Орудие наступления
Содержание:
- Опытные образцы на базе Д-1[править]
- Бетононасос стационарный БН-20Д – 20 м3/ч дизель
- Гаубица Мста-Б (2А65) — видео стрельб
- Применение и модернизация
- Область применения
- Капитальный ремонт
- Оценка проекта
- Интересные факты о Д-1
- Эксплуатанты
- История создания 152-мм пушки-гаубицы Д-20
- В чем разница между цементом Д20 и Д0
- Примечания
- Описание
- Характеристики и свойства боеприпасов
- Какой цемент лучше, Д0 или Д20
Опытные образцы на базе Д-1[править]
За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. Однако на базе ствольной группы гаубицы Д-1 была предпринята попытка разработать её танковый вариант. Переход Красной Армии к активным наступательным действиям в середине 1943 года и большая надобность в мобильных средствах по борьбе с вражескими укреплениями неожиданно реанимировали концепцию «артиллерийского» тяжёлого танка КВ с мощной гаубицей вместо штатной 76-мм пушки — фактически возврат к КВ-2. Вероятно, причиной такого поворота событий было снятие с производства средних штурмовых орудий СУ-122 и отвлечение тяжёлых СУ-152 на противотанковые надобности. Главный конструктор завода № 9 Ф. Ф. Петров быстро разработал танковый вариант гаубицы Д-1 путём установки её на монтировку 85-мм танковой пушки Д-5. Такой «гибрид» двух артиллерийских систем получил сначала «совмещённый» индекс Д-1-5, который позже превратился в официальное обозначение Д-15. Было изготовлено одно опытное орудие Д-15, которое отправили танкостроителям в Челябинск, но сведений о его монтаже в башне танка КВ-85 не имеется. С другой стороны, уже в октябре 1943 года ожидались новые танки ИС-2, вооружённые мощной 122-мм пушкой и САУ ИСУ-152 на их базе, поэтому надобность в специализированном артиллерийском танке отпала, проект установки Д-15 на шасси КВ был закрыт.
Бетононасос стационарный БН-20Д – 20 м3/ч дизель
Бетононасосы стационарные предназначены для приёма свежеприготовленной бетонной смеси от специализированных бетонотранспортных средств, и подачи её по бетоноводу к месту укладки в горизонтальном и вертикальном направлениях. Применяется при строительстве зданий и сооружений из монолитного бетона и железобетона. Бетононасосы без проблем обеспечивают подачу бетона в труднодоступные места: туннели, штольни, электростанции и т.д.
Конструкция бетононасосов предусматривает два типа исполнения: на пневмоколесном шасси и на салазках. Управление работой бетононасосов осуществляется со стационарного пульта управления одним оператором. Эксплуатируются в условиях умеренного климата при температуре от -5 °С до +40 °С.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
БН-20Д |
Производительность техническая, м3/ч, не менее |
20* |
Подвижность перекачиваемой бетонной смеси, см |
6–12 |
Максимальное давление на бетонную смесь на выходе из бетонораспределителя, МПа |
6** |
Тип привода |
Гидромеханический |
Тип двигателя |
Дизель Д144 |
Установленная мощность привода, кВт, не более |
36,8 |
Объем загрузочной воронки бетононасоса м3, не менее |
0,45 |
Высота загрузки, мм, не более |
1400 |
Диаметр бетоновода (внутренний), мм |
125 |
Крупность заполнителя бетонной смеси (фракция), мм, не более |
50 |
Габаритные размеры, мм, не более: |
|
— длина с дышлом |
5300 |
— длина без дышла |
4450 |
— ширина |
1900 |
— высота |
2050 |
Масса конструктивная (без рабочей жидкости, ЗИП, бетоновода), кг, не более |
3000 |
Вместимость топливного бака, л, не менее |
70 |
* 1 МПа обеспечивает подачу бетонной смеси в зависимости от её подвижности по прямолинейному бетоноводу на расстояние по горизонтали на 30-60 м, по вертикали на 8-13 м.
** Максимальное значение производительности и давления не могут достигаться одновременно.
Бетононасосы укомплектованы следующими запасными частями: звено бетоновода 2,5 м — 48шт., муфта соединительная (замок) — 50 шт., рукав концевой 4 м — 1шт., колено 90 град -4шт., колено 45 град. — 1шт., шар промывочный (пыж) — 2шт.
Доставим бетононасос в города Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Сочи, Ростов-на-Дону, Грозный, Владикавказ, Махачкала, Воронеж, Волгоград, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Ярославль, Самара, Оренбург, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Брянск, Смоленск, Орел, Курск и БелгородКалуга, Тула, Липецк, Пенза, Владимир, Кострома, Тверь, Астрахань, Тольятти, Сургут, Томск, Иркутск, Южно-Сахалинск, Владивосток, Архангельск, Мурманск и Калининград
Гаубица Мста-Б (2А65) — видео стрельб
https://youtube.com/watch?v=RULDL3I_95I
В конструкции гаубицы 2А65 по сравнению с ее предшественницами применено несколько кардинальных нововведений, самым очевидным из которых является длинный тонкий ствол, имеющий, по оценкам, длину около 40 калибров, оснащенный двухщелевым дульным тормозом
Стоит обратить внимание также на двухстанинный лафет, оснащенный убирающимися дополнительными колесиками на каждой станине и гидравлическим домкратом с платформой под поддоном для вывешивания колес при стрельбе. Расчет из восьми человек приводит гаубицу 2А65 в боевое положение и сворачивает ее за две — две с половиной минуты
Механизм досылки и полуавтоматический затвор позволяют довести боевую скорострельность до семи выстрелов в минуту. Пушка может буксироваться со скоростью 80 км/ч по шоссе и 20 км/ч по грунтовой дороге.
Гаубица «Мста-Б» (2А65) может стрелять большинством существующих типов боеприпасов калибра 152 мм, но специально для нее и других подобных орудий разработано новое семейство боеприпасов. При использовании новых видов боеприпасов в зависимости от задачи выбирается заранее снаряженный картуз одного из трех типов. При стрельбе осколочно-фугасным снарядом последнего поколения дальность стрельбы составляет 24000 метров, а при использовании ОФС с газогенератором дальность выстрела увеличивается до 29 000 метров. Среди других новых типов 152-мм боеприпасов, впервые появившихся у 2А65, кассеты, содержащие 42 шрапнельные гранаты двойного действия (противопехотные и бронебойные), каждая из которых содержит 45 граммов взрывчатого вещества.
Еще одним новым видом боеприпасов является контейнер, разбрасывающий крошечные радиопередатчики, предназначенные для нарушения неприятельских связных коммуникаций. Кроме того, из гаубицы 2А65 можно стрелять бронебойным корректируемым снарядом с лазерным наведением «Краснополь».
Ствол гаубицы 2А65 в основном аналогичен тому, которым оснащена самоходная гаубица 2С19.
Боеприпасы Мста-Б
Стрельба из гаубицы ведётся 152-мм выстрелами раздельного заряжания разработанными, как специально для неё (и для 2С19 «Мста-С»), так и применяющимися на гаубицах Д-20, 2С3 «Акация», МЛ-20.
— выстрелами 3ВОФ58, 3ВОФ72, 3ВОФ73 (с полным, дальнобойным и уменьшенным зарядами соответственно) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ45- выстрелом 3ВОФ91 с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ61 с газогенератором донного вдува и дальнобойным зарядом.- выстрелами 3ВОФ96, 3ВОФ97, 3ВОФ98 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ64.- выстрелами 3ВОФ32, 3ВОФ33 (с полным и уменьшенным зарядами) с осколочно-фугасным снарядом 3ОФ25.- выстрелами 3ВО28, 3ВО29, 3ВО30 (с дальнобойным, полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-23 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.- выстрелами 3ВО13, 3ВО14 (с полным и уменьшенным зарядами) с кассетным снарядом 3-О-13 с осколочными боевыми элементами.- выстрелом 3ВНС38 со снарядом постановки КВ и УКВ радиопомех 3РБ30-1-8.- выстрелом со снарядом-постановщиком активных радиолокационных помех 3НС30.- выстрелом 3ВДЦ8 с дымовым целеуказательным снарядом.- выстрелом 3ВОФ64 с корректируемым снарядом с лазерной подсветкой 3ОФ39 комплекса 2К25 «Краснополь».
152-мм снаряд гаубицы 2А65 «Мста-Б» в руках солдата
Применение и модернизация
Самым востребованным в серии представленных моторов стала 6-цилиндровая модификация. Она нашла применение в боевой пехотной технике в машинах БМП-2 и БМП 1. Двигатель УТД-20 производился массово на заводах Чехословакии, в Барнауле и Токмаке.
Десятицилиндровый дизельный четырехтактник был установлен на автомобиле пехоты БМП-3. Исследования в области разработки представленных моторов привели к появлению многоцелевых высокоскоростных двигателей. Их мощность варьировалась в диапазоне 74-965 кВт. Эти вариации предназначены для установки в коммерческих автотранспортных средствах. Также их можно устанавливать в броневики. Они соответствуют ряду требований.
Производство многоцелевых разновидностей УТД имеет значительные перспективы, так как изготовление вооружения в современных условиях сокращается. На БТР требовалось сократить пространство. Поэтому дизельные моторы начали отходить на второй план. Научные изыскания проводились в области газотурбинного мотора. В военной технике он вытеснил дизельные УТД.
Разработка газотурбинных двигателей стали активно развиваться также благодаря большому опыту в создании подобного оборудования для авиации. Также конкретные успехи в танковой отрасли привели к развитию этого направления. Удалось решить такую проблему, как торможение при помощи двигателя, работы мотора в условиях высокой запыленности и т. д.
Газотурбинные моторы вытеснили двигатель УТД-20 по причине меньших габаритов. Также они, по сравнению с дизелями, не нуждаются в громоздкой охладительной системе, проще запускаются. По показателям мощности новая разновидность моторов также превосходит газотурбинные двигатели. При этом последние более дорогостоящие. Поэтому сегодня дизельные моторы УТД с некоторыми доработками устанавливают на грузовую и тяжелую спецтехнику. Отличаясь высокой надежностью, такие двигатели завоевали популярность и признание среди автовладельцев.
Область применения
Благодаря главному качеству — повышенной прочности цемент ПЦ 500 используют практически в разных сферах строительства: и штукатурные работы, и кладка, и бетонирование.
Рассматриваемая продукция применяется при постройке жилых, государственных, сельскохозяйственных и промышленных сооружений. Его используют для приготовления раствора для скрепления монолитного фундамента, железобетонных соединений и кирпичей. Затем формируют внутренние и внешние конструкции, например для возведения: многоэтажного комплекса или частного дома, торгового центра или здания федерального значения, сети электростанций и т.п.
Материал ежедневно испытывают на прочность, когда вы едете на машине, поезде или в салоне самолета. Потому что в основе дорожных покрытий, взлетно-посадочных полос, рельс и даже мостов находится грамотно замешанный бетон.
Данный цемент применяется при аварийных, восстановительных работах и т. д. Благодаря его наличию в составе раствор исправляет все деформации, трещины и т.п.
Капитальный ремонт
Кроме обслуживания порой требуется выполнить более серьезное обслуживание мотора. Капитальный ремонт двигателя УТД-20 выполняют при наличии определенных неисправностей.
Если мотор не заводится, это объясняется неправильным функционированием топливной системы. Нужно определить, поступает ли горючее в цилиндры. После этого двигатель демонтируют и проводят глубокую диагностику.
Если определяется течь в области уплотнителя крышки клапана, нужно разобрать этот участок и заменить сальник.
Если много масла потребляется в ходе работы силового агрегата, оно дымит, эта неисправность может быть вызвана поршнями колец, которые прогорели. Это влечет за собой повышенный расход масла.
Мощность двигателя заметно снизилась, не может хорошо держать обороты. Чаще всего причиной такой неисправности является поломка насоса давления топлива. Он не может подавать горючее в нужном количестве. Насос нельзя отремонтировать. Поэтому приобретается новая помпа.
Оценка проекта
Гаубица Д-1 вполне удовлетворяла требованиям РККА и позже Советской Армии в плане мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях вплоть до текущего момента служат этому достаточным подтверждением. При сравнении с современными ей зарубежными аналогами Д-1 несколько уступает в максимальной дальности огня, но, как более значительно более лёгкая, выигрывает в подвижности. Интересен тот факт, что очень близкая по характеристикам к Д-1 немецкая 150-мм гаубица 15 cm schwere Feldhaubitze 36 специально рассчитывалась как орудие повышенной мобильности по сравнению с широко распространённой в Вермахте гаубицей того же калибра 15 cm schwere Feldhaubitze 18. Для достижения этой цели немецкие инженеры широко использовали в конструкции s.FH.36 лёгкие сплавы, дорогостоящие по сравнению с обыкновенными сортами стали и к тому же бывшие в Третьем Рейхе в определённом дефиците. Это и предопределило мелкосерийный выпуск данной артиллерийской системы. А создатели Д-1 при той же массе и баллистике орудия сумели обойтись без применения лёгких сплавов. Орудия эпохи Первой Мировой войны, как французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 г. и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса, созданные в 1915 году, проигрывали Д-1 как по дальности стрельбы, так и в плане подвижности — несмотря на меньшую массу, их нельзя было быстро буксировать из-за отсутствия подрессоривания. К началу Второй Мировой войны они являлись уже полностью устаревшими образцами артиллерийского вооружения, несмотря на попытки модернизации путем применения подрессоренных подкатных тележек или колёс с надувными шинами.
Характеристика | Д-1 | М-10 | s.FH.18 | K4 | s.FH.36 | da 149/19 | M1 | de 155 C mle 1917 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Страна | ||||||||
Калибр, мм | 152,4 | 152,4 | 150 | 150 | 150 | 149 | 155 | 155 |
Масса в походном положении, кг | 3640 | 4550 | 5510 | 3450 | 5730 | 5500 | 5800 | 3300 |
Максимальная дальность огня, м | 12 400 | 12 400 | 13 330 | 15 750 | 12 500 | 14 250 | 14 600 | 11 300 |
Сопоставление Д-1 с её предшественницей М-10 показывает, что оба орудия имели свои преимущества и недостатки — при одинаковой баллистике Д-1 была почти на тонну легче, но имела на 15° меньший угол горизонтальной наводки, а также была снабжена дульным тормозом, сильно демаскирующим орудие при стрельбе. В качестве резюме можно отметить, что Ф. Ф. Петрову и сотрудникам его конструкторского бюро удалось создать ещё одно отлично зарекомендовавшее себя орудие, сочетавшее достаточно мощную баллистику и выдающуюся подвижность. Однако в полной мере оснастить корпусную артиллерию РККА 152-мм гаубицами Д-1 не удалось, так как во время войны производство этого орудия имело мелкосерийный характер.
Интересные факты о Д-1
- Как и у других орудий калибра 152 мм, работа заряжающего и подносчика в расчёте была очень тяжёлой — требовалось в одиночку переносить снаряды массой свыше 40 кг.
- Снаряды 53-ОФ-530, которые были разработаны в конце 1930-х годов и использовались гаубицей Д-1, пригодны для стрельбы из более современных гаубиц, состоящих на вооружении Российской армии.
- Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на полном (самом мощном) заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.
- В отличие от многих других типов орудий, финской армии, по всей видимости, не удалось захватить ни одной исправной гаубицы Д-1 — в богатейшей экспозиции финского артиллерийского музея в Хямеэнлинна гаубицы Д-1 нет.
Эксплуатанты
Современные операторы
- Азербайджан Азербайджан — 24 Д-20, по состоянию на 2017 год
- Ангола Ангола — 4 Д-20, по состоянию на 2017 год. поставленны в 1999 году из Болгарии
- Армения Армения — 34 Д-20, по состоянию на 2017 год. 87 единицы Д-20 по состоянию на 2016 год
- Болгария Болгария — 24 Д-20, по состоянию на 2017 год
- Венгрия Венгрия — 18 Д-20, по состоянию на 2017 год
- Вьетнам Вьетнам — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год
- Ирак Ирак — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год
- Иран Иран — 30 Д-20, по состоянию на 2017 год
- КНР КНР — некоторое количество (Тип 66 (Д-20), по состоянию на 2017 год
- Республика Конго Республика Конго — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год
- Молдавия Молдавия — 31 Д-20, по состоянию на 2017 год
- Никарагуа Никарагуа — 30 Д-20 на хранении, по состоянию на 2017 год
- Сирия Сирия — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год
- Туркмения Туркмения — 72 Д-20, по состоянию на 2017 год
- Украина Украина — >130 Д-20, по состоянию на 2017 год
- Шри-Ланка Шри-Ланка — 46 Тип 66 (Д-20), по состоянию на 2017 год
Бывшие операторы
- Албания Албания — китайские Тип 66 находились на вооружении по состоянию на -1992 годы
- Афганистан Афганистан — Д-20 находились на вооружении по состоянию на -2005 годы
- Белоруссия Белоруссия — 58 единиц Д-20 по состоянию на 2010 год
- Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — всего 30 орудий, в том числе 13 Д-20 и 17 M84 «NORA-A» по состоянию на 2010 год
- ГДР ГДР — см. данные по Финляндии
- Йемен Йемен — 10 единиц Д-20 по состоянию на 2010 год
- Казахстан Казахстан — 74 единиц Д-20 находились на вооружении по состоянию на 2007 год
- КНДР КНДР — значительное количество китайских Тип 66 находились на вооружении по состоянию на —1992 годы
- Мьянма Мьянма — 35 единиц поставлено в 2009 году из КНДР
- НКР НКР — 53 орудий Д-20 находились на вооружении по состоянию на -2005 годы
- Польша Польша — 166 Д-20 находились на вооружении по состоянию на -1992 годы
- Румыния Румыния — 84 Д-20 находились на вооружении по состоянию на -1992 годы, по состоянию на 2010 год румынская армия имела 329 гаубиц M1981 (245 находились в эксплуатации)
- Россия Россия — 1075 единиц Д-20 на хранении по состоянию на 2016 год
- Сербия Сербия — всего 68 орудий, в том числе 18 Д-20 и 50 M84 «NORA-A» находились на вооружении по состоянию на 2007 год
- СССР СССР — перешли к странам-преемникам
- Финляндия Финляндия — бывшие Восточногерманские орудия, известные в Финляндии, как 152 H 55 находились на вооружении по состоянию на -2005 годы
- Хорватия Хорватия — всего 41 орудие, в том числе 20 Д-20, 18 M84 «NORA-A» и 3 M84H по состоянию на 2010 год
- Югославия Югославия — M84 «NORA-A» (перешли к странам-преемникам)
История создания 152-мм пушки-гаубицы Д-20
Советская 152-мм пушка-гаубица Д-20 создавалась вместе с 122-мм пушкой Д-74, как «корпусной дуплекс». «Дуплекс» из двух специализированных, и в то же время собранных по большей части из одних и тех же блоков артсистем, позволял во-первых, решать полный спектр задач стоящих перед корпусной артиллерией, а во-вторых, позволял снизить расходы и упростить ремонт и эксплуатацию, улучшить снабжение запасными частями и подготовку артиллерийских расчетов.
И 122-мм пушка Д-74 и 152-мм пушка-гаубица Д-20 были спроектированы сразу после окончания Второй мировой войны в ОКБ-9 под руководством Ф. Ф. Петрова. Первый опытный образец 122-мм пушки Д-74 был изготовлен заводом № 9 в начале 1950 года, и 23 февраля 1950 г. был впервые опробован стрельбой на заводском полигоне.
С Д-20 получилось сложнее — моноблок 152-мм гаубицы, изначально звавшейся Д-72 был готов в том же 1950-м. В качестве лафета для неё использовали лишь немного измененный лафет Д-74. Но спустя 2 года (1952 г.), гаубицу Д-72 переквалифицировали в пушку-гаубицу Д-20 (Д индекс завода, а цифра 20 по аналогии с 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 обр. 1937 года).
К 1953 г. было изготовлено 2 батареи «корпусного дуплекса», которые приступили к испытаниям, продлившихся до 1955 года. После завершения испытаний было развернуто серийное производство обоих орудий на заводе № 221 «Баррикады», однако из-за накладок производства, фактически первые серийно изготовленные Д-74 и Д-20 стали выпускаться серийно только с 1956 года.
Схема 152-мм пушки-гаубицы Д-20
Д-20 стала одной из первых советских артсистем, способных вести огонь тактическими ядерными и химическими боеприпасами, а также первой 152-мм орудийной системой с полуавтоматическим клиновым затвором с вертикальным перемещением клина. В модификации Д-22 (2А33) пушка-гаубица Д-20 использована в качестве основного оружия САУ 2С3 «Акация».
Кроме СССР/России, пушка-гаубица состояла или состоит на вооружение трех десятков стран, среди которых: Азербайджан, Афганистан, Ангола, Армения, Белоруссия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Ирак, Иран, Йемен, Казахстан, КНР, КНДР, Конго, Молдавия, Мьянма, Никарагуа, Польша, Румыния, Сербия, Сирия, Туркмения, Украина, Хорватия, Шри-Ланка, Финляндия, Югославия.
По состоянию на 2015 год, пушки-гаубицы Д-20 армии РФ, выведены в резерв и сняты с вооружения.
Советская 152-мм пушка-гаубица Д-20
В чем разница между цементом Д20 и Д0
Согласно действующим нормативам при производстве цементов допускается использование добавок. Это вещества, регулирующие свойства продукта. В маркировке цемента их наличие обозначают литерой Д. Рядом с буквенным знаком присутствует числовое выражение, которое указывает на наличие добавок в процентном отношении по массе. Таким образом, отличие цемента Д0 от Д20 заключается в составе.
Ноль после Д свидетельствует о том, что материал полностью состоит из цементного клинкера, а цифра 20 отмечает присутствие в цементе активных компонентов, максимальная массовая доля которых достигает 20% по весу. Если расшифровать условное обозначение ПЦ М500-Д20-Б-ПЛ, то оно свидетельствует, что в портландцементе содержится не более 20% активной минеральной добавки, обеспечивающей быстрое твердение и пластичность.
Цемент Д0 получают измельчением клинкера – промежуточного продукта (обожженных при высоких температурах известняковых пород и отдельных сортов глины). Измельченную массу тщательно просеивают через сито с мельчайшими отверстиями, соединяют с гипсом (его количество по действующим нормам не превышает 1% от общей массы базового сырья).
В зависимости от марки цемент Д0 разнится соответствующими параметрами прочности. Особенно востребованы М400 Д0 и М500 Д0. Эти марки цемента Д0 отличают следующие характеристики:
- хороший уровень морозоустойчивости;
- средние показатели по времени твердения;
- умеренные деформации при усадке.
В зависимости от определенного вида вводимых в вяжущее составляющих материал обретает:
- повышенную гидрофобность;
- сульфатостойкость;
- пластификацию и другие качества.
Добавки, входящие в состав стройматериала, сказываются на конкретных свойствах и удешевляют стоимость конечного продукта.
Примечания
- В 30-х гг. правительством СССР были введены буквенные индексы для обозначения машиностроительных производств . Индекс «Д» был присвоен Уральскому заводу тяжёлого машиностроения (Уралмашзавод), поэтому изделия созданные на этом предприятии имели в названии индекс «Д» — Д-10, Д-30 и т. д.
- ↑ Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.
- ↑ Шунков В. Н. Оружие Красной армии. — Мн.: Харвест, 1999. — 544 с.
- ↑ Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1943 г. — М.: Военное издательство министерства обороны, 1968.
- Коломиец М. В. КВ. «Клим Ворошилов» — танк прорыва. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 136 с.
- Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг. — М.: Экспринт, 2005. — 48 с.
- , с. 612.
- , с. 20.
- , с. 345—347.
- , с. 78.
- , с. 81.
- , с. 678—679.
- Таблица поправок дальности для стрельбы фугасной мортирной гранатой Ф-521 из 152-мм гаубицы обр. 1909/30 г. — М.: Военное издательство Министерства вооружённых сил Союза ССР, 1946. — 3 с.
- Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России. Часть 18. Химические боеприпасы. Группа 13. Класс 1320. Боеприпасы и артиллерийские выстрелы калибром свыше 125-мм. 152-мм химический артиллерийский снаряд. — М.: Издательский дом «Оружие и технологии», 2006. — Т. Том 12. — С. 447. — 848 с. — ISBN 5-93799-023-4.
- Тимофеев М. . Газета «Независимое военное обозрение». Дата обращения 30 июня 2013.
- Фёдоров Л. А. Глава 8. Закат химической войны. Типы химических боеприпасов, которые имелись у Советской Армии к 1987 г. // Химическое вооружение — война с собственным народом (трагический российский опыт) в трёх томах. — М.: Лесная страна, 2009. — Т. 1. Долгий путь к химической войне. — С. 307—310. — 848 с. — ISBN 978-5-91505-013-5.
- Широкорад А. Б. 152-мм гаубичные снаряды, состоявшие на вооружении в 1930—1960 гг. // Энциклопедия отечественной артиллерии / Под общ. ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2000. — С. 661. — 1156 с. — ISBN 985-433-703-0.
- Боеприпасы // 152-мм гаубица обр. 1943 г. Руководство службы / Под ред. В. А. Цыбышева. — Четвёртое издание. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1971. — С. 226—272. — 376 с.
- Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. и 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1) ТС/ГАУ №155 / Под ред. В. В. Кузнецова. — Третье издание. — М.: Военное издательство Народного комиссариата обороны СССР, 1944. — 96 с.
- Таблицы стрельбы 152-мм гаубицы обр. 1943 г. ТС/ГРАУ №155 / Под ред. Г. Ф. Соколовой. — Шестое издание. — М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1968. — 116 с.
- Широкорад А. Б. Самоходки // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — М.: Техинформ, 1996. — № 6. — С. 10.
- Лещинский Ю. М., Телегин Н. Н. и др. Справочник артиллерийских боеприпасов, подлежащих утилизации и уничтожению / Под общей редакцией Каллистова А. А. — «Nova». — ISBN 5-87265-001-9.
- Сапун-гора. Путеводитель/Музей героической обороны и освобождения Севастополя. — Симферополь: ПолиПРЕСС, 2006. — 160 с.
- Игровой журнал ЛКИ, октябрь 2009 года, стр. 36—37.
- The Military Balance 2017. — P. 199.
- The Military Balance 2017. — P. 208.
- The Military Balance 2017. — P. 280.
- The Military Balance 2016. — P. 242.
- The Military Balance 2017. — P. 449.
- The Military Balance 2017. — P. 525.
- The Military Balance 2017. — P. 530.
- The Military Balance 2017. — P. 226.
- The Military Balance 2007. — P. 312.
- The Military Balance 2007. — P. 159.
- The Military Balance 2007. — P. 358.
- The Military Balance 2017. — P. 211.
Сноски
- На максимальном заряде.
- Снаряжён стойким типом отравляющего вещества.
- Отравляющее вещество Р-43 (вязкий люизит).
- Снаряжён нестойким типом отравляющего вещества.
- Отравляющее вещество Р-55 (зоман).
- Отравляющее вещество Р-35 (зарин).
Описание
Чтобы понять, почему представленное оборудование пользуется таким спросом, нужно рассмотреть техническое описание двигателя УТД-20. Этот мотор славится своей надежностью. В его конструкции предусмотрено жидкостное охлаждение. Впрыск топлива производится непосредственно. При этом представленный агрегат прост в эксплуатации. Он отличается длительным сроком эксплуатации. Еще одним достоинством является неприхотливость к топливу, на котором может работать система.
Применение на коленчатом валу подшипников качения вместо подшипников скольжения является отличительной особенностью представленного агрегата. Это техническое решение позволило упростить процесс эксплуатации мотора. Он стал надежнее.
Рассматривая характеристики двигателя УТД-20, следует отметить, что представленный силовой агрегат имеет рабочий объем 15,9 л. Это наделяет дизельную установку замечательными тяговыми качествами. Поэтому мотор применяли на танковой технике и устанавливают и сейчас на грузовых автомобилях. С минимальными изменениями этот двигатель устанавливали на КамАЗе и прочей специальной автотехнике. Рассматривая ТУ на сборку двигателей УТД-20, а также рекомендации относительно проведения его ремонта, можно отметить простоту этого процесса.
Особенностью представленного мотора также является отсутствие системы слива дизтоплива. У него нет обратки, которая применяется в большинстве силовых агрегатов подобного типа. Недостатком системы является отсутствие пусковой системы в зимний период. Это усложняет процесс эксплуатации транспортного средства. В это время могут возникать проблемы, связанные с замерзанием дизтоплива. В последующей модификации мотора 20С1 подобная система уже была предусмотрена. Это позволило эксплуатировать мотор при температуре до -20°С. Здесь конструкторы предусмотрели наличие бесфорсуночного факельного подогрева входящего потока воздуха.
Так как мотор изготовлен из качественного металлического сплава, он может применяться в условиях повышенных нагрузок. Двигатель является устойчивым к перегреву.
Характеристики и свойства боеприпасов
Основные 152,4-мм гаубичные снаряды (для гаубиц М-10 и Д-1): 1 — осколочно-фугасная стальная граната ОФ-530, 2 — осколочная граната сталистого чугуна О-530, 3 — бетонобойный снаряд Г-530
Д-1 могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов.
При установке взрывателя осколочно-фугасной гаубичной гранаты ОФ-530 на осколочное действие её осколки разлетаются на площади 2100 м²: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве гранаты в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м.
Кумулятивный снаряд БП-540 пробивал под углом 90° — 250 мм, 60° — 220 мм, 30° — 120 мм; в ходе Великой Отечественной войны не применялся.
Бетонобойный снаряд Г-530 с начальной скоростью 457 м/с на первом заряде проникал в удалённую на 1 км железобетонную стенку при попадании по нормали (окончательная скорость 398 м/с) на 80 см и разрывался внутри неё, обеспечивая пробитие 114 см железобетона.
Для стрельбы из гаубицы предусматривалось 8 видов метательных зарядов. Для осколочных, осколочно-фугасных и бетонобойных снарядов предназначались 7 зарядов, получаемых из полного заряда Ж-536 последовательным удалением равновесных пучков пороха. Таким образом в порядке убывания мощности получались первый, второй, третий, четвёртый, пятый и шестой заряды. Для стрельбы кумулятивным снарядом БП-540 предназначался «специальный» заряд.
Метод изготовления бетонобойных снарядов для гаубицы Д-1 влиял на их боевые характеристики: снарядом 53-Г-530Ш можно было стрелять на самом мощном полном заряде, а снарядом 53-Г-530 — категорически запрещалось, во избежание его разрыва в канале ствола орудия. Максимально дозволенным для 53-Г-530 зарядом был первый, соответственно начальная скорость и глубина углубления в бетон у него были меньше, чем у 53-Г-530Ш.
К концу 1950-х гг. из боекомплекта гаубицы Д-1 были изъяты все снаряды старых типов и в нём остались только осколочная граната О-530, осколочно-фугасная граната ОФ-530, кумулятивный снаряд БП-540 и бетонобойные снаряды Г-530 и Г-530Ш (также не исключено и наличие химических боеприпасов, но по соображениям секретности они не фигурируют в обычных таблицах стрельбы). Позже был разработан 152-мм специальный (ядерный) боеприпас (для орудий МЛ-20, Д-20 и 2С5 «Гиацинт»), однако возможность его использования из Д-1 не выяснена.
Номенклатура боеприпасов | |||||
Тип | Обозначение | Вес снаряда, кг | Вес ВВ, кг | Начальная скорость, м/с | Дальность табличная, м |
Кумулятивные снаряды | |||||
Кумулятивный | БП-540 | 27,44 | ? | 560 | 3000 |
Бетонобойные снаряды | |||||
Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжен тротилом методом шнекования) | Г-530 (Г-530Ш) | 40,0 | 5,1 | 508 (полный заряд) | 12400 |
Осколочно-фугасные снаряды | |||||
Стальная дальнобойная граната | ОФ-530 | 40,0 | 5,47-6,86 | 508 (полный заряд) | 12400 |
Сталистого чугуна осколочная дальнобойная граната | О-530А | 40,0 | 5,66 | 508 (полный заряд) | 12400 |
Старая граната | Ф-533 | 40,41 | 8,0 | ? | ? |
Старая граната | Ф-533К | 40,68 | 7,3 | ? | ? |
Старая граната | Ф-533Н | 41,0 | 7,3 | ? | ? |
Старая граната | Ф-533У | 40,8 | 8,8 | ? | ? |
Сталистого чугуна старая французская граната | Ф-534Ф | 41,1 | 3,9 | ? | ? |
Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. | Ф-521 | 41,7 | 7,7 | ? | ? |
Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса | Ф-531 | 44,91 | 5,7 | ? | ? |
Шрапнель | |||||
Шрапнель с трубкой 45 сек. | Ш-501 | 41,16-41,83 | 0,5 (680—690 пуль) | ? | ? |
Шрапнель с трубкой Т-6 | Ш-501Т | 41,16 | 0,5 (680—690 пуль) | ? | ? |
Осветительные снаряды | |||||
Осветительный парашютный, время горения 40 сек. | С 1 | 40,2 | ? | ? | ? |
Химические снаряды | |||||
Химический гаубичный | ХС-530 | 38,8 | ? | ? | ? |
Химический гаубичный | ХН-530 | 39,1 | ? | ? | ? |
Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) | ЗХЗ | ? | ? | ? | ? |
Какой цемент лучше, Д0 или Д20
Чтобы получить ответ на этот вопрос, подойдите к решению с точки зрения строительной цели. Область применения материала зависит от марки и состава цемента. Поэтому выбирая продукт, ориентируются на назначение объекта строительства, его конструктивные элементы и дальнейшие условия эксплуатации.
Например, характеристики цемента М400 Д0 подходят: для использования в технологиях монолитного строительства и изготовлении сборных конструкций в индивидуальном домостроении, при возведении высотных гражданских зданий и объектов промышленного назначения. Продукт М500 Д0 отличает долгосрочная прочность. Материал используют на работах повышенной сложности, где выдвигаются особые требования к параметрам прочности и надежности: при строительстве мостов, опор ЛЭП, железобетонных труб, аэродромных покрытий.
При этом физико-технические параметры позволяют использовать эти марки стройматериала в жилом и промышленном строительстве для заливки фундамента, устройства плит перекрытия, при изготовлении разнообразных конструкций из железобетона, в кладочных и штукатурных растворах, отделочных работах.
Если конструкции подвергаются агрессивным средам, то рационально использовать портландцемент сульфатостойкий с 20-процентной минеральной добавкой. Продукт хорошо себя ведет также при устройстве конструкций в климатических условиях попеременного замерзания и оттаивания. При ускоренных работах специалисты часто прибегают к быстротвердеющим портландцементам с компонентами-пластификаторами.
Отличия в составе цементов Д0 и Д20 влияют также на ценовой аспект. Чистый цементный продукт стоит дороже, чем варианты с модифицирующими веществами. Поэтому при выборе вяжущего: цемент Д0 или Д20 целесообразно учесть все нюансы, включая финансовую сторону вопроса.