Эскадренные миноносцы типа «сторожевой» проекта 7у

Особенности конструкции

Все характеристики конструкции кораблей типа «Сокол» были подчинены основному требованию — созданию судна с необычайной скоростью хода. Отношение длины к ширине было свыше 10 к 1 и корпус изготавливался из очень тонкой но высокопрочной никелевой стали. На головном корабле построенным англичанами толщина обшивки была 3-4 мм, палубного настила 2-5 мм, водопроницаемых переборок 2-4 мм. «Корпус корабля производит впечатление карка­са, на который натянута мокрая паруси­на» — так оценивает современник миноносцы-рекордсмены того времени, к котом относится и «Сокол».

У отечественной копии истребителя толщину обшивки в средней час­ти увеличили до 6—7,5 мм, в оконечнос­тях— до 4,5—6 мм, палубного настила —до 4,5—7,5 мм. Все это заметно снижало «хлипкость» корпуса, но при­вело к росту водоизмещения и, соответ­ственно, понизило скорость хода.

Энергетическая установка и ходовые качества

Миноносец «Пылкий»

Главная энергетическая установка ми­ноносцев типа «Сокол» состояла из двух трехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения и четырех или восьми водотрубных котлов системы Yarrow. Машины были спроектированы фир­мой Yarrow Shipbuilders; валы и поршни изготавлива­лись из кованой стали; цилиндры (диамет­ром 457,660 и 992 мм) отливались из мел­козернистого чугуна и покрывались сверху асбестом и листовым алюминием. Трехло­пастные гребные винты диаметром 1,98 м отливались из бронзы. Отработанный пар от обеих машин поступал в общий конден­сатор (второй конденсатор появился толь­ко на кораблях типа «Твёрдый»). На испы­таниях механизмы «Сокола» превысили про­ектную мощность, показав 1950 и.л.с. при 405 об/мин вместо расчетных 1900 и.л.с. и 400 об/мин. Следует заметить, что меха­низмы головного корабля, построенные на заводе Yarrow Shipbuilders, оказались более дол­говечными и надежными, чем их отечественные копии.

Расход топлива, по данным испыта­ний «Сокола» летом 1896 года, составил 0,74 т/ч при скорости 16,27 узла (635 и.л.с., 209 об/мин), 1,87 т/ч при скорости 21,53 узла (1650 и.л.с., 286 об/мин) и 3,04 т/ч при скорости 25,89 узла (3683 и.л.с., 371 об/мин). Исходя из этих цифр, даль­ность плавания миноносца должна была составить 1200 миль 16-узловым ходом и более 2500 миль — 10-узловым.

Скорость и маневренность

Миноносец «Сильный», выбросившийся на берег под Золотой горой, 14 марта 1904 г.

Высокая скорость хода, конечно же, являлась главным козырем нового клас­са боевых кораблей — дестроеров, или истребителей. Одна­ко к выдающимся ре­зультатам, показан­ным во время офи­циальных испыта­ний, необходимо от­носиться с изрядной долей скептицизма: зачастую они пред­ставляли собой про­сто рекламный трюк, работающий на имя судостроителя. Пробеги на мерной миле, как правило, проводились в совершенно «тепличных» условиях — при полном штиле, с командой специально подготов­ленных кочегаров и использованием луч­ших сортов угля. Вооружение и запасы обычно отсутствовали. Поэтому неудиви­тельно, что в процессе службы минонос­цам никогда не удавалось повторить до­стигнутые на испытаниях рекорды, а их фактическая скорость была на три — че­тыре узла меньше декларируемой.
В этом отношении корабли типа «Сокол» не стали исключением и пониженная контрактная скорость судов отечественной постройки ожидаемо была ниже. Хотя её падение до 25 узлов у последних представителей серии никак нельзя оценить положительно.
Длинные и узкий корпус судна не позволял рассчитывать на хорошую поворотливость , но среди своих конкурентов маневренные качества головного корабля были вполне приемлемыми. Диаметр циркуляции на скорости 22,5 узла составил 2,5 кбт (около 8 длин кор­пуса), время циркуляции — 2 мин 33 с.

Экипаж и обитаемость

Экипаж головного корабля типа «Сокол», насчитывал 48 человек, из которых 43 матроса и кондуктора и 5 офицеров. На отечественных копиях штат экипажа изменился до 4 офицеров и 48 нижних чинов.

Офицерские помещения, в том числе и каюта командира, располагались сра­зу же за машинным отделением; далее в корму шли каюта кондукторов и мат­росский кубрик. Второй кубрик находил­ся в носовой части; между ним и первым котельным отделением размещался кам­буз. Условия обитаемости на минонос­цах были самыми что ни на есть спар­танскими. Впрочем, на столь небольших и плотно «упакованных» механизмами кораблях по-другому и быть не могло.

История создания

HMАS Vampire — представитель лидеров эсминцев типа V в Королевском Австралийском флоте.

Предшественники

Первыми серийными лидерами британского флота стали корабли типа Marksman . Будучи заметно крупнее современных им эсминцев, они несли четыре 102-мм орудия вместо трёх, а также имели заметно лучшую мореходность. Однако скорость лидеров не только не превосходила, но даже уступала скорости эсминцев. Семь единиц этого типа вошли в состав флота в 1916—1917 годах. Несмотря на явно неудачный опыт британцы почти сразу ввели в 1916—1917 годах состав ещё шесть очень похожих лидеров типа Parker . Будучи несколько больше предшественников, они имели улучшенную мореходность и линейно-возвышенное расположение носовых орудий.

Гораздо более удачными оказались четыре лидера типа Faulknor. Заказанные чилийским флотом, они строились на британских верфях и предназначались для выполнения задач, скорее присущих лёгким крейсерам. С началом войны британский флот принудительно выкупил эти корабли и ввёл в свой состав. Хотя скорость «фолкноров» не была выдающейся, они несли шесть 102-мм орудий, причём носовую пару заменили в конце войны на 120-мм орудия.

Неудовлетворённое характеристиками своих лидеров Адмиралтейство заказало пять единиц нового типа, с условием снижения стоимости. Получившийся проект действительно оказался заметно дешевле, мореходнее и нёс четыре 102-мм орудия. В результате, новый проект был переклассифицирован в эсминцы типов V и W и заказан в количестве 106 единиц. Лидеры этих эсминцев должны были стать крупнее и явно мощнее, тем более, что поступили сведения о строительстве в Германии эсминцев нового типа с мощной артиллерией.

Проект был признан очень удачным, и вскоре последовали дополнительные заказы на 102 эсминца (правда, 38 единиц остались недостроенными). Любопытно, что в течение двух последующих десятилетий — вплоть до начала Второй мировой войны — все британские эскадренные миноносцы стали развитием типа V и W: от серии к серии незначительно росли их водоизмещение и мощность механизмов, но по архитектуре и составу вооружения они почти в точности повторяли своих прародителей.

Предпосылки к созданию

Необходимость создания лидеры эскадренных миноносцев типа V, в первую очередь, была вызвана появлением эсминцев типа R, которые были способны развивать скорость до 36 узлов. Существовавшие лидеры флотилий не могли развивать такую скорость.

Проектирование

Лидеры эскадренных миноносцев типа V были заказаны в апреле 1916 года , а работы над проектом к этому времени велись. С самого начала они классифицировались как лидеры и пред­назначались для совместной службы с новыми эсминцами типа R. При работе над проектом перед Главным конструктором британского флота стояла задача создать корабль, который будучи меньше и дешевле существующих лидеров не уступал бы последним в вооружении, обладал лучшей мореходностью и имел главную энергетическую установку (ГЭУ), включающую в свой состав турбозубчатый агрегат (ТЗА).

От лидеров предшествующих типов лидеры типа V отличались меньшими размерами и стоимостью, но при этом не уступали им в вооружении. Причем артиллерия главного калибра — четыре 102-мм пушки — впервые была установлена попарно линейно-возвышенно: такая схема стала классической на несколько десятилетий. Кроме того, новые корабли оснастили современной силовой установкой, в которой паровые турбины вращали гребные валы через зубчатый редуктор.

Общие сведения

После капитуляции Италии (8 сентября 1943 года) Советский Союз, США и Англия договорились о разделе уцелевших кораблей итальянского ВМФ. Но, так как трофейные корабли требовали приведения их в порядок и перегон их в советские порты в условиях продолжавшихся боевых действий был трудноосуществим, союзники предложили в счет причитающейся нам доли флота Италии передать во временное пользование несколько американских и английских кораблей. По договоренности мы получали один линкор, один крейсер, восемь эсминцев и четыре подводные лодки.

Передаваемые эсминцы входили в число 50 кораблей, полученных Британией в 1940-м году по программе «Эсминцы в обмен на базы». Все они принадлежали к «гладкопалубному» типу и были построены в США сразу после окончания Первой мировой войны.  Деятельный относился к типу Clemson, а  Дерзкий,  Доблестный,  Достойный,  Дружный,  Жаркий,  Жгучий,  Жестокий,  Живучий — к типу Wickes. Эсминцы после передачи их Британии неоднократно модернизировались и состав их вооружения сильно менялся. От исходного вооружения к 1944 году оставалось только одно 102-мм орудие на полубаке и один трехтрубный торпедный аппарат на корме. Место кормовой 102-мм пушки занимала 76-мм зенитное орудие, состав малокалиберной зенитной артиллерии варьировался, но «в среднем» на кораблях были установлены по 4 20-мм «эрликона» и по 2 спаренных 12,7-мм пулемета. На всех кораблях, кроме «Дружного», был установлен реактивный бомбомет «Хеджехог».

«Дерзкий», «Деятельный», «Доблестный», «Достойный», «Жаркий», «Жгучий», «Жестокий» и «Живучий» вышли из Скапа-Флоу в СССР 16 августа 1944 года. Договоренность предусматривала передачу восьми кораблей, но в силу большого возраста и изношенности был передан и девятый в качестве «донора запасных частей», который был отправлен в Советский Союз 10 сентября 1944. Его тоже решили использовать в боевых действиях и он вступил в строй под именем «Дружный».

Общие сведения

Эскадренные миноносцы типа «Гавриил» были разработаны в рамках «Программы усиленного судостроения» 1913-1916 годов для Балтийского флота Обществом Путиловских заводов. Постройку кораблей осуществляли на своих верфях Общество Путиловских заводов и «Русско-Балтийское судостроительное и механическое акционерное общество».

Всего было заказано 14 кораблей, но построено было только 8 – пять из восьми заказанных построены на верфях Общества Путиловских заводов, три из шести заказанных построены Русско-Балтийским обществом. Шесть кораблей остались недостроенными и были разобраны на металл.

Эсминцы постройки Общества Путиловских заводов были названы в честь отличившихся в боях морских офицеров: «Капи­тан Изыльметьев», «Лейтенант Ильин», «Капитан Белли» (первоначально—«Лейтенант Белле»), «Лей­тенант Дубасов», «Капитан Керн», «Капитан Конон-Зотов», «Капитан Кингсберген» и «Капитан Кроун».

Строившиеся на Русско-Балтийском заводе эскадренные минонос­цы получили названия «Гавриил» (головной корабль серии), «Константин», «Владимир»
(с августа 1917 г. — «Свобода»), «Михаил», «Сокол» и «Лейтенант Ломбард» (с 9 июня 1914 г. — «Мечеслав»).

Следует отметить, что некоторые источники относят эсминцы постройки Общества Путиловских заводов к отдельному типу, названному по имени головного корабля «Лейтенант Ильин».

Список кораблей

Лидеры эсминцев типов J, K и N
Номер вымпела Название Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления в состав флота Дата вывода из состава флота/гибели Судьба
F00 (G00) HMS Jervis R. & W. Hawthorn Leslie and Company, Limited 26.08.1937 09.09.1938 12.05.1939 май 1946 Продан на слом в 1949 году
F01 (G01) HMS Kelly R. & W. Hawthorn Leslie and Company, Limited 26.08.1937 25.10.1938 23.08.1939 23.05.1941 Потоплен немецкой авиацией
G97 HMAS Napier The Fairfield Shipbuilding and Engineering Company, Limited 26.07.1939 22.05.1940 11.12.1940 25.10.1945 Продан на слом в 1945 году
Эскадренные миноносцы типа J
Номер вымпела Название Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления в состав флота Дата вывода из состава флота/гибели Судьба
F22 (G22) HMS Jackal John Brown & Company 24.09.1937 25.10.1938 31.03.1939 11.05.1942 Потоплен немецкой авиацией
F34 (G34) HMS Jaguar William Denny and Brothers Limited 25.11.1937 22.11.1938 12.09.1939 26.03.1942 Потоплен немецкой подлодкой U-652
F46 (G46) HMS Juno (ex-Jamaica) The Fairfield Shipbuilding and Engineering Company, Limited 15.10.1937 08.12.1938 25.08.1939 21.05.1941 Потоплен немецкой авиацией
F53 (G53) HMS Janus Swan Hunter & Wigham Richardson 29.09.1937 11.10.1938 05.08.1939 23.01.1944 Торпедирован немецкой авиацией
F61 (G61) HMS Javelin (ex-Kashmir) John Brown & Company 11.10.1937 21.12.1938 10.06.1939 11.06.1949 Продан на слом в 1949 году
F72 (G72) HMS Jersey J. Samuel White 20.09.1937 26.09.1938 28.04.1939 04.05.1941 Потоплен итальянской авиацией
F85 (G85) HMS Jupiter Yarrow Shipbuilders Limited (YSL) 28.09.1937 27.10.1938 25.06.1939 27.02.1942 Подорвался на мине и затонул
HMS Jubilant Был заказан в марте 1937, но в декабре 1937 заказ отменён
Эскадренные миноносцы типа К
Номер вымпела Название Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления в состав флота Дата вывода из состава флота/гибели Судьба
F28 (G28) HMS Kandahar William Denny and Brothers Limited 18.01.1938 21.03.1939 10.10.1939 19.12.1941 Потоплен итальянской авиацией
F12 (G12) HMS Kashmir (ex-Javelin) John I. Thornycroft & Company Limited 18.10.1937 04.04.1939 26.10.1939 23.05.1941 Потоплен немецкой авиацией
F37 (G37) HMS Kelvin The Fairfield Shipbuilding and Engineering Company, Limited 05.10.1937 19.01.1939 27.10.1939 06.04.1949 Продан на слом в 1949 году
F45 (G45) HMS Khartoum Swan Hunter & Wigham Richardson 27.10.1937 06.02.1939 06.10.1939 23.06.1940 Затонул после боя с итальянской подлодкой Torricelli
F50 (G50) HMS Kimberley John I. Thornycroft & Company Limited 17.01.1938 01.06.1939 21.02.1940 30.03.1949 Продан на слом в 1949 году
F64 (G64) HMS Kingston J. Samuel White 06.10.1937 09.01.1939 14.09.1939 11.04.1942 Потоплен немецкой авиацией
F91 (G91) HMS Kipling Yarrow Shipbuilders Limited (YSL) 26.10.1937 19.01.1939 22.12.1939 11.05.1942 Потоплен немецкой авиацией
Эскадренные миноносцы типа N
Номер вымпела Название Верфь-строитель Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступления в состав флота Дата вывода из состава флота/гибели Судьба
G84 (J-3, JT-3, D-803) HMS Noble (HNLMS Van Galen) William Denny and Brothers Limited 10.07.1939 17.04.1941 20.02.1942 октябрь 1956 20.02.1942 передан в Королевский флот Нидерландов, в октябре 1956 — выведен из состава флота и в 1957 — продан на слом
G16 HMS Nonpareil (HNLMS Tjerk Hiddes, KRI Gadjah Mada) William Denny and Brothers Limited 22.05.1940 25.06.1941 30.10.1942 23.05.1941 30.10.1942 передан в Королевский флот Нидерландов, в 01.03.1951 — продан Индонезии и в 1961 — продан на слом
G02 HMАS Nestor The Fairfield Shipbuilding and Engineering Company, Limited 26.07.1939 09.07.1940 12.02.1941 15.06.1942 12.02.1941 передан в Королевский Австралийский флот, а 15.06.1942 — потоплен итальянской авиацией
G38 HMАS Nizam John Brown & Company 27.07.1939 04.07.1940 19.12.1940 1956 19.12.1940 передан в Королевский Австралийский флот, а в 1956 — продан на слом
G49 HMАS Norman John I. Thornycroft & Company Limited 27.07.1939 30.10.1940 29.09.1941 1958 29.09.1941 передан в Королевский Австралийский флот, а в 1958 — продан на слом
G25 HMАS Nepal (ex-Norseman) John I. Thornycroft & Company Limited 09.09.1939 04.12.1941 29.05.1942 1955 29.05.1942 передан в Королевский Австралийский флот, а в 1955 — продан на слом
G65 HMS Nerissa (ORP Piorun,HMS Noble ) John Brown & Company 26.07.1939 07.05.1940 12.02.1941 1955 04.11.1940 передан во Флот Польши, в 1946 — возвращён в Королевский флот Великобритании как HMS Noble и в 1955 — продан на слом

Вооружение

Главный калибр

Матросы ведут стрельбу из 120-мм орудия 4.7″/45 QF Мk.IX.

Артиллерия главного калибра (ГК) эсминцев типа A была представлена четырьмя новейшими, для того времени, 120-мм орудиями 4.7″/45 QF Mark IX с повышенным углом возвышения и улучшенной баллистикой. Они заменили орудия того же калибра 4.7″/45 BL Mark I с поршневым затвором, использовавшиеся на HMS Amazon.

Орудие повторяло успешно зарекомендовавшее себя 120-мм орудие 4.7″/45 BL Mark I времен Первой мировой войны, но было оснащено новым полуавтоматическим затвором раздвижного типа, а пороховой заряд перемещён из шёлковые оболочек в латунные гильзы. Это позволило довести темп стрельбы до 12 выстрелов в минуту.Орудия размещались в палубных установках Mk. XIV, которые обеспечивали угол возвышения орудий до 30°. Огонь вёлся боеприпасами двух типов: и . Боекомплект каждого орудия составлял 190 снарядов.

Впоследствии 120-мм орудия 4.7″/45 QF Mark IX широко использовались в Королевском флоте вплоть до 1942 года и устанавливались на эсминцы Великобритании до типов Q и R включительно, после чего были заменены на полностью идентичные орудия 4.7″/45 QF Mark XII, но в спаренных палубных установках Mk.IX, приобретших свойства универсальных.

Лидер HMS Codrington имел на одно орудие ГК больше, оно было установлено между дымовыми трубами.

Характеристики 120-мм орудий 4.7″/45 QF Mark IX Значение
Вес 3, 011 кг
Длина орудия 5,60 м
Длина ствола 45 калибров
Принцип заряжания Раздельно-гильзовое
Вес снаряда 22,7 кг
Начальная скорость снаряда 810 м/с
Дальность стрельбы при угле возвышения в 30° 15 520 м

Система управления артиллерийских огнем мало изменилась со времён Первой мировой войны и представляла собой установленный на опору механический вычислитель Destroyer Director Sight (DDS) и оптический дальномер MQ I с базой в 2,7 метра, помещенный в его заднюю часть. DDS позволял вычислять углы упреждения для стрельбы по движущейся цели только для орудий ГК, а зенитные орудия по-прежнему наводились «на глаз».

Вспомогательная/зенитная артиллерия

40-мм орудия 2-pdr QF Mark II.

В роли собственно зенитной артиллерии на эсминцах типа A выступали два 40-мм орудия 2-pdr QF Mark II времен Первой мировой войны (так называемые «пом-пом», из-за характерного звука, издаваемого при стрельбе). Орудия разместились между дымовыми трубами, боекомплект составлял 500 снарядов на каждое орудие.

Характеристики 40-мм орудий 2-pdr QF Mark II Значение
Длина орудия 2,606 м
Длина ствола 39 калибров
Принцип заряжания унитарный снаряд, автомат заряжания
Объём каморы 0,165 дм3
Типы снарядов , ,
Масса снаряда 0,82-091 кг
Начальная скорость снаряда 585-701 м/с
Скорострельность 96-115 выстрелов/мин (на один ствол)
Максимальная дальность стрельбы 4500 м

Минно-торпедное вооружение

Основная статья: Торпеды Великобритании.

Пуск корабельной торпеды.

Бомбомёт Mark II Thornycroft, установленный на HMCS Saguenay(30 октября 1941 г.)

Минно-торпедное вооружение на эсминцах типа A было представлено двумя четырехтрубными 533-мм торпедными аппаратами QR.III. Всего эсминец нёс восемь торпед, запасные торпеды не предусматривались. Эти торпедные аппараты были установлены вместо трёхтрубных впервые, с целью повышения вероятности поражения целей при торпедной атаке. Однако, основной недостаток торпед — невысокая скорость хода, составлявшая 40 узлов (при стрельбе на короткие дистанции) и 25-30 узлов (при стрельбе на дальние) — не была разрешена, а скорости целей для торпедных атак в 1930-х годах достигали уже 35 узлов. В боевом положении торпедные аппараты загромождали палубное пространство. Поэтому лишь при переходе на более крупные миноносцы серий J, K и L четырехтрубные торпедные аппараты, были заменены на пятитрубные, которые представлялись британцам более перспективными.

Сравнительные характеристики торпед эсминцев типов А
Характеристика 533-мм торпеда Mk. V 533-мм торпеда Mk. IX
Длина торпеды, м 7,1 7,28
Скорость хода, узл 35 30-36
Дальность хода, км 5,2 9,6 — 12,4
Масса торпеды, кг 1735 1693
Масса взрывчатого вещества, кг 336 340

Модернизации и переоборудования

Модернизации времён Первой мировой войны

Первое изменение в конструкции эсминцев типа «Орфей» произошло ещё во время достройки последних эсминцев серии. Весной 1916 года было принято решение демонтировать кормовой торпедный аппарат, и установить дополнительные два 102-мм орудия. Тогда же на корабли решили установить зенитное вооружение. Первоначально это были 40-мм автоматические пушки системы Vickers — на каждом эсминце устанавливали одну такую пушку на площадке между кормовым торпедным аппаратом и 102-мм орудием. На уже введённых в строй «Победителе» и «Забияке», а также на ожидавших ходовых испытаний «Громе» и «Орфее» это сделали в марте 1916 года. На остальных эсминцах вооружение изменили в процессе достройки.

Зимой 1916—1917 годов на всех кораблях серии осуществили усиление набора и обшивки в районе среза полубака. Слабость корпуса в этом месте выявилась при спуске на воду «Грома» и «Орфея» и ходовых испытаний «Забияки».

В 1917 году вследствие низкой надёжности 40-мм автоматов их стали по мере возможности заменять на зенитные орудия других систем. На эсминцах «Победитель» и «Гром» установили 63,5-мм аэропушки Обуховского завода, а на «Забияке» и «Орфее» 76-мм орудие Лендера. Новые орудия устанавливались на юте, при этом 40-мм автоматы демонтировались вместе с площадкой, на которой они были установлены.

Восстановительные ремонты 1920-х

Эсминец «Урицкий» по состоянию на 1925 год.

В 1923—1924 годах эсминцы, получившие новые имена «Володарский» (бывший «Победитель»), «Урицкий» (бывший «Забияка»), «Энгельс» (бывший «Десна»), «Зиновьев» (бывший «Азард») и «Сталин» (бывший «Самсон»), прошли восстановительный ремонт, в ходе которого зенитное вооружение было унифицировано. На все корабли были установлено по одному 76-мм орудию Лендера, заменившего на эсминцах этого типа зенитные пушки других систем. На всех кораблях серии были установлены крытые мостики, а на кормовых мостиках — рамки радиопеленгатора.

Модернизации 1930-х

В 30-х годах все эсминцы типа «Орфей» прошли капитальный ремонт и модернизацию. Была проведена частичная замена набора корпуса и обшивки, а также перепланировка внутренних помещений. Была увеличена площадь средней надстройки, в которой разместили пост энергетики. Кормовая надстройка была демонтирована со своего места и установлена между кормовым торпедным аппаратом и вторым 102-мм орудием. Это изменение конструкции позволило увеличить углы горизонтальной наводки второго орудия.

Было усилено зенитное вооружение эсминцев путём установки одного или двух 45-мм полуавтоматов 21-К. А устаревшие к тому времени пулемёты «Максим» заменили на 12,7-мм пулемёты ДШК.

В носовом минном погребе были размещены гирокомпас и центральный артиллерийский пост (на эсминце «Урицкий» гирокомпас Сперри был установлен ещё в марте 1925 года) . Прежние дальномеры были демонтированы, а вместо них установлены дальномеры отечественного производства типа ДМ-3 с трёхметровой базой и ДМ-1,5 с полутораметровой базой. Кроме того, установили новые приборы управления торпедной стрельбой (система ГАК-1). Полностью обновлены средства связи и штурманское вооружение. Заменены турбогенераторы на более мощные типа ПСТ 24/14 мощностью 30 кВт, впоследствии заменённые на дизель-генераторы мощностью 30—5 кВт.

Модернизировано минно-торпедное вооружение. Торпедные аппараты остались прежними, но в 1938 году на вооружение эсминцев была принята новая торпеда 45-36Н. Для защиты от мин эсминцы были укомплектованы параванными тралами типа К-1. Параванны-охранители были размещены на тележках у среза полубака. Также в 30-х годах на вооружение были приняты новые образцы глубинных бомб (большие типа Б-1 массой 165 кг и малые типа М-1 массой 41 кг). Всего эсминцы принимали по 20-30 бомб обоих типов. Кроме того, на эсминцы устанавливались различные системы для постановки дымовых завес.

Эсминец «Урицкий» по состоянию на 1942 год (вверху) и на конец 1940-х (внизу).

Модернизации во время Великой Отечественной войны

Зимой 1941-1942 годов на «Урицком» вновь усилили зенитное вооружение установкой двух 37-мм зенитных автоматов 70-К, а зимой 1942-1943 годов смонтирована гидроаккустическая станция британского производства типа «Дракон-128с».

Эсминец «Сталин» прошёл модернизацию в 1943 году. Как и на «Урицком» на нём усилили зенитное вооружение, в состав которого теперь входили две 45-мм полуавтоматические пушки 21-К, два 37-мм автомата 70-К, три 12,7-мм пулемёта ДШК и счетверённая 7,62-мм зенитная установка М-4. Было усилено и противолодочное вооружение установкой двух бомбомётов.

Постройка и испытания

29 декабря 1912 года Морское ведомство заключило контракт с Обществом Путиловских заводов и «Русским обществом для изготовления снарядов и военных припасов» на строительство серии из 14 эсминцев. Общество Путиловских заводов должно было построить 8 кораблей, Русско-Балтийское судостроительное общество 6 кораблей.

На момент заключения контракта как Путиловский, так и Русско-Балтийский, как и большинство других российских заводов, получивших заказы на строительство кораблей по Малой и Усиленной судостроительным программам, всё ещё вели работы по строительству производственных площадей. Это обстоятельство позволило заложить первые эсминцы лишь во второй половине 1913 года: на Путиловской верфи первые два корабля заложили 18 июня, ещё два 15 июля, а 24 ноября состоялась закладка четырех эсминцев на верфи Русско-Балитйского завода в Ревеле.

Располагая на новой верфи только четырьмя стапелями для строительства эсминцев, правление Общества Путиловских заводов распоряди­лось начать 21 ноября сборку двух корпусов на старых стапе­лях. По­следние два эсминца заложили после спуска на воду «Капитана Изыль­метьева» и «Лейтенанта Ильи­на» на освободившихся стапелях. Оставшиеся два эсминца, заказанные Русско-Балтийскому заводу были заложены в 1915 году после спуска на воду «Гавриила» и «Константина».

С началом Первой мировой войны резко снизились темпы строительства кораблей – за­казанные в Германии машины и механизмы не поступали, рус­ские контрагенты, перегруженные срочны­ми военными заказами, срывали поставку поковок, литья, листового металла, различ­ного оборудования. Для ускорения строительства кораблей первой очереди было принято решение использовать оборудование и материалы, предназначавшиеся для эсминцев более поздних сроков, были размещены дополнительные заказы как на российских, так и на английских предприятиях, а на Русско-Балтийском заводе для сокращения сроков строительства головного корабля потребовалось вмешательство морского министра И.К. Григоровича.

В мае 1915 года Ставка верховного главнокомандующего потребовала от морского министерства значительно увеличить «содействие в отношении боевого снабжения армии», в связи с чем ГУК и МГШ приняли совместное решение «самым интенсивным образом» вести постройку всех подводных лодок и эсминцев, частично приостано­вив постройку ряда крупных кораблей, при этом было улучшено снабжение заводов материалами. Тем не менее комиссия, обследовавшая Путиловскую верфь и Русско-Балтийский завод, пришла к выводу, что флот в текущем году не получит от них ни одного эсминца.

Постройка эскадренных миноносцев типа «Гавриил»

Название Завод строитель Зачислен в списки Заложен Спущен на воду Вступил в строй
«Капитан Белли» Общество Путиловских заводов 28.09.1913 15.08.1913 10.10.1915 3.08.1928
«Капитан Изыльметьев» Общество Путиловских заводов 28.09.1913 18.06.1913 21.10.1914 10.07.1916
«Капитан Керн» Общество Путиловских заводов 28.09.1913 21.11.1913 14.08.1915 15.10.1927
«Капитан Кингсберген» Общество Путиловских заводов 28.09.1913 23.10.1914 14.08.1915 12.12.1917
«Капитан Конон-Зотов» Общество Путиловских заводов 28.09.1913 21.11.1913 10.10.1915 не достроен
«Капитан Кроун Общество Путиловских заводов 28.09.1913 15.11.1913 23.07.1916 не достроен
«Лейтенант Ильин» Общество Путиловских заводов 28.09.1913 18.06.1913 15.11.1914 30.11.1916
«Лейтенант Дубасов» Общество Путиловских заводов 28.09.1913 15.07.1913 27.08.1916 не достроен
«Гавриил» Русско-балтийский завод 28.09.1913 15.11.1913 23.12.1914 25.11.1915 (9.12.1916)
«Константин» Русско-балтийский завод 28.09.1913 15.11.1913 30.05.1915 22.04.1917 (06.05.1917)
«Владимир» Русско-балтийский завод 28.09.1913 15.11.1913 5.08.1915 09.10.1917
«Михаил» Русско-балтийский завод 28.09.1913 15.11.1913 18.05.1916 не достроен
«Сокол» Русско-балтийский завод 28.09.1913 7.01.1915 4.06.1917 не достроен
«Лейтенант Ломбард» Русско-балтийский завод 28.09.1913 14.08.1915 3.09.1917 не достроен

В октябре 1917 года, в связи с угрозой захвата Ревеля германскими войсками, было решено эвакуировать недостроенные эсминцы «Михаил», «Сокол» и «Мечеслав» (до 14 июня 1915 года – «Лейтенант Ломбард») в Петроград. «Сокол» и «Мечеслав» планировалось достроить на Невском заводе, но в начале 1920-хх их, как и «Михаила», в ходе эвакуации севшего на камни и получившего значительные повреждения, разобрали на металл, использовав годное оборудование для ремонта и достройки других кораблей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector