Военные корабли 20 века

Самый сильный корабль в конце века

20 век – век развития технологий и появления ядерного вооружения. Наряду с созданием технических новинок проектировались огромные грозные корабли, несущие в себе смертоносные орудия. Главным достижением ушедшего столетия стало появление атомного реактора и использование морской авиации. Авианосцы и атомные подводные лодки стали опасными инструментами, способными уничтожить целые города.

Авианосцы типа «Нимиц» – США

С 1975 года до конца 20 столетия американские военно-морские силы приняли на вооружение 8 авианосцев типа «Нимиц». Еще 2 были построены в 21 веке. Данная боевая единица является самой большой по водоизмещению – свыше 100 тысяч тонн. Два атомных реактора позволяют проводить в океане десятки лет. Для обслуживания одного корабля требуется экипаж, состоящий из 3 200 человек, еще 2 800 необходимо для обеспечения работы авиации.

  • Судно участвовало в операции «Орлиный коготь». В 1980 году с авианосца «Нимиц», находящегося у берегов Ирана, были отправлены 8 вертолетов с солдатами специального назначения на борту. Они должны были освободить американцев, которых удерживали экстремисты в здании посольства США в Тегеране. Кампания не задалась с самого начала. Заложников освободить не удалось.
  • В 1981 году при посадке самолета EA-6B Prowler произошла авария, в результате которой погибло 14 человек, еще 45 было ранено.
  • В 1991 году «Нимиц» принимал участие в операции «Буря в пустыне».

Самый сильный корабль в начале 20 века

Броненосцы, получившие свое распространение в последние десятилетия 19 века, считались мощнейшими кораблями в мире. Как и их предшественники – деревянные парусные линкоры, они действовали в составе боевого соединения – эскадры. Во время сражения морские гиганты выстраивались в линию так, чтобы в момент залпа орудий быть повернутыми бортом к противнику. Такая тактика была необходима для достижения максимальной огневой мощи.

Русско-Японская война – оборона Порт-Артура, Цусимское сражение

После проведения реформ в Японии – Реставрации Мэйдзи, Страна Восходящего Солнца начала проводить агрессивную внешнюю политику, которая затронула и Россию. Николай II уделял много внимания Дальнему Востоку, укрепление своих границ было главной задачей российского царя. Япония же искала повод для начала военных действий.

Для базирования тихоокеанского флота необходимо найти незамерзающий порт. На российских границах такой территории не было. Поэтому в 1898 году было подписано соглашение, согласно которому китайский Порт-Артур предоставлялся России в аренду сроком на 25 лет. Первая тихоокеанская эскадра, в составе которой были знаменитые броненосцы «Петропавловск», «Полтава» и «Севастополь». Японская армия негативно отреагировала на такое соседство.

Русские боевые корабли, отправленные в Порт-Артур, имели длину 112 м, водоизмещение 11,5 тысяч тонн. Скорость достигала 16,5 узла. Автономность плавания – 3 750 морских миль. Главный броневой пояс был обшит 368-мм сталью, основное вооружение – 254-мм плитами. Вооружение включало 4 305-мм пушки, 12 152-мм техники, 12 47-мм оружий, а также 6 торпедных аппаратов, включающих до 50 мин.

В январе 1904 года произошла внезапная атака на Порт-Артур со стороны Японского флота. Из строя было выведено несколько русских кораблей, через 3 месяца Россия выдвинула оставшиеся судна в море, но проиграла сражение.

После гибели всей первой тихоокеанской эскадры Балтийский флот сформировал вторую и отправил ее к восточным границам. Поход занял полгода. В 1905 году вблизи острова Цусима 30 российских кораблей поджидало более 120 единиц Японского императорского флота. Исход был предрешен. Россия потеряла значительную часть броненосцев.

Дредноут (1906) – Великобритания

Новый британский линкор «Дредноут» (HMS Dreadnought), построенный в 1906 году в Великобритании, стал родоначальником нового класса кораблей, названных в его честь. Своим появлением он мгновенно сделал устаревшими все действующие броненосцы. Огромное мощнейшее судно являлось самым сложным техническим устройством своего времени.

«Беллерофон» 1907 год

Главный калибр состоял из 305-мм пушек, которые располагались парами на 5 башнях. Средний калибр не был даже включен в состав вооружения корабля. Выполнялся новый принцип, звучащий как «all-big-gun» – «только большие пушки».

Все последующие линкоры, придерживающиеся этого правила, назывались дредноутами. Страны, претендующие на звание сильных морских держав, стремились иметь в распоряжении хотя бы один такой корабль. Лидерами выступали Англия и США. Россия также участвовала в гонке вооружений – в ее составе находилось 4 дредноута, головным кораблем выступал «Севастополь».

Мореходные и маневренные качества

При стандартной загрузке угля дальность плавания броненосца полным ходом равнялась 1400 милям, экономичным ходом 3200 милям, а при максимальной загрузке угля 1860 и 4200 милям соответственно. При 84 оборотах винта скорость корабля составляла 16 узлов, при 64 — 12 узлов, при 54 оборотах 10, при 45 — 8 узлов и 6 — при 35 оборотах.

При скорости корабля в 8,5 узла, по команде «задний ход», корабль останавливался и шёл назад за 90 секунд, а по команде «лево» или «право» на борт при той же скорости и повороте руля на 30° диаметр циркуляции корабля равнялся 546 метрам, при скорости в 10 узлов 640 метрам. На полный поворот уходило 4 минуты. Скорость положения руля на максимальный угол в 35° равнялась 20 секундам, а на положения руля в ручную требовалось 8 человек.

Запаса сухой и мокрой провизии хватало на 3 месяца нахождения в море, а запасов пресной воды на две недели. На обеспечение повседневных нужд (отопление, освещение, работа вспомогательных механизмов) в сутки затрачивалось от 3,6 до 3,9 тонны угля.

Системы артиллерийских башен

Башня Эриксона

Башня Эриксона.

Эриксон установил свою башню нижней кромкой прямо на верхней палубе, обеспечив её поворот за счёт центрального штыря, жестко закреплённого в днище корабля. Для горизонтального наведения использовался паровой привод от небольшой одноцилиндровой машины через редуктор, причём для поворота башню было необходимо немного приподнять над палубой при помощи клинового механизма, а её вращение было не вполне равномерным, из-за чего точность горизонтальной наводки страдала. Так как башня располагалась выше верхней палубы, высота башни была значительна. С подпалубными помещениями она сообщалась лишь при помощи своего штыря, что, с одной стороны, уменьшало заливаемость последних забортной водой, а с другой — полностью лишало расчёт орудий какой-либо связи с остальным кораблём. Подача боеприпасов происходила через верхнюю палубу. Ещё одной характерной особенностью башни Эриксона в её окончательном варианте было расположение на её крыше боевой рубки корабля, причём крепилась она не к самой башне, а к неподвижному центральному штырю, и при повороте башни рубка оставалась неподвижна.

Башня Кольза

Башня Кольза для 305-мм орудия «Петра Великого».

Башня Кольза опиралась своей нижней кромкой на главную палубу, а в верхней палубе для её прохода имелся круглый вырез, зазор между которым и самой башней был, несмотря ни на какое уплотнение, постоянным источником сырости в подбашенных помещениях. Благодаря частично подпалубному расположению башня Кольза была намного ниже эриксоновской, а значит — менее уязвима для огня противника. Поворот башни осуществлялся ручным приводом за счёт перекатывающихся по специальной площадке на главной палубе круглых катков, вместе составлявших нечто вроде гигантского роликового подшипника. Лишь намного позднее для поворота башни Кольза был приспособлен гидравлический привод. Конструкция Кольза считалась более продуманной с инженерной точки зрения. Тем не менее, общими недостатками башен обеих систем были, во-первых, большая масса всей установки в целом и её подвижных частей в частности, во-вторых — очень малый внутренний объём, затрудняющий действия прислуги, а в-третьих — полное отсутствие какой либо защиты поворотного механизма и его привода, что вынуждало полностью бронировать борт башенных кораблей в районе башен, дополняя бортовую броню ещё и поперечными траверзами, что ощутимо увеличивало массу необходимой броневой защиты.

Башня Идса

Башня Идса.

Существовал третий тип броневых башен — башни Идса, разработанные американским инженером и промышленником Джеймсом Идсом (англ. James Buchanen Eads). Подобно башне Кольза, башня Идса вращалась на роликах, но в отличие от башни Кольза, кольцо из роликов было проложено под главной палубой, в подводной части. Внутри полого цилиндра башни Идса орудия размещались на независимо вращающейся платформе, которая для перезарядки опускалась вниз, в подводную часть корпуса

Для своего времени, башня Идса была очень прогрессивной; на ней впервые значительное внимание уделили защите подбашенного пространства и механизмов привода башни, тем самым сделав шаг к башенно-барбетным установкам, появившимся лишь в 1890-х. Кроме того, башня Идса была также высоко механизированной по меркам времени

Все её функции — вращение, подъём и опускание орудийной платформы, вертикальная наводка орудий, возвращение орудий на место после отката — осуществлялись с помощью вспомогательных паровых приспособлений, и башня Идса требовала намного меньше персонала чем башни Кольза и Эрикссона. Однако из-за большой сложности и стоимости башня Идса распространения не получила.

Первые парусные боевые корабли России

Конечно же, не справедливо говорить о том, что флот в России начался со времен Петра, задолго до появления сына царя Алексея Михайловича, на Руси строили торговые суда, именуемые бусинами, которые славились своей способностью ловить даже малейшие дуновения ветерка. Бусы были основным типов судов, строились они в Архангельске и имели потрясающую грузоподъемность свыше двухсот тонн. Военными эти корабли назвать можно с большим трудом, скорее они были самостоятельными, бусины являлись торговыми судами и имели на своем борту как минимум по двадцать стрельцов и пушкарей, они могли спокойно пойти в атаку, но прежде всего огневая мощь была рассчитана для защиты. Обусловлено это в первую очередь тем, что у России не было цели вести морские бои, так как, по сути, существовал всего один полноценный морской порт.

Первый боевой корабль “Орёл”

Во время царствования Алексея Михайловича наступил период активного развития торговли с соседними государствами. В виду неспокойной обстановки в Каспийском море торговым судам требовалась усиленная охрана, этот факт бал прописан в соглашении с Персией. По этому соглашению и была основана первая верфь.

Корабль “Орел” 1667 год

На Оке в 1667 году приступили к строительству верфи, специально для одного корабля и нескольких небольших судов. Специально для этого дела были привлечены голландские мастера, а для руководства строительством полковник Ван-Буковец и капитан Бутлер. Все они вместе с мастеровыми подчинялись боярину Ордын-Нащокину, автору идеи о собственном флоте для России.

В мае 1668 года был построен корабль западноевропейского типа, с двумя палубами, тремя мачтами, вооруженный двадцати двумя пушками. Этот галиот имел двадцать четыре метра длинны и шесть с половиной ширины, со скромной осадкой не более полутора метров.

В конце апреля 1669 года царским указом галиоту было присвоено имя «Орел» в честь российского герба. По царскому приказу на флагах были вышиты двуглавые орлы, также были установлены резные золоченые деревянные орлы. Эти символы нашли свое место на всех военных судах в будущем. Именно с Орла пошло начало российского военно-морского флота, его создание привело к появлению Корабельного устава, а статьи, полученные перед отплытием Орла стали прообразом устава военно-морского флота. Огромный исторический вклад, уникальное событие для огромной империи, основа морских успехов России так и не выполнил своего прямого предназначения. В августе того же года Орел был захвачен казаками под предводительством Степана Разина. Восставшие тогда сожгли много кораблей, стоявших на рейде в Астрахани, Орла же перегнали в протоку Кутум, где он и сгнил. Так корабль, не видевший моря, стал основой морского флота. Поговаривают, что именно его силуэт красуется на шпиле Адмиралтейства.

Постройка и испытания

Бронепалубный крейсер I-го ранга «Богатырь» перед спуском на воду

Постройка крейсеров типа «Богатырь» осуществлялось пятью различными верфями: одной немецкой и четырьмя российскими. Головной корабль серии был торжественно заложен на стапеле в Штеттине 9 декабря 1899 года и получил название «Богатырь». Копирование и корректировка чертежей осуществлялись по мере их поступления, неритмично и часто с большими перерывами. Строительство сдерживалось многочисленными согласованиями проекта между строителем и МТК. В итоге запоздалые требования комитета по внесению изменений оборачивались в дополнительные затраты сверх контракта и затягиванием сроков исполнения. Так за изменение конструкции и улучшенный материал броневой палубы пришлось доплатить 239332 марки, за замену материала крыши и палубы боевой рубки — 9750 марок, за такую же замену в башнях — 2400 марок и за замену броневого прикрытия четырех элеваторов на нецементованную броню Круппа — 53550 марок. Из-за всех задержек «Богатырь» сошел на воду 17 января 1901 года, в мае, после установки машин прошел швартовные испытания, а в ноябре 1901 года на заводских ходовых испытаниях развил скорость 24,33 уз. Получив отсрочку до 15 марта 1902 года, фирма уложиться в нее не успела, и лишь в мае смогла предъявить крейсер к сдаче.

Фактическая закладка «Витязя» состоялась 21 октября 1900 года, он должен был стать первым крейсером серии, построенным в России. Его строительство велось на верфи Адмиралтейства Галерного островка в Санкт-Петербурге. 1 июня 1901 года в деревянном эллинге, где находился стапель начался пожар. Причиной возгорания стало несоблюдение элементарных правил пожарной безопасности. Огонь уничтожил эллинг вместе с корпусом «Витязя», степень готовности которого составляла 10%.

Спуск на воду бронепалубного крейсера I-го ранга «Олег»

Крейсер «Очаков» был заложен 27 февраля 1901 года на стапеле Лазаревского адмиралтейства в Севастополе. Первоначально строительство крейсера велось быстро и 21 сентября 1902 года он был спущен на воду. В дальнейшем возникло множество задержек в связи с изменениями в конструкции и задержками поставок практически всеми контрагентами. В сентябре 1905 года крейсер вышел на испытания.

«Кагул» был заложен 14 марта 1901 года в крытом эллинге № 7 Николаевского адмиралтейства. На воду крейсер спустили 20 мая 1903 года. Формально корабль вступил в строй в 1905 году, но его испытания реально завершились лишь в августе 1907 года.

Решение о строительстве крейсера «Олег», взамен погибшего на стапеле «Витязя», было принято уже 9 июня 1901 года. Его закладка состоялась 1 ноября 1901 года на верфи Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. В ходе строительства был внесён ряд изменений в проект, 14 августа 1903 года корабль был спущен на воду. Из-за начавшейся Русско-японской войны на его ускоренную достройку были выделены дополнительные средства и уже 22 августа 1904 года крейсер впервые вышел в море. Однако его испытания затянулись до октября 1904 года.

Новые технологии военного флота

Развитие артиллерии позволило продолжать гонку производства дредноутов в начале 20 века. Позднее скорострельные большие пушки стали применяться и на других боевых кораблях, а также в качестве береговой обороны.

Огромные тяжелые установки, расположенные на палубе, позволяли осуществлять выстрелы из пушек большого калибра. Самыми мощными были японские 460-мм орудия Типа 94, установленные на линкорах «Ямато» времен Второй мировой войны.

Вместе с размером артиллерии важным показателем была скорострельность. Советская установка АК-130 осуществляет до 45 выстрелов в минуту. С 1985 года она состояла на вооружении эсминцев проекта 956.

Палубная авиация – реактивные самолеты

В годы Первой мировой войны морская авиация находилась в зачаточном состоянии. В качестве техники использовались гидросамолеты. Проводились первые испытания, в дальнейшем разрабатывались механизмы для взлета и посадки самолета на палубу движущегося корабля. Вторая мировая война уже активно использовала данный вид вооружения. Боевая авиация показала свое превосходство над всеми остальными видами морской техники.

Появление реактивных самолетов ускорило процесс создания морских платформ в лице авианосцев. Большинство крупных морских стран начали проектировать гигантские судна нового типа.

Ракетное вооружение

На каждый вид нового оружия необходимо было искать противодействие. Когда стало понятно, что пушки не работают против самолетов, началась разработка ракетного вооружения. Страны, входящие в состав НАТО, выдвинули идею начать «ракетную войну в море». Так, со второй половины 20 века началась разработка новых видов техники, которые разделяли на 3 группы:

  • Система зенитного управляемого ракетного оружия (ЗУРО);
  • Управляемое ракетное оружие (УРО);
  • Противолодочное управляемое ракетное оружие (ПЛУРО).

Система ПВО и ПРО

Появление ЗУРО, УРО и ПЛУРО в одной стране вело к созданию аналогичных устройств в других государствах. Необходимо было искать методы защиты от агрессивной техники. Так появилась система Противоракетной обороны (ПРО). Для обеспечения безопасности со стороны воздуха использовались установки противовоздушной обороны (ПВО).

Морские мины

Морские мины получили свое распространение в годы Первой и Второй мировых войн. Они устанавливались в местах наиболее вероятного прохождения противника. Боевое судно, в том числе незаметная вражеская подводная лодка, являлись целью морских мин. Для их расстановки применяли специальные корабли, называемые тральщиками. Позднее были разработаны торпедные аппараты, которые имели возможность устанавливать минные заграждения.

Атомный реактор

Использование атомных реакторов на военных кораблях стало очередным рывком в сфере военно-морского флота. Ядерная корабельная энергетическая установка обеспечивала движение боевой единицы, а также функционирование всех электрических и паровых устройств.

  • В 1954 году США построили первый в мире корабль с атомным реактором на борту. Им стала подводная лодка «Наутилус».
  • В 1958 году СССР ответил на американский вызов, введя в строй атомную субмарину «Ленинский комсомол».
  • В 1961 году США получили на вооружение первый военный надводный атомоход – ракетный крейсер «Лонг Бич».
  • В этом же 1961 году США стали обладателями первого в мире атомного авианосца «Энтерпрайз». Все последующие американские авианосцы оснащались атомным реактором.
  • В 1980 году СССР поставил на вооружение свой первый военный атомоход – крейсер «Киров». Гражданский атомный ледокол «Ленин» начал свою службу в далеком 1959 году.

Беспилотники

В конце 80-х годов 20 века США первыми начали применять тактические беспилотные летательные аппараты (БЛА). Впервые они были использованы в 1990 году во время операции «Буря в пустыне».

Позже начали создаваться беспилотники, движущиеся по воде, под водой и гибридные образцы. Такие устройства выполняют различные боевые задачи, при этом отсутствует риск гибели человека, управляющего данным вооружением. Дальнейшее развитие техники продолжилось в следующем 21 веке.

Постройка и испытания

Спуск на воду броненосца «Победа»

Первым 21 (9) ноября 1895 года в старом деревянном эллинге Балтийского завода был заложен броненосец «Пересвет». В тот же день в большом каменном эллинге Нового Адмиралтейства состоялась закладка второго корабля серии — «Ослябя». Механизмы для обоих кораблей заказали Балтийскому заводу.

9 ноября (28 октября) 1897 года МТК решил усилить мелкую артиллерию «Пересвета». К этому времени патронные погреба уже были готовы и началась переделка, обошедшаяся в 3942 руб. 19 (7) мая 1898 года «Пересвет» спустили на воду в присутствии государя императора, а 30 (18) мая на Балтийском заводе началась постройка еще одного корабля данного типа. Ему было присвоено имя «Победа». 8 ноября (27 октября) 1898 года состоялся спуск на воду броненосца «Ослябя» и на нем началась установка броневых плит каземата и верхнего пояса брони, монтаж орудийных башен.

15 (3) ноября 1898 года «Пересвет» перевели в в Кронштадт, сборка башен на нем задерживалась в связи с большим опозданием поставки брони. Работы по постройке «Осляби» продвигались значительно медленнее:

Медленность в устройстве водоотливной системы из-за выполнения несколькими фирмами: один делает турбины, другой трубы, третий электромоторы. Появляются вопросы, нарождается переписка, объяснение, обсуждение, а дело стоит. Что на Балтийском заводе решается и выполняется в месяц, то в Адмиралтействах потребует шесть месяцев, если не более.
Из записки о ходе работ главного корабельного инженера С.-Петербургского порта Н.Субботина

Эскадренный броненосец «Ослябя» на достройке

30 (17) мая 1900 года «Победу» спустили на воду. При отдаче левого якоря лопнула якорь-цепь, но корпус броненосца был остановлен правым якорем.

Первые ходовые испытания головного корабля были проведены 4 ноября (23 октября) 1899 года, в ходе которых были выявлены недостатки в работе силовой установки и рулевого управления. После устранения неисправностей повторные испытания проводились 2 октября (19 сентября) 1900 года. На них было отмечено, что из-за сильного дыма находиться на грот-марсе невозможно. Однако скорость корабля превысила контрактную даже при недоборе мощности и управляющий Морским министерством приказал больше испытаний не проводить. Испытание водонепроницаемости корпуса выявило необходимость в подкреплении опускной дери системы Н.Е. Титова.

30 (17) августа 1901 года корабль «освидетельствовал» император Николай II, распорядившийся переделать мостик, чтобы с него можно было видеть корму. Работу выполнили в срочном порядке. 19 и 20 (6 и 7) сентября испытали стрельбой носовую и кормовую башни, причем в носовой возникли неисправности, а в кормовой проблем не было. Испытания артиллерии и башенных установок стрельбой на «Победе» и «Ослябе» провели в сентябре — октябре 1902 года.

Эволюция броненосцев

Эволюция броненосцев

La GloireTrafalgarHMS Warrior

Вместо того чтобы принять которую-нибудь из форм прежних судов, мы видим, что монитор не имеет с ними никакого сходства, и даже можно сказать, что он совершенно им противоположен во всех отношениях. Судно, которое будет летать по воздуху, вероятно, не удалится настолько от общей идеи, как подводный монитор, прорезающий или ныряющий в волнах. Он уничтожает даже различие между силою 100-пушечного корабля и двухпушечной вращающейся батареи… Одним словом, монитором обозначается новая эра в истории государств.
Ч. Бойнтон
Каждый корабль, несущий службу в открытом море, должен возвышаться над поверхностью воды, быть хорошо освещенным и нести эффективное вооружение, то есть фактически быть насколько это возможно, прямой противоположеностью «Монитору».
Е.Рид

HMS Captain

Купер Коулз в 1861 году предложил альтернативу батарейным броненосцам, предлагая разместить артиллерию в башнях. Первый корабль HMS Prince Albert уступал по мореходности HMS Warrior из-за слабых машин, но скорость наведения на цель произвела впечатление на Адмиралтейство, поэтому был построен HMS Captain, но на испытаниях он затонул. Эдвард Рид также предложил альтернативу батарейным броненосцам построив HMS Bellerophon в 1865 году. Так-же Э.Рид проектирует брустверный броненосец HMS Devastation и хотя он был заложен позже русского «Петра Первого», вступил в строй раньше. Натаниэль Барнаби, сменивший Рида строит в 1876 году цитадельный броненосец HMS Inflexible.

Русские и французские кораблестроители предпочитают разрабатывать барбетные броненосцы. Начало строительству таких броненосцев положил вице-адмирал Попов, французы подхватили эстафету построив броненосец типа Amiral Duperre.

Итальянские кораблестроители пошли третьим путем, создав бронепалубную схему бронирования построив корабли типа Italia в 1885 году. Для защиты побережья разрабатывались броненосцы береговой обороны. Венцом развития броненосцев стали эскадренные броненосцы, ставшие ударной силой флота. Конец эпохи броненосцев положил вступивший в строй в 1906 году английский HMS Dreadnought и началась эпоха дредноутов.

Построенные корабли

Название Завод-строитель Закладка Спуск на воду Вступление в строй Судьба
CL-4 Omaha Todd S.B. & D.D. Co. 6 декабря 1918 года 14 декабря 1920 года 24 февраля 1923 года Продан на слом в ноябре 1945 года
CL-5 Milwaukee Todd S.B. & D.D. Co. 13 декабря 1918 года 24 марта 1921 года 20 июня 1923 года С апреля 1944 года по март 1949 года входил в состав ВМФ СССР под именем «Мурманск»; продан на слом в марте 1949 года
CL-6 Cincinnati Todd S.B. & D.D. Co. 15 мая 1920 года 23 мая 1921 года 1 января 1924 года Продан на слом в ноябре 1945 года
CL-7 Raleigh Fore River 16 августа 1920 года 25 октября 1922 года 6 февраля 1924 года Продан на слом в ноябре 1945 года
CL-8 Detroit Fore River 10 ноября 1920 года 29 июня 1922 года 31 июля 1923 года Продан на слом в январе 1946 года
CL-9 Richmond Cramp 16 февраля 1920 года 29 сентября 1921 года 2 июля 1923 года Продан на слом в январе 1946 года
CL-10 Concord Cramp 29 марта 1920 года 15 декабря 1921 года 3 ноября 1923 года Продан на слом в декабре 1945 года
CL-11 Trenton Cramp 18 августа 1920 года 16 апреля 1923 года 19 апреля 1924 года Продан на слом в январе 1946 года
CL-12 Marblehead Cramp 4 августа 1920 года 9 октября 1923 года 8 сентября 1924 года Продан на слом в ноябре 1945 года
CL-13 Memphis Cramp 14 октября 1920 года 17 апреля 1924 года 4 февраля 1925 года Продан на слом в январе 1946 года

Судьба кораблей

Во время нападения японской авиации на Перл-Харбор в гавани находились два крейсера типа Omaha — CL-8 Detroit и CL-7 Raleigh. Первый из них, вместе с крейсером CL-46 Phoenix оказались единственными крупными кораблями, которые смогли покинуть гавань во время налета. Второй был торпедирован.

CL-5 Milwaukee

  • С апреля 1944 года по март 1949 года в составе ВМФ СССР под именем «Мурманск».
  • В марте 1949 года продан для разделки на металл.

CL-7 Raleigh

В декабре 1941 года тяжело поврежден японскими торпедоносцами во время атаки Перл-Харбора, находился в ремонте до июля 1942 года.

CL-12 Marblehead

5 января 1942 года получил два прямых попадания авиабомбами, еще несколько разорвались недалеко от корабля; находился в ремонте до конца 1942 года.

История создания

Предшественники

Спущенный на воду 22 ноября 1882 года HMS Collingwood стал первым полноценным барбетным броненосцем Королевского флота. Его постройке предшествовала длительная и не всегда результативная полемика о пути дальнейшего развития броненосных кораблей. Использование полного поясного бронирования утяжеляло броненосцы, а установка орудий в башенные установки не позволяла производить быструю смену секторов стрельбы. В плане тактики морского боя наметился отказ от индивидуальных действий практически неуязвимых для артиллерии броненосцев и переход к действиям в составе эскадр и возврат к использованию линейного боя. HMS Collingwood имел мощное цитадельное бронирование, в то время как оконечности были лишены защиты, но их повреждение не могло сказаться на боеспособности корабля, так как все жизненно важные отсеки были надёжно защищены, а отсеки в оконечностях были разделены водонепроницаемыми перегородками на множество мелких, затопление которых не создавала угрозы для корабля в целом.

Орудия главного калибра были расположены в барбетах, что позволило сэкономить вес вооружения. В определённый момент времени конструкция HMS Collingwood стала наиболее удачной, и, несмотря на некоторые недостатки, послужила основой для создания целого класса броненосцев типа Admiral, которые хотя и имели некоторые отличия друг от друга, но всё же были объединены в единый тип, получивший имена в честь наиболее выдающихся британских адмиралов.

Предпосылки к созданию

HMS Collingwood

Главной целью постройки броненосцев типа Admiral было усиление британского флота современными кораблями, предназначенными для действий в составе эскадр. Довольно длительное время в Великобритании строились либо единичные корабли флагманского типа, либо броненосцы береговой обороны, не приспособленные для действий в открытом море. Когда стало известно о программах постройки барбетных броненосцев в Италии, Франции, России и Австро-Венгрии, над Королевским флотом нависла угрозы утраты лидирующего положения.

Чтобы избежать возможного отставания, Адмиралтейство предложило программу постройки современных эскадренных броненосцев. После рассмотрения различных проектов, было решено строить корабли на основе проекта HMS Collingwood, но с усиленным вооружением. Наиболее подходящими орудиями для новых кораблей стали 343-мм казнозарядные орудия, но их производство к моменту закладки новых броненосцев даже не начиналось. Дополнительные проблемы возникли из за отсутствия свободных стапелей на Королевских верфях. Рассматривался вопрос о вооружении корабля 305-мм орудиями, аналогичными установленными на HMS Collingwood, так как теоретически они обладали достаточной бронебойностью, чтобы пробивать броню французских броненосцев. В такой ситуации Адмиралтейство приняло решение о передаче заказа на постройку на одну из частных верфей, а в качестве орудий главного калибра использовать 413-мм орудия, разработанные на заводах Армстронга, опираясь на теорию уничтожения противника одним залпом.

Проектирование

Схема HMS Benbow

На момент начала проектирования 343-мм орудия находились на стадии разработки, а 305-мм, установленные на HMS Collingwood были слишком ненадёжными. Недостаток времени заставил отложить решение вопроса вооружения, а заказ на постройку выдать раньше начала проектирования. Фактически корабль был заложен раньше, чем появился его детальный проект. Это не оказало принципиального влияния на постройку, так как в основе лежали разработки, использованные при строительстве HMS Collingwood. На верфи были использованы чертежи HMS Camperdown и HMS Anson, что значительно сократило время постройки.

Так как корпус корабля строился по проектам других броненосцев типа Admiral, а вооружение имело принципиальное отличие, контракт предусматривал отдельное проектирование и оплату постройки барбетов и корпуса. Благодаря этому при необходимости можно было перевооружить корабль на 343-мм орудия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector