Новейшие патрульные корабли проекта 22160

Вооружение

В зависимости от выполняемых задач, на корветы проекта 22160 может быть установлено следующее вооружение:

  • Радиолокационное – навигационная радиолокационная станция “Пал-Н” и станция обнаружения “Позитив-МЭ1”
  • Радиоэлектронное – гидроакустический комплекс МГК-335ЭМ-03, гидролокаторы “Паллада” и ”Виньетка-ЭМ”, комплексы радиоэлектронного подавления ПК-10 и ТК-25
  • Тактическо-ударное – ракетный комплекс “Калибр-НК” с установкой вертикального пуска
  • Артиллерия – артустановка АК-176МА
  • Ракеты – противокорабельная ракета ЗМ54, ЗМ55, зенитный ракетный комплекс ЗМ-47 “Гибка” и “Штиль-1” с пусковыми установками
  • Противолодочное – гранатометы ДП-65, ракето-торпеды 91Р1 и 91РТ2

Корвет оборудован вертолетной площадкой, способен нести вертолеты массой до 12 тонн, например, Ка-27, Ка-29 или Ка-31. По необходимости они могут быть заменены несколькими БПЛА.

История создания

Проектирование

При проектировании нового пограничного сторожевого корабля разработчики руководствовались Концепцией развития корабельного состава пограничных органов федеральной службы безопасности. Целью проектировщиков стало создание многофункционального корабля с хорошей автономностью, дальностью плавания, с достойными скоростными характеристиками и обитаемостью.

Корабль предназначался для охраны государственных морских границ, а также для противодействия пиратству и терроризму. Судостроительная фирма заключила договор с компанией «Транзас» на изготовление и монтаж навигационно-тактического комплекса «Тримс-22460» на сторожевом корабле «Изумруд» проекта 22460. Проектом предусмотрено размещение на борту вертолёта, системы автоматизации корабля и современных средств связи и навигации.

Постройка и испытания

Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» на Зеленодольском ССЗ

Заказ на строительство новых кораблей разместили на Зеленодольском судостроительном заводе, специализирующемуся на строительстве кораблей малого водоизмещения для ВМФ России. Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» заложен в феврале 2014 года. В оснащении корабля используются в основном детали, узлы и агрегаты российского производства, включая радиолокационное и навигационное оборудование. Спуск корабля состоялся 28 августа 2017 года, после чего начались доковые работы и швартовые испытания. Затем готовый корпус перегонят на Чёрное море. Местом дальнейшей службы является Черноморский флот, с портом приписки в Новороссийской военно-морской базе.

Вслед за головным кораблём с периодичностью в 5-6 месяцев заложены ещё шесть кораблей по этому проекту. Вторым кораблём проекта 22160 стал «Дмитрий Рогачев», заложенный на Зеленодольской верфи. Третий и четвёртый корабли серии решено строить на Керченском судостроительном заводе «Залив». Корабль «Михаил Державин» заложен в феврале 2016 года, а в мае 2016 года заложен «Сергей Котов». Корветы керченской постройки имеют некоторые отличия от односерийных кораблей. Они отличаются немного увеличенной длиной и увеличением огневой мощи. Соответственно их водоизмещение будет увеличено. Эти два корабля, как и остальные корабли серии также планируется использовать для нужд Черноморского флота. Срок сдачи всех заложенных кораблей планируется на 2020 год.

Название Место строительства Заложен Спущен на воду Место службы Статус
«Василий Быков» Зеленодольский ССЗ 26 февраля 2014 года 28 августа 2017 года 2018 Черноморский флот Спущен на воду
«Дмитрий Рогачёв» Зеленодольский ССЗ 25 июля 2014 года 2018 Черноморский флот Строится
«Павел Державин» ССЗ «Залив» 18 февраля 2016 года 2018 Черноморский флот Строится
«Сергей Котов» ССЗ «Залив» 8 мая 2016 года 2018 Черноморский флот Строится
«Виктор Великий» Зеленодольский ССЗ 25 ноября 2016 года 2019 Черноморский флот Строится
«Николай Сипягин» Зеленодольский ССЗ 13 января 2018 года 2019 Черноморский флот Строится

Патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачёв» на Зеленодольском СЗ

Вооружение

Основное вооружение

Характеристики АК-630
ТТХ Значение ТТХ Значение
Скорострельность, выстр.\мин 4000-5000 Боевой расчет, чел. 1
Начальная скорость снаряда, м/с 1030 Масса установки, кг 3800
Дальность стрельбы, м 4000 Ресурс установки, выстр. 8000
Углы от −12° до +88° Углы 360°
Скорость ВН, °/с 50 Скорость ГН, °/с 70

Корабли проекта 22460 оснащены скорострельной шестиствольной 30-мм автоматической пушкой АК-630М. Разработанная в Тульском конструкторском бюро приборостроения, установка серийно выпускается предприятием «Туламашзавод». Пушка спроектирована для вооружения кораблей. Она может уничтожать противокорабельные ракеты, самолёты, вертолёты, , также эффективно поражать маломерные надводные цели и плавающие мины. Также пушка применяется для поражения сухопутных объектов: живой силы противника, укреплённых огневых точек.

Начальная скорость снаряда составляет 875 м/с, охлаждение стволов жидкостное, автономное. Разрабатывался проект 22460 и с возможностью размещения одной пушки А-220М, калибра 57 мм. При необходимости судостроители смогут выпустить корабль проекта 22460 в комплектации с пушкой А-220М вместо АК-630.

Дополнительное вооружение

В качестве дополнительного вооружения на патрульных кораблях проекта 22460 размещены два пулемёта «Корд» на одиночных станках по бокам боевой рубки. При необходимости экипаж может вооружаться переносными ракетно-зенитными комплексами «Игла». На корабле предусмотрено размещение четырёх противокорабельных ракет Х-35, однако в базовой комплектации они не устанавливаются.

Авиационное вооружение

Корабли проекта 22460 оснащены вертолётной площадкой, на которой может базироваться палубный вертолёт. С 2015 года холдинг «Вертолеты России» занимается модернизацией вертолёта Ка-226Т. Техническое задание предусматривает переоснащение вертолёта в палубный вариант. Одним из требований к вертолёту является наличие складывающихся лопастей винта.

Рассматривается возможность размещения на вертолёте крепежей для установки на них вооружения калибром до 7,62 мм, планируется оснастить экипажи вертолётов очками ночного видения.

На кораблях проекта 22460 не предусмотрено ангара для хранения вертолётов, винтокрылые машины будут базироваться на открытой вертолётной площадке.

Базовая модель вертолёта Ка-226, является развитием вертолёта Ка-26 и создана в 1996 году. Получив сертификат, модель серийно выпускается с 2003 года. Вертолёт Ка-226Т оснащён двигателем производства Франции — Arrius 2G. Данная модель вертолёта сертифицирована в 2010 году, дата начала производства неизвестна.

Тестовая модель Ка-226Т

Зеркальная антенна РЛС «Наяда»

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРТОЛЕТА КА-226 (КА-226Т)
Макс. взлетная масса, кг 3400 Размеры вертолета:
Двигатель (кол-во, тип, марка) 2 х Allison 250-C20R/2 или Arrius 2G Длина, м 8,1
Взлетная мощность, л.с. 2 × 460 или 2 × 670 Высота, м 4,19
Экипаж 1 Ширина, м 3,25
Нагрузка в транспортной кабине, кг 1046-1500 Диаметр несущего винта, м 13,0
Нагрузка на подвеске, кг 1300-1500
Макс. скорость, км/ч 220
Крейсерская скорость, км/ч 197
Статический потолок, м 2000
Продолжительность полёта, ч 4,5
Дальность полёта, км 600
Практический потолок, м 5000

В случае необходимости, для выполнения различных задач, на корабле может базироваться БПЛА.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

  • Электронная противопожарная система SP-520M
  • «Наяда»
  • Радар «Балтика-М»
  • Система радиоразведки
  • Средства радиоэлектронной борьбы

Описание конструкции

По своему внешнему виду корабли проекта 22160 заметно отличаются от прежних «сторожевиков», которые строились еще в СССР. Такая разница обусловлена стремлением конструкторов добиться максимального снижения радиолокационной заметности, сохранив в то же время хорошие мореходные качества. С этой целью оба борта наклонены под «обратным» углом, а надстройке приданы угловатые очертания. Кроме того, на палубе установлено специальное защитное покрытие, также уменьшающее эффективную поверхность рассеивания радиоволн (ЭПР).

Корпус корабля и архитектура надстройки

Компоновка кораблей проекта 22160 особой сложностью не отличается. В носовой части размещена башня артиллерийской установки АК-176МА, а на некотором расстоянии позади неё находится надстройка. На её крыше размещено антенное оборудование радиолокационной станции «Позитив-МК». Радар позволяет обнаруживать крупные цели на дистанции в 300 километров, а самолеты такой же величины, как истребитель F-16 – на расстоянии около 110 км.

В задней части надстройки размещен ангар для бортового вертолета Ка-27ПС, использование которого значительно расширяет возможности патрульного корабля. Взлетная площадка для винтокрылой машины находится на корме. Непосредственно под ней, внутри корпуса, имеется отсек для десантно-штурмовой лодки проекта 02800. Высадка ДШЛ и её приём после выполнения задания осуществляется через открытый кормовой лацпорт.

Церемония передачи корабля «Василий Быков» Черноморскому флоту

Силовая установка

Патрульный корабль проекта 22160 приводится в движение двумя винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату. В качестве таковых используются российские дизельные двигатели 16Д49. Совокупная мощность силовой установки составляет 12000 лошадиных сил.

Следует отметить, что на стадии проектирования предполагалось, что корабль будет оборудоваться также газотурбинными разгонными двигателями, позволяющими достичь максимальной скорости за самое короткое время. Поэтому в целом ряде источников и сегодня указано, что военные корабли проекта 22160 имеют силовую установку мощностью в 34000 лошадиных сил, что, однако, не соответствует действительности.

Броня

В соответствии с заявлениями, сделанными представителями ВМФ в период испытаний «Василия Быкова», этот корабль имел легкое противопульное бронирование. Однако первоначальный проект не предусматривал установку какой-либо защиты (вероятно, из-за того, что стальные листы повышают радиолокационную заметность). Эта деталь пока что остается не вполне ясной. По крайней мере, десантно-штурмовая лодка совершенно точно бронирована.

Десантно-штурмовая лодка проекта 02800

«Василий Быков», головной корабль проекта 22160

Закладка головного корабля проекта 22160, получившего название «Василий Быков», состоялась в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького в феврале 2014 года. Василий Иванович Быков – контр-адмирал, Герой Советского Союза, получивший это высокое звание в период своей службы на торпедных катерах во время Великой Отечественной войны. Правда, воевал он на Северном флоте, а корабль, названный в память об этом человеке, изначально предназначался для службы на Черном море с базированием в Новороссийске или Севастополе.

«Василий Быков» проходит Ла-Манш. Хорошо виден открытый лацпорт

Летом 2020-го этот корабль совершил свой первый поход, пройдя через Средиземное море в Атлантический океан и обогнув Европу. Преодолев немалое расстояние, корвет проекта 22160 «Василий Быков» благополучно дошел до Санкт-Петербурга, где попал в «последние новости», приняв участие в военно-морском параде.

История создания

Начиная приблизительно с 2003 года у берегов Сомали, главным образом в районе Аденского залива, образованного Аравийским полуостровом и Африканским континентом, множество торговых судов подверглось нападениям со стороны местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне Организации Объединенных Наций. Жертвами захватов и грабежа стали и несколько российских судов.

Борьбу с морскими разбойниками развернули несколько разных стран, направившие в Аденский залив боевые корабли. Россия также приняла участие в этих мероприятиях, причем достаточно успешно, однако с самого начала стало ясно, что гоняться за маломерными пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях – это явно неоправданная трата сил и ресурсов.

Большой противолодочный корабль «Североморск» патрулирует Аденский залив

Всё это не позволяло достичь необходимой эффективности. Встал вопрос о создании нового вида кораблей, которые должны были следующие задачи:

  1. Обнаружение и задержание браконьеров и контрабандистов;
  2. Выполнение поисковых и спасательных операций;
  3. Охрана различных акваторий и морских баз;
  4. Сопровождение судов при выполнении переходов.

Всё это напоминает функции обычных «сторожевиков», которые используются пограничниками. Именно для них в петербургском конструкторском бюро «Северное» и создавались изначально патрульные корабли проекта 22160. Необходимо учитывать, однако, что охраной государственных границ России занимается Федеральная служба безопасности, в полномочия которой дальние морские походы, в том числе и к берегам Сомали, попросту не входят – осуществлять операции в таких зонах может только Военно-Морской флот.

Между теми кораблями, которые обычно строятся для ВМФ и «сторожевиками» есть очень существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оборудования судна сложными и дорогими системами вооружений. Военным морякам же, наоборот, требуется серьезная огневая мощь, да еще и «по всем направлениям». Размещение на патрульном корабле ракет, противолодочного оружия и установок для запуска крылатых ракет превратило бы патрульный корабль в полноценный корвет.

Такая переделка была технически возможной, однако она резко увеличила бы стоимость проекта и вдобавок грозила снизить срок автономности. И то, и другое напрямую противоречило исходному замыслу. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили применить так называемый модульный подход.

Начальный этап строительства корабля «Василий Быков» на Зеленодольском заводе

На практике это обозначает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащается довольно скромным по составу вооружением, которое соответствует задачам обычного патрулирования. При этом, однако, всегда есть возможность установить на него те или иные системы вооружений, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование выполняется буквально «на ходу», корабль не требуется ставить в ремонт и выполнять какие-то сложные операции.

Проект 22160 показался командованию ВМФ достаточно перспективным, и было принято решение о строительстве шести патрульных кораблей. В настоящее время полностью изготовлены три из них – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого перечня уже введены в состав Военно-Морского флота России, а третий проходит испытания.

Описание конструкции

Генеральный директор ПКБ «Северное» В. Спиридопуло в 2008 году отметил, что корабли проекта 22460 отличаются от предшественников своими мореходными качествами. Сторожевик может выходить в море при волнении в 6 баллов, при этом не особо теряя в маневренности.

Корпус

Корабли проекта 22460 имеют новую форму корпуса, улучшенную мореходность. На спокойной воде патрульный корабль развивает скорость 30 узлов. Сторожевик имеет повышенную степень скрытности, относительно предыдущих серий кораблей береговой охраны. Для увеличения живучести в конструкции корабля имеется двойное дно и двойные борта.

Энергетическая установка и ходовые качества

Дизель-генератор ДГА-300

До 2015 года сторожевые корабли проекта 22460 оснащались дизельными двигателями производства Германии, однако в связи с политическими событиями 2014-2015 годов поставки двигателей прекратились и судостроителям пришлось искать альтернативные варианты для устранения дефицита двигателей для новых кораблей. Выходом стало заключение контракта с производителем подобных двигателей в Китайской Народной Республике. К ноябрю 2015 года контракт был подписан. Главный конструктор ПКБ «Северное» Алексей Наумов отметил, что китайские двигатели производятся по германской лицензии с соблюдением всех технологий.

В качестве главной энергетической установки до 2015 года использовалось четыре дизельных двигателя MTU 16V4000M73L, производства фирмы MTU Friedrichshafen, каждый мощностью 3860 л.с. Суммарная мощность установки составляла 15 440 л.с. После 2015 года на корабли проекта 22460 устанавливаются дизельные двигателя китайского производства CHD622V20, суммарной мощности 15 776 л.с. Движение корабля производится при помощи двух винтов. Заявленная максимальная скорость корабля составляет 30 узлов, однако в различных источниках встречаются и меньшие показатели максимальной скорости.

Для производства электричества на корабле используется два 300-кВт дизель-генератора DGA-300-VA1-MPS, а также два 60-кВт дизель-генератора DGA-60-VA2-MPS.

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля составляет 24 человека. Корабль имеет бассейн и сауну. Корабли проекта 22460 оборудуются опреснительной установкой.

Защита

Так как бронирование на корветах проекта 22160 не предусмотрено, оборонительную роль выполняет корабельный комплекс 5П25. Это многофункциональная система радиоэлектронной борьбы, способная защитить корабль от наблюдений из космоса, разведки с моря и суши. Включает радиолокационные, радиоэлектронные станции и оптические системы, ведет разведку во всем диапазоне длин волн. Позволят засечь местоположение противника. Комплекс РЭП способен скрыть корабль от выпущенных по нему ракет, перенаправить их в другую сторону. Оказывает помощь оружейным системам, заранее выдавая целеуказания для ЗРК и пушечного комплекса, которые способны фактически спасти корвет от атакующего оружия. В результате слаженной работы систем повышается общая живучесть в 5 – 7 раз.

Кроме электронной защиты, корабль оснащен аппаратами аэрозольной маскировки. Представляют собой пусковые установки, которые, при приближении ракет, отстреливают в воздух специальный аэрозоль с металлической стружкой, скрывающей корвет из виду.

Технические характеристики

Водоизмещение 1300 тонн стандартное, 1965 тонн полное
Длина корабля 91,3 м
Ширина 14,5 м
Осадка 4,8 м
Скорость полного хода 22,5 узлов
Скорость патрульного хода 16 узлов
Дальность плавания До 6700 миль на скорости в 16 узлов
Автономность 60 суток
Численность экипажа До 80 человек

Следует отметить, что в некоторых источниках указываются иные значения целого ряда характеристик, включая осадку корабля, водоизмещение, максимальную и экономическую скорость. Приведенные параметры соответствуют данным, указанным на сайте Черноморского флота России. Снижение скорости обусловлено отказом от установки газотурбинных разгонных двигателей. По всей видимости, само это решение было принято в связи с необходимостью увеличения срока автономности.

Примечания

  1.  (рус.)  (неопр.) ?. www.severnoe.com. Акционерное общество «Северное Проектно-Конструкторское Бюро». Дата обращения 4 августа 2018.
  2.  (англ.). blackseafleet-21.com. Дата обращения 28 ноября 2018.
  3. .
  4.  (рус.)  (неопр.) ?. lenta.ru. lenta.ru (6 апреля 2014). Дата обращения 4 августа 2018.
  5. Сергей Птичкин.  (рус.)  (неопр.) ?. rg.ru. «Русское оружие» (2 июля 2017). Дата обращения 4 августа 2018.
  6. Дмитрий Сергеев.  (рус.)  (неопр.) ?. ТРК «Звезда» (18 января 2018). — Первая реализация на флоте модульной концепции морского вооружения. Дата обращения 23 августа 2018.
  7. . Морской ВПК. Дата обращения 9 декабря 2018.
  8. . ФлотПром. Дата обращения 28 ноября 2018.
  9. ↑ . www.balancer.ru. Дата обращения 28 ноября 2018.
  10. . ФлотПром. Дата обращения 28 ноября 2018.
  11.  (рус.)  (неопр.) ?. ria.ru. РИА «Новости» (26 марта 2018). Дата обращения 4 августа 2018.
  12. АО «ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД им. А. М. ГОРЬКОГО».  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 мая 2019.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector