Вертолёт ми 35
Содержание:
- На вооружении
- Особенности Ми-35
- Вооружение
- История
- Конструкция
- Конструкция вертолетов Ми-24 и Ми-35
- Боевое применение Ми-25 и Ми-35
- Ми-35 характеристики:
- Основные модификации вертолётов Ми-25 и Ми-35
- Характеристики Ми-25, Ми-35
- Боевое применение Ми-25 и Ми-35
- Приборное оборудование
- Примечания
- Боевое применение Ми 35
- Кабина Ми-35.
- Модификации Ми – 35.
- Технические характеристики.
- Потери
На вооружении
Россия — более 60 Ми-35М, по состоянию на 2020 год
- 344-й цбп и плс АА (Торжок, Тверская область) — 12 Ми-35М
- 487-й отдельный вертолётный полк (Будённовск, Ставропольский край)
- 55-й отдельный вертолётный полк АА (Кореновск, Краснодарский край)
- 535-й ОСАП (Ростов-на-Дону, Ростовская область)
- 39-й вертолётный полк (Джанкой, Республика Крым) — 8 Ми-35М
Азербайджан — 6 Ми-35М, по состоянию на январь 2016 года
Бразилия — 12 Ми-35М3 (местное обозначение: AH-2 Sabre), по состоянию на 2016 года:
2-я эскадрилья 8-й авиационной группы на авиабазе в Порту-Велью.
Венесуэла — 10 Ми-35М2, по состоянию на 2016 год.
Ирак — 13 Ми-35М, по состоянию на 2020 год
Казахстан — 8 Ми-35М, по состоянию на 2019 год. Всего заказано 12 вертолетов Ми-35М
Нигерия — 4 Ми-35М, по состоянию на 2019 год
Узбекистан — 12 Ми-35М, выполняются текущие поставки, по состоянию на 2018 год.
Мали — 2 Ми-35М по состоянию на 2018 год
Сербия — всего заказано 4 Ми-35М по состоянию на 2019 год.
Особенности Ми-35
Разработка этой боевой машины началась в 1968 году, а окончательный его облик сформировался лишь в 1973 году. По сути своей, Ми-35 – это экспортный вариант ударного многоцелевого вертолета Ми-24. С конструктивной точки зрения, большим достоинством вертолета явилась унификация многих его узлов с теми, которые использовались в Ми-8 и Ми-14.
Те характеристики, которыми обладает Ми-35, в полной мере оправдывают тот факт, что зачастую его называют «летающей боевой машиной пехоты». Дело в том, что с самого начала экипаж экипировался летными бронешлемами и бронежилетами, в бронированном исполнении были лобовое стекло кабины и сидения экипажа, локальные бронеплиты были установлены на капотах двигателей и на бортах кабины.
Устойчивость вертолета на скоростях, превосходящих 200 км/час, обеспечивается за счет того, что на нем было установлено крыло, имеющее отрицательную стреловидность, равную -12°. Для повышения эффективности путевого управления используется тянущий хвостовой винт. Все это позволило увеличить скорость машины до 300 км/час.
Вооружение
Для обеспечения первого пункта – поддержки огнем наземных подразделений, на борту МИ – 35 установлено следующее вооружение
- Ракетная система «Фаланга С» или «Фаланга П».
- «Штурм – В», система с установкой до восьми ракет 9М 114, управляемые, противотанковые.
- Ракеты С – 80 и С – 240 с калибром, соответственно, 80 и 240 мм, неуправляемые.
- Оружие, находящееся в гондоле в подвешенном состоянии. Могут применяться разнообразные типы
- пулеметы 9А – 629, с калибром 12,7 мм
- 9А – 622, 7,62 мм калибра
- Як Б, имеющий скорострельность в 4500 выстрелов в минуту
- Бомбы весом в диапазоне 50 – 500 кг
- Мины.
- Возможна установка высокоточного орудия, для решения специфических задач на поражение.
- Пушка двуствольная ГШЛ 23Л, калибра 23 мм.
Осуществляя контроль с воздуха, вертолет Ми – 35 помимо огневой поддержки пехотный частей, может осуществить высадку десанта в количестве восьми вооруженных солдат в полной амуниции, которые размещаются во время полета в кузове вертолета. Орудийные установки позволяют уничтожить бронированную технику противника, транспорт, находящийся в стоящем или движущемся состоянии, укрепленные зоны, группировки вражеских сил, объекты на водной поверхности, низколетящие воздушные средства. Неспроста, неофициальное название Ми – 35 – летающая боевая машина пехоты.
Помимо разрушительных боевых заданий вертолет может выполнять и гуманные действия: забирать контуженных и раненых бойцов с зоны военных конфликтов и перенаправлять их в госпиталь. В кабине вертолета можно разместить двое носилок с пострадавшими людьми, двух сидячих больных и медицинского работника.Неосновной функцией вертолета может быть транспортировка грузов различного типа в кабине – до полутора тонн, или на подвесном устройстве. Общая грузоподъемность составляет 2,4 тонны.
История
История создания
Вертолёт создан в ОКБ МВЗ им. М. Л. Миля путём глубокой модернизации Ми-24В/ВП с целью улучшения лётно-технических и эксплуатационных характеристик, повышения унификации вертолётов марки «Ми», а также обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач и более эффективного применения всех видов вооружения в различных физико-географических условиях, в том числе в условиях высокогорья и жаркого климата.
Новая модификация получила обозначение Ми-24ВМ, а на экспорт вертолёт поставляется как Ми-35М.
Первый прототип Ми-35М был построен в 1995 году. В 2004-м планировалось завершить ГСИ.
История производства
Серийный выпуск Ми-24ВМ и его экспортной модификации начался на «Роствертоле» в 2005 году.В 2008 году был подписан контракт на поставку Бразилии 12 Ми-35М3 на сумму $150 млн.Контракт на поставку ВВС России 22 вертолётов Ми-35М (Ми-24ВМ) был подписан в 2010 году, позже был подписан ещё один контракт на 27 машин с поставкой в — гг.В сентябре 2010 года был получен заказ на 24 Ми-35М для Государственной пограничной службы Азербайджана. Поставка вертолётов была произведена с декабря по январь 2014.Венесуэле под обозначением Ми-35М2 предположительно поставлялись .В 2012 году с Ираком был подписан контракт общей суммой $4,2 млрд на поставку различной военной продукции, среди прочего, включающий заказ на 24 вертолёта Ми-35М с полным вооружением до 2017 года.
В рамках реализации договора о ВТС, подписанного между Москвой и Ташкентом, был подписан контракт с Рособоронэкспортом на покупку 12 ударных вертолетов Ми-35М для военно-воздушных сил страны.
Конструкция
Летные и боевые характеристики вертолета в значительной мере обеспечиваются за счет той удачной формулы, которая использована в его конструкции. Ми-35 создан в соответствии с классической одновинтовой схемой, имеет пятилопастной трехшарнирный несущий и трехлопастной рулевой винты. Убирающееся шасси состоит из трех стоек, причем передняя опора является управляемой.
Двухместная кабина, предназначенная для экипажа, выполнена по тандемной схеме и расположена в носовой части машины. Отдельная передняя кабина предназначена для стрелка-оператора. Кабина летчика, находящаяся на втором плане, приподнята над передней кабиной на 0,3 м для обеспечения удобства обзора. Бортмеханик размещается на откидном сиденье, установленном в отсеке оборудования, находящемся за кабиной летчика. Обе кабины экипажа герметизированы, имеют систему обогрева и вентиляции. В них поддерживается избыточное давление небольшого уровня, что позволяет исключить попадание зараженного воздуха в боевой обстановке.
Безопасность машины и персонала обеспечивается бронированием с помощью стальных плит:
- кабины экипажа;
- коробки приводов;
- маслобаков двигателей;
- редукторов;
- гидробака;
- кресла летчика, которое имеет откидную бронеспинку и бронезаголовник;
- перегородки между кабинами.
Более того, бронированными являются и лобовые стекла, на которых для обеспечения обзора установлены стеклоочистители.
Центральная часть фюзеляжа включает в себя:
- грузовую кабину, способную принять восемь десантников;
- заднюю конусообразную часть, где находится оборудование и ниши для уборки основных опор шасси.
Чтобы обеспечить стабильную скорость и устойчивость во время поступательного движения, ось несущего винта одновременно наклонена на 4,5° вперед и на 2,5°вправо.
Конструкция вертолетов Ми-24 и Ми-35
См. статью о боевом вертолете Ми-24.
Вертолет Ми-25 (Ми-35) построен по классической одновинтовой схеме с 5-и лопастным несущим и 3-х лопастным рулевым винтами.
Фюзеляж полумонокок, цельнометаллический. На фюзеляже установлено небольшое крыло, консоли крыла двухлонжеронные, трапецевидные в плане. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой, убирающееся в фюзеляж. Для защиты рулевого винта установлена хвостовая опора.
Силовая установка состоит из 2х ТВД ТВ3-117 (на Ми-35 ТВ3-117В), ВСУ АИ-9В. Воздухозаборники двигателей оборудуются пылезащитными устройствами. Предусмотрена установка 2 дополнительных металлических баков в фюзеляже и подвеска 2(4) ПТБ по 450 л под крылом.
Кабины членов экипажа раздельные, размещены уступом. В грузовом отсеке вдоль оси вертолёта установлены складные сиденья для отделения десантников. Доступ в грузовой отсек осуществляется через двустворчатые двери по обоим бортам. Нижние створки фиксируются в открытом положении и служат трапами. Окна могут окрываться во внутрь для ведения десантниками огня из табельного оружия.
Боевой вертолет Ми-25/Ми-35
Боевое применение Ми-25 и Ми-35
Вертолёты Ми-25 и Ми-25 принимали участие в боевых действиях:
- гражданская войны в Республике Чад (1980-1987)
- ирано-иракская война (1980-1988)
- 5-ая арабо-израильская война в Ливане (1982)
- гражданская война в Никарагуа (1983-1990)
- гражданская война в Анголе (с 1985 года)
- индо-пакистанский конфликт (1987)
- гражданская война в ЭФиопии (1988-1991)
- война в Кувейте (1990 г). Л
Также вертолеты успешно работали:
- Операции против сепаратистов на юге Ливана (Ливия)
- Операции против ТОТИ в Шри-Ланке (Индия)
- Операции против «красных кхмеров» в Камбодже (Вьетнам)
- Операции против наркомафии (Перу)
- Против мятежников и пиратов в Эфиопии (правительство Эфиопии)
На «совести» «экспортников» есть также два любопытных эпизода:
- Первый в мире бой между боевыми вертолетами (иракский Ми-25 против иранского AH-1J «Си Кобра», 1980 г.).
- Первая победа боевого вертолета над боевым самолетом (иракский Ми-25 сбил иранский истребитель F-4 «Фантом II», 24 октября 1982 г.).
• Справочник авиации • Вертолеты ОКБ Миля • Бронетехника того же периода •
Ми-35 характеристики:
-
Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
-
Пассажировместимость: до 8 солдат или 2 носилок с тяжелоранеными и медработник
-
Грузоподъёмность: 2400 кг
-
Длина: н/д
-
Длина фюзеляжа: 17,51 м
-
Диаметр несущего винта: 17,3 м
-
Диаметр рулевого винта: 3,91 м
-
Максимальная ширина фюзеляжа: 1,7 м (6,66 м с пристыкованными консолями крыла)
-
Высота: 3,97 м (с хвостовым винтом)
-
Площадь, ометаемая несущим винтом: м²
-
База шасси: 4,39 м
-
Колея шасси: 3,03 м
-
Масса пустого: 8620 кг
-
Нормальная взлётная масса: 11 200 кг
-
Максимальная взлётная масса: 11 500 кг
-
Масса топлива во внутренних баках: 1500 кг + опционально 1000 кг
-
Объём топливных баков: н/д (+ 4 х 500 л в ПТБ)
-
Силовая установка: 2 × турбовальных «Климов» ТВ3-117ВМА производства «Мотор Сич»
-
Мощность двигателей: 2 × 2200 л. с. (взлётная)
Основные модификации вертолётов Ми-25 и Ми-35
- Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д.
- Ми-25У — экспортный вариант Ми-24ДУ с полноценным двойным управлением, но без пулемёта.
- Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.
- Ми-35М1 — модернизированный, с двигателями ТВ3-117ВМА, Х-образным рулевым винтом, французской авионикой, укороченным крылом, топливными баками с пенополиуретаном. Состав вооружения аналогичен Ми-24ВП. Разработан в 1995 году.
- Ми-35М2 — высотный, с двигателями ТВ3-117ВМА-СБЗ, измененным составом радиооборудования. В состав вооружения включена ракета «Игла-В», пушка ГШ-23В с водяным охлаждением. Первый полёт 30 мая 2000 года.
- Ми-35М3 — экспортный вариант Ми-24ВМ.
- Ми-35МО — ночной, с оптико-электронной системой ГОЭС-342. В 2000 году переобрудовано 2 вертолёта.
- Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П. Поставлялся в Индию, Мексику.
- Ми-35ПН — ночной вариант Ми-35П. В 2000 году переобрудовано 2 вертолёта.
- «Mission-24» — модернизированный израильской фирмой IAI. Отличается составом БРЭО.
Характеристики Ми-25, Ми-35
Страна:
СССР
Тип:
Боевой вертолет
Год выпуска:
Как у Ми-24Д и Ми-24В
Экипаж:
3 человека
Двигатель:
2х ТВ3-117 мощностью 2200 л.с. / 2х ТВ3-117В мощностью 2225 л.с.
Максимальная скорость:
320 км/ч
Практический потолок:
Статический: 1300 м / 2000 м, динамический: 4500 м / 4600 м
Дальность полета:
595 км (боевая), 1000 км (перегоночная с подвесными баками).
Масса пустого:
8340 кг / 8500 кг
Максимальная взлетная масса:
11500 кг (нормальная взлетная 11200 кг).
Размах крыльев:
Диаметр несущего винта: 17,3 м, размах крыла: 6,66 м.
Длина:
По фюзеляжу: 17,506 м, с учетом винтов: 21,35 м.
Высота:
До втулки несущего винта: 4,39 м, по рулевому винту: 5,47 м.
Площадь крыла:
6,75 кв.м.
Вооружение:
Пушка, управляемые ракеты, НУРС (как у Ми-24 соответствующих моделей, но штатное вооружение заменено экспортными аналогами).
Характеристики приведены для моделей Ми-25/Ми-35, там где они различаются, данные даны через дробь
Боевое применение Ми-25 и Ми-35
Вертолёты Ми-25 и Ми-25 принимали участие в боевых действиях:
- гражданская войны в Республике Чад (1980-1987)
- ирано-иракская война (1980-1988)
- 5-ая арабо-израильская война в Ливане (1982)
- гражданская война в Никарагуа (1983-1990)
- гражданская война в Анголе (с 1985 года)
- индо-пакистанский конфликт (1987)
- гражданская война в ЭФиопии (1988-1991)
- война в Кувейте (1990 г). Л
Также вертолеты успешно работали:
- Операции против сепаратистов на юге Ливана (Ливия)
- Операции против ТОТИ в Шри-Ланке (Индия)
- Операции против «красных кхмеров» в Камбодже (Вьетнам)
- Операции против наркомафии (Перу)
- Против мятежников и пиратов в Эфиопии (правительство Эфиопии)
На «совести» «экспортников» есть также два любопытных эпизода:
- Первый в мире бой между боевыми вертолетами (иракский Ми-25 против иранского AH-1J «Си Кобра», 1980 г.).
- Первая победа боевого вертолета над боевым самолетом (иракский Ми-25 сбил иранский истребитель F-4 «Фантом II», 24 октября 1982 г.).
• Справочник авиации • Вертолеты ОКБ Миля • Бронетехника того же периода •
Приборное оборудование
Вертолет имеет современное приборное оборудование, повышающее точность применения установленного на борту вооружения и обеспечивающее ориентирование экипажа.
В частности, круглосуточное обнаружение и опознавание объектов на расстоянии, превышающем 4 км, обеспечивается с помощью приборов ночного видения, а также тепловизионной системы наблюдения марки IRTV-44 MGH. Точность определения текущих координат боевой машины гарантируется современной спутниковой навигационной системой GPS 115L GARMIN.
Таким образом, вертолет Ми-35 является хорошо вооруженной и надежной боевой машиной, способной выполнять разнообразные задачи в боевых условиях.
Примечания
- ↑
- ↑ .
- (недоступная ссылка). Дата обращения 7 декабря 2013.
- Журнал «Авиация и время» № 3/1996 год // Вадим Михеев «Винтокрылый штурмовик Миля»
- ↑ (20 марта 2013).
- ↑ Николай Секач. Боевой вертолёт Ми-24. — М.: ООО Издательский центр «Экспринт», 2001. — 66 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94038-012-3.
- (19 сентября 2014).
- . АРМС-ТАСС (4 сентября 2012).
- (недоступная ссылка). Дата обращения 31 августа 2012.
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения 27 августа 2012.
- International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 181. — ISBN 9781857438352.
- International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 385. — ISBN 9781857438352.
- . РИА Новости (12 апреля 2011).
- International Institute For Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 416. — ISBN 9781857438352.
- The Military Balance 2020,p.353
- The Military Balance 2018, p.479
- The Military Balance 2018, p.473
- S. W. I. swissinfo.ch, a branch of the Swiss Broadcasting Corporation. . SWI swissinfo.ch. Дата обращения 30 июля 2019.
- Алексей Михайлов. . Известия (12 сентября 2012).
- Security Monitor. (англ.). Security Monitor (3 January 2019). Дата обращения 14 января 2019.
Боевое применение Ми 35
Ещё в марте 2014 года эти армейские вертолёты использовались для воздушного патрулирования приграничной зоны в Крыму. С присоединением Крыма к России каждый год в июне проводятся лётно-тактические учения на авиационном полигоне «Опук», в которых задействованы модернизированные вертолёты Ми 35ПМ совместно с Ми 28Н и Ка 52.
Перед экипажами вертолётов поставили задачу по обнаружению низколетящих и малоскоростных воздушных целей с последующим уничтожением на удалении от 5 км до 500 метров.
Ми 35
Вертолёты Ми 35 российского производства, стоящие на вооружении армии Ирака участвовали в разгроме боевиков ИГИЛ. Воспользовавшись нестабильной обстановкой в провинции Эль-Анбар на границе с Сирией, террористы решили создать там Исламский эмират. Войска Ирака при содействии Ми 35 уничтожили десятки боевиков, среди которых лидеры бандитских формирований.
Ми 35М
Кабина Ми-35.
На переднем плане в кабине вертолета находится стрелок – оператор вооружения. Сзади него располагается летчик, рабочее место которого, для лучшего обзора, приподнято на треть метра над местом стрелка. За летчиком располагается механик. Все отсеки полностью герметизированы, внутри кабин – повышенное давление, препятствующее попаданию некачественного воздуха вовнутрь. Для сохранения комфортных условий во время полета в кабины подается тепло и вентиляция.
При разработке модели позаботились о безопасности, как членов экипажа, так и самой боевой машины. Хотя это понятие в боевых условиях – вещь относительная, но тем не менее. Установленные стальные плиты создали бронированный щит для кабины вертолета, баков ГСМ, гидробака, редукторного узла, приводной коробки. Аналогичная защита установлена между кабиной оператора и летчика, а также между бортмехаником и командиром экипажа. Кресло последнего снабжено стальными откидными защитными листами за спиной и головой. Лобовое панорамное стекло также забронировано.Оборудование вертолета.
Модификации Ми – 35.
Существует несколько вариантов этого многоцелевого боевого вертолета.Ми – 35 М. Посадочное шасси не складывается, что позволяет гасить часть энергии удара при падении. Конструкция располагает укороченными крыльями, снабжена лазерным дальномером, высотные силовые агрегаты «Климов» ВК – 2500.
Ми – 35 П. Имеет аналоговую несущую систему, как на Ми – 24, трехлопастной рулевой винт, стандартные крылья, в качестве орудийной пушечной установки размещена модель ГШ 30 К с используемыми снарядами 30- мм калибра.
Ми – 35 ПН. Используется для вылетов в темное время суток. Имеется соответствующее оборудование: «ночные» очки, устройство наведения «Зарево», позволяющая правильно устанавливать прицел в темное время суток.
Ми – 35 ПМ. В этой модели применяется новый рулевой винт, а материалом для лопастей служит новейшее композиционное сырье.Преимущества.
Детище КБ Миля Ми – 35 в настоящее время пользуется большим спросом на рынке мировом вооружения. Перечислим основные достоинства этой боевой машины.
- Многофункциональность. Позволяет выполнять различные боевые задачи.
- Удобство в эксплуатации. Способен совершать вылеты в любое время суток, время года, при большом температурном разбалансе.
- Отличная маневренность.
- Наличие большой орудийной базы, позволяет вести огонь из различного вида оружия и разным калибром.
- Надежность. Эта модель, впрочем, как и ее предшественники, находились в строю долгое время.
Технические характеристики.
На этом военном вертолете установлены два турбовальных мотора «Климов» ТВЗ — 117 ВМА по 2225 л.с. каждый. Они позволяют создать Ми – 35 следующие показатели.
- Скоростной «потолок» — 340 км/час.
- «Рабочая» скорость – 280 км/час.
- Скоростная максималка – 320 км/час.
- Дальность при перегоне – 1000 км.
- «Рабочая» дальность полета – 450 к.
- Максимальная высота в динамике – 4500 м.
- Статистическая – 1750 м.
- Вес боекомплекта – 1780 кг.
- Допустимый взлетный вес – 11 500 кг.
Большим преимуществом считается следующий показатель: в конструкции боевой машины Ми – 35 задействованы многие унифицированные узлы, применявшиеся в хорошо зарекомендовавших себя моделях Ми – 8 и Ми – 14.
Потери
Дата | Бортовой номер | Место аварии | Жертвы | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
08.09. |
Ботлихский район, Дагестан |
4/4 | Вертолёт врезался в склон горы в 20 километрах от села Ботлих во время сопровождения автоколонны. По предварительному расследованию было выяснено что командование Южного военного округа не имело права задействовать этот вертолёт в боевых задачах, поскольку машина не была проверена в работе в горах так как установленный на ней радар был не до конца отработан в режиме огибания рельефа местности. Кроме того, погибший экипаж не был допущен для полётов в сложных метеоусловиях в гористой местности. | |
28.06. |
ВВС Ирака |
Недалеко от en:Saqlawiyah, Ирак |
?/? | Сбит огнём с земли.. |
03.10. |
ВВС Ирака |
Недалеко от Байджи, Ирак |
2/2 | Сбит огнём с земли.. |
08.07. |
ВКС России |
в районе Пальмиры, Сирия |
2/2 | 8 июля 2016 года боевиками ИГИЛ был сбит российский вертолёт Ми-35М, находившийся под управлением российских лётчиков-инструкторов Ряфагатя Хабибулина и Евгения Долгина. Вертолёт упал в районе, подконтрольном сирийской правительственной армии, лётчики погибли. |
03.11. |
ВКС России |
в районе Хувейсиса, Сирия |
0/? | Был повреждён огнём с земли, произвёл вынужденную посадку близ Хувейсиса на востоке провинции Хомс. Во время ремонта добит на земле противотанковой управляемой ракетой, запущенной боевиками ИГИЛ. Экипаж не пострадал. |
04.04. |
ВВС Ирака |
Недалеко от Эль-Кута, Ирак |
0/? | Причиной крушения, по предварительным данным, стала техническая неисправность. |
02.01.2019 |
ВВС Нигерии |
Недалеко от Дамасака, Нигерия |
5/5 | Потерпел крушение при оказании авиационной поддержки войскам. |
04.02.2019 |
Сухопутные войска Венесуэлы |
Недалеко от Эль-Пао, штат Кохедес, Венесуэла |
0/5 | Потерпел крушение во время учений по отражению вторжения США. |
07.05. |
ВКС России |
Джанкой, Крым |
1/3 | При выполнении планового учебно-тренировочного полета на аэродроме совершил жесткую посадку. |