Корабли викингов

Эволюция судов викингов

Развитие скандинавского судостроения происходило по общепринятым законам: сложные формы постепенно заменяли архаичные. Первые корабли викингов не имели паруса и управлялись исключительно гребками. Такие суда не требовали особенных конструкторских ухищрений. Надводный борт подобных моделей отличался малой высотой. Она ограничивалась длиной гребка.

Ранние драккары отличались малым размером, из-за чего малым был и руль таких транспортных средств. С ним мог совладать и один человек. Однако по мере увеличения кораблей и усложнения их конструкции руль становился все больше и тяжелее. Для его регулировки стали использовать трос, который перебрасывался через планширь. Постепенно появилась и стала всеобщей поддержка руля. К концу эпохи викингов (в XII столетии) корабли стали исключительно парусными. Изменился и метод крепления мачты: она получила подъемные модификации. Ее опускали при прохождении прибоя.

Квальзундский корабль

Построенный около 700 г. от Р.Х., Квальзундский корабль представляет собой крупную, открытую, пригодную для плаваний в открытом море ладью длиной 18 м, шириной 3 м и глубиной 80 см. Как в двух первых случаях, описанных выше, судно достали из болота, в котором его затопили как жертву богам. Интересно, что это первая найденная в Скандинавии ладья, отличающаяся наличием киля.

Хотя в основе конструкции корабля вновь лежала днищевая доска, она изготавливалась с таким расчетом, чтобы по внешней поверхности ее проходил интегральный полоз, образовывавший рудиментарныйкиль. Несмотря на примитивность безнадежно далекого от совершенства приспособления, оно все же являлось значительным шагом вперед, поскольку заметно усиливало днище, повышало его устойчивость к воздействию волны и давало возможность сделать корпус более широким, удобным и просторным. Что важнее, однако, возросшая стабильность предлагала шанс установить мачту, поскольку наличие киля обеспечивает кораблю способность не переворачиваться, невзирая на сильный крен. Хотя следов мачты или такелажа обнаружить опять-таки не удалось, строение данного корабля превращает его в судно, пригодное для хождения в открытом море под парусом или на веслах.

Внакрой обшитый корпус изготавливался полностью из дубовых досок, которые скреплялись между собой за счет железных клепок или гвоздей. Между тем пояса обшивки стали уже, что вело к увеличению их количества, причем теперь они составлялись из нескольких досок. Подобное нововведение сделало корпус более гибким, а также устранило трудоемкую и, несомненно, крайне сложную задачу производства необходимых прежде очень длинных досок. Шпангоуты вырубались из древесины сосны, но крепились в данном случае не к днищу или килю, что добавляло корпусу гибкости и позволяло ему «работать» независимо от киля при сильном волнении на море. На каждом из планширей располагалось по десять уключин, прикрепленных деревянными колышками, называемыми нагелями, одиннадцать равноудаленных (в метре одна от другой) банок, или поперечин, усиливали структуру и одновременно служили в качестве лавок для гребцов. Высокие концевые узлы носа и кормы имели богатые украшения и пристыковывались к килевому брусу.

Кроме того, Квальзундский корабль – первый пример ставшего потом классическим способом установки фиксированного руля на корме с правого борта. Конический бобыль прибит к корпусу, а проходящий через руль прут пришит через отверстия, просверленные в бобыле и в корпусе, соединен с внутренней стороны обшивки с треугольным рулевым шпангоутом, который усиливает правый борт в области руля. Шпангоут и соответствующая переборка прибиты к корпусу, причем прилегающая к поверхности обшивки часть вырезана ступенчато, чтобы соответствовать ее наложенным один на другой поясам, повторяя их рисунок. «Шейка» руля зафиксирована на планшире регулируемой крепительной планкой, а для облегчения процесса управления служит румпель. Подобная система позволяет весьма надежно закрепить руль, однако оставляет довольно простора для того, чтобы поворачивать его по его собственной продольной оси.

Модель Квальзундского корабля демонстрирует совершенство ровных и «аэродинамических» линий, в которых видится уже будущее великолепие превосходных ладей эры викингов

Обратите внимание на «классический» руль с румпелем на «рулевом борту» и на низко посаженный просторный корпус (Бергенский мореходный музей, Норвегия)

Почти по всем элементам и узлам конструкции Квальзундский корабль имеет право уверенно претендовать на звание одного из представителей новой эры в скандинавском судостроении, настоящий расцвет которого наступит в IX и X столетиях.

Хьортспрингская ладья

Приход на север Бронзового века ознаменовался расцветом торговли и расширением сферы интересов, и, возможно, соблазн приобретения богатства послужил своего рода катализатором на следующей стадии развития морского дела у скандинавских племен.

С появлением металла в Северной Европе на исходе третьего тысячелетия до Р.Х. технологии судостроения получили дополнительный импульс для интенсивной эволюции. На протяжении столетий процесс поиска залежей меди и олова, необходимых для производства оружия и орудий труда в Бронзовом веке, привел к расширению ареалов торговли и обогатил опыт скандинавов как мореходов. Данное обстоятельство, в свою очередь, подтолкнуло к конструктивным улучшениям судов, что примерно к 1500 г. до Р.Х. дало людям возможность покидать родные воды и, не теряя из вида берега, совершать регулярные торговые экспедиции в Британию, в Ирландию, а возможно, даже в Галлию, Испанию и в страны Средиземноморского бассейна.

И вновь та важная роль, которую отводило общество кораблям, одарила нас тысячами резных наскальных рисунков, найденных в Норвегии, Дании и Швеции, что позволяет составить уникальный архив судов Бронзового века. На «картинах» изображены широкие в бимсе открытые лодки с этакими клювами, выдающимися далеко за пределы корпусов с юта и с бака. Некоторые из судов маленькие и совсем незатейливые по устройству, тогда как другие заметно крупнее, показаны в мельчайших деталях, с головами животных, украшающих форштевни, а также со стилизованными фигурками команд, которые либо налегают на весла, либо – как в отдельных случаях – размахивают оружием.

Миниатюрная реконструкция Хьортспрингской ладьи примерно 350 г. до Р.Х. Полномасштабная реконструкция, «Тилия», прошла апробацию, приводимая в движение опытной командой из 18 гребцов-байдарочников. Лодка показала себя как довольно подвижная и маневренная, продемонстрировала неплохие мореходные качества в закрытых водах, позволив развить достойную уважения скорость в в узлов (примерно 11 км/ч) (Музей Естественной истории Дании). 

Внутренними ребрами, или шпангоутами, служили гибкие ветви орешника, тянувшиеся отпланширядо планширя, на расстоянии в 1 м друг от друга и связывавшиеся с досками посредством выдающихся шпунтов. Сей уникальный способ строительства, обеспечивавший примечательный уровень гибкости всей структуре судна, пережил века и сохранился даже в X столетии. Связующие ребра соединения выступали в качествебанокдля гребцов и имели угол, позволяющий сделать направленное вниз движение байдарочника максимально сильным. Двойной ряд подпорок под банками обеспечивал дополнительное усиление корпусу из тонких досок.

С точки зрения процесса эволюции Хьортспрингская ладья представляет собой случай почти превосходно ужившихся между собой двух принципиальных направлений судостроения – кожанок и долбленок. Свойственные этому симбиозу прочность, легкость и гибкость станут в будущем своего рода «фирменными знаками» скандинавских корабелов. Подобные достоинства будут развиваться и прогрессировать, чтобы на протяжении следующих 700 лет найти выражение в создании способных к плаванию в открытом море судов первых лет эпохи Великого переселения народов, что известно нам благодаря сделанной в 1863 г. находке в Нидаме, расположенном на юге Ютланда

Корабли викингов

Родина викингов — суровое и опасное место, и иногда, чтобы выжить, нужно быть очень изобретательным. Так во время путешествий через горы, болота и реки, нужно иметь легкий и практичный корабль. А умелые кораблестроители викингов предоставляли им множество вариантов:

  • боевые корабли;
  • торговые корабли;
  • грузовые судна.

Боевые корабли викингов

Самый знаменитый и эффективный корабль викингов — это драккар, названый в честь драконов из легенд. Эти корабли могли плыть против течения реки и причаливать к пологим берегам. Драккар изготовляли из самых стройных и высоких деревьев ясеня, что позволяло изготовить лодку длинной в двадцать метров. На борту этих кораблей можно было разместить до ста человек. Викинги расставляли на борту корабля свои щиты, тем самым укрепляя корабль, и предоставляя себе дополнительную защиту.

Торговые корабли викингов

Помимо как свирепых воинов, викингов в Азии знали и как хороших торговцев, а торговые корабли — кнорры способствовали их обогащению. Внешне кнорры были схожи с драккарами, но их, как правило, строили из менее качественного дерева, например сосны. Также эти корабли предназначались для перевозки грузов, поэтому кнорры были намного шире и вместительные, чем драккары.

Нидамский корабль

Массивные шпангоуты вырублены из дерева и пришиваются к корпусу за счет шпеньков, оставленных выступающими из поверхности доски в процессе ее изготовления. Завершают «скелет» пятнадцать предназначенных для гребцов банок, удаленных друг от друга на 1 метр и поддерживаемых соответствующими подпорками. Судно приводилось в движение 30 лодочными веслами, а посему по планширю проходили ряды из сообразного количеству гребцов числа уключин в виде выступающих штырей. Изменение направления движения осуществлялось за счет большого и «разлапистого», как байдарочное весло, руля, находившегося ближе к корме. Никаких следов приспособлений для установкимачтыне обнаружено, да и маловероятно, чтобы такое узкое судно со столь крутыми бортами могло бы уверенно чувствовать себя под парусом. Нельзя, однако, на данном основании утверждать, будто корабль не годился для плавания по морям, поскольку на таких же ладьях, как та, что была обнаружена в Нидаме и в Саттон-Ху в Восточной Англии, саксонские воины пересекали Северное море, чтобы сначала совершать набеги на Англию, а позднее колонизировать ее. Между тем мы можем не сомневаться, что в некоторых случаях плавания на таких низкобортных и открытых лодках, не имевших килей и склонных разламываться о волну и черпать воду, заканчивались более чем печально.

Реконструированный Нидамский корабль IV века. В попытке как-то компенсировать наследственную слабость днищевой доски судно построили довольно узким в бимсе и с уходящими вверх под весьма острым углом бортами

Обратите внимание на архаичный руль и уключины на планшире (Археологический музей земли Шлезвиг, Германия)

Так или иначе, прогресс в конструкции Нюдамского корабля очевиден: фиксированный руль и лодочные весла вместо байдарочных представляют собой несомненный шаг вперед в том, что касается обеспечения ускорения судну и управления им, кроме того, закрепленные железными клепками доски корпуса делали его более прочным и надежным. Чего, однако, по-прежнему не хватало в том, что касается повышения устойчивости и стабильности лодки, так это киля.

Данную проблему по меньшей мере частично преодолели к началу VIII столетия, как можем мы судить по Квальзундскому кораблю, откопанному под Сюнмере в Западной Норвегии.

Находки затонувших драккаров

В XX веке местные рыбаки скандинавского побережья несколько раз случайно натыкались на затонувшие драккары. Такие находки – это не только удивительное совпадение, но и большая удача для археологов и историков. Некоторые останки удалось поднять на поверхность и в законсервированном виде отправить в музеи.

Одной из самых громких находок такого рода стал случай в 1920 году. Датские рыбаки вблизи местечка Скуллелева нашли остатки сразу шести драккаров. Поднять их на поверхность удалось только 40 лет спустя. С помощью радиоуглеродного метода специалисты определили возраст судов: они были заложены около 1000 года. Несмотря на огромное количество лет под водой и многочисленные разрушения, эти артефакты позволили составить наиболее полное представление об особенностях средневекового скандинавского судостроения.

2011 год, опять Эстония, о-в Сааремаа, рядом с находкой 2008 года.

Находка была сделана в сотне метров от первой лодки, так что вскрытие асфальта было не в пустую. Длина обнаруженного корабля составила 16 метров, ширина – 3.  Его назвали «Сальме-2», тогда как предшественника – «Сальме-1».

Судно вероятно имело киль, а так же – самое раннее из всех найденных судов – мачту и парус. На борту были найдены мечи и 33 скелета. Это практически 33 богатыря, выходящие из морской пены! Вот и верь потом классикам!

В течении двух сезонов полевых работ археологи расчистили останки, лежавшие в 4 ряда внутри корабля, друг поверх друга. На самом верху лежал, очевидно, военный вождь.

15 человек были накрыты большими круглыми щитами, которые хоть и сгнили, но были опознаны по металлическим элементам.

Интересно, что воины были похоронены с мечами двух типов.

Меч из корабля «Сальме-2»

Пять богато украшенных мечей были обоюдоострыми, а основная масса – заточенными только с одной стороны.

В любом случае ясно одно. Тысячу триста лет назад там, где были похоронены воины, находилась береговая линия и природный пляж. Со временем она отступила и поднялась, так что корабли оказались в 200 метрах от моря на глубине почти 3 метра.

Кто такие викинги

Древние викинги имели множество имен, наиболее известными из которых были «варяги», «люди моря» и даже такие эмоциональные эпитеты, как «языческие чудовища». Отряды этих храбрых, выносливых и отнюдь не мягкосердечных воинов проводили свою жизнь на маленьких быстроходных кораблях в постоянных морских походах, безжалостно опустошая прибрежные города Италии, Франции, Португалии, Испании, Англии. Позднее викинги сумели переплыть Каспийское море и показывались даже в окрестностях Багдада, а выдающийся моряк и пират Эрик Рыжий сумел достичь североамериканских берегов почти за пять сотен лет до Колумба – в 1000 г. – и основал небольшое поселение в северной части острова Ньюфаундленд.
Викинги как социальный слой возникли в Скандинавии приблизительно в середине 8 в. н.э. В основном это были выходцы из прибрежных сел и деревушек, светловолосые скандинавы. Однако название «викинг» не означало обязательную принадлежность к какому-либо народу: существовали также ирландские и славянские викинги. В Европе этим термином объединяли всех людей, образ жизни которых имел определенные четко выраженные особенности. Поэтому назвать точное время и место объединения викингов в единую общность невозможно. В самой Скандинавии между поселениями викингов существовали значительные отличия в языке, обрядах и архитектуре.

2008 год, Эстония, о-в Сааремаа

На острове Сааремаа, в поселке Сальме, рабочие прокладывали электрический кабель и случайно наткнулись на кости. Найдя кости, сообщают СМИ, они поступили с ними в высшей степени цивилизованно и  толерантно. Вытащили из траншеи и бросили в кучу рядом, чтобы не мешали.

Лодка длиной 11,5 метров, была обнаружена с началом раскопок. Деревянные части сгнили, однако в земле остались железные заклепки – ровно 275 штук. Они показали археологам силуэт корабля — узкий, и, насколько тогда понимали это слово, обтекаемый.

Паруса на корабле не было, двигались на нем исключительно на веслах.

По останкам древесины корабля был проведен радиоуглеродный анализ – оказалось, что лодку сделали между 650 и 700 годами.

Первый морской поход, открывший эпоху викингов, состоялся летом 793 года, когда скандинавы разграбили монастырь св. Кутберта на острове Линдисфарн.

Но святым Кутберт был признан уже после смерти, а в то время, когда была изготовлена эта лодка он не только был вполне живым, но и служил в чине епископа этого самого острова Линдисфарн.

Корабли викингов для войны и походов

Драконьи корабли или драккары – так назывались суда, на которых отважные мореплаватели отправлялись воевать. Согласно легенде, викинги на драккарах сумели пересечь Атлантический океан и дойти до берегов Канады.

Драккар — это самое привычное для нас название. Но ученые утверждают, что подвидов боевых кораблей было гораздо больше:

  • драккар – быстрый боевой корабль (их еще именовали «снекья»), увенчанный резной головой дракона или змеи для устрашения противника во время сражения;
  • лангскип – узкая длинная ладья, предназначенная для долгих военных походов;
  • карфи – самые маленькие корабли армады;
  • аски – вместительные суда, предназначенные для перевозки атакующих команд викингов

Жители европейских стран, подвергавшихся нападениям викингов, словом «аск» называли все корабли военной армады, а их команды соответственно назывались «аскеманнами». «Аск» – это ясень, прочный материал из которого строили суда, «аскеманны» — ясеневые люди, военные приплывшие на кораблях из ясеня.

Современные реконструкции драккаров – опыт веков

Средневековые скандинавские суда неоднократно воссоздавались в XX веке реконструкторами разных стран, причем во многих случаях за основу брался конкретный исторический аналог. Например, знаменитый драккар «Морской конь из Глендалу» фактически представляет четкую реплику ирландского корабля «Skuldelev II», каковой увидел свет в 1042 году. Данное судно потерпело крушение в Дании у фьорда Росклильде. Имя корабля не оригинальное, его так назвали археологи в честь городка Скульделев, возле которого в 1962 году нашли останки 5 судов.

Размеры драккара «Морской конь из Глендалу» поразительны: он имеет 30 в длину, на постройку этого шедевра ушло 300 стволов первосортного дуба, в процессе сборки модели драккара было использовано семь тысяч гвоздей и шестьсот литров качественной смолы, а также 2 километра пенькового каната.

Другая знаменитая реконструкция называется «Harald Fairhair» в честь первого короля Норвегии Харальда Прекрасноволосого. Этот корабль строили с 2010 по 2015 год, он имеет 35 метров в длину и 8 метров в ширину, у него 25 пар весел, а парус обладает площадью в 300 квадратных метров. Воссозданный корабль викингов свободно принимает на борт до 130 человек, на нем реконструкторы совершили путешествие через океан к берегам Северной Америки. Уникальный драккар (фото представлено выше) регулярно совершает путешествия вдоль берегов Великобритании, в команду из 32-х человек может попасть любой желающий, но – только после тщательного отбора и длительной подготовки.

В 1984 году небольшой драккар был реконструирован на основе Гокстадского корабля. Его создали профессиональные кораблестроители на Петрозаводской верфи для участия в съемках замечательного кинофильма «И на камнях растут деревья». В 2009 году несколько скандинавских судов было создано на верфи Выборга, где они швартуются по сей день, периодически используясь в качестве оригинального реквизита для исторических фильмов.

Так легендарные корабли древних скандинавов до сих пор будоражат воображение историков, путешественников и авантюристов. Драккар воплотил в себе дух эпохи викингов. Эти приземистые юркие корабли оперативно и незаметно сближались с противником и позволяли реализовывать тактику быстрой ошеломительной атаки (пресловутый блицкриг). Именно на драккарах викинги избороздили Атлантику, на этих кораблях легендарные северные воины ходили по рекам Европы, добираясь аж до Сицилии! Легендарный викингский корабль – это истинное торжество инженерного гения далекой эпохи.

P.S. На сегодняшний день тату драккар является достаточно популярным вариантом «художественной резьбы по телу». В отдельных случаях выглядит это достаточно эффектно, однако нужно понимать, что у нас нет ни одного исторического свидетельства о том, что тату драккар могло существовать. Притом, что о татуировках в скандинавской культуре нам известно достаточно много. Столь показательный момент говорит о том, что тату драккар – это вовсе не способ почтить память предков, а скорее глупый каприз.

Советуем почитать:

  • Муспельхейм – мир света и пламени
  • Один
  • Мьельнир – молот Тора
  • Древнескандинавский бог моря
  • Ётуны (Йотуны)

«Драконий» корабль

Свое название драккары викингов получили в честь мифических драконов. Их головы вырезались на прикрепляемых к носу этих кораблей фигурах. Благодаря узнаваемому внешнему виду суда скандинавов можно было легко выделить на фоне судов остальных европейцев. Драконы устанавливались на нос только при приближении к вражескому поселению, а если викинги плыли в собственную гавань, то они убирали пугающих чудищ. Как и все язычники, эти мореходы были крайне религиозными и суеверными. Они считали, что в дружественном порту дракон злил добрых духов.

Другим характерным атрибутом драккара являлись многочисленные щиты. Экипаж вешал их по бортам своего транспорта. Драккары викингов обкладывались белыми щитами, если команда хотела продемонстрировать свое миролюбие. В таком случае мореходы складывали оружие. Этот жест был прообразом использования белого флага в более поздние времена.

Последние статьи

  •   Как в первую мировую появился «русский спецназ», и за что впоследствии казнили атамана «Волчьей сотни» сегодня, 20:09
  •   Как жилось пленным немцам в советских лагерях после Победы СССР в войне сегодня, 17:48
  • +1   Почему Бритни Спирс уже 10 лет находится под опекой отца, и фанаты уверены, что ей нужна помощь сегодня, 16:33
  •   Для чего в Индии в древности строили ступенчатые колоды, и Как они выглядят сегодня сегодня, 15:07
  •   Откуда взялось победоносное «ура», и Почему иностранцы перенимали боевой клич отважных русских сегодня, 13:23
  •   О чём молчит самая «холодная и закрытая» актриса российского кино: Алла Демидова сегодня, 11:56
  •   Как на самом деле звали Чука, Гека, Вольку и других персонажей из советского детства сегодня, 10:10
  •   Как уроженка Украины стала соперницей Деми Мур: Сбывшаяся американская мечта Милы Кунис сегодня, 09:08
  •   8 отечественных знаменитостей, которых не узнать после смены имиджа 17.07.2020, 20:31
  • +1   Что зашифровано в послании, которое хранит средневековый паззл из иероглифов в саду древней Галисии 17.07.2020, 17:23

Все статьи

Как выглядели корабли эпохи викингов

Время господства викингов на морских просторах – это VIII-XI вв. Корма и носовая часть ладьи, которые они строили в большом количестве, полностью повторяли друг друга, что давало возможность плыть в любом направлении, не поворачивая.
 

Драккар
 

В 1880 г. в Осеберге была обнаружена ладья, датируемая 700 г. н.э., а в 1904 г. в Гокштадте – ладья, построенная в 800 г. н.э. Благодаря этому ученым удалось полностью реконструировать все особенности этого северного судна. Так, выяснилось, что ладьи викингов были снабжены килем, к которому прикреплялись шпангоуты, изготовленные из цельного дерева. Обшивку накладывали внакрой и закрепляли на шпангоутах посредством кожаных шнуров и штырей, доски же обшивки соединялись между собой железными гвоздями. Верхняя часть обшивки имела уключины, в которые вставлялись весла. Шпор мачты устанавливали на коротком кильсоне особой формы, сделанном из цельного бруска. Ладья имела единственный рей, на который и поднимался четырехугольный парус. В качестве руля использовалось большое весло, которое прикреплялось посредством стропа к боковой стороне ахтерштевня. Длина кораблей викингов равнялась 30-40 м, а количество весел по каждому борту составляло 30-60 штук. Ладьи большого размера называли драккарами (драконами).

Основные особенности военного искусства викингов

Викингам никогда не удалось бы достичь каких-либо побед на поле боя, если бы они были просто бандами вооруженных грабителей. Возможно, летописцы и не вполне правы, называя многочисленных северных воинов, терроризировавших Европу почти двести лет, «великой армией», но всё же приходится признать, что это была достаточно организованная сила, пусть и не имевшая никогда единого командования.

Формирование дружины

Большую часть викингов составляли так называемые «бонды»

Так в Скандинавии обозначали свободных землевладельцев, а также, что немаловажно, их детей, которым, возможно, и не доставалось собственного надела. Все они имели право на ношение оружия и участие в тингах – особых собраниях, ближайшим аналогом которых можно считать, в частности, хорошо известное новгородское вече

Самые первые набеги на Англию совершались, видимо, исключительно превратившимися в мореплавателей бондами, ярлы и тем более конунги присоединились к этому «движению» позже. Когда это случилось, на некоторых кораблях, наряду с добровольными участниками походов стали появляться и наемники, получавшие за свою помощь жалование.

Атакующие викинги

Отдельно нанимались берсерки – довольно странные люди, которые даже с точки зрения рядового викинга, привыкшего ко всякого рода жестокостям, являлись крайне опасными и полубезумными маргиналами. Воевали они не ради денег и добычи, а только для того, чтобы как можно скорее попасть в Вальгаллу и встретиться там с Одином.

Тактика боя

В большинстве случаев викинги сражались в пешем строю, похожем на древнегреческую фалангу. Называлось такое построение «стеной щитов». Берсерки, выполнявшие роль штурмового отряда, сражались чаще всего за пределами строя. Они атаковали первыми и, видимо, часто добивались успеха. Впрочем, планомерное продвижение вперед «стены щитов» позволяло смести какого угодно противника.

Злейшим врагом викингов являлась тяжелая кавалерия. Иногда ей удавалось пробить строй, и тогда поражения избежать становилось очень трудно. Сами же викинги сражались на конях редко. Такие эпизоды происходили чаще всего уже в X веке, как в Англии, так и во Франции. Лошади захватывались у противника, поскольку никаких способов их транспортировки на драккарах не существовало – в лучшем случае можно было перевезти только одного-двух коней.

Бои на море викинги вели абордажным способом – корабли соединялись и возникало единое поле сражения. Маневрирование осуществлялось при помощи весел – паруса спускали, чтобы случайные порывы ветра не помешали. При этом корабли, идя на сближение, выстраивались линиями и осуществляли интенсивный обстрел противника из луков. На коротких дистанциях в ход шли метательные копья и камни, запас которых специально создавался перед сражением.

Современное воспроизведение «стены щитов»

Чтобы защитить гребцов от всего этого, по бортам драккара устанавливались круглые щиты. Использовать их в рукопашном бою было нельзя из-за большого веса и размера, однако свою основную функцию они выполняли неплохо.

Основные виды оружия

Вооружение викингов в целом мало отличалось от «общеевропейского». Правда, сегодня уже трудно судить о его качестве. Обычный «набор» состоял из следующих элементов:

  1. Копья. Скорее всего, это было главное оружие. Сохранившиеся до наших дней копья викингов обладают довольно длинным наконечником с хорошо развитыми боковыми лезвиями. Это обозначает, что их могли применять для рубящих ударов;
  2. Мечи. Наиболее универсальный вид оружия. Средняя длина клинка — от 90 см до метра. Имеются также сведения об использовании мечей с односторонней заточкой (т.е. фактически палашей);
  3. Топоры. Именно этот вид оружия обычно находится в руках у викинга на современных изображениях. Основания для этого есть – топоров археологи обнаружили больше всего. По сравнению с мечами топоры дёшевы и к тому же позволяют наносить более концентрированный удар.

Из метательных видов оружия использовались луки и укороченные копья. Сведений о них немного, несмотря на то, что в свите некоторых конунгов имелись настоящие «снайперы», уверенно поражавшие цели на огромных дистанциях.

Защитным снаряжением могли быть кожаные доспехи различных типов, несколько реже – кольчуга, которая с годами становилась всё более длинной. Кроме того, каждый викинг непременно имел деревянный щит. Вначале форма его была круглой, а ближе к началу второго тысячелетия щиты стали миндалевидными.

Типичный боевой топор викингов – бродекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector