«дикое поле» расконсервирует советские 85-мм противотанковые пушки д-48
Содержание:
- Примечания
- Техническое обслуживание
- Модификации
- Где можно увидеть
- История создания
- Гаубица М-30 — видео
- Оценка проекта
- Модификации
- Модернизация
- Оценка проекта
- Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
- Конструкция
- Проект модернизации
- Характеристики и свойства боеприпасов
- 122-мм пушка обр. 1931 г. за рубежом
Примечания
- The Military Balance 2017. — P. 201.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 320. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 82. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 449. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 450. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- The Military Balance 2017. — P. 205.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 441. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 393. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 458. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 275. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 280. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 471. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 473. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 289. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 444. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 445. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
- The Military Balance 2012. — P. 355.
- The Military Balance 2012. — P. 443.
- Рузаев С.В. Артиллерийские системы из коллекции музея военной техники УГМК. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2017. — 80 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-85383-687-7.
Техническое обслуживание
Техническим обслуживанием дизель-поезда является комплекс работ по поддержанию состава в состоянии технической исправности и готовности к работе. В соответствии с указанием ОАО «РЖД» № 622р от 6 апреля 2006 года, периодичность технического обслуживания дизель-поезда Д1м устанавливалась: в объёме ТО-1 — при приёмке и сдаче поезда; в объёме ТО-2 — не более 48 часов; в объёме ТО-3 — не более 10 суток.
Ремонт дизель-поезда включает комплекс работ по восстановлению исправности и работоспособности состава. В соответствии с тем же приказом, периодичность текущего ремонта дизель-поезда Д1 устанавливалась: в объёме ТР-1 — 2 месяца; в объёме ТР-2 — каждые 90 000 км, но не более 9 месяцев; в объёме ТР-3 — каждые 180 000 км, но не более 18 месяцев. Периодичность капитального ремонта устанавливалась: в объёме КР-1 — 720 000 км, но не более 4,5 лет; в объёме КР-2 — 1 440 000 км, но не более 9 лет.
Модификации
- ЗИФ-25 — казематная пушка 52-ПК-412
-
Д-10С — противотанковая пушка 52-ПС-412, предназначенная для установки в САУ СУ-100 и СУ-101
Д-10СУ — противотанковая пушка 52-ПС-412У, отличается от базового варианта наличием механизма уравновешивания
-
Д-10Т — танковая пушка 52-ПТ-412, предназначенная для установки в танк Т-54
-
Д-10Т2 — танковая пушка 52-ПТ-412-2, оснащена механизмом уравновешивания, предназначенная для установки в танк Т-54
-
Д-10ТГ — танковая пушка 52-ПТ-412С, оснащена эжектором и одноплоскостным стабилизатором вооружения, предназначенная для установки в танк Т-54А
-
Д-10Т2С — танковая пушка 52-ПТ-412Д, оснащена эжектором и двухплоскостным стабилизатором вооружения, предназначенная для установки в танк Т-54Б и Т-55
Д-33 — танковая пушка 2А48 и 2А48-1, облегчённая на 600 кг, предназначенная для установки в танки Объект 685 и Объект 934
-
Д-10Т2С — танковая пушка 52-ПТ-412Д, оснащена эжектором и двухплоскостным стабилизатором вооружения, предназначенная для установки в танк Т-54Б и Т-55
-
Д-10ТГ — танковая пушка 52-ПТ-412С, оснащена эжектором и одноплоскостным стабилизатором вооружения, предназначенная для установки в танк Т-54А
- Д-50/Д-10 — противотанковая пушка, предназначенная для установки в СПТП СУ-100П
- М-63 — модификация, предназначенная для установки в СПТП СУ-100М
- Type 59 — китайская копия пушки Д-10Т для установки в танк Тип 59
-
Д-10Т2 — танковая пушка 52-ПТ-412-2, оснащена механизмом уравновешивания, предназначенная для установки в танк Т-54
Где можно увидеть
-
Белоруссия
- д. Н.Свержень, на въезде в деревню
- г. Гомель Госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны
- г. Жодино, ул. Советская
- г. Славгород, площадь возле РайИсполКома
- г. Солигорск, ул. Набережная
- д. Буйничи, Могилёвская область, мемориал «Буйничское поле»
- г. Слоним, площадка возле здания суда (ул. Брестская, 44)
- г. Глубокое, парк Победы.
- Россия
Д-44 у памятника воинам погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Город Краснослободск, Мордовия
-
- г. Ермолино Калужской области, городской парк.
- д. Васильевское г.о. Серпухов, напротив школы
- г. Балабаново Калужской области, Центральная площадь
- г. Благовещенск Амурской области, Площадь победы
- г. Вологда, Парк Победы
- г. Верхняя Пышма, Свердловская область, Музейный комплекс УГМК
- г. Дубна Московской области, ул. 9 мая перед братскими могилами
- г. Екатеринбург, «Завод № 9», в заводском музее
- г. Железногорск Курской области, площадь перед Администрацией города
- г. Котельники, Московской области, аллея Славы в микрорайоне Ковровый
- г. Краснослободск, Мордовия, у памятника воинам погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
- г. Кубинка, парк »Патриот», зона реконструкции исторических событий, маршрут «Гонка Героев»
- г. Лодейное Поле Ленинградской области, Братское кладбище
- г. Люберцы Московской области, Монумент павшим воинам с вечным огнём
- г. Мичуринск Тамбовской области, площадь Славы
- г. Москва, возле метро Петровско-разумовская
- г. Москва, г. Московский, музейный экспонат перед школой № 2065
- г. Москва, сквер на Карельском бульваре
- г. Москва, Щербинка, Театральная улица, у памятника «Воинам, павшим в ВОВ»
- г. Новокуйбышевск Самарской области, Парк Победы
- г.Ноябрьск, Монумент павшим воинам с вечным огнём
- г. Окуловка Новгородской области, парк перед Администрацией муниципального района
- г. Подольск, микрорайон Климовск, сквер Подольских курсантов Гимназии имени у Подольских курсантов
- г. Протвино Московской области, Мемориал «Рубеж обороны»
- г. Салехард. Ямало-Ненецкий автономный округ.
- г. Шилка. Забайкальского края. Мемориал «Воинской и трудовой славы»
- д. Падиково Истринского района Московской области, Музей отечественной военной истории
- ЗАТО Межгорье, площадь перед дворцом культуры
- Краснодарский край, Успенский район, село Коноково , монумент победы.
- Красногорск, ЖК АРТ, открытая площадка двора, орудие № 6996, 1950 г.в.
- пос. Медведевка Калининградской области, Военно-мемориальное кладбище «Курган славы»
- Михайловск, Ставропольский край,Мемориальный комплекс «Огонь Вечной Славы»
История создания
В ходе Гражданской войны отмечалась высокая эффективность 120-мм морских пушек Канэ,
использовавшихся на бронепоездах и импровизированных речных канонерских лодках. Также к концу 1920-х годов стало очевидно, что 107-мм пушка обр. 1910 г., использовавшаяся в корпусной артиллерии, устаревает, а запланированная модернизация этого орудия не решит большинства проблем. В январе 1927 года Артиллерийский комитет постановил начать работы по новой 122-мм корпусной пушке. Работы над орудием вело конструкторское бюро (КБ) Артиллерийского комитета под руководством Ф. Ф. Лендера (до его смерти в сентябре 1927 года). В 1928 году был готов эскизный проект, а в начале 1929 года — технический проект нового орудия. С июня 1929 года доработку проекта вело конструкторское бюро Орудийно-арсенального треста при активном участии сотрудников КБ Артиллерийского комитета.
17 июня 1929 года Пермскому заводу был выдан заказ на разработку рабочих чертежей и изготовление опытного образца орудия, который был подан на полигонные испытания в октябре 1931 года. Опытный образец орудия испытывался с разными по конструкции стволами (лейнированным и скреплённым), причём оба варианта имели дульный тормоз. По результатам испытаний, в мае 1932 года опытный образец орудия был отправлен на доработку. Доработку орудия вело КБ завода № 38, которое и присвоило в 1933 году орудию индекс А-19. В том же 1933 году сталинградскому заводу «Баррикады» была заказана опытная серия из 3 орудий, которая была сдана лишь в марте 1935 года. В ноябре 1935 года на Лужском полигоне были проведены войсковые испытания орудия, завершившиеся в целом успешно, и 13 марта 1936 года пушка была официально принята на вооружение РККА под наименованием «122-мм корпусная пушка обр. 1931 г.»
Гаубица М-30 — видео
https://youtube.com/watch?v=D-kksCth1ko
Хотя производство М-30 в странах СНГ прекратилось несколько лет назад, гаубица до сих пор выпускается в Китае под обозначением 122-мм гаубица Тип 54 или Тип 54-1 — последняя модификация имеет несколько конструктивных отличий, обусловленных особенностями местных технологий.
В целом 122-мм гаубица М-30 имеет классическую конструкцию: прочный надежный двухстанинный лафет, жестко закрепленный щит с поднимаемым центральным листом, и ствол длиной 23 калибра без дульного тормоза. Пушка оснащена тем же самым лафетом, что и 152-мм гаубица Д-1 (М1943). Колеса большого диаметра оснащены цельными скатами, заполненными губчатой резиной, но модификация М-30, выпускавшаяся в Болгарии, имеет колеса другой конструкции. Каждое орудие имеет сошники двух различных типов — для мягкой и твердой почвы.
В свое время гаубица М-30 была основным вооружением самоходной артиллерийской установки СУ-122, созданной на шасси танка Т-34, но в настоящее время таких установок не осталось больше ни в одной армии. В Китае до сих пор выпускается такая самоходная артиллерийская установка: гаубица Тип 54-1 установлена на шасси бронетранспортера Тип 531.
Основным видом боеприпасов гаубиц М-30 является высокоэффективный осколочный снаряд, весящий 21,76 кг. имеющий дальность до 11 800 метров. Для борьбы с бронированными целями теоретически может использоваться бронебойный кумулятивный снаряд БП-463, способный на максимальной дистанции прямого выстрела 630 метров пробить броню толщиной до 200 мм, однако в настоящее время такие боеприпасы практически не используются.
Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 на улицах Берлина.
Модификации и опытные образцы на базе М-30
За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. На базе ствольной группы гаубицы М-30 выпускались следующие образцы артиллерийских орудий:
М-30С (индекс ГАУ — 53-ГС-463) — слегка модифицированный вариант М-30 для установки на самоходной артиллерийской установке СУ-122.
У-11 — новое орудие с баллистикой, идентичной М-30, предназначенное для вооружения танков и самоходных установок. От М-30 орудие У-11 отличалось сильно изменённой конструкцией противооткатных устройств, которые были уменьшены в размерах для лучшей компоновки в стеснённых условиях боевого отделения машины. Самоходный вариант У-11 устанавливался на опытную САУ СУ-122М, но не выдержал испытаний по причине низкой надёжности. Танковый вариант гаубицы
У-11 устанавливался на опытный танк Объект 234, который также известен как ИС № 2 (не путать с серийными ИС-2, вооружёнными длинноствольной 122-мм пушкой Д-25).
Д-6 — ещё один вариант гаубицы с баллистикой, идентичной М-30, предназначенный для монтажа в САУ. Гаубица Д-6 была смонтирована на опытной САУ СУ-122-III, но, как и У-11, не выдержала испытаний по причине низкой надёжности.
Самоходные артиллерийские установки с М-30
САУ СУ-122
М-30 устанавливалась на следующие САУ:
СУ-122. САУ на базе танка Т-34. Выпускалась с декабря 1942 г. по август 1943 г. Всего выпущено 638 шт.
СГ-122. САУ на базе трофейных немецких танков PzKpfw III и САУ StuG III. Выпущено около 20 шт. в начале 1943 г.
12,2-cm Kanone (r) auf Geschützwagen Lorraine-Schlepper (f). Немецкая САУ, представляющая собой установку трофейной гаубицы М-30 на шасси трофейного же французского тягача Lorraine. Известно об одном экземпляре данной САУ, действовавшей во Франции на железнодорожной платформе, входящей в состав бронепоезда.
Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 в бою против немецких танков. На переднем плане погибший артиллерист. 3-й Белорусский фронт.
Оценка проекта
122-мм пушка обр. 1931 г. в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург. Хорошо видны органы наведения и прицельные приспособления
122-мм пушка образца 1931 г. обладала достаточно совершенной конструкцией для своего времени, в частности, она была одним из первых советских орудий на лафете с раздвижными станинами, что существенно увеличивало возможности орудия по манёвру огнём. Дополнительную гибкость использованию орудия придавало наличие четырёх зарядов и угла возвышения 45°, в связи с чем данное орудие может быть классифицировано как пушка-гаубица. Недостатки орудия были связаны с лафетом — не очень удачный колёсный ход ограничивал подвижность пушки, отсутствовало автоматическое отключение подрессоривания (что снижало скорость перехода из походного в боевое положение и обратно), подъёмный механизм оказался медленным и ненадёжным, имелись технологические проблемы при изготовлении лафета. В итоге, эти недостатки привели к замене 122-мм пушки образца 1931 г. на 122-мм пушку образца 1931/37 гг., представлявшей собой наложение ствольной группы 122-мм пушки на лафет 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20. Тем не менее, несмотря на недостатки, к началу Великой Отечественной войны пушка была вполне боеспособным орудием.
Сравнение пушки с другими артсистемами затруднено недостатком аналогов. Многочисленные 105-мм пушки, такие как немецкая 10,5 cm K.18, как правило, были легче и имели близкую или несколько бо́льшую дальность стрельбы, но масса их 15-килограммового снаряда не шла ни в какое сравнение с 25-килограммовым снарядом А-19. Мощные 150-мм пушки вроде немецкой 15 cm K.18 при более тяжёлом снаряде и существенно бо́льшей дальности стрельбы были намного тяжелее, и соответственно сильно уступали А-19 в стоимости и мобильности. Сравнение же со 128-мм немецкими пушками некорректно — эти орудия появились в самом конце войны, имели мощную баллистику и большой вес (8,3—12,2 т). Старые пушки периода Первой мировой войны с однобрусным лафетом, такие как польская 120-мм или английская 127-мм 60 pounder были существенно легче, но имели существенно меньшую дальность стрельбы (11—12 км). Полными аналогами А-19 можно считать лишь бельгийскую 120-мм пушку, английскую 114-мм и американскую . Бельгийское орудие было существенно легче 122-мм пушки образца 1931 г. (5,4 т в боевом положении), но имело несколько более лёгкий снаряд (21,9 кг) и меньшую дальность стрельбы (17,6 км). Английская же пушка примерно равна советской, обладая близкой массой орудия (7,3 т), массой снаряда (24,95 кг) и дальностью стрельбы (19,2 км). Стоит отметить, английская пушка выпущена несколько позднее (серийное производство с 1937 года, причём к 1940 году произведено всего 72 орудия). Американское орудие, представлявшее собой наложение ствольной группы английской пушки на лафет 155-мм гаубицы M1, при близких к А-19 массе снаряда и дальности стрельбы было существенно легче (5,6 т), однако данная пушка была разработана существенно позднее А-19 и её выпуск не был массовым.
Модификации
152-мм гаубица обр. 1943 года Д-1 в Познаньской цитадели, Польша. Явно нуждается в покраске.
За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. Однако на базе ствольной группы гаубицы Д-1 были разработаны её танковый и самоходный варианты.
Танковая гаубица Д-15
Переход Красной Армии к активным наступательным действиям в середине 1943 года и большая надобность в мобильных средствах по борьбе с вражескими укреплениями неожиданно реанимировали концепцию «артиллерийского» тяжёлого танка КВ с мощной гаубицей вместо штатной 76-мм пушки — фактически возврат к КВ-2. Вероятно, причиной такого поворота событий было снятие с производства средних штурмовых орудий СУ-122 и отвлечение тяжёлых СУ-152 на противотанковые надобности. Главный конструктор завода № 9 Ф. Ф. Петров быстро разработал танковый вариант гаубицы Д-1 путём установки её на монтировку 85-мм танковой пушки Д-5. Такой «гибрид» двух артиллерийских систем получил сначала «совмещённый» индекс Д-1-5, который позже превратился в официальное обозначение Д-15. Было изготовлено одно опытное орудие Д-15, которое отправили танкостроителям в Челябинск, но сведений о его монтаже в башне танка КВ-85 не имеется. С другой стороны, уже в октябре 1943 года ожидались новые танки ИС-2, вооружённые мощной 122-мм пушкой и САУ ИСУ-152 на их базе, поэтому надобность в специализированном артиллерийском танке отпала, проект установки Д-15 на шасси КВ был закрыт.
Проект СУ-Д15
Несмотря на отсутствие надобности в танковом варианте Д-1, гаубицей Д-15 заинтересовались конструкторы средних самоходных установок на базе танка Т-34 во главе с Л. И. Горлицким. Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработок проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению. Однако комиссия также отметила и недостатки — малый возимый боезапас, перегрузку передних катков машины. Вооружение средних САУ столь мощными орудиями было признано излишним в свете развёрнутого серийного производства тяжёлых ИСУ-152, в металле СУ-Д15 не изготавливалась. Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.
Модернизация
В процессе производства поездов в техническую часть вносились незначительные изменения и новшества. На поездах начиная с номера 286 был установлен компрессор МК135 производительностью 1450л/мин. На № 306 и последующих из-за установки воздушных фильтров при усовершенствовании системы вентиляции пришлось отказаться от багажного отделения. Также после № 336 изменена полезная высота кузова до отметки в 4880 мм. В процессе регламентированных поездок на дизель поездах по сети дорог выявлена отрицательная динамика в функционировании колесной пары с изогнутой осью. Начиная с №376 пересмотрено устройство движущей тележки, после ряда модификаций 2 и 3 колесные пары стали ведущими, а 1 бегунковой. Впоследствии незначительные усовершенствования наблюдались в электрической части.
Компоновка одной моторной секции конструировалась по стандартной схеме и представляла следующее: в торцевой части размещена кабина управления, за ней размещалось машинное отделение, багажный отсек (впоследствии переоборудованный), тамбурная площадка, пассажирский салон, после размещен туалет и вторая тамбурная площадка. В прицепных секциях по торцам располагались площадки для посадки/высадки пассажиров, а посередине находился пассажирский салон. В салоне устанавливались 2-х и 3-х местные жесткие деревянные диваны. Пассажировмещаемость для моторных секций составляла 72 места, для прицепного вагона 128 мест. Для перевозки ручной клади предусмотрены полки, устанавливающиеся по боковым внутренним стенам.
Перед каждым выездом на маршрут, поезд экипировался, При необходимости припасы топлива, масла, воды и песка пополнялись до необходимого уровня.
Дизель поезда с аббревиатурой Д1 в силу своей надежности и неприхотливости в обслуживании эксплуатировались на широком пространстве железных дорог СССР. Данная серия интенсивно использовалась и после распада союза, так например задействование в работе поездов Д1 в России завершено лишь в 2013 году. Хотя например в Молдавии, после глобальной модернизации поездов в Румынии, в процессе которой заменены тяговая установка и гидропередача, а также значительно изменен интерьер и экстерьер поезда, дизель поезда находятся в строю до сих пор.
Оценка проекта
К концу Великой Отечественной войны 100 мм пушка Д-10С устанавливаемая на самоходных установках СУ-100 проявила себя как исключительно мощное и эффективное оружие. Самоходная установка СУ-100 могла эффективно бороться практически с любыми типами существующих на тот момент серийных танков и самоходных установок. Её точность так же заслуживает самой высокой оценки и, в принципе, отвечает даже современным требованиям.
После войны это орудие в варианте Д-10Т, Д-10ТГ и Д-10Т2С устанавливалось на средние танки серии Т-54 и Т-55 и некоторое время сохраняло превосходство над большинством зарубежных танковых пушек. После создания в Англии ещё более мощной 105-мм танковой пушки высокой баллистики L7 и организации её производства в других странах (в США этой пушке присвоили индекс М68) советские танки потеряли своё превосходство в огневой мощи, но продолжали представлять серьёзную опасность для танков вероятного противника. Попытки советского ВПК усилить огневую мощь отечественных танков привели к созданию 100-мм нарезной пушки Д-54ТС и 115-мм гладкоствольной пушки У-5ТС «Молот», а также нового танка Т-62. Средние танки Т-54 и Т-55, выпущенные в огромном количестве, продолжали (и продолжают) оставаться на вооружении многих стран, но их огневая мощь уже не отвечала требованиям времени. После появления в 70-80-х годах на вооружении НАТО танков М1 «Абрамс» и «Леопард 2», обладающих мощным комбинированным бронированием, сделало 100 мм пушку серии Д-10Т малоэффективной против этих машин. Модернизация танков Т-55, проведённая в 80-х годах повысила возможности этой пушки по борьбе с сильнобронированными целями благодаря установке комплекса управляемого вооружения 9К116 «Бастион» и введению в боекомплект управляемых ракет.
Танки Т-54 и Т-55, оснащённые 100 мм пушками серии Д-10Т, с 1990-х годов и по сегодняшний день все ещё применяются в боевых действиях.
Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес
В конце 40-х годов Советской Армии потребовалась замена 122-мм пушке А-19 (М1931/37), разработанной в спешке и выпускавшейся в небольших количествах до 1945 года, но признанной чересчур тяжелой, а также обладавшей слишком малой дальностью стрельбы для намеченной для нее роли борьбы с артиллерией противника. В результате на вооружение была принята 130-мм полевая пушка М-46, однако разработка конструкторского бюро под руководством Петрова также была запущена в небольших количествах в производство. Впоследствии именно эта пушка, впервые появившаяся в войсках в 1955 году, и получила обозначение 122-мм полевая пушка Д-74.
Хотя пушка Д-74 поступала в очень ограниченных количествах в части Советской Армии (возможно, до сих пор эти орудия находятся в резерве), большая часть выпущенных орудий направлялась на экспорт в такие страны, как Китай, Египет, Куба, Северная Корея и Вьетнам. Одна партия пушек была даже поставлена в Перу, а на китайцев Д-74 произвела такое впечатление, что они наладили собственное производство аналогов, получивших обозначение 122-мм пушка Тип 60.
Ствол пушки Д-74 установлен на том же лафете, что и у гаубицы-пушки Д-20 — обычном двухстанинном с поддоном и плитой для вывешивания колес в положении для стрельбы, С помощью этой плиты всю пушку достаточно быстро и легко развернуть на 360°. Длинный ствол длиной приблизительно 50 калибров оснащен двухщелевым дульным тормозом. Пушка имеет относительно небольшой щит и дополнительные колесики на концах станин для удобства обслуживания.
Типы применяемых боеприпасов пушки Д-74 в основном аналогичны тем, что используются другими 122-мм артиллерийскими системами с картузным заряжанием, но мощность метательных зарядов может быть различной. Максимальная дальность стрельбы составляет 24 000 метров. Как это принято у артиллерийских систем советской разработки, пушка Д-74 может применяться для борьбы с бронированными целями. Для этого используется бронебойный снаряд весом 25 кг с твердым сердечником, способный на дистанции 1000 метров пробить броню толщиной 185 мм. Однако в настоящее время боеприпасы такого типа у всех артиллерийских систем считаются устаревшими и практически не используются.
Конструкция
Поезд выпускался составностью из двух моторных секций и промежуточных пассажирских, количество который варьировалось от 2 до 4 вагонов. Моторные секции в номерном расширении указывались под нечетным номером, а промежуточные под четными.
При конструировании заложена возможность ведения 2-х сцепленных поездов по системе многих единиц. Рабочая масса поезда составляла 274 тонны, при экипировочной массе в 210 тонн. Конструкционная максимальная скорость ограничена до 126,7 км/ч.
Поезда выпущенные с 201 номера по 299 имели номенклатуру Д, серия Д1 указывалась с 300 номера. Однако следует отметить, что на салонных табличках по прежнему указывали серию Д.
При проектировании кузова дизель поезда была предусмотрена возможность посадки/высадки пассажиров как на низких, так и на высоких пассажирских платформах. Входные двери выполнены в двустворчатом исполнении, оборудованные пневмоприводом, управляемым с кабины машиниста. В качестве межвагонных сочленений смонтировано автосцепное устройство СА-3 с поглощающим аппаратом ЦНИИ-Н6.
Металлические кузова моторных секций спроектированы на 3-осных тележках с приводом и 2-осных безприводных. Ведущими колесными парами в 3-осной тележки являлись крайние. Внутренняя ось была изогнута и не имела подвижности. Качение колес осуществлялось благодаря подшипникам с торцов оси. Кузова промежуточных вагонов смонтированы на паре 2-осных тележках.
В качестве тяговой установки применен 12-цилиндровый дизельный турбированный двигатель Ганц-Ендрашик типа 12ВФЕ 17/24, полной мощностью 730 л.с. Питание двигателя осуществляется из двух топливных резервуаров, величиной 1200 литров каждый. Запуск двигателя осуществлялся благородя стартеру АЛ-ФТБ, питающемуся от аккумуляторной батареи типа 2СК-400. Для зарядки и поддержания батареи в рабочем состоянии, а также для обеспечения электроэнергией поезда во время движения использовались генераторы типа ЕДЗ-69И4Р и ЕХ-261.
Для передачи крутящего момента с двигателя на ведущие оси применена 3-ступенчатая гидромеханическая передача ГидроГанс ХМ612-22. 1 передача выполнена гидравлической, 2 и 3 механические. При полных бандажах колесных пар в 950мм, максимальная скорость движения поезда на 1 передаче 54,6 км/ч, на 2 — 84,3 км/ч, на 3 — 126,7 км/ч.
Тормозной эффект достигается при торможении электропневматическим тормозом, в качестве дублирующего устройства предусмотрено пневматическое торможение.
Проект модернизации
Венгерский завод Ганц-Маваг, наряду с Рижским вагоностроительным заводом, являлся одним из основных поставщиков дизель-поездов для железных дорог СССР. Выпущенные предприятием в период с по 1988 год четырёхвагонные дизель-поезда серии Д1 широко эксплуатировались на неэлектрифицированных участках железных дорог для обеспечения пригородных перевозок. Эксплуатация дизель-поездов поздних номеров серии выявила недостаточную надёжность заводской силовой передачи типа HydroGanz HM612-22, связанную с неудовлетворительной работой и поломками дисков 3-й скорости. С целью снижения порчи оборудования Управлением локомотивного хозяйства было рекомендовано глушить трубки включения 3-й скорости, что ограничивало максимальную скорость движения 85 км/ч. В связи с этими обстоятельствами в начале 1980-х годов специалистами ВНИИЖТа был проведён комплекс работ по изучению возможности замены силовой установки дизель-поезда. Тем не менее, в силу тех или иных причин, проект остался не реализованным.
В середине 1990-х годов, в связи с недостатком финансирования, принятием программы импортозамещения и последующим прекращением поставок запчастей из Венгрии, Отдел ремонта дизельного подвижного состава ЦТ предложил заменить силовую установку дизель-поезда Д1 на отечественную. Разработка и изготовление гидропередачи были поручены Калужскому машиностроительному заводу, дизельного двигателя — заводу «Звезда». Проект возглавил ВНИИЖТ (А. Г. Вольперт), от Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства — Е. Л. Дубинский, от КМЗ — В. М. Омельченко, от завода «Звезда» — главный инженер Коновалов, от Управления локомотивного хозяйства — В. А. Заботин.
Проект модернизации ПКБ ЦТ ДП256.00.00 предусматривал замену заводской гидромеханической передачи типа НМ612-22 на гидродинамическую типа ГДП 750/201 и заводского дизеля типа 2VFE 17/24 на дизель типа М773А (12ЧН 18/20).
Характеристики и свойства боеприпасов
Основные 152,4-мм гаубичные снаряды (для гаубиц М-10 и Д-1): 1 — осколочно-фугасная стальная граната ОФ-530, 2 — осколочная граната сталистого чугуна О-530, 3 — бетонобойный снаряд Г-530
Д-1 могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов.
При установке взрывателя осколочно-фугасной гаубичной гранаты ОФ-530 на осколочное действие её осколки разлетаются на площади 2100 м²: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве гранаты в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м.
Кумулятивный снаряд БП-540 пробивал под углом 90° — 250 мм, 60° — 220 мм, 30° — 120 мм; в ходе Великой Отечественной войны не применялся.
Бетонобойный снаряд Г-530 с начальной скоростью 457 м/с на первом заряде проникал в удалённую на 1 км железобетонную стенку при попадании по нормали (окончательная скорость 398 м/с) на 80 см и разрывался внутри неё, обеспечивая пробитие 114 см железобетона.
Для стрельбы из гаубицы предусматривалось 8 видов метательных зарядов. Для осколочных, осколочно-фугасных и бетонобойных снарядов предназначались 7 зарядов, получаемых из полного заряда Ж-536 последовательным удалением равновесных пучков пороха. Таким образом в порядке убывания мощности получались первый, второй, третий, четвёртый, пятый и шестой заряды. Для стрельбы кумулятивным снарядом БП-540 предназначался «специальный» заряд.
Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на самом мощном полном заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.
К концу 1950-х гг. из боекомплекта гаубицы Д-1 были изъяты все снаряды старых типов и в нём остались только осколочная граната О-530, осколочно-фугасная граната ОФ-530, кумулятивный снаряд БП-540 и бетонобойные снаряды Г-530 и Г-530Ш (также не исключено и наличие химических боеприпасов, но по соображениям секретности они не фигурируют в обычных таблицах стрельбы). Позже был разработан 152-мм специальный (ядерный) боеприпас (для орудий МЛ-20, Д-20 и 2С5 «Гиацинт»), однако возможность его использования из Д-1 не выяснена.
Номенклатура боеприпасов | |||||
Тип | Обозначение | Вес снаряда, кг | Вес ВВ, кг | Начальная скорость, м/с | Дальность табличная, м |
Кумулятивные снаряды | |||||
Кумулятивный | БП-540 | 27,44 | ? | 560 | 3000 |
Бетонобойные снаряды | |||||
Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжен тротилом методом шнекования) | Г-530 (Г-530Ш) | 40,0 | 5,1 | 508 (полный заряд) | 12400 |
Осколочно-фугасные снаряды | |||||
Стальная дальнобойная граната | ОФ-530 | 40,0 | 5,47-6,86 | 508 (полный заряд) | 12400 |
Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната | О-530А | 40,0 | 5,66 | 508 (полный заряд) | 12400 |
Старая граната | Ф-533 | 40,41 | 8,0 | ? | ? |
Старая граната | Ф-533К | 40,68 | 7,3 | ? | ? |
Старая граната | Ф-533Н | 41,0 | 7,3 | ? | ? |
Старая граната | Ф-533У | 40,8 | 8,8 | ? | ? |
Сталистого чугуна старая французская граната | Ф-534Ф | 41,1 | 3,9 | ? | ? |
Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. | Ф-521 | 41,7 | 7,7 | ? | ? |
Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса | Ф-531 | 44,91 | 5,7 | ? | ? |
Шрапнель | |||||
Шрапнель с трубкой 45 сек. | Ш-501 | 41,16-41,83 | 0,5 (680—690 пуль) | ? | ? |
Шрапнель с трубкой Т-6 | Ш-501Т | 41,16 | 0,5 (680—690 пуль) | ? | ? |
Осветительные снаряды | |||||
Осветительный парашютный, время горения 40 сек. | С 1 | 40,2 | ? | ? | ? |
Химические снаряды | |||||
Химический гаубичный | ХС-530 | 38,8 | ? | ? | ? |
Химический гаубичный | ХН-530 | 39,1 | ? | ? | ? |
Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) | ЗХЗ | ? | ? | ? | ? |
122-мм пушка обр. 1931 г. за рубежом
Пушка обр. 1931 года в Артиллерийском музее Финляндии
122-мм пушка обр. 1931 г. в финском музее в г. Хямеэнлинна. Вид справа-сзади
Некоторое количество орудий этого типа было захвачено вермахтом в 1941 году. В немецкой армии трофейные орудия получили индекс 12,2 cm K.390/1(r) и использовались как в полевой артиллерии, так и в артиллерии береговой обороны, всего немцы использовали 424 пушки А-19 обеих модификаций. Для трофейных 122-мм пушек немцы даже наладили выпуск снарядов (в 1943 году было изготовлено 278,5 тысяч выстрелов, в 1944 году — ещё 295,8 тысяч).Финская армия в 1941 году захватила 25 орудий А-19 обоих вариантов, которым финны присвоили индекс 122 K/31, не делая особых различий между модификациями. Пушка оценивалась финскими военными очень высоко, однако нехватка тяжёлых тягачей вынудила использовать орудия главным образом в береговой обороне. За войну трофейные орудия выпустили 6755 снарядов, потери составили 4 орудия (в 1944 году). После войны трофейные пушки ещё долго состояли на вооружении финской армии, причём в 1980-х годах некоторые пушки вместо штатных получили стволы 152-мм гаубиц-пушек МЛ-20, эта модификация имела название 152 H 37-31. В конце 1980-х и эти, и оставшиеся 122-мм пушки получили новые 152-мм стволы длиной 32 калибра фирмы Vamma, орудия данной модификации получили название 152 H 88-31 и по состоянию на 2004 год всё ещё сохранялись на складах.