Гремящий (корвет)

«В честь легендарного эсминца»

«Гремящий» предназначен для выполнения широкого круга боевых задач на морских просторах. Корвет способен обнаруживать и уничтожать подводные лодки и надводные корабли противника, поражать наземные цели, обеспечивать высадку десанта.

«Наименование «Гремящий» дано корвету в честь легендарного эсминца Северного флота времён Великой Отечественной войны, которому за успешные действия на море было присвоено гвардейское звание, а его командир — капитан 1 ранга (в дальнейшем контр-адмирал) Антон Гурин стал Героем Советского Союза», — поясняют в Минобороны РФ.

Также по теме

«Вобрал в себя новейшие достижения»: какими возможностями обладает ракетный корабль ВМФ «Каракурт»

В Санкт-Петербурге завершено строительство малого ракетного корабля (МРК) проекта 22800 (шифр «Каракурт») «Одинцово». Об этом сообщает…

«Гремящий» — усовершенствованная версия кораблей проекта 20380. По сравнению с предшественниками новейший корвет обладает более мощным ударным и зенитно-ракетным вооружением. Также «Гремящий» отличают меньшая оптическая, радиолокационная и акустическая заметность.

По информации Минобороны РФ, снизить радиолокационную заметность корабля удалось «за счёт применения в качестве материала надстройки трудногорючих стеклопластиков со свойствами радиопоглощения, а также за счёт архитектурной компоновки корпуса и надстройки».

Водоизмещение корвета проекта 20385 составляет более 2 тыс. т, длина — 104 м, ширина — 13 м, скорость — до 27 узлов, дальность плавания — около 4 тыс. миль, экипаж — 99 человек.

Возможности «Гремящего» по поиску и уничтожению подлодок значительно повышает вертолёт Ка-27ПЛ (Ка-27ПС), для которого на судне предусмотрены специальная площадка и ангар.

Новейший корвет оснащён универсальным корабельным стрельбовым комплексом (УКСК), который позволяет совершать пуски «Калибров», «Ониксов», зенитных ракет и гиперзвуковых «Цирконов».

От атак с воздуха «Гремящий» защищён зенитным ракетным комплексом (ЗРК) «Полимент-Редут», способным поражать авиацию и крылатые ракеты противника на дальности до 150 км. Боеприпасы этой системы ПВО благодаря активной головке самонаведения уничтожают цель на финальном участке полёта без получения данных от радиолокационной станции, что заметно упрощает процесс боевой работы.

Помимо ракетного вооружения, арсенал «Гремящего» представлен 100-мм артиллерийской установкой А-190-01, двумя 30-мм зенитными автоматическими пушками АК-630М, малогабаритным противолодочным комплексом «Пакет-НК», который не имеет аналогов в мире.

  • Корвет «Гремящий» перед спуском на воду

Главная энергетическая установка (ГЭУ) «Гремящего» состоит из двух дизельных агрегатов 1ДДА-12000 производства АО «Коломенский завод», которые были доработаны по требованию Минобороны после введения санкций против России. 

Ещё одной важной особенностью «Гремящего» является боевая информационно-управляющая система (БИУС) нового поколения «Сигма». Она объединяет всё бортовое вооружение, а также средства разведки и наблюдения

«Гремящий» пополнит состав Тихоокеанского флота (ТОФ). Об этом в июне прошлого года сообщил контр-адмирал Игорь Королёв, заместитель командующего ТОФ по вооружению. Также данное оперативно-стратегическое объединение ВМФ получит второй корабль проекта 20385 «Проворный». Предположительный срок передачи — 2021 год.

«В корвете «Гремящий» и в последующем корвете «Проворный» внедрены принципиально новые технологии и конструкционные решения. Кроме всего прочего, эти корабли являются первыми на ТОФ носителями комплекса крылатых ракет «Калибр», который отлично зарекомендовал себя во время эксплуатации на Черноморском флоте и в Каспийской флотилии», — говорится в материалах пресс-службы Восточного военного округа.

Параметры мореходности

Рассматриваемый корабль обладает повышенной мореходностью, по сравнению с аналогами и предшественниками. При этом нагрузка на колебания при поперечной качке не имеет значения. Такая возможность дает право беспрепятственно использовать весь боекомплект даже при волнении моря до 5 баллов.

Конструкторы особое внимание уделили живучести корабля. Разработчики использовали новейшие технологии и композиционные материалы

Это дало возможность существенно снизить радиолокационную заметность корабля. Корвет «Гремящий» проекта российских корветов 20385 – первый в своем роде, в оснащении которого применены полимерные материалы с высоким поглощением радиоимпульсов и нестандартное архитектурное оформление.

В результате фактор обнаружения и кругового рассеивания снизился практически в три раза (по сравнению с аналогами). Дополнительную защиту обеспечивают комплексы, направленные на блокировку атакующих средств противника.

История с проектом 20386

Новый корвет, получивший геройское название «Дерзкий», является прототипом корабля будущего. В ходе создания корабля конструкторы Центрального МКБ «Алмаз» учли промахи и ошибки, допущенные при реализации предыдущего проекта 20380. Создатели решили замахнуться на нечто большее и сделать принципиально новый корабль, нечто среднее между патрульным кораблем и фрегатом. Новое детище КБ «Алмаз» отнесли к классу корветов, однако в реальности оно больше напоминает эсминец — более мощный и крупный корабль.

Проект 20386. Схема

В соответствии с техническим заданием, корвет проекта 20386 должен успешно противостоять противнику на ближних и дальних подступах к морским рубежам нашей страны. Боевые функции, возлагаемые на новые суда, впечатляют. Можно говорить о том, что перед конструкторами была поставлена задача вместить в один проект возможности, присущие кораблям разных классов, а именно:

  • защита морских коммуникаций в пределах 200-мильной экономической зоны;
  • противодействие кораблям вероятного противника на любом удалении от мест базирования флота;
  • обеспечение устойчивой ПВО соединений кораблей от ударов средствами воздушного нападения;
  • поиск, обнаружение и уничтожение подводных лодок в заданном районе;
  • обеспечение ПВО и огневой поддержки десантным операциям.

Имея столь обширный круг боевых задач, новый корабль должен существенно отличаться от своих предшественников и обладать особенными качествами. Необходимо было создать боевой корабль, обладающий ударной мощью и одновременно способный выполнять патрульные, военно-полицейские функции. Правильным ли будет такое решение — покажет время. Для патрульного корабля и плавучей пусковой платформы новый корвет великоват. К тому же есть вопрос о сроке строительства серии подобных судов и суммарной стоимости проекта.

https://youtube.com/watch?v=v5vSZ6wmy60

В Российском флоте сохраняется тенденция к созданию разнотипных кораблей, способных решать сходные боевые задачи. Самым неприятным можно назвать то, что все новые проекты ограничиваются малыми сериями. Это не дает возможности своевременно оснастить флот современными боевыми судами в необходимых количествах.

Несмотря на все перипетии вокруг нового российского корвета, Министерство обороны РФ еще в апреле 2014 года подписало контракт с Центральным МПКБ «Алмаз» на выполнение опытно-конструкторских работ.

Что послужило причиной рождения корветов проекта 20385

Имея в своем распоряжении огромный опыт практического применения и эксплуатации боевых кораблей проекта 20380, Высшее Военно-морское руководство приняло решение о необходимости внести некоторые коррективы в состав вооружения. Результатом внесения целого ряда технических новшеств и усовершенствований стал проект 20385 – модификация базового проекта 20380.

После того, как в строй были введены 5 кораблей проекта 20380, было решено изменить состав вооружения. В новом виде корабли проекта, как и их предшественники, также считались кораблями 2-го ранга, рассчитанные на действие в ближней морской зоне. Новыми судами предполагалось пополнить состав Тихоокеанского флота, в котором на тот момент имелся только корвет «Совершенный» — корабль базового проекта 20380.

Корвет 20385

Неся такое мощное вооружение, корабль соответственно нуждался в мощной противовоздушной обороне. На корветах проекта 20385 ЗРК «Редут» получил большее количество пусковых ячеек. Боекомплект комплекса увеличен с 12 до 16 единиц. Имея на оснащении такое мощное вооружение, корветы проекта могли уже действовать не только в ближней морской зоне, но и спокойно находиться в любой точке Мирового океана. Дальность полета крылатых ракет «Калибр-НК» позволяли держать под прицелом все военные суда на огромном морском театре и наземные объекты в радиусе 1500-2000 км.

https://youtube.com/watch?v=H8G35GwoZ-U

Несмотря на то, что с установкой на боевой корабль крылатых ракет его боевые возможности значительно расширились и увеличились, корвет проекта 20385 являлся универсальным, многоцелевым кораблем. По водоизмещению, дальности хода и составу вооружения новый корабль тяготел к эсминцам — самому универсальному классу кораблей в составе современных флотов. Корабль должен был способен решать целый комплекс боевых задач:

  • поиск и уничтожение подводных лодок вероятного противника;
  • противодействие военным кораблям всех типов и классов в прибрежной и в дальней морской зоне;
  • огневая поддержка десантных операций;
  • проведение патрульных и экспортных операций.

Корвет спуск на воду

Корабль получил на оснащение вертолет Ка-27, способный вести активную воздушную разведку, патрулирование и выполнять спасательные работы. В отличие от своих предшественников, головной корабль — корвет «Гремящий» должен был стать кораблем, обладающим значительно сниженной радиолокационной заметностью. В комплексе с мощным вооружением, малозаметный для вражеских радаров боевой корабль, являлся грозным противником для любого военного корабля. В сравнении с серийными корветами проекта 20380 новый корабль является более мощным и технически современным. У нового судна иные тактико-технические характеристики и соответственно выше боевые возможности. Это касается не только системы вооружений, но и силовой установки, навигационного оборудования.

Радиотехника судна

Корвет проекта 20385 «Гремящий» имеет следующее радиотехническое оснащение:

  • Систему «Сигма» (БИУС).
  • Автоматический блок связи «Рубероид».
  • Комплекс наводки «Монумент».
  • Станцию общего обнаружения «Фуркэ-2».
  • Узел ОГАС «Анапа-М».

Данные приспособления позволяют уменьшить вероятность обнаружения судна в три раза, функционируют в режиме от 64 до 2000 МГц. Они в состоянии выявлять свыше двухсот предполагаемых целей, а также противостоят вражеским ракетным системам, обеспечивая защиту корабля. В этом способствуют четыре пусковых установки для нейтрализации помех типа «Смелый». Координационные действия по управлению вертолетом производятся при помощи специальной навигационной вышки ОСП-20380.

«Принципиально новые технологии»

Проект многоцелевого корвета 20385 был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз». «Гремящий» предназначен для обнаружения и уничтожения подводных лодок и надводных кораблей противника, обеспечения высадки десанта, охраны прибрежной зоны и сопровождения других кораблей.

Водоизмещение корвета составляет 2,2 тыс. т, длина корабля — 104 м, ширина — 13 м. «Гремящий» может развивать скорость до 27 узлов (50 км/ч), дальность плавания составляет 3,5 тыс. морских миль (около 6,5 тыс. км) при автономности в 15 суток. Обеспечивает работу корабля экипаж в составе 99 моряков.

В марте 2018 года в интервью газете «Красная звезда» командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц сообщил, что в ближайшие годы ТОФ получит четыре таких корабля.

«В корвете «Гремящий» и в последующем корвете «Проворный» внедрены принципиально новые технологии и конструкционные решения. Кроме всего прочего, эти корабли являются первыми на ТОФ носителями комплекса крылатых ракет «Калибр»… Всего в ближайшие годы мы рассчитываем принять на вооружение до четырёх корветов с оптимальным составом вооружения. В планах довести их общее количество до восьми единиц», — рассказал адмирал Авакянц.

Корветы проекта 20385 вооружены 100-мм автоматической артиллерийской установкой А-190-01, двумя 30-мм зенитными автоматами АК-630М, универсальными ракетными комплексами «Калибр-НК» с восемью крылатыми ракетами на борту, комплексом противовоздушной обороны ЗРК «Редут» с большим количеством пусковых ячеек и торпедным комплексом «Пакет-НК».

Кроме того, корветы проекта 20385 оснащены широким рядом радиолокационных систем и комплексов электронного управления системами корабля. Так, на «Гремящем» установлена боевая информационно-управляющая система «Сигма», а выявление противника на море и в воздухе осуществляется станцией «Фурке-2». Система управления огнём корабля работает в паре с наводящимся комплексом «Монумент А». Обнаружение подводных целей осуществляют станции слежения и обнаружения «Заря» и «Минотавр».

В конструкции корабля активно применялись композитные материалы, в том числе негорючий многослойный пластик, а в архитектуре главных надстроек использован принцип отражающих поверхностей, который позволяет значительно снизить радиолокационную и оптическую заметность. Эти же материалы и принципы применялись и при конструкции корпуса корабля, что снижает возможность его обнаружения подводными лодками. Всё это значительно повышает «живучесть» корвета, позволяя «Гремящему» на больших расстояниях выявлять корабли вероятного противника, самому оставаясь вне зоны обнаружения.

  • Корвет «Гремящий»
  • Министерство обороны РФ

Основной боекомплект

Корветы проекта 20385 «Гремящий» и «Проворный» оснащены следующим вооружением:

  1. Противокорабельная установка. Представляет собой два боевых комплекса с четырьмя контейнерами и восемь противокорабельных ракет с дальностью поражения до 260 километров. Пусковые контейнеры расположены в средней части корпуса продольно диаметральной площадке.
  2. ЗРК. Зенитное оружие включает в себя комплекс «Редут» с тремя модулями по четыре ячейки, переносные ЗРК «Игла», пару шестиствольных зенитных установок (калибра 30 мм) на корме.
  3. Противоторпедная защита «Пакет-Н». Сюда входит два 330 миллиметровых приспособления, размещенных в лацпортах каждого борта, система «Рубеж».
  4. Вертолет противолодочный Ка-27.
  5. Оружие ближнего боя – два гранатомета и пара пулеметных установок.
  6. Артиллерия – 100 миллиметровая артустановка А-190, имеющая максимальную скорострельность до восьмидесяти залпов в минуту. Управление комплексом осуществляется при помощи системы «Пума».

Торпеды, запускаемые с корабля, могут поражать как встречные подводные ракеты противника, так и подводные лодки.

Основные отличия в конструкции кораблей проекта 20385

Отельного внимания заслуживает конструкция корабля. На «Гремящем», головном корабле проекта 20385, при сооружении корпуса и главных надстроек использованы композитные материалы, разработанные и созданные отечественными специалистами ФГУП «Прометей». Технология уверенно прошла обкатку во время строительства судов базового 20380 проекта. Надстройка корвета изготовлена из композитного материала, который представляет собой негорючий многослойный пластик. Основу материала составляет углеродистые волокна, обладающие высокими прочностными характеристиками. Инновация решения заключается в том, что судно таких размеров, выполненное с использованием стекловолокна, в 2-3 раза легче аналогичной конструкции, сделанной их стали. Еще одним весомым аргументом в пользу такого технического решения является низкая радиолокационная заметность надстройки, которой удалось добиться в результате применения технологии «стелс».

Корвет надстройка

В усовершенствованном варианте корвета конструкторы уделили больше внимания повышению мореходных качеств боевого корабля. Новый корвет обладает лучшей сопротивляемостью поперечной качке и способен успешно выполнять боевые задачи при волнении силой до 5 баллов. Корпус корабля и остров надстройки имеют сниженный в 3 раза показатель кругового рассеивания радиолокационного фона, что в свою очередь существенно увеличивает живучесть корабля в боевых условиях.

Силовая установка корабля на сегодняшний день представлена двумя дизельными агрегатами, которые в свою очередь приводятся в движение двумя двигателями 16Д49, мощностью 6000 л.с. каждый. Дизельные двигатели для головного корабля изготовлены на ОАО «Коломенский машзавод», а основные узлы и агрегаты изготовлены на АО «Звезда». С двигательной установкой для кораблей проекта 20385 возникла целая история, которая долгое время была одной из основных тем в новостных СМИ. Первоначально проект создавался под импортные двигатели, однако ухудшения военно-политических отношений с западными странами привели к срыву поставок необходимого оборудования немецкой компании MTU. Требовалось в срочном порядке найти подходящую замену.

Серия кораблей

В настоящее время четыре корвета проекта 20380 несут службу в ВМФ РФ, ведется строительство еще шести. В рамках госпрограммы развития вооружений на 2011-2020 г. Министерство обороны РФ в 2011 г. заключило с ОАО Судостроительный завод «Северная верфь» (Санкт-Петербург) контракт на строительство девяти кораблей модернизированного проекта 20385. Однако в мае 2015 г. представители завода сообщили, что проект 20385 сворачивается из-за проблем с импортными комплектующими. По нему будут построены два корабля («Гремящий» и «Проворный») с заменой зарубежных комплектующих на отечественные, остальные корабли будут строиться по модернизированному проекту 20380.
— Головной корабль проекта 20380 «Стерегущий» (бортовой номер 530, заводской — 1001) был заложен 21 декабря 2001 г. на «Северной верфи», спущен на воду 16 мая 2006 г., в составе Балтийского флота с 28 февраля 2008 г.
— Первый серийный корвет — «Сообразительный» (бортовой номер 531, заводской 1002), заложен 20 мая 2003 г. на «Северной верфи», спущен на воду 31 марта 2010 г., в составе Балтийского флота с 14 октября 2011 г.
— «Бойкий» (бортовой номер 532, заводской 1003) заложен 27 мая 2005 г. на «Северной верфи», спущен на воду 15 апреля 2011 г., в составе Балтийского флота с 16 мая 2013 г.
— «Совершенный» (заводской номер 2101) заложен 30 июня 2006 г. на Амурском судостроительном заводе» (Амурский ССЗ), спущен на воду 22 мая 2015 г., в составе Тихоокеанского флота с 20 июля 2017 г.
— «Стойкий» (бортовой номер 545, заводской 1004) заложен 10 ноября 2006 г. на «Северной верфи», спущен на воду 30 мая 2012 г., в составе Балтийского флота с 18 июля 2014 г.
— «Громкий» (заводской номер 2102) заложен 20 апреля 2012 г. на Амурском ССЗ, передача флоту ожидается в 2018 г.
— «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (заводской номер 2103) заложен на Амурском ССЗ 22 июля 2015 г. Корвет назван в честь матроса с миноносца «Быстрый» Алдара Цыденжапова, который 24 сентября 2010 г. предотвратил пожар в машинном отделении корабля, а через несколько дней скончался от полученных ожогов. Действия матроса позволили сохранить корабль и жизни остальных членов команды. 16 ноября 2010 г. Цыденжапов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.
— «Резкий» (заводской номер 2104) заложен 1 июля 2016 г. на Амурском ССЗ.
— «Ретивый» (заводской номер 1007) заложен 20 февраля 2015 г. на «Северной верфи».
— «Строгий» (заводской номер 1008) заложен 20 февраля 2015 г. на «Северной верфи».
Контрактами предусмотрено строительство еще четырех кораблей серии на «Северной верфи» (заводские номера 1010-1013), двух — на Амурском ССЗ (заводские номера 2105-2106). Еще на два корабля имеется опцион.

Также на «Северной верфи» строятся два корвета по переработанному проекту 20385:
— «Гремящий» (заводской номер 1005) заложен 1 февраля 2012 г., спущен на воду 30 июня 2017 г., передача флоту ожидается до конца 2018 г.
— «Проворный» (заводской номер 1006) заложен 25 июля 2013 г., спуск на воду ожидается в 2018 г.

Еще один корвет строится на «Северной верфи» по проекту 20386:
— «Дерзкий» (заводской номер 1009) заложен 28 октября 2016 г.

Корпус и надстройка

Корвет «Гремящий» – головной в новейшем проекте 20385. Его корпусная часть преимущественно изготовлена из стали, имеет гладкую палубу. Конструкционные новаторские решения позволили улучшить на 25 процентов сопротивление встречной воде и снизить нагрузки на главную электрическую установку.

Новое оформление подводной части корпуса позволяет использовать силовую установку с меньшим весом, а это освобождает параметр водоизмещения примерно на 20 процентов. В связи с этим боевое оснащение корабля можно существенно усилить. Дополнительным преимущественным фактором является увеличение скорости хода на два узла.

Надстройка плавательного боевого средства изготовлена из негорючих композиционных составляющих компонентов. В их состав входит стеклопластик, полимеры на основе углеродистого волокна. Данная система дает возможность достичь малого радиуса обнаружения локационными станциями и системами. Корма оборудована специальным ангаром и площадкой для размещения и взлета вертолета Ка-27. Его запас топлива составляет порядка 20 тонн. Корвет проекта 20380 и 20385 разительно отличаются оснащением и вооружением в пользу последнего варианта.

В любых метеоусловиях

Дальнейшим развитием проекта 20380 стали корветы «Гремящий» и «Проворный», относящиеся к проекту 20385. На данных кораблях установлено более мощное зенитное и ударное вооружение. В частности, данные военно-морские платформы оснащены универсальным стрельбовым комплексом, предназначенным для пуска нескольких видов ракет: «Калибров», «Ониксов», гиперзвуковых «Цирконов» и зенитных боеприпасов.

Опрошенные RT эксперты отметили, что корабли проекта 20380 уступают по боевым возможностям «Гремящему» и «Проворному», однако ракета X-35 не утратила своей актуальности.

Также по теме


«Предотвращать возможные провокации»: как Россия укрепляет оборону своих границ на Камчатке

На полуострове Камчатка сформированы две противолодочные ударные группы ВМФ России. Об этом сообщает пресс-служба Тихоокеанского…

Дальность действия боеприпаса оценивается в 260 км. Ракета оснащена экономичным малогабаритным турбореактивным двигателем и специальным твердотопливным ускорителем. Масса осколочно-фугасной боевой части X-35 составляет 145 кг, что позволяет ей уничтожать в том числе крупногабаритные надводные цели. Также достоинствами боеприпаса является малая радиолокационная заметность и возможность стрельбы практически в любых метеоусловиях.

«Строительство корветов проекта 20380 началось в начале 2000-х годов, то есть применение «Калибров» на них не предполагалось изначально. Специализацией данных корветов можно назвать выполнение задач по противодействию кораблям и подлодкам противника. В этом плане проект 20380 отличается от того же «Гремящего», который будет более многофункциональным», — пояснил в разговоре с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

По его словам, комплекс «Уран» с X-35 остаётся достаточно грозным оружием, которое к тому же постоянно совершенствуется в сторону увеличения дальности и радиолокационной малозаметности. Особенность ракеты заключается в атаке цели с пикирования, что затрудняет её перехват, уточнил Корнев.

  • Корвет проекта 20380 «Сообразительный» во время стрельб

В беседе с RT военный эксперт Алексей Леонков обратил внимание на современное противолодочное вооружение, которым оснащены корветы проекта 20380. Малогабаритный комплекс «Пакет», как полагает аналитик, является одним из лучших в мире в своём сегменте

Также Леонков высоко оценил качества боевой информационно-управляющей системы «Сигма», комплекса управления оружием «Пума» и средств радиоэлектронной борьбы, которые установлены на корветах проекта 20380.

«Корабли проекта 20380 способны выполнять задачи как в составе группы, так и в одиночку. Например, они востребованы для сопровождения кораблей первого ранга (водоизмещением свыше 5 тыс. тонн — RT). Кроме того, при необходимости они могут поражать из артиллерии наземные цели и в целом являются весьма эффективными боевыми единицами в ближней морской зоне», — резюмировал Леонков. 

Служба

16 мая 2013 года корабль пополнил состав Балтийского флота России.

В 2014 году дважды становился источником беспокойства для иностранных СМИ: 2 сентября 2014 года произошёл инцидент с финским исследовательским судном «Аранда»; 29 сентября 2014 года во второй половине дня был замечен на расстоянии 14,4 морской мили (~26,7 км) от территориальных вод Латвии.

В апреле 2015 года в составе отряда кораблей Балтийского флота (корветы «Бойкий», «Стойкий», «Сообразительный» и «Стерегущий»), совместно с морской авиацией на полигоне в акватории Балтийского моря выполнял задачи по противовоздушной и противолодочной обороне. В ходе учения корабли провели артиллерийские стрельбы по морским и воздушным целям, нашли и уничтожили подводную лодку условного противника, отработали совместное маневрирование.

В апреле 2016 года экипаж корабля принял участие в проходившем в Балтийском море отборочном этапе конкурса профессионального мастерства «Кубок моря-2016». Отрабатывались учебные артиллерийские стрельбы, мастерство противодиверсионной обороны и борьба за живучесть.

Позднее, в апреле 2016 года совместно с сторожевым кораблем проекта 11540 «Ярослав Мудрый» провел стрельбы в Балтийском море. В роли условного противника выступили вертолеты Ка-27 и бомбардировщики Су-24. В качестве мишиней использовались светящие авиабомбы САБ-250. Экипажи кораблей выполнили практические стрельбы из корабельных комплексов А-190 и А-100, «Кортик» и АК-630, в ходе которых авиация условного противника была уничтожена. После выполнения задач по уничтожению воздушных целей корабли провели также комплекс стрельб по буксируемым корабельным щитам, имитирующим отряд боевых кораблей условного противника. Все мишени были поражены. Кроме того, «Бойкий» активизировал средства радиоэлектронной борьбы и поставил активные и пассивные помехи.

В ходе учений в июле 2016 года успешно отработал защиту от атаки условного противника с применением антиторпеды противолодочного комплекса «Пакет-НК».

В 2016 году на корвете снималась телепередача «Полигон».

22 октября 2016 года вместе с корветом «Сообразительный» вернулся из дальнего похода, который продлился более 15 суток. По возвращении корвет проходил докование на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге.

7 апреля 2017 года совместно с корветом «Сообразительный» вышел на учения в Северную Атлантику, для отработки поиска подводных лодок условного противника и обнаружения надводных целей. Вернулся из похода в Балтийск 1 мая 2017 года, пройдя более 4 тыс. морских миль. В 2017 году признан лучшим кораблем Балтийского флота.

Корвет в составе отряда кораблей Балтийского флота покинул Военную гавань Балтийска 14 октября 2017 года и вышел в Средиземное море. 29 октября 2017 года отряд вошёл в Средиземное море. 14 января 2018 года отряд вернулся в главную военно-морскую базу флота Балтийск после дальнего похода, пройдя более 35 тыс. морских миль.

18 июня 2018 года отряд кораблей Балтийского флота в составе корветов «Бойкий», «Стойкий», среднего морского танкера «Кола» и морского буксира «Конецкий» вышел в Северную Атлантику для выполнения плановых задач дальнего похода.

С января 2019 года, совместно с корветом «Сообразительный», осуществляет сопровождение эсминцев ВМС США «Грейвли» и «Портер», находящихся в акватории Балтийского моря.

Основная силовая система

Изначально предполагалось оборудовать проект 20385 немецкими двигателями MTU. Но в связи с программой импортозамещения разработали отечественные моторы специально для этих корветов. Главный энергетический блок представляет собой пару дизельных агрегатов ДДА-12000, разработанных специалистами Коломенского завода и ОА «Звезда».

Каждый двигатель состоит из двух моторов 16-Д49 и редуктора реверсного типа. Агрегаты оснащены микропроцессорным блоком контроля и управления. Основные параметры:

  • Ресурс работы – до пятидесяти тысяч часов.
  • Расчетная дальность хода при средней скорости 14 узлов – четыре тысячи миль.
  • Поршневая головка – изготовлена из жаростойкой стали ЭИ-415.
  • Основание двигателей – алюминиевый сплав АК-6.
  • Мощность каждого дизель-генератора – 630 киловатт.
  • Потребляемый ток – 380 В (50 Гц).

Установки ДДА обеспечивают на реверсных режимах высокий процент мощности при минимальных расходах ГСМ, а снижение шума ГЭУ дает возможность снизить гидроакустическую заметность судна.

Подведя итог:

1. Проект 20386 не имеет сколько-нибудь серьезного военного и технического обоснования. ВМФ, получивший его, «мягко выражаясь», с «черного хода», не имеет и не в состоянии привести никаких серьезных и достойных внимания аргументов в его пользу. Серийное его строительство нецелесообразно.

2. Промышленностью проведена большая, тяжелая и в значительной мере успешная работа по доводке проекта 20380, освоено его серийное строительство (даже на «проблемном» Амурском судостроительном заводе).

3. Корабли проекта 20380 начали надежно ходить (в т.ч. в дальнюю и океанскую зону).

4. Необходимо продолжение серии корветов проекта 20380(5), с безусловным полным устранением их недостатков (в т.ч. доработкой первых кораблей серии).

5. С целью снижения стоимости целесообразна унификация РЛК проектов 20380 (новых корпусов) и 22800 (первых двух корпусов серии) и использование (в перспективе) унифицированных стоек управления для различных комплексов оружия.

6. Применение изделий комплекса «Калибр» должно быть обеспечено с наклонных пусковых установок всех корветов (в т.ч. первых корпусов). В первую очередь это касается противолодочных ракет (корвет ОВР должен быть не «дичью» для подлодок, а «охотником» на них!), как это сделано, например на китайских корветах ОВР проекта 056.

7. Необходимо размещение перспективных робототехнических комплексов и современных катеров на борту корветов проекта 20380.

8. Изыскание «внутренних резервов» снижения водоизмещения кораблей проекта 20380 для проведения его доработки (с устранением недостатков), например, замена тяжелых пусковых комплекса «Пакет» на легкие пневматические торпедные аппараты.

Строительство кораблей проекта 20386 необходимо прекратить и не допускать впредь расходования денег на подобные технические авантюры.

Послесловие 2019 года

Эта статья должна была выйти под Новый год в одном крупном издании и писалась специально для него. Однако, с учетом значительного резонанса предшествующей серии статей авторов, были предприняты меры по ее невыходу в СМИ.

Негативные последствия прекращения строительства серии корветов проекта 20380 (20385) начинают осознавать и руководители. В августе 2018-го А.В. Шляхтенко, Гендиректор ЦМКБ «Алмаз», дал интервью ТАСС, в котором заявил:

«В этом году закладка корветов 20380 и 20385 на судостроительном заводе «Северная верфь» и Амурском судостроительном заводе не планируется. Однако в ЦМКБ «Алмаз» убеждены, что эти боевые надводные корабли за счет ограниченной стоимости и достаточно мощного вооружения, позволяющего им решать широкий круг боевых задач, в том числе в удаленной морской и океанской зоне, являются основой для формирования корабельного состава надводного флота….Поэтому их строительство должно вестись непрерывно и максимально возможными темпами. Мы надеемся, что решение о закладке новых кораблей этого класса будет принято государственным заказчиком в ближайшее время.»

А что же ВМФ? «Ответ» (точнее его полное отсутствие) – в отписке начальника кораблестроения ВМФ В.Тряпичникова…

Главнокомандующий ВМФ Королев В.И. и его предшественник Чирков В.В. у макета корвета проекта 20386

Уже через три года «Дерзкий» останется на стапеле один на неопределённо долгое время, как памятник тому, чем заканчиваются такие авантюры.

//

В заключение

Стоит отметить, что из всех разработок проекта 20385 по намеченному плану продолжается постройка только корвета «Гремящий». Остальные корабли («Проворный», «Способный», «Ретивый», «Строгий») будут возводиться по усовершенствованному нормативному документу под индексом 20380. Это связано с дороговизной судов, в большей степени из-за наличия на них не всегда технически обоснованного вооружения. Как утверждают конструкторы, изменения в планировании монтажа немецких силовых установок на отечественные аналоги не повлияли на график выполнения работ. Все корветы предполагают спустить на воду в намеченные сроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector