Rah-66 comanche

ГеймплейПравить

Лётная погода.’

— Команч

С модернизацией, открывающей возможность заградительного ракетного огня, Команч может буквально расстрелять указанную точку шквалом ракет и разнести в щепки некоторые здания или уничтожить группу войск

Интересно, что, если приказать ведущему заградительный огонь вертолёту прекратить, а поблизости будет враждебный объект (пехота, техника или оборонительное сооружение), Команч переключит внимание на него, выпустит оставшийся запас ракет, а затем переключится на пулемёт и обычные ракеты.. Электромагнитное оружие является, наверное, самым опасным для Команчей: оно отключает электронику авиации, тут же её сбивая

Пилоты, как обычно, катапультируются.

Электромагнитное оружие является, наверное, самым опасным для Команчей: оно отключает электронику авиации, тут же её сбивая. Пилоты, как обычно, катапультируются.

Следует помнить, что Команчи являются единственными единицами авиации генерала Грейнджера, которые не имеют точечной лазерной защиты. Сделано это скорее всего для соблюдения баланса, иначе группа замаскированных и хорошо вооружённых вертолётов, вдобавок ещё и защищённая, станет слишком большой угрозой для наземных войск.

История разработки

В 1991 году объединённая команда фирм Boeing и Sikorsky, представившая проект разведывательно-боевого вертолёта RAH-66, была признана победителем конкурса LHX (Light Helicopter Experimental). Вертолёты LHX предназначались для замены боевых вертолётов Bell AH-1, многоцелевых вертолётов Bell UH-1 и разведывательных вертолётов Bell OH-58 и Hughes OH-6. Предполагалось построить в 1990—1994 годах 4000-6000 вертолётов в разведывательном (LHX-SCAT) и многоцелевом (LHX-UTIL) вариантах.
Общая стоимость разработки вертолётов оценивалась в 2,8 млрд долларов, а стоимость производства 24-36 млрд долларов, что делало программу LHX самой масштабной из всех вертолётных программ.

Первый полёт опытного вертолёта RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января года, лётные испытания второго опытного вертолёта планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались лётные испытания для оценки тактических возможностей вертолётов, предназначенных для войсковых испытаний. Всего предполагалось построить шесть вертолётов для таких испытаний.
Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолёта общей стоимостью более 34 млрд долларов.

23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолёта «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолёты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолётов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей. На тот момент в программу было уже вложено более 8 млрд долларов США, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили 450–680 млн долл. в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы.

Технологии, разработанные для «Команча», будут использованы для модернизации вертолётов AH-64 Apache компании McDonnell Douglas и других американских военных вертолётов.

В настоящее время корпус прототипа 95-0001 «The DUKE» (Герцог) находится в Авиационном Музее Армии США в Форт Ракере, штат Алабама, прототип 94-0327 поступил в музей в 2008 году.

В культуре[править | править код]

RAH-66 Comanche стал героем многих кинофильмов и компьютерных игр. В том числе:

  • Enemy Engaged: Comanche vs Hokum (В России известная как «Разорванное небо Ка-52 против Команча»)
  • х/ф Халк
  • Вертолёт-охотник из компьютерной игры Half-Life 2 очень похож на RAH-66. Возможно, что его рисовали именно с «Команча».
  • ArmA 3 — под обозначением AH-99 Blackfoot.
  • 9 игр из серии Comanche, посвященных исключительно RAH-66.
  • Command & Conquer: Generals — Zero Hour — появляется в игре за кампанию США.
  • Strike (серия игр) — в качестве основного вертолёта в игре Jungle Strike использовался вертолёт RAH-66 Comanche.
  • В компьютерной игре LHX (наряду с AH-64 Apache, UH-60 BlackHawk и V-22 Osprey).
  • В симуляторе Gunship 2000 под наименованием AH-66
  • В симуляторе «Ударная сила»/»Fair Strike» (2003 г.)
  • В игре Counter Strike Online в одном из игровых режимов является боссом.
  • В игре Act Of War у стороны Task Force Talon.
  • Является финальным боссом в игре «The Underground Man».

Конструкция[править | править код]

Кабина пилотов выполнена по схеме «тандем». Хвостовой винт вертолёта выполнен по схеме фенестрона. Принципиально новой особенностью вертолёта является наличие двух боковых отсеков для внутрифюзеляжного размещения ракет. Также, в конструкции предусмотрены съёмные боковые точки подвески для дополнительных топливных баков и вооружения.

При проектировании обращалось внимание на вопросы боевой живучести вертолёта: обеспечению взрыво- и пожаробезопасности топливной системы, бронезащите экипажа, стойкости к поражениям лопастей несущего винта. Разработчикам RAH-66 удалось создать машину с хорошими лётными характеристиками, с высокими показателями удельной мощности и малой заметности

Малозаметностьправить | править код

При проектировании вертолёта основное внимание уделялось общему снижению заметности машины в радиолокационном (РЛ), инфракрасном (ИК), оптическом и акустическом участках спектра. С этой целью в конструкции вертолёта широко использованы композиционные материалы на полимерных связующих (ПКМ). Передняя часть фюзеляжа изготовлена из эпоксидного углепластика

В соответствии с правилами технологии стелс внешние поверхности фюзеляжа выполнены в виде плоских граней для рассеянного отражения падающего высокочастотного излучения, критические (по уровню отражения) участки поверхности выполнены из радиопоглощающих материалов, использованы специальные покрытия. Также, для снижения заметности, подвеска вооружения и 20-мм пушечная установка XM301 выполнены убирающимися в фюзеляж

Передняя часть фюзеляжа изготовлена из эпоксидного углепластика. В соответствии с правилами технологии стелс внешние поверхности фюзеляжа выполнены в виде плоских граней для рассеянного отражения падающего высокочастотного излучения, критические (по уровню отражения) участки поверхности выполнены из радиопоглощающих материалов, использованы специальные покрытия. Также, для снижения заметности, подвеска вооружения и 20-мм пушечная установка XM301 выполнены убирающимися в фюзеляж.

ЭПР Команча в 360 раз меньше чем у вертолёта Апач в ППС[источник не указан 66 дней], в 250 раз меньше чем у OH-58D Kiowa Warrior в ППС[источник не указан 66 дней] и в 32 раза меньше чем OH-58D Kiowa Warrior в ЗПС (в диапазоне 10 ГГц)[источник не указан 66 дней]. Также ЭПР вертолёта меньше, чем у ракеты AGM-114 Hellfire[источник не указан 66 дней].

Акустическая сигнатура вертолёта «Команч» значительно ниже других вертолётов аналогичного класса[источник не указан 66 дней].

Оружие

Пушка – 20-мм скорострельная пушка. Идеально подходит для уничтожения грузовиков, топливных баков и т.д.

Rockets – неуправляемые ракеты. Обычно используются для уничтожения бронетехники и зданий противника.

Stingers – самонаводящиеся ракеты типа “выстрели-и-забудь”. Служат для уничтожения воздушных целей противника.

Hellfire – ракеты с лазерной системой наведения, разработанные специально для вертолета Comanche. В основном используются для уничтожения бронетехники противника. Требуют удержания цели в захвате.

Artillery – артиллерия. Ее лучше всего применять по крупным группам противника.

Специфические особенности конструкции «Команч»

Характерной особенностью RAH-66 Сomanche, является его уменьшенная радиолокационная заметность. Для этого проектировщиками вертолета были значительно снижены показатели ЭПР (эффективной поверхности рассеивания). Достигнуто это было за счет: особой выпуклой части фюзеляжа с плоскими поверхностями, специального радиопоглощающего покрытия фюзеляжа и лопастей винта, убираемых шасси и поворачиваемой пушки, установки специфического обтекателя втулки несущего винта. Еще одним шагом вперед, стало значительное снижение величины теплового излучения силовой установки, за счет оригинальной системы охлаждения выхлопных газов. Для подавления инфракрасного излучения двигателей использовались специальные щели, идущие по всей длине хвостовой части. Через них горячие выхлопные газы смешанные с воздухом выбрасывались вниз. Еще один момент позволяющий вертолету дольше оставаться незамеченным — уровень шума основного несущего винта был существенно снижен. Все эти мероприятия способствовали тому, что вертолет «Команч» долгое время мог оставаться незамеченным для радиолокационных станций ПВО противника, был трудной целью для неприятельских ракет с инфракрасными или радиолокационными головками наведения.

Узловым элементом в конструкции RAH-66 служит изготовленная из композитных материалов коробчатая длинная балка, на которой с внешней стороны смонтированы все панели и агрегаты обшивки фюзеляжа. Компоновка обшивки выполнена нестандартно, а именно, 50% панелей съемные и могут легко демонтироваться для обслуживания и замены, повреждение обшивки (при сохранении невредимости силового блока) не влияет на прочностные характеристики всей конструкции.

Weapons

The Comanche carried its weapons internally and had a weapons bay on each side of the fuselage. The missiles are mounted on the weapon bay doors which open sideways. The internal weapon bay could be fitted with Stinger, Starstreak or Mistral air-to-air missiles; TOW II, Hot II or Longbow Hellfire air-to-ground missiles; Sura D 81mm, Snora 81mm, Hydra 70 rockets; or the army counter air weapon system.

The number of missiles on each door mounting varied, for example each door could hold three Hellfire or six Stinger missiles. The helicopter could be reconfigured with optional stub wings fitted with multiple weapon pylons which carried an additional four Hellfire or eight Stinger missiles.

The Comanche was equipped with a turreted gun system from General Dynamics Armament Systems. The stowable externally powered three-barrel 20mm Gatling gun was capable of firing 750 or 1,500 rounds a minute. The gun was mounted on a Giat composite turret (weighing 127kg) under the nose of the helicopter. The 500 round ammunition supply system could be reloaded in less than eight minutes by two crew members.

Countermeasures

The helicopter countermeasures suite included an AN/AVR-2A(V) advanced laser warning receiver from Goodrich Electro-Optical Systems (formerly Raytheon) of Danbury, Connecticut, and the ITT AN/ALQ-211 SIRCM (suite of integrated radio frequency countermeasures) suite, as well as infrared jammers.

“The Comanche was equipped with two T-800-LHT-801 turboshaft engines.”

Fire control and observation

The Comanche was equipped with a suite of passive sensors and a computer-aided Northrop Grumman mission planning system, which carried out sensor data fusion, high-speed analysis and correlation of the sensor data. Northrop Grumman TASS (target acquisition system software) functions included automatic target tracking and target threat management.

The analysed data was presented to the crew in the cockpit displays or transmitted to other elements of the force, providing direct relay of near real time intelligence.

Lockheed Martin Missiles and Fire Control has developed the EOSS (electro-optics sensor system) which comprised: EOTADS target acquisition and designation system, including solid-state TV sensor, two-colour laser rangefinder / designator and second-generation focal plane array long-wave FLIR (forward-looking infrared); and NVPS night-vision pilotage system with a second FLIR. The first complete EOSS system was delivered in June 2003.

The Comanche was fitted with a fire control radar (based on the Longbow millimetre wave radar on the AH-64D Apache helicopter), developed by Northrop Grumman Land Combat Systems and Lockheed Martin Missiles and Fire Control.

Navigation and communications

The helicopter had a global positioning system, a radar altimeter and an attitude heading reference system (AHRS) from Northrop Grumman (formerly Litton).

It was equipped with an identification friend or foe (IFF) interrogator and a dual jam resistant VHF-FM / UHF-AM Have Quick tactical communications system.

Engines

The Comanche was equipped with two T-800-LHT-801 turboshaft engines from LHTec with a maximum rated power of 1,432shp each. The internal fuel capacity of the helicopter was 1,142l.

Тактико-технические характеристики

RAH-66 Comanche (спереди) и AH-64 Apache (сзади)

RAH-66 Comanche (спереди) и AH-64 Apache

Источник данных: Jane’s

Технические характеристики
  • Экипаж: 2 человека (пилот и оператор)
  • Длина: 14,28 м
  • Длина фюзеляжа: 13,2 м (без пушки)
  • Диаметр несущего винта: 12,9 м
  • Диаметр фенестрона: 1,37 м
  • Максимальная ширина фюзеляжа: 2,04 м
  • Высота: 3,37 м (до несущего винта)
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 116,74 м²
  • Масса пустого: 4 218 кг
  • Нормальная взлётная масса: 5 601 кг (с 4×Hellfire и 2×Stinger)
  • Максимальная взлётная масса: 7 896 кг
  • Масса полезной нагрузки: 2 296 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 870 кг
  • Объём топливных баков: 1 142 л (только внутренний)
  • Силовая установка: 2 × турбовальных LHTEC T800-LHT-801
  • Мощность двигателей: 2 × 1 563 л.с.

(2 × 1 165 кВт)

Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 324 км/ч
  • Крейсерская скорость: 306 км/ч
  • Боевой радиус: 278 км
  • Перегоночная дальность: 2 222 км
  • Продолжительность полёта: 2 ч. 30 мин.
  • Скороподъёмность: 4,5 м/с
  • Нагрузка на диск: 71 кг/м² (максимальная)
  • Тяговооружённость: 207 Вт/кг (на трансмиссию) 
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5/-1 g
Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 1 × трёхствольная 20 мм пушка XM-301, до 500 пат.(имеется вариант с одноствольной 30мм пушкой с боекомплектом в 300 снарядов).
  • Боевая нагрузка:  
    • внутренний отсек: 6 х ПТУР AGM-114 Hellfire или 12 х ЗУР FIM-92 Stinger
    • внешняя подвеска:

      • 8 х ПТУР AGM-114 Hellfire или
      • 16 х ЗУР FIM-92 Stinger или
      • 56 х 70-мм НАР Hydra 70 или
      • 1703 л ПТБ

ПримечанияПравить

В Вооружённых силах США Команчи, предполагавшиеся как замаскированные разведывательные вертолёты, были отменены, так как в этом качестве предпочтение отдали БПЛА. В Generals эти вертолёты широко распространены, но только генерал Грейнджер использует на них маскировку.

У Команчей есть по два ракетных отсека на каждом крыле, и это опровергает предположение о том, что они используют ракеты «Hellfire», который обычно запускаются из 4-х ствольных отсеков. Интересно, что изображение модернизации ракетных отсеков показывает как раз эти ракеты, которые изначально установлены на Команчах. А вертолёт, изображённый на иконке способности «Заградительный огонь ракетами» — AH-1 «Кобра». 

ЦитатыПравить

«На поле брани.»

«Частота открыта.»

«Нужна поддержка?»

«Да, сэр.»

«Готовим ракеты!»

«Время удара!»

«По всем целям!»

«Прикончить его!»

«Очистить ракетные люки!»

«Снимем всех!»

«Вертолёт на связи.«

«Тише воды.»

«Воздушное прикрытие в пути.»

«Разведываем.»

«Прочёсываем.»

«Направляемся.»

«Вышли на место.»

«Операция начата.»

«Вас прикрыли.»

«Этот мой!»

«Выходим к точке.»

«В меня попали, в меня попали!»

«Я потерял контроль!»

«Катапультируюсь, катапультируюсь!»

«Не удержаться!»

«Падаю!»

«Ракетные люки открыты.»

Неиспользованные цитаты Команча с технологией снижения заметности Править

«Невидимый Команч здесь.»

«Они не увидят этот Команч!»

«Боевой вертолёт готов к тайным операциям!»

«Высматриваю вражеских разведчиков!»

Цитаты вырезанного лазерного КоманчаПравить

«Кому нужны ракеты, когда у нас есть лазер?»

«Лазерный Команч готов к атаке.»

«Лазерные системы Команча включены.»

«Поджарим их!» (когда получает приказ атаковать)

«Наделаем в них дыр!» (когда получает приказ атаковать)

Эксплуатация вертолета RAH-66 Comanche

Разработка разведывательно-ударного вертолета RAH-66 «Команч» была свернута в 2004 году, всего к этому времени было построено 4 машины. Конечно проект Comanche нельзя назвать провальным, однако и успешным в полной мере, считать также нельзя.

По большому счету RAH-66 «Команч» проиграл трижды:

  • Во-первых «новейший и самый современный» вертолет разрабатывавшийся в течение 20 лет на выходе уже не был не новейшим ни самым современным. За время его создания успела измениться даже сама концепция вертолета-разведчика — больших «линейных» конфликтов с современной и мощной армией (какой была на старте проекта LHX Советская армия) не предполагалось, а держать «на всякий случай» сверхдорогую машину, в то время как можно не особо напрягаясь получить всю информацию со спутника, стало роскошью даже для армии США.
  • Во-вторых, «самый самый» на поверку ни по одной из характеристик не имел решающего преимущества перед советскими/российскими вертолетами Ка-50 «черная акула», Ка-52 «аллигатор» и Ми-28, зато в отличие от них, не имел и такого же запаса живучести за счет широкого применения в конструкции брони. При этом по стоимости все три «иностранные» машины были существенно дешевле.
  • В третьих (хотя об этом уже говорилось ранее), при всех своих бесспорных положительных качествах и возможностях, RAH-66 «Команч» имел настолько явно и неоправданно завышенную стоимость. В условиях отсутствия глобальных угроз наподобие третьей мировой войны, внятно объяснить налогоплательщикам, зачем стране нужен разведывательно-ударный вертолет, который стоит как современный истребитель — желающих так и не нашлось.

Модель изображает RAH-66 «Comanche» в ударном варианте — обратите внимание на смонтированное дополнительное крыло-подвеску для вооружения

Тактика ведения боя

Большинство вертолетов ведут себя на поле боя так же, как автобусы ведут себя в городе. Они большие, они громко гудят и поэтому их легко замечают. Boeing Sikorsky RAH-66 Comanche не такой. Мало того, что он самый развитый вертолет с технической точки зрения, он еще и обладает хорошими стелс-характеристиками, благодаря которым и выживает на поле боя. Если вы не научитесь неожиданно нападать и оказываться в том месте, где противник меньше всего ожидает вас увидеть, вы не выживете. К примеру, у вас будет мало шансов, если вы полетите вместе с Apache, противник заметит их и развернет свои пушки в вашу сторону. А ведь очень часто нужно успеть вынырнуть из-за холма и выпустить ракету прежде, чем противник успел развернуть орудие.

Убранные шасси и закрытый отсек с оружием не только позволяют развить большую скорость, они еще и уменьшают вероятность того, что вас засечет противник. Также влияние оказывает высота полета: на малой высоте заметить вас намного сложнее. Насчет скорости рекомендации дать сложнее: в некоторых ситуациях большая скорость просто необходима, а в некоторых она приводит к гибели.

Напарник – это мобильный склад боеприпасов. А поскольку во время сражения заправляться некогда, то он очень ценен для вас. Не обгоняйте его слишком, иначе он вполне может развернуться и пойти прямо на вражеские пушки. И по возможности не подставляйте его под удар вражеских вертолетов.

Атака вдвоем часто обманывает противника. Представьте себе – идет колонна танков, все мирно и спокойно. И вдруг из-за холма появляется ваш Comanche и пускает ракету. Один из танков уничтожен, но остальные только и ждут, чтобы отомстить за смерть своего товарища. И вдруг с другой стороны выныривает ваш напарник и открывает ураганный огонь из пушки…

Странно, но факт – часто ПВО противника НЕ стреляет по вашему напарнику. Пользуйтесь этим.

И последнее: избегайте боя! Вступайте в него, только когда это необходимо. Часто ПВО строится на вершине, а вы спокойно можете проскользнуть в расщелине снизу. Экономьте боеприпасы!

Comanche design

The airframe was crashworthy and ballistically tolerant to 23mm gunfire. The radar cross section has been minimised, primarily by the precisely shaped fuselage and internal weapons configuration.

The helicopter had a composite five-bladed bearingless main rotor and an enclosed composite fantail tailrotor for increased anti-torque capability. The rear rotor was able to withstand impact by 12.7mm rounds and provided a 180° turn in 4.7 seconds in hover mode and an 80kt snap-turn-to-target in 4.5 seconds.

Cockpit

The Comanche had two identical cockpits for the pilot and the co-pilot, which were sealed and had a positive pressure air system for protection against chemical and biological warfare. The fly-by-wire flight control system was triple redundant.

“In 2004, the
US Army cancelled the RAH-66 Comanche helicopter programme.”

The cockpit was fitted with a pilot’s night-vision system from Lockheed Martin and the pilots had a wide field of view (35° × 52°) Kaiser Electronics helmet-integrated display sighting system (HIDSS). HIDSS employed active matrix liquid crystal display (AMLCD) technology. The targets were designated and the weapons fired from collective and sidestick control push buttons.

Each integrated cockpit had Harris Corp flat screen liquid crystal displays, a colour display for a digital moving map system, tactical situation and night operation display.

Northrop Grumman provided the Comanche’s integrated communications, navigation and identification (CNI) suite. The CNI suite will feature secure multiwave, multiband multimode wireless communications, link 16, satellite communications and enhanced position locating reporting system (EPLRS) via the tactical internet.

Оружие вертолета Команч

RAH-66 Сomanche вооружен встроенной автоматической пушкой ХМ301 («Вулкан-2») с блоком вращающихся стволов и переменной скорострельностью. Орудие выполнено трехствольным и имеет калибр 20 мм. Полный боезапас ХМ301 нормальный — 320, максимальный — 500 снарядов. Темп стрельбы по воздушным целям — 1500 выстр/мин, по наземным — 750 выстр/мин.

Пушка установлена на специальной поворотной турели внизу носовой части фюзеляжа и может вести огонь по целям в передней полусфере. При необходимости она может убираться в обтекатель и складываться в специальный кожух. Пушка имеет необычную систему подачи боеприпасов, она осуществляется с помощью специального конвейера. Этот способ боепитания применяется ввиду небольших объемов носовой части вертолета. Барабанный магазин пушки с 500-ю снарядами размещен под кабиной пилота-оператора, на значительном расстоянии от пушки.

Вертолет может оснащаться ракетами находящимися в 2-х бортовых грузоотсеках для вооружения, размещаются они по обе стороны фюзеляжа в его средней части. В качестве узлов подвески используются держатели находящиеся на внутренней стороне открывающихся боковых створок-люков грузоотсеков. Каждая створка имеет три узла подвески и перед применением оружия поднимается в горизонтальное положение. В отсеках могут размещаться управляемые ракеты класса «воздух-воздух» — Stinger AIM-92, ракеты с лазерным наведением класса «воздух-поверхность»- Hellfire AGM-114. Могут использоваться сигнальные ракеты и 70 мм неуправляемые ракеты Hydra 70.

Ракетное вооружение вертолета Команч может быть расширено за счет использования дополнительных узлов подвески системы EFAMS. Они устанавливаются на бортах вертолета и состоят из двух небольших крыльев. Установить такую подвесную систему возможно и в полевых условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector