Патрульные катера проекта 12150
Содержание:
- От Москвы-реки до Тартуса
- Конструкция патрульного катера Раптор проекта 03160
- Основное предназначение кораблей
- ÐÑеимÑÑеÑÑва покÑпки каÑеÑов Ñ Ð½Ð°Ñ
- ÐÑобенноÑÑи и пÑеимÑÑеÑÑва наÑÐ¸Ñ ÐºÐ°ÑеÑов
- Суда послевоенного времени
- Достоинства и недостатки
- ÐоÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÐºÑпиÑÑ ÐºÐ°ÑеÑа именно Ñ Ð½Ð°Ñ
- Политика замещения импортом
- Назначение патрульного катера «Раптор»
- Торпедные катера СССР
- «Мангуст» — хорошо, но нужно лучше
- Строительство
- Command Conquer: Generals Zero Hour — Reborn: The Last Stand v5.04 (2003)
- Особенности конструкции
- Расширенные возможности
От Москвы-реки до Тартуса
Головной «Раптор» был спущен на воду 15 августа 2013 года. На данный момент ОАО «ЛСЗ «Пелла» сдало Флоту уже 11 патрульных катеров проекта 03160, которые несут службу на Балтийском и Черных морях.
Любопытный нюанс. Черноморские «Рапторы» успели поучаствовать не только в охране мероприятий Олимпиады-2014 в Сочи, но и в патрулировании акватории сирийского порта Тартус, где находится 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России.
Еще один «Раптор» — П-344 — можно увидеть у причального комплекса-дебаркадера Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки. По всей видимости, данный «Раптор» используется как персональный разъездной катер Министра обороны России.
Стоит отметить, что победное шествие концепции шведского Stridsbåt 90 по постсоветскому пространству на «Рапторах» не закончилось. С явной оглядкой на шведский катер, концерн «Калашников» разработал прямого конкурента проекту 03160 — десантный катер проекта 02510 типа «БК-16». Украинцы тоже не пожелали оставаться в стороне от модных флотских веяний и объявили о начале проектирования на базе проекта CB 90 собственного десантно-штурмового катера под шифром «Кентавр».
Поскольку задача легкой транспортировки «Кентавра» на палубах и в твиндеках других кораблей перед украинскими разработчиками не ставилась, они сразу увеличили размеры своего катера настолько, чтобы он мог принять на борт не 20, а 32 десантника. И 5 членов экипажа. И 2 пулеметно-гранатометных модуля. И 2 блока с авиационными НУРСами. И морские мины. И, до кучи, решетчатые экраны для защиты от РПГ.
Водоизмещение «Кентавра» сразу «прыгнуло» до 54,5 тонн. В общем, украинское видение концепции небольшого скоростного малозаметного катера для патрулирования и спецопераций, с точки зрения военно-морских аналитиков, стало выглядеть довольно комично. Чего не скажешь о «Рапторах».
Конструкция патрульного катера Раптор проекта 03160
Было уже сказано, что за основу нового отечественного патрульного катера были взяты параметры и конструкция патрульного катера Combat Boat 90, аналогичного по классу судна шведской постройки. Эти корабли, спущенные на воду шведской фирмой Dock Stavarvet в 1991 году, получили широкое распространение по всему миру. Удачная конструкция судна обеспечила его массовый выпуск. В более чем 10 странах, включая такие большие как США, Бразилия и Мексика – эти суда составляют костяк подразделений береговой обороны. Отечественная разработка стала практической реализацией лицензионного контракта.
Патрульные катера шведской постройки были переданы в состав Черноморского флота, обеспечивая охрану береговой зоны во время проведения Сочинской Олимпиады 2014 года.
В отличие от шведской модели судна российская разработка имеет большие размеры. Корпус длиной 17 метров изготовлен из алюминиевого сплава. Носовая часть корабля оснащена аппарелью, обеспечивающей удобное десантирование или пересадку на другой объект. Боевая рубка рассчитана на два члена экипажа, которые осуществляют управление судном. Десантное отделение оборудовано для перевозки 20 человек. Помимо носовой аппарели десантирование с катера можно осуществлять с кормы и через боковые люки. Имеющаяся внутри катера одна водонепроницаемая дверь обеспечивает кораблю необходимую плавучесть при затоплении одного из отсеков.
На судне в кормовой части имеется машинное отделение, где установлены два дизельных двигателя Caterpiller с турбо наддувом. Суммарная мощность двух дизелей составляет 2300 л.с. Такая мощность обеспечивает катеру большую грузоподъемность и высокую скорость хода, до 48 узлов. В качестве основного движителя на корабле стоят водометы Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS.
Отличительной особенностью нового судна является наличие броневой защиты. Следует отметить, что шведский катер не имел бронирования. Боевая рубка и кубрики для размещения десанта имеют противопульное и противоосколочное бронирование. Броня на катере соответствует 5 и 5А классу защиты. В рубке установлены иллюминаторы, изготовленные из прочного, пуленепробиваемого стекла толщиной 39 мм. Наличие брони существенно увеличило водоизмещение российского катера, 23 тонны против 13 тонн у шведской модели.
В сравнении с катерами зарубежной постройки, на которых из вооружения стоит только один пулемет калибром 12,7 мм, отечественные суда оснащаются куда более мощным вооружением. На катер установили 14,5 мм крупнокалиберный пулемет КПВТ в составе боевого автоматического модуля «Управа-КОРД». За счет гироскопа и стабилизатора огонь из боевого модуля можно вести даже при большом волнении. Прицельная дальность стрельбы составляет 2000 м. В дополнение к основному автоматическому оружию катера оснащаются двумя станковыми пулеметами «Печенег» калибром 7,62 мм.
Основное предназначение кораблей
«Мангуст» 12150 проектировался специально для вооруженных сил. Еще на этапе разработки основными задачами корабля выделяли патрулирование территориальных вод, проведение рейдов и операций различных госструктур. До сих пор судно успешно справляется с данными задачами за счет своих технических характеристик.
Лодка используется таможенной береговой службой, морской полицией, инспекцией рыболовной охраны, МЧС. Применяется для охраны государственных границ, пресечения контрабанды, проведения спецопераций и рейдов, патрулирования, предотвращения браконьерства. Нередко используется и для организации поисково-спасательных операций как во внутренней акватории, так и в прибрежных водах.
ÐÑеимÑÑеÑÑва покÑпки каÑеÑов Ñ Ð½Ð°Ñ
ÐлиенÑам ÐоÑÑÑомÑкого ÑÑдомеÑаниÑеÑкого завода гаÑанÑиÑÑÑÑÑÑ:
-
ÑиÑокий моделÑнÑй ÑÑд;
-
опÑималÑÐ½Ð°Ñ ÑÑоимоÑÑÑ Ð±ÐµÐ· наÑенок поÑÑедников;
-
вÑÑокое каÑеÑÑво ÑбоÑки.
ÐÑ Ð¾ÑкÑÑÑÑ Ðº ÑоÑÑÑдниÑеÑÑÐ²Ñ ÐºÐ°Ðº Ñ ÑаÑÑнÑми лиÑами, Ñак и Ñ ÐºÑÑпнÑми оÑганизаÑиÑми. ÐÑпиÑÑ ÐºÐ°ÑеÑа на вÑгоднÑÑ ÑÑловиÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ как Ð´Ð»Ñ Ð»Ð¸Ñного полÑзованиÑ, Ñак и в бизнеÑ-ÑелÑÑ. ÐаÑи ÑпеÑиалиÑÑÑ Ð²Ñегда гоÑÐ¾Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñам Ñ Ð²ÑбоÑом пÑедÑÑавленной в каÑалоге пÑодÑкÑии, а Ñакже ÑаÑÑказаÑÑ Ð¾ возможнÑÑ Ð¼Ð¾Ð´Ð¸ÑикаÑиÑÑ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð¹ из моделей.
ÐÑобенноÑÑи и пÑеимÑÑеÑÑва наÑÐ¸Ñ ÐºÐ°ÑеÑов
ÐÑпиÑÑ ÑазÑездной каÑÐµÑ â пÑиобÑеÑÑи подÑодÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ ÑÑдна. ÐаÑеÑа могÑÑ Ð¿ÑименÑÑÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑганизаÑии ÑозÑйÑÑвеннÑÑ Ð¸ ÑпеÑиалÑнÑÑ ÑазÑездов, паÑÑÑлиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑеÑÑиÑоÑии, пÑÐ¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑогÑлоÑнÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ð½ÑÑ ÑкÑкÑÑÑий, ÑаÑÑного иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ ÑÑбалки и Ñ. д.
ÐонкÑеÑное назнаÑение ÑÑдна опÑеделÑеÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑеÑниÑеÑкими ÑаÑакÑеÑиÑÑиками, ÑазмеÑами, ÑÑовнем комÑоÑÑабелÑноÑÑи. РазÑезднÑе каÑеÑа пÑоизводÑÑва ÐоÑÑÑомÑкого ÑÑдомеÑаниÑеÑкого завода пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð² ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑеÑиÑÑ:
-
ÐС-701. Ðодели, воÑедÑие в ÑÑÑ Ð»Ð¸Ð½ÐµÐ¹ÐºÑ, оÑлиÑаÑÑÑÑ ÑеÑнологиÑноÑÑÑÑ, оÑлиÑной динамикой и ÑдобÑÑвом. Ðни иÑполÑзÑÑÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ð¼Ð¸ ведомÑÑвами, в Ñом ÑиÑле ÐÐÐ, ÐЧС. ÐаждÑй ÑлÑжебно-ÑазÑездной каÑÐµÑ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑелÑноÑваÑной коÑпÑÑ, ÑаÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð¿ÑоÑноÑÑÑÑ Ð¸ надÑжноÑÑÑÑ.
-
ÐС-820. СÑда оÑлиÑаÑÑÑÑ Ð²ÑÑоким ÑÑовнем пÑоÑодимоÑÑи, маневÑенноÑÑÑÑ, ÑÑо оÑобенно важно пÑи паÑÑÑлиÑовании акваÑоÑии. Ðа боÑÑÑ ÑÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð²Ñе необÑодимÑе ÑÑедÑÑва Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑганизаÑии ÑадиокоммÑникаÑии.
-
ÐС-110. Ðинейка пÑедÑÑавлена маломеÑнÑми моделÑми, коÑоÑÑе подÑодÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑганизаÑии пÑогÑлоÑнÑÑ Ð¸ деловÑÑ Ð¿Ð¾ÐµÐ·Ð´Ð¾Ðº. ÐÑобенноÑÑи ÑÑанÑпоÑÑнÑÑ ÑÑедÑÑв â доÑÑойнÑе ÑкоÑоÑÑнÑе ÑаÑакÑеÑиÑÑики, безопаÑноÑÑÑ Ð¸ кÑÑÑÐ¾Ð²Ð°Ñ ÑÑÑойÑивоÑÑÑ, комÑоÑÑабелÑноÑÑÑ.
-
ÐС-110.2. ÐÑа Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ â новинка 2020 года, конÑÑÑÑкÑивно ÑоÑÑоÑÑÐ°Ñ Ð¸Ð· ÑÑÑÑ Ð±Ð»Ð¾ÐºÐ¾Ð²-модÑлей, Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ ÑоÑмиÑÑеÑÑÑ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑно. ХодовÑе иÑпÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑдили вÑÑокÑÑ ÑкоÑоÑÑÑ, маневÑенноÑÑÑ, безопаÑноÑÑÑ Ð¸ дÑÑгие положиÑелÑнÑе каÑеÑÑва ÑÑой модели.
Суда послевоенного времени
После войны многие страны отказались от создания торпедных катеров. И перешли на создание более современных ракетных судов. Строительством продолжали заниматься Израиль, Германия, Китай, СССР и другие. Катера в послевоенное время поменяли предназначение и стали патрулировать прибрежные зоны и бороться с вражескими субмаринами.
Советский союз представил торпедный катер проекта 206 с водоизмещением в 268 тонн, длиной 38,6 метров. Его скорость составляла 42 узла. Вооружение состояла из четырех 533-мм торпедных аппарата и двух спаренных установок АК-230.
Некоторые страны начали производство катеров смешанного типа, применяя и ракеты, и торпеды:
- Израиль производил катер «Дабур»
- Китай разработал комбинированный катер «Хэгу»
- Норвегия построила «Хёук»
- В Германии это был «Альбатрос»
- Швеция имела на вооружении «Нордчепинг»
- У Аргентины был катер «Интрепида».
Альбатрос ФРГ 1975 год
Достоинства и недостатки
«Мангуст» с пулеметом дистанционного управления
Ключевое преимущество патрульного катера «Мангуст» — его скорость и маневренность. Даже при легком волнении на море судно способно развивать значительную скорость, что делает его незаменимым в проведении спецопераций и перехватах.
К преимуществам корабля относят и его продуманную компоновку. Лодка уже считается непотопляемой благодаря своей плавучести в случае затопления двух отсеков. Сами отделения при этом достаточно комфортабельны для размещения всего экипажа.
Из недостатков стандартной комплектации судна выделяют слабость его вооружения. На серьезные боевые операции катер не рассчитан. Для этих целей на него устанавливают дополнительное вооружение. Однако отсутствие брони ограничивает возможности его применения, хотя и позволяет судну развивать высокую скорость.
Несмотря на это лодка остается востребованной для несения патрульной службы во внутренней и приграничной акватории страны. Модифицированные версии продолжают собираться, 5-6 новых катеров поступают на вооружение различных ведомств ежегодно.
Автор статьи:
Парпурин Вадим
ÐоÑÐµÐ¼Ñ ÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÐºÑпиÑÑ ÐºÐ°ÑеÑа именно Ñ Ð½Ð°Ñ
ÐÑиобÑеÑение каÑеÑов пÑоизводÑÑва ÐоÑÑÑомÑкого ÑÑдомеÑаниÑеÑкого завода â ÑÑо:
-
ÑовÑеменное полÑÑение каÑеÑов Ð´Ð»Ñ ÑÑÑекÑивнÑÑ Ð¸ безопаÑнÑÑ Ð¿Ð¾ÐµÐ·Ð´Ð¾Ðº;
-
гаÑанÑÐ¸Ñ ÐºÐ°ÑеÑÑва, надежноÑÑÑ ÑабоÑÑ Ð²ÑÐµÑ ÑиÑÑем, долговеÑноÑÑÑ ÐºÐ¾ÑпÑÑа и каÑеÑа в Ñелом;
-
болÑÑой вÑÐ±Ð¾Ñ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»ÐµÐ¹ позволÑÐµÑ Ð¿ÑиобÑеÑÑи наиболее подÑодÑÑий каÑÐµÑ Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¾ÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑавленнÑÑ Ñелей;
-
пÑÐ¸ÐµÐ¼Ð»ÐµÐ¼Ð°Ñ ÑÑоимоÑÑÑ Ð¿ÑодÑкÑии, Ñена каÑеÑа ÑоÑмиÑÑеÑÑÑ Ð² завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ ÑеÑниÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑаÑакÑеÑиÑÑик и оÑнаÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑеÑа, ÐÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе иÑÑÐ¾Ð´Ñ Ð¸Ð· ÐаÑего бÑджеÑа подобÑаÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑодÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÐ»Ñ;
-
пÑедоÑÑавление ÑазвÑÑнÑÑой и полной инÑоÑмаÑионной поддеÑжки, пÑи вопÑоÑе вÑбоÑа ÑазÑездного каÑеÑа.
ÐбÑаÑайÑеÑÑ!
Политика замещения импортом
Идея создания в составе ВМС Украины так называемого москитного флота появилась вынужденно. Хотя за годы нахождения в составе сначала Российской империи, а затем СССР территории на юге современной Украины были превращены в один из крупнейших в мире центров судостроения, после обретения независимости молодое государство не смогло сохранить кораблестроительную отрасль. И это при том, что после распада СССР Украине достался в наследство крупный военно-морской флот, насчитывавший 30 боевых кораблей, одну подлодку и три десятка судов сопровождения.
Однако старые корабли постепенно выработали свой ресурс, а с пополнением флота новыми судами возникли сложности. В 2018 году вице-адмирал ВМС Украины Игорь Воронченко заявил, что отказ властей выделить средства на строительство корвета из серии «Владимир Великий» проекта 58250 приведёт украинское судостроение к «точке невозврата». При этом речь шла о достаточно скромной сумме — чуть более $50 млн.
- Вице-адмирал ВМС Украины Игорь Воронченко
- Reuters
Возглавивший государство в 2019 году Владимир Зеленский пообещал, что проект 58250 будет возрождён. Однако эксперты сомневаются, что власти Украины действительно займутся возрождением отечественного судостроения вместо закупки техники на западе.
По мнению Ростислава Ищенко, в первую очередь Киев руководствуется в этом вопросе политическими мотивами.
«С политической точки зрения покупка катеров у США якобы продемонстрирует, что нынешняя власть Украины пользуется американской поддержкой, хотя это и не увеличит боеспособность украинского ВМС. Если такой контракт будет подписан, это станет примером политической закупки. В этом контексте властям выгодней направить миллионы долларов американским производителям, а не отечественным предприятиям», — пояснил эксперт.
Также по теме
Продать «Украину»: как Зеленский собирается модернизировать ВМС страны
Украинский президент Владимир Зеленский разместил на YouTube видеозапись своей поездки на Николаевский судостроительный завод (НСЗ). В…
Такая политика вызывает недоумение даже среди украинских военных. Как заявил источник RT в ВМС страны, украинский флот находится в плачевном состоянии.
«И непонятно, зачем закупать именно эти американские катера вместо того, чтобы разместить заказы на украинских заводах? Покупка партии патрульных катеров не улучшит боеспособность наших военно-морских сил», — считает собеседник RT.
По мнению Андрея Суздальцева, сейчас украинское судостроение находится в порочном круге, выйти из которого крайне сложно.
«Сегодня украинская государственность построена на коррупции, в таких условиях невозможно создавать крупные проекты. Кроме того, Украине не хватает и технологий, а получить их в нынешней ситуации она может только на Западе. Но для этого Киев должен демонстрировать враждебный настрой к России, а также просить о военной помощи и поставках. Это замкнутый круг, который Украина не готова разорвать», — заключил эксперт.
Назначение патрульного катера «Раптор»
Для боевых судов подобного класса на современном этапе ставится определенный круг задач, которые стоят перед флотом в прибрежной морской зоне. Патрульные катера, обладающие высокими скоростными характеристиками и маневренностью, специально рассчитаны для действия в акваториях внутренних морей на удалении до 100 миль от пунктов базирования. Благодаря своему техническому оснащению и хорошей мореходности катера проекта 03160 способны действовать и днем и в ночное время суток.
Основное назначение судов этого класса следующее:
- патрулирование и несение дежурства в обозначенных районах прибрежной морской зоны;
- разведка акватории и перехват малых судов-нарушителей;
- доставка и высадка десантной партии на береговой объект или на судно, находящееся в море;
- проведение спасательных операций на море в близлежащих районах;
- оборона и охрана береговой линии от атак малоразмерных судов противника и ударов авиации.
Вместе с другими силами военно-морского флота, патрульные катера «Раптор» могут быть задействованы при проведении диверсионной деятельности подразделений морской пехоты и оказывать содействие Федеральной Пограничной службе по охране морских рубежей. Ключевым фактором, определяющим сферу использования судов подобного класса, является их высокая маневренность, мореходность и скорость. Новые корабли способны выдерживать волнение до 5 баллов и передвигаться на высокой скорости в штормовых условиях, когда высота волн не превышает 4,5 метра.
Торпедные катера СССР
Советские катера торпедного класса – это военные корабли, используемые в годы ВОВ. Эти легкие, маневренные были незаменимыми машинами в боевых условиях, с их помощью высаживали десантные войска, транспортировали оружие, производили траление и постановку мин.
Торпедные катера модели Г-5, серийное производство которого осуществлялось с 1933 по 1944 годы. Всего было выпущено 321 судно. Водоизмещение составляло от 15 до 20 тонн. Длина такой лодки была 19 метров. На борту устанавливали два двигателя ГАМ-34Б по 850 лошадиных сил, позволяющие развивать скорость до 58 узлов. Экипаж – 6 человек.
торпедный катер «Комсомолец»
Из оружия на борту были установлен 7-62-мм пулемет ДА и два 533-мм кормовых желобковых торпедных аппарата.
Вооружение состояло:
- Два парных пулемета
- Два трубных торпедных устройства
- Шесть бомб М-1
Катера модели Д3 1 и 2 серий были глиссирующими суднами. Габариты и масса вымещенной воды практически не отличались. Длина -21,6 м у каждой серии, водоизмещение – 31 и 32 тонны соответственно.
Большевик 1957г
Лодка 1 серии имела три бензиновых двигателя Гам-34ВС и развивала скорость в 32 узла. В экипаж входило 9 человек.
Катер серии 2 имел более мощную силовую установку. В ее состав входило три бензиновых мотора «Паккард» мощностью 3600 лошадиных сил. Экипаж состоял из 11 человек.
Вооружение практически не отличалось:
- Два двенадцатимиллиметровых пулемета ДШК;
- Два устройства для запуска торпед 533-мм калибра модели БС-7;
- Восемь глубинных бомб БМ-1.
На Д3 2 серии дополнительно была установлена пушка «»Эрликон».
Лодка «Комсомолец» – усовершенствованный торпедный катер во всех отношениях. Его корпус изготавливался из дюралюминия. Катер состоял из пяти отсеков. Длина составляла 18,7 метра. На катере устанавливали два бензиновых двигателя «Паккард». Судно развивало скорость хода до 48 узлов.
«Мангуст» — хорошо, но нужно лучше
Довольно странно было бы наклепать весь флот из одних авианосцев (хотя, порой, и очень хочется) или атомных подводных лодок. Попробуйте, например, на авианосце или атомарине патрулировать портовую акваторию. Или осуществлять задержание в лабиринте шхер малоразмерной скоростной цели, вроде широко распространенной жестко-надувной лодки «Zodiac». Результат подобного перформанса, думаем, был бы вполне предсказуемым.
В 80-е советский флот для патрулирования акватории, обороны пунктов базирования ВМФ, осуществления поисково-спасательных работ, а также обнаружения, перехвата и задержания малых надводных целей активно использовал сторожевые катера проекта 1400, шифр «Гриф». Спроектированные в 1967 году ЦКБ «Алмаз» для использования морскими частями погранвойск КГБ СССР 36-тонные «Грифы» вполне отвечали своему предназначению. Построенные в количестве более 300, некоторые из этих катеров до сих пор несут службу. Однако, к началу 90-х «Грифы», порядком изношенные и способные развивать лишь 29 узлов, явно устарели.
Долгое время отечественному ВМФ в силу недостаточного финансирования приходилось обходиться тем, что есть. Ситуация стала меняться лишь в начале XXI века. Для начала Санкт-Петербургское Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» разработало патрульный катер проекта 12150 «Мангуст».
Всем он был хорош, особенно скоростью. 28-тонный «Мангуст» без проблем разгонялся до 53 узлов! Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Получив «Мангуст», ВМФ захотел уже не просто патрульный катер, а такой патрульный катер, который способен высаживать на необорудованное побережье диверсионно-разведывательную группу. Что подразумевало наличие у катера хоть какого-то бронирования, небольшой осадки и носовой аппарели для высадки десанта.
В общем, флоту захотелось получить катер для спецназа. Чтобы он и свою базу мог охранять, и скоростную мелочь в прилегающей акватории гонять, и в твиндек или на палубу большого десантного корабля влезать, и на вражеский берег незаметно выбираться, а если прижмет — огрызаясь из крупнокалиберного пулемета, быстро убегать.
Строительство
Спуск на воду двух катеров (строительные номера 709 и 710)
Головной катер проекта «П-274» (заводской № 701) спущен на воду 15 августа 2013 года и к 27 августа швартовые испытания были завершены.
30 июня 2014 года стало известно, что подписан контракт между заводом «Пелла» и МО РФ на строительство катеров проекта 03160 «Раптор», по которому завод обязался поставить 4 катера в 2014 году, и 4 катера в 2015 году.
Второй серийный катер «П-275» (заводской № 702) спущен на воду для проведения заводских ходовых испытаний 17 июня 2014 года, затем третий серийный «П-276» (заводской № 703). До конца 2014 года была запланирована передача в ВМФ РФ 4 катеров. По факту были спущены на воду и готовы к началу испытаний три катера — «П-275», «П-276» и «П-281». Испытания этих катеров начались с декабря 2014 года, и 5 марта 2015 года они были приняты в состав Черноморского флота РФ в отряд противодиверсионных сил и средств Новороссийской ВМБ. 12 июня 2015 года, в День России, на них были подняты Андреевские флаги.
Четвертый серийный катер «П-281» (заводской № 704) был спущен на воду в 2014 году. По завершении испытаний катер был принят государственной комиссией 25 марта 2015 года. Зачислен в состав Балтийского флота России с базированием на Кронштадт. С 1 по 5 июля он был представлен на Международном военно-морском салоне в городе Санкт-Петербурге.
Ещё два патрульных катера присоединились к ВМФ в конце ноября 2015 года после завершения ходовых, государственных и заводских испытаний. Серию из восьми единиц завершил катер, который был получен ВМФ РФ 28 декабря 2015 года.
В мае 2016 года стало известно, что Министерство обороны России подписало контракт c Ленинградским судостроительным заводом «Пелла» на поставку до конца 2018 года более 10 патрульных катеров проекта 03160 «Раптор» и рейдовых буксиров проекта 16609 для Военно-Морского Флота России. 15 декабря 2016 года спущено на воду ещё два катера, заводские № 709 и № 710, для ВМФ России.
15 апреля 2020 года на заводе «Пелла» были спущены два катера проекта 03160 «Раптор», это 15-й и 16-й катер из серии, 15 июля 2020 года они вошли в состав Балтийского флота ВМФ России.
Представители проекта
Бортовой № | Заводской № | Спуск на воду | Передача флоту | Флот |
---|---|---|---|---|
Первый контракт | ||||
П-274 | 701 | 15.08.2013 | 05.03.2015 | ЧФ |
П-275 | 702 | 17.06.2014 | 05.03.2015 | ЧФ |
П-276 | 703 | 2014 | 05.03.2015 | ЧФ |
П-281 | 704 | 2014 | 25.03.2015 | БФ |
П-280 «Юнармеец Балтики» | 705 | 05.2015 | 19.08.2015 | БФ |
П-344 | 706 | 05.2015 | 10.08.2015 | БФ |
П-345 «Буевлянин» | 707 | 2015 | 29.12.2015 | ЧФ |
П-352 | 708 | 14.11.2015 | 25.12.2015 | ЧФ |
Второй контракт | ||||
П-413 | 709 | 14.12.2016 | 08.05.2017 | ЧФ |
П-415 «Георгий Потехин» | 710 | 14.12.2016 | 05.2017 | БФ |
П-425 | 711 | 2017 | 08.05.2017 | ЧФ |
П-??? «Евгений Колесников» | 712 | 30.05.2017 | 29.09.2017 | БФ |
П-437 «Григорий Давиденко» | 713 | 24.08.2017 | 01.09.2018 | БФ |
П-434 | 714 | 11.04.2018 | 08.09.2018 | КФл |
Третий контракт | ||||
П-??? | 715 | 15.04.2020 | 15.07.2020 | БФ |
П-??? | 716 | 15.04.2020 | 15.07.2020 | БФ |
П-??? | 717 | 2020 | 2020 | |
718 | ||||
719 | ||||
720 | ||||
721 | ||||
722 | ||||
723 | ||||
724 |
Command Conquer: Generals Zero Hour — Reborn: The Last Stand v5.04 (2003)
Новая модификация Command & Conquer: Generals Zero Hour — Reborn: The Last Stand, которая до неузнаваемости меняет знакомую до боли игру. Вы столкнётесь со старыми знакомыми в лице современных сил реагирования США, Китайской военной машиной, и силами Глобальной армии освобождения. К вашим услугам три новых генерала, бравый американский по …
Год выпуска: 2003(2010)Жанр: Strategy (Real-time) / 3DРазработчик: EA PacificИздательство: Electronic ArtsСайт разработчика: http://www.ea.com/Язык интерфейса: Русский, АнглийскийПлатформа: РСОперационная система: Microsoft Windows XP или VISTAПроцессор: с тактовой частотой 2.0 ГГцОперативная память: 512 Мб
Особенности конструкции
Схема компоновки кораблей «Мангуст»
Основа конструкции лодки «Мангуст» — V-образная форма, выполненная внешними обводами. Данный вариант считается стандартным для всех глиссирующих катеров, поскольку обеспечивает оптимальные ходовые качества и гидродинамическое сопротивление для более плавного движения.
Корпус катера
Корпус катера выполнен из современного сплава алюминия с магнием, что делает конструкцию легче и прочнее. V-образная форма в сочетании с хорошей обтекаемостью обеспечивает оптимальное глиссирование, высокую скорость и маневренность судна. Именно данные качества делают его востребованным в патрулировании и спецоперациях.
Двигатель
Энергетическая установка «Мангуста» состоит из двух дизель-редукторных агрегатов (ДРА). Изначально в строительстве применялись отечественные дизельные двигатели М470М на 12 цилиндров. Позже их заменили на четырехтактные немецкие установки 10V 2000 M93 на 10 цилиндров. Однако с 2015 года в ходе программы импортозамещения вернулись отечественные двигатели М470МК.
Новая установка производится машиностроительным предприятием «Звезда», также имеет 12 цилиндров, оснащена воздушным компрессором. Суммарная мощность двух таких двигателей — 2600 л. с. Благодаря данному показателю, судно способно развивать скорость до 50 узлов, примерно 92 км/ч. Наиболее экономичный расход топлива зафиксирован на скорости в 36 узлов (67 км/ч).
Бортовая электроника
«Мангуст» транспортной полиции
Бортовая электроника судна представлена тремя направлениями: навигационное оборудование, средства связи и наблюдения. К первому относят:
- комплект интегрированной навигационной системы;
- магнитный компас «Азимут» 90-1;
- гирокомпас PGM-C-009.
Средства наблюдения и связи представлены следующим оборудованием:
- станция спутниковой связи Inmarsat Sailor 500 Fleet Broadband;
- ПВ/КВ радиоустановка с цифровым избирательным вызовом (ЦИВ) и телексом Sailor 6300;
- ультракоротковолновая (УКВ) радиостанция с ЦИВ Sailor 6222;
- спутниковая станция Inmarsat-С Sailor 6110 mini-C;
- приемник NAVTEX NX-700A;
- аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ TRON 40S;
- два радиолокационных ответчика TRON SART;
- три переносных УКВ-радиостанции SP3520;
- средства внутрикорабельной связи и трансляции.
Днище корабля
Как и корпус, днище лодки выполнено из современных сплавов. Снаружи предусмотрена двухслойная защита из протекторного электрохимического и лакокрасочного покрытия. Использовано специальное антикоррозийное нанесение. Данная технология обеспечивает не только лучшее скольжение, но и значительно снижает износ корпуса и днища лодки в процессе эксплуатации.
6 отсеков
Внутренняя компоновка судна делит его на 6 отсеков. Их расположение позволяет комфортно размещать 6 членов экипажа — имеются две одноместные каюты, кубрик, кают-компания, совмещенная с камбузом. Машинное отделение расположено в задней части катера. Вся компоновка продумана таким образом, что при затоплении одного-двух отсеков корабль может оставаться на плаву.
Расширенные возможности
Одним из зарубежных аналогов «Раптора» можно назвать шведский патрульный катер CB90 компании Dockstavarvet. С 1991 года было построено более 250 таких аппаратов — они эксплуатируются ВМС и силовыми структурами Швеции, Норвегии, Мексики, Бразилии и ряда других государств.
При этом российские суда проекта 03160 «Раптор» больше по габаритам, оснащены более мощными двигателями, а также отличаются лучшими ходовыми характеристиками и более мощным вооружением.
Также по теме
«Вобрал в себя новейшие достижения»: какими возможностями обладает ракетный корабль ВМФ «Каракурт»
В Санкт-Петербурге завершено строительство малого ракетного корабля (МРК) проекта 22800 (шифр «Каракурт») «Одинцово». Об этом сообщает…
Внешне обе машины похожи, однако, по мнению Леонкова, визуальное сходство не должно вводить в заблуждение: «Рапторы» являются российской разработкой.
«По внешнему виду катера немного похожи, но «Раптор» проектировали российские конструкторы, которые ориентировались на полученное от Минобороны РФ техническое задание», — отметил эксперт.
Отличительными преимуществами российского катера являются высокая скорость и особенность конструкции, позволяющая проводить быструю высадку десанта морской пехоты, добавил Алексей Леонков.
«Главное преимущество этого катера — скорость. Сама конструкция его сделана так, что во время доставки бойцов в место назначения выгрузка осуществляется не через корму, как было раньше, а через нос корабля, что позволяет бойцам делать высадку уже на мелководье», — отметил эксперт.
Как отметил Леонков, такие катера могут оказаться полезными не только в ВМФ.
«У катера «Раптор» достаточно много назначений благодаря его конструкции, скорости. Он будет поступать не только в морскую пехоту, но и в другие силовые структуры. Что же касается ВМФ, то обладание этими катерами позволяет нашим военным расширить свои тактические возможности», — заключил Алексей Леонков.