Ракетные крейсера типа «слава» проекта 1164 «атлант»
Содержание:
Модификации.
Начиная с третьего корпуса («Червона Украина») вместо РЛС «Фрегат-М» была установлена новая станция МР-750 «Фрегат-МА» с фазированной антенной решёткой, а также модернизированные средства РЭБ. После модернизаций в конце 1990-х гг. все три действующих крейсера пр.1164 были перевооружены крылатыми ракетами П-1000 «Вулкан» с дальностью до 1000 км, а также модернизированными ЗРК самообороны «Оса-МА2».
Четвёртый корпус (так и недостроенный «Адмирал флота Лобов») внешне отличался формой дымовой трубы, которая была сделана целой, а не разделённой пополам на две секции, как на предыдущих корпусах. Грузовой кран при этом был премещён к правому борту.
В новом проекте 11641, который предполагалось строить начиная с пятого корпуса, было решено отказаться от сложного теплоутилизационного контура. Длина крейсера увеличивалась на 6 м (192 м), полное водоизмещение возросло до 11530 т (стандартное – 9500 т), но измения были незначительные – прежде всего замена старых систем оружия на более новые или модернизированные: ПКРК «Базальт» заменялся на П-1000 «Вулкан», ЗРК «Оса-М» – на «Оса-МА», РЛК «Флаг» – на «Флаг-М», система «Корвет» – на «Коралл-БН-2», НРЛС «Вайгач» – на «Вайгач-У». Устанавливалась система РЭБ «Кантата» и дополнительные пусковые установки ПК-10 для выстреливаемых помех, из ГАС была изъята ненужная для корабля такого класса буксируемая антенна. Главным отличием в ГЭУ было отсутсвие ТУКа, который оказался технически сложным и непрактичным в эксплуатации, а мощность форсажных турбин доведена до 27500 л.с. На крейсере предполагалось также базирование нового вертолёта целеуказания Ка-252РЦ.
В итоге крейсер пр.11641 (получил символическое название «Россия») должен был быть заложен в конце 1980-х гг. Для него даже были изготовлены первые секции корпуса, но к тому времени по стране вовсю шагала «перестройка», началась «борьба с ракетными крейсерами», и вскоре корабль был снят со строительства вместе с шестым однотипным корпусом.
Программа строительства. Крейсеры пр.1164 строились на заводе им. 61 коммунара (ССЗ №445) в г. Николаеве с 1976 года. Головной корабль, получивший название «Слава», был заложен в 1976 году, спущен на воду в 1979 году и вошёл в состав ВМФ в 1982 г. Второй и третий корпуса вошли в строй соответственно в 1986 и 1989 годах. Четвёртый корпус – «Адмирал флота Лобов» – после распада СССР был передан в собственность Украины и при 75-процентной технической готовности снят со строительства. Ему было присвоено имя «Галитчина», затем «Украина». Планировавшиеся к постройке пятый и шестой корпуса пр.11641 не закладывались, хотя для них были изготовлены первые секции.
Статус на 2012 год. После ввода в строй ВМФ корабли пр.1164 были распределены следующим образом: «Слава» (ныне «Москва») – в КЧФ, «Червона Украина» (впоследствии «Варяг») – в КТОФ и «Маршал Устинов» – в КСФ, т.е. по одному кораблю на каждый флот.
Конструкция
Конструкция корпуса и надстройки
По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трёхостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот-мачтами. Для лучшей мореходности и остойчивости шпангоуты имеют сильный развал, а форштевень сильно наклонен. В первом отсеке по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке ниже ватерлинии находится выгородка ГАС «Платина», выше неё — цепной ящик, кладовые и шпилевое отделение. Третий отсек занимает подбашенное отделение и погреба АК-130, вентиляторные помещения и боевые посты корабля. Четвёртый отсек отведён под кубрики и каюты личного состава, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилых помещений, расположен погреб боезапаса для РБУ-6000 «Смерч-2». В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС, которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В шестом отсеке расположены вспомогательные механизмы. Также в шестом отсеке находятся приводы носовой пары успокоителей качки. В седьмом отсеке располагается носовое машинное отделение (НМО) с маршевыми турбинами М-21, редукторами, теплоутилизационным контуром и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме. Восьмой отсек — вспомогательные механизмы и вторая пара успокоителей качки. Затем кормовое машинное отделение (КМО) с форсажными турбинами М-8КФ. Десятый отсек — вспомогательные механизмы, в двенадцатом — подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми установками вертикального пуска револьверного типа, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2, грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300—310 шпангоутов находятся погреба и пусковые установки зенитных ракет «Оса-М». Кормовой отсек, в основном, служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его опускания и подъёма, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля под топливными цистернами имеется двойное дно во избежание разлива ГСМ при аварийных ситуациях. Основные погреба боезапаса разнесены по кораблю, разделены непроницаемыми переборками и снабжены системами орошения и пожаротушения. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трёх смежных отсеков, кроме машинных отделений.
В конструкции лёгких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы типа АМГ. Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени от пуска ракет стальные, верхние конструкции изготовлены из алюминиевых сплавов. На нижних ярусах находится флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают-компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для исключения повреждений надстройки из-за напряжений изгиба. Дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. За дымовыми трубами установлен кран грузоподъёмностью 8,5 тонн, который в походном положении опускается между дымоходами и закрепляется.
В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолётный ангар, который венчает антенна 3Р41 «Волна», служащая для сопровождения и подсветки цели корабельного зенитного ракетного комплекса «Форт», далее в корме вертолётная площадка с системами обеспечения взлёта и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разъездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402.
Оценка проекта
Сравнительные ТТХ крейсеров с управляемым ракетным оружием постройки середины 1960-х — 1970-х годов | |||||||
Характеристики | «Белкнап» | «Тракстан» | «Калифорния» | «Вирджиния» | «Витторио Венето» | «Каунти» | «Бристоль» |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Число кораблей в серии | 9 | 1 | 2 | 4 | 1 | 8 | 1 |
Водоизмещение, стандартное/полное, т | 6570/7 890 или 7930 | 8200/8 927 или 9200 | — /10 150 | — /11 000 | 7500 или 8000/8 850 | 5200/6200 или 6 800 | 5650/6750 или 7700 |
Главные размерения, м (наибольшие) | 166,7×16,7×8,7 | 171,9×17,7×9,4 | 181,7×18,6×6,3 | 178,3×19,2×6,4 | 179,6×19,4×5,2 | 158,7×16,5×6,1 | 154,5×16,8×6,9 |
Энергетическая установка | Паротурбинная,85 000 л. с. | Ядерная,60 000 л. с. | Ядерная,60 000 л. с. | Ядерная,60 000 л. с. | Паротурбинная,73 000 л. с. | Паро/газотурбинная, 30 000 +30 000 л. с. | Паро/газотурбинная, 30 000 +44 000 л. с. |
Максимальная скорость, узлов | 34 | 30 | 30 | 30 | 32 | 30 | 30-32 |
Дальность плавания (в морских милях) на скорости, узлов | 8000/20 | 400 000/20 | Практически не ограничена | Практически не ограничена | 6000/20 | 3500/28 | 5000/18 |
Ракетное вооружение, количество пусковых установок × количество направляющих (число ракет) | ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) | ЗРК Terrier/ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) | ЗРК Tartar — 1×2 (40 Standart MR), ПЛРК ASROC — 1х8 (24) | ЗРК Tartar/ПЛРК ASROC — 2×2 (66 Standart MR и ASROC) | ЗРК Terrier/ ПЛРК ASROC — 1×2 (40/20) | ЗРК Sea slug — 1×2 (30), ЗРК Seacat — 2х4 (32) | ЗРК Sea Dart — 1×2 (40), ПЛРК Ikara — 1х1 (32) |
Артиллерийское вооружение | 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 | 1х1 — 127-мм/54, 2х1 — 76-мм/50 | 2х1 — 127-мм/54 | 2х1 — 127-мм/54 | 8х1 — 76-мм/62 | 2х2 — 114-мм/45, 2 х1 — 20-мм | 1х1 — 114-мм/55 |
Торпедное вооружение | 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА | 2х2 — 533-мм ТА, 2х3 — 324-мм ТА | 2х3 — 324-мм ТА | 2х3 — 324-мм ТА | 2х3 — 324-мм ТА | Нет | Нет, имеется бомбомёт Limbo |
Авиационное вооружение | Нет | Нет | Только ВПП | 1 вертолёт | 6-9 вертолётов | 1 вертолёт | Нет |
Экипаж | 388 — 395 | 479 — 490) | 533 — 550 | 519 | 550 | 440 — 471 | 407 — 433 |
Вооружение
- Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ракет ПКР П-1000) ракета массой до 6 тонн и скоростью полёта 3077 км/ч оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кт) боевой частью и способна поражать назначенные цели на дальности до 700 км. Полет ПКР к цели осуществляется по сложной траектории. Она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля. Длина ракеты 11,7 м, размах крыла 2,6 м, диаметр ракеты 0,88 м.
- Противолодочное — два пятитрубных торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед для борьбы с подводными лодками противника) калибра 533 мм, длина торпеды 7 м, масса 2 т, заряд взрывчатого вещества 400 кг дальность до 22 км, скорость до 55 узлов (100 км/ч). Торпедные аппараты совместимы с противолодочным комплексом «Водопад-НК» и универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК».
- Две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 (боекомплект из 96 реактивных глубинных бомб, вес бомбы 110 кг, вес боевой части 25 кг, длина 1,8 м, калибр 212 мм) реактивные глубинные бомбы предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед и подводных лодок, путём ведения одиночной или залповой стрельбы, дальность стрельбы 6 км, глубина погружения 500 м.
- Вертолёт Ка-25РЦ корабельного базирования с ангаром и вертолётной площадкой.
- Двухорудийная корабельная артиллерийская установка — 130 мм АК-130 (боекомплект 600 снарядов) предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям на дальность до 24 км, при скорострельности 90 выстр/мин. Масса установки достигает 98 т, масса выстрела — 86,2 кг, снаряда 33,4 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с. В боекомплект АК-130 входят унитарные патроны с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемые тремя типами взрывателей.
- Шесть ЗАК — АК-630 (боекомплект 16000 патронов по 2000 патронов в ленте) предназначены для поражения воздушных целей, ПКР, малоразмерных судов, всплывающих мин и легко бронированных наземных целей. Начальная скорость снаряда диаметром 30 мм, массой 0,834 кг достигает 900 м/с, скорострельность 6000 выстр./мин дальность до 8 км.
- Две установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 40 ракет, масса ракеты 128 кг) малой дальности предназначены для самообороны корабля от ударов самолётов, вертолётов и ПКР, а также ведения стрельбы по надводным целям. Боевые возможности ЗРК позволяют уничтожать воздушные цели со скоростью до 600 м/с на дальности до 15 км и высоте до 5 км, длина ракеты 3 м, масса 128 кг.
- Восемь ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты в 8 пусковых установках револьверного типа под палубой, длина — 7,9 м, диаметр — 0,34 м, вес — 1600 кг) предназначен для защиты ордера кораблей от атак самолётов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения противника, скорость до 2000 м/с, дальность до 90 км и до 25 км по высоте. По некоторой информации на крейсере «Москва» в апреле 2015 года во время проведения доковых работ была модернизирована и ЗРК Форт до С-400.
История строительства
Строительство
Строительство кораблей проекта 1134 было развёрнуто на судостроительном заводе им. А. А. Жданова в Ленинграде с по 1969 годы. Главными строителями корабля были Д. Б. Афанасьев, Г. В. Филатов. Ответственные сдатчики — М. И. Шрамко, А. Г. Булгаков, Ю. А. Большаков, В. И. Чупрунов. Начальником группы технического сопровождения ЦКБ-53 был В. Б. Иродов.
Технология постройки кораблей проекта 1134 повторяла технологию постройки кораблей проекта 58. Корпус корабля был целиком сварным и был разбит на крупные кольцевые блоки, состоящие из секций. Сварные и газорезательные работы были упрощены и автоматизированы. В связи с возросшим водоизмещением корабля, корпус спускался на воду в меньшей степени готовности и целый ряд монтажных работ был усложнён из-за необходимости их проведения на плаву. Увеличение толщины листов обшивки и размеров профилей ряда конструкций привело к уменьшению размеров секций и увеличивало стоимость и продолжительность сборки. Расчётная стоимость головного корабля составила около 32 млн рублей, третьего — около 26 млн рублей.
Всего планировалось построить десять больших противолодочных кораблей проекта 1134, но в итоге заказчик — флот — ограничился постройкой четырёх единиц с одновременной переработкой проекта в первый специализированный проект большого противолодочного корабля, получивший обозначение как БПК проекта 1134-А. В 1968 году главный строитель головного корабля Г. В. Филатов и ответственный сдатчик ГЭУ (сдаточный механик) И. М. Прудов были удостоены Государственной премии СССР..
История постройки и службы крейсеров проекта 1134 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Наименование | заводской номер | Зачислен в списки | Заложен | Спущен на воду | Введён в строй | Исключён |
«Адмирал Зозуля» | С-791 | 26.07.1964 | 17.10.1965 | 05.10.1967 | 08.10.1967 | 05.07.1994 |
«Владивосток» | С-792 | 24.12.1964 | 1.08.1966 | 1.08.1968 | 01.08.1969 | 01.01.1991 |
«Вице-адмирал Дрозд» | С-793 | 16.06.1965 | 26.10.1965 | 18.11.1966 | 27.12.1968 | 01.07.1990 |
«Севастополь» | С-794 | 8.06.1966 | 28.04.1967 | 25.09.1969 | 25.09.1969 | 15.12.1989 |
Испытания
Испытания головного корабля серии — «Адмирала Зозули» были начаты в Балтийском море в феврале 1967 года. За период испытаний, завершившихся уже в октябре 1968 года в Белом море корабль прошёл 15 615 морских миль за 995 ходовых часов. На испытаниях проверялись ходовые качества корабля, непотопляемость и живучесть. Производились стрельбы ЗРК «Волна-М» по парашютным мишеням, большому корабельному щиту и по имитированным целям, артиллерийские стрельбы по воздушному конусу (дистанция 2000 м) и по буксируемому морскому щиту (дистанция 3000 м). Торпедное оружие проверялось одиночной стрельбой (одной торпедой) по подводной лодке проекта 613, идущей со скоростью шесть узлов на дистанции 20 кабельтовых (3,7 км). Стрельбы из реактивно-бомбовых установок РБУ-1000 и РБУ-6000 производились полными залпами по щиту с гидроакустическим отражателем. Программа испытания корабельного вертолёта отличалась масштабностью: полёты проводились днём и ночью, взлёты и посадки осуществлялись на стопе и на ходу, на спокойной воде и при качке, с разных курсовых углов. Вертолёт отрабатывал торпедо- и бомбометание, постановку радиогидроакустических буёв, производилась проверка систем привода и связи, авиатехнического оборудования и систем обеспечения базирования вертолёта. Стрельбы противокорабельными ракетами П-35 производились в полигонах боевой подготовки на Белом море на максимальную (198,2 км) и на минимальную (29,8 км) дальности одиночными ракетами (в телеметрическом варианте) и двухракетными залпами из установок обоих бортов по мишени. Всего по результатам испытания головного корабля, были приняты на вооружение 20 головных образцов вооружения, механизмов и оборудования. Сами испытания были оценены как успешные. Схожие испытания проходили и другие корабли.
Проект 1164 «Атлант» Русско-Балтийской верфи
1164-е реальные довольно симпатичные, но увы — у меня они абсолютно другие.
На другом берегу Финского залива, в Ревеле (название Таллин так и не прижилось, хотя и оставалось официальным наименованием столицы автономной Эстонии) тем временем шел другой процесс — Русско-Балтийская верфь, крупнейшее судостроительное предприятие империи «отхватил кус» в виде проектирования крейсера II ранга для нужд флота. От нового крейсера требовалось обеспечение ПВО крупных соединений, а также возможность ведения самостоятельных действий или в составе небольших боевых групп. Водоизмещение стандартное на сей раз ограничили 12 тысячами тонн, но и этого оказалось много — одни из лучших конструкторов империи уложились и в меньшее. Вооружение состояло из 300 ячеек для ракет (преимущественно зенитных), 152-мм артустановки АК-252 и шести ЗАК «Кортик». Крейсер обладал значительными возможностями по обнаружению и поражению воздушных целей благодаря новым ракетами и РЛС 3Р100 «Зенит», но обладал возможностями и для иного применения. Какое-то время обсуждалась возможность использования ядерной ЭУ на корабле, но вместо этого было решено использовать ГТД. Значительные запасы топлива обуславливали высокую дальность плавания — 7500 миль экономического хода.
Постройка крейсеров велась исключительно силами РБВ, причем одновременно два крейсера строились на стапелях, и два — у достроечной стенки. Высокое качество работ и чрезвычайно удачный проект обусловили высокую популярность этих кораблей на флоте, а изящный и стремительный внешний вид стали причиной популярности «Атлантов» (проект получил серийный номер 1164 и шифр «Атлант») среди журналистов и иностранцев. Крейсера этого типа хоть и стоили заметно дороже эсминцев, но благодаря своим широким возможностям чрезвычайно ценятся моряками и сегодня, продолжая службу в составе всех флотов Российской империи.
Водоизмещение: стандартное 11750 тонн, полное 14200 тонн
Размерения: 184,2х20,5х6,6(8,8)м
Механизмы: 2 вала, 2 ГТА, 6ГТД, 120000 л.с. = 32 узла
Дальность: 7500 миль (18 узлов)
Вооружение: 1х2 152/70-мм АК-252, 6х2 30-мм ЗАК «Кортик», 200 ячеек УВП «Довод-Б», 100 ячеек УВП «Довод-К», 2х5 533-мм торпедных аппарата, 2 реактивных бомбомета РБУ-12000, 2 вертолета
БИУС: «Ультиматум-Б», СОИ «Орфей»
РЛС: РЛС МР-750 «Фрегат-М2», РЛС «Восход» или «Форум-М», 3 РЛС МР-212 «Вайгач», 2 РЛС 3Р100 «Зенит», 1 РЛС МР-900 «Пантера», РЛК «Минерал-2Б»
РЭБ: комплекс средств РЭБ «Кантата-М», 2 станции постановки активных помех «Гурзуф-А» и 2 «Гурзуф-Б», станции РТР «Ограда» + «Старт», 4 СППП ПК-2М, 8 СППП ПК-10
ГАК: МГ-355 «Полином»
Прочая электроника: СОНО 12КР, навигационные системы КПФ-3К и КПИ-7Ф, системы космической навигации «Шлюз» + «Парус» + «Цикада», радиопеленгатор «Румб», КРС «Тайфун-2», ПУСБ «Буря», СППВ «Привод-В»
Экипаж: 55/451 человек
Примечания
1) У меня это будут именно тяжелые ракетные крейсера — СВВП за борт, меньше водоизмещение, больше «Базальтов».
2) Без понятия, что это будет конкретно, но в общем — автоматическая 152-мм установка. У британцев была в реале, у меня будет и у русских в альтернативе, а там глядишь и американцы таки утвердят использование своих Mk.71 на крейсерах и может даже эсминцах…
3) И так могло бы быть в реальности. Но случилась ПМВ, потом революция — и в результате потенциально самый крупный судостроительный завод империи, растасканный на все 4 стороны, оказался не нужен молодой независимой Эстонии. Что-то это мне напоминает…
Справочные материалы
История изменений
- Добавлен в игру в версии 0.2.3 (альфа-версия) в качестве премиум корабля 8-го уровня.
- В обновлении 0.4.0.1 снят с продажи.
- В обновлении 0.4.0.3 (ОБТ) возвращен в игру.
- В обновлении 0.5.0.3 повышена доходность в кредитах.
- Начиная с обновления 0.5.1 может применять снаряжение неограниченное количество раз.
- В обновлении 0.5.3.2 камуфляж Тип 8 был переименован в Тип 10.
- В обновлении 0.5.6 поступил в продажу за дублоны прямо в клиенте игры (до этого было доступен только в премиум магазине).
- В обновлении 0.5.8 уточнена бронемодель корпуса.
- В обновлении 0.5.9 добавлена одна ячейка под снаряжение «Поисковая РЛС». Параметры РЛС:
- дистанция: 8,5 км.
- время работы: 25 секунд.
- перезарядка (стандартный вариант): 360 секунд.
- перезарядка (улучшенный вариант): 240 секунд.
- количество активаций: 2 — стандартный вариант, 3 — улучшенный вариант.
- В обновлении 0.6.0
скорректирован внешний вид с применением специальной технологии для улучшенной отрисовки тонких элементов.
был изменен:
- В обновлении 0.6.12
параметр «Заметность при выстреле ГК в дыму» изменен до 4,6 км.
:
- В обновлении 0.6.13
Время тушения очагов пожара теперь составляет 30 с вместо 60 с.
:
- В обновлении 0.6.15:
- Постоянному камуфляжу «Тип 10» добавлен бонус — скидка 10% к стоимости обслуживания после боя;
- Корабль выведен из продажи в клиенте игры за дублоны.
-
Обновление 0.7.4
были доработаны мелкие текстуры корабля.
:
- В обновлении 0.7.4.1
добавлен в дерево развития своей нации и доступен для покупки за дублоны.
был изменен:
- В обновлении 0.7.7
для бронебойных снарядов 127mm AP/SC Mk38 уменьшено время срабатывания взрывателя с 0,03 до 0,01.
был изменен:
- В обновлении 0.7.9
стал недоступен в клиенте игры для покупки за дублоны.
:
- В обновлении 0.7.10
унифицирована дальность снаряжения «Гидроакустический поиск» — 4 км для обнаружения кораблей, 3 км для обнаружения торпед.
:
- В обновлении 0.8.8
обновлена «кукла» корабля.
:
- В обновлении 0.9.2
время перезарядки орудий ГК уменьшено с 5,0 до 4,9 сек;
:
- В обновлении 0.9.3
время перезарядки орудий ГК уменьшено с 4,9 до 4,8 сек;
был изменен:
Историческая справка о Atlanta
USS Atlanta (CL-51) (рус. Атланта) — головной корабль в серии из восьми лёгких крейсеров ВМС США периода Второй мировой войны. Получил своё имя в честь города Атланта, штат Джорджия. Был спущен на воду 6 сентября 1941 года. Принимал участие в боях на Тихом океане: в битвах за Мидуэй, Соломоновы острова и в сражении за Гуадалканал. Погиб во время морского сражения за Гуадалканал 13 ноября 1942 года.
читать полностью…
Вступление
1144-е эпичны. Отказываться от таких — грех.
Тема крейсеров для действий в составе АУГ на самом деле достаточно спорная. Тут есть много мнений, начиная от «крейсера России не нужны» (видел и такое) и «крейсера сугубо под одну задачу» до «нужно строить одни ТАРКРы» (жаль, автора забыл) и «нам нужны многоцелевые корабли этого класса». Собственно сам я придерживаюсь последней точки зрения в своей альтернативе — пока экономика позволяет, деньги есть и есть цели для этих кораблей, то нужно строить, причем чем универсальнее — тем лучше. И даже если ради универсальности придется строить крупные корабли, а не «ракетные лидеры эсминцев» — то так тому и быть. Кроме того, с учетом серьезного развития тяжелых противокорабельных ракет в моей альтернативе, нужен еще один тип крейсеров — собственно носитель тяжелых ПКР, суровый и брутальный. Вот про эти два крейсера и пойдет речь в альтернативе — и если с 1144-м изменений получилось не особо много, то с 1164-м я «оторвался по полной».
Как и в прошлый раз, текст сведен к минимуму дабы не мучать коллег своим крайне х….м слогом в случаях, когда я текст «не хочу». Да и коплю я тут потенциал для одного дела — надеюсь, там хоть получится написать складно…
История создания
К середине шестидесятых годов обозначилось новoе направление развития флота — поиск и уничтожение атомных подводных лодок с баллистическими ракетами. Именно стремительное нарастание угрозы ракетно-ядерных ударов с морских направлений требовало скорейшего количественного и качественного увеличения мощи сил противолодочной обороны ВМФ СССР. Создание дальней зоны ПЛО стало важнейшей задачей для флота. 10 августа 1964 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным вооружением. В январе 1965 года было принято решение о строительстве кораблей по новому проекту и за его основу Северным ПКБ был взят «Беркут» с модификацией в сторону увеличения его противолодочных возможностей. Соответствующим постановлением ЦК КПСС и СМ СССР была поставлена точка в строительстве «Беркутов» и определена постройка кораблей нового проекта, получившего название пр.1134А шифр «Беркут-А». Тактико-техническое задание определяло следующее предназначение кораблей данного проекта:
- поиск, обнаружение, слежение и уничтожение АПЛ противника в удаленных районах Мирового океана;
- придание боевой устойчивости тактическим группам флота;
- обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны кораблей и судов на переходе морем.
Технический проект 1134-А разрабатывался в северном ПКБ в 1964—1965 годах. Главным конструктором был назначен В. Ф. Аникиев, заместителями главного конструктора: Ю. А. Бабич, М. С. Натус и В. Д. Рубцов. Главными наблюдающими от ВМФ по проекту 1134-А были капитан 2 ранга О. Т. Сафронов, затем — капитан 2 ранга М. А. Янчевский и с 1970 года — инженер-капитан 2 ранга М. А. Котлер.
В номере проекта, его шифре явно просматривается связь с предшественником, хотя, по своему боевому предназначению, это был уже совершенно другой корабль, с существенными изменениями не только в составе вооружения, но и конструкции. При этом следует отметить: по проекту размерения корабля изменялись незначительно (ширина оставалась прежней), что обуславливалось размерами построечных мест. Также необходимо было в максимальной степени унифицировать комплектующее оборудование нового и старого проектов. Разработка чертежей происходила с указанием детальных установочных размеров, что исключило переделки и подгонки на корабле при монтаже оборудования и корабельных систем, также учитывалось внедрение прогрессивных технологий сборки корпуса.