Большой противолодочный корабль
Содержание:
Чем опасны высокие уровни ХПК и БПК
Плохо очищенная вода.
Плохо очищенная вода наносит урон природе:
- Если вредные вещества попадают в открытые источники, это грозит гибелью животным, пьющим из них воду.
- Накапливаясь в почве, вредные вещества усваиваются растениями. Зараженные овощи, фрукты попадают на стол людям.
- В водоемах при высоком содержании органических загрязнений возрастает потребность в кислороде. Он расходуется на окисление, а флора и фауной испытывают дефицит.
ХПК и БПК: критерий загрязнения
Химическое и биологическое потребление кислорода – основные показатели наличия органики. Химический анализ оценивает суммарное количество нечистот, которые находятся во всем объеме стоков. Биохимические исследования учитывают переработанные аэробными бактериями частицы в литре жидкости. Органика содержится во всех стоках, но ее количество не должно превышать уровень, который окисляется естественным способом.
Стадии снижения ХПК и БПК в процессе очистки
Предприятия, в случае превышения норм загрязнения сбрасываемой воды, обязаны обрабатывать ее. Строятся очистные сооружения, различающиеся производительностью, по типам и принципам действия.
Снижение ХПК и БПК проходит в 4 последовательных стадии, в результате каждой затраты кислорода уменьшаются. На изменение показателей влияют характеристика и происхождение стоков. После каждого этапа забирают пробы для контроля.
Показатели загрязненности снижаются в большей степени на первой стадии после отстаивания. Удаляются вещества, которые разлагаются только сильными окислителями. После этого остается больше примесей, которые окисляются биологически. Поэтому перед биологической очисткой снижают их концентрацию. Чаще предприятия строят станции, где применяется только механическая и химическая очистка.
Стоки не всегда подвергают всем стадиям очистки. Необходимые нормы иногда достигаются после первого этапа.
История создания
Предшественники
Проект 1135
Предшественником проекта считались корабли, СКР проект 1135 (шифр Буревестник) и БПК проект 1134А (шифр Беркут). Эти противолодочные корабли обладали хорошим вооружением и мореходными качествами. Действуя группой, решали универсальные задачи. Недостаток проектов в радиоэлектронном вооружении и малой дальности обнаружения.
Предпосылки к созданию
Проект 1134А
Появление более совершенных атомных подводных лодок вынудило ВМФ СССР, приступить к созданию противолодочных кораблей нового поколения. Следовало увеличить дальность обнаружения и уничтожения вероятного противника. Требовалось улучшить обитаемость и безопасность. Необходимо усилить защиту от ПКР. Также следовало усилить артиллерийское вооружение.
Зона интересов СССР расширялась, это требовало усиления морского присутствия. Создание нового проекта противолодочного корабля, для дальнего обнаружения и борьбы, становилось приоритетным. С появлением на флоте новых систем вооружения и радио-сопровождения, в начале 1970-х годов Северным ПКБ был получен заказ на проект БПК.
Многие наработки применили с предыдущих проектов. Идея использования за основу предыдущий проект 1135 (проект 1134А), который строился большой серией, позволила бы строить на старых стапелях. Однако требование флота разместить на корабле ГАК нового поколения, заставило отказаться от ограничений в размере.
Проектирование
Схема наружного вида БПК пр. 1155
В 1972 году Северное проектно-конструкторское бюро (Ленинград), под руководством Н.П. Соболева и В.П. Мишина, поступило техническое задание флота, проект большого противолодочного корабля нового поколения проект 1155.
Изначальное водоизмещение в 4000 т исключало установку ГАК «Полином» и двух вертолетов. Подкильный гидроакустический комплекс нового поколения, массой 800 т и длиной 30 м, потребовали новых обводов корпуса в носовой части.
Использование ферменной конструкции мачт с РЛС сократило общее количество надстроек. Кормовая часть приобрела новую форму с ангарами для вертолетов. Что позволило, в отличии от предыдущих проектов, базироваться на борту. Проектное водоизмещение возросло до 7000 т.
В следствии роста водоизмещения, увеличили мощность артиллерии. Установили две арт-установки АК-100 и АК-630 с большим боезапасом. Проектом предусматривалась установка новой РЛС СУАО МР-123-01.
Вместо ЗРК «Оса-М» установили многоканальный ЗРК «Кинжал», с управляемыми ракетами, в кормовой части и на полубаке. УРК-5 «Раструб-Б» разместили, взяв за основу проект 1134А, под ходовым мостиком. Оснастили системой оповещения лазерного наведения и комплексом космической связи «Прицеп-А».
На БПК проект 1155 установили газотурбинную силовую установку. Достоинством которой, является возможность быстро перейти в режим полной мощности за 10-15 минут. Имеют высокую удельную мощность при небольших габаритах, по сравнению с паротрубными установками. Два ГТА М9, более экономичные и удобные в эксплуатации. Для удобства замены агрегатов ГТД, газо-вывод идет от каждого эшелона в две дымовые трубы. Улучшен пост аварийного управления форсажными ГТД. Установлены новые системы пожаротушения и оповещения.
Все это привело к появлению универсального боевого корабля. В городе Калининград на ССЗ «Янтарь» соорудили новый стапель. 23 июля 1977 года заложен головной корабль «Удалой».
Оценка проекта[править | править код]
После вступления в строй первых кораблей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ С. Г. Горшкова в 1983 году был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле ПКР, слабое зенитное и артиллерийское вооружение.
По результатам рассмотрения Главком ВМФ С. Г. Горшков принял решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Главным конструктором нового проекта 1155.1 стал В. П. Мишин, заместителями были назначены его помощники по проекту 1155, позже заместителем был назначен И. М. Шрамко, главным наблюдающим — Н. А. Андреев.
При сохранении практически всех кораблестроительных элементов в новом проекте противолодочный ракетный комплекс «Раструб-Б» был заменён на противокорабельный «Москит», 533 мм торпедные аппараты — на универсальный противолодочный комплекс «Водопад», а две 100-мм артиллерийских установки АК-100 на одну 130-мм АК-130, реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 — на ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1», 30-мм автоматы АК-630М — на ЗРАК «Кортик», а ГАК «Полином» — на ГАК «Звезда-2».
Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на БПК проекта 11551 впервые установили успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель стал занимать значительно меньшие объёмы, и был изготовлен в виде единого агрегата.
Сравнительная оценка по совокупности решаемых противолодочных, противоторпедных, ПРО-ПВО и противокорабельных задач БПК проекта 1155.1 и корабля проекта 1155 показывает, что БПК проекта 1155.1 превосходит своего предшественника в 1,3-1,4 раза и, по существу, является прототипом для перспективных многоцелевых кораблей охранения. Заложенные в нём инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых (в том числе экспортных) вариантов, максимально учитывающих требования заказчика. В составе ВМФ России находится только один корабль этого проекта — «Адмирал Чабаненко».
Сейчас это основные российские корабли дальней морской зоны — именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, которую Россия активно ведёт с 2008 года.
Как рассказал «Известиям» источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192 «Армат», ракетами «Калибр», «Циркон» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут».
— Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолёты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, — пояснил собеседник издания.
По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчётам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.
Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.
— Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока ещё даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта . Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны — не могут отплывать далеко от базы — и несут меньше вооружения, — пояснил Захаров.
Общие сведения
В начале 1980-х годов советский ВМФ начал пополняться эсминцами и БПК нового поколения, несущими самые современные на тот момент образцы ударного и противолодочного вооружения. Эти корабли — БПК проекта 1155 и эсминцы проекта 956 — были спроектированы для работы в паре, взаимно дополняя боевые возможности друг друга. БПК обеспечивал поиск и уничтожение подводных лодок, а эсминец работал против надводных и, при необходимости — наземных целей; задачи ПВО корабли решали совместно. Расчётная эффективность такой пары при охранении корабельных соединений в океане превосходила возможности пары самых современных на то время американских эсминцев типа «Спрюэнс», что вполне естественно: при прочих равных условиях специализированный корабль свою узкую задачу будет решать заведомо лучше, чем универсальный. Недостаток подобного решения состоит в том, что разнотипные корабли пары осложняют комплектование отрядов и манёвр наличными силами. Кроме того, разнотипное вооружение, энергетические установки (на БПК — газотурбинные, на эсминцах — котлотурбинные) и ходовые качества кораблей затрудняют их снабжение и совместное маневрирование.
Исходя из этих соображений, было решено спроектировать более универсальный корабль, который за счёт отказа от части специализированного вооружения мог бы решать задачи как эсминцев, так и БПК. Новая конструкция базировалась на проекте газотурбинных БПК типа «Удалой», сохранив от предшественников мощную гидроакустическую станцию и размещение на борту сразу двух противолодочных вертолётов. От эсминцев новый проект получил главный ударный комплекс крылатых ракет (вместо ракето-торпед противолодочного комплекса) и 130-мм универсальную артиллерию. По своим боевым возможностям такой корабль уже являлся скорее эсминцем, но за ним сохранили официальную классификацию «большой противолодочный корабль». Проект получил обозначение 11551.
На стапелях калининградского судостроительного завода «Янтарь» новые корабли должны были сменить строившиеся там БПК типа «Удалой» и далее строиться крупной серией (не менее 10 единиц). Головной корабль проекта, «Адмирал Чабаненко», был заложен в 1988 году, второй — «Адмирал Басистый» — в 1990-м. Однако далее отделение от СССР прибалтийских республик в 1991 году и приход там к власти антироссийски настроенных правительств превратило Калининградскую область России в изолированный анклав, что существенно затруднило снабжение завода «Янтарь» необходимыми для строительства ресурсами; к тому же в условиях тяжёлого экономического кризиса на продолжение строительства просто не хватало средств. В итоге серия кораблей проекта 11551 так и не была построена, и в боевой состав флота с большой задержкой ввели только головной «Адмирал Чабаненко».
В составе ВМФ СССР
БПК «Адмирал Чабаненко»
В конце 50-х годов ХХ века в СССР было принято решение создать эшелонированную противолодочную оборону, где в дальней зоне лодки перехватывались вертолётоносцами (проекта 1123) и базовой противолодочной авиацией, а в ближней — ракетными сторожевыми кораблями, первыми из которых стали БПК проекта 61. Стоит отметить, что временно в состав ВМФ СССР включались также корабли проекта 61МЭ, которые строились по заказу ВМС Индии. Позже в составе индийского военного флота эти БПК были переклассифицированы в эсминцы.
Дальнейшим развитием БПК проекта 61 стали большие противолодочные корабли с усиленным вооружением — проект 1134 «Беркут», решение о проектировании которых было принято ЦК КПСС и Советом Министров СССР 30 декабря 1961 года.
Позже проект 1134 получил развитие в виде БПК проектов 1134А и 1134Б. Несмотря на большую схожесть названий этих проектов, по сути это были существенно отличающиеся друг от друга корабли.
По тактико-техническому заданию 1972-1973 годов Северным проектно-конструкторским бюро был разработан проект новых противолодочных кораблей проекта 1155. Всего было построено 12 таких БПК.
В середине 1970-х годов в СССР начались работы по созданию нового корабля, который должен был стать ответом на создание в США крупной серии современных эсминцев УРО типа Spruance. Однако созданные эсминцы проекта 956 не удовлетворяли требованию универсальности из-за недостаточно эффективных противолодочных средств. По этой причине на основе БПК проекта 1155 был создан новый проект — большие противолодочные корабли проекта 11551. Всего планировалось построить 10 кораблей данного типа, однако до развала СССР были заложены только 3 из них, а достроен только один — «Адмирал Чабаненко».
Кроме перечисленных типов, к БПК также относили переоборудованные из эскадренных миноносцев боевые единицы — проекты 57А и 56-ПЛО. Также до 1977 года к большим противолодочным относились корабли проекта 1135, которые позже переклассифицировали в сторожевые (СКР).
Список больших противолодочных кораблей ВМС СССР
БПК проекта 57А | БПК проекта 61 | БПК проекта 61МЭ | БПК проекта 1134 «Беркут» | БПК проекта 1134А | БПК проекта 1134Б | БПК проекта 1155 | БПК проекта 11551 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
«Гневный» (1958) | «Комсомолец Украины» (1960) | «Надёжный» (1977) | «Адмирал Зозуля» (1965) | «Кронштадт» (1968) | «Николаев» (1969) | «Удалой» (1980) | «Адмирал Чабаненко» (1992) |
«Упорный» (1959) | «Сообразительный» (1961) | «Губительный» (1978) | «Вице-адмирал Дрозд» (1968) | «Адмирал Исаков» (1968) | «Очаков» (1971) | «Вице-адмирал Кулаков» (1980) | |
«Гремящий» (1959) | «Проворный» (1962) | «Ловкий» (1979) | «Владивосток» (1968) | «Адмирал Нахимов» (1969) | «Керчь» (1972) | «Маршал Василевский» (1981) | |
«Жгучий» (1959) | «Огневой» (1963) | «Твёрдый» (1983) | «Севастополь» (1969) | «Адмирал Макаров» (1970) | «Азов» (1973) | «Адмирал Захаров» (1982) | |
«Зоркий» (1960) | «Образцовый» (1964) | «Толковый» (1986) | «Маршал Ворошилов» | «Петропавловск» (1974) | «Адмирал Спиридонов» (1983) | ||
«Бойкий» (1959) | «Одарённый» (1964) | «Адмирал Октябрьский» (1971) | «Ташкент» (1975) | «Адмирал Трибуц» (1983) | |||
«Дерзкий» (1960) | «Отважный» (1964) | «Адмирал Исаченков» (1972) | «Таллин» (1976) | «Маршал Шапошников» (1985) | |||
«Гордый» (1960) | «Славный» (1965) | «Маршал Тимошенко» (1973) | «Симферополь» (1987) | ||||
«Храбрый» (1961) | «Стройный» (1965) | «Василий Чапаев» (1974) | «Адмирал Левченко» (1985) | ||||
«Стерегущий» (1966) | «Адмирал Юмашев» (1976) | «Адмирал Виноградов» (1987) | |||||
«Красный Кавказ» (1966) | «Адмирал Харламов» (1988) | ||||||
«Решительный» (1966) | «Адмирал Пантелеев» (1988) | ||||||
«Смышлёный» (1966) | |||||||
«Строгий» (1967) | |||||||
«Сметливый» (1967) | |||||||
«Смелый» | |||||||
«Красный Крым» (1969) | |||||||
«Способный» (1970) | |||||||
«Скорый» (1971) | |||||||
«Сдержанный» (1972) |
Характеристики:
Основные характеристики:
Водоизмещение | 7700 (8900) т |
Размеры: | |
— длина | 163.5 м |
— ширина | 19 м |
— осадка средняя (обтекателя ГАС) | 5.2 (7.9) м |
Силовая установка | 2 х (ГТД М-8КФ (45 000 л.с.) + ДД М-62 (18 000 л.с.)), 2 ВФШ |
Экипаж | 296 чел. |
Ходовые характеристики:
Тип хода | Скорость | Дальность/Расход топлива |
---|---|---|
Максимальный | 30 узл | |
Крейсерский | 18 узл | |
Экономичный | 14 узл | 2900 миль |
Малый | 3 узл |
Вооружение:
Вид | Наименование | Боекомплект |
---|---|---|
Авиационное | 1 Ка-27ПЛО и 1 Ка-25ДЦ (2 Ка-27ПЛО) | |
ПКРК | 2х4 «Москит» | 8 ПКР 3М80 |
Противолодочное | 2х4 ПЛРК «Водопад» | 24 ПЛУР («Водопад-НК», 83РН, 84РН) или торпеды СЭТ-65 |
2х10 РБУ-12000 | 120 РГБ-60 | |
ПВО | 2 ЗРК «Кинжал» (2х4 ВПУ) | 64 ЗУР 9М330 |
2 БМ (4х4 ПУ + 2х6 АО-18) «Кортик» | 128 ЗУР 9М311 + 24000 выстр. | |
Артиллерийское | 1х2 АК-130 | 1000 выстр. |
АСУ | «Лесоруб-1155» | |
РЭО | МР-750 «Фрегат-МА» | |
МР-350 «Подкат» | ||
Навигационная МР-212 «Вайгач» | ||
ГАС | «Звезда-2» | |
РЭБ | МП-407 «Старт-2» | |
12х10 ПК-10 | ||
2х2 ПУ ПК-2 |
Аббревиатуры
Различия между бытовыми и промышленными сточными водами
Содержимое стоков зависит от их происхождения. В домашних жидких нечистотах много органики, мусора, химических бытовых средств. Они быстро окисляются, кислорода требуется немного.
Состав производственных стоков обусловлен отраслью промышленности. Они содержат такие загрязнители, как продукты нефтепереработки, соли различных металлов, фосфаты и др. Подобные вещества трудно окисляются. Требуется больше кислорода, которым иногда принудительно насыщают стоки.
Когда сточные воды различного происхождения объединяются, это на пользу биологической очистке. Бытовые стоки содержат много органики, которая поддерживает активность процессов.
Постройка и испытания
Очередной БПК проекта 1155 был зачислен в списки кораблей ВМФ 28 июля 1981 года. 25 марта 1983 года его заложили на стапеле Прибалтийского судостроительного завода (ПСЗ) «Янтарь» в городе Калининграде с присвоением заводского номера 113. На стапеле ПСЗ корпуса кораблей проекта 1155 строились перпендикулярно воде. По мере готовности корпуса переводились в передаточный док, в котором уже спускались на воду. Легкосплавные надстройки БПК проекта 1155 заранее формировались и насыщались оборудованием в закрытом цеху, далее на специальном трейлере подвозились к строящимся корпусам кораблей и 80-тонным краном устанавливались на место.
5 ноября 1983 года БПК торжественно спустили на воду. Корабль получил наименование «Адмирал Спиридонов» в честь советского адмирала Эмиля Николаевича Спиридонова (1925-1981), в 1979-1981 годах командующего Тихоокеанским флотом и погибшего в авиакатастрофе 1981 года вместе с большей частью своего штаба.
Экипаж корабля (войсковая часть 30940) начал формироваться на Тихоокеанском флоте с 1 мая 1983 года, и 20 марта 1984 года прибыл в Калининград к месту постройки БПК. С момента прибытия на Балтику экипаж и корабль временно включили в состав 67-го отдельного дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей ДКБФ.
После прохождения заводских и Государственных испытаний на полигонах Балтийского моря, 30 декабря 1984 года корабль вступил в строй.
Описание конструкции
-
Основная статья: эсминцы типа «Гневный».
Корпус и архитектура
Эсминец проекта 57бис и БПК проекта 57А, общий вид
«Упорный» представлял собой переходный тип между торпедно-артиллерийскими эсминцами классической конструкции и ракетными кораблями: даже пусковые установки управляемых крылатых ракет были сконструированы по образцу артиллерийских башен и размещены подобно последним, в нос и корму от надстройки. В целом, даже несмотря на увеличение размерений, архитектура мало отличалась от предшественников. Стальной гладкопалубный корпус за счёт седловатости верхней палубы обеспечивал достаточно большую высоту форштевня, а посередине корпуса смонтирована надстройка с двумя дымовыми трубами и двумя мачтами. При помощи 17 главных переборок обеспечивалось поперечное разделение корпуса на 18 водонепроницаемых отсеков. Обеспечению непотопляемости также способствовало продольное разделение корпуса тремя палубами — верхней, промежуточной и нижней. В конструкции корпуса предусматривалось две пары скуловых килей и успокоитель качки с двумя втягивающимися внутрь бортовыми управляемыми рулями.
Энергетическая установка и ходовые качества
На эсминцах проекта 57бис применили паротурбинную силовую установку, состоявшую из двух суммарной мощностью 85000 л. с., вращавших два гребных винта. Пар для турбин вырабатывали четыре паровых котла модели КВ-76-1. Мощность энергетической установки позволяла эсминцу развивать наибольшую скорость в 34,5 узла. Запас топлива составлял 618 тонн, что позволяло преодолеть экономическим ходом 18 узлов до 3000 миль без дозаправки.
Вооружение и оборудование
Основой вооружения эсминцев проекта 57бис были крылатые ракеты КСЩ, ради размещения которых конструкторы полностью отказались от универсальной артиллерии.
Пуск ракеты КСЩ с «Зоркого» проекта 57бис
В двух боевых погребах эсминец мог нести двенадцать (в перегруз — до шестнадцати) крылатых ракет. 2960-килограммовая ракета КСЩ доставляла мощную 625-килограммовую боевую часть на дистанцию до 100 километров от корабля-носителя и могла поражать как надводные корабли, так и наземные радиоконтрастные цели, наподобие крупных зданий или нефтяных терминалов. Система наведения ракеты реализовывала революционный для 1950-х годов принцип «выстрелил и забыл». От корабля-носителя требовалось только предварительно навести пусковую установку по горизонту перед пуском и потом дистанционно дать команду на включение самонаведения — всё остальное ракета, оснащённая активной радиолокационной головкой самонаведения, выполняла самостоятельно. Однако то, что задумывалось как достоинство, на практике стало недостатком ракеты: развитие техники того времени ещё не позволяло реализовать достаточно надёжные селекцию и захват цели бортовыми средствами. Вероятность успешного поражения желаемой цели оставалась низкой, к тому же ракета КСЩ оказалась очень уязвимой как со стороны средств атакованного корабля, так и для традиционных огневых средств поражения. Вследствие низкой эффективности этот ракетный комплекс был в 1972 году снят с вооружения.
корабля обеспечивали четыре 57-мм автоматические счетверённые установки ЗИФ-75. Боезапас был унифицирован с наземной артсистемой буксируемого комплекса С-60 и мог включать в себя осколочно-трассирующие и фугасные снаряды. Управление огнём 57-мм установок осуществлялось двумя приборами управления стрельбой «Фут-Б».
Противолодочное вооружение было представлено торпедными аппаратами и реактивными бомбомётами для глубинных бомб. Каждый эсминец проекта 57бис нёс по два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата ТТА-53-57 и по две реактивных шестнадцатиствольных установки РБУ-2500.
Постоянного авиационного вооружения эсминец не нёс и ангара не имел, однако при необходимости мог принять один лёгкий вертолёт Ка-15 на предусмотренную в корме площадку.
Радиоэлектронное оборудование эсминца включало в себя обзорную РЛС «Ангара», навигационную РЛС «Нептун», гидроакустическую станцию «Геркулес-2М», системы управления оружием, средства связи и радиоэлектронной борьбы.
Перспективы ПЛО
На данный момент надводные корабли нескольких типов являются основным элементом противолодочной обороны российского ВМФ. В общей сложности в списках флота числится 36 больших и малых противолодочных кораблей. Несколько вымпелов сейчас находятся на ремонте, тогда как другим придется временно уйти со службы в ближайшем будущем.
Самым новым и наиболее оснащенным БПК в нашем флоте является корабль «Адмирал Чабаненко» пр. 1155.1, однако он временно небоеспособен. С 2014 г. этот БПК находится на ремонте, а его возвращение в боевой состав ВМФ возможно не ранее начала двадцатых годов.
По проекту 1155 было построено 12 больших противолодочных кораблей, треть которых в прошлом была списана и утилизирована. Шесть или семь БПК этого типа несут службу, тогда как «Маршал Шапошников» с 2016 г. находится на ремонте и модернизации. После его возвращения к службе командование планирует решить вопрос обновления оставшихся однотипных БПК. Пока четкие планы такого рода отсутствуют.
По проекту 1124М было построено более трех десятков МПК. После распада СССР часть таких кораблей досталась ВМС Украины. К настоящему времени российский ВМФ сохранил в строю два десятка «Альбатросов». МПК пр. 1124М служат в составе Северного (6 единиц), Тихоокеанского (7 единиц) и Черноморского (5 единиц) флотов; также имеется два корабля пр. 1124.
Самые новые МПК пр. 1124М вошли в состав ВМФ в первой половине девяностых годов, и с тех пор их вооружение и оснащение успело морально устареть. В рамках запланированной модернизации новые приборы может получить значительная часть имеющихся кораблей, что приведет к заметному росту боеспособности существующих соединений МПК.
БПК «Адмирал Чабаненко» пр. 1155.1 до убытия на нынешний ремонт
В составе Балтийского флота отсутствуют МПК семейства «Альбатрос», но имеются корабли того же класса пр. 1331М в количестве шести единиц. Эти корабли вступили в строй во второй половине восьмидесятых и в дальнейшем неоднократно проходили ремонт. Какие-либо данные о грядущей их модернизации по типу пр. 1124М пока не поступали.
Нетрудно заметить, что российская группировка надводных кораблей ПЛО не отличается небольшим возрастом, а кроме того, имеет определенные проблемы в контексте потенциала целевого оборудования и вооружения. БПК и МПК все еще способны решать поставленные задачи, но сохранение требуемой эффективности в будущем оказывается под вопросом.
Таким образом, возникает необходимость в строительстве принципиально новых противолодочных кораблей двух классов, а также в модернизации имеющихся вымпелов. Разработка и строительство новых образцов пока отложены на неопределенный срок. Ранее представители флота говорили, как минимум, о начале двадцатых годов. Модернизация кораблей ведется уже сейчас, и подобные планы постепенно расширяются.
Учитывая доступную информацию, в том числе последние новости, можно предполагать, что в средней перспективе количество противолодочных кораблей в ВМФ России почти не изменится. Возможно списание окончательно устаревших кораблей, но оно вряд ли будет массовым. При этом планируется осуществить постепенную модернизацию наличных БПК и МПК.
Следует отметить, что задачи ПЛО решаются не только специализированными кораблями. Большая часть новых боевых единиц изначально имеет ГАК и ракетно-торпедное вооружение для борьбы с подлодками. Таким образом, не самая лучшая ситуация с МПК и БПК частично компенсируется появлением кораблей других классов с аналогичными возможностями.
ВМФ России продолжает модернизацию надводных сил и осуществляет ее всеми доступными способами. Одним из самых удобных методов поддержания боеспособности является модернизация имеющихся кораблей. Подобные процессы в сфере ПЛО уже начаты и будут продолжены в будущем.
//
Примечания
- Ангара нет, поэтому вертолёт мог базироваться на корабль только временно.
- Ранее то же название носил немецкий эсминец, полученный СССР в счёт своей доли при разделе флота Германии между державами-победительницами.
- В ПВО сухопутных войск ракетой 9М38 вооружается комплекс «Бук»; комплексы семейства «Бук»/«Ураган» развивают конструкцию и принципы построения, заложенные в более раннем ЗРК сухопутных войск «Куб».
- На модернизированном по пр. 61Э «Проворном» и ранних эсминцах пр. 956 это была РЛС МР-700 «Фрегат-М».
- Неофициально 5-я ОПЭСК называлась Средиземноморской; у эскадры было постоянное командование, а корабли приходили с Северного, Балтийского и Черноморского флотов по специальному плану-графику поочередно — сначала на 3-4, а потом на шесть и более месяцев. В задачи Пятой оперативной эскадры входила защита государственных интересов Советского Союза, а также противодействие 6-му флоту США и ВМС других недружественных СССР государств. Расформированная 25 декабря 1992 года, постоянно действующая Средиземноморская эскадра ВМФ России была воссоздана 21 сентября 2013 года.
- ОАР — Объединённая Арабская Республика, созданная в 1958 году как союзное государство Египта и Сирии. После выхода из Сирии из состава ОАР в 1961 году Египет остался в «объединённой» республике один, однако сохранял это официальное название вплоть до 1971 года.
- «Война на истощение» продолжалась с июня 1967 по 8 августа 1970 года, когда было заключено перемирие.
- Следует отметить, что с приходом к власти Анвара Садата в 1970 году начался отход Египта от союзных отношений с СССР и сближение с США; в 1972 году, как раз накануне войны, это выразилось в высылке из Египта большей части группы советских советников, в том числе военных, а в 1976 году закончилось полным разрывом советско-египетского договора о дружбе и сотрудничестве.