Фрегаты и эскортные корабли
Содержание:
- За кулисами Править
- В целях борьбы с дефицитом
- Парусные фрегаты
- Описание Править
- Рабочая лошадка флота
- Современные фрегаты
- Корабли «Тальвар»
- По самому большому счёту
- Обстановка с ходом строительства и вводом в строй фрегатов проекта 22350
- Как корабль назовёшь…
- 40 кораблей
- Фрегаты эпохи паровых двигателей
- Примечания
- Крейсер
- Оптимистический итог
За кулисами Править
Изначально понятие «фрегат» происходит от быстрого, длиннокорпусного парусного военного корабля. В семнадцатом веке термин применялся даже к очень мощным линкорам, таким, как Sovereign, а в восемнадцатом и девятнадцатом веках он стал использоваться для обозначения и менее мощных судов, которые несли свои основные орудия вдоль одной палубы, а не в несколько уровней, как линейный корабль. Классические парусные фрегаты выполняли и функции крейсеров, способных производить разведку и рейды впереди основного боевого флота или проводить дальние операции самостоятельно. В конце восемнадцатого века, стали появляться большие фрегаты, которые были примерно такими, как большие и хорошо вооруженные, так и малые линейные корабли, хотя они были, в основном, выполнены в виде очень больших крейсеров и не использовали линейную тактику.
Самые ранние морские броненосцы, вступившие в строй в 1860 году, были основаны на деревянной конструкции, как и старые линейные корабли с несколькими орудийными палубами и в целом были расценены как слишком тяжелые для адаптации в качестве серьёзного бронированного военного корабля. Первый броненосец, La Gloire, спущенный на воду в 1859 году, был деревянным линейным кораблём, доработанным железной бронёй и имевшим одну главную орудийную палубу, но уже в 1860 году был разработан фрегат Воин, который изначально был цельнометаллическим. Этот фрегат был самым мощным военным кораблем своего времени, и быстро был модернизирован в линкор на паровой тяге со стальным корпусом. Термин «фрегат» быстро вышел из использования, так как классификация по вооружению и технологиям оказалась устаревшей.
В 1941 году Британский Королевский флот возродил название «фрегат» для класса противолодочных кораблей, больше, чем корветы, but, in a reversal of the historical pre-1860 usage, меньше, чем шлюпы. ВМС США обычно называют корабли этого типа миноносцами, но под влиянием британского фрегата «Такома» были обозначены как «патрульные фрегаты». Ключевое отличие их от современных эсминцев то, что фрегатам с их более оборонительной ролью, необходимы менее мощные и сложные двигатели.
В 1950 году, и англичане, и американцы пересмотрели свои обозначения, но в то время как Королевский флот переклассифицировал все корабли сопровождения, как фрегаты, ВМС США переименовали их как «Океанский эскорт», и приняли термин «фрегат» для более быстрых и больших военных кораблей крейсерских размеров, таких, как Лидер эскадренных миноносцев, возвращаясь к исключительно большим фрегатам, которые и были в центре ВМС США в эпоху парусов.
Разночтение было прекращено в 1975 году, когда ВМС США переквалифицировало большие фрегаты в крейсеры, а «Океанский эскорт» — в фрегаты. Сегодня существует общее мнение, что фрегаты должны быть меньше, чем эсминцы, и, возможно, с конкретными противолодочными задачами, но будет ли корабль обозначаться, как фрегат или эсминец часто зависит от субъективных решений военно-морских конструкторов, при участии офицеров и политиков.
«Стандартное» использование обозначения фрегата в Звёздных Войнах сочетает в себе элементы исторической роли крейсера с современной сторожевой концепцией. Более крупные «фрегаты» имеют больше общего с броненосцами, которые использовались ВМС США 1950—1975 годах, хотя они могли также рассматриваться, как относительно малые суда с точки зрения системы обозначения, которая ограничивает обозначения, типа «Дредноут», как многокилометровые крейсеры.
В целях борьбы с дефицитом
Не секрет, что едва ли не самым проблемным местом современного ВМФ РФ является вопрос обновления группировки надводных кораблей дальней морской зоны. Причины этого вполне понятны. В 1990-е хроническое недофинансирование, утеря компетенций, а также разрыв производственных цепочек и хозяйственных связей нанесли флоту и судостроительной промышленности России едва ли не нокаутирующий удар.
Крейсера, эсминцы, большие противолодочные корабли и сторожевики, числившиеся к моменту распада Советского Союза в составе ВМФ СССР, после 1991 года массово списывались. Замены отправленным «на патефонные иголки» кораблям не было. На флотах образовался явный дефицит остававшихся в строю крупных надводных кораблей. С учетом этого решение командования ВМФ России в начале 2000-х приступить к созданию многоцелевых фрегатов дальней морской зоны абсолютно нового проекта являлось хоть и изрядно запоздавшим, но более чем логичным.
Конструкция будущего фрегата должна была вобрать в себя все лучшее, что мог предложить флоту ОПК России: стелс-технологии, РЛС с активной фазированной антенной решеткой, гидроакустический комплекс «Заря-3» с буксируемой гидроакустической станцией «Виньетка-М», 130-мм универсальную автоматическую артустановку А-192 «Армат», 16 установок вертикального пуска универсального корабельного стрельбового комплекса (они позволяют использовать противокорабельные «Ониксы», перспективные гиперзвуковые ПКР и ракеты семейства «Калибр»), малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК», 30-мм зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Палаш», ЗРК «Полимент-Редут» и многое другое.
Всего в проект нового фрегата предполагалось внедрить более двух десятков новейших отечественных разработок в области техники и вооружения. Это было и плюсом нового корабля, и минусом. Многоцелевой «новичок» дальней морской зоны по ТТХ убедительно перекрывал свои иностранные аналоги. В то же время всем было ясно, что стремление насытить проект столь большим количеством новинок должно было не лучшим образом сказаться на сроках постройки и ввода в строй корабля.
Эскизный проект будущего фрегата УРО проекта 22350 был разработан в Северном проектно-конструкторском бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 года. Однако из-за того, что строительство этого корабля не было включено в Гособоронзаказ, тендер объявили лишь в апреле 2005 года. В итоге заказ на постройку головного фрегата проекта 22350, получившего название «Адмирал флота Советского Союза Горшков», достался «Северной верфи».
Постройка головного фрегата проекта 22350 стартовала 1 февраля 2006 года. «Горшков» стал первым крупным надводным боевым кораблем, заложенным на верфях России после распада СССР. Это обстоятельство вкупе с абсолютно новым проектом фрегата, насыщенным массой новейших систем, узлов и агрегатов, не позволяло надеяться на быстрый ввод «Горшкова» в строй. Поэтому командование ВМФ объявило, что «Горшков» поднимет Андреевский флаг в 2012 году, не раньше.
Заявленный шестилетний цикл постройки/ввода в строй боевого корабля с полным водоизмещением 5400 тонн вызвал на тот момент удивление у многих отечественных аналитиков. В конце концов, у американцев начале 1980-х постройка и ввод в строй головного крейсера УРО типа Ticonderoga — куда более крупного, чем «Горшков» (полное водоизмещение крейсера — 9800 т) — заняли всего три года!
Последующие события показали, что патриотические заявления — это одно, а суровая реальность — совсем другое. ОПК России, только начинавший восстанавливаться после 1990-х, уложиться даже в шестилетний цикл постройки и ввода в строй головного фрегата проекта 22350 не смог. Но в 2006 году об этом еще никто не подозревал, и командование ВМФ озвучивало радужные планы постройки до 20 фрегатов проекта 22350 за ближайшие 15–20 лет.
В целях сокращения сроков постройки и ввода в строй новейших фрегатов их предполагалось оснащать силовыми установками производства украинского предприятия «Зоря-Машпроект», так как на территории РФ после развала СССР отсутствовало налаженное производство газотурбинных установок для боевых кораблей.
Парусные фрегаты
Фрегаты являлись одним из наиболее разнообразных по характеристикам классов парусных кораблей. Своё происхождение фрегаты ведут от лёгких и быстроходных судов, применявшихся для рейдов в проливе Ла-Манш начиная приблизительно с XVII века. С ростом морских флотов и их радиуса действия, характеристики дюнкеркских фрегатов перестали удовлетворять адмиралтейства, и термин начал трактоваться расширительно, означая, фактически, любой лёгкий быстроходный корабль, способный к самостоятельным действиям.
Классические фрегаты парусного века были созданы во Франции в середине XVIII столетия. Это были корабли среднего размера с водоизмещением около 800 тонн, вооружённые примерно двумя-тремя десятками 12-18-фунтовых пушек на одной орудийной палубе. В дальшейшем водоизмещение и мощь вооружения фрегатов росли и ко времени наполеоновских войн они имели около 1000 тонн водоизмещения и до шестидесяти 24-фунтовых орудий. Наиболее крупные из них могли включаться в боевую линию и носили название линейных фрегатов, подобно линейным крейсерам XX века. Помимо дека они несли также артиллерию на верхней палубе, и по своей огневой мощи мало чем уступали двухдечным линейным кораблям.
Подобно позднейшим крейсерам, фрегаты являлись наиболее востребованным классом кораблей парусного флота. В мирное время фрегаты, как правило, не ставились на прикол, подобно линейным кораблям, а применялись для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей. Надёжность и скорость фрегатов делали их популярными судами для исследователей и путешественников. Например, французский путешественник Луи Антуан де Бугенвиль совершил кругосветное плавание на фрегате «Будёз» (Сердитый) в —, а знаменитый фрегат «Паллада», на котором в году адмирал Е. В. Путятин прибыл в Японию для установления дипломатических и торговых отношений, был построен в году как личная яхта императора Николая I.
В британском королевском флоте, который имел в определенные периоды своей истории самое большое число фрегатов в мире, они классифицировались по рангам с четвёртого по шестой.
Описание Править
Фрегаты были достаточно вооружены, чтобы эффективно защищаться от меньших по размеру и более манёвренных военных кораблей, и осмотрительно нападать на большие корабли. Они могли иногда перевозить до трёх эскадрилий истребителей и часто были объединены в небольшие группы для защиты более крупных судов.
Некоторые типы фрегатов, таких как противоистребительный фрегат «Улан», были специально разработаны непосредственно для поддержки больших военных кораблей, но другие были предназначены, в основном, защищать безоружные грузовые транспорты.
Эскортные фрегаты были разработаны Империей для борьбы с повстанческим «партизанством». У них была двойная роль — защита имперских транспортных кораблей и выслеживание сил Альянса, но захваченные корабли также стали широко использоваться повстанцами в боевых эскадрильях против имперских сил во время Галактической гражданской войны в качестве кораблей захвата и прикрытия.
У эскортных фрегатов был крепкий урезанный корпус, чья аэродинамика не добавляла скорости или манёвренности кораблю, содержавший типичное вооружение для фрегатов и две эскадрильи TIE-истребителей. Однако, поскольку они были разработаны, чтобы работать независимо от более крупных судов, они были оснащены мощными голопередатчиками для лучшей связи. Многочисленные достоинства привели к тому, что фрегаты стали популярными в качестве командных кораблей эскадр, содержавших более мощные военные корабли. Эскортными фрегатами считались те, что являлись флагманами оперативных групп, в составе которых находились 600-метровые тяжёлые крейсера.
На той или другой стороне эскортные фрегаты принимали участие в бесчисленных боях на протяжении всей Галактической гражданской войны, а позже использовались и во время Юужань-вонгской войны, и Второй галактической гражданской войны.
Рабочая лошадка флота
Пятнадцатый по счету «шестьдесят первый» получил название «Сметливый». Корабль строился в Николаеве и был введен в строй 25 сентября 1969 года. 21 октября 1969 года «Сметливого» включили в состав 30-й дивизии противолодочных кораблей Черноморского флота. Уже 3 апреля следующего года новенький советский охотник за подводными лодками отправился на свою первую боевую службу, в ходе которой посетил египетскую Александрию. Нужно учитывать, что в тот момент между Израилем и Египтом шла так называемая «Война на истощение», в которой Москва поддерживала Каир. Таким образом, визит «Сметливого» в Александрию был «вояжем» в самую настоящую зону боевых действий…
БПК стал настоящей «рабочей лошадкой» Черноморского флота. До начала 1987 года «Сметливый» успел выполнить 12 боевых служб, поучаствовать в 10 межфлотских учениях и пройти более 320 000 миль. Затем командование решило, что комплекс вооружения «Сметливого» устарел, и БПК отправили на модернизацию. Из-за распада СССР «апгрейд» корабля изрядно затянулся. Только в 1995 году «Сметливому» удалось покинуть перешедший в собственность Украины Севастопольский морской завод им. Орджоникидзе.
В ходе модернизации корабль получил пусковые контейнеры противокорабельного комплекса «Уран», дополнительные РЛС, новые системы радиоэлектронного подавления и неакустическую систему обнаружения кильватерного следа подводных лодок «Кайра». Попутно «Сметливый» сменил классификацию — из БПК превратился в сторожевой корабль.
Чем только «Сметливый» за свою последующую жизнь не занимался! Учился, спасал, демонстрировал флаг, принуждал к миру Грузию, принимал на борт частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного, горел, ремонтировался, вновь модернизировался.
18 сентября 2015 года несущий на борту номер 810 СКР «Сметливый» после восстановительного ремонта в плавучем доке ПД-30 13-го судоремонтного завода ЧФ в который раз ушел из Севастополя на боевую службу в Средиземное море.
С началом операции российских ВКС в Сирии «Сметливый» вместе с другими «черноморцами» — гвардейским ракетным крейсером «Москва» и сторожевиками «Ладный» и «Пытливый» — принял участие в учениях у побережья Сирии, плавно переросших в патрулирование водного пространства между Кипром и сирийским берегом, обеспечение с приморского направления ПВО Тартуса и Латакии, а также конвоирование кораблей и судов «Сирийского экспресса».
Нельзя сказать, что эти трудовые будни сторожевика отличались спокойствием. Так, например, утром 13 декабря 2015 года вахтенная служба «Сметливого» обнаружила на расстоянии около 1000 метров турецкий сейнер, приближающийся с правого борта к СКР, стоящему на якоре у греческого острова Лемнос
Отношения Москвы и Анкары на тот момент особой теплотой не отличались, так что к маневрам сейнера на сторожевике отнеслись с предельным вниманием. Ситуация оказалась усугублена тем, что форштевень рыболовного судна был нацелен в борт «Сметливого», а на радиовызовы турки не отвечали
Отвернул сейнер в сторону только после того, как поперек курса турок стеганули несколько автоматных очередей, выпущенных вахтой российского СКР.
В связи с происшедшим в Эгейском море инцидентом заместителем министра обороны РФ Анатолием Антоновым в МО России был вызван военный атташе при посольстве Турции в Москве контр-адмирал Ахмет Гюнеш. Антонов сделал ему жесткое представление о возможных пагубных последствиях безрассудных действий официальной Анкары в отношении российского воинского контингента, выполняющего задачи по борьбе с международным терроризмом в Сирии.
Так выглядел лишь один эпизод карьеры корабля-ветерана. А ведь после 2015 года были и иные, не менее яркие: боевые службы в составе постоянного соединения кораблей ВМФ России в Средиземном море, выполнение задач по слежению за кораблями ВМС США и ВМС Украины, участие в стратегических командно-штабных учениях «Кавказ-2016», обеспечение безопасности экономической зоны РФ в Каркинитском заливе и газодобывающих платформ «Черноморнефтегаза» на Одесском и Голицинском месторождениях.
В июле 2019 года «Сметливый» осуществлял наблюдение за действиями кораблей НАТО, участвующих в военно-морских учениях Sea Breeze — 2019 в Черном море. В августе того же года СКР «сел на хвост» вошедшему в Черное море американскому ракетному эсминцу Porter. Введенный в строй в 1999-м «американец» попытался оторваться от назойливого «русского», поднявшего военно-морской флаг еще в 1969-м. Однако уйти от «поющего фрегата» эсминец так и не смог.
Современные фрегаты
СКР проекта 1145 «Неустрашимый», фрегат по западной классификации.
Во время Второй Мировой войны термин «фрегат» стал использоваться в британском флоте для обозначения противолодочных эскортных кораблей, более легких, чем эсминец, но более тяжелых, чем корвет или шлюп. Подобные корабли строились для несения исключительно конвойной службы и потому не обладали характерными для эсминцев скоростью и вооружением, что позволяло строить их в больших количествах на верфях, неприспособленных к постройке тяжёлых военных кораблей.
Во флоте США до изменения классификации в году фрегатами УРО назывались крейсера УРО, построенные в размерениях эскадренных миноносцев. Затем флот США перешёл на британскую классификацию.
В советском и российском флоте корабли подобного типа назывались просто противолодочными и сторожевыми в зависимости от предназначения, автономности и вооружения. Однако, в связи с изменениями в военной доктрине в настоящее время на флоте происходит своего рода «ползучая» переклассификация, в особенности в отношении новых типов. Так, проект 22350 (головной корабль — «Адмирал Горшков») во многих источниках регулярно именуется фрегатом.
Корабли «Тальвар»
Что такое фрегат «Тальвар»? Это судно с водоизмещением в 4 тысячи тонн и экипажем 180 человек. Скорость полного хода – также 30 узлов. Стоимость одного судна составляет 500 миллионов долларов. Немало, но и не очень много для такой техники. Система вооружения включает крылатые ракеты, пусковую и ракетно-артиллерийскую установку, бомбомет, торпедочные аппараты. Также на борту имеется вертолет.
Это серия из шести фрегатов, которые были построены в России, но принадлежат Индии. Базой послужили советские наработки в области кораблестроения. Таким образом, «Тальвар», приобретя новую современную электронику и вооружение, превратился в один из самых интересных кораблей нового века. Он относительно недорогой, эффективный и несложный.
Достоинства:
- Сильное вооружение.
- Универсальность.
Недостатки:
- Ограниченные возможности противовоздушной обороны.
- Малый запас топлива.
По самому большому счёту
И если пересчитать современный российский ВМФ не по натовской, а по более понятной и удобной традиционной классификации, то мы получим совсем другую картину, чем та, которую рисует нам не в меру ориентированный на Запад «новорусский» менталитет.
Конечно, мне могут возразить, что и понятие «эскадренный миноносец» нынче сильно устарело. И действительно, те времена, когда основным оснащением эсминцев было минно-торпедное вооружение, давно канули в вечность.
Однако этот класс кораблей всё равно остаётся историческим достоянием отечественного флота, а верность военно-морским традициям следует поощрять. И, во-вторых и в-главных, эсминец, по самой своей природе — универсальный боевой корабль среднего класса, был есть и будет основой российского ВМФ. И присваивать этому самому массовому классу боевых единиц множество других классификаций, разделяя весьма сходные по функционалу и назначению боевые корабли импортными обозначениями типа «фрегат» и «корвет», значит вносить лишнюю путаницу.
Эти различия не столь существенны, чтобы выделяться в отдельный класс, но вполне достаточны для сохранения, уже в рамках общего класса «эсминец», проверенных временем и оправдавших себя «видовых» наименований. Таких, например, как «большой противолодочный корабль», или «сторожевой корабль». И в то же время, БПК и СКР должны иметь некий международный и одновременно наш собственный понятийный эквивалент для лучшего понимания того, чем мы располагаем. А это именно «эсминец».
Таким образом, представителями класса «эскадренный миноносец» в современном российском ВМФ могу считаться корабли следующих подклассов и проектов:
- большие противолодочные корабли, проект 1155 («Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Адмирал Харламов», «Адмирал Левченко», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков»); проект 11551 («Адмирал Чабаненко»);
- эскадренные миноносцы дальней морской зоны, проект 956 («Адмирал Ушаков», «Быстрый», «Настойчивый»); проект 22350 («Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко»); проект 1135 («Ладный»); проект 1135М («Пытливый»); проект 11356 («Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров»); проект 01090 («Сметливый»); проект 11540 («Неустрашимый», «Ярослав Мудрый»);
- эскадренные миноносцы ближней морской зоны/сторожевые корабли/МРК, проект 20380 («Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий», «Стойкий», «Совершенный», «Громкий»); проект 20385 («Гремящий»); проект 11661К («Татарстан», «Дагестан»); проект 22160 («Василий Быков», «Дмитрий Рогачев»); проект 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», «Зелёный Дол», «Серпухов», «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия»); проект 22800 («Мытищи», «Советск», «Одинцово» и «Козельск»).
Обстановка с ходом строительства и вводом в строй фрегатов проекта 22350
По состоянию на 2020 год только головной корабль можно считать готовым к вводу в строй флота. Задержка с вводом корабля в строй была вызвана практической необходимостью. На фрегате «Адмирал Горшков» отрабатывались все виды вооружений, которые будут в последствие установлены на серийные военные суда. Сегодня на корабле спешно проводятся последние испытания всех основных систем корабля. Практический опыт, полученный в результате исследований и испытаний должен пригодиться для составления оптимального набора вооружений фрегатов всей адмиральской линейки. Помимо трех кораблей, которые уже материализовались в металле, в строй Российского ВМФ должны до 2020 года войти еще свыше десятка новых судов. Всем кораблям планируется давать названия в честь русских флотоводцев.
Наибольший скепсис вызывает состояние второго корабля серии фрегата «Адмирал Касатонов». На корабле продолжаются монтажные и механические работы по доводке двигательной установки. По сообщениям военных экспертов и кораблестроителей на корабле осталось смонтировать саму турбину. Все остальные узлы и агрегаты установлены и подключены и обвязаны. Готовность корабля оценивается, как 80%. Вся электротехническая часть и электромеханическое оборудование давно находятся в готовом состоянии. Закончена доводка общекорабельных систем для последующей передачи корабля экипажу. Весь 2020 год осуществлялась поэтапная установка на боевой корабль систем вооружения. Сначала на фрегат были установлены пусковые установки ПРК, далее осуществлялась установка систем ПВО корабля и артиллерийского вооружения.
Второй серийный корабль фрегат «Адмирал Головко» в соответствии с программой строительства должен был войти в строй в 2020 году. Однако на корабле еще ведутся работы с корпусом и совсем не ясен вопрос с готовностью для нового фрегата газотурбинной установки. НПО «Сатурн» обещает передать на оснащение корабля газотурбинные двигательные установки в IV квартале 2020 года. Оценивая ход строительства можно заключить, что ввод корабля в строй при самых оптимистических оценках состоится не ранее 2020 года.
С момента закладки третьего серийного фрегата «Адмирал Флота Исаков» (ноябрь 2013 года) прошло 3,5 года. На лето 2020 года планируется начать монтаж и установку на корабль двигательной установки. Как и с предыдущими кораблями-собратьями, ожидается авральная сдача боевого судна и поспешный ввод корабля в эксплуатацию. Длительная постройка кораблей на сегодняшний день стала причиной того, что многие системы корабля уже можно считать устаревшими. Стремительное развитие электроники, наметившееся в последние годы, становится причиной того, что боевые модули и системы управления корабля быстро устаревают.
Российские новейшие корабли океанского класса фрегаты проекта 22350 строятся уже более 11 лет. Несмотря на такой возраст, боевые суда еще не утратили своих основных тактико-технических характеристик. Технологический ресурс проекта обеспечивает прочный задел для последующей постройки кораблей и их эксплуатации. Практически все системы корабля и боевые модули даже на сегодняшний день считаются самыми современными. Что касается корпуса корабля и его эстетики, то российские фрегаты вне конкуренции. Аналогичных образцов в иностранных флотах еще нет.
В технологическом плане корабли проекта 22350 являются самыми подготовленными. Длительная постройка и практические испытания головного корабля подготовили производственные мощности для более качественной постройки последующих изделий.
Автор статьи:
Метальников Александр
Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.
Как корабль назовёшь…
Речь пойдёт об основе основ русской военно-морской словесности — классификации кораблей отечественного флота.
Принятая ныне в ВМФ РФ классификация чем-то напоминает слоёный торт. Причём каждый слой приготовлен по отдельному, не связанному с другими, рецепту. Что-то пришло из нашей собственной давней истории, кое-что осталось в память от славного Советского флота, а самое свежее наслоение имеет явное импортное происхождение.
Вся эта стилистическая и понятийная многослойность наверняка интересна историкам и филологам. Но боюсь, что всех остальных она только напрягает и путает.
В итоге дошло уже до того, что кораблей традиционного класса «эсминец» в нашем ВМФ почти не осталось. И на этом основании иные военные эксперты даже твердят, что у России флот слабый, что все кораблики, дескать, слишком мелкие, всё больше фрегаты да корветы, кои не идут ни в какое сравнение с американскими крейсерами и эсминцами.
40 кораблей
Военно-морской флот в 2020 году пополнится примерно 40 кораблями и судами различных классов, сообщил Евменов.
«Всего в состав флота в 2020 году будут приняты около 40 кораблей и судов различных классов», — сообщил адмирал, подчеркнув, что это говорит об эффективной реализации в РФ программы военного кораблестроения.
В качестве примеров Евменов привел спуск на воду очередных серийных кораблей океанской зоны — корвета «Ретивый» и фрегата «Адмирал Головко». «Их экипажи прошли подготовку по новым программам в Объединенном учебном центре ВМФ, которые разработаны с учетом эксплуатации новой техники и вооружения», — добавил главком.
Фрегат «Адмирал Головко» является третьим кораблем проекта 22350. Корабли этого проекта предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в дальней морской и океанской зонах, отражения атак с применением средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.
Корвет «Ретивый», являющийся шестым серийным (седьмым по счету) корветом проекта 20380, был заложен на «Северной верфи» 12 февраля 2015 года. В октябре 2017 года было завершено формирование корпуса корабля, в марте 2018 года на него были загружены двигатели и редукторы.
Корабли проекта 20380 разработки Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург) предназначены для выполнения эскортных и ударных задач в ближней морской зоне, патрулирования прибрежных вод, дозорной службы. На их вооружении — универсальные артиллерийские комплексы, зенитные ракетно-артиллерийские комплексы, сверхзвуковые ракеты и автоматические артиллерийские установки. На корабле может базироваться вертолет Ка-27.
Фрегаты эпохи паровых двигателей
Колёсный 11-пушечный пароходофрегат Черноморского флота России «Владимир». 1850 год
паровых машинморештиляБронированиеавтономностькорпус
По мере появления все более быстроходных и крупных торговых судов с паровыми машинами парусно-паровые фрегаты перестали стали соответствовать основным требованиям по скорости хода, защищенности и вооруженности. Появление корабельной брони и башенных орудийных установок стали предпосылками для возникновения новых классов кораблей. Линейные фрегаты стали получать бронированные корпуса, а орудия размещались в башенных установках на единственной палубе. Так возник класс броненосцев. Более легкие и скоростные корабли с цельнометаллическими корпусами и паровыми машинами в качестве основного движителя, выполняющие тот же круг задач по разрушению морских коммуникаций, что и фрегаты, стали называть крейсерами (нидерл. тот, кто пересекает). Таким образом появление крейсеров, в том числе рейдеров и скаутов, во второй половине XIX века стало причиной прекращения постройки и использования фрегатов.
Примечания
- Mahan A.T. The Influence of Sea Power Upon History, 1660—1783. Dover Publications, Inc., New York, 1987
- О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1978 (первое издание) и 1988 (второе издание), ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), раздел «Краткая история судостроения», страница 30Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano
- ↑ О. Курти «Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма», перевод с итальянского А. А. Чебан, Издательство «Судостроение», Ленинград 1978 (первое издание) и 1988 (второе издание), ББК 75.717.96, К 93, удк 629.12.(086.5), раздел «Краткая история судостроения», страница 29-30Orazi Curti «Modeli navali. Enciclopedia del modelismo navale», U.Mursia & C.Milano
Крейсер
Исторически слово «крейсер» вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).
Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю
Лёгкий и Тяжёлый крейсер
Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.
Линейный (большой) крейсер
Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.
Крейсер ПВО
Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.
Ракетный крейсер
Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.
Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)
Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.
Оптимистический итог
Таким образом, в пересчёте на традиционную российско-советскую военно-морскую классификацию, современный Военно-морской флот Российской Федерации обладает, как минимум, 47 боевыми кораблями, соответствующими, по своим основным габаритам и ТТХ, в том числе по тоннажу, классическому эскадренному миноносцу ХХ века, либо даже значительно превосходящими таковой. В сравнении с количеством эсминцев в ВМС США, равном на данный момент 67 единицам, это не такой уж и плохой показатель.
Особенно если учесть, что заказами на строительство новых эскадренных миноносцев дальней и ближней морской зоны российские верфи буквально завалены. Причём в ближайшие годы ожидается их практически полуторное количественное увеличение.
В завершение следует отметить, что в вооружённых силах вообще и на флоте в частности, огромную роль играет морально-психологический фактор. И российским военным морякам, у которых всегда были в почёте отечественные флотские традиции, вряд ли особо комфортно в моральном отношении служить на кораблях, носящих малопонятную и заведомо ущербную иностранную классификацию «фрегат» или «корвет». Они прекрасно знают, что не по формальному «росту, весу и жиру», а по своей реальной боевой мощи это вполне полноценные эсминцы. Вроде бы мелочь, игра слов. Но для поддержания высокого морального духа и возрождения исконных военно-морских традиций — вещь далеко не последняя.
Ведь у наших нынешних «корветов» и «фрегатов» даже названия позаимствованы у прежнего славного поколения эскадренных миноносцев — «Сообразительный», «Бойкий», «Ладный» и так далее. И остаётся сделать фактически один шаг для окончательного приведения в полное соответствие формы и содержания.
Тем более это актуально в то время, когда вся Россия наконец-то стряхивает с себя опостылевший морок «западенщины» и даже Конституцию страны всенародно дорабатывает на государственно-патриотический лад.
В этом смысле переклассификация основных надводных боевых кораблей флота, в соответствии с их реальными боевыми возможностями и прочими тактико-техническими данными, может оказаться делом не просто вполне оправданным, но и весьма своевременным, а ещё, по-хорошему демонстративным и духоподъёмным.
В том смысле, что Америка нам больше не указ! Пускай они лучше свои авианосцы переименуют в канонерские лодки. Потому что их дипломатия уже давно зовётся не иначе, как «дипломатией канонерок».