Бтр-50

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Бронетехника мира.
  2. . Army Guide.
  3. The Military Balance 2017. — P. 338.
  4. The Military Balance 2016. — P. 297.
  5. The Military Balance 2017. — P. 517.
  6. The Military Balance 2017. — P. 508.
  7. The Military Balance 2017. — P. 372.
  8. The Military Balance 2017. — P. 296.
  9. The Military Balance 2017. — P. 298.
  10. The Military Balance 2017. — P. 376.
  11. The Military Balance 2016. — P. 328.
  12. The Military Balance 2017. — P. 304.
  13. The Military Balance 2017. — P. 449.
  14. The Military Balance 2016. — P. 393.
  15. The Military Balance 2017. — P. 404.
  16. The Military Balance 2017. — P. 539.
  17. The Military Balance 2017. — P. 99.
  18. The Military Balance 2007. — P. 218.
  19. The Military Balance 2010. — P. 179.
  20. . GlobalSecurity.org.
  21. . GlobalSecurity.org.
  22. . GlobalSecurity.org.
  23. The Military Balance 2012. — P. 337.
  24. The Military Balance 2016. — P. 191.
  25. The Military Balance 2007. — P. 196.
  26. The Military Balance 2007. — P. 141.
  27. The Military Balance 2012. — P. 452.
  28. The Military Balance 2010. — P. 182.

История создания БМП-2

Первые попытки сделать бронемашину, которая бы перевозила пехоту вслед за танками, были предприняты еще в конце Первой Мировой войны. В то время автомобильная техника была несовершенной и тихоходной, так что от этой идеи на время отказались. Она вновь заинтересовала военных перед началом Второй Мировой войны. Всем было понятно, что грядущий конфликт будет войной механизированных соединений, которые требуют обязательной поддержки пехоты.

Разработки подобных машин проводились и в Германии, и в СССР. Немцы создали полугусеничный открытый бронетранспортер, который доставлял пехоту на поле боя и мог оказать ей огневую поддержку. Тем не менее, наиболее активные работы над боевой машиной пехоты начались уже после Второй Мировой войны, начиная с середины 50-х годов.

Тактика того времени предполагала активное применение в боевых операциях ядерного оружия. Военным понадобилась машина, которая могла бы защитить экипаж и пехотинцев от поражающих факторов ядерного взрыва.

В 1966 году на вооружение Советской армии была принята БМП-1 – первая машина подобного класса в мире. БМП-1 получилась подвижной и маневренной, броня надежно защищала экипаж от осколков и стрелкового оружия. Экипаж был защищен от воздействия оружия массового поражения. Эта машина имела прекрасные технические характеристики, на ней был установлен очень удачный дизельный двигатель.

Машина была вооружена гладкоствольной 73-мм пушкой «Гром», пулеметом и управляемыми противотанковыми ракетами «Малютка».

Основной проблемой машины стал недостаточный уровень ее защищенности. Подкалиберные снаряды, принятые на вооружение странами НАТО, пробивали лобовую броню БМП-1 с расстояния 1000 метров. Пушка «Бушмастер», которая была установлена на основную американскую БМП «Бредли», могла поразить БМП-1 с расстояния 2000 метров. Бортовая броня машины пробивалась даже пулями калибра 12,7 миллиметров.

Много вопросов вызывало и вооружение БМП-1. Гладкоствольная пушка «Гром» была создана на основе гранатомета СПГ-9 и носила выраженный противотанковый характер. Она вызывала нарекания: невысокая дальность стрельбы, низкая точность и небольшие углы вертикальной наводки. В начальный период эксплуатации в боекомплект БМП-1 входили только снаряды с кумулятивной боевой частью, осколочные боеприпасы были добавлены позже. Для поддержки огнем пехоты у БМП-1 оставался только пулемет, что было явно недостаточно.

Во время создания БМП-1 в СССР просто не было малокалиберной скорострельной пушки, которую можно было установить на эту машину. Автоматическая 30-мм пушка, которую можно было использовать на этой машине, появилась только в середине 70-х годов. В 1974 году начались работы над модернизацией машины на Курганском заводе, где выпускалась БМП-1.

Военные без большого энтузиазма смотрели на возможное уменьшение калибра орудия. Были проведены испытания, во время которых 30-мм пушка обстреливала танк. Броню она пробить не смогла, но танк потерял боеспособность: была заклинена башня, все навесное оборудование было уничтожено, наружные топливные баки загорелись.

Приняли решение изготовить новую машину, на вооружении которой будет находиться новое орудие. В 1980 году новая боевая машина пехоты БМП-2 была принята на вооружение. Изначально объем ее производства должен был составлять 10% от объема выпуска БМП-1. Но вскоре началась война в Афганистане, которая решила судьбу этой бронемашины. Еще до официального принятия БМП-2 на вооружение несколько десятков этих машин были отправлены в Афганистан.

Автоматическая пушка БМП-2, имеющая большие углы возвышения, как нельзя лучше подходила для условий той войны. Она могла вести эффективный огонь по противнику, занимавшему позиции на господствующих высотах. Почти сразу в армейских мастерских на машину начали устанавливать дополнительные экраны, чтобы повысить ее защиту от тяжелого стрелкового оружия. Немного позже эту работу стали выполнять на заводе-изготовителе. Так появилась модификация машины – БМП-2Д. Наибольшие потери БМП-2 в Афганистане несли от ручных противотанковых гранатометов.

Позднее БМП-2 принимала участие еще во многих конфликтах: в Ираке, на Северном Кавказе, в Карабахе. Машина почти всегда показывала свои высокие технические характеристики, надежность и простоту в эксплуатации. На ее базе были созданы многочисленные модификации, которые обычно отличаются системой вооружения и дополнительной броней. БМП-2 сегодня используют во многих армиях мира.

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Броневой корпус разделён на три отсека. В передней части находится отделение управления, в котором размещёны механик-водитель, командир машины и штурман. В верхней правой части лобового листа находится ниша штурмана. В средней части находится штабное отделение. В отличие от базовой машины, в бортовых листах отсутствуют наблюдательные лючки. Для работы с документами в штабном отделении есть стол. Задняя часть крыши штабного отделения не имеет откидных крышек и выполнена сплошной для закрепления мачты антенны по походному во время марша. В задней части установлен двигатель.

Приборы наблюдения и связи

Для наблюдения за местностью место штурмана оборудовано тремя призменными приборами ТПН-Б. На крыше штабного отделения находится вращающаяся на 360° башенка с прибором наблюдения ТПКУ-2Б. За башенкой находятся два посадочных люка с иллюминатором, благодаря которому в отделении в дневное время возможна работа без дополнительного освещения. Узел связи находится в штабном отделении. Связь обеспечивается комплексом радиостанций Р-112, Р-113 и Р-105, двухканальной радиорелейной станцией Р-403БМ, радиоприёмником Р-311, а также полевым коммутатором П-193А. Дополнительно в комплект связи входят четыре катушки с двухпроводными телефонными кабелями по 600 метров и четыре телефонных аппарата. Машина штатно комплектуется тремя четырёхметровыми, одной 11-метровой и одной 10-метровой антеннами. Внутреннее сообщение между экипажем с помощью двух комплектов танковых переговорных устройств Р-120. Работа радиостанций осуществляется с помощью агрегата питания АБ-1-П/30. Ориентирование на местности производится с помощью датчиков пути ДП, курсопрокладчика КП-2М1 и гирокурсоуказателя КМ-2.

Операторы

Карта операторов БМП-1

БМП-1 в посёлке Лебяжье

БМП-1. 2006 год

БМП-1. 2005 год

БМП-1 в ВС Монголии. 2011 год

БМП-1 в ВС РФ. 2011 год

  •  Азербайджан:

    • Национальная армия Азербайджана — 43 БМП-1, по состоянию на 2016 год
    • Государственная пограничная служба Азербайджана — 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2016 год
  •  Алжир — 685 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Ангола — 250 БМП-1/БМП-2/БМД-3, по состоянию на 2016 год
  •  Армения:

    • Вооружённые силы Армении — 75 БМП-1 и 6 БМП-1К, по состоянию на 2016 год
    • МВД Армении — 44 БМП-1 и 1 БМП-1К, по состоянию на 2016 год
    • Пограничная охрана Армении — 35 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Болгария — 90 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Венгрия — некоторое количество БРЭМ на базе БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Вьетнам — 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2016 год
  •  Гвинея — 2 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Греция — 398 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Грузия — 25 БМП-1, по состоянию на 2017 год
  •  Демократическая Республика Конго — 20 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Египет — 220 БМП-1 на хранении, по состоянию на 2016 год
  •  Индия — более 350 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Иран — 210 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Ирак — около 80 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Камбоджа — 70 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Киргизия — 230 БМП-1, по состоянию на 2017 год
  •  Кот-д’Ивуар — 10 БМП-1/БМП-2 скорее всего небоеспособных, по состоянию на 2016 год
  •  Куба — около 50 БМП-1/БМП-1П, по состоянию на 2016 год
  •  Ливия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Мозамбик — 40 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Монголия — 310 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Никарагуа — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Польша — первые БМП-1 поступили в войска в 1974 году, последние — в 1988 году. По состоянию на 2016 год — 1268 БМП-1
  •  Россия

    Сухопутные войска России — 500 БМП-1 (дополнительно 7000 БМП-1 на хранении) и некоторое количество БРЭМ на базе БМП-1, по состоянию на 2016 год

    :

  •  Сирия — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Словакия — 148 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Судан — 135 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2016 год
  •  Таджикистан — 8 БМП-1, по состоянию на 2017 год
  •  Туркмения — 600 БМП-1/БМП-1М, по состоянию на 2017 год
  •  Украина:

    • Вооружённые силы Украины — 193 БМП-1/БМП-1АК, по состоянию на 2019 год
    • Морская пехота Украины — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2019 год
  •  Уругвай — 18 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Чад — 83 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Чехия — 98 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Шри-Ланка — 13 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Экваториальная Гвинея — 20 БМП-1, по состоянию на 2016 год
  •  Эритрея — 15 БМП-1, по состоянию на 2016 год

Бывшие операторы

БМП-1 ВС Афганистана. 2005

  •  Афганистан — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2010 год
  •  Белоруссия — 109 БМП-1, по состоянию на 2010 год, сняты с вооружения.
  •  Йемен — 420 БМП-1, по состоянию на 2005 год, 100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  •  Казахстан — 730 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  •  КНДР — некоторое количество БМП-1, по состоянию на 1985 год, на данный момент количество и статус неизвестны
  •  СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам
  •  США — 21 БМП-1. 19 единиц БМП-1 поставлены из ФРГ в 1991 году, ещё 2 единицы поставлены из ФРГ в 1993 году
  •  Финляндия — 10 BMP-1TJ, по состоянию на 2012 год
  •  Швеция — 350 Pbv 501 (куплены в ФРГ, из состава бывшей ГДР, модернизированы в Чехии)[источник не указан 1978 дней]
  •  Югославия — 40 единиц поставлено из СССР в 1972 году
  •  Южная Осетия — 80 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2008 год.

Модификации

  • БМП-3К — боевая машина пехоты командирская, разработана на базе БМП-3 и предназначена для действий в составе подразделения, управления боем, связи с другими подразделениями и с вышестоящим звеном управления. Основные тактико-технические характеристики и вооружения аналогичны БМП-3. Машина оснащена навигационной аппаратурой, двумя радиостанциями, приёмником, аппаратурой внутренней связи на семь абонентов, автономным генератором и радиолокационным ответчиком. Радиостанция Р-173, дальность связи до 40 км.
  • БМП-3М — усовершенствованная модификация БМП-3. Превосходит базовую версию по подвижности и огневой мощи благодаря установке нового турбированного двигателя УТД-32Т мощностью 660 л. с. и усовершенствованной системы управления огнём, позволяющей распознавать цели и вести прицельную стрельбу на больших дальностях и скоростях движения. Отличается повышенной защищенностью за счет установки дополнительных броневых экранов и комплекса активной защиты «Арена-Э», который обеспечивает защиту машины от управляемых и неуправляемых противотанковых ракет и гранат противника. СУО позволяет автоматически распознавать, сопровождать и атаковать цели в движении. Дальность распознавания цели типа танк составляет 4500 м. Установленные бортовые экраны защищают от поражения бронебойными пулями калибра 12,7-мм, а также снижают воздействие кумулятивной струи. Десантирование солдат производится через кормовой люк, что несколько осложнено необходимостью переползания десанта через двигатель.
  • БМП-3 c КОЭП «Штора-1» — обеспечивает эффективную защиту машины от поражения ПТУР с полуавтоматическими и автоматическими системами наведения. Его высокая эффективность была подтверждена после выставки IDEX-2003 на полигоне Макатра. При стрельбе по ней различными ПТУРами с дальности 3000 м ни одна из ракет не достигла цели.
  • БМП-3 с ДЗ «Кактус» — продемонстрирована на выставке в Омске в 2001 году. Блоки ДЗ, нечувствительной к прострелу пулей 12,7мм, расположены на бортовых и лобовых частях корпуса и башни совместно с резинотканевыми и решетчатыми экранами. Дополнительная защита значительно повышает живучесть БМП в условиях применения лёгких противотанковых средств с кумулятивными боевыми частями. Комплекс вооружения, система управления огнём, внутренняя компоновка, МТО аналогичны базовому образцу. В связи с увеличением массы БМП не может плавать. При демонтаже дополнительной защиты эта способность возвращается, так как водометные двигатели сохранились. Машина имеет большие габариты по ширине (до 3,97 м) и длине корпуса (до 7,16 м).


БМП-3М «Драгун» с модулем БМ 100+30.

  • БМП-3М «Драгун» — модернизация БМП-3М. Моторно-трансмиссионное отделение перенесено вперёд и перекомпоновано десантное отделение; десантирование производится через аппарель. Силовую установку составляет вариант двигателя типа УТД-32 мощностью 816 л. с. с турбонаддувом, четырёхтактный, с непосредственным впрыском топлива, жидкостного охлаждения, многотопливный, с сухим картером. Имеется три типа боевых модулей, которыми может оснащаться «Драгун»: «БМ 100+30» со 100-мм 2А70 и 30-мм 2А72 пушками; «БМ 57» с 57-мм пушкой; «БМ 125» с 125-мм пушкой 2А75.
  • БМП-3 «Деривация» — версия с необитаемым модулем АУ220М, включающим 57-мм автоматическую пушку.

Варианты модернизации

Уже в 1959 году в серийное производство была запущена самая массовая модификация гусеничного бронетранспортёра, получившая обозначение БТР-50ПК. Главным отличием данной модели было наличие крыши, которая закрывала всё десантное отделение. Для посадки и высадки десанта в крыше спроектировали три отдельных люка.

Стоит отметить, что крышей в 1959 году оснастили все имеющиеся советские бронетранспортёры, это касалось и колесных машин – БТР-40 и БТР-152. Советские военные учли опыт городских боев в Венгрии в 1956 году, когда десантники оказывались уязвимы для огня с верхних этажей зданий, помимо этого, внутрь корпуса можно было легко закинуть бутылки с горючей смесью или гранаты. Помимо защитной функции, крыша над десантным отделением улучшала и без того очень хорошие амфибийные свойства БТР, позволяя плавать даже при легком волнении, вода просто не попадала внутрь машины.

БТР-50ПК польской народной армии

Также достаточно массовой стали командно-штабные машины БТР-50ПУ и БТР-50ПН, производство первой модели в Волгограде развернули в 1958 году. Такая машина могла перевозить до 10 человек, а в штабном отделении для работы с картами и документами установили стол. Также отличительной особенностью командно-штабной машины было наличие комплекса из трех радиостанций Р-112, Р-113 и Р-105. Штатным оборудованием боевой машины стали три четырехметровых антенны, одна 10-ти и одна 11-метровая антенна. В процессе модернизации машин менялся состав размещенного внутри оборудования и связи.

Уже в 1970-е годы часть первых серийных БТР-50П переделали в машины технической помощи (МТП). Такая бронетехника использовалась мотострелковыми подразделениями, получившими на вооружение новые боевые машины пехоты БМП-1.

В модернизированных бронетранспортёрах вместо десантного размещалось производственное отделение с бронированной крышей. Высота отделения была увеличена, что позволяло ремонтникам работать в полный рост. В производственном отделении перевозился рабочий инструмент, устанавливалось оборудование и приспособления для ремонта и обслуживания БМП-1, имелись и средства для эвакуации боевой машины пехоты. А для установки и монтажа на БМП-1 различных узлов и агрегатов на МТП разместили кран-стрелу.

Модель МТП

Всего за время серийного производства с 1954 по 1970 год в СССР удалось собрать до 6500 бронетранспортёров БТР-50 различных модификаций. Данная техника оставалась на вооружении Советской Армии до конца существования СССР. Часть данных бронетранспортёров по-прежнему может находиться на хранении.

При этом интерес к подобным машинам есть и сейчас. К примеру, Харьковский завод имени Малышева до сих пор предлагает варианты модернизации данного БТР с установкой новых двигателей мощности 400 л.с., крупнокалиберных пулеметов, новой коробки переключения передач и доработанных элементов ходовой части. На украинском предприятии надеются, что модернизированные БТР-50 смогут заинтересовать потенциальных заказчиков из стран Африки и Азии.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

237

Производство и модификации БТР-50

Схематический чертеж бронетранспортера БТР-50

БТР-50П (объект 750) обр.1954 г. – серийный БТР

БТР-50П2 обр.1955 г. – серийный БТР с ЗТПУ-2

БТР-50ПК (объект 750ПК) обр.1958 г. – серийный БТР с закрытым корпусом

БТР-50ПН (объект 905) обр.1958 г. – командно-штабная машина

БТР-50ПУ (объект 750ПУ) обр.1959 г. – командно штабная машина

БТР-50ПУМ (объект 750ПУМ) – модернизированная командно-штабная машина

БТР-50ПУМ1 (объект 750ПУМ1) обр.1972 г. – модернизированная командно-штабная машина.

БТР-50ПА (объект 750М) вып.1956 г. – опытный БТР с установкой КПВТ на турельной установке

БТР-50П4 вып.1955 г. – опытный БТР с установкой ЗТПУ-4

ОТ-62 «Topaz» — модернизация БТР-50 заводом им. Малышева в 2010 году.Предусматривает установку одного из двух вариантов боевого модуля в составе 30-мм автоматической пушки ЗТМ1 или 2А72, 7,62-мм пулемёта КТ-7,62 или ПКТ, противотанкового ракетного комплекса «Конкурс» и автоматического гранатомёта АГС-17. Силовая установка с двигателем В-6 заменяется силовой установкой с двигателем УТД-20 мощностью 300 л.с. либо многотопливным дизелем ЗТД-2 мощностью 350 л.с. в комплекте с пятиступенчатой коробкой передач с планетарными механизмами поворота и доработкой узлов ходовой части. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч.

TOPAS-2АР – БТР для польской армии с комплексом вооружения от БТР ОТ-64 (Чехословакия/Польша)

БТР-50ПУМ 1985 г. – командно-штабная машина с аппаратурой аналогичной установленной в КШМ Р-145БМ (Финляндия)

БТР-50ПУМ 1988 г. – командно-штабная машина с усиленным бронированием (Финляндия)

Пингвин («объект 209») — антарктический вездеход;

БТР-50ПКМ — белорусский проект модернизации БТР-50. Установлен новый дизельный двигатель повышенной мощности и трансмиссия, объединённые в силовой блок. При этом максимальная скорость увеличилась до 60 км/ч, а запас хода — до 450 км. Также улучшены эргономические характеристики.

БТР-50S (2005) — сербская модернизация БТР-50ПК предназначенная на экспорт. На машине установлена башня M91E от БМП M80, c 30-мм автоматической пушкой, 7,62-мм пулемётом, двумя пусковыми установками ПТРК 9М14М «Малютка», и четырьмя дымовыми гранатомётами.

БТР-50ПМ — индонезийская модернизация с двигателем мощностью 270 л.с. В результате скорость по шоссе увеличилась до 50 км/ч, а запас хода составляет 400 км. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.

PAL-AFV — индонезийская модернизация БТР-50ПМ. На машине установлен новый двигатель мощностью 300 л.с. Изменена носовая часть и МТО. В результате скорость по шоссе увеличилась до 60 км/ч, а запас хода составляет 480 км. Масса возросла до 14 700 кг. Экипаж 3 человека, десант 14 человек.

Характеристики бронетранспортера БТР-50

Страна:
СССР

Тип:
Бронетранспортер

Дата выпуска:
1954 г.

Длинна:
7070 мм

Ширина:
3140 мм

Высота:
2030 мм

Броня, лоб:
6 -13 мм

Броня, борт:
6 -13 мм

Броня, башня:
6 -13 мм

Экипаж:
2 человека + 10 десантников (+ ещё 10 на броне)

Двигатель:
1х В6В, мощностью 240 л.с.

Дальность хода:
260/360 км (БТР-50П/БТР-50ПК)

Максимальная скорость:
45 км/ч (10 км/ч на плаву)
Масса:
13,9/14,2 тонн (БТР-50П/БТР-50ПК)
Вооружение:
1х пулемет 7,62-мм СГМБ (1250 патронов)

Эргономика

Улучшение эргономических характеристик управления изделием обеспечивается:

  • установкой рулевой колонки мотоциклетного типа
  • установкой педали тормоза
  • установкой рычага управления стояночным тормозом
  • установкой рычагов управления замедленной передачей

Уменьшение усилий на органах управления осуществляется за счет гидравлического усиления в приводах управления коробкой передач, главным фрикционом, поворотом, остановочным тормозом. Усилия на органах управления БТР-50ПКМ соответствуют современным эргономическим нормам.

Пневматическая система, установленная на БТР-50ПКМ, обеспечивает запуск двигателя сжатым воздухом, работу приводов управления главным фрикционом и остановочными тормозами при неработающем двигателе. Заправка баллона пневмосистемы осуществляется от установленного на изделии компрессора, имеющего привод от тягового двигателя.

Примечания

  1. The Military Balance 2017. — P. 338.
  2. The Military Balance 2016. — P. 297.
  3. The Military Balance 2017. — P. 517.
  4. The Military Balance 2017. — P. 508.
  5. The Military Balance 2017. — P. 372.
  6. The Military Balance 2017. — P. 296.
  7. The Military Balance 2017. — P. 298.
  8. The Military Balance 2017. — P. 376.
  9. The Military Balance 2016. — P. 328.
  10. The Military Balance 2017. — P. 304.
  11. The Military Balance 2017. — P. 449.
  12. The Military Balance 2016. — P. 393.
  13. The Military Balance 2017. — P. 404.
  14. The Military Balance 2017. — P. 539.
  15. The Military Balance 2017. — P. 99.
  16. The Military Balance 2007. — P. 218.
  17. The Military Balance 2010. — P. 179.
  18. The Military Balance 2012. — P. 337.
  19. The Military Balance 2016. — P. 191.
  20. The Military Balance 2007. — P. 196.
  21. The Military Balance 2007. — P. 141.
  22. The Military Balance 2012. — P. 452.
  23. The Military Balance 2010. — P. 182.

История создания гусеничного плавающего бронетранспортёра БТР-50П

Выданное ГБТУ тактико-техническое задание сразу же предусматривало создание двух новых боевых машин – легкого плавающего танка и бронетранспортёра на его базе с максимально возможной унификацией узлов и агрегатов конструкции. Новый советский БТР создавался совместно конструкторами ВНИИ-100 (Ленинград), Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) и завода «Красное Сормово», общее руководство над проектом осуществлял известный советский танковый конструктор Ж. Я. Котин.

К работам по созданию новых боевых машин в СССР приступили 15 августа 1949 года, а технический проект нового бронетранспортёра был готов уже 1 сентября 1949 года.

С самого начала работ перед советскими конструкторами стояла задача – создать гусеничный плавающий бронетранспортёр, предназначенный для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений Советской Армии, а также разных военных грузов, в том числе артиллерийских орудий и легкой колесной техники в условиях возможного огневого противодействия со стороны вероятного противника.

Работы над танком и БТР велись параллельно, но бронетранспортёр создавался с некоторым отставанием от графика. Такая задержка обосновывалась отработкой большого количества конструкторских решений, к примеру водометного движителя, сначала на легком плавающем танке ПТ-76. Именно успешные испытания ПТ-76 вселяли в конструкторов уверенность в то, что и работы по созданию БТР будут завершены столь же удачным образом.

БТР-50П

Одним из требований технического задания при создании новой боевой машины была перевозка двух тонн различных грузов вплоть до дивизионной артиллерии и внедорожника ГАЗ-69. Работая над решением этой задачи, конструкторы столкнулись с трудностями при выборе погрузочного устройства. Рассматривались два основных варианта: крановая установка с электроприводом и лебедка с приводом от основного двигателя бронетранспортёра с погрузкой по откидным аппарелям. В ходе работ от варианта с краном отказались по причине чрезмерной конструкторской и эксплуатационной сложностью данного решения.

Интересным фактом является то, что уже во время испытаний нового гусеничного БТР конструкторы по собственной инициативе провели стрельбы на суше и на плаву из перевозимых артиллерийских систем: противотанковой 57-мм пушки ЗИС-2 и даже 85-мм пушки Д-44. Проведение подобных испытаний техническими заданиями от военных не предусматривалось, единственным требованием была транспортировка дивизионной артиллерии.

На удивление многих данные стрельбы прошли успешно и не привели к поломкам в ходовой части бронетранспортёра и каким-либо происшествиям. Более того, запаса плавучести машины оказалось вполне достаточно и для ведения огня из перевозимого орудия без затопления или опрокидывания БТР, что только подтверждало очень высокие амфибийные возможности новых машин.

Легкий плавающий танк ПТ-76

Первый опытный образец гусеничного бронетранспортёра был готов к концу апреля 1950 года, с 26 апреля по 11 июня того же года БТР проходил заводские испытания. Проведенные испытания позволили скорректировать техническую документацию на новую боевую машину, уже в июле было готово два новых опытных образца «Объекта 750», государственные испытания которых велись во второй половине 1950 года.

По результатам госиспытаний машину в очередной раз доработали, и в третьем квартале 1951 года ЧКЗ представил на испытания еще два опытных образца, которые в следующем году прошли стадию войсковых испытаний. Военные отметили недостаточную прочность конструкции волноотражательного щитка, неудовлетворительную кучность боя штатного вооружения – крупнокалиберного 12,7-мм пулемета ДШК, а также случаи самопроизвольного срабатывания противопожарного оборудования.

После устранения всех указанных военными недостатков и доработки БТР прошли осенью 1953 года контрольные испытания, преодолев в совокупности 1,5 тысячи километров. В апреле следующего года новый бронетранспортёр был официально принят на вооружение Советской Армии приказом министра обороны СССР под обозначением БТР-50П.

Новая советская боевая машина была уникальной по многим своим характеристикам и представляла собой полностью отечественную разработку, которая создавалась без оглядки на иностранные образцы подобной техники. Более того, плавающий танк ПТ-76 с мощным артиллерийским вооружением, на шасси которого и создавался БТР-50П, был единственной в своем роде машиной. Во многом созданию подобной техники помог большой опыт по разработке легких плавающих танков, который был накоплен в СССР еще перед Второй мировой войной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector