Вертолеты семейства ми-8. история и характеристики
Содержание:
Назначение
Военная авиация и народное хозяйство очень нуждались в перевозке целостных грузов с общей массой свыше 20 т с применением вертикального типа взлета и посадки. Таким аппаратом должен был стать, по идее, Ми-12. Учитывалось предназначение вертолета в перевозке крылатых и баллистических ракет, самоходных артиллерийских установок (таких как Су-100), танков ПТ-76 и Т-54, бронетранспортеров. В общей сложности этот универсальный вертолет мог переправить до 80 видов различной техники и вооружения.
В условиях холодной войны строились системы противовоздушной обороны в стратегических точках СССР. И возникла острая потребность в создании тяжелого грузоподъемного самолета и вертолета, которые могли бы в короткие сроки перевезти цельные тяжелые ракеты. В-12 разрабатывался в тандеме с самолетом Ан-22. В задачу самолета входила переброска военной техники на аэродром, а В-12 – на ближайшую позицию. Поэтому размеры грузовой кабины этих двух летательных аппаратов проектировались как одинаковые.
Испытания В-12 прошли достаточно успешно. Было совершено 122 вылета и 77 висений, которые продемонстрировали высокую эффективность работы всех систем вертолета.
Описание Ми-26
Наибольший вклад в разработку и выпуск вертолета нового поколения сделали непосредственно конструкторы Г.П. Смирнов и его коллега А.Г. Самусенко, главным конструктором был назначен О.П. Бахов. Заказчиком были поставленные очень высокие требования для новой машины, которые не были воплощены еще ни в одной модели вертолета. Чтобы решить проблему большой грузоподъёмности, конструкторам пришлось прибегнуть к использованию нового двигателя мощностью в 20 тысяч лошадиных сил.
При конструировании машины большое внимание уделялось выбору несущего винта и его качественным параметрам. После многих опытов были изготовлены специальные металлопластиковые лопасти, которые придавали значительное увеличение КПД
Несущий винт был спроектирован и собран с 8 лопастями и имел 28 метров в диаметре. Использование новых материалов позволило снизить вес на 40%, он получился даже легче, чем пятилопастной у Ми-6. Втулку НВ такого большого размера решили изготовить из сплава титана, который позволил снизить ее общий вес, и при этом крепость не снизилась. По сравнению с Ми-6 хвостовой пропеллер у Ми-26 был очень революционным конструкторским ходом, поскольку его изготовили из стеклопластика, а Ми-6 имел деревянный пропеллер.
Большой проблемой для конструкторов оставалась задача соединения двух двигателей в одно целое с помощью редуктора, для этого использовали специально разработанный редуктор марки ВР-26. Главной особенностью редуктора было то, что спроектировали и изготовили его не двигателисты, а, как и было это раньше, в фирме Миля. Новшества в изготовленном редукторе позволили передавать на главный винт вдвое больше мощности, чем это было в Ми-6.
Как ни крути, а вес для всех воздушных агрегатов является основной проблемой. Конструкторы и тут смогли применить новые материалы, которые позволили снизить вес машины до веса Ми-6, но при этом грузовой отсек и кабина были увеличены почти в два раза. Следует заметить, что увеличение габаритов и снижение веса агрегата не снизили прочность и жесткость фюзеляжа вертолета.
Опытные конструкторы учитывали недостатки и уязвимые места всех предыдущих моделей вертолетов. Основные изменения коснулись также воздухозаборников. Перед ними было установлено пылезащитное устройство, которое позволяет очищать воздух на 70%. Эта инновация позволила взлет с пыльных площадок, при этом мощность двигателя практически не снижалась. В Ми-26 было хорошо продумано обслуживание машины. Для того чтобы обходиться без аэродромных услуг, на вертолете была установлена новая система очистки ВСУ. Также продумали комфортную работу механиков, поскольку им всегда нужно было прибегать к использованию стремянки, а теперь все капоты изготовлены в виде рабочих площадок.
Для более удобной погрузки и разгрузки вертолет оборудован двумя лебедками, которые имеют грузоподъемность в 5 тонн. Также появилась возможность поднятия и опускания погрузочного трапа с помощью гидравлики, а управлять этим устройством можно из кабины пилота, с погрузочного отсека и даже снаружи самой машины. Что касается погрузки, то тут можно отметить, что конструкторы проделали действительно очень большую работу, поскольку существует множество функций для более удобной погрузки как с автомобилей, так и с земли.
Оснащение вертолета производилось по последним достижениям науки и техники. На Ми-26 был установлен метеорадар, который позволяет производить полеты при любых погодных условиях и в любое время дня и ночи. Данный прибор очень точен и позволяет рассчитать область полета площадью в 1900 км, а время на подготовку этого прибора нужно всего лишь 10 минут. В этом вертолете был установлен трехканальный автопилот, новейшая система регистрации полетных данных и запись сообщений, которая позволяет оповещать экипаж об опасностях и неполадках.
Грузовой вертолет Ми-26 можно по праву считать звездой авиасалонов во всем мире, а также обладателем множества мировых наград и рекордов. Однако в последние годы, а именно после распада СССР, затраты на вооружение и выпуск данной легендарной машины значительно уменьшились. Но история этого агрегата далеко еще не закончена. В последнее время такой тип вертолетов широко используется в коммерческих целях на территориях многих государств. Первые модели данного вертолета могли летать без ремонта на протяжении шестисот часов, а на сегодняшний день гражданские модели могут налетать до 1200 часов без ремонта. Общее время эксплуатации Ми-26 составляет 20 лет или 8 тысяч часов.
На сегодняшний день производство вертолетов Ми-26 продолжается, но небольшими партиями и по специальным заказам.
Модификации
Многоцелевые
- Ми-8ТБ
- Ми-8ТВ — аббр. от «Транспортный, вооружённый». Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году. Отличался установкой направляющих для 4-х ПТУР 9M14M «Малютка», пулемёта А-12,7, бронированием кабины пилотов, капотов редуктора и двигателей, бронестёклами кабины пилотов (в основном лобовых).
- Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
- Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64 (в первых модификациях) до 200 мин.
- Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск, предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.
- Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117.
- Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модификация с двигателями ТВ3-117ВМ, ТВ3-117ВМ серии 02, ВК-2500-03. Запущена в серийное производство в Казани в 1988 году.
- Ми-8МТВ-2
- Ми-8МТВ-3
- Ми-8МТВ-5 — изменена форма носовой части («дельфиний нос»). С конца 2013 года оснащается изделием БУР «Тест-1» взамен САРПП-12ДМ (САРПП-12Д1М).
- Ми-8МТКО — вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
- Ми-17-1В — экспортный вариант Ми-8МТВ.
- Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171Е) — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года). Имеются различные модификации: пассажирский. транспортный, поисково-спасательный, VIP-салон и д.р.
- — модификация вертолёта Ми-8АМТ, имеет сертификат, выданный Межгосударственным авиационным комитетом.
- Ми-171А1 — модификация вертолёта Ми-8АМТ, соответствующая Нормами лётной годности винтокрылых аппаратов США FAR-29.
- Ми-17КФ — модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт 3 августа 1997.
- Ми-8ТГ — модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.
- — многоцелевой вертолёт-амфибия.
- Ми-18 — удлинённый вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.
- Ми-8МСБ — украинская модификация с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, для ВВС (принят на вооружение в апреле 2014) и на экспорт.
Воздушные командные пункты
- Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.
- Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
- Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
- Ми-9Р — воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
Медицинские
- Ми-8МБ — воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8Т.
- Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
- Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.
- Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
- Ми-17Г — экспортный вариант воздушного госпиталя.
- Ми-17-1ВА «Амбулатория» — экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте.
Ударные
Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-171Ш) — транспортно-штурмовой вертолёт, оснащается комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24, комплексом броневой защиты экипажа и адаптируется под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил наименование «Терминатор». С конца 2011 года оснащается бортовым устройством регистрации «Тест-1» взамен САРПП-12. С конца 2013 года оснащается изделием БУР «Тест-1» с расширенным перечнем регистрируемых параметров (40 аналоговых и 28 разовых). Защита: ЭВУ, бронеплиты стальные, автомат выброса ЛЦ, постановщик помех, защищенные топливные баки. Возможности: спуск на лебедке до 4-х человек одновременно, рампа, поисковой прожектор ИК, очки ночного видения, ИК камера. Вооружение: С-8 ракеты в блоках, Атака (ПТУР).
Ми-8АМТШ-1 — модификация Ми-8АМТШ, оснащённая комплексом вооружения в сочетании с салоном повышенной комфортности (VIP-салон)
АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля»
АО «Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля» | |
---|---|
Тип | Акционерное общество |
Листинг на бирже | |
Год основания | |
Год закрытия | |
Основатели | Миль, Михаил Леонтьевич |
Расположение | Россия: пгт Томилино Московской области |
Отрасль | Машиностроение |
Продукция | Вертолёты |
Собственный капитал | |
Оборот | ▼ 2,638 млрд руб. (2010 год) |
Операционная прибыль | |
Чистая прибыль | ▲ 921,7 млн руб. (2010 год) |
Число работников | 3246 (2015) |
Материнская компания | Ростех и Вертолёты России |
Сайт | |
Медиафайлы на Викискладе |
Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля — авиационное предприятие, первоначально располагавшиеся в городе Москве, в Сокольниках, позже на производственной базе в посёлке Томилино Люберецкого района Московской области, разработчик и опытный эксплуатант вертолётов линейки «Ми».
Завод был создан генеральным конструктором Михаилом Милем в 1947 году. Включал в себя ОКБ, опытное производство, экспериментально-исследовательский комплекс и лётно-испытательную базу. Входил в состав госкорпорации «Ростех».
Личности
Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля был назван в честь Михаи́ла Лео́нтьевича Миля — советского конструктора вертолётов и учёного, доктора технических наук (), Героя социалистического труда (), лауреата Ленинской премии () и Государственной премии СССР ().
В 2000—2001 годах должность коммерческого директора ОАО «МВЗ» занимал Денис Мантуров — ныне министр Минпромторга России.
Продукция
На МВЗ было спроектировано и построено более 15 базовых моделей вертолётов, выпускавшихся в более чем 200 модификациях.
Памятник Ми-8 на территории Национального центра вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова в подмосковном Томилино
- Ми-1 «Москвич»
- Ми-2 лёгкий многоцелевой
- Ми-4 средний многоцелевой
- Ми-6 тяжёлый десантно-транспортный
- В-7
- Ми-8 средний многоцелевой (серия включает в себя Ми-171)
- Ми-10 вертолёт-кран
- В-12 самый тяжёлый вертолёт в мире
- Ми-14 многоцелевой вертолёт-амфибия
- Ми-24 транспортно-боевой
- Ми-26 многоцелевой тяжёлый транспортный
- Ми-28Н боевой
- Ми-34 лёгкий учебно-спортивный
- Ми-38 средний многоцелевой
«Ангара»
Авиакомпания «Ангара» — российский авиаперевозчик из Восточной Сибири. Образована в 2000 году, входит в группу компаний «Истлэнд». Парк воздушных судов компании насчитывает более 35 единиц, которые базируются в аэропортах Иркутск, Нижнеудинск и Киренск. Это самолеты Ан-148, Ан-24, Ан-26-100, Ан-2, а также вертолеты Ми-8 различных модификаций, включая два Ми-8АМТ с медицинскими модулями. Вертолеты «Ангары», в частности, выполняют работы в интересах Иркутского центра медицины катастроф, Иркутской авиационной базы охраны лесов, производят патрулирование линий электропередач, нефтепроводов, аэрофотосъемку и т.д.
Боевая эксплуатация и потери
Ми-8 и его модификации стоят на вооружении в нескольких десятках стран мира, в том числе в России.
До настоящего времени в ходе эксплуатации этих вертолетов в Вооруженных силах РФ, Внутренних войсках МВД и других российских силовых ведомствах в зонах боевых действий от огня противника было потеряно 44 Ми-8, из них в ходе первой чеченской кампании (1994-1996) — 17 бортов, в ходе второй чеченской кампании (1999-2009) — 27 бортов. В результате инцидентов погибли не менее 109 военнослужащих или находившихся на борту гражданских лиц. Во время операции по «принуждении к миру» Грузии в 2008 г. боевых потерь Ми-8 не было.
Крупнейшая по числу жертв боевая потеря Ми-8 произошла 18 февраля 2000 г., когда в ходе операции по высадке десанта в Аргунском ущелье (Чечня) боевики сбили ракетой Ми-8МТ 153-й отдельной вертолетной эскадрильи 9-й авиадивизии особого назначения. Погибли все находившиеся на борту — 3 члена экипажа и 12 десантников.
Модификации вертолета Ми-8
- В-8 — первый прототип Ми-8 одним двигателем АИ-24В. Первый полёт 24 июня 1961 года.
- В-8А — второй прототип с двумя двигателями ТВ2-117, пятилопастным несущим винтом, металлическим рулевым винтом. Первый полёт 2 августа 1962 года.
- В-8АТ — третий прототип (в десантно-транспортном варианте). Отличался сдвижными блистерами пилотской кабины вместо дверей, сдвижной боковой дверью грузовой кабины. Изготовлен летом 1963 года. В 1964 году переоборудован в «салон». Позже вновь переоборудован в транспортный. 19 апреля 1964 года экипаж В.Колошенко установил на В-8АТ 2 мировых рекорда.
- В-8АП — четвёртый прототип. Изготовлен в 1964 году в варианте правительственного салона. В 1965 году переоборудован в пассажирский вариант.
- Ми-8АПС, Ми-8АП-2, Ми-8АП-4 — варианты повышенной комфортности («салоны»). Отличаются двигателями ТВ2-117АГ.
- Ми-8М (проект) — модернизированный с салоном на 40 пассажирских мест, удлинённым фюзеляжем и двигателями ТВ3-117. Разрабатывался в 1964-1971 годах.
Ми-8ППА с аппаратурой постановки помех
- Ми-8ПА — с форсированными двигателями ТВ2-117Ф (1700 л.с.). Сертифицирован в Японии в 1980 году.
- Ми-8 санитарный. Предназначен для перевозки 12 больных на носилках с одним сопровождающим. В санитарный вариант могут быть переоборудованы как пассажирские, так и транспортные вертолёты.
- Ми-8АВ (Ми-8ВСМ) — укладчик противотанковых мин. Разработан в 1975 году.
- Ми-8АД — укладчик противопехотных мин. Разработан в 1978 году.
- Ми-8АТ — вертолёт с двигателями ТВ2-117АГ.
- Ми-8АТС — сельскохозяйственный, с баками-контейнерами и распылителями химикатов. Разработан в 1975 году.
- Ми-8БТ — буксировщик трала. В 1974 году переоборудовано 5 Ми-8Т для разминирования Суэцкого залива.
- Ми-8ВД — вертолёт радиационной разведки.
- Ми-8КП — командный пункт поисково-спасательных работ с комплексом связи «Сайгак». Разработан в 1978 году.
- Ми-8МБ — эвакуационно-медицинский. Оснащён бортовым операционным пунктом. Разработан в 1972 году.
- Ми-8МТ (Ми-17) — модернизированный, с двигателями ТВ3-117МТ, ВСУ АИ-9В. Рулевой винт установлен с левой стороны.
Модернизированный вариант армейского Ми-8, Ми-17
- Ми-8П — пассажирский. Салон рассчитан на 28 пассажиров.
- Ми-8ПП — постановщик активных помех и радиоразведчик. Предназначен для противодействия наземным РЛС. На борту размещен комплекс РЭБ «Поле». Разработан в 1974 году.
- Ми-8ППА — модернизированный постановщик помех. Разработан в 1980-1982 годах.
- Ми-8ПС — поисково-спасательный. Разработан в 1976 году.
- Ми-8Р (Ми-8ГР) — вертолёт ближней тактической разведки.
- Ми-8С (проект) — скоростной винтокрыл с маршевым реактивным двигателем на центроплане. Разрабатывался в 60-х годах.
- Ми-8С (второй с таким обозначением) — «салон» на базе Ми-8Т. Разработан в 1969 году.
- Ми-8СМВ — постановщик помех для защиты фронтовой авиации о ЗРК. Нёс на борту комплекс РЭБ «Смальта-В». Разработан в 1971 году.
- Ми-8СП — спасательный. В 1977 году переоборудовано 2 Ми-8Т.
- Ми-8СПА — модернизированный спасательный. Предназначен для поиска космонавтов и терпящих бедствие экипажей летательных аппаратов.
- Ми-8Т — серийный транспортный. Отличался круглыми иллюминаторами.
- Ми-8Т «Макфар 11» — вертолёт для проведения аэрогеофизических работ. В 1981 году в Якутии переоборудовано 2 Ми-8Т.
Ми-8 МЧС России
- Ми-8ТБ — экспортный вариант Ми-8ТВ. Отличался ПТУР «Малютка».
- Ми-8ТВ — вооружённый военно-транспортный. Отличается ферменными пилонами для подвески вооружения. Принят на вооружение Советской Армии в 1968 году.
- Ми-8ТГ (Ми-8ТАРК) — телевизионный разведчик-корректировщик.
- Ми-8ТГ (второй с таким названием) — вертолёт с двигателями ТВ2-117ТГ, работающими на сжиженном нефтяном газе. Розработан в 1987 году.
- Ми-8ТЛ — пожарный. Разработан в 1977 году.
- Ми-8ТЗ — топливозаправщик для вертолётов и танков. Выпускался с 1977 года.
- Ми-8ТП — «салон». Отличается двигателем ТВ2-117АГ. Выпускается в Улан-Удэ.
- Ми-8ТЭЧ-24 — летающая мастерская для ремонта Ми-24. Разработан в 1977 году.
- Ми-8ФСх — сельскохозяйственный. Отличался двигателями ТВ2-117Ф.
- Ми-9 (Ми-8ИВ) — воздушный командный пункт. Внешне отличался дополнительными антеннами на хвостовой балке.
- Ми-14 — вертолёт-амфибия.
Самый «экзотичный» вариант вертолета созданный на базе Ми-8. Вертолет-амфибия Ми-14
• Справочник авиации • Советские вертолеты • Вертолеты фирмы Миля •
Конструкция вертолета МИ-8
МИ-8 относится к классу одновинтовых вертолетов. Он имеет пять несущих винта и три рулевых винта. Лопасти винта, выполненные из цельного металла, обладают полным лонжероном, созданным из алюминиевых сплавов, спрессованных между собой. Кроме того, все лопасти вертолета имеют сигнализацию, и в случае повреждения какой либо из лопастей, пилоты будут от этом сразу же оповещены.
Благодаря наличию двух двигателей, в случае отказа одного из которых, на втором автоматически увеличивается подаваемая мощность, путем использования современного оборудования. Что позволяет не терять скорости и маневренности в случае неисправностей. А это – неоспоримое преимущество среди прочих вертолетов подобной модели.
В некоторых модификациях вертолета МИ-8 используется специализированная бронированная кабина. Зачастую, подобные модификации используют в боевых моделях. И подобные вариации очень часто приобретают на вооружение различные страны.
Конструкция шасси имеет статичные колесные опоры в количестве трех штук. Что позволяет вертолету приземляться даже в самых труднодоступных местах. Это является несомненным его преимуществом.
Кроме того, на вертолете установлена одна из лучших антифризных систем. Именно она не дает вертолету обледенеть. Благодаря чему, его можно использовать даже в самых экстремальных условиях.
На вертолете МИ-8 стоит отличная система отопления и вентиляции. Она позволяет отапливать или охлаждать не только кабину пилотов, но и пассажирский салон, что делает все перелеты весьма комфортабельными. Кроме того, данная система работает еще и на передние стекла вертолета и воздухозаборники.
Вертолет МИ-8 обладает достаточно серьезной электронной начинкой. Причем она, в свою очередь, имеет абсолютно различные характеристики и предназначение. Но именно за счет нее у вертолета имеется свои особенные отличительные свойства.
Стоит отметить, что сами по себе летные характеристики вертолета весьма привлекательны. Хорошая скорость, наряду с его грузоподъемными и пассажирскими функциями, делает его фаворитом среди подобных одновинтовых вертолетов. Несмотря на то, что самая первая модель была разработана сравнительно давно, его модификации очень активно развиваются и по сей день.
Конструкция
В состав силовой установки входит 2 двигателя Ал-34, производства НПО «Люлька-Сатурн» (г. Рыбинск). Каждый двигатель имеет мощность около 1000 л.с. На вертолет можно установить также канадские двигатели фирмы Pratt-Whitney или турбовинтовые форсированные ТВ-0-100.
Компоновка вертолета Ми-54 создана по классической одновинтовой схеме, имеющей четырехлопастный несущий винт диаметром 13,5 м и четырехлопастный рулевой винт диаметром 2,6 м. Носовую часть фюзеляжа занимают двухместная кабина пилотов с боковой дверью и отсек оборудования. Ближе к центру фюзеляжа размещается грузовая кабина, в которой может разместиться до 12 человек. На бортах кабины располагаются габаритные грузовые люки, которые закрываются сдвижными дверями, топливные баки находятся в полу. За грузовой кабиной в стороне хвоста выделен еще один топливный бак, отсек оборудования, а за ним – багажный отсек.
К особенностям технического облика Ми-54 стоит отнести:
- широкие двери с грузовыми створками, которые создают удобство в погрузочно-разгрузочных операциях и перевозке длинномерного груза;
- сочетание в материале конструкции классических сплавов и композитных материалов;
- совершенную аэродинамическую компоновку рулевого и несущего винтов;
- втулки винтов не требуют смазки;
- наличие системы, поглощающей шум;
- герметичность топливной системы во время аварийной посадки;
- наличие дополнительных энергопоглощающих камер в стойках шасси;
- дополнительную амортизацию кресел пилотов и пассажиров;
- систему кондиционирования воздуха.
Материал фюзеляжа сделан в основном из традиционных алюминиевых сплавов. Композитные материалы применяются в конструкциях несиловых элементов вертолета. Шасси Ми-54 неубирающееся, трехопорное, имеющее опору на переднюю стойку. Лопасти винтов выполнены из стеклопластика. Втулка несущего винта сделана из титана и окружена эластомерными подшипниками. В целом, низкий уровень шума обеспечивает небольшая окружная скорость на концах винтов. Ми-54 имеет гидромеханическую систему управления.
Базовая модель должна быть оснащена следующими системами оборудования:
- пылезащитные устройства двигателей;
- противообледенительная система;
- система обогрева кабин;
- система двойного управления;
- пилотажно-навигационный комплекс для осуществления полетов в условиях ограниченной видимости;
- спутниковая антенна;
- автопилот повышенной функциональности.
Взлетная масса винтокрыла составляла 4-4,5 т, статический потолок для этого аппарата – 2200 м, максимально развиваемая скорость во время полета – 280 км/час. Исходя из летно-технических характеристик, надежности, безопасности и топливной экономичности, Ми-54 превосходит все серийные вертолеты.
Перспективы
Программа разработки многоцелевого легкого вертолета Ми-54 является одной из наиболее приоритетных в наше время. Ми-54 способен перевозить 13 пассажиров и груз, общей массой до 1500 кг в грузовом отсеке и 1800 кг снаружи фюзеляжа. Вертолет может выполнять не только пассажирские и грузовые перелеты, но и использоваться в качестве корпоративного варианта для выполнения спасательных и медико-санитарных операций, патрулирования прибережных зон, VIP-перевозок и т.д.
На базе Ми-54 планируется создание нескольких военных модификаций с вооружением на борту. Выгода от развития проекта прежде всего заключается в экономичности топливной системы и неплохих показателях маневренности и управляемости во время полета. Вертолет идеально подходит для эксплуатации во всех регионах России из-за широкого диапазона допустимых температур воздуха, а это в свою очередь должно привлечь не только оборонную промышленость, но и отечественные авиакомпании. Много деталей, которые нынче используются в конструкции Ми-54, изготовляется за пределами страны.
Вертолет включили в программу развития гражданской авиатехники, однако на данный момент финансирование проекта заморожено. ОКБ Миля старается вести разработку за собственный счет, при этом не теряя надежды получить государственные инвестиции.
В 2011 году на Петербургском ОАО «Климов» началась разработка перспективного двигателя пятого поколения ВК-800, которым планируется оснастить вертолеты «Ансат» и Ми-54. Об этом на пресс-конференции сообщил генеральный директор данного объединения Ватагин Александр.
«Мы в большей мере надеемся направить свои двигатели на модернизацию Ми-54, но также огромные надежды возлагаем на «Ансат», − сказал господин Ватагин, разъяснив, что финансирование проекта в полной мере еще не осуществлено и ожидается одобрение со стороны заказчиков. «Чтобы начать полноценное инвестирование, нам необходимо видеть покупателя», − добавил гендиректор ОАО «Климов».
В 2011 году были изготовлены три тестовых образца ВК-800, один из которых начал первый этап опытных испытаний. Первый полет на новом двигателе был совершен в 2012 году.
ВК-800 – это турбовальный двигатель пятого поколения, вырабатывающий мощность в пределах 500−800 л.с., разработан для вертолетов с малой и средней грузоподъемностью в одно- и двухдвигательных модификациях. В перспективе выпуск модернизированного двигателя ВК-800С, который можно будет применять на многоцелевых самолетах грузоподъемностью 1-1,5 тонны.
ОАО «Климов» является дочерней компанией ОАО «Оборонпром». Поэтому шансы на то, что новые двигателя все-таки будут установлены на Ми-54, велики. В компетенцию данного предприятия входят разработка, серийное производство и сервисное обслуживание вертолетных двигателей, а также реактивных истребительских двигателей.
Характеристики
Летно-технические характеристики
Максимальная взлетная масса
до 13000 кг
Количество перевозимых десантников
до 36 чел.
Количество раненых, перевозимых на носилках
12 чел.
Полезная нагрузка внутри грузовой кабины
4000 кг
Полезная нагрузка на внешней подвеске
4000 кг
Размеры грузовой кабины: длина х ширина х высота
5,34×2,34×1,8 м
Размеры грузовой кабины: полезная площадь
12,5 м2
Размеры грузовой кабины: полезный объем
23 м3
Практический потолок
6000 м
Дальность полета при максимальной взлетной массе (с аварийным запасом топлива на 30 минут): с основными топливными баками
580 км
Дальность полета при максимальной взлетной массе (с аварийным запасом топлива на 30 минут): с двумя дополнительными топливными баками
1065 км
Мощность двигателей на чрезвычайном режиме: ТВЗ-117ВМ (Ми-8АМТШ)
2x 2 100 л. с
Мощность двигателей на чрезвычайном режиме: ВК-2500 (опция)
2x 2 700 л. с.
Основное вооружение
Вооружение с неуправляемыми ракетами
С-8
Пушечное вооружение калибра
23 мм
Стрелковое вооружение (до 8-ми огневых точек):
носовой пулемет ПКТ
кормовой пулемет ПКТ
автоматы АКМ, пулеметы ПК и РПК по бортам
Возможности
Транспортировка и оперативная высадка
до 36 десантников
Транспортировка на носилках сопровождении медперсонала
до 12 раненых
Перевозка грузов в грузовой кабине
до 4000 кг
Уничтожение живой силы противника бронетехники, надводных целей, сооружений, укрепленных огневых точек и других подвижных и неподвижных целей
Огневая поддержка десанта
Сопровождение военных колонн
CSAR (боевые поисково-спасательные операции)
Разведывательные операции
Патрулирование
Гражданские операции (поисково-спасательные операции, пожаротушение и т. д.)
Комплекс защиты от поражения
Экранно-выхлопные устройства
Автомат сброса ложных тепловых целей
Постановщик помех
Бронеплиты для защиты кабины экипажа
Бронеплиты для защиты жизненно важных систем вертолета
Бронеплиты для защиты стрелка кормового пуле¬мета
Протектированные топливные баки
Топливные баки с пенополиуретановой защитой
Модификации вертолета Ми-34
Наиболее успешной модификацией можно считать модель Ми-34 ВАЗ, которая оснащена двумя поршневыми двигателями, которые имеют мощность в 430 лошадиных сил. Такая силовая установка предоставляет машине большую грузоподъемность и обеспечивает значительную дальность полета.
В планах конструкторов было изготовление этой модели в 93 году. К сожалению, произошла задержка разработки, и впервые эта модификация была представлена в 95 году на выставке. Конструкторы также изготовили и военную машину под названием Ми-34М, которая должна выполнять разведку.
Для нужд милиции был изготовлен вертолет, который способен проводить патрулирование. Для этой задачи он был оснащен прожектором и громкоговорителем. Кроме всех этих моделей, существует вертолет, который оснащен газотурбинной силовой установкой модели Allison 250. Все модификации вертолета Ми-34 не имеют никакого вооружения. Но практика использования похожих машин показывает, что их можно укомплектовать различным оружием и прицельным оборудованием.