Ракетные катера типа hamina

Вооружение

76-мм установка ОТО Мелара

Артиллерийское вооружение

На всех катерах установлена 76-мм универсальные артустановка OTO Melara. Созданная фирмой ОТО Melara в конце 60-х годов универсальная артустановка 76/62 принята на вооружение практически всеми крупными зарубежными флотами. Установка предназначена для поражения быстроходных надводных кораблей малого водоизмещения и катеров, нанесения огневых ударов по береговым сооружениям и борьбы с воздушными целями на средних и малых высотах.

На катерах типа «Тигр» устанавливается одноорудийная установка «Бофорс» 40L70 (Bofors 40L70). Установка является модернизацией известной автоматической зенитной пушки «Бофорс» 40L60. «Бофорс» 40L70 разработана в 1948 году и имеет расширенные возможности за счет модернизации различных узлов, в том числе установки ствола длиной 70 калибров. Управление артиллерийской установкой может осуществляться как непосредственно из нее, так и дистанционно — из поста системы управления в подпалубном помещении.

Противокорабельные ракеты

Основным вооружением ракетных катеров являются противокорабельные ракеты ММ38 «Экзосет».

Пуск ракеты «Экзосет»

ТТХ Параметр
Длина, м 5,21
Масса ракеты/ВВ, кг 735/165
Двигатель РДТТ
Система управления ИНС+АРЛ ГСН
Скорость, Число М 0,93
Дальность стрельбы, км 40

При подготовке к ракетной стрельбе корабль производит маневр для того, чтобы угол послестартового разворота ракеты не превышал ±30°. Ракета набирает скорость и выходит на требуемую высоту 10-15 м, после чего включается маршевый двигатель, и начинается маршевый полет со скоростью 0.93М. Управляемый полет осуществляет инерциальная система управления. На расстоянии 12-15 км от места возможного положения цели включается ГСН, и начинается поиск. Для захвата цели водоизмещением около 250 т АРГСН необходимо около 2 с. После захвата цели обрабатывается информация о ней, корректируется траектория полета, и устанавливаются параметры для атаки цели (на испытаниях была достигнута точность определения расстояния до цели 0,5 м). Траектория самонаведения ракеты состоит из двух участков сближения. На первом участке ракета снижается на высоту до 7.5 м, а на последующем — до 2-3 м (значение определяется состоянием моря). При сильном волнении (5-6 баллов) ракета может пролететь над целью, особенно если цель (небольшой корабль) окажется между гребнями волн. В этом случае срабатывает неконтактный взрыватель, который подрывает боевую часть над палубой корабля-цели.

Противовоздушные ракеты

ЗРК ASMD на катере Оцелот

На катерах типа «Гепард» установлен корабельный зенитно-ракетный комплекс ASMD. Комплекс разработан совместными усилиями фирм США, ФРГ и Дании. При разработке конструкции ракеты RAM (RIM-116A) были использованы инфракрасная ГСН от ракеты ПЗРК «Stinger», а двигатель, боевая часть и взрыватель от авиационной ракеты «Sidewinder». ЗРК ASMD размещается на внешней палубе в варианте ЕХ-31 с 21 пусковыми контейнерами на модифицированном лафете скорострельного ЗАК «Phalanx».

ТТХ Параметр
Длина, м 2.8
Масса ракеты/ВВ, кг 70/11-13
Двигатель РДТТ
Система управления ИК ГСН
Скорость, Число М 1.5-2.0
Дальность стрельбы, км 10

Минно-торпедное вооружение

Хотя главное назначение германских ракетных катеров — действия в составе ударных групп против кораблей и судов противника, они относятся к типично многоцелевым и могут использоваться как минные заградители. На катерах предусмотрена возможность принятия на борт 8 морских мин.

Катера проекта 143 имеют торпедные аппараты. На вооружении состоят парогазовая торпеда G7A и электрическая торпеда G7E, предназначенные для поражения надводных кораблей.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

В состав радиотехнических средств современных катеров входят автоматизированные системы боевого управления, связи и разведки (АСБУ), сопряженные с радиолокационными и оптоэлектронными системами осветления надводной и воздушной обстановки, активными и пассивными средствами радиоэлектронной борьбы, системами взаимного обмена информацией, обеспечивающими в том числе получение данных целеуказания от внешних источников.

РЛС, используемые на катерах: навигационная РЛС SMA 3RM 20, РЛС управления огнем Thales WM-27 «Кастор», ОНЦ/ОВЦ «Тритон»

Радиоэлектронное вооружение: система управления огнем AGIS с возможностью обмена информацией с другими судами или система управления оружием «Вега», БИУС PALIS, станция радиотехнической разведки EADS FL-1800S система РЭБ/РЭП «Октопус»;

Также на кораблях устанавливаются пусковые установки пассивных помех Buck-Wegmann.

Развитие

Современные ракетные катера сохраняют небольшое водоизмещение (100 — 500 тонн) и высокую скорость (30 — 50 узлов). Типичное вооружение — 4 контейнера противокорабельных ракет и малокалиберная артиллерия (20 — 40 мм). Как правило, реализован динамический принцип поддержания — катера строятся глиссирующие, или на подводных крыльях, реже на воздушной подушке или экранном эффекте.

Однако есть и тенденция к росту водоизмещения, усилению вооружения и средств защиты. Встречаются образцы, пограничные с корветами, или малыми ракетными кораблями, например израильский тип «Саар 5». Другая тенденция идет от стремления сэкономить на содержании и эксплуатации — ракетное оружие частично или полностью снимается для хранения на берегу, катера переоборудуются для патрульной/охранной службы.

По этим причинам в западной классификации катера и корветы часто объединяют в общий класс: легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, FAC).

Типичные представители


Катер типа «Хец» (ивр. ‏חץ‏‎)

Израиль: катера характерны большим числом ракет.

Катера типа «Хец» (Саар 4,5) имеют:

Водоизмещение 488 т, Размеры 61,7 x 7,62 x 2,76 м, скорость 30 уз, четырехвальная дизельная ДУ, мощностью 16 376 л.с., экипаж 50 чел., вооружение 4 ракеты «Гарпун», 6 «Габриэль-III», ЗРК «Барак» (вертикальная ПУ на 32 ракеты), 1 76-мм универсальная артустановка OTO, 1 20-мм зенитную артустановку «Фаланкс», 2 20-мм зенитных автомата, 4 12,7-мм пулемета.


Катер типа 143 нем. Habicht (P-6119)

Германия Катера типа 143:

Водоизмещение 390 т, размеры 57,6 x 7,76 x 2,56 м, скорость 32 уз, четырехвальная дизельная ДУ, мощностью 16 000 л.с., экипаж 34 чел., вооружение 4 ракеты «Экзосет» MM38, 1 76-мм универсальная артустановка OTO, 1 ракетный комплекс самообороны RAM (21 ракета).


Катер типа Спика-II швед. Västervik

Швеция
Катера типа «Спика-II» (швед. Spica-II):

Водоизмещение 230 т, размеры 43,6 x 7,1 x 1,6 м, скорость 40 уз, трехвальная газотурбинная ДУ, мощностью 12 900 л.с., экипаж 27 чел., вооружение 4 ракеты RBS-15, 1 57-мм/70 универсальная артустановка, 2 533-мм (21″) однотрубных торпедных аппарата. Предусмотрено быстрое переоборудование в вариант с 8 ракетами, или с 4 ТА, или в патрульный без ракет, или в минный заградитель (30 мин).

СССР

Катера проекта 205:

Водоизмещение 205 тонн, размеры 38,6 x 7,6 x 2,6 м, скорость 35 уз, трехвальная дизельная ДУ, мощностью 8 000 л.с., экипаж 26 чел., вооружение 4 ракеты П-15, 2 30-мм спаренные ЗАУ АК-230.

Катер на воздушной подушке скегового типа «Скьольд» (P-690)

Основными тенденциями развития ракетных катеров являются:

  • Системный подход, где главным элементом остается оружие. Катер строится вокруг ракеты. Предусматриваются возможности перехода на новые образцы ракет, когда те станут доступны.
  • Широкое применение активных и пассивных средств РЭП.
  • Поиск путей повышения скорости, в том числе новых принципов поддержания. Например, советский/российский катер на подводных крыльях проекта 1240, или американский типа «Пегас», или норвежский катер на воздушной подушке «Скьольд».
  • Создание специальных серий, предназначенных на экспорт — с учётом снижения стоимости, и использования в локальных конфликтах.

История создания

Ракетные катера типа Yıldız

FPB-57FPB-57Bremen-VegesackTCG Doğan (P-340)Taşkızak корабляDoğanFPB-57TaşkızakRüzgarFPB-57TaşkızakYildizFPB-57Bremen-Vegesack ВМС Индонезии

Предпосылки к созданию

Предпосылками к созданию ракетных катеров типа Yildiz послужили планы ВМС Турецкой республики по увеличению количественного состава малых кораблей.Ракетные катера предыдущих серий (Doğan и Rüzgar) не удовлетворяли возросшие потребности державы четырёх морей.

Проектирование

Ракетные катера типа Yıldız

Ракетные катера типа Yildiz, так же как и их предшественники ракетные катера типов Doğan и Rüzgar, созданы по проекту FPB-57 (экспортной версии немецких ракетных катеров типа «Альбатрос»).Однако, уже при проектировании первой серии Doğan турецкая сторона потребовала ряд существенных изменений: установку восьми ПУ RGM-84C Harpoon, замену 40-мм зенитного орудия «Бофорс» на спаренную 35-мм артиллерийская установка Oerlikon Millennium и установку самых совершенных РЛС и радиоэлектронного вооружения.Навигационная РЛС SMA 3RM 20 была заменена на Decca TM 1226, РЛС управления огнем Thales WM-27 «Кастор» — на Thales WM-28-41, система управления огнем AGIS — на LIOD Mk2, а станция радиотехнической разведки (СРТР) EADS FL-1800S — на MEL SUSIE-1.Радиоэлектронное вооружение было усилено двумя пакетами по 6 ПУ пассивных помех Mk 32.Кроме того, на ракетные катера типа Doğan установили четырехвальную дизельную установку MTU, общей мощностью 12000 л.с., которая обеспечила им максимальную скорость в 38 узлов.При проектировании и постройки ракетных катеров типа Rüzgar акцент был сделан на ходовые качества, а вооружение и радиоэлектронное оборудование остались без изменений. В результате они отличаются главной энергетической установке (ГЭУ) — четыре дизеля по 4250 л.с. каждый, которые позволяют катерам этого типа развивать скорость в 41 узел.Ракетные катера типа Yildiz отличаются от предшественников, в первую очередь, более современной электроникой: БИУС Thales STACOS-FD Mod. 4, РЛС Kelvin-Hughes Type 100, РЛС BAE Systems AWS-6 Dolphin, РЛС Siemens Albis TMX-CW,СРТР Racal Cutlass B1 и новой моделью ПУ пассивных помех Mk 137. ГЭУ ракетных катеров типа Yildiz аналогична Doğan, но имеет большую мощность (15120 л.с.), что позволило сохранить такую же как у Doğan максимальную скорость.

Построенные корабли

Всего с 1976 по 1983 года на Средне-Невском судостроительном заводе построили 12 катеров проекта 206МР. Семь кораблей остались служить на Балтийском флоте, в последующем 1 переведён на ЧФ, а ещё 4 катера в конце 90ых переведены в состав Каспийской Военной флотилии. Пять катеров сразу же после принятия в состав флота по внутренним водным артериям были переведены на Черноморский флот, где служили вплоть до развала Советского Союза. С разделом Черноморского флота СССР 5 катеров вошли в состав Военно-Морского флота Украины, один из них «Р-15» в конце 90ых годов был продан Грузии и вошёл в состав её флота под именем «Тбилиси». Во время Принуждения Грузии к миру (август 2008 г.) ракетный катер был захвачен в порту города Поти русскими десятниками и уничтожен. Ракетный катер «Р-44» модернизированный по проекту 2066 остался служит в составе российского Черноморского флота.

Название Заводской № Заложен Вступил в строй Служба Примечание
Р-27 №241  ? 31.12.1977 БФ; КВФ Списан в 2002 г.
Р-44 №242  ? 30.09.1978 БФ; ЧФ В 1985 г. модернизирован по проекту 2066. Списан в 2008 г.
Р-50 №243  ? 30.12.1978 БФ; КВФ С августа 2008 г. «Карачаево-Черкесия»
Р-221 №244  ? 30.12.1978 БФ Списан в 1998 г.
Р-254 №245  ? 10.01.1979 БФ Списан в 1994 г.
Р-260 №246  ? 21.12.1979 ЧФ; ВМС Украины С января 1996 г. «Умань». Списан в 2004 г.
Р-262 №247 30.11.1979 12.12.1980 ЧФ; ВМС Украины С января 1996 г. «Прилуки».
Р-265 №248  ? 15.11.1980 ЧФ; ВМС Украины С января 1996 г. «Каховка». Списан в 2012 г.
Р-251 №249  ? 05.06.1981 ЧФ; ВМС Украины С января 1996 г. «Цюрупинск». Списан в 2001 г.
Р-15 №250  ? 29.10.1981 ЧФ; ВМС Украины; ВМС Грузии С января 1996 г. «Конотоп», с 1999 г. «Тбилиси». Потоплен в Поти в 2008 г.
Р-25 №251  ? 28.02.1983 БФ; КВФ С мая 2005 г. «Боровск»
Р-30 №252  ? 30.12.1983 БФ; КВФ С мая 2005 г. «Будёновск»

Распространение

Большая ударная мощь при скромной стоимости сделала ракетные катера крайне привлекательными, особенно для небольших флотов. К 2008 году их, или ракетные корветы, имели 69 стран мира, в том числе все ближневосточные. Причем 19 из этих стран имеют по 10 или менее боевых кораблей, включая катера. Точное число катеров подсчитать трудно, как из-за их частого переоборудования, так и из-за особенностей национальной классификации, oно колеблется в пределах 450—520 единиц, большинство из которых иностранной постройки, и строятся всего в нескольких странах: Израиль, Германия, Россия, Швеция, Китай, Италия, Великобритания, либо по лицензии на местах. Особое положение занимает Япония, строящая усовершенствованные версии итальянских катеров типа «Спарвьеро».

США, по внутриполитическим соображениям, ограничили свою программу ракетных катеров 6 единицами типа «Пегас», но и они с 1993 года находятся в резерве.

История

Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырёхсот теплоходов. Первое экспериментальное судно на подводных крыльях «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Свой первый рейс, в составе Волжского объединённого речного пароходства, «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов, на борту находилось тридцать пассажиров. На одном из ходовых испытаний судна на подводных крыльях «Ракета-1», организованных Р. Е. Алексеевым, присутствовал в качестве гостя конструктор космической техники С. П. Королёв. Несколько раз ходовые испытания судна на подводных крыльях «Ракета-1» выполнял прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.

В Москве «Ракета-1» появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. Судно привёл в столицу главный конструктор — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н. С. Хрущёву.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 года по 1976 год было построено 389 «Ракет», в том числе более тридцати на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись ленинградским заводом «Звезда».

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве и Московской области в качестве общественного транспорта велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали городские маршруты на Москве-реке и пригородные маршруты на канале имени Москвы от Северного речного вокзала до Чиверёво, Пирогово, Аксаково, Тишково, Чёрной речки и других пристаней. С 2007 года в Московском регионе «Ракеты» эксплуатировались только на прогулочных маршрутах. В настоящее время эксплуатация «Ракет» в качестве общественного транспорта сохранилась только на реке Лене.

«Ракеты» эксплуатировались на необычных и интересных маршрутах между городами Тарту на реке Эмайыги и Псков на реке Великая, на озере Ильмень, как регулярный маршрут Новгород — Старая Русса и обратно, между городами Кёльном и Дюссельдорфом на реке Рейне, между городами Лондоном и Грейвзендом на реке Темзе.

Несколько «Ракет» использовались в качестве водного транспорта для обслуживания правительственных делегаций, приезжающих в СССР. Одна «Ракета» находилась в распоряжении КГБ СССР.

Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 метров. Подача воды — 800 м³/час. В 2003 году был выведен из эксплуатации последний экземпляр «Ракеты-П». Судно получило серьёзные повреждения при выполнении спасательной операции. В 2011 году после проведения ремонтных работ судно было установлено на территории учебной базы МЧС в Санкт-Петербурге. Используется в качестве музейного экспоната.

«Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их упоминали в песнях и стихах. Название «Ракета» стало нарицательным, и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов пассажиры получили возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты» от всех остальных речных судов на подводных крыльях является наличие большой открытой площадки в кормовой части.

«Ракеты» обладают выдающимся внешним видом и поэтому многие из них не утилизировались после списания, а устанавливались на берегах водоёмов, в парках и т. п. и внутри переделывались под кафе, музеи и др.

История создания класса

Первой страной занявшейся проектированием и постройкой ракетных катеров (РКА) был СССР. Официально первый ракетный катер проекта 183Р «Комар» был принят на вооружение в 1960 году. Дальнейшим развитием класса стали РКА проекта 205 «Оса» и французские типа Combattante I.

Первое же боевое применение ракетных катеров показало, что новое оружие радикально изменило тактику и взгляды на его использование на море. Морской бой — воздействие по противнику и оборона от его воздействия — стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар — использование оружия без входа в зону противодействия противника. Ракетные катера представляют собой новое мощное и недорогое оружие, которое могло резко изменить соотношение сил на театре возможных боевых действий.

Первоначально ракетные катера представляли собой переоборудованные торпедные. Новые проекты ракетных катеров стали использовать системный подход, рассматривая катер и оружие как взаимосвязанные части одного целого. Возросло водоизмещение и удельный вес вспомогательных механизмов, обеспечивающих электронику. Дальнейшим развитием класса стали ракетные корветы (например, израильский «Саар 5»), а в СССР/России малые ракетные корабли (проекты 1234, 1240, 1241 и пр.).

По сравнению с боевыми кораблями других классов, ракетные катера имеют целый ряд преимуществ:
— по силе своего главного оружия эти малые корабли вполне сравнимы с эсминцами и даже крейсерами недавнего прошлого;
— они обладают более высокой мобильностью, чем крупные корабли и способны действовать в недоступных для тех районах, например в мелких водах;
— действуя совместно, обеспечивают быструю концентрацию или рассредоточение сил в зависимости от тактической обстановки;
— могут в течение суток изменять свое назначение за счет модульных систем вооружения;
— имеют относительно невысокую стоимость и короткие сроки постройки;
— не требуют развитой инфрастуктуры для базирования и обслуживания.

К сегодняшнему дню достаточно четко определились подклассы ракетных катеров. Большие РКА имеют водоизмещение от 500 до почти 1500 т и чаще классифицируются как малые ракетные корабли (МРК) или малые корветы. Как правило, кроме мощного ударного ракетного оружия они несут вполне удовлетворительные средства самообороны, то есть в известной степени это универсальные платформы.

Современные ракетные катера сохраняют небольшое водоизмещение (100—500 т) и высокую скорость (30-50 уз). Типичное вооружение — 4 контейнера противокорабельных ракет (ПКР) и малокалиберная артиллерия (20-40 мм). Их потенциал отражения атак с воздуха заметно скромнее.

Малые ракетные катера водоизмещением 50-100 т вооружаются двумя, реже четырьмя ПКР и фактически ничем не могут себя защитить.

Статья:

Создание малого ракетно-артиллерийского корабля пр.1241 было обусловлено появлением в начале 70-х годов ХХ века на вооружении боевых катеров стран НАТО артиллерии среднего калибра (порядка 76 мм), ПКР малого и среднего радиуса действия (например «Exocet», «OTO-Melara», а затем и«Harpoon»), что значительно усложнило условия боевого использования кораблей пр.205 различных модификаций. Для обеспечения нанесения ударов по противнику с дистанций, превышающих дальность действия его радиотехнических средств, и было решено разработать ракетно-артиллерийский корабль нового поколения, вооруженный ПКРК «Москит», ракеты которого должны были иметь скорость и дальность полета около 2М и порядка 100 км соответственно. Корабли проекта 1241 предназначались для уничтожения боевых кораблей, транспортов и десантных средств противника, усиления ПВО групп кораблей, транспортов, ракетных и торпедных катеров от низколетящих средств воздушного нападения, прикрытия этих групп от атак легких сил противника. В соответствии с этими требованиями ЦМКБ «Алмаз» в 1971 г. представило два аванпроекта РКА с 4 ПУ ПКРК «Москит» с полным водоизмещением не более 500 т

При разработке обоих вариантов проекта особое внимание обращалось на использование многофункционального малогабаритного РЛК, способного обеспечить боевое использование всех систем оружия корабля (в частности, ПКР «Москит» — на ее максимальную дальность). Первый из предложенных РЛК – «Гравий-М» — уже прошел первые испытания, но не имел режимов УСБД и каналов приема целеуказания от системы «Успех-У»

Поэтому выбор остановили на разрабатываемом РЛК «Монолит». Впоследствии, для обеспечения требуемых параметров остойчивости, пришлось удалить с корабля ЗРК «Оса-М», что заставило переклассифицировать его в катер с отказом от решения задач зональной ПВО.

Ракетный катер пр.1241.8 (шифр «Молния») спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е.И. Юхнина. Данный корабль — это третья эволюционная ступень ракетных катеров данного типа. В отличие от более ранних модификаций катеров семейства 1241 катера проекта 1241.8 несут ПКРК «Москит» и оснащены дизель-газотурбинной главной энергетической установкой, как это изначально и предусматривалось по проекту.

Корпус катера гладкопалубный, стальной с небольшой седловатостью и комбинированными обводами. Он разделен водонепроницаемыми переборками на девять отсеков. Надстройки (за исключением газоотбойников) выполнены из легких сплавов. Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках. Двухвальная установка обеспечивает при развитии полного хода совместную работу на гребной вал как форсажных, так и маршевых двигателей. Кроме того, предусмотрена возможность работы любого из маршевых двигателей на оба валопровода. Подобная схема позволяет обеспечивать приемлемую дальность плавания при сравнительно небольших размерах корабля.

Для стрельбы по воздушным, морским и береговым целям в носовой части катера установлена одна автоматическая артиллерийская установка АК-176М калибром 76,2 мм. Скорострельность пушки 120-130 выстрелов/минуту. Максимальная дальность стрельбы 15,7 км. Способы управления стрельбой: автоматический, полуавтоматический и ручной.

Для поражения воздушных и малоразмерных морских целей на надстройке в кормовой части катера расположены две автоматические скорострельные артиллерийские установки АК-630М калибром 30 мм. Скорострельность пушек 4000-5000 выстрелов/минуту. Максимальная дальность стрельбы до 8 км. Вместо АК-630М катер может быть вооружен двумя ЗРАК «Палаш». Для стрельбы по воздушным целям в кормовой части катера установлен пост для переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) «Игла».

Без преувеличения катера пр.1241.8 «Молния» — лучшие в мире, особенно по ударной силе. Зарубежные собратья этих катеров вооружены куда более слабыми ракетами «Гарпун» и «Экзосет». Мощное вооружение катеров типа «Молния» позволяет им практически на равных бороться с более крупными кораблями противника – эсминцами и фрегатами.

Примечания[ | код]

  1. Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник. — СПб.: Галея Принт, 2004. — Т. 2. Ударные корабли. Часть 2. Малые ракетные корабли и катера. — С. 51. — 500 экз. — ISBN 5-8172-0087-2.
  2. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 16.
  3. Асанин, Владимир. Бегущая по волнам // Техника и вооружение : журнал. — М.: РОО «Техинформ», 2004. — № 5. — С. 11.
  4. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 17.
  5. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 190.
  6. Кузин В. П., Никольский В. И. Военно-Морской флот СССР 1945-1991. — СПб.: Историческое Морское Общество, 1996. — С. 192.
  7. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52.
  8. ↑  (недоступная ссылка). Дата обращения 27 июня 2011.
  9. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 35.
  10. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 60.
  11. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 58.
  12. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 52, 54, 60—61.
  13. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 55.
  14. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 61.
  15. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 59.
  16. Костриченко В. В., Кузьмичёв В. Е. Пистолет у виска империализма… — С. 21.
  17. Асанин, Владимир. Ракеты отечественного флота. Часть 3. Ракетные катера вступают в бой // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра : журнал. — 2007. — № 9. — С. 31.
  18. Асанин, Владимир. Ракетные катера вступают в бой…. — С. 17, 35—36.
  19. Апальков Ю. В. Малые ракетные корабли и катера… — С. 56—64.
  20. . vpk.name. Дата обращения 27 июня 2016.
  21. . vpk.name. Дата обращения 4 августа 2016.
  22. (20 июля 2014).

Особенности дна

По отзывам, лодки ПВХ «Ракета» с НДНД отличаются продуманной конструкцией. Они обладают надувным дном низкого давления. Оно отличается уникальной конструкцией. Именно этот элемент наделяет плавательное средство рядом особых качеств. Дно отличается высокими показателями надежности. Его перегородки прошиты особой нитью, которую изготавливают в Германии. Такой же материал используется при производстве строп парашюта. Представленную нить применяют при создании сверхнадежных швов при изготовлении космических скафандров.

Такая особенность обеспечивает высокое качество и надежность, прочность плавсредства. Лодка приобретает не только высокие эксплуатационные качества, но и долговечность даже при самых неблагоприятных условиях и высоких механических нагрузках. При этом люди, находящиеся здесь, чувствуют себя гораздо комфортнее, чем на обычных пайолах. Даже при езде по мелкой волне ход будет плавным, с минимальным количеством вибраций.

Особая конструкция дна позволяет стоять или сидеть в лодке. При желании на дне можно спать, что значительно увеличивает функциональность лодки. Можно установить над ней тент и устроить внутри ночлег.

Рассматривая отзывы о лодках ПВХ «Ракета», можно отметить их быструю сборку и легкий вес, что также стало возможным благодаря особой конструкции дна. Это обеспечивает высокие мореходные качества.

Лодки с надувным дном безопаснее, так как при ударе о волны такая конструкция придает плавательному средству необходимые динамические качества. Они обладают способностью пружинить. В то же время пайольные разновидности отбиваются о волну. Лодки с надувным дном без проблем продвигаются дальше. Так как в конструкции присутствует дополнительный объем воздуха, плавучесть ее увеличивается.

Вооружение

В классе Hamina используются новейшие технологии наблюдения и вооружения, интегрированные в интеллектуальную систему командования. Судно класса «Хамина» может контролировать воздушное пространство на расстоянии около 200 километров (120 миль), а его зенитная ракетная система «Umkhonto» может одновременно атаковать до восьми самолетов на расстоянии до 12 километров (7,4 миль), в то время как на борту судна Корабельные ракеты имеют дальность, превышающую 200 километров (130 миль).

Основное оружие класса Hamina — четыре противокорабельные ракеты RBS-15 Mk.3. Суда также оснащены 57-мм пушкой Bofors для нанесения ударов по надводным и воздушным целям, а также надводными ракетами Umkhonto-IR, системой приманки MASS и двумя 12,7-мм тяжелыми пулеметами. Также возможно использовать корабли для минирования.

Программное обеспечение централизованной системы боевого управления спроектировано как COTS-продукт (рус. готовый коммерческий без доработок) и построено на базе Linux, работающего на резервных серверах в стойке x86, что упрощает обслуживание и будущие обновления и оптимизации.

Противокорабельное вооружение

RBS-15

В состав вооружения катеров проекта Hamina входит четыре крылатых противокорабельных ракеты RBS-15 Mk3 разработанные фирмой Saab Bofors Dynamics.
Характеристики

  • Длина ракеты — 4,35 м
  • Диаметр корпуса ракеты- 0,5 м
  • Стартовая масса – 800 кг
  • Дальность действия — 200 км
  • Система наведения — ИНС+GPS+АРЛГСН
  • Тип двигателя — ТРД
  • Скорость полёта — 0,8 М
  • Тип боевой части — осколочно фугасная с готовыми поражающими элементами
  • Масса боеголовки — 200 кг.

Зенитно ракетное вооружение

ЗР — Umkhonto

В средней части надстройки катеров расположены зенитно-ракетные комплексы Умхонто ((зулу.) Umkhonto — копьё) с установкой вертикального пуска ракет. Комплекс способен отражать атаку сразу нескольких воздушных целей, таких как самолётов, вертолётов или крылатых ракет.
Модификации ракет отличаются по системам самонаведения: с инфракрасным обозначаются Umkhonto-IR, и радиолокационным — Umkhonto-R.
Характеристики

  • Скорость ракеты Умхонто — 2 М
  • Дальность стрельбы 12 км
  • Потолок — 10 км.

Артиллерийское вооружение

Bofors SAK 57

Bofors SAK 57

Артиллерия представлена одной универсальной корабельной артиллерийская установкой (АУ) Bofors SAK 57 калибра 57 мм, расположенной в носовой части верхней палубы. АУ имеет электронное управление и предназначена для поражения как водных, так и воздушных целей.
Характеристики

  • Скорострельность установки — 220 выстрелов/ мин
  • Эффективная дальность стрельбы — 8,5 км
  • Максимальная дальность стрельбы — 17 км
  • скорость снаряда — 1035 м/с
  • Масса АУ — 14 т

Радиотехническое вооружение

В состав ракетных катеров Hamina входит трехкоординатная РЛО обнаружения воздушных и надводных целей TRS-3D/I6-ES (максимальная дальность обнаружения воздушных целей 90 км), а также система управления огневых средств «Ceros 200». РЛС CEROS-200 является частью системы управления огнем, задача которой состоит в обнаружении, сопровождении и поражении угроз для корабля. В состав CEROS-200 входит радиолокационный и оптико-электронный компонент, что обеспечивает высокую точность обнаружения в любых метеорологических условиях. Система отличается высокими возможностями по распознаванию реальных и ложных угроз. Для операторов преимущества CEROS 200 заключаются в производительности мирового класса с точки зрения автоматического обнаружения и блокировки цели, высокой скорости захвата и высокой точности отслеживания в сочетании с возможностью ведения любой цели в любой погодной ситуации.
Катера класса Hamina оборудованы также подкильной и спускаемой гидроакустическими станциями.
Обработка данных, поступающих от указанных радиотехнических средств или внешних источников, и выдача целеуказания системам оружия осуществляются с помощью автоматической системы боевого управления ANCS-2000.

Средства радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы

Катера данного класса оснащены системой MASS (Multi Ammunition Softkill System) — это военно-морская система самообороны производства немецкого Rheinmetall. Он подключен к датчикам корабля и защищает корабли от атак с помощью современных ракет с сенсорным управлением, запускающих приманки, которые работают на всех соответствующих длинах волн электромагнитного спектра: ультрафиолетового, электрооптического, лазерного, инфракрасного и радарного. MASS может быть подключен к модулю командования и управления военно-морского судна или работать автономно.
Также суда оснащены системой приема радиолокационных сигналов Matilda, а также системой постановки дымовой завесы Lacroix ATOS.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector