Бомбардировщик су-34. фото. история. характеристики

Особенности конструкции бомбардировщика Су-34

Данная машина спроектирована как продольный триплан, который имеет интегральную компоновку. Крылья аппарата сопряжены с корпусом машины по интегральной схеме. Они имеют трапециевидную форму, а передняя их кромка стреловидной формы. Хвостовая часть самолета практически такая же, как и в предыдущей версии.

Кабина имеет места для пилота и штурмана, она полностью герметичная и бронированная. Кабина отапливается и имеет кондиционер. Для лучшего взаимодействия летчиков их места расположены рядом. Место пилота установлено слева, а штурман сидит с правой стороны по борту. Чтобы попасть в кабину, пилоты поднимаются через нишу для переднего шасси по специальному откидному трапу.

Шасси самолета изготовлено по тележному типу, а колеса расположены тандемным способом, что повышает качество взлета с аэродромов, которые плохо подготовлены. Передняя опора шасси является управляемой и оснащена двумя колесами. Все стойки шасси при полете убираются в ниши. Задние стойки машины оснащены тормозными системами.

Силовая установка самолета представлена двумя двигателями турбореактивного типа, которые оснащены двумя форсажными камерами. Двигатели типа АЛ-31, которые установлены на самолете Су-34, развивают мощность до 14 000 кгс.

Топливная система представлена в этом самолете тремя баками в средине фюзеляжа: одним в средине центроплана, а еще два бака размещены в консолях крыльев. Топливные насосы, которыми оснащена топливная система, поставляют топливо к двигателям, независимо от расположения машины в воздухе. На перегонах можно устанавливать дополнительные подвесные баки, которые в случае необходимости можно сбросить прямо во время полета. Что касается топливной системы и длины перелетов, то тут нужно отметить тот факт, что самолет оснащен системой дозаправки прямо в воздухе. Дозаправку можно осуществлять с аналогичных самолетов типа Су-34 или же с танкеров типа Ил-78.

Самолет оснащен новейшей системой интегральной навигации, которая позволяет поддерживать связь со спутником. Для более легкого управления машина имеет многоканальную систему СДУ. Она способна самостоятельно производить анализ перегрузок и углов атаки, а также осуществляет управление ПГО и при всем этом эффективно гасит все колебания. Система безопасности настолько качественная, что автоматически может предотвращать столкновения с другими объектами или землей.

Для решения всех боевых задач самолет оснащен системой БРЭО последнего поколения, она практически полностью автоматическая. Все системы информации, которые расположены на борту, скомпонованы в автономном варианте.

Средства спасения экипажа

Летчики занимают свои места через нижний трап, проходящий через нишу передней стойки, и по нему же выходят из самолета, если полет завершился без ЧП. Катапультирование осуществляется традиционным способом, вверх, причем скорость и высота не имеют значения. С помощью катапультных кресел К-36ДМ аварийное покидание воздушного корабля достаточно безопасно, каждый член экипажа имеет носимый аварийный запас, оснащенный радиомаяком, спасательным плотом, аптечкой, продуктами и другими средствами выживания после приземления. В полете нормальная жизнедеятельность обеспечивается противоперегрузочными комбинезонами, защитными шлемами и запасом кислорода.

Общее описание Су 34

Основная цель истребителя-бомбардировщика Су-34, ТТД которого были заложены при проектировании, — это возможность бомбовых атак в тылу противника, во всевозможных метеоусловиях, в различное время суток и с возможностью использования небольших высот.

Истребитель должен быть готовым принять бой в воздухе с самолетами противника и нанести им максимальный урон.

Су-34 СМ на боевом рейде

Истребитель-бомбардировщик разработан по нормальной аэродинамической схеме, с крылом среднего расположения и дополнительным передним горизонтальным оперением. Самолет оснащен двумя двух­кон­тур­ными тур­бо­ре­ак­тив­ными дви­га­те­лями с фор­саж­ны­ми ка­ме­ра­ми и имеет двухкилевое вертикальное оперение.

Каждый из двигателей оборудован независимой системой пожаротушения. Хвостовое оперение — цельноповоротное.

Шасси самолета — состоит из 3-х опор. 

Передняя опора оснащен двумя колесами, главные шасси оснащены четырьмя колесами.

Спереди корпуса самолета расположена РЛС, защищенная ра­дио­про­зрач­ным об­те­ка­те­лем, и кабина пилотов. Спереди самолета установлена специальная штанга, необходимая для дозаправки в воздухе.

Защита кабины — это 17 мм титановая броня. Титановая броня также прикрывает основной топливный бак. Сзади кабины пилотов находится радиолокационная система. За ней расположен отсек с радиолокационным оборудованием. Общая масса кабины с титановой защитой составляет 1500 кг.

Дозаправка Су-34 в воздухе

Хвостовая часть самолета Су-34 оснащен 2-мя отсеками с двигателями, центральной и хвостовой балки.

Воздухозаборники двигателей — нерегулируемые, имеют прямоугольное сечение.

Для полноценного выполнения боевого задания на дальние расстояния самолет оснащен четырьмя топливными баками, насосами подкачки и перекачки топлива и топливомерной и расходомерной аппаратуры. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков.

На самолете имеется система дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой-топливоприемником в головной части фюзеляжа перед кабиной и двумя фарами ночной заправки.

Дозаправка может осуществляться от самолетов-заправщиков Ил-78 (Ил-78М) и Су-24М, оборудованных унифицированным подвесным агрегатом заправки УПАЗ. Всего баки вмещают около 12 000 литров топлива.

Кабина пилотов

Радиоэлектронное оборудование

Состоит из:

  • радара заднего обзора, дающего возможность находить опасные цели с задней части;
  • оптико-электронного прицельно-навигационного комплекса, состоящего из:
  • инер­ци­аль­ной на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы, с при­ём­ни­ком спут­ни­ко­вой на­ви­га­ци­он­ной сис­те­мы;
  • сред­ст­ва­ми ра­дио­на­ви­га­ции.

Боевой самолет Су-34 оснащен тепловизионнымии телевизионными комплексами необходимыми для более точного определения цели и поражения

Гидро-пневмосистема

Самолет оборудуется независимыми гидравлическими системами с замкнутым контуром с приводом каждой от своего двигателя. Гидравлика необходима для впуска-выпуска шасси, осуществления тормоза, обеспечения работы системы управления.

Электрооборудование

Электрооборудование нужно для нормального функционирования систем, работающих от постоянного и переменного тока. служит для обеспечения потребителей постоянным и переменным током.  Система электроснабжения состоит из:

  • генераторы постоянного и переменного тока, приводимые в действие от роторов работающих двигателей;
  • преобразователи однофазного и трехфазного тока;
  • аккумуляторные батареи в качестве резервного источника электроснабжения. В числе потребителей электроэнергии посадочные и рулежные фары, аэронавигационные огни, система внутрикабинного освещения.

Средства катапультирования

Главные характеристики истребителя Су-34 — это безопасность летчиков.

Для обеспечения жизни пилотам самолет оборудован унифицированными катапультными креслами К-36ДМ, которые дают возможность и шанс покинуть самолет во время аварии, на различных высотах и скоростях полета. Катапульта выкидывает пилота вверх. Костюм пилота дополнен носимый аварийный запас, куда входят;

  1. радиомаяк;
  2. спасательный надувной плот;
  3. продуктовый запас;
  4. лагерное снаряжение;
  5. средства сигнализации;
  6. медикаменты.

Снаряжение экипажа

Снаряжение экипажа состоит из:

  1. высотно-компенсирующих костюмов или высотных морских спасательных комплектов;
  2. защитных шлемов;
  3. комплекта кислородного оборудования.

На пределе возможностей

Шестикрылый серафим

Су-34, имея своей основой один из лучших отечественных истребителей, несомненно выигрывает у Су-24 в маневренности и способен вести точный огонь по наземным целям, оставаясь на более безопасной высоте. У нового самолета также больше боевая нагрузка (по неофициальным данным, до 12 000 кг против 7500), боевой радиус (1100 км против 560) и максимальная скорость (на большой высоте 1900 км/ч против 1600). При этом Су-34 довольно далеко ушел от Су-27, что заметно даже неискушенному взгляду. Су-34 — «триплан», то есть помимо крыла и стабилизаторов оснащен двумя дополнительными консолями оперения, размещенными впереди крыла. Такая конструкция улучшает маневренность самолета на небольших скоростях. А вот от характерных для Су-27 подфюзеляжных килей было решено отказаться.

Другая эффектная черта — тот самый приплюснутый «нос» (обтекатель РЛС). Эта конструктивная особенность связана с тем, что по сравнению с СУ-27 у Су-34 расширена кабина экипажа. Как и в Су-24, экипаж самолета состоит из двух человек, которые располагаются на стоящих в один ряд креслах. Такая компоновка берет непосредственное начало от разработок по проекту палубного учебно-тренировочного самолета Т-10КМ-2 (также на базе Су-27). Кстати, в F-15E тоже два пилота, однако они сидят друг за другом.

Между креслами предусмотрен проход, в котором один из членов экипажа может прилечь и отдохнуть. Предполагается, что самолет будет совершать и дальние вояжи с дозаправкой в воздухе — для этого предусмотрена выдвижная штанга, так что кратковременный отдых может оказаться нелишним. В задней части кабины расположены туалет и мини-кухня для разогрева пищи. Здесь можно даже встать в полный рост.

Заход в кабину осуществляется не традиционным способом — через фонарь, а по трапу через люк в нише передней опоры шасси. Кстати, из-за изменения конструкции кабины переделана и усилена передняя стойка. В отличие от Су-27, на ней не одно колесо, а два, расположенные рядом друг с другом. Впервые для защиты экипажа кабина была изготовлена в виде титановой бронекапсулы. Кабина герметизирована и «надута» — до высоты 10 000 м экипажу не понадобятся высотные костюмы.


Больше колес! В связи с возросшим весом головной части фюзеляжа (по сравнению с Су-27) была полностью переконструирована передняя стойка шасси. Ее перенесли вперед и изменили схему ее уборки, снабдив также парой колес вместо одного.

По сравнению с Су-27 в конструкцию внесено много других существенных доработок. Усилено крыло, добавлены две дополнительные точки подвеса для вооружений (12 против 10). В целом Су-34 намного тяжелее своей базовой модели — его максимальная взлетная масса увеличена примерно в полтора раза (до 45 000 кг), что дает возможность нести на борту больше топлива (до 12 000 кг) и больше вооружений.

Для большей защищенности самолета вдобавок к основной РЛС (В004 с пассивной ФАР), расположенной под «утиным» носом, в расширенной кормовой балке установлена дополнительная РЛС, обращенная к задней полусфере. При выявлении в воздухе враждебных целей Су-34 может атаковать их как с помощью стандартной для семейства Су-27 автоматической 30-мм пушки ГШ-30−1, так и с применением управляемых ракет «воздух-воздух» малой (Р-73) и средней (Р-77) дальностей. Номенклатура вооружения класса «воздух-поверхность» достаточно многочисленна и включает в себя как корректируемые авиабомбы типа КАБ-500, КАБ-1500, так и неуправляемые (С-25, С-13, С-8) и управляемые (Х-25, С-25Л, Х-29, Х-31, Х-35, Х-58 (У), Х-59 (М)) ракеты.


Проверка боем Су-34 способен выполнять боевые задания в любое время суток, в любых погодных и климатических условиях. В настоящее время 12 машин работают в составе российской авиагруппировки в Сирии.

Боевое применение

Вооружённый конфликт в Южной Осетии

Су-34 в Латакии, октябрь 2015 г, авиабаза «Хмеймим»

Впервые Су-34 в количестве двух единиц применялся в ходе войны в Южной Осетии в августе 2008 года. Самолёты использовались для прикрытия действий ударной авиации, ведя радиоэлектронную борьбу с элементами грузинской ПВО, при помощи станции помех Хибины. Для подавления РЭС Су-34 ставил помехи из боевых порядков, что не позволяло ЗРК Грузии успешно проводить отстройку от помех, также противорадиолокационной ракетой уничтожил ключевую РЛС 36Д6-М у села Шавшвеби под Гори.

Военная операция России в Сирии

Су-, бортовой номер «23 Красный», аэродром «Балтимор»

Во время военной операции России в Сирии 6 самолётов Су-34 в составе Авиационной группы ВКС России в Сирии применяются с 30 сентября 2015 года. Первые удары с высоты 5000 м были нанесены по объектам террористов в районе населённых пунктов Мадан-Джадид и Ракка. В результате командный пункт боевиков и инфраструктура для подготовки террористов были полностью уничтожены..

С 16 августа 2016 года по договорённости с правительством Ирана Авиационной группой стал использоваться аэродром Хамадан, на который были перебазированы Су-34 и Ту-22М3 из Южного военного округа. По договорённости с правительствами Ирана и Ирака группа выполняет боевые вылеты с аэродрома Хамадан через территорию Ирака для нанесения ударов по объектам террористических группировок ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра». Прикрытие самолётов группы выполняют истребители Су-30СМ и Су-35С с авиабазы Хмеймим в Сирии.

Оценка боевых возможностей

Су-34 несет вдвое большую бомбовую нагрузку чем Су-24М. Также Су-34 обладает маневренностью как у истребителя, что позволяет ему быстро менять положение в воздухе для более удобной позиции в атаке или уклонении от неё. РЛС Су-34 позволяет эффективно обнаруживать цели типа «танк», что позволяет ему эффективно выполнять задачу по уничтожению небольших целей, с которой большинство других типов бомбардировщиков с трудом выполняют. Таким образом самолёт может выполнять функцию Су-25. Немаловажным фактом являются большой боевой радиус (1000—1500 километров без ПТБ). Радиус Су-24М например составляет в среднем 500 километров. Взаимозаменяемостью многих агрегатов с семейством самолётов Су-27 упрощает производство, обслуживание, ремонт и стоимость фронтового бомбардировщика. Также самолёт способен использовать противокорабельные крылатые ракеты Х-35 и авиационные ракеты Х-59. В дополнению к данному вооружению возможно использовать противорадиолокационные ракеты Х-31А. Вышеперечисленные ракеты возможно использовать для противодействия вражеским корабельным группировкам, в том числе и Авианосным Ударным Группам. Таким образом при необходимости можно поддержать ВМФ. В будущем возможен вариант противодействия корабельным группам комбинированным нападением подводных лодок «Хаски», вооружённых ракетами «Циркон» и самолётами Су-34, Су-30, Су-35 а также стратегическими Ту-160, Ту-22М и Ту-95МС.

Особенности машины Су-34

При проектировании Су-39 был учтен весь опыт проектирования самолетов в ОКБ Сухого, что позволило достичь столь высоких результатов. Кабина пилотов изготовлена как монолитная бронированная капсула. Кроме кабины, броней оснащены все жизненно важные системы и агрегаты, что повышает живучесть машины. Вся броня самолета имеет массу почти 1,5 тонны. Для повышения живучести самолет оснащен системами активной защиты, которые являются такими же, как и в самолете Су-27.

Для более эффективного выполнения боевых задач все процессы выполняют пилот и его помощник-штурман. Кабина пилотов достаточно комфортная и просторная, в ней можно даже становиться в полный рост. Кроме этого, самолет оснащен туалетом и специальным шкафом для подогрева пищи. Кабина пилотов способна поддерживать нормальный микроклимат, который позволяет производить полеты на высоте в 10 километров без использования кислородных масок. Все эти системы сопутствуют лучшей работоспособности пилотов машины даже при длительных полетах, которые могут достигать 10 часов.

Самолет Су-34 был создан для поражения как наземных, так и водных объектов врага. Кроме того, он способен поражать движущиеся цели даже малого размера. Что касается воздушных целей, то самолет имеет возможность уничтожать воздушные цели в любое время дня и ночи при любых метеорологических условиях.

Программа разработки и усовершенствования самолета Су-34 является наиболее перспективной, поскольку самолет имеет великолепные летные и тактические характеристики.

История разработки истребителя-бомбардировщика Су-34

Истребители-бомбардировщики (ИБ) представляют собой многофункциональные тактические машины, способные как истреблять авиацию противника, так и уничтожать (бомбить) наземные и надводные объекты на переднем крае и в оперативном тылу врага.

От штурмовиков ИБ отличаются высокоманевренностью, позволяющей принимать наступательный воздушный бой. Это свойство делает возможным использование машин для ракетно-бомбовых ударов по наземным и надводным целям во время вылетов без прикрытия «чистых» истребителей.

К тому же бомбардировщики применяют для массированных ударов по неподвижным целям и крупным объектам, в то время как поражение мобильных целей, например, разбросанной по большой территории военной техники, рациональнее поручать истребителям-бомбардировщикам.

В 1970-е годы в Советском Союзе был разработан самолет-истребитель четвертого поколения Су-27. Одновременно с первым полетом прототипа, состоявшимся в 1977 году, стартовало проектирование на его базе Су-27Ш («Ш» — «штурмовик»), но эту тему ОКБ Сухого впоследствии закрыло. А вот на создании новейшего двухместного истребителя-бомбардировщика настояло командование Военно-воздушных сил СССР, считавшее недопустимым отставание от ВВС США. Те, кстати, в 1978 официально объявили конкурс на тактический ИБ, и десять лет спустя получили на вооружение F-15E Strike Eagle.

В 1983 году тема Су-27ИБ пришла на смену Су-27Ш. Использовав наработки конца 70-х по штурмовику и учебно-боевой модификации Су-27УБ, конструкторы ОКБ Сухого оперативно передали в штаб ВВС технические предложения по новому самолету

Проект ИБ изначально имел важное отличие от указанных моделей — устройство кабины, где экипаж сидит не друг за другом, а рядом

Подготовка техпредложений по ударному самолету затянулась на три года, и только в 1986 разработка машины под обозначением Т-10В началась официально.

Дальнейшие вехи истории Су-34:

  • 13 апреля 1990 — первый полет прототипа, именовавшегося Т-10В-1;
  • 1995 — презентация новинки под кодовым наименованием Су-32ФН на авиасалоне во французском Ле Бурже;
  • 12 октября 2006 — первый полет серийного ИБ, произведенного по оборонному госзаказу Новосибирским авиазаводом им. В.П. Чкалова (запустить изделие в серию ранее не позволили экономические проблемы, характерные для «лихих девяностых»);
  • 2006-2011 г.г. — испытания ИБ по утвержденной госпрограмме;
  • август 2008 — использование новых «сушек» (поколение 4++) в рамках операции на территории Южной Осетии по принуждению Грузии к миру;
  • 20 марта 2014 — принятие на вооружение ВВС России.

Производство Су-34 продолжается и в 2020 году, хотя авиазаводу уменьшили план по их выпуску. Зато вышедшая в мае новость о переносе производства этих ИБ из Новосибирска в Комсомольск-на-Амуре была опровергнута с уточнением, что на Комсомольском авиазаводе им. Ю.А. Гагарина готовятся строить истребители 5-го поколения Су-57.

Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова, где производятся истребители-бомбардировщики Су-34

Выдающиеся возможности

Из линейки машин ОКБ Сухого Су-34 выделяется «горбатой» кабиной и приплюснутой носовой частью. Из-за этой особенности машину стали называть «Утёнок». Столь необычными формами бомбардировщик обязан нетрадиционной для боевых самолётов двухместной компоновкой кабины по принципу «плечом к плечу» (как правило, лётчики располагаются по тандемной схеме, сидя друг за другом. — RT).

Су-34 отличается повышенным комфортом для экипажа. Лётчик или штурман-оператор имеют возможность отдохнуть, разместив в проходе между креслами матрац, подогреть пищу (в кабине находится СВЧ-печь) и воспользоваться туалетом. Также кабина оснащена кондиционером.

  • Су-34 совершает взлёт с аэродрома Хмеймим в Сирии
  • РИА Новости

Как полагает эксперт, в Су-34 воплощены оригинальные решения для оперативно-тактической авиации, которые не имеют аналогов в мире. По мнению Литовкина, самолёт зарекомендовал себя в Сирии с самой лучшей стороны, хотя в арабской республике не возникало необходимости в длительных перелётах. В САР «Утёнок» выполнял задачи по уничтожению складов с оружием, наливняков, инженерных сооружений, лагерей подготовки боевиков, командных пунктов и скоплений бронетехники.

В материалах ОАК отмечается, что выдающиеся лётно-технические характеристики Су-34 обеспечиваются благодаря высокоэкономичным двухконтурным турбореактивным двигателям АЛ-31Ф, системе дозаправки в воздухе, а также подвеске дополнительных топливных баков. «Утёнок» может находиться в воздухе до десяти часов без потери работоспособности экипажа.

Также по теме


«Работа прямой наводкой»: как будет выглядеть новый штурмовик российских ВКС

7 ноября 1974 года советские конструкторы собрали первый прототип будущего штурмовика Су-25, получившего прозвище «Грач». Боевая…

В 2018 году Новосибирский авиазавод приступил к модернизации стоящих на вооружении Су-34. На бомбардировщики устанавливают более совершенные прицельно-навигационные комплексы, средства связи и радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

«Теперь он (Су-34. — RT) получил возможность групповой защиты самолётов. Также экипажи Су-34 смогут в автоматическом режиме обмениваться информацией с межвидовыми группировками войск на земле и другими летательными аппаратами — самолётами и беспилотниками», — заявил в мае руководитель пресс-службы Западного военного округа полковник Игорь Мугинов.

Выдающиеся возможности Су-34 привлекают внимание зарубежных стран. В марте прошлого года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил, что детище ОКБ Сухого обладает большим экспортным потенциалом

По сообщениям западных СМИ, Су-34 могут приобрести Алжир, Индия и Китай.

В отечественных ВКС Су-34 будет постепенно вытеснять фронтовые бомбардировщики Су-24М, которые также активно применялись в Сирии, считают эксперты. Кроме того, в настоящее время обсуждается возможность создания штурмовика нового поколения на замену Су-25СМ3 «Грач».

«Штурмовик всегда будет нужен. Су-25 модернизировали до варианта СМ3, у него надёжнейший планер, огромный модернизационный и ремонтный потенциал. Думаю, он будет летать ещё лет 10—15. Естественно, со временем его надо будет менять, сегодня рассматриваются разные варианты», — сказал в ноябре 2017 года руководитель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, экс-главком ВКС Виктор Бондарев.

  • Самолёт Су-34 во время тренировочного полёта

По мнению сенатора, штурмовик необходимо разрабатывать на базе Су-34. Такая машина должна получить одноместную кабину и двигатели «Утёнка». Бондарев призвал начать работу над проектом, чтобы успеть создать новый штурмовик до исчерпания эксплуатационного ресурса Су-25.

В экспертной среде предложение экс-главкома ВКС вызвало противоречивую реакцию. Часть специалистов поддержали инициативу Бондарева. Те же, кто не разделяет мнение сенатора относительно будущего штурмовика, посетовали на высокую стоимость Су-34 (около 1 млрд рублей. — RT).

Краткая история появления и испытаний самолета Су-34

Проектирование новой машины под названием Су-34 было окончено в начале 1990 года. После окончания разработок началось изготовление опытного образца. Новую машину создавали путем переделки учебного самолета Су-27УБ. Его оснащали всем оборудованием и частями конструкции, которые продумали конструкторы. Данная работа проводилась на авиазаводе Сухого, рабочие заменили носовую часть, мотогондолы и воздухозаборники.

Впервые переоборудованная машина осуществила свой полет весной 1991 года. Истребитель-бомбардировщик модели Су-39 был полностью готов зимой 93 года. Еще через год данная машина была представлена публике в Париже на авиавыставке. В планах производителей четко просматривается идея продажи ее на мировых рынках, поскольку на международных выставках она имеет англоязычную аббревиатуру. Некоторые машины окрашены в морские цвета, что позволяет их использовать над акваториями и размешать их на авианосцах.

Примечания

  1. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег ; для сносок не указан текст
  2. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег : название «:14» определено несколько раз для различного содержимого
  3. Михеев А., Фомин А., 1995 год, стр. 21
  4. , с. 23.
  5. ↑ , с. 112.
  6. , с. 85.
  7. , с. 34.
  8. [неавторитетный источник?]
  9. The Military Balance 2018, p.199
  10. International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2016, p.197
  11. International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2016, p.199
  12. International Institute for Strategic Studies: The Military Balance 2016, p.312
  13. Д.Е. Болтенков, А.М. Гайдай, А.А. Карнаухов, А.В. Лавров, В.А. Целуйко. Новая армия России / М.С. Барабанов. — М.: ООО «Центр АСТ», 2010. — С. 69. — 168 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9902620-1-0.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector