«сухой» т-50 пак фа. фото. характеристики. история

«Эксплуатация F-35 небезопасна»

В конце апреля Defense News со ссылкой на заявление координационного центра Пентагона по программе F-35 сообщил, что максимально разрешённое время высокоскоростного полёта на этой машине сокращено. Причиной послужили упомянутые выше повреждения элементов хвостовых частей самолётов, возникающие на высоких скоростях.

Как отмечают журналисты, Минобороны США отказалось отправлять F-35 на доработку, решив вместо этого понизить его эксплуатационные характеристики.

Также по теме

«Придётся разрабатывать почти с нуля»: смогут ли европейские страны создать истребитель новейшего поколения

Франция и Германия подписали соглашение о разработке прототипа европейского истребителя новейшего поколения Future Combat Air System…

«Эксплуатация F-35 на сверхзвуке небезопасна для лётчиков из-за высокой вероятности механических повреждений. Однако, хочу подчеркнуть, что этот дефект был выявлен намного раньше (ещё когда создавался этот самолёт), но так и не был устранён», — отметил в интервью RT лётчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолётах, майор ВКС Андрей Краснопёров. 

Игнорирование данной проблемы он объясняет спешкой оборонной промышленности США и Пентагона, вызванной стремлением продемонстрировать всему миру и России мощь и «абсолютное технологическое превосходство» американской авиации.

«Концепция F-35 предполагает полёт и выполнение боевых задач на сверхзвуке: обнаружение целей, перехват, нанесение ударов, быстрое возвращение к месту базирования целым и невредимым. Есть большие сомнения в том, что американский самолёт способен на это», — констатировал Краснопёров. 

Как полагает лётчик-инструктор, корректируя сейчас эксплуатационные параметры F-35, Минобороны США де-факто отказывается признавать и исправлять допущенные ранее ошибки. Такой подход не позволяет считать детище Lockheed Martin полноценным самолётом пятого поколения, делает вывод Краснопёров. 

Конструкция: общие сведения

С появлением первых упоминаний о Су-57 характеристики и фото этого самолета стали интересовать всех. Но если фото доступны любому желающему, то технические параметры пока что не разглашаются. Львиная доля информации о технических характеристиках Су-57 является засекреченной. Широким массам доступны лишь приблизительные данные, которых, в принципе, для простых обывателей более чем достаточно.

Предполагается, что размах крыла и длина корпуса у Су-57 немного больше, нежели у американского F-22, однако меньше, чем у предшествующего ему Су-27. По массе новый истребитель, как и Су-27, скорее всего, относится к тяжелым истребителям. Вот что точно известно, так это его принадлежность к тому самому 5-му поколению, отличительными чертами которого являются малозаметность, сверхзвуковая крейсерская скорость, способность к маневрам с большой перегрузкой, многофункциональность и наличие передовой электроники. Теперь разберем характеристики самолета Су-57 подробнее.

Су-57 — видео

https://youtube.com/watch?v=Hu_O_nTcPeA

Самолёт разрабатывается для замены в российских ВВС истребителя Су-27. Для экспортных поставок на базе Су-57 совместно с Индией предполагается создание экспортной модификации самолёта с обозначением «FGFA» (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения).

Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений. В начале 2016 года Юрий Борисов сообщил, что серийные поставки истребителей Су-57 начнутся с 2018 года.

Первый полёт Су-57 с двигателем второго этапа (изделие 30) состоится в IV квартале 2017 года.

Разработка

В 2002 году начались работы по проекту. В 2004 году президенту РФ Владимиру Путину был продемонстрирован макет самолёта, а в 2005 году началось финансирование разработки. 30 января 2015 года глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что начинаются поставки ПАК ФА в интересах Минобороны России.

Лётные испытания

29 января 2010 года первый лётный экземпляр Су-57 впервые поднялся в воздух, совершив полёт длительностью около 45 минут. Машину пилотировал заслуженный лётчик-испытатель Герой России Сергей Богдан. 14 марта 2011 года в ходе лётных испытаний Су-57 впервые преодолел звуковой барьер, к этому моменту было совершено 40 испытательных полётов, и началась программа испытаний прототипов на сверхзвуковых скоростях. 24 июля 2012 года начались испытания третьего лётного образца (Т-50-3, б/н 53) с БРЛС Н036, с установленным на нём радаром с активной фазированной антенной решёткой. По состоянию на 28 октября 2013 года совершено более 450 полётов. 18 сентября 2015 начат завершающий этап испытаний.

Экспортная модификация

Экспортная модификация ПАК ФА для поставки в Индию и, возможно, в другие страны, получила название FGFA (англ. Fifth-Generation Fighter Aircraft). Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и индийская компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) подписали контракт о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения. По условиям достигнутого соглашения, индийская компания займётся разработкой бортового компьютера FGFA, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. Остальные работы в совместном проекте возьмёт на себя российская компания «Сухой». В рамках процесса по подготовке контракта между ОАК и корпорацией HAL о совместной разработке истребителя пятого поколения, в 2010 году в подмосковном Жуковском на аэродроме «Раменское» состоялась демонстрация Су-57 представителям Министерства обороны и ВВС Индии, а также корпорации HAL. Предполагается, что доля HAL в совместном проекте составит не менее 25 %. Общая стоимость проекта оценивается в 8-10 миллиардов долларов. Предполагается, что индийская версия истребителя впоследствии будет поставляться на экспорт.

ВВС Перу планируют приобрести российские истребители пятого поколения Су-57. По подсчетам перуанских военных, для сдерживания потенциального противника им было бы достаточно трех подобных истребителей. Как считают военные аналитики Перу, «учитывая состояние обороноспособности Перу, необходимо взять на вооружение новейшее мощное оружие сдерживания».

Подъёмная сила

На днях Су-57 , который называют перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации (ПАК ФА), отметил десятилетие с момента первого взлёта. По историческим меркам срок небольшой. Например, Т-10 — он же Су-27, который даже западные эксперты считают лучшим истребителем всех времён, становился на крыло ровно столько же. Но только через сорок лет мы получили машину, которая полностью отвечает тем задумкам, которые вкладывались в неё военными и промышленностью — Су-35.

В отличие от своего непосредственного прародителя, Су-57 — это не только новая аэродинамическая схема планёра, принципиально новое ракетно-бомбовое вооружение и радиоэлектронное оборудование, но и новые композиционные материалы. В общей массе «пустого» самолёта они составляют 25%, а по поверхности — все 70%. При этом композитные материалы в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и титана тоже. В результате вес Су-57 в четыре раза меньше веса самолёта, собранного из привычных материалов, а его радиозаметность вообще близка к нулю.

Конструкция истребителя Т-50

Во внешнем облике самолета просматривается определенное сходство с другими моделями, созданными в КБ Сухого, но даже при поверхностном осмотре хорошо видно, что Су-57 куда более «плоский», чем его предшественники. Такая форма обусловлена, как нетрудно догадаться, стремлением к снижению радиолокационной заметности.

Кабина пилота

Конструкция  фонаря Су-57 в будущем, вероятно, подвергнется изменениям. Впрочем, можно не сомневаться в том, что нанесенное на его внутренней стороне радиопоглощающее покрытие сохранится. Возможно, переделана будет задняя часть, которая пока по своему устройству не отличается от аналогичного элемента на Су-27.

Интерьер кабины несколько напоминает истребитель Су-35С – налицо унифицирование по комплекту оборудования. Установлены три многофункциональных индикатора. Два из них оснащены пятнадцатидюймовыми экранами, третий — несколько меньше по размеру и расположен с правой стороны и ниже относительно других. Кроме того, для отображения информации используется широкоугольная коллимационная система — часть данных проецируется на стекло шлема лётчика. В кабине имеется речевой информатор и генератор кислорода.

Авионика

Если на самолетах четвертого поколения устанавливалась одна радиолокационная станция, то Су-57 оборудуется целым комплексом РЛС с пятью антеннами. Это позволяет снабдить истребитель «умной обшивкой», способной наблюдать за всем окружающим пространством. Кроме того, в состав оборудования входит и оптико-электронная локационная система.

Фонарь кабины Су-57 с поперечным переплётом. Более поздние экземпляры сделаны с беспереплетным фонарем

1526 приемо-передающих модулей, составляющих активную фазированную антенную решетку главного бортового радара Т-50, позволяют обнаруживать наземные, морские и воздушные цели на больших дистанциях, обеспечивать их устойчивое сопровождение и запуск ракет. В предкрылке истребителя находится еще одна РЛС, которая работает в дециметровом диапазоне, позволяя обнаруживать самолеты противника, сделанные с применением технологии «стелс».

Планер

Как и более ранние машины КБ Сухого, истребитель Т 50 имеет аэродинамическую схему с интегральной компоновкой – трапециевидное крыло и фюзеляж образуют единую несущую поверхность. Соотношение этих двух элементов несколько изменено, поскольку самолет стал намного более плоским. Из-за этого фюзеляж заметно расширился.

Стоит обратить внимание на наплыв в передней части крыла. Летчик может поворачивать этот элемент, который выполняет на Су-57 ту же роль, что переднее горизонтальное оперение на экспериментальном Су-37 – он улучшает маневренные характеристики

Наличие ПГО как отдельного элемента несколько снижает надёжность работы бортовых систем, но в то же время увеличивает эффективную поверхность рассеивания, то есть делает самолет более заметным, поэтому его решили не использовать.

Механизация высокорасположенного крыла обеспечивается флаперонами, элеронами и отклоняемыми носками. Кили Т-50 установлены таким образом, чтобы обеспечивать рассеивание попадающих на них радиоволн.

Плоский профиль и наклонные кили помогают уменьшить ЭПР истребителя Су-57

Применение композитных материалов позволило существенно снизить массу планера, который, кроме того, стал более простым по своей конструкции, по сравнению с Су-27. Конструкторы полагают, что это даст возможность упростить серийное производство и ремонт самолета.

Силовая установка

Основным двигателем Т-50 должен стать еще не имеющий официального обозначения «тип 30». Несмотря на то, что истребитель уже совершал испытательные полеты с такой силовой установкой, известно о ней крайне мало. Ясно только, что это совершенно новый образец. Предполагаемая тяга – до 18 000 кгс.

На первом этапе на российский истребитель пятого поколения устанавливались двигатели АЛ-41Ф1. Их тяга составляет на форсаже до 15 000 кгс, в нормальном режиме – до 9 500 кгс. Двигатели, кроме того, обладают управляемым вектором тяги (до 20 градусов).

Для размещения моторов используются широко разнесенные гондолы с регулируемыми воздухозаборниками.

Самолет для будущего

До недавнего времени полноценными серийными образцами истребителей пятого поколения могли похвастаться только ВВС США. Соединенные Штаты серийно поставляют в войска две модели: F-22 с 2005 года и F-35А/В с 2015 года. Китайский самолет J-20 хоть и принят официально на вооружение в 2017 году, но все еще находится в статусе предсерийного образца.

Появление Су-57 вызвало предсказуемую критику и обвинения в несоответствии истребителя критериям пятого поколения со стороны специалистов НАТО и США. В ее основе – нежелание конкурентов делиться мировыми рынками сбыта вооружения. Мнения западных экспертов строятся на различиях в требованиях, предъявляемых к новому поколению самолетов. Американские истребители, насыщенные современной электроникой и сделанные с упором на технологию stealth, получились очень дорогими

Су-57 при практически полном соответствии западному пониманию пятого поколения вышел гораздо более маневренным и, что немаловажно, не таким дорогостоящим, как американские аналоги.

Фото: оргкомитет авиасалона МАКС

В 2018 году истребитель Су-57 получил опыт ведения реальных боевых действий в Сирии и подтвердил заявленные высокие характеристики. Однако военные не спешат массово закупать новый истребитель, так как предыдущая модель Су-35 отвечает большинству актуальных требований и считается одним из лучших боевых самолетов в мире. Тем не менее в мае 2019 года Владимир Путин дал указания к 2028 году перевести три авиационных полка на новые самолеты, и уже в июне было подписано соглашение между компанией «Сухой» и Минобороны на поставку 76 истребителей пятого поколения. Производство Су-57 запущено на Авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.

На международном авиасалоне МАКС-2019 участники форума и гости впервые смогли увидеть новейший истребитель вблизи. На статической экспозиции была представлена экспортная вариация Су-57Э, поставками которой заинтересовались президент Турции, представители Китая и Индии.    

Экспортный Су-57Э на МАКС-2109. Фото: Александр Уткин

Реализация такого глобального проекта, как ПАК ФА, смогла состояться только в тесном сотрудничестве всего оборонно-промышленного комплекса. Холдинги Ростеха и предприятия ОАК проделали гигантскую работу, которая обеспечила задел для развития российской авиапромышленности на долгие годы. Кроме таких очевидных результатов, как наращивание военной мощи страны и рост экспортных возможностей, новейшие наработки и технологии, полученные в процессе создания истребителя пятого поколения, безусловно, обогатят и сферу гражданского авиастроительства.

«Учли негативный опыт США»

Заслуженный лётчик РФ, генерал-майор Владимир Попов в беседе с RT отметил, что F-35 по сравнению с Су-57 действительно имеет существенные недостатки, в том числе в плане скорости. В то же время Попов уверен, что американский самолёт обладает массой необходимых в бою достоинств, прежде всего благодаря авионике и радиопоглощающим материалам.

«У нас с США разные конструкторские школы и, соответственно, взгляды на развитие авиации

Россия делает основную ставку на манёвренность и скорость, США акцентируют внимание преимущественно на бортовом оборудовании и малой заметности. Здесь они добились серьёзных успехов

Хотя по качеству аппаратура и материалы Су-57 не уступают американским», — полагает Попов.

  • Су-57 отрабатывает задачи во время полёта
  • РИА Новости

Как говорит эксперт, пока рано делать окончательные выводы относительно успешности программы американского самолёта пятого поколения. Однако, опираясь на имеющуюся информацию, Попов полагает, что Су-57 выглядит предпочтительнее своего американского аналога.  

Схожей точки зрения придерживается и основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев. Аналитик убеждён, что на сегодняшний день ещё не раскрыт боевой потенциал и Су-57, и F-35. Эксперт напомнил, что российская машина пока летает на двигателе четвёртого поколения АЛ-41Ф1 — новейший двигатель («изделие 30») находится в процессе испытаний. 

В свою очередь, заокеанский истребитель-бомбардировщик, по мнению Корнева, страдает от недостатка надёжности и прихотливого программного обеспечения. 

«Кто сильнее, всегда определяет реальный бой. Но будем надеяться, что поединок между Су-57 и F-35 будет происходить только в виде математических моделей. Оба самолёта — чрезвычайно сложные в технологическом отношении изделия. Основное преимущество российского истребителя заключено в молодости — его доводка тоже затянулась, но очевидно, что наши конструкторы и военные учли негативный опыт США и как минимум часть ошибок американцев не повторили», — говорит Корнев.

По мнению эксперта, проект F-35 стал жертвой неуёмного стремления Соединённых Штатов создать уникальный боевой самолёт, в котором бы воплотились лучшие технологические достижения. Однако американцы недооценили сложность подобной задачи и ошиблись в планировании ресурсов, необходимых для осуществления проекта.

Конструкция ПАК ФА

Общие сведения:

Большая часть информации о боевом самолете пятого поколения засекречена, поэтому можно лишь предположительно описать характеристики истребителя. Если взять размах крыла, то он уступает по величине Су-27. По общей массе относится, как и Су-27, к разряду тяжелых истребителей. Самолет полностью соответствует всем требованиям к истребителям 5-го поколения: малозаметность, обладание сверхзвуковой крейсерской скоростью, способность маневрирования с большими перегрузками, оснащение передовой авионикой, многофункциональность.

Кабина

Кабина в «Сухом» Т-50 ПАК ФА одноместная, по сравнению с Су-27 немного шире. Оснащена генератором кислорода. В некоторой мере оборудование напоминает кабину Су-27.

Отображается информация на двух индикаторах МФИ-35 с дисплеем 15″. Еще два многофункциональных индикатора, меньших размеров, отражают информацию выше справа. Плюс в наличии имеется широкоугольная коллимационная система ШКС-5 и речевой информатор. Как стало известно, на стекле пилота тоже будет видна часть летной информации.

Органы управления – центральный рычаг управления самолетом (РУС) и боковой рычаг управления двигателем (РУД).

Из двух частей состоит фонарь кабины: задней и передней (козырька). Открытие его происходит сдвигом назад задней части. В модификациях Т-50-1, Т-50-3 переплет продольный, а в остальных он отсутствует. Предполагается, что в будущем конструкция фонаря кабины будет значительно изменена. На внутреннюю сторону фонаря нанесли специальное покрытие, что уменьшило радиозаметность самолета на 30%.

Как заявил «Интерфаксу» 23 мая 2010 г. С. Поздняков, гендиректор НПП «Звезда», на ПАК ФА поставят катапультное оборудование 5-го поколения. Из его слов следует, что по своим особенностям оно должно существенно превосходить кресла, установленные на самолетах, которые в то время были приняты на вооружение в ВВС России. Главным отличием новой катапульты станет задействование электронной системы управления смещением кресла, напрямую связанной с информативной системой истребителя. Данная система будет в автономном режиме анализировать скорость аппарата, высоту его полета, угловые скорости, углы крена, тангажа и прочие параметры.

Также учитывается значение веса пилота, который допускается в пределах от 44 до 111 кг. Проверка нового кресла проводится параллельно летным испытаниям. Согласно словам Позднякова завершить работу над креслами пятого поколения планируют в конце 2010-го. Новое оснащение кабины, система жизнеобеспечения и кислородная система на ПАК ФА также будут доработаны в этом году – добавил гендиректор НПП «Звезда».

Малозаметность

Одним из главных требований к военному самолету пятого поколения является его малозаметность, суть которой заключается в применении комплекса мер, уменьшающих вероятность обнаружения истребителя с помощью систем наземной и воздушной навигации.

Не только кабина, но и другие покрытия отделаны отражающими материалами и специальными радиопоглощающими конструкциями, которые ослабляют сигнал и отражают его в сторону исходника.

«Сухой» Т-50 ПАК ФА. Галерея.

«Сухой» Т-50 ПАК ФА. Видео.

https://youtube.com/watch?v=vn_HcOcmSOo

«Большое количество средств поражения»

Су-57 — российский многофункциональный боевой самолёт, предназначенный для поражения воздушных, наземных и морских целей. Машина способна преодолевать комплексы ПВО противника, осуществлять мониторинг воздушного пространства на больших удалениях от места базирования и разрушать системы управления вражеской авиацией.

Разработчиком Су-57 является компания Sukhoi. Первый полёт машина совершила 29 января 2010 года. До августа 2017-го самолёт именовался ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) и обозначался заводским шифром Т-50.

  • Су-57 в сборочном цеху
  • РИА Новости

По информации разработчика, помимо сверхманёвренности, достоинствами Су-57 являются длительный сверхзвуковой крейсерский режим полёта, короткие взлёт и посадка, малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах, всенаправленное и многоканальное применение оружия, высокая помехозащищённость аппаратуры, а также качественно новый уровень защиты пассивными и активными средствами, в том числе и в составе группы.  

Малая заметность Су-57 достигается благодаря особой геометрии планера, использованию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), применению специальных радиопоглощающих композитных материалов и камуфляжной окраске, которая может быть защитной (сливаться с фоном) и деформирующей (искажать зрительное восприятие формы самолёта).

Как утверждают специалисты Sukhoi, в результате всех этих мер истребитель получил возможность осуществления скрытых манёвров на театре военных действий (ТВД).

Важным достоинством Су-57 разработчик называет «принципиально новый комплекс глубоко интегрированной авионики с открытой (модульной. — RT) архитектурой». 

Бортовое радиоэлектронное оборудование отличает высокий уровень автоматизации управления и интеллектуальная поддержка экипажа «с возможностью расширения и модернизации».

Также по теме

Космическая «Лиана»: как Россия формирует систему радиоэлектронной разведки

Российские предприятия завершают разработку нового разведывательного спутника «Пион-НКС». Об этом сообщил министр обороны Сергей…

Реализация открытой архитектуры значительно снижает нагрузку на лётчика и позволяет ему концентрироваться на выполнении поставленных задач. Также авионика Су-57 «позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно».

Ударное вооружение истребителя пятого поколения преимущественно размещено во внутрифюзеляжных отсеках, что значительно повышает радиолокационную малозаметность. 

Благодаря данной мере сигнал вражеской радиолокационной станции значительно ослабляется и направляется в сторону от источника. В результате противник не получает информацию о пространственном положении и скорости самолёта.

В арсенал Су-57 входит широкая номенклатура управляемых и неуправляемых средств поражения. Максимальная боевая нагрузка самолёта составляет 10 т. По информации Минобороны, поставщиком средств поражения для истребителя выступает АО «Корпорация « Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ).

Как сообщают военные, внутри фюзеляжа истребителя пятого поколения можно разместить авиационные ракеты класса «воздух — воздух» малой, средней и большой дальности и ракеты класса «воздух — поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59). На внешних точках подвески истребителя устанавливаются корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг.

В феврале в интервью РИА Новости глава КТРВ Борис Обносов рассказал, что ракеты, размещённые в отсеках Су-57, имеют складывающиеся крылья и рули. По его словам, «это дело новое, до этого внутри фюзеляжа размещались только мощные стратегические образцы».

В перспективе арсенал Су-57 пополнится новыми средствами поражения. Об этом в декабре 2019 года заявил РИА Новости генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь.

  • Истребитель Су-57 поднимается в небо

«Напомню, что самолёт (Су-57) сможет применять большое количество новых средств поражения, часть из которых уже созданы, а некоторые ещё разрабатываются. Под новые функции, новые задачи испытания будут продолжаться», — сказал Слюсарь.

В конце февраля агентство ТАСС со ссылкой на источники в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) сообщило, что для Су-57 разработана малогабаритная гиперзвуковая ракета класса «воздух — поверхность» для внутрифюзеляжного размещения.

Истребитель пятого поколения проходил летные испытания

1
1
В Хабаровском крае разбился истребитель Су-57

Перспективный российский истребитель пятого поколения Су-57, принадлежащий Комсомольскому-на-Амуре авиазаводу (КнААЗ) имени Гагарина, который выпускает данный самолет, разбился в тайге в 111 километрах от аэродрома Дземги, находящегося на северо-востоке города. Пилот летательного аппарата, которому удалось катапультироваться в ходе штатного срабатывания системы аварийного покидания, был эвакуирован с места происшествия на вертолете Ми-8 и доставлен в больницу. Там стало ясно, что травм летчик не получил. Жертв и разрушений на земле также нет.

2
2
На истребителе проводились летные испытания двигателя

Существуют две версии случившегося. Согласно первой, в ходе полета возникли неполадки с двигателем первого этапа — АЛ-41Ф1 (изделие 117). Вторая версия — ошибка пилотирования. В настоящее время в обстоятельствах произошедшего, согласно Объединенной авиастроительный корпорации (ОАК), куда входит КнААЗ, разбирается специальная комиссия.

3
3
Инцидент стал третьим для Су-57 и самым серьезным

В августе 2011 года на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2011) в Жуковском (Московская область) у Су-57 при разгоне произошел выпуск тормозного парашюта, вследствие чего истребитель так и не покинул взлетно-посадочной полосы. Причина инцидента — сбой в работе автоматики силовой установки. Второй случай с Су-57 произошел в июне 2014 года и тоже в Жуковском, когда после посадки у самолета наблюдалось задымление над правым воздухозаборником, а затем — локальное возгорание, которое удалось потушить.

4
4
Упавший Су-57 был первым серийным истребителем

До конца года Воздушно-космические силы (ВКС) России должны были получить первый серийный Су-57. Им, согласно источнику «Интерфакс», и был упавший в тайге самолет, который завод должен был передать военным до конца года. В следующем году ВКС также запланировали получить только один Су-57. После этого объемы производства истребителя на КнААЗ должны вырасти кратно. Всего до 2028 года ВКС должны получить 76 таких самолетов.

5
5
В России произведено тринадцать опытных экземпляров Су-57

Из них десять являются образцами для летных испытаний, в том числе пять — с прототипами двигателя второго этапа (изделие 30). Три остальных экземпляра предназначены для наземных статических испытаний. Таким образом Су-57 как действующего боевого истребителя пятого поколения, проходящего штатную эксплуатацию в ВКС, в настоящее время не существует.

6
6
Су-57 дважды испытывались в Сирии

В феврале 2018 года четыре российских истребителя пятого поколения впервые прилетели в Сирию, где отработали боевое применение перспективных оперативно-тактических крылатых ракет, предположительно, Х-59МК2 «Овод», которые должны получить данные самолеты. В декабре текущего года в генштабе российских вооруженных сил заявили о повторной апробации Су-57 в Сирии, в ходе которой все запланированные задачи успешно выполнены. Конкретные даты испытания при этом не разглашались.

7
7
Су-57 нельзя считать истребителем пятого поколения

Если за эталонный пример машины пятого поколения взять первый такой самолет в мире, американский F-22 Raptor, то российский Су-57, разрабатываемый с начала 2000-х годов, нельзя считать истребителем пятого поколения. Существуют две основные претензии к российскому самолету. Первая — фактическое игнорирование стелс-технологий, обеспечивающих низкую радиолокационную заметность машины (для этого достаточно сравнить технологические припуски на американском и российском самолетах). Вторая — отсутствие серийного двигателя второго этапа, который должны получить все Су-57, в том числе и те, которые сегодня оснащаются установками первого этапа. Последнее обстоятельство стало одной из формальных причин приостановки Индией сотрудничества с Россией по программе Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA), предполагающей создание на основе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения.

Описание российского военного самолёта ПАК ФА Т-50

ПАК ФА Т 50 схема

Трапециевидное крыло с высоким расположением плавно входит в сопряжение с корпусом и составляет основу интегрального планера традиционной компоновки. Механизация крыла – это отклоняемые носки и расположенные вдоль задней кромки флапероны, работающие на околозвуковых скоростях и элероны, создающие нужный крен на посадке и взлёте.

На дозвуковых скоростях подъёмную силу создаёт не только крыло, но и средняя часть фюзеляжа с аэродинамическими наплывами в корневых утолщениях каждой консоли.

На фюзеляже встроены боковые хвостовые балки с пилонами, на которых крепится вертикальное цельноповоротное оперение, способное разворачиваться в любом направлении. Так как аэродинамический тормоз на самолёте не предусмотрен, торможение осуществляется дифференцированным поворотом рулей направления и стабилизатора, создающих тем самым большое лобовое сопротивление.

За мотогондолами, размещёнными по обе стороны фюзеляжа, расположили друг за другом отсеки вооружения, за ними в хвостовой балке между соплами силовых установок – отсек тормозного парашюта. Справа в носу самолёта располагается авиационная скорострельная пушка, по левому борту устройство для дозаправки машины в воздухе.

Доля композитных материалов в поверхности планера равна 70%, что составляет четверть веса всей конструкции и общий вес машины снизился.

Двигатели ПАК ФА Т 50

ПАК ФА Т 50 схема двигателей

На первых самолётах, вышедших в серию и на опытных образцах установлены двигатели АЛ-41Ф1, достигающие без использования форсажа скорость звука. Эти силовые установки отличаются наличием системы цифрового управления и оборудования плазменного зажигания для более эффективного использования топливовоздушной смеси. Разработчики планируют установить новый модернизированный двигатель с тягой на форсаже свыше 20 тонн.

Схема шасси обычная трёхопорная, как у Су 27, стойки убираются внутрь фюзеляжа против набегающего встречного потока воздуха. На двух основных опорах по одному тормозному колесу, на передней опоре два нетормозных и стойка закрывается створкой, на которой размещены две посадочные фары.

Кабина ПАК ФА Т 50

ПАК ФА Т 50 фото кабины

Широкая просторная кабина нового истребителя по внутреннему оборудованию подобна кабине Су 35, на передней панели находятся два дисплея и один меньшего размера, применена широкоугольная коллимационная система ШКС-5 и речевой информатор. Один индикатор резервный, информация о полёте проецируется на стекло шлема пилота. Управление машиной осуществляется боковой ручкой с коротким ходом и тензометрическим РУДом.

Из авионики, по заявлению производителей, будет поставлена РЛС в корне отличающаяся от аналогичных радаров. Помимо основной локационной станции, установят ряд других радио и оптиколокационных станций, работающих в режимах большой активности и пассивности, составляющих,так называемую, умную обшивку.

Пятое поколение самолётов должно соответствовать требованиям малозаметности.

Материалы, которыми покрыт планер Т 50 имеют радиопоглощающие и отражающие свойства, элементы крыла и фюзеляжа построены под определёнными углами, чтобы избежать эффекта уголкового отражателя. Остекление фонаря изготовлено из материала, снижающего отражение радиоволн на 30%.

Для снижения радиозаметности большая часть вооружения спрятана внутри фюзеляжа. Маскировочная окраска для слияния с фоном делает самолёт более невидимым в зрительном диапазоне – это защитная окраска, применятся ещё и демпфирующая, искажающая форму машины до неузнаваемости. Тепловая и звуковая незаметность имеет прямую зависимость от конструкции силовой установки.

Прототипы российского истребителя пятого поколение Т-50 на земле публике не показывают. Самолеты можно увидеть лишь в небе. Судя по макету, Т-50 очень похож на американский аналог, который выпускается уже десять лет.

Сегодня на Московском авиакосмическом салоне, который пока закрыт для посторонних, был, пожалуй, самый закрытый день. Он назывался днем официальных делегаций. В Жуковский съехались боссы авиаинудстрии и особо важные персоны компаний-покупателей. Многие  с полномочиями подписать многомиллионные контракты.

Среди прочего подписан договор о продаже 10 «Суперджетов», 30 самолетов канадской компании Bombardier, а самым большим тиражом разошелся МС-21  «Аэрофлот» решил взять сразу полсотни этих существующих пока только в проекте российских машин.

Корреспондент НТВ Гарри Княгницкий передает из Жуковского.

Построено уже два прототипа российского истребителя пятого поколения Т-50. До конца года обещают сделать еще два. На земле боевые машины публике пока не показывают, увидеть самолеты можно лишь в небе. Пилот ВВС США с любопытством разглядывает макет Т-50, ищет 10 отличий от родного F-22 Raptor. Американский истребитель пятого поколения уже десять лет выпускается серийно, и внешне Т-50 очень похож на него.

Майк Медер, пилот F-15 ВВС США: «Я не думаю, что его можно назвать копией, просто у него похожие характеристики. Поскольку уже давно определен оптимальный облик истребителя пятого поколения».

Особые внешние контуры и специальное радиопоглощающее покрытие помогают истребителю пятого поколения прятаться от радаров.

Михаил Погосян, президент Объединенной авиастроительной корпорации: «Это тот облик самолета, в котором он будет серийно производиться, и я не планирую каких-то больших изменений».

Сергей Богдан, заслуженный летчик-испытатель: «Выполнено несколько десятков полетов. Мы еще не дошли до сотни испытательных полетов. Но, тем не менее, уже существенно самолет продвинулся, уже и в стратосфере, и в сверхзвуке самолет летает».

За пилотажем заслуженного летчика-испытателя Сергея Богдана сегодня наблюдал на МАКСе Владимир Путин.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Обращаю особое внимание: впервые в летной программе будет презентован истребитель пятого поколения. ПАК ФА

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации. Все это достижения современной России. Воплощение труда наших специалистов, которые возрождают и развивают лучшие традиции российского авиастроения и космической техники. Государство оказывало и будет продолжать оказывать поддержку российскому аэрокосмическому комплексу. Для нас это абсолютный стратегический приоритет».

Т-50 должен достигать максимальной высоты  20 км  и летать на скорости больше двух тысяч километров в час. Остальные технические характеристики  пока военная тайна. Т-50 тщательно скрывают от посторонних глаз. Его не видно ни на одной из стоянок МАКСа, даже с неба, куда журналистов поднял «Суперджет» компании «АрмАвиа».

Кстати, в создании этого гражданского самолета КБ «Сухого» использовало многие военные технологии. Электронная система управления многое унаследовала от знаменитого истребителя Су-27. Поэтому пилот Сергей Харатян на свой «Суперджет» не нахвалится. Говорит, что после перехода с Airbus даже не ощутил разницы. Не почувствовали бы ее и летчики «ГазпромАвиа». Сегодня эта компания заключила контракт о покупке 10 «Суперджетов». Они должны прийти на смену старым Якам-42.

Сегодня же «Илюшин Финанс» подписал соглашение о приобретении 30 самолетов канадской компании Bombardier. Сумма сделки должна составить больше полутора миллиардов долларов.

Александр Рубцов, генеральный директор ОАО «Илюшин Финанс»: «Bombardier выходит на рынок на несколько лет раньше, чем „МС-21“. И мы считаем, что этот опыт, он чрезвычайно будет полезен и важен нашим коллегам и партнерам из ОАКа, потому что кто-то должен попробовать эти машины, эти двигатели первый раз и набрать их опыта прежде, чем они перейдут уже на эксплуатацию на самолетах российского производства».

Речь идет об импортных двигателях Pratt & Whitney, которые будут использоваться на самолете МС-21. Его крыло уже готово к статическим испытаниям и покупатели на новый российский лайнер имеются. Сегодня «Аэрофлот» договорился с Ростехнологиями о лизинге 50 новых бортов.

Новости СМИ2

«Дальность и боевая производительность»

Разработка Су-57 стартовала в начале 2000-х годов. Минобороны поставило перед ОКБ Сухого задачу создать многоцелевой боевой самолёт нового поколения. Проект получил название «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА) и заводской шифр Т-50. В августе 2017 года командование ВКС присвоило машине обозначение Су-57.

Первый полёт этот уникальный самолёт совершил 29 января 2010 года, поднявшись в воздух с аэродрома в Комсомольске-на–Амуре. В общей сложности было изготовлено 11 опытных образцов для проведения испытаний планера, бортового радиоэлектронного оборудования, двигателей и вооружения. В 2018 году несколько истребителей были переброшены в Сирию, где состоялось их боевое крещение. 

  • Истребитель на аэродроме Хмеймим в Сирии
  • РИА Новости

Как утверждает ОКБ Сухого, Су-57 является единственным в мире самолётом, который полностью соответствует всем требованиям пятого поколения. Речь идёт о низком уровне радиолокационной заметности (за счёт замены металлов и сплавов на композитные материалы), высокой автоматизации процессов управления, способности получать целеуказание и данные от беспилотников, спутников и наземных станций.

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев пояснил, что в России и в Соединённых Штатах по-разному определяют требования к самолётам пятого поколения. Однако большая часть тактико-технических и эксплуатационных характеристик машин совпадает: малая заметность, «плоская» геометрия корпуса, отсутствие вооружения на узлах подвески, возможность полёта на сверхзвуке в бесфорсажном режиме, который исключает перерасход топлива.

Генерал-майор, заслуженный лётчик РФ Владимир Попов заявил RT, что Су-57 в целом сопоставим с американскими аналогами (F-35 и F-22 Raptor), но по некоторым характеристикам превосходит их. По словам Попова, необходимо учитывать, что ПАК ФА создавался несколько позже. Это позволило должным образом проанализировать ошибки, допущенные заокеанскими конструкторами.

«Наши конструкторы однозначно улучшили такие показатели, как дальность и боевая производительность. А по манёвренности в воздушном бою, особенно в ближнем, Су-57 просто нет равных, так как машина сохраняет устойчивый полёт на больших углах атаки. Кроме того, Су-57 обошёл F-35 и F-22 по соотношению цены и качества. Это грубый подсчёт, но по эффективности отечественный истребитель превосходит американские образцы примерно на 15—20%», — рассказал Попов.

Также по теме

«На технологиях гиперзвука и лазерной энергии»: какое новейшее оружие получит российская армия в ближайшие годы

Армия и флот России в скором времени получат военные системы, не имеющие аналогов в мире. Об этом сообщил министр обороны РФ Сергей…

В Минобороны убеждены, что Су-57 оставил позади «раскрученные западные аналоги». В интервью «Красной звезде» начальник Главного управления вооружения ВС РФ генерал-лейтенант Анатолий Гуляев сообщил, что секрет успеха российского истребителя заключается в новейшем внутрифюзеляжном вооружении.

Серийные Су-57 будут обеспечены 14 новыми боеприпасами. Из открытых данных известно, что в арсенал самолёта войдут перспективная противокорабельная ракета с возможностью полёта на гиперзвуковой скорости, управляемая авиабомба КАБ-250, семейство модульных ракет малой дальности серии Х-38М, крылатая ракета Х-59МК2 и противорадиолокационная ракета Х-58УШК.

Огромное значение для боевой эффективности имеет радиолокационная станция Н036 «Белка» с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) разработки АО «НИИП имени В.В. Тихомирова» (г. Жуковский). Большая часть характеристик этого изделия засекречена. В СМИ можно встретить информацию о том, что станция способна мониторить воздушное пространство на дальности около 400 км, сопровождать 60—62 объекта и наводить вооружение на 20 целей (16 воздушных и 4 наземных).

Испытания

В январе 2010 года самолет первый раз поднялся в небо. Сергей Богдан — заслуженный летчик-испытатель РФ, около 45 минут держал машину в воздухе. 14 марта следующего года в ходе очередных испытаний новый истребитель преодолел звуковой барьер. Данному достижению предшествовало порядка 40 испытательных полетов, после каждого из которых характеристики Су-57 улучшались.

В июле 2012 года в небо поднялся третий образец машины, оборудованный бортовой радиолокационной системой. К осени 2013 года опытные образцы Су-57 совершили более 400 полетов. В сентябре 2015 года было объявлено о начале завершающей стадии испытаний. В ноябре 2016 года в небо поднялся уже 7-й опытный образец истребителя. В последнем квартале 2017 года в небо должен подняться первый самолет Су-57 с мотором нового образца.

В июле 2017 года Юрий Слюсарь – президент ПАО «ОАК» (Объединенной авиастроительной компании) заявил, что начало передачи установочной партии истребителей Су-57 (12 экземпляров) запланировано на 2019 год. При этом все самолеты кроме двух будут оборудоваться моторами первого этапа. Месяцем позже Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Бондарев сообщил, что первые серийные экземпляры нового самолета будут переданы ВВС уже в 2018 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector