Бильбо (тип эфеса)

Переводы имени

Имя и фамилия героя часто по-разному передаются при переводе на различные языки:

  • на словацком — Bilbo Bublik,
  • на чешском — Bilbo Pytlík,
  • на датском — Bilbo Sækker (sæk = сумка),
  • на эстонском — Bilbo Paunaste (paun = сумка),
  • на немецком — Bilbo Beutlin (Beutel = сумка),
  • на французском — Bilbo (или Bilbon) Sacquet (sac = сумка),
  • на норвежском — Bilbo Lommelun,
  • на финском — Bilbo Reppuli. (reppu = рюкзак),
  • на нидерландском — Bilbo Balings,
  • на каталанском — Bilbo Saquet,
  • в бразильском варианте на португальском — Bilbo Bolseiro, в первой редакции «Хоббита» — Bilbo Bolsin,
  • на испанском — Bilbo Bolsón (bolso = дамская сумочка или портфель),
  • на венгерском — Zsákos Bilbó (zsák = мешок),
  • на польском — Bilbo Bagosz в одном из трех вариантов перевода «Властелина колец», в остальных вариантах и «Хоббите» имя не изменялось,
  • на армянском — Բիլբո Բեգինս,
  • на белорусском — Більба Торбінс (торба = сумка),
  • на украинском — Більбо Торбінс или Бильбо Бегінс,
  • на русском — Бильбо Бэггинс, в некоторых переводах также Бильбо Торбинс, Бильбо Беббинс («бебень» в словаре В.Даля —»кузов», «набитый мешок») и Бильбо Сумникс,
  • на шведском — Bilbo Bagger (bagge = баран) в переводе Око Ольмаркса, в варианте Эрика Андерссона — Bilbo Secker (säck = мешок).

Откуда к нам пришла спортивная рапира

Оружие появилось в Испании в середине XV века, которая к тому времени была ведущей мировой военной державой и считалась законодательницей моды в военной сфере. Испанские идальго, офицеры королевской армии и флота стали вместо длинных тяжелых мечей использовать шпагу — облегченный вариант этого холодного оружия. Рапира является одной из разновидностей шпаги и больше подходит в качестве личного оружия. В переводе с испанского языка буквально rapier или espada ropera переводится как «длинный меч для одежды». Именно испанский вариант прижился в качестве названия. В данном случае термин одежда тяготеет больше к варианту военного мундира, так как термина гражданское платье в то время не существовало.

Рапира гарда

В дальнейшем, когда рапира получила широкое распространение в других странах, возникла путаница между шпагами и рапирами, хотя в каждом регионе оружие носило различные названия. В Испании рапиры назывались «espada», а в Италии длинные мечи назывались «spade». Свою интерпретацию шпага или рапира получили во Франции и в Англии. На французском рапиру называли «epee», а вот в Англии термин «courd sword» означал придворный меч. В немецких княжествах и в королевствах все, что имело отношение к этому классу оружия, называлось «degen». Только в русском языке принято использовать оба названия и шпага, и рапира, которые использовались в зависимости от статуса владельца.

Не вдаваясь в тонкости и нюансы, рапиры часто называли шпагами и, наоборот, в ряде стран настоящую боевую шпагу называли рапирой. Шпага больше тяготела к мечам, так как могла одновременно использоваться для рубящих и колющих ударов. Чем отличается рапира от шпаги? Тем, что этот клинок был изготовлен таким образом, что мог нанести противнику только колотые раны. Соответственно отличалась техника боя и приемы фехтования с использованием рапиры.

Привилегии дворянства

Дворянство обладало следующими привилегиями:

  • право владения населёнными имениями (до 1861),
  • свобода от обязательной службы (в 1762—1874, позже была введена всесословная воинская повинность),
  • свобода от земских повинностей (до второй половины XIX века),
  • право поступления на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях (в Пажеский корпус, Императорский Александровский лицей, Императорское училище правоведения принимались дети дворян из 5 и 6 частей родословной книги и дети лиц, имевших чин не ниже IV класса),
  • право на службу при Императорском Дворе,
  • право корпоративной организации.
  • поступление на военную службу сразу в чине офицера (когда простолюдин должен был до него дослужиться), после военной реформы 1874 г. упразднена.

Каждый потомственный дворянин записывался в родословную книгу той губернии, где имел недвижимую собственность. По Высочайшему указу от 28 мая 1900 года внесение безземельных дворян в губернские родословные книги было предоставлено собранию предводителей и депутатов дворянства. При этом не имевшие недвижимости вносились в книгу той губернии, где имением владели их предки.

Получившие дворянство непосредственно через чин или пожалование орденом вносились в книгу той губернии, куда они пожелают, даже если не имели там никакого имения. Это положение существовало до Указа от 6 июня 1904 года «О порядке ведения родословных книг для дворян, не записанных в родословные книги в губерниях», по которому на герольдмейстера возлагалось ведение общей для всей империи родословной книги, куда стали вписывать дворян, не владевших недвижимостью или владевших ею в губерниях, где не было дворянских учреждений, а также приобретших права потомственного дворянства евреев, не подлежавших на основании Указа от 28 мая 1900 года внесению в губернские дворянские родословные книги.

Личные дворяне в родословную книгу не вносились. С 1854 года они, наравне с почётными гражданами, записывались в пятую часть городской обывательской книги.

Дворяне имели право ношения шпаги. Общим для всех дворян был титул «ваше благородие». Имелись также родовые титулы дворянства — баронские (барон), графские и княжеские (ваше сиятельство), а также другие титулы. Если служившие дворяне имели титулы и мундиры, соответствовавшие их чинам гражданского или военного ведомства, то неслужилый дворянин сохранял право носить мундир той губернии, где имел поместье или был записан, а также право «по прозвании своем писаться как помещиком его поместий, так и вотчинником родовых, наследственных и жалованных его вотчин».

Одной из привилегий, принадлежавшей исключительно потомственным дворянам, было право иметь родовой герб. Гербы утверждались для каждого дворянского рода высочайшей властью и затем оставались навсегда (изменения могли вноситься лишь по особому высочайшему повелению). Общий гербовник дворянских родов Российской империи был создан ещё Указом от 20 () января  года. Он составлялся Департаментом герольдии и содержал рисунки и описания гербов каждого рода.

Рядом узаконений с 21 апреля 1785 года по 17 апреля 1863 года потомственные, личные, иностранные дворяне не могли подвергаться телесным наказаниям как по суду, так и во время содержания под стражей. Однако в результате постепенного освобождения от телесных наказаний других слоев населения эта привилегия дворян в пореформенный период перестала быть привилегией.

В Законах о состояниях 1876 года издания содержалась статья об освобождении дворян от личных податей. Однако в связи с отменой подушной подати по Закону от 14 мая 1883 года эта статья оказалась ненужной и в издании 1899 года уже отсутствовала.

Образ Бильбо на сцене, в кино и на радио

  • В радиосериале «Хоббит» студии Би-Би-Си (1968) по одноимённой повести Дж. Р. Р. Толкина роль Бильбо сыграл (озвучил) Пол Дейнман.
  • Никол Уильямсон сыграл Бильбо в постановке 1974 года, выпущенной на студии Argo Records.
  • В анимационной картине «Хоббит» Рэнкина и Бэсса (1977) Бильбо озвучил Орсон Бин. Он же участвовал в озвучивании Бильбо и Фродо в анимационной картине «Возвращение короля», снятой теми же авторами.
  • В радиосериале Би-Би-Си «Властелин Колец» (1981) по одноимённому роману Дж. Р. Р. Толкина в роли Бильбо выступил Джон Ле Месюрье.
  • В советском телеспектакле «Сказочное путешествие мистера Бильбо Беггинса, Хоббита» (1985) роль Бильбо исполнил Михаил Данилов.
  • В кинотрилогии Питера Джексона «Властелин Колец» в роли Бильбо снялся британский актёр Иэн Холм (за 20 лет до этого он выступил в одноимённом радиосериале Би-Би-Си в роли Фродо).
  • В трилогии Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие», «Хоббит: Пустошь Смауга» и «Хоббит: Битва пяти воинств» в роли молодого Бильбо выступил актёр Мартин Фримен. Роль Бильбо в старости вновь сыграл Иэн Холм.

Скьявона

СКЬЯВОНА (итал. schiavona — славянка, славянская) — разновидность прямого меча эпохи ренессанса с корзинчатой гардой. Само название этого типа мечей — это средневековый жаргонизм, перекочевавший сперва в повседневный обиход своего времени, а затем и в научную терминологию. Переводится он просто: славянская. Без сомнений это сокращение от описательного La espada schiavona — славянский меч (в итальянском меч женского рода). Дословно на русский можно перевести как славянка, как на известном портрете Тициана 1508-10 гг. из Британской, Национальной галереи, Лондон «Portrait of a Lady» (La Schiavona).
У эфеса этих мечей квадратное или прямоугольное навершие c округлым выступом по центру. Перекрестье часто загнуто горизонтально, причем иногда это сделано настолько лихо, что напоминает цифру «восемь». Гарды этого типа прослеживаются в венгерских мечах XIV-XV веков.

8.

9.

10.

11.

История

Нашёл распространение с начала XVI века, во времена Ренессанса, однако был известен и ранее. Сечение клинка может быть круглым, овальным, трёх- (чаще всего) или четырёхгранным с долами и рёбрами жёсткости или плоскими гранями, лезвия обычно отсутствуют.

Предшественником стилета является так называемый «кинжал милосердия», или мизерикорд (фр. miséricorde), использовавшийся для добивания противника и в случае борьбы в доспехах. Малые размеры, удобная форма и отменная острота позволяли ему наиболее легко проникать сквозь сочленения рыцарских доспехов, между чешуйками панциря или кольцами кольчуги, тем самым прекращая мучения раненого умирающего воина. Он появился в Европе в XII веке и представлял собою кинжал длиной 20-40 см, имеющий 3-4-гранный клинок. Такое же оружие имелось и в Японии, там оно появилось также к XII в. и имело название ёрои доси («протыкатель доспехов»).

Позднее, в начале XVI века, в итальянских городах возникло такое оружие как стилет. Считается, что причиной его появления явились дуэльные схватки, где кинжал с узким клинком использовался в качестве оружия левой руки. Им отражали атаки рапиры и шпаги. В этом качестве распространение получил узкий кинжал под наименованием «дага» с крестовидной гардой с зацепами, в которые ловился клинок шпаги или рапиры. Размеры даг варьировались в зависимости от изготовителей. Испанский кинжал XVII века имел общую длину 270 мм, клинка — 180 мм, толщину 5 мм. Немецкий стилет XVII века достигал длины 390 мм, длина и толщина клинка — соответственно 260 и 10 мм. Общая длина французского стилета того же времени 475 мм, клинка — 350 мм при толщине 5 мм. После исчезновения рыцарских доспехов и тяжёлых шпаг вес и длина клинка несколько сократились, дага потеряла гарду и превратилась в известный нам стилет с тонким клинком и прямой крестовиной.

Небольшой размер стилета позволял скрытно носить его под одеждой или маскировать в различных предметах, из-за чего тот был популярен у наёмных убийц и заговорщиков, а также у женщин. В военном деле стилет использовался в качестве дополнительного оружия или оружия самозащиты против врага, облачённого в доспехи.

Стилет также применялся артиллеристами, которые прокалывали тонким и длинным клинком картуз с порохом через затравочное отверстие пушки, после чего затравочный порох легче мог поджечь заряд.
Так же стилет использовался для блокирования запального отверстия пушек при угрозе захвата противником. При этом стилет обламывался в отверстии, для облегчения излома имелось характерное сужение клинка перед гардой.

Автоматические стилеты

В XVIII веке в городе Маньяго производятся автоматические стилеты. Производство имеет семейный характер, впоследствии многие производители занимаются автоматическими стилетами несколько поколений, некоторые и до наших дней. Самый известный производитель- Frank Beltrame. Традиционно используется несколько типов конструкций, различающихся механизмами запирания, спуска. Pick-lock (в качестве фиксатора клинка служит поворотный больстер), Swinguard (присутствует складная крестовина, раскрывающаяся автоматически вместе с клинком), Leverletto.

После Второй Мировой войны многие американские солдаты везут на родину итальянские автоматические стилеты как сувениры. Кроме того, прихватывают их с собой и итальянские мафиози, перебирающиеся за океан. Через какое-то время, в 50-60-х годах, итальянский автоматический стилет прочно входит в кинематограф как аксессуар бандитов, гангстеров, мафиози.

История

Эфес типа «бильбо» фиксируется в изобразительном искусстве раньше классического эфеса-чаши — его признаки присутствуют на приписываемом Веласкесу и датированном 1630 годом портрете неизвестного дворянина, находящемся в частной коллекции. В то же время наиболее раннее изображение эфеса-чаши присутствует на находящемся в собрании Испанского общества Нью-Йорка портрете другого неизвестного дворянина, работы Хуана Карреньо де Миранда, и датированного 1660 годом.

Английский оружиевед Эварт Окшотт обратил внимание на сходство эфесов-бильбо с одной из трёх разновидностей эфесов паппенхаймер и одной из четырёх разновидностей т. н. «английских эфесов» — оба типа были популярны в 1620-30 годах; паппенхаймер в Нидерландах, «английский эфес» в Англии

По его мнению именно под их влиянием и возникли, как бильбо, так и эфес-чаща. С «английскими эфесами» испанцы могли познакомиться благодаря существовавшей при Якове I политике англо-испанского сотрудничества, а с паппенхаймерами в оккупированных Испанией Нидерландах. Таким образом, Окшотт приходит к выводу, что бильбо является испанской модификацией паппенхаймера тип 2. Разница между ними в основном состоит в том, что щитки паппенхаймера меньше по размеру, менее выпуклы и покрыты отверстиями.

Известно несколько случаев, когда эфесы-бильбо прекрасного качества сочетаются с рапирными клинками, однако гораздо чаще встречаются варианты различной степени грубости изготовления, скомбинированные с клинками шпаг (более широких и тяжёлых, чем у рапир), или (по крайней мере в нескольких случаях), палашей. Такое явление можно пояснить широким использованием данного типа эфеса в армиях Испании и её колоний вплоть до начала XIX века.

Фехтование

Появление шпаги дало мощный импульс развитию фехтования. Нельзя сказать, что до этого на мечах рубились, как придется, но именно легкость шпаги позволила значительно расширить арсенал фехтовальных приемов. Очень быстро появились признанные школы фехтования: итальянская, испанская, французская, немецкая. Каждая из них имела собственные особенности.

В итальянской школе фехтования впервые сделали акцент на колющих ударах острием. Именно в Италии родился принцип «убивать острием, а не лезвием». В качестве дополнительного оружия в драке нередко использовали специальный кинжал – дагу. Кстати, считается, что дуэли появились именно в Италии, заменив средневековые рыцарские турниры и поединки.

Французская школа фехтования породила легкую короткую шпагу и подарила миру основные приемы обращения с ней. Именно она лежит в основе современного спортивного фехтования.

Испанская школа фехтования носила название Дестреза, что можно перевести, как «истинное искусство» или «мастерство». В ней учили не только драться на шпагах, но и использовать в бою такие предметы, как плащ, дагу, небольшой щит

Испанцы уделяли внимание не только навыкам обращения с оружием, но и нравственному развитию бойца, философским аспектам военного искусства

Похоже ли существующее сегодня спортивное фехтование на настоящий бой на шпагах? Есть интересное утверждение о том, что попади современный мастер спортивного фехтования в прошлое, то он бы легко справился с любым мастером шпаги эпохи Возрождения. Так ли это?

Важнейшим из технических приемов современных спортсменов является атака на выпаде, которая практически полностью отсутствует в старинных итальянских и испанских школах фехтования. Однако пригодился бы он в реальном бою?

Атака на выпаде заставляет фехтовальщика растягивать стойку. В этом положении он статичен, и ему сложно защищаться от атак противника. В спортивном фехтовании после проведенного укола поединок останавливают, что, конечно же, невозможно в реальном бою. При этом единичный укол абсолютно не гарантирует победы над противником. В спортивном фехтовании практически отсутствуют защиты, бои проводятся по принципу «кто первый попал, тот и взял очко». В реальном же бою просто необходимо защищаться, ибо пропущенный укол означает не потерю очка, а ранение, а то и смерть.

Теперь давайте посмотрим на оружие, которым пользуются современные спортсмены и сравним его со шпагами старых времен. Современная спортивная шпага – это гибкий стальной пруток весом 700-750 гр, основная задача этого оружия в бою добиться легкого касания тела соперника. Шпаги старых мастеров могли весить до 1,5 кг, этим оружием можно было не только колоть, но и рубить, лишая противника, например, кистей рук.

Даже фехтовальные стойки, описанные в старинных пособиях, противоположны современным.

Это не совсем верно. Развитие японского фехтовального искусства можно разделить на два больших этапа: до наступления эпохи Эдо и после него. Ранние периоды истории Страны восходящего солнца запомнились практически непрекращающимися междоусобными войнами, в которых воины дрались на поле боя, используя длинные мечи тати и тяжелые доспехи. Техника фехтования была очень простой и соответствовала той, что использовалась в средневековой Европе.

После наступления эпохи Эдо ситуация кардинально меняется. Происходит отказ от тяжелых доспехов и длинных мечей. Новым массовым оружием становится катана, что приводит к появлению новой фехтовальной техники, сложной и утонченной. Здесь можно провести прямые аналогии с Европой, где происходили схожие процессы: тяжелый боевой меч сменила шпага. Именно появление этого оружия привело к возникновению весьма сложных школ фехтования, таких как испанская Дестреза, например. Если судить по тем письменным источникам, которые дошли до нас, то европейские фехтовальные системы мало чем уступали восточным. Хотя, конечно, имели собственные особенности.

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Примечания

  1. ↑ European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  2. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», страницы 236—253 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  3. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword», раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  4. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава XIV «The SmallSword»,, раздел «Blades» страницы 251—252 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  5. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, главы «Degen» и «Dolch»
  6. Wendelin Boeheim «Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders» Leipzig 1890, глава «Dolch»
  7. European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  8. ↑ «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «The Reitschwert or ‘Sword’ and the Rapier», страницы 134—139 в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  9. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и X «The Military Sword of the Seventeenth Century»
  10. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, главы VI «Swords of the Sixteenth Century», IX «Sword and Rapier in the Seventeenth Century» и XIV «The SmallSword»
  11. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0, глава VI «Swords of the Sixteenth Century», раздел «Four Families of Swords», страницы 126—127, в издании 2000 года от Boydell Press, Woobrige
  12. «European Weapons and Armour. From the Renaissance to the Industrial Revolution» Ewart Oakeshott, F.S.A ISBN 0-85115-789-0
  13. Бакал Д. С. и др. Большая олимпийская энциклопедия. — М.: Эксмо, 2008. — С. 586.

Биография

По авторскому замыслу, изначально Бильбо — это весьма почтенный хоббит из уважаемого семейства. Впоследствии совершенно потерял репутацию, так как занимался совершенно неприличными (для почтенного хоббита) делами, как то: путешествовал, дружил с эльфами и гномами, писал стихи. Впрочем, он сам не жалел о такой утрате, тем более что его состояние существенно пополнилось привезённым золотом.

Первый раз Бильбо появляется в повести «Хоббит, или Туда и обратно», в которой рассказывается о том, как в 2941 году Т. Э. чародей Гэндальф Серый уговорил его вместе с группой гномов под предводительством Торина Дубощита заняться освобождением Подгорного Королевства в Эреборе, захваченного драконом Смаугом Золотым. Во время этого похода Бильбо не единожды выручал нанявших его гномов, спасая их от верной смерти в тенетах пауков Лихолесья и из эльфийского тюремного заточения. Тогда же он находит в пещерах каменных троллей своё оружие — эльфийский меч Жало, которое впоследствии отдаёт усыновлённому племяннику Фродо Бэггинсу.

При переходе через Мглистые горы Бильбо ,чудом избежав плена гоблинов, встречается с Голлумом и находит в пещере под горами Кольцо Всевластия. В конечном же итоге поход Бильбо с гномами на восток оканчивается победой, омрачённой гибелью предводителя гномов Торина и его племянников Фили и Кили в Битве Пяти Воинств. После освобождения Горы Бильбо возвращается домой, на запад, с огромным богатством, выкупает обратно большую часть своего имущества (поскольку на родине он был признан умершим) и в течение почти 60 лет никак себя не проявляет, живя тихо и мирно в своё удовольствие.

Второй раз мы встречаем Бильбо на страницах трилогии «Властелин колец». Прожив бо́льшую, чем отмерена обычному хоббиту, жизнь, Бильбо после очередного, 111-го, дня рождения решает уйти из Шира и навестить своих старых друзей в Дейле. После этого он селится в Ривенделле — владениях Элронда. Кольцо остаётся у Фродо, которому в дальнейшем суждено его уничтожить. Сам же Бильбо на 132-м году жизни покидает Средиземье и уходит вместе с Фродо, Гэндальфом и эльфами за Море.

С внутримировой точки зрения, Бильбо — автор первой части Алой Книги («Путешествие Туда и Обратно»), песен, стихов и переводов с эльфийских языков. Перед отплытием он сочиняет стихотворение, известное как последняя песня Бильбо (в реальном мире было опубликовано лишь после смерти Толкина, в текст «Властелина Колец» не входит).

Бильбо Бэггинс в молодости (в исполнении актера Мартина Фримена)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector