Сторожевые корабли проекта 1135

Содержание:

Общие сведения

Сторожевые корабли проекта 1135 и 1135М носили общий шифр «Буревестник» и с начала 1970-х годов строились большой серией для ВМФ СССР. При достаточно скромной стоимости и размерах «Буревестники» обладали отличной мореходностью и несли достаточно мощное и совершенное для своего времени вооружение, благодаря чему считаются одними из наиболее удачных кораблей . Они служили в составе всех флотов Советского Союза, обеспечивая охранение более крупных боевых единиц — больших противолодочных кораблей, ракетных или авианосных крейсеров.

«Ладный», построенный в Керчи, был с 1981 года включён в состав Краснознамённого Черноморского флота. Среди кораблей своего типа ему выпала одна из наиболее активных и долгих служб в боевом строю. Корабль участвовал в ряде боевых служб в различных районах Мирового океана, в том числе в 1987 году обеспечивая безопасность гражданского судоходства в Персидском заливе в условиях боевых действий ирано-иракской войны. В 2009 году в Атлантике именно «Ладный» освободил захваченный сухогруз «Арктик Си» с российским экипажем. По состоянию на 2019 год корабль остаётся в строю, входя в состав 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота.

Рыболовецкий траулер

Траулер РТ-10 «Лебедка»

В 1931 году на верфи KLAWITTER (рус. Клавиттер) в Данциге по заказу советского внешнеторгового объединения «Судоимпорт» был построен рыболовецкий траулер РТ-10 «Лебёдка», водоизмещением 1150 тонн и запасом хода в 4300 км, с максимальной скоростью в 10 узлов. В том же году на верфи был построен траулер РТ-11 «Ваер» (списан в 1967 году), а годом ранее, в 1930 году, с той же верфи были спущены на воду два траулера: РТ-9 «Ролик» (списан в 1966 году) и РТ-12 «Трал» (списан в 1960 году). Как и все эти корабли, РТ-10 «Лебёдка» вошёл в состав тралового флота г. Мурманск. Траулер добывал рыбу в Баренцевом море и Северной Атлантике, показывая отличные результаты и являясь одним из лидеров по добычи рыбы. Экипаж в то время насчитывал 41 человека.

Конструкция РТ-10 «Лебёдка» совпадает с конструкцией РТ-11 «Ваер».

В рыболовном флоте РТ-10 «Лебёдка» прослужил до 19 октября 1939 года, когда был переоборудован и зачислен в дозорные корабли Северного флота, получив имя ДК-10 . Во время советско-финской войны ДК-10 нёс дозорную службу на подходах к Кольскому заливу,занимался конвоированием транспортов, а также выполнял обязанности корабля службы наблюдения и связи. После окончания советско-финской войны, являясь наиболее опытным и подготовленным, корабль был оставлен в составе Северного флота. Командовал кораблём Рагозин А.А.

Литература и источники информации

Литература

Бабич В. В. Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. — Николаев: Атолл, 2003. — 544 с. — ISBN 966-7726-69-X

Бережной С. С. Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000. — Москва: Моделист-конструктор, 2000. — 32 с. — (Морская коллекция № 6 / 2000).

Селезнёв И. Н. «Бдительный» и другие (сторожевые корабли проекта 1135). — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №6/2001. — 32 с.

Ссылки

История создания СКР типа «Неустрашимый»

Воспоминания о службе Н. Г. Авраамова, командира «Неустрашимого»

Страница «Википедии», посвящённая СКР типа «Неустрашимый»

Фотографии СКР «Неустрашимый» на navsource.narod.ru

Фотографии СКР «Ярослав Мудрый» на navsource.narod.ru

Фотографии СКР «Туман» на navsource.narod.ru

Особенности конструкции СКР проекта 1540

Сторожевой корабль, создаваемый еще советскими корабелами на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде стал логическим продолжением СКР проекта 1135, успешно несущих боевую службу на разных морских театрах. Новый корабль должен был стать универсальным боевым судном, способным выполнять одновременно и охранные и атакующие функции. Основная конструктивная особенность нового корабля — это применение в постройке судна материалов со слабой отражающей поверхностью.

Первый корабль типа «Ястреб» серии из трех судов заложили в 1987 году.

Корабль получил заводской номер 401 и спустя год, в мае 1988 года был спущен на воду. В течение последующих двух лет шла достройка корабля, включающая установку элементов вооружения и оснащение судна основными узлами и агрегатами. В декабре 1990 года новый сторожевик вступил в строй. Боевая служба корабля под именем «Неустрашимый» в составе Балтийского флота началась весной 1991 года.

Второй корабль серии с заводским номером 402 под именем «Неприступный» так и не успел вовремя вступить в строй. Заложенный в 1988 году, он был спущен на воду в 1990 году, однако из-за развала Советского Союза, дальнейшее строительство и доводка корабля затянулись на целых 19 лет. Только в 2009 году было окончательно закончено строительство, и корабль вступил в строй Балтийского флота, получив звучное имя Ярослав Мудрый.

Третий корабль, который имел название «Туман» заложили уже в 1993 году, однако недостаточное финансирование строительства привело к тому, что корабль так и не был достроен. В 2020 году было принято решение утилизировать недостроенный корпус судна.

На судне впервые в советском флоте были применены новые технологии, которые были направлены на снижение уровня шума работающих винтов и на увеличение мореходных качеств корабля. Еще на стадии проектирования в проект вносились изменения, касающиеся силовой установки, видов и количества вооружения корабля, компоновки основных агрегатов. Основные изменения, вносимые в проект, привели к созданию кораблей модификации 11541 типа «Корсар», рассчитанных в качестве экспортного варианта.

Корпус корабля и силовая установка

Корпус головного корабля имел 12 отсеков и удлиненный полубак, был выполнен из стали. В конструкции корпуса на носу установлен бульб, в котором разместилась гидролокационная станция. Новшеством можно считать успокоители качки и установленные на боковых скулах дополнительные кили. Корабль был оборудован необходимыми устройствами и приспособлениями для проведения дозаправки и принятия грузов с судов обеспечения прямо в море.

Конструкция корпуса была создана таким образом, что при затоплении трех смежных отсеков корабль сохранял свою плавучесть и остойчивость.

Характерными отличительными внешними признаками кораблей типа «Ястреб» являлись две мачты и две дымовые трубы. Основные узлы управления и агрегаты жизнеобеспечения были сосредоточены в четыре отдельные цитадели. Верхние надстройки корабля, как было уже сказано ранее, имели специальный угол наклона 8-100, что заметно снизило отражающую способность корабля под воздействием радиолокационных волн.

Все сторожевики планировалось оснастить четырьмя газотурбинными двигателями. Два двигательных агрегата конструкции М-70 обеспечивали сторожевикам маршевую скорость, тогда как два других двигателя типа М-90, могли обеспечить движения корабля на формированном ходу. Главная энергетическая установка была разделена на две независимые друг от друга группы. Ближе к носовой части сторожевика размещались маршевые двигатели. Более мощные, высокоскоростные двигатели ставились ближе к корме корабля. Такая компоновка двигательной группы значительно повышала живучесть корабля, обеспечивая ему ход даже при критических повреждениях. Мощность маршевых двигателей составляла 37 тыс. л.с. С включенными двигателями форсажной группы, общая мощность энергетической установки достигала 55-57 тыс. л.с.

Модификации

Представители проекта

Название б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние
Неустрашимый 712 ССЗ «Янтарь» 401 25.03. 25.05. 28.12. БФ в ремонте Находится на доковом ремонте у причала ССЗ «Янтарь».14.02.2018 произошёл пожар. Передача флоту после ремонта планируется на начало 2019 года.
Ярослав Мудрый 727 ССЗ «Янтарь» 402 27.05. .06. 19.07. БФ в строю До 30.08.1995 − «Неприступный»Штатно установлен ПКРК «Уран».
Туман ССЗ «Янтарь» 403 1993 н/д ожидает утилизации 15.04. принято решение об утилизации.

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован неспущенным на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

Описание конструкции

Генеральный директор ПКБ «Северное» В. Спиридопуло в 2008 году отметил, что корабли проекта 22460 отличаются от предшественников своими мореходными качествами. Сторожевик может выходить в море при волнении в 6 баллов, при этом не особо теряя в маневренности.

Корпус

Корабли проекта 22460 имеют новую форму корпуса, улучшенную мореходность. На спокойной воде патрульный корабль развивает скорость 30 узлов. Сторожевик имеет повышенную степень скрытности, относительно предыдущих серий кораблей береговой охраны. Для увеличения живучести в конструкции корабля имеется двойное дно и двойные борта.

Энергетическая установка и ходовые качества

Дизель-генератор ДГА-300

До 2015 года сторожевые корабли проекта 22460 оснащались дизельными двигателями производства Германии, однако в связи с политическими событиями 2014-2015 годов поставки двигателей прекратились и судостроителям пришлось искать альтернативные варианты для устранения дефицита двигателей для новых кораблей. Выходом стало заключение контракта с производителем подобных двигателей в Китайской Народной Республике. К ноябрю 2015 года контракт был подписан. Главный конструктор ПКБ «Северное» Алексей Наумов отметил, что китайские двигатели производятся по германской лицензии с соблюдением всех технологий.

В качестве главной энергетической установки до 2015 года использовалось четыре дизельных двигателя MTU 16V4000M73L, производства фирмы MTU Friedrichshafen, каждый мощностью 3860 л.с. Суммарная мощность установки составляла 15 440 л.с. После 2015 года на корабли проекта 22460 устанавливаются дизельные двигателя китайского производства CHD622V20, суммарной мощности 15 776 л.с. Движение корабля производится при помощи двух винтов. Заявленная максимальная скорость корабля составляет 30 узлов, однако в различных источниках встречаются и меньшие показатели максимальной скорости.

Для производства электричества на корабле используется два 300-кВт дизель-генератора DGA-300-VA1-MPS, а также два 60-кВт дизель-генератора DGA-60-VA2-MPS.

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля составляет 24 человека. Корабль имеет бассейн и сауну. Корабли проекта 22460 оборудуются опреснительной установкой.

Примечания[править | править код]

  1. , с. 89.
  2. , p. 37.
  3. По одним данным, первоначально противолодочное вооружение БПК состояло из ПЛРК «Метель», заменённые на ПЛРК «Раструб-Б» в процессе модернизации, по другим данным с 1970 по 1981 года контейнеры ПЛУР пустовали, корабли ходили без основного оружия. Этот факт, однако, удавалось скрыть от разведок НАТО.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2012.
  5. . www.flot.com (14 декабря 2010). Дата обращения 12 декабря 2010.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения 8 июля 2011.
  7. . Дата обращения 5 марта 2013.
  8. ↑ . www.militarynews.ru. Дата обращения 13 декабря 2018.
  9. 2017-11-14 21:48:00 Kaliningradblog Kaliningradblog 2017-11-14 21:48:00 Kaliningradblogwrote.  (англ.). kaliningradblog.livejournal.com. Дата обращения 13 декабря 2018.

Вооружение

Главный противолодочный комплекс

Основным противолодочным оружием для СКР проекта 1135 и 1135М являлся ракетный комплекс УРПК-4 «Метель» — его четырёхконтейнерная поворотная пусковая установка была смонтирована в носовой части корабля. Ракето-торпеды 85Р комплекса «Метель», по сути, представляют собой одноразовые дистанционно управляемые самолёты-торпедоносцы. Твёрдотопливная крылатая ракета комплекса «Метель» с помощью телеуправления приводится в нужный район, потом сбрасывает в воду самонаводящуюся 533-мм противолодочную торпеду АТ-2УМ, которая и поражает обнаруженную субмарину противника. Ракета имеет дальность до 55 км, а запущенная с неё торпеда может пройти ещё 8 километров под водой со скоростью 40 узлов.

Прочее противолодочное вооружение

Для борьбы с подводными и надводными целями СКР также оснащались двумя поворотными четырёхтрубными 533-мм торпедными аппаратами ЧТА-53-1135, смонтированными на верхней палубе. Боекомплект из 8 самонаводящихся торпед типа СЭТ-65 или 53-65К хранился в аппаратах.

Против подводных целей сторожевые корабли располагали также двумя 213-мм двенадцатиствольными реактивными бомбомётами РБУ-6000 «Смерч-2» с дальностью стрельбы до 5800 метров.

Зенитно-ракетное вооружение

ЗРК «Оса-М» в боевом положении

ПВО сторожевых кораблей проекта 1135 обеспечивали два зенитно-ракетных комплекса (ЗРК) ближнего действия «Оса-М». Каждый ЗРК включает в себя две двухбалочные пусковые установки ЗИФ-122, боезапас из 20 ракет 9М33 (всего на два комплекса 40 ракет) и систему управления 4Р33. Пусковые установки смонтированы в нос и корму от надстройки, а в походном положении они убираются под крышки в палубе.

Артиллерия

100-мм установка АК-100

От кораблей предыдущего проекта 1135 новые СКР отличались, главным образом, заменой артустановок АК-726 с СУО МР-105 на комплекс АК-100-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100 и системы управления стрельбой МР-145 «Лев». Последняя включает в себя двухдиапазонную РЛС сопровождения целей, телевизор, лазерный дальномер, аппаратуру селекции подвижных целей и помехозащиты. Она обеспечивает приём целеуказаний от общекорабельных средств обнаружения; точное измерение параметров движения воздушных, береговых и морских целей; выработку углов наведения для двух артустановок; корректировку стрельбы по морской цели по всплескам; автоматическое слежение за артиллерийским снарядом. Инструментальная дальность действия — 75 км. Автоматическая башенная установка обеспечивает скорострельность 60 выстрелов в минуту и способна поражать наземные, надводные и воздушные цели на дистанции до 21,5 км. Вес системы — 8 т. Кожух артустановки АК-100 легко бронирован, охлаждение стволов — водяное. Подбашенное пространство герметизируется пенополиуретаном. В боекомплект входят снаряды для поражения воздушных, морских и береговых целей, а также в инертном исполнении (без заряда ВВ).

Сравнительные ТТХ артиллерийских систем

1 2 3
Марка артсистемы АК-726 АК-100
Калибр, мм 76,2 100
Длина ствола в клб 59 59
Угол вертикального наведения, град -2. +84 -10. +85
Темп стрельбы, выстр./мин 90 60
Масса снаряда, кг 5,9 15,6
Начальная скорость снаряда, м/с 980 880
Дальность стрельбы, км 15,7 21,5
По морским и береговым целям 13
Количество готовых к стрельбе выстрелов 138 320

Авиационное вооружение

Авиационного вооружения в проекте 1135 не было предусмотрено, соответственно не было постоянного ангара или средств обеспечения базирования вертолёта. Однако временная посадочная площадка размечалась на крыше помещения БУГАС позади второй орудийной башни. В случае необходимости корабль мог принять на эту площадку аварийный или выработавший топливо вертолёт с другого корабля.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Радиоэлектронное оборудование СКР проекта 1135М включало в себя обзорные и навигационные РЛС, средства связи и радиоэлектронной борьбы, а также подкильную и буксируемую гидроакустические станции («Титан-2» и «Вега» соответственно).

На кораблях проекта 1135М установлена станция управления огнём артиллерии МР-145 «Лев» — дальнейшее развитие МР-105 с улучшенными параметрами и элементной базой.

Фрегаты проекта 1135

Карибский кризис, разразившийся между СССР и США, стал серьезным стимулом к развитию военной техники в обеих сверхдержавах. Среди многочисленных выводов, сделанных в ходе этого противостояния советскими военными, было и решение о формировании средств противолодочной обороны – сторожевых кораблей.

Создание и проектирование проекта

В самом начале 1964 г. в Северном конструкторском бюро был дан старт разработке проекта 1135 «Буревестник». За основу были взяты сторожевые корабли проекта 1134, модификации А и Б. Новый корабль должен был иметь меньшее водоизмещение, но при этом иметь больше возможностей для противолодочной и противовоздушной борьбы, что позволило бы использовать суда такого типа для конвоя в зонах локальных вооруженных конфликтов.

Через четыре года с момента начала проектирования корабль пошел в производство сразу на трех судостроительных заводах, первым спуск на воду совершил калининградский завод «Янтарь», первенец серии получил имя «Бдительный» и встал в строй 31 декабря 1970 г. До 1981 года был поострен 21 корабль этой серии.

Описание конструкции

Корпус

Общий вид СКР проекта 1135М

Корпус корабля отличает удлинённый полубак и клиперский форштевень, который ниже ватерлинии плавно переходит в бульбовый обтекатель подкильной гидроакустической станции. Тринадцать переборок делят корпус на 14 водонепроницаемых отсеков. Корпус выполнен из стали марки МК-35, в то время как палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. Надстройки выполнялись со скошенными гранями для снижения радиолокационной заметности корабля. Газоходы энергетической установки выведены в массивную трубу призматической формы, а для размещения антенных постов и сигнальных огней служит отклонённая назад мачта ажурной конструкции.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка газотурбинная, двухвальная. В состав входят четыре (из них два маршевых и два форсажных) суммарной мощностью 56000 лошадиных сил. Двигатели через посредство зубчатых редукторов приводят во вращение два четырёхлопастных винта фиксированного шага. Один маршевый и один форсажный двигатель со своими редукторами образуют агрегат М7К. Каждый из двух агрегатов штатно вращает гребной винт своего борта. Благодаря маршевой редукторной приставке, объединяющей агрегаты правого и левого борта, любой из двигателей способен вращать при необходимости оба ходовых вала корабля, что делает ГЭУ более живучей и придаёт гибкость при выборе режима хода.

Скорость полного хода корабля составляет 32,2 узла. Дальность плавания на оперативно-экономической скорости 17 узлов составляет 3550 миль, технико-экономическим ходом 14 узлов — 5000 миль. Ресурс до капитального ремонта для маршевых двигателей составляет 20000 часов наработки, для форсажных — 10000 часов.

Описание конструкции

Общий вид СКР проекта 11540

Сторожевые корабли проекта 11540 представляют собой однотрубные двухмачтовые корабли с развитой надстройкой, занимающей более половины длины верхней палубы. Реализованные в кораблях архитектурно-компоновочные решения обеспечивают снижение уровней теплового, акустического, электромагнитного и вторичного радиолокационного полей.

Корпус

«Неустрашимый» в 2006 году. Хорошо видна характерная форма надстроек и крышки буксируемого устройства ГАС в корме

Корпус корабля полубачный, с удлинённым полубаком и характерным изломом верхней палубы в носовой части для улучшения условий стрельбы из универсальной 100-мм артустановки. Подводная часть корпуса оснащена бульбом, в котором размещена антенна гидроакустического комплекса. Водонепроницаемыми переборками корпус корабля разбит на 12 отсеков. И корпус, и надстройка полностью стальные, сконструированы с использованием технологий по снижению заметности; все соединения выполнены методом сварки.

Для снижения уровня отражённого радиосигнала конструкторы применили необычное решение: наружные грани надстройки, а также крышка буксируемого тела в корме получили гофроподобные изломы по внешней поверхности. Более традиционное решение, применяемое в военном кораблестроении СССР с 1960-х годов и к настоящему времени распространённое повсеместно, предусматривает отклонение внешних поверхностей надстроек от вертикали при сохранении ими плоской формы. Технологически традиционное решение проще, но полезный объём верхних ярусов надстроек это несколько сокращает. Вероятно, стремление разместить максимум оборудования и вооружения в минимальном объёме и подтолкнуло конструкторов проекта 11540 к необычному способу обеспечения малозаметности.

Энергетическая установка и ходовые качества

Специалисты 1-го ЦНИИ МО настойчиво рекомендовали для «Ястреба» комбинированную дизель-газотурбинную энергоустановку, как более экономичную. Однако реальные возможности отечественной промышленности, не изготовлявшей дизель-редукторных агрегатов подходящей мощности, не позволяли в этом случае выдержать плановый срок сдачи головного корабля. Поэтому в новом проекте сохранили ГТУ с маршевыми и основными газотурбинными двигателями, отработанную и усовершенствованную на СКР проектов , 1135М и 11351.

Энергетическая установка двухвальная. Применительно к одной валолинии силовой агрегат состоит из одного маршевого М-70 и одного форсажного (основного) М-90 газотурбинных двигателей. Всего, таким образом, ГЭУ состоит из четырёх (двух маршевых и двух основных) ГТД общей мощностью 58000 л. с., работающих через редукторы на два винта фиксированного шага. ГЭУ позволяет кораблю развивать наибольшую скорость хода 30 узлов. При необходимости любой из агрегатов способен вращать оба вала, что делает ГЭУ более живучей и придаёт большую гибкость при выборе экономического режима хода.

Дальность плавания при 18-узловой скорости составляет 3000 миль, а ходом 16 узлов корабль может преодолеть без дозаправки 3500 миль.

Электроэнергию кораблю обеспечивает пара газотурбогенераторов по 1250 кВт, один газотурбогенератор мощностью 600 кВт, а также два резервных дизель-генератора по 600 кВт каждый.

Экипаж и обитаемость

Корабли проекта снабжены успокоителями качки, а также скуловыми килями, способствующими улучшению мореходности, улучшению условий применения оружия и повышению комфортности для экипажа.

Стремление к максимальному насыщению не очень крупного корабля вооружением и оборудованием привело к уплотнению жилых помещений и бытовых устройств. Как следствие, по размещению личного состава на СКР проекта 11540 отмечали некоторое ухудшение по сравнению с аналогичными кораблями.

Автономность кораблей проекта 11540 по запасам провизии рассчитывается на 30 суток.

История проектирования

Навал «Беззаветного» на крейсер США Йорктаун

Пограничный СКР «Имени XXVII съезда КПСС» (затем «Орел»), морские части погранвойск, 1 марта 1987 года

Проект 1135 был разработан в 1964—1966 годах в Северном проектно-конструкторском бюро. В соответствии с техзаданием, руководство ВМФ ВС СССР планировало получить большой противолодочный корабль II ранга — океанский корабль на базе проектов 1134-А и 1134-Б, но с существенно уменьшенным водоизмещением. Новый проект должен был решать широкий круг задач по противолодочной и противовоздушной обороне соединений кораблей, быть способным проводить конвои через районы локальных боевых действий.

Уменьшение водоизмещения привело к отказу от вертолёта, гидроакустическое оснащение было идентичным проекту 1134-Б, но недостаточным для стрельбы ракетами главного калибра на полную дальность, поэтому предполагалось действие кораблей поисково-ударными парами.

Первоначально основным вооружением корабля был ракето-торпедный комплекс «Метель», предназначенный для уничтожения подводных лодок. При модернизациях он заменялся на «Раструб-Б», способный поражать также и надводные цели.

История

С 19 июня 2009 года входит в состав Балтийского флота.

24 июля 2009 года над кораблём был поднят флаг ВМФ России.

В июле 2010 года сообщалось, что совместно с СКР «Неустрашимый» корабль в 2011 году, после согласования этого вопроса с Украиной, будет перебазирован на Черноморский флот и будет ориентирован командованием ЧФ на поддержание оперативного режима в зоне ответственности флота — Чёрном и Средиземном морях. Однако переход не состоялся, хотя оба сторожевика часто появляются в Средиземном море и у Африканского Рога.

С 7 декабря по 10 февраля участвовал в совместном походе межфлотской объединённой группировки в Средиземное море, во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов».

25 апреля 2012 корабль с согласия Командующего Балтийским Флотом вице-адмирала В. В. Чиркова, «был передан под шефство главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны». В мае 2013 сопровождал паломническую миссию по доставке иконы Фёдора Ушакова в Средиземное море.

В феврале 2015 года завершился 196-суточный поход в Средиземное море и Индийский океан.

Ремонт

Позже корабль встал на ремонт на СРЗ «Янтарь» для ремонта ГТД Д090 производства украинского ГП НПКГ Зоря — Машпроект.
Ремонт газовых турбин был поручен промышленной группе «Новик», занимавшейся дефектацией и сервисным обслуживанием энергетических установок по заказу ВМФ. «Новик» располагал собственным конструкторским бюро, специалисты которого ранее трудились в ныне ликвидированном турбинном КБ Ленинградского Кировского завода.
Подходящая площадка была найдена в самарском ОАО «Металлист-Самара», предприятии, работающем в кооперации двигателестроительного АО «Кузнецов».

В январе 2016 года ремонт силовой установки завершился.
По состоянию на 2 марта корабль успешно прошёл швартовные испытания, возвращение корабля в строй состоялось через два месяца.

В апреле 2016 года провёл, совместно с корветом «Бойкий», учебные стрельбы в Балтийском море. В роли условного противника выступили вертолёты Ка-27 и бомбардировщики Су-24. В качестве мишиней использовались светящие авиабомбы САБ-250. Экипажи кораблей выполнили практические стрельбы из корабельных комплексов А-190 и А-100, «Кортик» и АК-630 , в ходе которых авиация условного противника была уничтожена. После выполнения этой задачи, корабли провели также комплекс стрельб по буксируемым корабельным щитам, имитирующим отряд боевых кораблей условного противника. Все мишени были поражены.

1 июня 2016 корабль отправился в восточную часть Средиземного моря для перегруппировки с российскими Военно-морскими силами. «Ярослав Мудрый» входил в состав постоянного оперативного соединения кораблей ВМФ России в Средиземноморье.

Инцидент 17 июня 2016 года

17 июня 2016 года в восточной части Средиземного моря американский эсминец Gravely опасно сблизился с кораблём «Ярослав Мудрый». Американский эсминец допустил опасное сближение с российским боевым кораблём на дистанцию 60-70 метров по левому борту. Эсминец также пересёк курс движения корабля «Ярослав Мудрый» по носу на опасной дистанции 180 метров.

«Ярослав Мудрый» следовал в международных водах постоянным курсом и скоростью.

Российские военные перечислили нарушения, которые совершили их американские коллеги:[источник не указан 827 дней]:

Согласно этому документу, корабли должны оставаться на достаточном удалении, чтобы избежать риска столкновения.

Еженедельник Defense News, ссылаясь на представителей ВМС США, пишет:

[источник не указан 832 дня]

18 августа 2016 «Ярослав Мудрый» покинул порт Джибути и заступил на антипиратскую вахту в Аденском заливе.

В середине октября 2016 года корабль покинул группировку, несколько недель выполнял антипиратские задачи в Индийском океане, после чего пересёк Средиземное море и вышел в Атлантику. 26 октября 2016 года совместно с танкером «Лена» прибыл с деловым визитом в кубинский порт Гавана.

18 ноября 2016 года находясь в дальнем морском походе, совместно с танкером «Лена», зашли в порт Пойнт-Фортин Республики Тринидад и Тобаго, для пополнения запасов воды и продовольствия, проведения планового осмотра кораблей, и отдыха экипажей.

02 декабря 2016 представитель ВМФ России сообщил что экипаж корабля завершил выполнение плановых задач в Карибском море и взял курс к родным берегам.

19 декабря 2016 года корабль вернулся в постоянный пункт базирования.

8 мая 2017 года корабль зашел в Кронштадт для проведения докового ремонта на Кронштадтском морском заводе. Завершение ремонта запланировано на середину июня 2017 года.

В мае 2018 года осуществляет слежение за действиями авианосной группировки ВМС США в Средиземном море.

Постройка и испытания

Закладная доска СКР «Адмирал Эссен» проекта 11356

Контракт стоимостью около одного миллиарда долларов на поставку индийским ВМС трёх фрегатов проекта 11356 был заключён 17 ноября 1997 года. С российской стороны основным подрядчиком выступало ОАО «Балтийский завод». Первые два корабля — «Тальвар» (англ. Talwar) и «Тришул» (англ. Trishul) — были заложены в марте 1999 года и спущены на воду соответственно в мае и ноябре 2000-го. На период испытаний их временно включили в состав Балтийского флота с названиями «Дозорный» и «Ударный». Примечательно, что экипажи для них на время прохождения испытаний формировались из 128-й бригады надводных кораблей Балтийского флота — родного дома «Бдительного».

В мае 2001 года состоялся спуск на воду последнего фрегата первой серии — «Табар» (англ. Tabar). Согласно контракту, в состав индийского флота все три корабля вошли в 2002 — 2003 годах.

Торжественный спуск на воду СКР «Адмирал Эссен», 2014 год

В дальнейшем индийская сторона, вполне удовлетворённая полученными фрегатами, заказала вторую серию из трёх аналогичных кораблей. В этот раз их строил калининградский завод «Янтарь», и проект получил ряд доработок — в частности, для удешевления зенитно-артиллерийские комплексы для ближней ПВО были заменены более простыми 6-ствольными автоматами АК-630, а главный ударный комплекс «Калибр» сменили на уже принятые на вооружение противокорабельные ракеты «Брамос» совместной российско-индийской разработки.

В России наиболее перспективным типом сторожевого корабля/фрегата к тому времени считался новейший проект 22350, вооружённый ещё не принятым на вооружение ЗРК коллективной обороны «Полимент-Редут». Однако с доведением комплекса «Полимент-Редут» возникли большие сложности, и сроки принятия в состав флота вооружённых им кораблей постоянно переносились. В результате было принято решение построить также серию надёжных и отработанных СКР проекта 11356 и для ВМФ России.

Состав кораблей проекта

  • Индия: 6 единиц (фрегаты пр.17):
    • «Тальвар» F40 (до 18.06.2003 «Дозорный»),
    • «Тришул» F43 (до 25.06.2003 «Ударный»),
    • «Табар» F44 (до 19.04.2004 СКР-23),
    • «Тег» F45, T6 (до 27.04.2012 зав.№01354),
    • «Таркаш» F50 (до 9.11.2012 зав.№01355),
    • «Триканд» F51 (до 29.06.2013 зав.№01356).
  • Россия: 6 единиц (СКР/фрегаты пр.11356):
    • «Адмирал Григорович» (2014),
    • «Адмирал Эссен» (2014),
    • «Адмирал Макаров» (2015),
    • «Адмирал Бутаков» (2016),
    • «Адмирал Истомин» (2017),
    • «Адмирал Корнилов» (2017).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector