта назначения «Варяг» не добрался – его погубил сильный шторм. Это произошло в Ирландском море. Поднимать останки корабля уже не стали – вместо этого был организован их подрыв.
В СССР какое-то время не вспоминали о героях «Варяга», однако в послевоенные годы эта ситуация изменилась. В честь легендарного корабля был назван спущенный на воду в 1963-м году гвардейский ракетный крейсер проекта 58. В дальнейшем ГРКр «Варяг» совершил множество походов, прослужив вплоть до 1990 года.
Современный гвардейский ракетный крейсер «Варяг»
Следующим носителем прославленного имени должен был стать авианосец, строившийся в городе Николаев (проект 1143.6). Но из-за распада СССР строительство этого корабля завершено не было, а в дальнейшем его выкупил Китай. Тем не менее вскоре в составе российского ВМФ вновь появился «Варяг» — это имя было присвоено современному гвардейскому ракетному крейсеру (ГВРК), первоначально носившему название «Червона Украина». Этот корабль остается в строю и сейчас.
Автор статьи:
Федоров Дмитрий
Предыстория
В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся ТАВКР «Варяг» отошёл Украине. Ещё до раздела Черноморского флота СССР, в начале 1992 года, в Китайскую Народную Республику поступили предложения от Украины о продаже авианосца. Для оценки возможностей на Украину была послана специальная комиссия от ВМФ НОАК.
В апреле 1998 года авианосец был продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за 20 млн долл., как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино подобно плавучим развлекательным центрам, переделанным из «Киева» и «Минска». Сюй Цзинпин утверждал, что общие его расходы на сделку были гораздо выше, и он потратил в 1996—1999 годах не менее 120 млн долл. своих и взятых взаймы средств. Несмотря на его продолжительные переговоры с Госсоветом КНР, китайское правительство было согласно вернуть бизнесмену только 20 млн долл., заплаченных на аукционе, а также прочие документально оформленные расходы.
Буксировка авианосца, ноябрь 2001 года
В 2000 году буксир Suhaili прибыл на Чёрное море, чтобы начать буксировку авианосца. Но Турция под давлением США отказывалась пропустить его через Босфор в течение 16 месяцев, по официальной версии — прохождение через черноморские проливы столь крупного корпуса, не имеющего собственных двигателей, может повлечь тяжёлые навигационные последствия. На протяжении всего этого времени, пока шли переговоры, корабль циркулировал в Чёрном море. 2 ноября 2001 года турецкие власти наконец дали разрешение на проход, и авианосец под буксировкой Haliva Champion и «Николай Чикер» через пролив перешёл в Средиземное море, что заняло почти 6 часов.
3 ноября 2001 года, сразу же по выходе из проливов, буксируемый авианосец попал в сильный шторм, достигающий 9 баллов по шкале Бофорта. Ночью произошёл обрыв буксирного троса, и корпус с семью членами экипажа на борту, впоследствии снятыми вертолётом береговой охраны Греции, дрейфовал в Эгейском море до 4 ноября. Плохая погода мешала попыткам буксиров восстановить контроль над кораблём. 6 ноября, при попытке завести на авианосец буксирный трос, погиб матрос Арес Линн с буксира Haliva Champion. Лишь 7 ноября контроль над авианосцем был восстановлен.
Правила движения по Суэцкому каналу воспрещают прохождение кораблей без действующей силовой установки, поэтому «Варяг» был направлен в плавание вокруг Африки через Гибралтар. Два буксира, «Николай Чикер» и Sandy Cape, буксировали корабль со средней скоростью 11 километров в час на протяжении 28200-километрового маршрута, с промежуточными остановками для заправки и пополнения запасов. Корабль прибыл в Китай 3 марта 2002 года и сразу был поставлен на верфь в Даляне.
Общая стоимость корабля для КНР составила 25 миллионов долларов украинскому правительству и 5 миллионов долларов платы за буксировку.