Малые десантные корабли на воздушной подушке типа «зубp»
Содержание:
«Спрос будет возрастать»
Опрошенные RT эксперты полагают, что техника, представленная на военно-морском салоне в Петербурге, соответствует всем современным требованиям и обладает значительным экспортным потенциалом. Капитан 1-го ранга запаса, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков отмечает, что продукция ОСК может пользоваться спросом в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Южной Америки.
Заведующий кафедрой политологии и социологии, военный эксперт Андрей Кошкин в беседе с RT заявил, что отечественная морская техника способна удовлетворить запросы даже самого взыскательного заказчика. На мировом рынке российские корабли могут покупать страны, не испытывающие серьёзного давления со стороны США. Число таких государств, по его мнению, растёт.
«Сегодня российская военно-морская продукция соответствует уровню мирового рынка вооружения. Она относительно недорогая и при этом обладает высокими тактико-техническими характеристиками. Спрос на неё будет возрастать из-за ухудшения геополитической обстановки. Убеждён, что в сложившейся ситуации российская судостроительная отрасль развивается в верном направлении», — резюмировал Кошкин.
Предпосылки к созданию
Идеология универсальных десантных кораблей, способных нести самолеты, вертолеты и десантные корабли сформировалась в годы вьетнамской войны, когда ВМС США столкнулись с проблемой координации действий десантных кораблей. Теперь все они осуществляют различные функции. Например, транспорты-доки несут высадочные средства, танко-десантные корабли выполняют перевозку наземной техники, морскую пехоту перевозят на транспортах, а ее доставкой на берег занимаются вертолеты, базирующиеся на десантных вертолетоносцах.
Для более эффективного проведения амфибийных операций было принято решение создать проект универсального десантного корабля, способного самостоятельно осуществлять все задачи по захвату побережья противника. Сначала вошли в строй специализированные десантные вертолетоносцы класса «Иводзима», построенные в 1959-1970 годах. Затем на морской театр вышли настоящие универсальные десантные корабли класса «Тарава» и их модификация «Уосп» водоизмещением около 34000 тонн.
В период с 1997 по 2001 год американскими военными специалистами активно велись поиски альтернатив замене пяти УДК типа «Тарава», которые в то время планировалось вывести из состава амфибийных сил (с 2011 по 2015-й) по истечении срока службы (35 лет). В ходе программы замены УДК (LHA-R — Landing ship Helicopter Assault — Replacement) рассматривалось три основных варианта решения данной проблемы: продление срока службы УДК типа «Тарава» за счет глубокой модернизации; строительство кораблей по улучшенному проекту (на базе УДК типа «Уосп») и создание УДК нового поколения по принципиально новому проекту.
В результате проведенных в августе 1999 года управлением НИОКР ВМС (ONR — Office of Naval Research) изысканий было рекомендовано не продлевать срок службы состоящих на вооружении УДК типа «Тарава». С учетом этого в 2002 году было принято решение о строительстве модернизированного варианта УДК типа «Уосп» — LHD-8, который намечалось ввести в строй с 2005 по 2006 год, а также о разработке и строительстве четырех перспективных кораблей типа LHA-X.
Однако из-за множества проблем, связанных в том числе с некачественной сваркой корпуса и последствиями урагана Катрина, строительство восьмого УДК типа «Уосп», названного «Макин-Айленд» (LHD-8), было закончено в октябре 2009 года (на три года позднее запланированного). Этот корабль имеет ряд существенных отличий от первых семи УДК типа «Уосп».
Главным отличием «Макин-Айленд» является энергетическая установка (ЭУ). С целью снижения стоимости жизненного цикла УДК было принято решение о замене паросиловой главной энергетической установки (ГЭУ) на комбинированную дизель-электрогазотурбинную ГЭУ с автоматизированной (компьютеризированной) системой контроля и управления. Кроме того, вспомогательная энергетическая установка, механизмы которой приводятся в действие паровыми приводами, заменена на вспомогательную ЭУ с электроприводами. На корабле были установлены также системы самообороны корабля (SSDS — Ship Self Defence System) нового поколения Mk 2 и пожаротушения.
Таким образом, проект УДК «Макин-Айленд» задумывался как переходный при создании серии кораблей нового поколения, на строительство которых направлено сейчас внимание командования ВМС США. Предполагалось что первые два УДК нового поколения LHA-X (позднее LHA-6) заменяв корабли типа «Тарава», срок службы которых истёк в 2011 году
Однако те были выведены из состава ВМС раньше ввиду сокращения численности корабельного состава АС.
Упорству храбрых…
Первоначально предполагалось, что Флот получит «Грена» еще в 2008 году. Фактически же новый БДК удалось спустить на воду и приступить к его дальнейшей достройке лишь 18 мая 2012 года.
Правда, ситуацию несколько скрашивало то, что в 2010 году завод «Янтарь» получил контракт на строительство еще одного БДК проекта 11711. Контракт-то завод получил, но… Но тут случились известные события 2014 года в Крыму, которые аукнулись, во-первых, отказом Парижа отдавать Москве построенные для нее «Мистрали», во-вторых, отказом ряда западных поставщиков отгружать для «Грена» нужное России оборудование.
С одной стороны, потеря «Мистралей» вновь актуализировала для ВМФ РФ тему скорейшего ввода в строй «Грена». С другой стороны, решение возникших проблем с импортозамещением вновь сдвинуло вправо сроки готовности головного БДК проекта 11711 и не позволило приступить к закладке второго БДК того же проекта.
К лету 2015 года задача адаптации проекта 11711 под отечественное оборудование была в целом решена. Параллельно «набирал обороты» «Сирийский экспресс», так что каждый БДК для ВМФ РФ оказался буквально на вес золота. Вместе эти обстоятельства способствовали тому, что 11 июня 2015 года наконец-то был заложен второй БДК проекта 11711. Он получил названием «Петр Моргунов».
Предполагалось, что ВМФ РФ получит 6 БДК проекта 11711. Однако не самая радостная картина застрявшего у заводского причала «Грена», который на момент закладки «Моргунова» не только все еще достраивали, но и продолжали переделывать, поубавила флотский оптимизм в отношении данного проекта. В результате было озвучено решение о сокращении серии новых БДК до «Грена» и «Моргунова» «ввиду принятия решения о создании более крупных кораблей нового поколения». По мнению представителей Минобороны РФ, водоизмещение БДК нового поколения превысит 14000 тонн…
Говоря проще, три года назад командование ВМФ РФ вернулось к той точке, с которой в 1998 году стартовал проект 11771. Флоту понадобился улучшенный вариант советского БДК проекта 1174, способный к «загоризонтной высадке» и «вертикальному охвату»!
А вот еще кое-что для тех, кто не понял. Сокращение серии с шести кораблей до двух не позволило заметно снизить стоимость постройки БДК проекта 11711, оставив ее очень высокой.
Но двинемся дальше.
Пока приободренный возвращением в ВМФ РФ моды на БДК-вертолетоносцы Крыловский государственный научный центр устраивал презентации настольных моделей отечественных универсальных десантных кораблей будущего, проходивших под шифрами «Прибой» и «Лавина», на «Янтаре» достраивали «Грена» и строили «Моргунова». После фантастических средств и сил, затраченных с 1998 года на проектирование и создание БДК проекта 11771, Флот просто обязан был получить хоть что-то!.. Пусть это «что-то» и было уже переведено в разряд бесперспективных проектов путем сокращения серии до двух кораблей.
21 июня 2016 года «Иван Грен» наконец-то смог отправиться на заводские, а за ними и на государственные испытания. Они проходили, мягко говоря, сложно. Это явствует хотя бы из того, что приемный акт о завершении государственных испытаний «Ивана Грена» был подписан только 2 июня 2018 года.
По не подтвержденной официально информации, «Грен» испытывал проблемы с остойчивостью, недостаточным сектором обстрела для артустановок, размагничиванием, управляемостью при движении задним ходом… Корабль возвращался на завод, лечил свои «детские болезни», снова уходил на испытания, обнаруживал новые «косяки», вновь брал курс на завод… Словом, упорству храбрых поем мы песню.
Затем заказчик корабль наконец-то принял.
Аналоги
- Вuque de Аpoyo Logistico (BAL) — «корабли транспортного обеспечения», фактически танкодесантные корабли, созданные на основе американских танкодесантных кораблей «LST-542» времён Второй мировой войны. С 2011 года построено и вошло в состав ВМС Мексики 2 единицы. При водоизмещении 3666 т, скорости 12 узлов имеют следующее вооружение: 5 — 40 мм Bofors L/70.
- Десантные корабли класса Magar (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Магар» были созданы на базе десантного корабля типа «Sir Lancelot» ВМС Великобритании. С 1987 года построено и вошло в состав ВМС Индии 2 единицы. При водоизмещении 5665 т, скорости 15 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 122 мм РСЗО, 4 — 40 мм Bofors. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолёта (ВПП на 2 верт.). Экипаж состоит из 20 офицеров и 235 матросов.
- Десантные корабли класса Shardul (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Шардул» являются дальнейшим развитием десантных кораблей типа «Магар». Изменения затронули улучшение обитаемости экипажа, мореходных качеств, а а также уменьшилась эксплуатационная стоимость. В 2002—2009 годах построено и вошло в состав ВМС Индии 3 единицы. При водоизмещении 5650 т, скорости 15,8 узлов имеют следующее вооружение: 2 x 140 мм РСЗО «WM-18», 4 — 30 мм CRN-91 AA, ПЗРК. Для высадки морского десанта снабжён 4 десантно-высадочными средствами LCVP (расположенных побортно на шлюпбалках), ангаром для 1 вертолета (ВПП на 2 вертолёта). Корабли также могут быть использованы в качестве госпиталей или танкеров. Экипаж состоит из 11 офицеров и 145 матросов.
- Десантные корабли класса Type 072III (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Тип 072-III» (Yuting-II класс) являются современным основным типом БДК в ВМФ Китая. В 2003—2005 годах построено и введено в строй 10 единиц. При водоизмещении 3430 т, скорости 18 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 37 мм тип «76F» AAA, ПЗРК. Оборудован ВПП на 1 вертолёт. (ангара не предусмотрено).
- Десантные корабли класса Jason (англ.)русск. — танкодесантные корабли типа «Ясон», являются основными десантными кораблями ВМФ Греции. В 1986—2000 годах построено и введено в строй 5 единиц. При водоизмещении 4470 т, скорости 16 узлов имеют следующее вооружение: 1 — 76-мм АУ «Oto Melara», 2 — 40 мм АУ «Breda», 4 — 20 мм АУ «Rheinmetall». Оборудован 4 десантно-высадочными средствами LCVP и ВПП на 1 верт. (ангара не предусмотрено).
Состав серии
БДК этого проекта строились с 1974 года по 1985 год. За этот период на верфи «Stocznіa Polnocna» в Польше было произведено 25 кораблей проекта 775 и 3 корабля модернизированного проекта (отличаются вооружением) 775М (775/III), которыми была завершена серия. Головной корабль СДК-47 (заводской № 775/1) проекта был построен в 1974 году. Один корабль в 1979 году был экспортирован в Йемен.
Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован не спущенным на воду Зелёный — действующий в составе ВМФ Жёлтый — действующий в составе иностранных ВМС или как гражданское судно Красный — списан, утилизирован или потерян Серый — находится на хранении
Название | б/н | Зав. № | В строю | Флот | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Проект 775 — 12 | ||||||
СДК-47 (БДК-47) | 134 | 775/1 | 01.07. | ДКБФ | Списан 17.12. | |
СДК-48 (БДК-48) | 061 | 775/2 | 30.06. | КТОФ | Списан 05.07. | |
СДК-63 (БДК-63) | 083 | 775/3 | 30.06. | КТОФ | Списан 05.07. | |
СДК-90 (БДК-90) | 058 | 775/4 | 30.11. | КТОФ | Списан 05.07. | |
СДК-91 (БДК-91) | 012 | 775/5 | 30.06. | КСФ | В строю | с 07.05. — «Оленегорский горняк» |
СДК-181 (БДК-181) | 083 | 775/6 | 09.10. | КТОФ | Списан 05.07. | |
СДК-182 (БДК-182) | 027 | 775/7 | 30.11. | КСФ | В строю | с 09.02. — «Кондопога» |
СДК-183 (БДК-183) | 035 | 775/8 | 15.03. | КСФ | Списан 22.06. | с 10.04. — «Котлас» |
СДК-197 (БДК-197) | 055 | 775/9 | 21.09. | КТОФ | Списан 05.07. | |
СДК-200 (БДК-200) | 011 | 775/10 | 1977 | КСФ | Списан 30.06. | |
СДК-55 (БДК-55) | 031 | 775/11 | 30.07. | КСФ | В строю | с 09.05. — «Александр Отраковский» |
СДК-119 (БДК-119) | н/д | 775/12 | 27.02. | КТОФ, ВМС Йемена | В эксплуатации | В 1979 передан Йемену; списан в 2002 году; с 2002 года — сухогруз |
Проект 775/II — 13 | ||||||
БДК-14 | 070 | 775/13 | 31.08. | КТОФ | Списан 03.05. | |
БДК-101 | 066 | 775/14 | 19.12. | КТОФ | В строю | с 24.01. — «Ослябя» |
БДК-105 | 125 | 775/15 | 02.03. | ДКБФ | Списан 10.04. | |
БДК-98 | 055 | 775/16 | 28.09. | КТОФ | В строю | c 25.07. — «Адмирал Невельской» |
БДК-32 | 039 | 775/17 | 1982 | КСФ | Списан 10.04. | |
БДК-43 | 127 | 775/18 | 30.05. | ДКБФ | В строю | с 16.09. — «Минск» |
БДК-58 | 102 | 775/19 | 09.12. | ДКБФ | В строю | с 30.04. — «Калининград» |
БДК-45 | 016 | 775/20 | 05.03. | КСФ | В строю | с 27.07. — «Георгий Победоносец» |
БДК-56 | 402 | 775/21 | 1985 | КЧФ | ВМС Украины, интернирован Россией | с 1991 года — «Константин Ольшанский» |
БДК-60 | 110 | 775/22 | 31.12. | ДКБФ | В строю | с 12.11. — «Александр Шабалин» |
БДК-64 | 158 | 775/23 | 30.09. | КЧФ | В строю | с 10.05. — «Цезарь Куников» |
БДК-46 | 142 | 775/24 | 30.11. | КЧФ | В строю | с июля 2002 года — «Новочеркасск» |
БДК-67 | 156 | 775/25 | 30.04. | КЧФ | В строю | с 03.01. — «Ямал» |
Проект 775/III — 3 | ||||||
БДК-54 | 151 | 775/26 | 12.10. | КЧФ | В строю | с 23.11. — «Азов» |
БДК-11 | 077 | 775/27 | 10.04. | КТОФ | В строю | с 24.01. — «Пересвет» |
БДК-61 | 130 | 775/28 | 10.07. | ДКБФ | В строю | с 30.08. — «Королёв» |
Состав серии
Название | Заводской номер | Введён в состав флота | Изготовитель | Текущий статус |
---|---|---|---|---|
MДК-51 | 100 | 10.10.1988 | Приморский судостроительный зaвoд | Утилизирован |
MДК-122 | 101 | 2.01.1990 | Приморский судостроительный зaвoд | Утилизирован |
MДК-50, с 17.08.2001 — Евгений Кочешков | 102 | 30.10.1990 | Приморский судостроительный зaвoд | В составе Балтийского флота России.
В 2013-2014 годах прошёл ремонт. |
MДК-94, с 12.03.2001 — Мордовия | 103 | 15.10.1991 | Приморский судостроительный зaвoд | В составе Балтийского флота России |
Керкира L182 | 107 | 28.05.2001 | Приморский судостроительный зaвoд | В строю, ВМС Греции |
Закинтос L183 | 108 | 25.07.2004 | Приморский судостроительный зaвoд | В строю, ВМС Греции |
MДК-118, с 20.12.2000 Кефалония | 104 | 29.08.1994 | Приморский судостроительный зaвoд | В строю, ВМС Греции |
MДК-119 | 105 | — | Приморский судостроительный зaвoд | Не достроен |
MДК-120 | 106 | — | Приморский судостроительный зaвoд | Не достроен |
MДК-57 | 301 | 30.12.1988 | Судостроительный зaвoд «Море» | Утилизирован |
MДК-123 | 302 | 30.12.1989 | Судостроительный зaвoд «Море» | Утилизирован |
MДК-93 | 303 | 30.12.1991 | Судостроительный зaвoд «Море» | В строю, продан Греции |
MДК-100 | 304 | 26.06.1993 | Судостроительный зaвoд «Море» | Утилизирован |
Итаки L181 | 305 | 03.02.2001 | Судостроительный зaвoд «Море» | В строю, ВМС Греции |
~3.2014 | Судостроительный зaвoд «Море» | В строю, ВМС КНР, проект 958 «Бизон». | ||
Судостроительный зaвoд «Море» | 1.3.2014 отправлен заказчику ВМС КНР, проект 958 «Бизон». |
Разработка нового поколения
На стенде Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) впервые представлена экспортная версия большого десантного корабля (БДК) проекта 11711Э «Кайман». Помимо обеспечения десантных операций, эта уникальная платформа предназначена для перевозки разнообразного вооружения, постановки минных и сетевых заграждений, а также гидроакустических буёв.
Также по теме
«Ставка на универсальность»: какими возможностями будет обладать российский вертолёт нового поколения для ВМФ
Отечественные специалисты завершили эскизно-техническое проектирование перспективного морского вертолёта Ка-65 «Минога». Об этом…
Изначально проект 11711 создавался с целью обновления российского флота БДК. В прошлом году состав ВМФ пополнил «Иван Грен», до конца текущего года Андреевский флаг должен подняться над вторым серийным кораблём — «Пётр Моргунов». Кроме того, в апреле на калининградском заводе «Янтарь» были заложены ещё два судна — «Василий Трушин» и «Владимир Андреев».
Эти корабли частично заменят БДК проекта 775 и проекта 1171, которые были построены в 1970—1980-х годах. Главные достоинства новых судов — увеличенная вместимость, более высокий уровень автоматизации, современные двигатели.
БДК проекта 1171 может перебрасывать на театр военных действий батальон морской пехоты (до 400 человек), 13 танков и более 30 единиц бронетехники. Палуба экспортной версии корабля предназначена для размещения нескольких вертолётов и беспилотников. Кроме того, на «Каймане» предусмотрена возможность перевозки 12 штурмовых и десантных катеров.
Полное водоизмещение БДК составляет 8 тыс. т, длина — 150 м, ширина — 19,5 м, высота — 11,8 м, скорость — до 18 узлов (33 км/ч), экипаж — 120 человек. Для самообороны корабль проекта 11711 может использовать ракетно-артиллерийскую установку и зенитный комплекс.
- Макет универсального десантного корабля (УДК) «Прибой»
На МВМС вновь представлен проект универсального десантного корабля (УДК) «Прибой». Минобороны РФ планирует принять на вооружение две таких платформы. Как полагают в Крыловском научном центре, опыт сирийской операции продемонстрировал достаточно острую потребность Военно-морского флота в УДК.
Ключевые задачи «Прибоя» — войсковая перевозка и обеспечение десантной операции. УДК способен вместить до 900 морских пехотинцев, 50 единиц бронетехники, десять танков, 12 вертолётов и дюжину штурмовых и десантных катеров.
Водоизмещение корабля составляет 23 тыс. т, длина — 200 м, ширина — 34 м, осадка — 7,5 м, дальность плавания — 6 тыс. миль (9,6 тыс. км), автономность — 30 суток, экипаж — 400 человек. «Прибой» оснащён комплексами зенитного и радиоэлектронного вооружения, позволяющего обеспечить противовоздушную и противолодочную оборону.
Помимо десантных кораблей, ОСК продвигает на зарубежном рынке фрегат «Гепард-3.9», сконструированный на основе сторожевика проекта 11611. Он предназначен для борьбы с надводными, подводными и воздушными средствами противника. Также фрегат способен заниматься постановкой минных заграждений и участвовать в охране экономической морской зоны.
Водоизмещение «Гепарда» составляет 2,5 тыс. т, длина — 102 м, ширина — 15 м, осадка — 5,7 м, скорость полного хода — 29 узлов (53,7 км/ч), автономность — 20 суток, экипаж — 94 человека. Фрегат может выполнять задачи на дальности до 4 тыс. миль (6,4 тыс. км) и выдерживать волнение в пять баллов.
- Ракетный корабль проекта 11661К (справа)
- РИА Новости
На вооружении «Гепарда» находятся ракетный комплекс для пуска ракет X-35 или экспортных модификаций «Калибра» (3М-54ТЭ1 и ЗМ-14ТЭ), 100-мм пушка А-190-01, 76-мм артиллерийский комплекс А-176МА, система ПВО «Пальма» с управляемыми ракетами «Сосна-Р», малогабаритный торпедный аппарат «Пакет-Э».
Осознание проблемы
Последствия распада СССР к началу XXI века аукнулись практически обвальным сокращением корабельного состава ВМФ Российской Федерации. В числе пострадавших оказались и большие десантные корабли. Из тройки самых крупных БДК проекта 1174 (полное водоизмещение 14060 тонн) из «игры» вышли все три. Из 14 стареньких БДК проекта 1171 (полное водоизмещение 4360 тонн) осталось 4. Из 27 БДК проекта 775 (полное водоизмещение 4400 тонн) в строю уцелело 15.
При этом именно БДК оказались едва ли не самыми востребованными боевыми кораблями ВМФ. Правда, объяснялось это не тем, что нашему Флоту приходилось непрерывно высаживать морские десанты, а тем, что у этого самого Флота не оказалось войсковых транспортов. В роли таковых и пришлось использовать уцелевшие БДК. Те при этом, понятное дело, тратили свой драгоценный ресурс и уж точно не молодели…
Необходимость постройки новых БДК на смену кораблям советской эпохи была в полной мере осознана командованием ВМФ РФ еще в конце «лихих девяностых». Но какие десантные корабли нужны Флоту? Ответить на этот вопрос было не так просто, как может показаться.
Например, в Соединенных Штатах идея высадки людей и техники на необорудованное побережье непосредственно с крупных десантных кораблей к этому времени уже считалась анахронизмом. Крупный корабль — это крупная цель. Подгонять большой десантный корабль прямо к вражескому берегу означало сознательно подставлять его под удар. Поэтому ВМС США деятельно занимались отработкой доктрины «загоризонтной высадки» и «вертикального охвата».
Согласно ей, десантный корабль оставался вне зоны видимости с вражеского берега, а высадкой людей и техники занимались базирующиеся на «десантнике» скоростные плавсредства и вертолеты. Специально под эту доктрину в Штатах строились универсальные десантные корабли полным водоизмещением свыше 40000 тонн, способные нести не только несколько десятков вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, но и 12 десантных катеров с возможностью замены дюжины десантных катеров тройкой ДКА на воздушной подушке.
ВМФ СССР на пике своего развития тоже стал «подбираться» к чему-то похожему. По этой причине и были заложены БДК проекта 1174 с четверкой вертолетов Ка-29 каждый. Помимо вертолетов, эти БДК могли принимать в доковую камеру еще и разнообразные десантные катера. Но использование газотурбинных установок и недостатки общей компоновки предопределили недолгую жизнь БДК проекта 1174 в ВМФ РФ. Эти корабли в силу объективных причин достаточно быстро перешли в разряд неходовых…
Первая Мировая война
SS River Clyde, у мыса Геллес, Галлиополи 1915.
Вплоть до Первой мировой войны для высадки морских десантов использовались, обычные корабли самого разного назначения. Но во время Первой Мировой появились специально приспособленные для перевозки и высадки десанта корабли.
Одной из наиболее ярких десантных операций Первой Мировой была «Высадка на мысе Геллес» (англ. Landing at Cape Helles). Эта десантная операция была осуществлена силами британской армии 25 апреля 1915 года. При поддержке флота британские войска провели десантирование на побережье протяженностью 9,7 км. Планировалось, что после высадки десантов, они захватят береговые батареи и продвинутся вглубь полуострова. Специально для этой операции британский угольщик SS River Clyde был переоборудован в десантно-транспортное средство.
Исходя из опыта довоенных десантных манёвров, с началом Мировой войны для обеспечения планируемых десантных операций в состав Черноморского флота были введены два базных транспорта: пароходы «Тревориан» и «Бурдейль». Каждый из них нёс по 10 катеров на шлюпбалках и палубных блоках, а также по 40 ботов в трюмах.
Вооружение
ПУ ЗРК А-22 «Огонь»
А-22 «Огонь»
Выстрелы к А-22 «Огонь»
140-мм реактивная система залпового огня — огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП «Сплав» (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.
Наведение — оптический прицел «Шелонь-14» (дальномерно-визирное устройство — ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.
Пусковая установка — МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.
Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм
Угол наведения по вертикали — от -10 до +65 град
Угол наведения по горизонтали — сектор 320 град
Масса ПУ — 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом
Масса комплекса:
— без/с боезапасом — 2000 кг/2600 кг
ТТХ артиллерийской части:
Калибр снаряда — 140 мм
Калибр ствола ПУ — 140,3 мм
Дальность действия — 800-4500 м
Скорость снаряда на срезе ствола — 27-40 м/с
Скорость снаряда в конце активного участка — 400 м/с
Скорость носителя максимальная при стрельбе — до 30 узлов
Время реакции комплекса — 8 с
Волнение моря при стрельбе — до 3 баллов
Температура эксплуатации — от -40 до +50 град.С
30мм автоматические установки типа АК-630
АК-630
АК-630 устройство
30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 — калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Огневые характеристики:
Калибр: 30 мм
Патрон: 30×165 мм
Длина ствола: 54 калибра
Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин
Длина очереди:
6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с
6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с
Масса патрона: 0,83 кг
Начальная скорость снаряда: 1030 м/с
Дальность стрельбы: 4000 м
Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град
Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек
Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град
Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек
Другие характеристики:
Масса: 3800 кг
Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное
Боевой расчёт: 1 чел.
Боезапас: основной — 2000 ед., запасной бункер — 1000 ед. (только у АК-630М)
Ракетный комплекс «Игла»
«Игла» (индекс ГРАУ — 9К38, по классификации МО США и НАТО — SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) — российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.
Средства связи, обнаружения и управления
Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне
скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой,
гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским
дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической
системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной
аппаратурой.
Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку
активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки
20-80 (в зависимости от типа) мин.
На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран-
6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами
управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.
Десант
Десантный отсек
Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322
«Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега
боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить
их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.
В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или
БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.
Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или
легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140
десантников.