Торпедные катера типа «комсомолец»

Боевое применение

К началу Великой Отечественной на Северном флоте служил только один Г-5 (№ 16), который из-за малого радиуса действия из боевой единицы был переведён в плавсредство. Однако состав их активно пополнялся — например, только в 1944 флот получил 32 катера этой модели. Торпедные катера Северного флота использовались как самостоятельно, так и во взаимодействии с авиацией. Районом их действий был Bарангер-фьорд, где они потопили 20 транспортов общим тоннажем 54 тыс. рег. тонн, 4 сторожевых корабля, 3 тральщика и сторожевой катер, а также 2 малых судна водоизмещением 130 тонн. Кроме того, ими были повреждены 4 транспорта и 3 корабля охранения.

Активно Г-5 применялся для нарушения морских коммуникаций противника — так, только 13 июля, 1 августа и 27 сентября 1941 года отряд 2-го дивизиона торпедных катеров Балтийского флота под командованием старшего лейтенанта Владимира Гуманенко потопил два больших транспорта и два миноносца, повредил два миноносца и баржу с танками. В общей сложности за годы войны этим отрядом потоплено 30 вражеских кораблей.

25 сентября 1941 года соединение Кригсмарине в составе крейсеров «Лейпциг», «Эмден» и миноносцев «Т-7», «Т-8», «Т-11» при участии тральщиков из 17-й флотилии обстреливали советские войска на полуострове Сырве (остров Сааремаа). На перехват им вышли 4 торпедных катера под командованием Владимира Гуманенко. В результате последовавшего боя прямым попаданием снаряда (вероятно, с «Эмдена») был потоплен катер ТКА № 83 (его экипаж был снят другим катером), советские торпедные катера выпустили торпеды, но не достигли попаданий. После завершения боя немецкие корабли продолжили обстрел. Возвращавшиеся в Мынту советские катерники обнаружили и потопили дрейфующий вспомогательный тральщик «М-1707» (экс-траулер «Люнебург»), ранее повреждённый попаданием снаряда с береговой батареи и подорвавшийся на мине, вследствие чего оставленный экипажем. После возвращения экипажи катеров заявили о потоплении двух миноносцев, а также повреждении крейсера и ещё одного миноносца.

В годы ВОВ, на черноморском флоте находилось 2 бригады торпедных катеров (Новороссийская и Севастопольская бригады). Обе принимали активное участие в боевых действия.
Благодаря скорости и немагнитному корпусу использовались для разминирования мин магнитного и акустического действия.

С мая 1942 года часть торпедных катеров Г-5 переделывалась в миномётные катера путём установки на рубке 1 82 мм РПУ «М-8-М». Всего было переделано 13 катеров, активно использовавшихся на Азовском, Балтийском, Чёрном морях, Онежском озере и реке Дунай.

Пять катеров Г-5 в период войны попали также и в руки противника — два ТКА (№ 111, № 163) были захвачены немецкими войсками на Чёрном море и Балтике, три (№ 54, № 64, № 141) — финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 году возвращены СССР. Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя».

Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика, получившая в конце 40-х годов из СССР 5 катеров этого типа. 2 июля 1950 г. северо-корейский отряд из 4-х катеров Г-5 попытался атаковать крейсера союзников «Джюно» (США) и «Джамайка» (Великобритания), блокировавших прибрежные воды в районе Чумунжина, но были обнаружены противником и почти все уничтожены артиллерийским огнём (спастись удалось лишь 1 катеру) так и не выпустив торпед.

Герои Советского Союза, воевавшие на торпедных катерах типа Г-5

  • Афанасьев Алексей Иванович
  • Африканов Алексей Федотович
  • Гуманенко Владимир Поликарпович
  • Жильцов Василий Маркович
  • Иванов Иван Сергеевич
  • Казачинский Константин Васильевич
  • Кананадзе Александр Георгиевич
  • Кострицкий Сергей Петрович
  • Котов Сергей Николаевич
  • Кочиев Константин Георгиевич
  • Кудерский Афанасий Иович
  • Кусков Виктор Дмитриевич
  • Малик Михаил Григорьевич
  • Матюхин Григорий Иванович
  • Осипов Сергей Александрович
  • Пантелеев Лев Николаевич
  • Першин Борис Максимович
  • Пилипенко Владимир Степанович
  • Подымахин Матвей Прокопьевич
  • Рогачевский Георгий Алексеевич
  • Свердлов Абрам Григорьевич
  • Старостин Василий Михайлович
  • Сутырин Александр Александрович
  • Терновский Георгий Владимирович
  • Тихонов Виктор Иванович
  • Ущев Борис Петрович
  • Черцов Андрей Ефимович
  • Шенгур Иван Петрович

История

Торпедный катер с дюралевым корпусом «Комсомолец» (проект 123) спроектировала в 1939 году группа конструкторов завода № 194 («имени Андре Марти»), которую возглавлял П.И. Таптыгин.

Имея почти такие же габариты, что и Г-5, катер проекта 123 его превосходил. В днище по всей длине корпуса полая балка, которая играла роль киля. По бортам ниже ватерлинии были боковые кили, уменьшавшие качку. Мореходность до 4-х баллов. Количество водонепроницаемых отсеков возросло до пяти. Вместо кормового лотка появились бугельные торпедные аппараты.

Головной катер проекта 123 был заложен 30 июля 1939 года на верфи ленинградского завода № 194 (стапельный № С-505). Спущен на воду 16 мая 1940 года, вступил в строй 25 октября 1940 года. 12 марта 1941 года был зачислен в состав Черноморского флота. По характеристикам значительно отличался от катеров последующих серий.

Данные «Комсомольца»: водоизмещение 15,27 (полное 17,2) тонны; размеры 18 х 3,4 х х 1,2 метров; моторы ГАМ-34Ф 2 х х 1000 л.с.; скорость 52 узла; дальность 345 миль на скорости 17 узлов; экипаж 6 человек. Вооружение: 2 533-мм бугельных ТА, 1 12,7-мм пулемет ДШК, 4 глубинные бомбы М-1.

После спуска на воду головного катера проекта 123, КБ судостроительного завода № 639 начало доработку проекта.В 1942 году проект улучшила в ЦКБ-32 группа Ф.Л. Ливенцева. Значительно усилили зенитное вооружение, вместо одного пулемета ДШК поставили четыре, в двух спаренных установках. В ноябре 1943 года флот получил новый проект катеров типа «Комсомолец», получившего обозначение «123бис». До конца Второй мировой войны со стапелей Тюменского завода № 639 сошёл 31 катер проекта 123бис, все они оснащались более мощными 1200-сильными авиационными моторами Packard 4M-2500, поставлявшимися по ленд-лизу.

В послевоенное время проект катеров типа «Комсомолец» ещё 2 раза подвергался доработке, и в 1946—1953 годы со стапелей феодосийского судостроительного завода № 831 сошло ещё 205 торпедных катеров «Комсомолец» (50 — проекта М-123бис и 155 — проекта 123К) с советскими дизелями М-50 завода № 800 .

На этом серийное строительство малых торпедных катеров в СССР завершилось. Начиная с 1952 года, СССР передал Китаю 56 катеров проекта 123-К. Такие же катера получили и другие страны — союзники СССР.

Глиссирующий поплавок

Зато Туполев рьяно взялся за дело. Малый радиус нового торпедного катера и его плохая мореходность никого в то время не смущали. Предполагалось, что новые глиссеры разместятся на крейсерах. На «Профинтерне» и на «Червоной Украине» предполагалось сделать для этого добавочные сваливающиеся шлюпбалки.

В основу глиссирующего катера АНТ-3 был положен поплавок гидросамолета. Верх этого поплавка, активно влияющий на прочность конструкции, перешел на катера Туполева. Вместо верхней палубы у них была круто изогнутая выпуклая поверхность, на которой человеку трудно удержаться, даже когда катер неподвижен. Когда же катер был на ходу, выйти из его боевой рубки было смертельно опасно — мокрая скользкая поверхность сбрасывала с себя решительно все, что на нее попадало (к сожалению, за исключением льда, в зимних условиях катера обмерзали в надводной части). Когда во время войны на торпедных катерах типа Г-5 приходилось перевозить десант, то людей сажали гуськом в желоба торпедных аппаратов, больше им негде было находиться. Обладая сравнительно большими запасами плавучести, эти катера практически ничего не могли перевозить, поскольку в них не было места для размещения груза.

Неудачной оказалась и позаимствованная у английских торпедных катеров конструкция торпедного аппарата. Минимальная скорость катера, при которой он мог выпустить свои торпеды, составляла 17 узлов. На меньшем ходу и на стопе катер не мог дать торпедный залп, так как это означало бы для него самоубийство — неминуемое попадание торпеды.

6 марта 1927 года катер АНТ-3, позже получивший название «Первенец», отправили по железной дороге из Москвы в Севастополь, где он был благополучно спущен на воду. С 30 апреля по 16 июля того же года АНТ-3 проходил испытания.

На базе АНТ-3 был создан катер АНТ-4, развивший на испытаниях скорость 47,3 узла (87,6 км/ч). По типу АНТ-4 было начато серийное производство торпедных катеров, получивших название Ш-4. Строились они в Ленинграде на заводе им. Марти (бывший Адмиралтейский судостроительный завод). Стоимость катера составляла 200 тысяч рублей. Катера Ш-4 оснащались двумя бензиновыми двигателями «Райт-Тайфун», поставляемыми из США. Вооружение катера состояло из двух торпедных аппаратов желобкового типа для 450-мм торпед образца 1912 года, одного 7,62-мм пулемета и дымообразующей аппаратуры. Всего на заводе им. Марти в Ленинграде было построено 84 катера Ш-4.

Примечания

  1. Тактика ВМФ. Учебник для слушателей военно-учебных заведений. Бессонов В. Ф. и др., ред. М., Воениздат, 1997.
  2. Волковский, Н. Л. Энциклопедия современного оружия и боевой техники, т. 2. Полигон, СПб, 2005, с.553-568.
  3. Jane’s Warship Recognition Guide. 2nd ed., Harper Collins, 1999. ISBN 0 00 4722116
  4. Victory of Seapower. Winning the Napoleonic War 1806—1814. Robert Gardiner, ed. Chatham Publishing, 1998 p.111-118. ISBN 1-86176-038-8
  5. Nelson Against Napoleon: From the Nile to Copenhagen, 1798—1801. Robert Gardiner, ed. Chatham Pub., London, 1997, pp.11,169-175. ISBN 1-86176-026-4

История создания

Предпосылки появления

Низкая мореходность катеров, особенно типа «Ш-4», ни для кого не была секретом. При самом незначительном волнении они заливались водой, которая легко забрызгивалась в очень низкую, открытую сверху ходовую рубку. Выпуск торпед гарантировался при волнении не свыше 1 балла, а просто находиться в море катера могли при волнении не свыше 3 баллов. Из-за низкой мореходности «Ш-4» и «Г-5» лишь в очень редких случаях обеспечивали проектную дальность хода, зависевшую не столько от запаса топлива, сколько от погоды.

Этот и ряд других недостатков во многом были обязаны «авиационному» происхождению катеров. Конструктор положил в основу проекта поплавок гидросамолета. Вместо верхней палубы у «Ш-4» и «Г-5» была круто изогнутая выпуклая поверхность. Обеспечивая прочность корпуса, она в то же врем создавала массу неудобств в обслуживании. На ней трудно было удержаться даже тогда, когда катер был неподвижен. Если же он шел полным ходом, сбрасывалось решительно все, что на нее попадало.

Это оказалось очень большим минусом во время боевых действий: десантников приходилось сажать в желоба торпедных аппаратов – размещать их больше было негде. Из-за отсутствия плоской палубы «Ш-4» и «Г-5», несмотря на сравнительно большие запасы плавучести, практически не могли перевозить серьезный груз. Накануне Великой Отечественной войны были разработаны торпедные катера «Д-3» и «СМ-3» – торпедные катера дальнего действия, которые были лишены главных недостатков их предшественников.

Производство ТК

Катера типа «Д-3» производились в СССР на двух заводах: в Ленинграде и Сосновке Кировской области. К началу войны Северный флот располагал всего двумя катерами этого типа. В августе 1941 с завода в Ленинграде было получено еще пять катеров. Все они были сведены в отдельный отряд, который и действовал до 1943 года, пока не стали поступать на флот другие «Д-3», а также по ленд-лизу катера союзников. Катера «Д-3» выгодно отличались от своих предшественников торпедных катеров «Г-5», хотя по боевым возможностям они удачно дополняли друг друга.

«Д-3» первой и второй серии — основные различия

Первая серия имела двигатель ГАМ-34 и два пулемёта ДШК . Головной катер первой серии вошёл в строй Черноморского флота 6 августа 1940 года. Всего с 1940 г. по 1942 г. было построено — 26 катеров.

Вторая серия отличались от предыдущей серии установленными ленд-лизовскими американскими бензиновыми моторами «Паккард» и усиленным артиллерийским вооружением. Головной катер серии вошёл в строй в 1943 году. Всего построено катеров с 1943 г. по 1945 г. — 47 единиц.

История службы

К началу Второй мировой войны немецкое военно-морское руководство пыталось как можно быстрее пополнить ряды своего москитного флота. Кроме фирмы «Люрссен», к строительству приступила верфь «Шлиштинг» в Травермюнде.
В борьбе с немецкими кораблями британцы использовали наиболее радикальное средство — тяжелые бомбардировщики. Ночью 15 июня по Гавру, куда перед этим перешли 5-я и 9-я флотилии катеров, был произведен мощнейший удар, в котором участвовали 234 британских «ланкастера», в том числе и 20 с 13 000-фунтовыми бомбами «Толлбой». Так как база не была оборудована бетонными укрытиями, последствия его стали для Германии катастрофическими. Не считая кораблей других классов погибли 14 торпедных катеров: S-66, S-84, S-100, S-138, S-142, S-143, S-146, S-150, S-169, S-171-S-173, S-187, S-188. Поврежденный S-144 был потоплен во время авиаудара 31 июля. Лишь два катера выжили после этого, хоть один из них тоже получил очень тяжелые повреждения.

От таких ожесточеных ударов немцы долго не могли оправиться. Задачи, выполнявшиеся остатками 2-й, 4-й и 8-й флотилий из Булони и Остенде успеха не имели. Ночью 19 июня Петерсен отдал приказ 2-й флотилии перейти в Гавр и начать действия против сил вторжения. Выход на первую минную постановку кончился гибелью S-190, затопленного своим экипажем после тяжелых повреждений, полученных от патрульного миноносца. В конце месяца Гаврский отряд получил в усиление за счет передислоцированой туда части 8-й и только что пришедшей с Балтики 6-й флотилий. Тесные кольца патрулей врага вокруг базы не позволяли прорваться в район высадки. Успехом в этот период было торпедирование «Троллоп», а также уничтожение 27 июля 2 английских торпедных катеров. Один МТВ-430 протаранили на катере S-182, который, в свою очередь также пришлось затопить из-за повреждений. В ответ на это британцы 2 августа снова бомбили Гавр, что в этот раз стоило Германии еще двух кораблей (S-39 и S-114).

Поняв что прорваться в район сосредоточения десантных кораблей не получиться, немецкое руководство решило применить дальние циркулирующие торпеды «Дакель». За 8 ночей между 5 и 18 августа катера Гаврской группы выпустили 91 торпеду. В результате был потоплен один транспорт, поврежден старый крейсер «Фробишир», плавмастерская и тральщик были незначительными по сравнению с затраченными усилиями. На переходе в Дьепп был затоплен поврежденный ранее S-91. 24-го числа во время штурма Гавра, Петерсен отдал приказ об полном оставлении базы.

Предпосылки к разработке

В начале 20-х годов вновь созданному флоту Рабоче-Крестьянской Красной Армии для ведения «малой войны на море» понадобилось создание «москитного флота» из сотен катеров на всех театрах. Предполагалось, что катера, взаимодействуя с крейсерами и авиацией, встретят противника у берега Советского Союза. Требовался катер, способный при мощном торпедном вооружении развить максимально возможную скорость. Дальность действия являлась малосущественной характеристикой.

Прототипами являлись, оказавшимися в руках советских моряков, трофейные английские катера CMB 40- и 55-футового типов. Их действия в Финском заливе в 1919 году, особенно потопление одиночным катером крейсера «Олег», произвели на советское военно-морское руководство глубочайшее впечатление.

Разработку проекта и строительство первого советского торпедного катера поручили . Главное требование — катер должен превысить скорость трофейных. С февраля 1925 года началось проектирование, а через полгода — строительство катера, получившего название ЦАГИ АНТ-3 «Первенец». Задача была весьма непростой: создать полноценный боевой корабль силами организации никогда не занимавшейся ничем подобным.

ЦАГИ АНТ-3 «Первенец» в севастопольской бухте

30 апреля 1927 года на Черном море начались испытания «Первенца», представлявшего собой цельнометаллический катер, оснащенный двумя авиационными моторами «Райт-Тайфун» американского производства, вооруженный одной 450-мм торпедой в желобном торпедном аппарате (запланированная 533-мм отставала от сроков завершения работ), с установленным приемопередатчиком, дневным и ночным торпедными прицелами. Рубка управления была открытой.
В процессе испытаний обнаружились явления , не позволявшие при развитии моторами полного числа оборотов развить полную скорость. Под руководством А. Н. Туполева провели работы по изменению шага винтов. Результат превзошел самые оптимистические ожидания — получили . 16 июля, в последний день испытаний, произошло кульминационное событие: гонки английского и советского катеров, показавшие полное преимущество последнего.

Моряки также оказались довольны и сделали заказ на новый катер. Новый катер должен был иметь водоизмещение не больше 10 тонн, скорость не ниже 56 узлов, с вооружением из двух 450-мм торпед. Одновременно необходимо было устранить выявленные недостатки: коррозию материала корпуса (авиационный дюралюминий подвержен коррозии при контакте с морской водой), плохое качество окраски, интенсивное брызгообразование и, как следствие, интенсивное заливание рубки. В ноябре 1927 года были начаты работы над первым катером АНТ-4, а уже в сентябре его представили на испытания. Результаты работ полностью устроили заказчика: для уменьшения брызгообразования изменили теоретические обводы корпуса, рубку сделали закрытой.

Первые модели

Катер типа Ш-4 Балтийский флот, лето 1935 года

Серийное производство поручили ленинградскому заводу им. А.Марти. В октябре 1928 года одновременно с принятием в состав морских сил Черного моря головного катера, на заводе заложили первые серийные катера. Флот присвоил им обозначение «Ш-4», как оно расшифровывается — . Всего в период с 1928 по 1931 года было выпущено 59 единиц в пяти сериях. Моряков в новых катерах устраивало практически все, кроме вооружения. Для 30-х годов 450-мм торпеды были явным анахронизмом. Для «Ш-4» они были вынужденной мерой и теперь необходимо было вооружить катер 533-мм торпедами. Через год начинается постройка катера АНТ-5, прототипа Г-5.
Строительство шло медленными темпами, оборудование, поставляемое заказчиком не в срок, тормозило процесс. Проектирование велось под американские моторы «Райт-Циклон», но при этом не исключалась установка американских же «Паккардов», отечественных ГМ-13. В итоге на катер установили итальянские моторы фирмы «Изотто-Фраскини» АССО-1000. В феврале 1933 года катер построили и отправили на Черное море. От своего
прародителя новый катер отличался увеличенной за счет вставки длинной корпуса, изменениями в рубке и моторном отсеке, и главное — увеличенным калибром торпед. АНТ-5 прошел испытания и был принят флотом 1 августа 1934 года под обозначением «Г-5» (глиссирующий  — пятый).

Конструкция

Как правило, такие катера – малогабаритные судна и имеют открытый трюм. Нос оборудован специальным устройством для загрузки и выгрузки боевой техники и пехотинцев – аппарелью. Эта платформа представляет собой механизированный пандус со способностью опускаться на поверхность и подниматься обратно, закрывая трюм судна. В задней части катера находятся машинное отделение и рубка управления транспортом. Конструкция устроена таким образом, что катер, попадая на мель, может сняться с нее без помощи вспомогательной техники.

Быстроходный десантный катер проекта 11770 «Серна»

Оборонительного оружия на борту немного. Обычно это переносной ракетно-зенитный комплекс и стрелковое оружие экипажа. Часто на катерах установлены пулеметы крупного калибра для дополнительной огневой поддержки. Так, например, на катере «Дюгонь» на воздушной каверне установлена корабельная пулеметная установка МПТУ-1 с 14,5-мм пулеметом. «Скат» – катер на воздушной подушке вооружен четырьмя 30-мм гранатометами БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Десантные катера проекта 02510 оснащены одним пулеметом 12,7 миллиметра или одним 40-мм гранатометом, также на борту стоят 7,62 миллиметровых пулемета и 4 морских мины. Американские десантные катера в основном вооружены двумя 12,7-мм пулеметами М2. А катер на воздушной подушке типа LCAC оборудован навигационной системой Маркони LN-66 b и двумя пулеметами M-2HB. Среднее число экипажа составляет до 8 человек.

Слабые и сильные стороны десантных катеров

Десантные судна имеют ряд сильных и слабых сторон. К сильным можно отнести:

  • Мобильность и конструкция катеров позволяют подплывать к труднодоступным необорудованным берегам
  • Корпус лодки устроен так, что дает ему возможность сниматься с мели самостоятельно.
  • Судна на воздушной подушке может перемещаться и перевозить грузы по любой поверхности: по болоту, тундре, снегу и льду, песку и мелководью.
  • Высокая грузоподъемность позволяет вместить тяжелый транспорт, оружие, продовольствие или большое количество солдат.
  • Высокая скорость представителей кораблей на воздушной подушке дает возможность оперативно перевозить груз или личный состав и так же быстро отойти от опасных берегов.
  • Некоторые большие катера, например, «Мурена» и «Зубр» имеют мощное вооружение и оказывают огневую поддержку и расставляют морские мины.
  • Могут работать зимой и летом без потери эффективности.

Также есть и слабые стороны:

  • Основное количество катеров имеют недостаточное вооружение для отражения атак противника, поэтому им необходима дополнительная огневая поддержка других судов.
  • Катера не способны преодолевать высокие волны и преграды.

Новый десантный катер проекта «Лейтенант Римский-Корсаков»

Силовая установка

Силовая установка зависит от подтипа судна и страны производителя. Обычно на аппаратах, оснащенных подушкой, российского образца «Кальмар» установлено две газовых турбины модели АЛ-20К с двумя воздушными винтами, которые крепятся сверху катера. А на американской версии LCAC стоит четыре газотурбинных двигателя Allied-Signal TF-40B. Эта мощная двигательная система позволяет развивать скорость до 55 узлов.

Водоизмещающие суда и корабли на каверне имеют от 1 до 2 дизельных двигателей. Гребные винты находятся под водой и на них установлены раздельно-управляемые поворотные насадки. Их количество, как правило, соответствует количеству двигателей. А скорость колеблется от 8 до 11 узлов. Также существует водометный тип винтовой системы. Его сила образуется в результате выталкивания из насоса мощной водяной струи. Такая движущая установка стоит на десантном катере на воздушной каверне «Серна», с двумя дизельными двигателями М503А.

Предыстория

Минный катер «Чесма» на фоне судна-носителя «Вел. кн. Константин».

Первые достоверные сведения о минных атаках относятся к войне за независимость американских колоний 1776—1783 годов. Вооруженные минами гребные суда были применены колонистами в г против британского линейного корабля HMS Eagle|Игл, а также англичанами в начале —1805 годах в ходе Наполеоновских войн в попытке уничтожить флот вторжения. В первом случае мина конструкции американского изобретателя Бушнелла буксировалась и вручную крепилась к кораблю-цели. Во втором пускалась по течению в сторону цели с дистанции 1—2 кабельтова. За вторым случаем применения стоят изобретения другого американца — Роберта Фултона, также известного постройкой первого парохода.

Родоначальниками собственно торпедных катеров как семейства кораблей являются русские минные катера «Чесма» и «Синоп» под командованием С. О. Макарова (тогда лейтенанта) впервые удачно применившие самодвижущуюся мину Уайтхеда 14 января года в ходе Русско-турецкой войны против турецкого парохода «Интибах».

Миноноска (torpedo boat) 76YA постройки Yarrow, 1886

Первые торпедные катера (названные тогда минными катерами) имели водоизмещение 5-16 т, скорость хода 12—18 узлов, вооружение 1—2 торпеды калибра 7 дюймов (180 мм). Артиллерийское вооружение было легким (0,5—1,1 дюйма — 12,7—27,5 мм) или отсутствовало вовсе.

Опыт боевого применения в первых войнах 1878— годов выявил преимущества нового класса — большую ударную мощь при скромных затратах. Выявились и недостатки — высокую уязвимость, малый запас торпед, малую дальность хода и практически отсутствующую мореходность, а также невысокие характеристики самих торпед. Стремление преодолеть недостатки привело к разработке тактики применения миноносок: групповые атаки, ночью или в условиях ограниченной видимости, вблизи берегов или в стесненных акваториях (проливы, бухты, узкости), залповая стрельба торпедами, затем уклонение от противника на максимальной скорости.

Тем не менее общая оценка первого поколения малых носителей торпедного оружия, данная современниками, может быть выражена такими словами: «…далеко не отвечала боевым требованиям ни как судовая минная шлюпка, ни как миноноска для самостоятельного плавания».

То же стремление повело к двум расходящимся путям развития класса:

  1. Увеличение размеров и водоизмещения с целью вооружить корабли более мощными и дальноходными, и соответственно более тяжелыми торпедами, увеличить их число, усилить артиллерийское вооружение, увеличить дальность и мореходность, а позднее — применить частичное бронирование и конструктивную защиту.
  2. Ставка на скорость и маневренность, как основные боевые характеристики и как лучшую защиту от противодействия противника. При этом корабли строились небольшими, максимально облегченными, ограниченных размеров.

Первый путь увенчался рождением новых классов кораблей — эскадренных миноносцев и минных крейсеров. В России этот путь отразился в терминах минный катер, миноноска, миноносец — все они применялись к минно-торпедным боевым кораблям. В свою очередь миноносцы разделились на эсминцы и минные крейсера. На Западе все они назывались общим термином англ. Torpedo Boat.

Второй — к появлению характерных черт классических торпедных катеров, которые сохранялись вплоть до их вытеснения ракетными катерами: небольшое водоизмещение (до 300 т), небольшое число торпед (2—4) в однотрубных торпедных аппаратах калибром до 21″ (533 мм), высокая скорость (30—50 уз), динамический принцип поддержания, легкое вспомогательное вооружение (автоматическое калибром 12,7—40 мм), отсутствие конструктивной защиты.

Создание без каких либо оговорок эффективных носителей торпедного оружия второго типа стало возможным лишь после появления лёгких но мощных двигателей внутреннего сгорания, что привело к возрождению старой идеи «минного катера» в новом обличье — в виде классического торпедного катера, отличающегося от своего прототипа — парового минного катера — в первую очередь большей скоростью и мощностью вооружения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector