«иван папанин» проекта 23550: военный корабль для мирной работы
Содержание:
Предназначение и некоторые характеристики универсальных кораблей проекта 23550
Корабли по проекту 23550 предназначены для исполнения служебно-боевых задач в районах северных широт, причем даже в покрытой льдом акватории. Благодаря этой особенности, характеристикам и облику кораблей, им пришлось претерпеть множество изменений. Так, например, самая заметная конструктивная особенность – это специфическая конфигурация корпуса, которая может потребоваться при преодолении льдов.
https://youtube.com/watch?v=5EuBZAdDpfg
Надстройка получится относительно крупная, она выйдет за пределы корпуса с частью вооружений. На баке установят артиллерийскую систему с крупным калибром, сзади нее расположат основную надстройку, на которой будет мостик и мачта для радиоэлектроники. На корме надстройки разместится вертолетный ангар с относительно большой взлетно-посадочной площадкой. В одной из версий проекта на корме корабля предусматривали небольшую площадку с пусковой ракетной установкой.
По имеющимся данным корабли по проекту 23550 будут обладать полным водоизмещением до 6800 тонн, длиной — 114 метров, шириной — 18 метров, а осадкой – 6 метров. В составе экипажа предполагается включение 49 военнослужащих. Более того, будет возможным принятие на борт еще 47 человек, предположительно десанта.
Главную энергетическую установку с мощностью более двадцати лошадиных сил расположат посередине корпуса. Основным средством движения кораблей будет установление на них двух полноповоротных винторулевых колонок мощностью более восьми лошадиных сил от каждой. Чтобы повысить маневренность, колонки дополнят двойными подруливающими устройствами тоннельного типа, мощностью до семисот лошадиных сил.
Скоростной режим кораблей будет до 18 узлов, с дальностью хода до шести тысяч миль, а автономность предполагается до двух месяцев. Конструктивные особенности корпуса позволят им справляться с толщиной льдов до полутора метров, в то время как в состоянии постоянного движения толщина преодолеваемых льдов не может быть выше одного метра.
Вооружение универсальных кораблей проекта 23550
На баке перед надстройкой будет артустановка А-190 со 100мм орудием, вероятно, установят зенитные автоматы. В отдельных версиях в районе кормы корабельного корпуса будут подъемные устройства для ударных ракетных комплексов. Здесь будут две пусковые установки по четыре ракеты в каждой. Возможно, установят ракетный комплекс «Калибр», либо о Club-K контейнерного исполнения.
По бокам от вертолетного ангара в надстройке будут размещены лацпорты, в них будут храниться катера и спасательные плоты. Под палубой размещения вертолета будут располагаться два ангара для скоростных катеров по проекту 03160 «Раптор», с водоизмещением до 23 т, с пулеметным вооружением и возможностью перевозки до двадцати человек десанта.
Среди многих задач, корабли обязаны будут следовать задачам, которые свойственны буксирам. Для этих целей их оснастят буксирными устройствами с тяговым усилием до восьмидесяти тс. Не исключается также и применение подъемных кранов, в количестве двух единиц, а грузоподъемность каждого будет достигать 28 т.
С помощью самых разнообразных видов оснащения перспективными патрульными кораблями могут решаться многие задачи боевой, транспортной и иной направленности. Артиллерийским и ракетным вооружением можно открывать огонь по надводным или береговым целям, а также вести оборонительные бои при воздушных нападениях. С таким транспортно-боевым потенциалом возможно обеспечение патрулирования в указанных акваториях с сопровождением самых разнообразных судов, включая и их защиту от всевозможных угроз.
Скоростные катера и вертолеты позволят патрульным кораблям задерживать любых нарушителей с проведением всех необходимых последующих процедур.
С использованием корпусов с конструкционными особенностями ледоколов, арктическими патрульными кораблями могут выполняться проводки караванов сквозь льды. С буксирным оборудованием и подъемными кранами они смогут принимать участие в спасательных операциях, буксировке поврежденных судов или оказывать помощь прочим судам другими методами. Летную палубу можно использовать, чтобы размещать те или иные грузы с помощью стандартных контейнеров.
Конструкция
Полное водоизмещение корабля по проекту — 8500 тонн. Длина наибольшая 115 метра, наибольшая ширина 20 метров. Осадка габаритная 7 метров. Конструкция корпуса позволяет преодолевать лёд максимальной толщиной до 1,7 метра, непрерывным ходом до 1,0 метра. Экипаж составляют 60 человек, также на кораблях может разместиться дополнительный экипаж из 50 человек. На борту будут базироваться два скоростных патрульных боевых катера проекта 03160 «Раптор», которые рассчитаны для преследования нарушителей морских рубежей государственной границы и абордажных действий, и вертолёт типа Ка-27 в ангаре. Также в составе корабля будет базироваться судно на воздушной подушке проекта 23321 «Манул».
ГЭУ и движитель
На данном проекте реализована концепция единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) с системой электродвижения (СЭД). Гребная установка с электрическим приводом и гребными винтами фиксированного шага обеспечивает собственный ход судна во всех режимах эксплуатации.
Для кораблей, построенных по данному проекту, специалистами концерна «Русэлпром» разработаны, изготовлены и поставлены судовые комплекты главных и вспомогательных дизель-генераторов, системы управления возбуждением, гребные электродвигатели и преобразователи, в качестве электропривода гребного винта и для регулирования оборотов. Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля построена на основе четырёх дизель-генераторов 28-9ДГ «Коломенского завода» мощностью по 3,5 МВт. Концерн «Русэлпром» поставляет гребные электромоторы мощностью по 6,3 МВт. Движение корабля обеспечивается двумя такими моторами, вращающими два винта. Также имеется носовое подруливающее устройство.
Вооружение
- 1 × 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА.
- 2 контейнерные пусковые установки ракетного комплекса «Калибр-К» (по 4 КР типа 3М-54, 3М-14 «Калибр») или 2 контейнерные пусковые установки (по 4 ПКР «Уран» Х-35У).
Специальное оборудование
Специальное оборудование представлено буксирной лебедкой тягой около 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими крановыми установками, грузоподъемностью 28 тонн каждая.
Предназначение кораблей
«Иван Папанин» и «Николай Зубов» относятся к уникальному для нашего флота классу универсальных патрульных кораблей арктической зоны. Они предназначаются для работы в суровых условиях северных морей и потому имеют особую конструкцию и особые задачи. Проект 23550 предусматривает строительство сторожевого корабля с функциями ледокола и буксира.
От ледоколов новые патрульные корабли получают усиленный корпус и другие особенности конструкции, обеспечивающие работу в Арктике. Ледовый класс корабля – Arc7. «Иван Папанин» способен преодолевать льды толщиной до 1,7 м. Лед толщиной 1 м пробивается на непрерывном ходу. Конструкция корабля в целом и отдельных его систем приспособлена к суровым северным условиям.
С точки зрения оснащения и вооружения пр. 23550 объединяет боевой корабль и судно обеспечения. Имеются достаточно развитые системы обнаружения и поражения. Также присутствует специальное оснащение, свойственное спасательным судам и буксирам.
«Иван Папанин» на церемонии спуска
Универсальный патрульный корабль должен работать в северных широтах и решать ряд задач. В первую очередь, он является сторожевиком, из-за чего должен искать и поражать надводные или воздушные цели. Ледокольные возможности могут использоваться в собственных интересах или для проводки других судов. Для этого же кораблю пр. 23550 нужно буксирное оборудование.
Универсальная боевая единица
Таким образом, через несколько лет ВМФ России в лице Северного флота получит первый из перспективных универсальных кораблей, способных решать широкий круг боевых и вспомогательных задач. Вскоре после этого в строй войдет второй однотипный корабль.
Реализация контракта на два универсальных патрульных корабля пр. 23550 будет иметь очевидные положительные последствия. В первую очередь, необходимо отметить, что в состав надводных сил ВМФ в Арктике войдут специализированные корабли, приспособленные к работе в этом регионе. При этом они смогут решать собственные боевые задачи или выполнять функции ледоколов, обеспечивая работу других кораблей.
Доступные данные о проекте указывают на возможность установки различного дополнительного оснащения, такого как контейнеры комплекса «Калибр» или иное оборудование. За счет этого сторожевики смогут выполнять разные задачи, в т.ч. транспортного и гуманитарного характера. Как отметили на церемонии спуска «Ивана Папанина» на воду, это военный корабль, созданный для мирной работы.
Впрочем, имеются и поводы для критики. Так, представленный корабль, при всех своих плюсах, имеет ограниченный набор вооружений. В случае столкновения с серьезным противником он может быть недостаточным. Сторожевик может нести ракеты «Калибр», но они не входят в штатный комплекс оружия.
Для охраны арктической части государственной границы и северных морей заказано всего два корабля пр. 23550. Северный флот располагает мощными надводными силами, но в его распоряжении будет лишь пара универсальных патрульных кораблей. Возможно, в будущем появится новый заказ на сторожевики нового типа, что позволит усилить флотскую группировку.
Тревогу вызывают темпы строительства. Согласно договору 2016 г., головной корабль «Иван Папанин» должен был начать службу уже в этом году, но он пока только спущен на воду. Строительство второго сторожевика планировали начать год назад, но теперь перенесли на 2020-й. Причины таких сдвигов известны и понятны, но ситуация в целом заставляет беспокоиться.
Тем не менее, спуск головного корабля – пусть даже и выбившийся из исходного графика – сам по себе является поводом для оптимизма. Это событие дает старт новому этапу работ, и через несколько лет в составе нашего ВМФ появится принципиально новый многоцелевой корабль, причем не последний в своем роде. Поступив на службу, «Иван Папанин» и «Николай Зубов» смогут продемонстрировать весь потенциал оригинальной концепции, которая, возможно, получит развитие в новых проектах.
//