Конец серии: завершается строительство корветов типа «стерегущий»
Содержание:
Серия кораблей
В настоящее время четыре корвета проекта 20380 несут службу в ВМФ РФ, ведется строительство еще шести. В рамках госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г. Министерство обороны РФ в 2011 г. заключило с ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей модернизированного проекта 20385. Однако в мае 2015 г. представители завода сообщили, что проект 20385 сворачивается из-за проблем с импортными комплектующими. По нему будут построены два корабля («Гремящий» и «Проворный») с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, остальные корабли будут строиться по модернизированному проекту 20380.
— Головной корабль проекта 20380 «Стерегущий» (бортовой номер 530, заводской — 1001) был заложен 21 декабря 2001 г. на «Северной верфи», спущен на воду 16 мая 2006 г., в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 г.
— Первый серийный корвет — «Сообразительный» (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 г. на «Северной верфи», спущен на воду 31 марта 2010 г., в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 г.
— «Бойкий» (бортовой номер 532, заводской 1003) заложен 27 мая 2005 г. на «Северной верфи», спущен на воду 15 апреля 2011 г., в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 г.
— «Совершенный» (заводской номер 2101) заложен 30 июня 2006 г. на Амурском судостроительном заводе» (Амурский ССЗ), спущен на воду 22 мая 2015 г., в составе Тихоокеанского флота с 20 июля 2017 г.
— «Стойкий» (бортовой номер 545, заводской 1004) заложен 10 ноября 2006 г. на «Северной верфи», спущен на воду 30 мая 2012 г., в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 г.
— «Громкий» (заводской номер 2102) заложен 20 апреля 2012 г. на Амурском ССЗ, передача флоту ожидается в 2018 г.
— «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (заводской номер 2103) заложен на Амурском ССЗ 22 июля 2015 г. Корвет назван в честь матроса с миноносца «Быстрый» Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 г. предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 г. Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.
— «Резкий» (заводской номер 2104) заложен 1 июля 2016 г. на Амурском ССЗ.
— «Ретивый» (заводской номер 1007) заложен 20 февраля 2015 г. на «Северной верфи».
— «Строгий» (заводской номер 1008) заложен 20 февраля 2015 г. на «Северной верфи».
Контрактами предусмотрено строительство еще четырех кораблей серии на «Северной верфи» (заводские номера 1010-1013), двух — на Амурском ССЗ (заводские номера 2105-2106). Еще на два корабля имеется опцион.
Также на «Северной верфи» строятся два корвета по переработанному проекту 20385:
— «Гремящий» (заводской номер 1005) заложен 1 февраля 2012 г., спущен на воду 30 июня 2017 г., передача флоту ожидается до конца 2018 г.
— «Проворный» (заводской номер 1006) заложен 25 июля 2013 г., спуск на воду ожидается в 2018 г.
Еще один корвет строится на «Северной верфи» по проекту 20386:
— «Дерзкий» (заводской номер 1009) заложен 28 октября 2016 г.
«Принципиально новые технологии»
Проект многоцелевого корвета 20385 был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». «Гремящий» предназначен для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, охраны прибрежной зоны и сопровождения других кораблей.
Водоизмещение корвета составляет 2,2 тыс. т, длина корабля — 104 м, ширина — 13 м. «Гремящий» может развивать скорость до 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания составляет 3,5 тыс. морских миль (около 6,5 тыс. км) при автономности в 15 суток. Обеспечивает работу корабля экипаж в составе 99 моряков.
В марте 2018 года в интервью газете «Красная звезда» командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц сообщил, что в ближайшие годы ТОФ получит четыре таких корабля.
«В корвете «Гремящий» и в последующем корвете «Проворный» внедрены принципиально новые технологии и конструкционные решения. Кроме всего прочего, эти корабли являются первыми на ТОФ носителями комплекса крылатых ракет «Калибр»… Всего в ближайшие годы мы рассчитываем принять на вооружение до четырёх корветов с оптимальным составом вооружения. В планах довести их общее количество до восьми единиц», — рассказал адмирал Авакянц.
Также по теме
«Флот мощной океанской державы»: как в ближайшие годы усилятся боевые возможности российского ВМФ
Доля современных образцов вооружений на флоте превысила 62%. Об этом заявил президент России Владимир Путин на торжественном приёме по…
Корветы проекта 20385 вооружены 100-мм автоматической артиллерийской установкой А-190-01, двумя 30-мм зенитными автоматами АК-630М, универсальными ракетными комплексами «Калибр-НК» с восемью крылатыми ракетами на борту, комплексом противовоздушной обороны ЗРК «Редут» с большим количеством пусковых ячеек и торпедным комплексом «Пакет-НК».
Кроме того, корветы проекта 20385 оснащены широким рядом радиолокационных систем и комплексов электронного управления системами корабля. Так, на «Гремящем» установлена боевая информационно-управляющая система «Сигма», а выявление противника на море и в воздухе осуществляется станцией «Фурке-2». Система управления огнём корабля работает в паре с наводящимся комплексом «Монумент А». Обнаружение подводных целей осуществляют станции слежения и обнаружения «Заря» и «Минотавр».
В конструкции корабля активно применялись композитные материалы, в том числе негорючий многослойный пластик, а в архитектуре главных надстроек использован принцип отражающих поверхностей, который позволяет значительно снизить радиолокационную и оптическую заметность. Эти же материалы и принципы применялись и при конструкции корпуса корабля, что снижает возможность его обнаружения подводными лодками. Всё это значительно повышает «живучесть» корвета, позволяя «Гремящему» на больших расстояниях выявлять корабли вероятного противника, самому оставаясь вне зоны обнаружения.
- Корвет «Гремящий»
Системы корабля
Первое отличие нового поколения от старого – это полная комплексная автоматизация. Под шифром БЧ7 скрывается боевой информационный пост (БИП), где на автоматизированном рабочем месте (АРМ) находятся командиры радиотехнического и гидроакустического вооружения. Именно сюда стекается вся информация с других АРМ, которых всего 8. Здесь происходит сбор и обработка всех данных о целях. При волнении моря в 5 баллов (волна 2 м.) все вооружение исправно выполняет поставленные задачи.
- Обнаружение надводных целей. Многофункциональный телевизионный комплекс МТК-201 М2,2 видит все объекты на 3600. Но для этого нужно дать команду, в каком направлении посмотреть. РЛС «Монумент-А», работающая в активном режиме принимает информацию на расстоянии 45 км, в идеальных условиях 90 км. Эта же станция работает в диапазоне 50 – 500 км в пассивном режиме в зависимости от радиолокационных средств надводных судов. На ЖК-мониторах выводятся три обозначения объектов: красным – цель, синим – вероятный противник, зелёным – нейтральный.
- Система «Сигма». Боевая информационно-управляющая система «Сигма» – это программное обеспечение (ПО) и операционная система (ОС) корабля. Для обработки данных используется информация, в том числе от других кораблей и береговых пунктов и авиации, со всеми кто взаимодействует в группе. Технологический прогресс позволяет сделать такую систему противовзломной. Командиры корвета 20380 по сигналам, идущим от вражеского корабля, определяют степень возможной угрозы с помощью «Сигмы» – к какой стране принадлежит судно, устанавливается его бортовой номер, класс и название корабля. После подтверждения этих данных оптико-электронной станцией МТК выбираются эффективнейшие и безопасные средства его поражения.
- РЛС «Фурке-2». Радиолокационная дальность обнаружения цели позволяет РЛС «Фурке-2» увидеть воздушные цели на расстоянии (110 км), значит, самые современные ракеты будут перехвачены, а более эффективное нанесения авиаудара (с расстояния 2 – 10 км) станет невозможным.
- Боевой пост РТВ. На боевом посту РТВ (радиотехнического вооружения) производятся выстрелы и запуск ракет. Цель отображена на жидкокристаллических мониторах с помощью оптического канала сопровождения цели в виде реального видеоизображения. Так легче корректировать стрельбу из орудия. Один РВМ отвечает за модуль управления антенной. Вручную на экране захватывают цель и также и тут же передают данные, например, для СУ (стоек управления) АУ А-100 и АК-630. Автоматика сама завершает процесс наведения за доли секунд – сокращается время подготовки к стрельбе.
- Система управления огнём СУО «Пума-02». Сопровождаются одновременно 4 цели, и даётся указание на 2 наиопаснейшие. При введении данных цели в СУ вводятся тысячные дистанции из 6000, а не градусы из 360-ти – результат максимальная точность стрельбы. В результате артиллерийские снаряды запланировано попадают только в выбранную стрелком часть вражеского корабля. Выбирается режим стрельбы, например, боевой, одиночный, если нужно выпустить множество, то при стрельбе нажимается педаль и удерживается нужное количество времени.
- Средства связи. С помощью звука можно общаться с подлодкой группы. Спутниковое сообщение обеспечено с помощью СН-3101.
- Средства РЭБ. Установлен комплекс дальнего радиоэлектронного подавления ТК-25. Комплекс выстреливаемых помех применяется для ближнего рубежа ПК-10 4 ПУ с общим боекомплектом 80 снарядов.
Незаметные, обтекаемые – «невидимки»
По сравнению с предыдущими, проект 20380 уже в наши дни называют удачным. Некоторым журналистам даже повезло подняться на «Бойкий», который стоял у заводского причала завода «Северной верфи», когда была завершающая стадия заводского испытания. Другие, «Стерегущий» вместе с «Сообразительным», уже находятся на вооружении российских ВМС. Еще несколько корветов, включая «Стойкий» заложила «Северная верфь» и Амурский судостроительный завод.
Главными составляющими успеха проекта 20380 были со всей тщательностью проработанные конструкции в корпусе, а также единый электронный комплекс автоматизации. Это в основном выразилось и в боевых качествах, и составе вооружений, и комфортности для экипажа, а также надежности, ремонтопригодности и возможности модернизирования машин.
Обводами в стальном корпусе корабля занимались, не имея опыта их разработок. Однако все прошло так успешно, что справились с уменьшением гидродинамического сопротивления на 25%. Благодаря этому использовалась не такая мощная, а легкая главная энергетическая установка. Это повлекло за собой высвобождение более 15% водоизмещения и увеличило боевую нагрузку, а также солидный для 1500-ти тонного корабля перечень разнообразных вооружений, включая вертолетную площадку. Более того нашлось место противолодочному вертолету «Ка-27», место для ангара и двадцать тонн запаса горючего для вертолета.
https://youtube.com/watch?v=ODgSpCGdLXE
Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-дизельных агрегатов, которые специально разрабатывали на «Коломенском заводе», взяв за основу проверенный дизель Д49 на микропроцессорном управлении. Мощность главной энергетической установки может достигать до 24 000 лошадиных сил. При четырех дизель-генераторах по 630 кВт, от каждого из них обеспечивается бортовая сеть.
«Стерегущий» не просто так стали называть – невидимка. При строительстве были применены принципы стелс-технологий, которые являются непременным атрибутом в современных кораблях таких классов. Широкую корабельную надстройку сделали из трудногорючего радиопоглощающего стекло-углепластика. Посты антенн с ракетным вооружением убрали внутрь корпуса. С «Пакетом-НК», четырехтрубными 330-мм торпедными аппаратами ПТЗ поступили грамотно: скрыли в лацпортах. В общей сложности среднюю круговую эффективную поверхность рассеяния в корабле уменьшили втрое, если сравнивать с предшественниками. Благодаря этому вероятность наведения и попадания в него противокорабельными крылатыми ракетами снизилась с 0,5 до 0,1.
Серийные, но разные по своей неповторимости корветы
Как часто это случается со всеми новыми проектами, корабли повстречали на своих путях множество критических замечаний. В основном, подвергалась критике недостаточная дальность плавания. Однако это все же вызвано тем, что ранее вообще отсутствовал сам класс корветов на вооружении российских Военно-Морских Сил. Скептики должны понять, что и сам перечень задач, стоящий перед ВМС, значительно изменился. На сегодняшний день иметь в своем распоряжении десятки корветов куда актуальнее, чем обладать в небольшом количестве океанскими эсминцами.
Дискуссии часто завязывались из-за корабельных вооружений, сомнения вызывала защищенность и живучесть
Тем не менее, этим качествам тоже непросто уделять внимание, если не иметь хотя бы общего представления о тех тактических схемах, которыми характеризуются собственно классы корветов. Хотя сам проект и перспективный, но пока еще не совершенный
https://youtube.com/watch?v=ck9Gd16zd90
Также корвет «Бойкий» не смог сразу же войти в строй, когда обнаружились неполадки в сто миллиметровой артустановке. «Универсал» отказался функционировать в условиях штатного режима, причем не только на самом проекте 20380. Эта же участь постигла индийский фрегат от российского производителя.
Как бы там ни было, главным преимуществом всех кораблей типа корвет является их гибкость. Дизельные установки имеют потенциал доработок, артиллерийские установки могут быть заменены, однако сами корабли не будут оставаться на стапелях, и не станут превращаться в «недострои». По словам разработчиков корветов ни один из кораблей не будет повторять предыдущего. Собственно из-за гибкости, доступности, серийности и в перспективе массовости корветов российского производства проект 20380 ожидает большой успех, впрочем, как и все российские Военно-Морские Силы.
Автор статьи:
Богуславский Сергей
Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.
История создания
После неудачи с «Новиком» был запущен конкурс на создание малых сторожевых кораблей для ближней морской зоны. По международной классификации, такие суда называют корветами. Выиграло конкурс проектное конструкторское бюро «Алмаз». Первым в этой серии стал корабль «Стерегущий», который сошёл со стапелей «Северной верфи». В его создании принимало участие порядка 70 НИИ и промышленных предприятий. Спустя некоторое время, было заложено ещё три судна этого класса: «Сообразительный», «Бойкий», Стойкий».
Корвет «Совершенный» начал создаваться в 2006 году, его созданием занимался Амурский судостроительный завод. Первый спуск на воду произошёл в 2015 году, и корабль отправился в достроечный док. Ходовые испытания начались в январе 2017, а уже в марте того же года «Совершенный» продемонстрировал боевые стрельбы в ходе государственных испытаний. Корабль справился с задачей на «отлично» поразив макет корабля противника комплексом «Уран», отбил условную атаку ракеты-мишени, выпущенной с борта ракетного катера.
С 20 июля 2017 года, «Совершенный» включён в состав Тихоокеанского флота, 4 предыдущих корабля этого проекта проходят службу на Балтике.
Рука об руку
Введение единой боевой информационно-управляющей системы можно назвать главным нововведением в проекте 20380, которое повлияло на особенности тактических характеристик кораблей, на проживание экипажа, на надежность всех техсредств, а также на скоростную модернизацию в вооружениях. Ранее системы находились в разных местах корабля, а все координирование возлагалось на экипаж. Сейчас это поручено интегрированной мостиковой системе, которая управляет всеми корабельными системами, от механических до оружейных.
Также в интегрированной мостиковой системе имеется пара компонентов:
- Секция по управлению ракетными и противолодочными средствами;
- Секция по контролю над радиолокационной борьбой и освещением воздушных, надводных и подводных условий.
Первая секция располагает тремя постами, расположенными рука об руку прямо у капитанского мостика. Это места работы командиров БЧ. Один занимается противолодочной борьбой, а второй – противокорабельным комплексом. Внешний облик их постов почти одинаков. Он состоит из больших экранов, на которых выводятся сведения о целях и о боевых системах. Такими же экранами обладают командир корвета и вахтенный офицер.
Третий командир БЧ координирует все системы вооружений, а также выдает рекомендации для командира корабля в случаях применения оружия. Важным аспектом является тот факт, что командир корабля, с рулевым, вахтенным офицером, а также командирами БЧ пребывают в стенах одного помещения, а это способствует молниеносному принятию скоординированных решений и их немедленному исполнению.
Сущность ее в том, что сведения о воздушных, надводных и подводных условиях, об обнаруженных целях и связях, сконцентрированы как единый центр, также и обрабатываются. Система определяет опасный уровень цели, принимает решение о виде оружия, которое необходимо применить. Далее эти сведения молниеносно отправляются для ближайших кораблей, вертолетов и самолетов для всеобщего координирования дальнейших мероприятий.
Применять такую систему будет логичным во взаимодействии с вертолетами, которые, неуязвимы для подлодок, а использование активных средств по гидроакустическому обнаружению, обладает перед кораблями неоспоримыми преимуществами при освещении подводных условий. Максимально автоматизированные все системы кораблей привели к многократному уменьшению времени, необходимого для принятия любого решения, а также облегчению труда экипажа и снижению его численности до ста военнослужащих.
Корвет «Стойкий»
Корвет «Стойкий» является третьим серийным корветом в проекте 20380, построенным для Балтийского флота. Это уже принципиально новый корабль для российских ВМС, тактико-технические характеристики и боевые свойства которого на порядок превосходят подобные корабли в своем классе.
Важнейшей особенностью корвета является то, что он более резкий, многофункциональный, гибкий, компактный, малозаметный, с высоким уровнем автоматизированных и интегрированных систем. Проектом предусмотрены существенные потенциалы для его дальнейшего модернизирования. Корвет проекта 20380 с водоизмещением более двух тысяч тонн, длиной сто метров и шириной тринадцать метров развивае скорость до двадцати семи узлов. Дальность морских переходов, которые может совершить корабль, увеличена до четырех тысяч морских миль. Корабль уже не такой громкий, каковыми были его предшественники.
Корвет вооружен сто миллиметровым универсальным артиллерийским комплексом, зенитным ракетно-артиллерийским комплексом. Кроме того на вооружении имеются сверхзвуковые ракеты и автоматические артиллерийские установки. В авиагруппу этого судна, впрочем, как и в предыдущих корветах, включили по одному вертолету Ка-27ПЛ. Корабль получил строгий внешний вид, который отвечает всем современным требованиям Стелс-технологий.
По требованиям морского боя
«Ретивый» — седьмой по счёту корабль проекта 20380. По информации Минобороны, данный корвет будет превосходить некоторых своих предшественников «по степени радиоэлектронного оснащения».
Головной корвет проекта 20380 «Стерегущий» находится на службе ВМФ с 27 февраля 2008 года. В 2011 году флоту был передан «Сообразительный», в 2013-м — «Бойкий», в 2014-м — «Стойкий», в 2017-м — «Совершенный», в 2018 году — «Громкий».
Также по теме
«Проецировать силу на дальних рубежах»: как корвет «Гремящий» увеличит боевые возможности ВМФ России
Военно-морской флот России должен получить многоцелевой корвет проекта 20385 «Гремящий» в первом полугодии 2020 года. Об этом сообщают…
Проект 20380 — детище Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург). Строительство кораблей развёрнуто на «Северной верфи» и ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре).
Полное водоизмещение корвета проекта 20380 — 2,22 тыс. т, длина — 104,5 м, ширина — 13 м, осадка — до 7,95 м, максимальная скорость хода — 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания — 3500—4000 миль (5632—6437 км) на 14 узлах (25,9 км/ч). Автономность корабля по запасам провизии оценивается в 15 суток.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) корвета проекта 20380 представлена четырьмя дизельными двигателями 16Д49 производства АО «Коломенский завод». Совокупная мощность силовых агрегатов — 23 320 л. с. (17 140 кВт).
Корабли проекта 20380 предназначены для выполнения задач в ближней морской зоне. Вооружение корветов позволяет бороться с подлодками, надводными кораблями, оказывать артиллерийскую поддержку морскому десанту, патрулировать водные районы.
При производстве кораблей используется технология «стелс», которая позволяет уменьшить их радиолокационную заметность. В частности, надстройки корветов имеют характерные для современной военно-морской платформы изломанные геометрические очертания, а в качестве основного строительного материала используется радиопоглощающий стеклопластик.
Ещё одним достоинством архитектуры корабля является модульный принцип, дающий возможность при модернизации устанавливать новые комплексы вооружения. В целом корветы проекта 20380 отличаются от других противолодочных платформ многофункциональностью, компактностью, высоким уровнем автоматизации бортовых систем, отмечают в Минобороны.
- Корвет проекта 20380 на Амурском судостроительном заводе
В арсенал кораблей проекта 20380 входят противокорабельный комплекс «Уран» с ракетами Х-35, малогабаритная противолодочная система «Пакет», артиллерийские установки А-190 и АК-630М, два гранатомёта ДП-64. Для противовоздушной обороны используются зенитные ракетные комплексы (ЗРК) «Редут», «Кортик-М», «Игла». На борту предусмотрено базирование противолодочного вертолёта Ка-27.
«Внедрённые в данный проект кораблей системы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, комплексы боевого управления, обнаружения и целеуказания, связи и защиты делают этот класс кораблей самодостаточным и отвечающим самым высоким требованиям современного морского боя», — говорится в материалах Минобороны РФ.
По информации военного ведомства, комплексы ракетно-артиллерийского вооружения корветов проекта 20380 позволяют «наносить удары по надводным кораблям как в море, так и в пунктах базирования, осуществлять патрулирование назначенных районов».
Обнаружение и торпедирование подлодки корветом 20380
Для борьбы с подводной лодкой противника предназначается три корвета этого класса, 2 вертолёта К-27ПЛ под объединением «Сигмы» но даже один корвет 20380 способен самостоятельно обнаружить и уничтожить её.
Вначале проверяется гидрология звука медом опускания в воду зонда для установления скорости распространения звука под водой. Известно 6 типов применения гидрологии в зависимости от дна, метеоусловий, времени суток и т.д. Эти данные будут учтены комплексом «Пакет». В носовой части находится гидроакустический комплекс «Заря-2», его антенна находится под килем. Её возможности:
- Автоматическое обнаружение подлодок, кораблей и торпед на дальности 19 км.
- Автоматическое сопровождение цели.
- Авто-оповещение.
- Самоконтроль помех на станции.
Подводные лодки могут хорошо прятаться под слоем «скачка», т.е. сразу под границей смешивания поверхностных и глубинных вод, которые зеркально отражают звуковые сигналы, так как это делает дно. А всё благодаря разности солёности, плотности и температур смешиваемых толщь воды. Этот приём подводников называется «покладкой на жидкий грунт». Для такого случая корветом используется гибкая буксируемая антенна (ГБК) «Минотавр». Кабельную антенну с буксиром-излучателем опускают на нужную глубину подъёмным устройством. Гибкий хвост «Минотавра» менее подвержен потерям сигнала в отличие от подкильной антенны из-за донно-поверхностного рассеивания. В пассивном режиме ПЛ обнаруживаются в 15 – 20-ти км, а в активном 40 – 60-ти км.
Торпедирование
Выстрелы производятся с ХП БЧ-3 (ходового поста 3-й боевой части) при получении координат пеленга (угла), дистанции (расстояния) и курса (траектории движения) цели. В новых комплексах «Пакет» помещены секретные торпеды и антиторпеды, которые ещё скрываются от любопытных глаз. Они поражают подводные цели и торпеды. С каждого борта по 4 спаренные трубы. Тепловая торпеда МТТ для подлодок всех рангов, ими можно поражать и надводных неприятелей. Пуск происходит под давлением пороховых газов, после приводнения срабатывает самонаведение. Глубина цели достигается на расстоянии до 600 м. на дальности 8 км калибром 324 мм.
Служба
За 5 лет, с 2007 по 2013 год, корабль прошёл 50000 миль. Участник 3-го, 4-го и 5-го Международных морских салонов 2007, 2009 и 2011 годов (Санкт-Петербург), участник морских парадов на Неве в День Военно-Морского Флота России.
В 2009 году корвет участвовал в оперативно-стратегическом учении «Запад-2009». Принимал участие в совместных учениях «ПАССЕКС» в Финском заливе с фрегатом INS «Beas» (ВМС Индии), совместных учениях с французским десантным вертолётоносцем «Мистраль».
Летом 2013 года представлял ВМФ России на четырёхстороннем международном военно-морском учении ФРУКУС-2013, которое проходило с 25 июня по 2 июля в главной военно-морской базе Французских ВМС в Атлантике – г. Брест и в акватории, прилегающей к северо-западному побережью Франции. За время плавания корабль побывал с визитами в Голландских Ден-Хелдере и Роттердаме, Бельгийском Зебрюгге, где принял участие в праздновании дня ВМС Бельгии, а также побывал с неофициальным визитом в Стокгольме.
По информации на 20.06.2014 в рамках совместного учения Балтийского флота, Воздушно-десантных войск и Военно-воздушных сил России, проводимого в Калининградской области, в акватории Балтийского моря экипаж корвета «Стерегущий» уничтожил подводную лодку условного противника новейшим малогабаритным противолодочным комплексом «Пакет-НК». В роли субмарины условного противника действовала подводная лодка типа «Варшавянка».
03.08.2014 после обеда вместе с находящейся на расстоянии 1,7 морской мили от него ДЭПЛ проекта 877 «Палтус» был обнаружен кораблём ВМС Латвии P-09 «Резекне» (патрульный катер типа «Скрунда») в латвийской исключительной экономической зоне.
На 14.11.2014 были намечены торпедные стрельбы из противолодочного комплекса «Пакет-НК» по мишени, имитирующей подводную лодку условного противника. Также были запланированы упражнения по постановке радиоэлектронных помех, по борьбе за живучесть корабля, по противодиверсионной обороне.
По состоянию на 1 апреля 2015 года завершил плановый ремонт.
В апреле 2015 года отряд кораблей Балтийского флота (корветы «Бойкий», «Стойкий», «Сообразительный» и «Стерегущий»), совместно с морской авиацией на полигоне в акватории Балтийского моря выполнил задачи по противовоздушной и противолодочной обороне. В ходе учения корабли провели артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям, нашли и уничтожили подводную лодку условного противника, отработали совместное маневрирование.
15 марта 2016 года в латвийской исключительной экономической зоне в 20 морских милях от территориальных вод НВС идентифицировали корабли российских вооруженных сил «Каштан» (речь, вероятно, идет о судне техподдержки подводной лодки СС-750 — прим. «Ленты.ру»), «Стерегущий» и подводную лодку класса «Кило»[источник не указан 143 дня].
10 августа 2016 года в рамках плановой боевой учебы выполнил артиллерийские стрельбы по морским и воздушным мишеням из артиллерийских корабельных комплексов АК-630 и А-190.
Общее описание
На Балтийском море уже проходят службу «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий». Заложены такие суда и для других флотов – «Совершенный», «Громкий», «Ретивый», «Строгий», «Резкий», «Герой РФ Алдар Цеденжалов». Ожидается большее их количество, как минимум два десятка – и это только для охраны морских рубежей. Им нет равных в мире среди сторожевых кораблей (по классификации НАТО это корветы и фрегаты) благодаря вооружённости и оснащённости, точности и скорости поражения целей.
Этот новый тип БПК способен обнаружить и уничтожить вражеские подлодки, надводные цели любого ранга (включая авианосцы), истребители 4-го и 5-го поколений, крылатые ракеты, торпеды. А также оказывать мощную поддержку огнём при высадке десанта, преодолевать значительные расстояния (4000 миль). Он может в одиночку сражаться с эсминцами и авианосцами НАТО. Быть малозаметной целью из-за использования технологий «стелс», вовремя обнаруживать все цели под водой, на воде и в воздухе, подавлять вражеские РЛС с помощью средств РЭБ. Такие корабли ещё не использовались в России (СССР), и это не всё – корветы 20380 предназначены для модернизации, каждый из них способен быть уникальным. С их помощью изменится тактика боёв – ВМФ РФ получает новые возможности – качественно-новые боевые единицы.