Аппарат на воздушной подушке — принцип работы — транспорт на воздушной подушке

ТеÑниÑеÑкие возможноÑÑи

ТеÑниÑеÑкие ÑаÑакÑеÑиÑÑики каÑеÑов на воздÑÑной подÑÑке не позволÑÑ Ð»ÑбиÑелÑм акÑивного оÑдÑÑа ÑавнодÑÑно пÑойÑи мимо.

  1. ÐÑÐ±Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑноÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑедвижениÑ. ÐодоÑм Ñ Ð²ÑÑоÑой Ð²Ð¾Ð»Ð½Ñ Ð´Ð¾ 25 Ñм, ледÑной или ÑнежнÑй покÑов â ÑÑо ÑÐ¾Ð´Ð½Ð°Ñ ÑÑиÑÐ¸Ñ Ð´Ð»Ñ ÑÑдна. ÐопÑÑкаеÑÑÑ Ð¿ÐµÑедвижение по ÑÑаве, пеÑкÑ, болоÑÑ, гÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð¸Ð»Ð¸ аÑÑалÑÑÑ, однако в ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑлÑÑаÑÑ Ð½Ñжно бÑÑÑ Ð³Ð¾ÑовÑми к бÑÑÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¸Ð·Ð½Ð¾ÑÑ Ð³Ð¸Ð±ÐºÐ¾Ð³Ð¾ огÑÐ°Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑной подÑÑки.
  2. ÐÑÑзоподÑÑмноÑÑÑ. ÐÑли ÑеÑÑ ÐºÐ°ÑаеÑÑÑ Ð³ÑажданÑÐºÐ¸Ñ ÑÑдов, Ñо гÑÑзоподÑÑмноÑÑÑ, вклÑÑÐ°Ñ Ð¿Ð°ÑÑажиÑов, ÑоÑÑавлÑÐµÑ Ð¿ÑимеÑно 1000-1500 килогÑамм. РболÑÑей ÑÑепени даннÑй паÑамеÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ Ð¼Ð¾ÑноÑÑи двигаÑелÑ.
  3. СкоÑоÑÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑаÑÑод Ñоплива. СÑандаÑÑом пÑинÑÑо ÑÑиÑаÑÑ ÑаÑÑод в 20 лиÑÑов Ñоплива в ÑÐ°Ñ Ð½Ð° кÑейÑеÑÑкой ÑкоÑоÑÑи в 60 км/Ñ. ÐакÑималÑнÑе показаÑели не Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¾ÑклонÑÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð°ÑиÑмеÑиÑеÑкой пÑогÑеÑÑии. То еÑÑÑ ÑкоÑоÑÑÑ ÐºÐ°ÑеÑа 120 км/Ñ ÑвелиÑÐ¸Ñ ÑаÑÑод Ñоплива в два Ñаза, но не более.

Конструкция и характеристики

«Сормович» имел длину 29,2 м, ширину 11,33 м и высоту 7,8 м. Водоизмещение судна составило: полное 37 т, порожнее 25,4 т. Средняя осадка в полном водоизмещении составляла всего 0,37 м. В качестве энергетической установки на судне использовали авиационный газотурбинный двигатель АИ-20К мощностью 1690 кВт (2000 э.л.с.). В качестве вспомогательного турбогенератора использовали газотурбинный двигатель АИ-8 с генератором ГС-24. Газотурбинный двигатель АИ-20К приводил во вращение 12-лопастный осевой вентилятор для нагнетания подушки и движители.

Была применена сопловая схема формирования ВП (воздушная завеса). Подушка имела длину 20,4 м, ширину 3,2 м и высоту гибкого ограждения 0,8 м. Площадь воздушной подушки была 208 м², давление воздушной подушки — 130 кг/м².

В качестве движетеля было использовано два четырехлопастных дюралевых реверсивных винта АВ-4, диаметром 2,6 м. Заявленную максимальную скорость СВП могло достичь 100 км/ч, хотя по воспоминаниям очевидцев на испытаниях «Сормович» достигал скорости 120-130 км/ч. Дальность плавания составила 600 км, а автономность хода — 8 часов. Судно имело экипаж 3 человека и могло брать на борт до 50 пассажиров. Пассажирский салон на 50 человек был размещён в носовой части судна.

Катер на воздушной подушке своими руками

В России существуют целые сообщества людей, который собирают и разрабатывают любительские СВП. Это очень интересное, но, к сожалению, сложное и далеко не дешевое занятие.

Изготовление корпуса КВП

Известно, что суда на воздушной подушке испытывают гораздо меньшие нагрузки, чем обычные глиссирующие лодки и катера. Всю нагрузку на себя берет гибкое ограждение. Кинетическая энергия при движении не передается на корпус и это обстоятельство делает возможным монтаж любого корпуса, без сложных рассчетов прочности. Единственное ограничение для корпуса любительского КВП — вес. Это обязательно следует учитывать при выполнении теоретических чертежей.

Так же важным аспектом является степень сопротивления встречному воздушному потоку. Ведь аэродинамические характеристики напрямую влияют на расход топлива, который, даже у любительских СВП, сравним с расходом среднего внедорожника.

Профессиональный аэродинамический проект стоит больших денег, поэтому конструкторы-любители делают все «на глаз», просто заимствуюя линии и формы у лидеров автопрома или авиации. Про авторские права в данном случае можно не думать.

Для изготовления корпуса будущего катера можно использовать рейки из ели. В качестве обшивки — фанеру толщиной 4 мм, которая крепится при помощи эпоксидного клея. Оклейка фанеры плотной тканью (например, стеклотканью) нецелесообразна в виду значительного увеличения веса конструкции. Это наиболее технологически не сложный способ.

Наиболее искушенные представители сообщества создают корпуса из стеклопластика по собственным компьютерным 3d-моделям или на глаз. Для начала создается прототип и материала типа пенопласта с которого снимается матрица. Далее корпуса делаются точно так же, как лодки и катера из стеклопластика. 

Непотопляемости корпуса можно достигнуть множеством способов. Например при помощи установки в бортовые отсеки перегородок, непроницаемых для воды. А еще лучше — можно заполнить эти отсеки пенопластом. Можно установить под гибкое ограждение надувные баллоны, на подобии лодок ПВХ.

Силовая установка СВП

Основной вопрос — сколько, и он встречает конструктора на всем пути проектирования силовой системы.

Сколько двигателей, сколько должна весить рама и двигатель, сколько вентиляторов, сколько лопастей, сколько оборотов, сколько градусов сделать угол атаки и в конце концов сколько это будет стоить.

Именно данный этап является наиболее затратным, ведь в кустарных условиях невозможно соорудить двигатель внутреннего сгорания или лопасть вентилятора с нужным КПД и уровнем шума. Такие вещи приходится покупать, и стоят они не дешего.

Сложнейшим этапом сборки оказался монтаж гибкого ограждения катера, удерживающего воздушную подушку точно под корпусом. Известно, что из-за постоянного контакта с пересеченной местностью она склонна к быстрому износу. Поэтому для ее создания была использована брезентовая ткань. Сложная конфигурация стыков ограждения потребовала расхода такой ткани в количестве 14 метров.

Его износостойкость можно увеличить за счет пропитки резиновым клеем с добавлением алюминиевой пудры. Такое покрытие имеет огромное практическое значение. В случае износа или разрывов гибкого ограждения его можно без труда восстановить. По аналогии с наращиванием автомобильного протектора.

По словам автора проекта, перед тем как приступить к изготовлению ограждения, следует запастись максимальным терпением.

Установка готового ограждения, как и сборка самого корпуса, должны выполняться при условии нахождения будущего катера вверх килем. После раскантовки корпуса можно устанавливать силовую установку.

Для этой операции понадобится шахта размерами 800 на 800.

После того как система управления будет подведена к двигателю, наступает наиболее волнительный во всем процессе момент — испытание катера в реальных условиях.

ÐÑкÑда возник инÑеÑеÑ

РеÑнÑе и моÑÑкие каÑеÑа на воздÑÑной подÑÑке в XX веке ÑÑиÑалиÑÑ Ð»ÑÑÑим ÑÑанÑпоÑÑом Ð´Ð»Ñ ÑовеÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑогÑлок по водной глади. ÐгÑÐ¾Ð¼Ð½Ð°Ñ ÑкоÑоÑÑÑ, пÑекÑаÑÐ½Ð°Ñ Ð¼Ð°Ð½ÑвÑенноÑÑÑ Ð¸ вÑÑÐ¾ÐºÐ°Ñ Ð±ÐµÐ·Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑÑ Ð¿Ñивлекали не ÑолÑко ÑÑÑиÑÑов, но и меÑÑное наÑеление, коÑоÑое пеÑемеÑалоÑÑ Ð½Ð° загоÑоднÑе ÑÑаÑÑки и обÑаÑно по моÑÑм, озÑÑам и Ñекам наÑей огÑомной ÑÑÑанÑ. Ð Ð²Ð¾Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ оÑоÑников и ÑÑбаков пÑивлÑк деÑанÑнÑй каÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñле демонÑÑÑаÑии ÑилÑма «ÐÑвеÑнÑй Ñод» на закаÑе двадÑаÑого ÑÑолеÑиÑ. Ðменно Ñогда заÑодилаÑÑ ÑÑа малÑÑ ÑÑден на воздÑÑной подÑÑке, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð² ÑилÑме наглÑдно бÑли пÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ Ð²Ñе ÑеÑниÑеÑкие возможноÑÑи данного вида ÑÑанÑпоÑÑа, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого пÑакÑиÑеÑки не ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¿ÑегÑад.

ÐеÑанÑнÑе каÑеÑа до ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ ÑÑоÑÑ Ð½Ð° вооÑÑжении Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑÑÑан миÑа. ÐÐ¸Ñ Ð¸ покой ÑоÑÑиÑн обеÑÐµÐ³Ð°ÐµÑ Ñамое болÑÑое в миÑе ÑÑдно на воздÑÑной подÑÑке под названием «ÐÑбÑ». ÐÐ¼Ñ Ð½Ðµ ÑоÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð¾ÑобÑÑ Ð¿Ñоблем пеÑеÑеÑÑ Ð²ÑÑ Ð°ÐºÐ²Ð°ÑоÑÐ¸Ñ Ð§ÑÑного моÑÑ, Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð½Ð° боÑÑÑ Ð¿Ð°ÑÑ Ñанков и деÑÑÑок ÐТРов. Ðомимо пеÑевоза гÑÑзов ÑÑдно Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð½Ð° боÑÑÑ ÐºÑÑлаÑÑе ÑакеÑÑ, ÑÑо Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ боевой единиÑей в военное вÑемÑ.

Десантный корабль «Зубр»

Советская военная мысль развивалась в сторону увеличения габаритов и технических параметров уже существующего успешного образца. Новая задача, поставленная перед «Алмазом», состояла в создании судна, способного высадить на побережье противника ещё больше боевой техники и живой силы. Причём термин «побережье» здесь весьма условен – получившийся «Зубр» (проект 12322) из-за впечатляющих габаритов и мощности силовой установки является куда более вездеходным средством и может перемещаться по суше, игнорируя окопы, траншеи и минные поля.

Но вернёмся к истоку. Разработка началась в 1978 году под предводительством того же ведущего конструктора. Однако штат людей, работающих над продолжением серии МДКВП увеличился. Помимо Л. В. Озимова, уже известного нам, в разработке отметились Ю. М. Мохов, Ю. П. Семёнов и Г. Д. Коронатов.

Головное судно было, по сути, опытным образцом под номером МДК-95 и сошло с верфи в 1986 году. Испытания заняли продолжительный срок, но к 1988 г. проект признан успешным и принят в состав ВМФ СССР.

Вид с одной из палуб

Особенности конструкции

По аналогии с серийными «Джейранами», корпус изготовлен  цельносварным из сплава алюминия и магния. Основная часть судна, как гарант прочности и непотопляемости, является прямоугольным понтоном. Надстройка на нём продольно делится на три части: средняя предназначена для транспортировки техники и оборудована танковыми дорожками и аппарелями. Боковые же включают в себя энергоустановки, помещения для личного состава, жилые отсеки, системы для обеспечения жизнедеятельности и защиты от оружия массового поражения.

Интересен факт, что МДКВП проекта 12322 несёт на себе две электростанции суммарной мощностью 400 киловатт, включающих в себя по два газотурбогенератора и главный распределительный щит. Используются также и средства автоматизации управления: можно контролировать технические процессы из главного командного пункта, центрального поста управления или с использованием выносных пультов.

Отсек для техники, в зависимости от ситуации, может вмещать:

  • 3 танка;
  • 10 БТР с экипажем и десантом;
  • 8 БМП;
  • 8 лёгких плавающих танков;
  • 78 морских мин.

Жилые помещения для переправляемых людей рассчитаны на 140 человек, в случае необходимости возможно переоборудование технического отсека для полноценного проживания ещё 366 десантников.

Остальные данные вынесены в таблицу:

Водоизмещение 555 тонн
Максимальная грузоподъёмность 150 тонн
Длина 57,3 м
Ширина 25,6 м
Высота 21,9 м
Двигатели Установка М35, состоящая из пяти газотурбинных двигателей, мощностью в 10000 лошадиных сил каждый
Максимальная скорость хода 60 узлов или 111 км/ч
Максимальная дальность плавания 300 морских миль или 555,6 км
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 27-31 человек
Артиллерия 2 установки А-22 «Огонь» с неуправляемыми ракетными снарядами калибра 140,3 мм
Зенитная артиллерия 2 30-мм установки АК-630 с системой управления стрельбой МР-123-02
Дополнительное вооружение 8 переносных ЗРК «Игла» или «Stinger» (в судах, находящихся на службе у других стран)

Несмотря на все выдающиеся параметры, «Зубр» обладает рядом минусов, среди которых:

  • Огромная стоимость обслуживания двигателей. Необходимые турбины производит только ГП НПКГ «Зоря» — «Машпроект», расположенный на территории Украины. Приобретение только одного двигателя из пяти обходится примерно в миллион долларов;
  • По понятным причинам защищённость корпуса является сомнительной, но конкретного примера не имеется из-за того, что эти суда не участвовали в боестолкновениях.

А вот «Зубр» в полном масштабе

Но даже если нам и не суждено увидеть их «в деле», согласитесь, масштаб советской военной мысли впечатляет.

СÐÐ Ð´Ð»Ñ ÑазвлеÑениÑ

СÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾ многоÑиÑленнÑм оÑзÑвам владелÑÑев, болÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð¿ÑлÑÑноÑÑÑ Ð² РоÑÑии завоевал каÑÐµÑ Ð½Ð° воздÑÑной подÑÑке «ТоÑнадо». ÐзгоÑовлен он ÑкÑаинÑким пÑоизводиÑелем ÐÐР«ÐÑÑелÑ» на ÐиколаевÑкой веÑÑи. ÐзнаÑалÑно каÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð¸ÑиониÑÑеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº плавÑÑедÑÑво Ð´Ð»Ñ ÑазвлеÑений и кÑлÑÑÑÑного оÑдÑÑа. ÐоÑÑаÑоÑно ÑвидеÑÑ ÑоÑо каÑеÑа, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑбедиÑÑÑÑ Ð² его непÑигодноÑÑи к ÑÑбалке или оÑоÑе. ÐалÑе габаÑиÑÑ, Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ°Ñ Ð³ÑÑзоподÑÑмноÑÑÑ Ð´Ð°ÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¡ÐРнаÑÑÑаÑÑ Ð²Ñе Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ñ Ñизики и аÑÑодинамики как в ÑкоÑоÑÑи и манÑвÑенноÑÑи, Ñак и в пÑоÑождении вÑевозможнÑÑ Ð¿ÑегÑад. Чем же он заинÑеÑеÑовал ÑоÑÑийÑкого покÑпаÑелÑ?

  1. ÐÐ¸Ð·ÐºÐ°Ñ Ñена. ÐÑего за деÑÑÑÑ ÑÑÑÑÑ ÑÑловнÑÑ ÐµÐ´Ð¸Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ пÑиобÑеÑÑи Ñебе ÑнивеÑÑалÑное ÑÑедÑÑво пеÑедвижениÑ.
  2. ÐозможноÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÑнизаÑии. ÐаÑÐµÑ Ð¡ÐРпÑекÑаÑно пеÑеобоÑÑдÑеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº Ð´Ð»Ñ Ð¾ÑоÑÑ, Ñак и Ð´Ð»Ñ ÑÑбалки Ð´Ð»Ñ Ð´Ð²ÑÑ Ñеловек.
  3. ÐапÑаÑÑи ÑоÑÑийÑкого пÑоизводÑÑва. Ðомимо двигаÑÐµÐ»Ñ Ð ÐÐ-550 вÑе компоненÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ найÑи на оÑеÑеÑÑвенном ÑÑнке.

Шаг 11: Придадим лодке форму, добавим боковые панели

Очертания формы/контура делаются на днище, после чего по очертаниям крепится на шурупы деревянная планка. Фанера в 3 мм гнется хорошо, и ложится прямо по нужной нам форме. Далее крепим и клеим 2 см балку вдоль верхнего края боков из фанеры. Добавляем поперечную балку, и устанавливаем рукоятку, которая будет рулем. К ней крепим тросики отходящие от направляющих лопастей установленных ранее. Теперь можно раскрасить лодку, желательно нанести несколько слоев. Мы выбрали белый цвет, с ним даже при длительных прямых лучах солнца корпус практически не греется.

Поперечная балка нужна не только для прочности, она выполняет роль загрождения, через которое переходить не желательно — одно неосторожное движение руки и она может попасть в пропеллер

ЯпонÑкие моÑоÑÑ

ÐÑеимÑÑеÑÑвенно вÑе каÑеÑа на воздÑÑной подÑÑке ÑнабжаÑÑÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑми ÑпонÑÐºÐ¸Ñ Ð³Ð¸Ð³Ð°Ð½Ñов авÑомобилеÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Honda и Subaru. Такой вÑÐ±Ð¾Ñ Ð½ÐµÑлÑÑаен. РоÑлиÑие Ð¾Ñ Ð¾Ð±ÑÑнÑÑ Ð¼Ð¾ÑоÑнÑÑ Ð»Ð¾Ð´Ð¾Ðº, где пÑиоÑиÑеÑнÑм ÑвлÑеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑво обоÑоÑов в минÑÑÑ ÐºÐ°Ñданного вала, плавÑÑедÑÑвам Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð¶Ð¸ÑелÑно-нагнеÑаÑелÑной ÑиÑÑемой болÑÑе важна вÑÑÐ¾ÐºÐ°Ñ Ð¼Ð¾ÑноÑÑÑ. ÐÑÑеÑÑвенно, ÑкономиÑноÑÑÑ ÑаÑÑода Ñоплива вÑегда в пÑиоÑиÑеÑе Ñ Ð»Ñбого владелÑÑа. ÐвÑÑлиÑÑовÑе и 130-ÑилÑнÑе моÑоÑÑ Honda D15B и Subaru EJ20 наÑли Ñебе пÑименение на каÑеÑÐ°Ñ Ñ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑной подÑÑкой.

РеÑли изнаÑалÑно Ð¸Ñ Ð²ÑÐ±Ð¾Ñ Ð¾Ð±Ð¾ÑновÑвалÑÑ Ð²ÑÑокой пÑоизводиÑелÑноÑÑÑÑ Ð¸ долговеÑноÑÑÑÑ Ð² пÑоÑеÑÑе ÑкÑплÑаÑаÑии, Ñо на даннÑй Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð¿ÑлÑÑноÑÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ»ÑÑаеÑÑÑ Ð² возможноÑÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð´ÐµÑнизаÑии. ÐаÑоднÑе ÑмелÑÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко поднÑли двигаÑелÑм моÑноÑÑÑ Ð´Ð¾ 150 лоÑадинÑÑ Ñил, но и знаÑиÑелÑно Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð»ÐµÐ³Ñили, пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð¾Ð½ÐµÐ½Ñов. Ð ÑезÑлÑÑаÑе полÑÑаеÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑезвÑй каÑÐµÑ Ð½Ð° воздÑÑной подÑÑке.

РзаклÑÑение

Ðак оказалоÑÑ, ÑÑнок плавÑÑедÑÑв на воздÑÑной подÑÑке не пÑÑÑÑеÑ. ÐолÑÑое колиÑеÑÑво моделей как оÑеÑеÑÑвенного, Ñак и импоÑÑного пÑоизводÑÑва имеÑÑ Ð´Ð¾ÑÑÑпнÑÑ ÑÐµÐ½Ñ Ð¸ оÑкÑÑваÑÑ ÑиÑокий ÑпекÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑей. ÐÐµÐ»Ð°Ñ Ð²ÑÐ±Ð¾Ñ ÑÑеди моделей, нÑжно понаÑÐ°Ð»Ñ Ð¾ÑеÑÑиÑÑ ÑÑеÑÑ Ð¸ÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ â пÑогÑлки, ÑазвлеÑениÑ, пÑÑеÑеÑÑвиÑ, оÑоÑа, ÑÑбалка. ÐоÑле ÑÑого ÑекомендÑеÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделиÑÑÑÑ, в какой Ñезон бÑÐ´ÐµÑ Ð¸ÑполÑзоваÑÑÑÑ ÐºÐ°ÑеÑ. Цена плавÑÑедÑÑва ÑилÑно завиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ ÑÑого вÑбоÑа.

ÐпÑеделиÑÑÑÑ Ð½Ñжно Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑвом паÑÑажиÑов и гÑÑзоподÑÑмноÑÑÑÑ. Ð Ð²Ð¾Ñ Ð²ÑÐ±Ð¾Ñ Ð´Ð²Ð¸Ð³Ð°ÑелÑ, Ñопливной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ ÑÑлевого ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ñобой Ñоли не игÑаеÑ, Ñак как болÑÑинÑÑво ÑÑÑÑойÑÑв имеÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑÑожие ÑаÑакÑеÑиÑÑики, коÑоÑÑе незнаÑиÑелÑно оÑÑазÑÑÑÑ Ð½Ð° Ñене. ÐÑли ÑолÑко поÑенÑиалÑнÑй покÑпаÑÐµÐ»Ñ Ð½Ðµ ÑеÑÐ¸Ñ Ð¾ÑдаÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿ÑедпоÑÑение английÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð±Ð¾Ð»Ð¸Ð´Ñ, коÑоÑÑй Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ 65-ÑилÑнÑй двигаÑÐµÐ»Ñ Ð¸ не ÑпоÑобен ÑазогнаÑÑÑÑ ÑвÑÑе 70 км/Ñ.

Шаг 7: Пропеллер

Пропеллер можно приобрести в двух видах: готовый, и «полуфабрикат». Готовый как правило гораздо дороже, и покупая полуфабрикат можно хорошо сэкономить. Так мы и сделали.

Чем ближе лопасти пропеллера к краям воздухоотвода, тем эффективнее работает последний. Как только вы определились с зазором, можно отшлифовать лопасти. Как только шлифовка закончена, нужно обязательно провести балансировку лопастей, чтобы в будущем не было вибраций. Если одна из лопастей весит больше другой, то вес нужно выровнять, но не урезанием концов, и шлифовкой. Как только баланс найден, можно нанести пару слоев краски чтобы он сохранился. Для безопасности желательно наконечники лопастей покрасить в белый цвет.

Развитие российских катеров

Развитие российских катеров можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап начинается с 1937 по 1940 годы с проектирования катеров серии «Л» инженером Левковым. К сожалению, вес построенные и испытанные корабли не выдержали суровых боевых условий войны 1940-1945 года, и были уничтожены.

Важным этапом развития судов является конструкторская идея английского профессора Коккерела, который предложил в 1955 г. нагнетать воздух с помощью сопел. В дальнейшем основные сконструированные суда основывались на его изобретении.

Ведущее судостроительное бюро «Алмаз» стало главным местом развития советских катеров с воздушной подушкой. Первым серийным катером организации, который был создан в 1969 году, стал десантный штурмовик «Скат». Далее он стал основой для модификаций «Мурена» и «Омар». В следующие годы был создан десантный катер «Кальмар».

Десантный катер на воздушной подушке “Зубр”

В 1988 году был создан быстроходный самый большой катер в мире «Зубр» с грузоподъёмностью в 150 тонн.

Все технологии, применяемые в строительстве военных судов, были учтены и в гражданских катерах. Но в дальнейшем, проанализировав весь предыдущий опыт создания плавательных средств, конструкторы пришли к выводу, что проект убыточен. И было решено использовать более экономичные дизельные двигатели.

Представители гражданских судов

Катер «Барс» предназначен для поисково-спасательных работ и транспортировки пассажиров в труднодоступные места. Его длина составляет 6,8 метра, а ширина – 3,5 метра. Катер вмещает от 6 до 8 человек с водителем. Он развивает скорость до 80 км/час. Имеет один бензиновый двигатель модели М-14В26 мощностью 325 лошадиных сил.

Катер на воздушной подушке «Гепард» – это четырехместное алюминиевое судно. Используется спасателями, речной полицией, почтовыми службами. Силовая установка включает в себя автомобильный двигатель ЗМЗ-53-11 и два винта с кольцевой насадкой, что делает катер низкошумным. Развивает скорость до 60 км/час.

Представители военных судов

Десантные катера имеют военное назначение и призваны высаживать десант, военный груз, оружие в труднодоступных местах. Это могут быть болотистые или заснеженные местности, скрытые пляжи и бухты. Тактические суда могут наносить вооруженные удары и оказывать огневую поддержку другим судам.

Десантный катер проекта 1205 «Скат» – первый серийный проект конструкторского бюро «Алмаз». Судно рассчитано на перевозку 40 солдат. Длина корабля – 21,4 метра, ширина – 7,3 метра, а осадка – 50 сантиметров. На «Скате» установлено две газовые турбины ТВД-10М и одна ТДВ-10. Катер развивает скорость до 49 узлов. Дальность плавания составляет 200 миль. Экипаж корабля – 4 человека. Десантный катер вооружен четырьмя 30-мм гранатомета БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Также на борту установлено радиолокационное оборудование «Кивач-1».

Катер на воздушной подушке “Зубр”

Десантный катер на воздушной подушке «Зубр» – пока самый крупный катер в своем роде. Он предназначен для выброса десанта, грузов, а также для перевозки и постановки мин и огневой поддержки других судов. Он способен передвигаться по земле и болоту, обходить рвы и минные заграждения. Длин судна составляет 57 метров, а ширина – 25,6 метра. Благодаря пяти газотурбинным двигателям общей мощностью 50 тысяч лошадиных сил, он достигает максимальной скорости до 60 узлов.

Вооружение составляет:

  1. Две пусковые установки А-22 «Огонь» с неуправляемыми ракетами
  2. Две 30-мм установки АК-630 и система управления огнем МР-123
  3. Восемь комплектов зенитно-ракетного комплекса «Игла».

ЮнÑй ÑеÑник â наÑало вÑÐµÑ Ð½Ð°Ñал

ÐоÑпÑоизвеÑÑи деÑанÑнÑй каÑÐµÑ Ð² пÑиемлемÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑÑанÑпоÑÑиÑовки ÑазмеÑÐ°Ñ ÑÑÑÑким кÑлибинÑм не ÑоÑÑавило оÑобÑÑ Ð¿Ñоблем. ÐÑÐ¾Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¸ÑпÑÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ пÑедоÑÑавив ÑеÑÐ½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿ÑоизводÑÑва амÑибии в наÑÑно-ÑеÑниÑеÑкие Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÑÑанÑ, наÑоднÑе ÑмелÑÑÑ Ð´Ð°Ð»Ð¸ возможноÑÑÑ Ð²Ð¾ÐµÐ½Ð½Ñм ÑеÑнологиÑм поÑлÑжиÑÑ Ð² миÑнÑÑ ÑелÑÑ. ÐÑли оÑкÑÑÑÑ Ð»Ñбой ÑеÑниÑеÑкий жÑÑнал Ñого вÑемени, на ÑоÑо можно обнаÑÑжиÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко моÑоÑнÑе каÑеÑа на воздÑÑной подÑÑке либо Ñ Ð¶ÑÑÑким дном. ÐÐ»Ñ Ð¿ÑÐµÐ¾Ð´Ð¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑопÑÑнÑÑ Ð¸ воднÑÑ Ð¿ÑоÑÑоÑов маÑÑеÑа пÑидÑмÑвали вÑевозможнÑе ÑÐ¸Ð¼Ð±Ð¸Ð¾Ð·Ñ Ð°Ð²ÑомобилÑнÑÑ ÑÑанÑпоÑÑов и плавÑÑÐ¸Ñ ÑÑедÑÑв, оÑдалÑнно напоминаÑÑÐ¸Ñ ÐРÐÐ.

Ðднако вÑе они Ñак и оÑÑалиÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð½Ð° бÑмаге, Ñего не ÑкажеÑÑ Ð¾ Ñамом попÑлÑÑном в миÑе ÑÑанÑпоÑÑе, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑого не ÑÑÑеÑÑвÑÐµÑ Ð¿ÑегÑад, â ÑÑедÑÑве на воздÑÑной подÑÑке (СÐÐ). Ð ÑÑедÑÑÐ²Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑÑовой инÑоÑмаÑии даже ÑейÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ найÑи множеÑÑво подÑобнÑÑ Ð¸Ð½ÑÑÑÑкÑий, подÑвеÑждÑннÑÑ ÑоÑо и видеозапиÑÑми, по пÑоизводÑÑÐ²Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð²ÑÑедÑÑв ÑобÑÑвеннÑми ÑÑками Ñ Ð½ÑлÑ. Ðднако пÑоÑеÑÑÐ¸Ð¾Ð½Ð°Ð»Ñ ÑекомендÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÐµÑжаÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¿Ñедложений, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¡ÐÐ ÑÑиÑаеÑÑÑ ÑÑавмоопаÑнÑм.

Шаг 13: Тест драйв

Внешне лодка удалась, и мы спустили ее на воду чтобы проверить ее рабочие свойства.

Должен сказать, что плывет она резво, и это радует, но удивило меня рулевое управление. На средних скоростях повороты получаются, а вот на большой скорости лодку сначала заносит в бок, а потом еще по инерции некоторое время она движется назад. Хотя немного приноровившись я понял, что наклоняя тело в сторону поворота и немного сбавляя газ можно заметно снизить этот эффект. Точную скорость сказать сложно, т.к на лодке нет спидометра, но по ощущениям она вполне себе хорошая, и после лодки еще остается приличный след и волны.

В день теста лодку опробовало около 10 человек, самый грузный весил около 140 кг, и она его выдержала, хотя выжать скорость которая доступна нам у него конечно же не вышло. С весом до 100 кг лодка идет резво.

ÐгÑаниÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ÑполÑзованиÑ

ÐалÑе, ÑÑедние или болÑÑие каÑеÑа на воздÑÑной подÑÑке имеÑÑ ÑÑд огÑаниÑений, коÑоÑÑе необÑодимо знаÑÑ Ð²Ñем без иÑклÑÑений покÑпаÑелÑм.

  1. ÐÑи вÑÑоÑе Ð²Ð¾Ð»Ð½Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ 30 Ñм на водной повеÑÑноÑÑи движение каÑеÑа бÑÐ´ÐµÑ Ð·Ð°ÑÑÑднено и Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑивеÑÑи к заÑоплениÑ, Ñак как ÑÑвки и ÑдаÑÑ Ð¾ гÑебни Ð²Ð¾Ð»Ð½Ñ ÑнижаÑÑ Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ воздÑÑа под гибким огÑаждением, погÑÑÐ¶Ð°Ñ ÑÑдно Ð½Ð°Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð² водÑ.
  2. ÐÑÑÑÐ°Ñ Ð¸ вÑÑÐ¾ÐºÐ°Ñ ÑаÑÑиÑелÑноÑÑÑ Ð¾Ð³ÑаниÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿Ð»Ð¾Ñное пÑилегание гибкого огÑÐ°Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº повеÑÑноÑÑи земли, ÑÑо Ñакже Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð·Ð°ÑÑÑдниÑÑ Ð¿ÐµÑемеÑение.
  3. ÐÑÑÑкие пÑегÑÐ°Ð´Ñ ÑвÑÑе 35 Ñм (коÑÑги, пенÑки, камни) не ÑолÑко понижаÑÑ Ð´Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ под дниÑем ÑÑдна, но и могÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑедиÑÑ Ð³Ð¸Ð±ÐºÐ¾Ðµ огÑаждение. ÐÑÑÑÑ ÑÐµÐ¼Ð¾Ð½Ñ ÐºÐ°ÑеÑов на меÑÑе не ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿Ñоблемой пÑи налиÑии Ñила и пÑоволоки, однако ÑÑо лиÑние вÑеменнÑе заÑÑаÑÑ.

ÐаконноÑÑÑ Ð¸ÑполÑзованиÑ

ÐаÑÐµÑ Ð½Ð° воздÑÑной подÑÑке оÑноÑиÑÑÑ Ðº маломеÑнÑм ÑÑдам, а знаÑиÑ, Ð¿Ð¾Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÑегиÑÑÑаÑии в гоÑÑдаÑÑÑвенной инÑпекÑии Ñ ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑим названием. ÐÐ»Ñ ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð²ÑÑедÑÑвом его Ñакже необÑодимо поÑÑавиÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑÑ Ð¸ полÑÑиÑÑ ÑпеÑиалÑнÑе пÑава. ЭÑи пÑоÑедÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð¿ÑоÑÑÑ, они не вÑзÑваÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ñ-либо пÑоблем. ХлопоÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð´Ð¾ÑÑавиÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑение медиÑинÑкой ÑпÑавки Ð´Ð»Ñ ÑдаÑи на пÑава. ÐÐµÐ´Ñ Ð½Ðµ каждÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð²ÑаÑи пÑинимаÑÑ Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐ»ÑÑев маломеÑнÑÑ ÑÑдов. СÑÐ´Ñ Ð¿Ð¾ многоÑиÑленнÑм оÑзÑвам владелÑÑев СÐÐ, пÑи пÑоÑождении комиÑÑии ÑекомендÑеÑÑÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Ð¿Ñо обÑÑнÑÑ Ð¿ÑовеÑÐºÑ Ð½Ð° ÑпÑавление авÑоÑÑанÑпоÑÑом. Таким обÑазом, Ð²Ð»Ð°Ð´ÐµÐ»ÐµÑ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑно ÑÑкоÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑождение комиÑÑии и Ð¸Ð·Ð±Ð°Ð²Ð¸Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¾Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑов и ÑÑÑок Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÑинÑкого пеÑÑонала.

Шаг 3: Покрываем стеловолокном

Нижняя часть корпуса должна быть водонепроницаемой, для этого покрываем ее стекловолокном и эпоксидкой. Чтобы все высохло как надо, без неровностей и шероховатостей, нужно избавиться от воздушных пузырей, которые могут возникнуть. Для этого можно использовать промышленный пылесос. Покрываем стекловолокно слоем пленки, затем покрываем одеялом. Покрытие нужно, чтобы одеяло не приклеилось к волокну. Затем одеяло покрываем еще одним слоем пленки и приклеиваем к полу липкой лентой. Делаем небольшой разрез, засовываем в него хобот пылесоса и включаем. В таком положении оставляем на пару часов, когда процедура завершится, пластик можно будет отскрести от стекловолокна без каких либо усилий, он к нему не приклеится.

Судно на воздушной подушке своими руками

В статье речь пойдет о радиоуправляемой модели судна на воздушной подушке, сделанного с самого начала, имея лишь далекое представление об СВП и немного денег.

Идея

Конечно она безумна, но лишь отчасти. В итоге мы хотели получить радиоуправляемую модель СВП, способную перелетать небольшие препятствия(подобно экранопланам класса В или даже С).

При этом планировалось установить систему технического зрения, способную определять препятствия и помогать в их преодолении, либо определять себе подобных и следовать за ними.

Да, если проект доведем до ума, то это будет группа СВП, где управлять нужно будет только одним из них.

От идеи к действиям

Делали мы все «на глаз», имея лишь представление о принципе работы СВП, так что любые комментарии по поводу материала и оборудования очень даже приветствуются. Мы же использовали такие:

  • пеноплекс — 2(3) штуки 500 р.(750 р.)
  • двухсторонний скотч тканевый — 1 штука 50 р.
  • полистирол — 2 *1,5 метра 900 р.
  • двигатель — 2(4) штуки 3110 р.(6220 р.)
  • регулятор скорости — 2(3) штуки 2540 р.(3810 р.)
  • пропеллер — 2 (7-10) штуки 300 р. (600 р.)
  • сервопривод — 1 штука бесплатно
  • 6-канальное радоуправление — 1 комплект бесплатно
  • клей «Титан» — 1 штука 80 р.
  • аккумулятор — 2 штуки 2360 р.
  • медицинская клеенка — 1(3) штуки 100 р.(300 р.)
  • Удовольствие от работы — много и бесценно

Итого: 9940 р. (15070 р.)

  • В скобках находятся количество штук и сумма, которую мы потратили, хотя, как видно, могли бы значительно сэкономить.
  • Теперь по каждому пункту отдельно по ходу проделанной работы.
  • Процесс сборки

Первым делом купили пеноплекс, скотч, клей и заказали 2 двигателя, 2 аккумулятора, 2 комплекта пропеллеров. 6-канальная радиоаппаратура нам досталась в наследство от предыдущих студентов(да, все это мы собирали на кафедре в родном СГТУ).

По прибытию двигателей мы первым же делом сожгли первый, подключив напрямую его к аккумулятору. Да, это было большой глупостью, но зато мы поняли, что без регуляторов скорости нам не обойтись.

Заказали регуляторы, зарядник для аккумуляторов и приступили к сборке корпуса.

Пеноплекс взяли из-за его прочности, легкости и удобстве в придании ему любой формы, использовали как основной материал для корпуса. Со своей задачей он прекрасно справился, тут мы не прогадали.

Регуляторы скорости пришли быстрее, чем мы думали и решили сразу протестировать работу двигателей.

Такого результата мы не ждали. Думали, что мощности будет поменьше, а он даже без воздушной подушки прекрасно поднимал корпус над поверхностью даже при работе на 50% мощности.

Держатель для двигателя вырезали из корпуса старого блока питания.

Первый раз юбку решили сделать из кусков пленки, предварительно порезав ее, но ничего хорошего у нас не получилось, поэтому второй раз сделали из цельного куска, вырезав в нем середину.

Юбку мы делали вот по такому принципу:

Поэтому далее процесс приклеивания днища юбки:

Наконец-то мы нашли деньги на еще 1 двигатель( уже 3й) и пока он к нам летел из Санкт-Петербурга, мы начали делать хвостовую часть из полистирола.

В итоге получилось вот так:

Из остатков корпуса сделали держатель для второго мотора

Все это прикрутилось к пеноплексу с помощью саморезов длинных. К моему удивлению держится намертво.

В последний день решили закончить работу. Добавили еще немного пеноплекса для придания формы и сокрытия безобразия, в нем вырезали емкости для аккумуляторов и сервопривода.

Обшивку и рули решили сделать из того же полистирола.

Систему поворота рулей сделали из деталей, оставшихся от старого манипулятора.

На данный момент всё выглядит именно так.

Заметил я, что качество фото на некоторых снимках подвело, но претензии все к HTC Mozart. Именно на него снимались все фото и видео, ибо всегда был под рукой.

Сейчас ожидаем прибытия нового маршевого двигателя взамен сожженного на последнем видео(да, жутко запахло паленым и оказалось, что больше СВП вперед не едет, регулятор не работает, а обмотка двигателя оплавилась). Обязательно добавлю видео с испытаниями в полевых условиях (т.е. на открытом воздухе).

Дальнейшие планы

Поэтому планируем установить e-box 3310A и Kinect, для них место и мощность найдутся. Они и будут выполнять роль системы технического зрения.

А по поводу крыльев пока ничего сказать не могу, ибо на открытом воздухе сначала надо будет погонять СВП, а там видно будет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector