45-мм зенитное орудие 21-к

Проблемы

Ранние модели М42 подвергались нескольким проблемам в работе.

  • Наиболее распространенная неисправность в прорезиненных прокладках между головкой блока цилиндров и корпусом распределителя;
  • Так же в ранних версиях двигателя M42 часто встречалась проблема с цепным приводом распредвала. Гидравлический натяжитель, направляющие цепи, направляющее колесо и задний нижний регистр цепи были обновлены для решения проблем с механическим износом. Большинство из этих изменений были осуществлены в преемнике М42 — M44;
  • Что касается двигателя для E30, то следует отметить двухсекционный масляный поддон со съемным передним картером, который был установлен на М42. Эта конструкция имеет две проблемы:
    • уязвимость к дороге, так как поддон расположен довольно низко и не защищен подрамником или поперечной балкой. Алюминиевый поддон будет ломаться, а не деформироваться на значительное существенное воздействие. Для решения этой проблемы была разработана стальная пластина, которая настоятельно рекомендуется для установки в тех случаях, когда передняя подвеска была изменена, чтобы улучшить управляемость автомобиля;
    • вторая проблема является гораздо более существенной — верхний масляный поддон включает в себя канал масляного насоса и запечатан в картере масляного фильтра с бумажной прокладкой. Последствия — потеря давления масла или аэрации моторного масла. Рекомендация — снять нижний поддон и осмотреть шесть 10-миллиметровых болтов, далее их очистить и нанести герметик;
  • Повреждения деталей ГРМ, вызванных перескоком цепи;

Двигатель БМВ М42 был заменен на двигатель M44.

Обновление двигателя M42

В процессе производства M42 претерпел несколько незначительных изменений.

BMW обновила четырехцилиндровый двигатель M42 оптимизировав уровень шума и норму выбросов CO2. Эти изменения включены на всех транспортных средствах E36 произведенных с января 1994 года. Производительность двигателя M42 осталась неизменной.

1 — одна часть катушки зажигания; 2 — система вентиляции картера; 3 — масляный щуп и трубка; 4 — генератор 80А; 5 — корпус воздухоочистителя; 6 — клиновые ремни; 7 — воздушные окутанные топливные инжекторы; 8 — компактный компрессор кондиционера;

Используется одна катушка зажигания, которая расположена на передней части правой передней амортизационной стойки.

Новый модуль управления двигателем DME 1.7.2 используется в связи с окончательной модификацией для катушки зажигания. Обозначения PIN-кода DME остаются неизменными по сравнению с DME 1.7.

Картер вентилироваться с помощью устройства под контролем давления. Масляные пары из картера выводятся через лабиринт/маслоуловитель, который интегрирован в крышку головки блока цилиндров (1). Здесь жидкое масло отделяется, вернувшись в головку цилиндров и в конечном итоге в картер. Остальные пары тянутся по впускному коллектору (3) через клапан регулировки давления (2).

Регулирующий клапан установлен на нагретой пластине фланца, расположенного между верхней и нижней секцией впускного коллектора над дифференциальной системой впуска воздуха (DISA). Он подключен к задней крышки головки цилиндров с помощью резинового шланга, и изменяет давление в картере непрерывно в зависимости от нагрузки двигателя и скорость работы. Это предотвращает синий выхлоп дыма и чрезмерное потребление масла и обеспечивает надежную вентиляции картера во всех других условий эксплуатации.

Дополнительные изменения включают в себя
  • Указатель уровня масла, примерно на 26 мм короче по сравнению с ранними версиями двигателей М42. Маршрутизация щупа и трубки изменилась, чтобы расположить клапан регулировки давления для изменения системы вентиляции картера;
  • Все вспомогательные элементы приводятся в действие с помощью двух клиновых ремней. Первый (2) приводит в действие новый компрессор кондиционера компактной конструкции. Второй (1) приводит в действие новый меньший насос гидроусилителя рулевого управления, новый генератор 80A и водяной насос;

Схема клиновых ремней в моторе M42

Для соблюдения правил касающихся выбросов CO2, используется новая система впрыска воздуха который позволяет дозировать воздуха в камеру сгорания, таким образом снижая выбросы CO/HC.

Против немецких танков

Как писалось в книгах советского периода, например, в шеститомнике «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.» (1960-1965 гг.), 45-мм пушка «могла пробивать броню боевых машин всех типов, состоявших в то время на вооружении армий буржуазных государств». Это абсолютная правда, но когда речь идёт о 1930-х годах.

После первых столкновений с немецкими танками на поле боя посыпались негативные отзывы. Оказалось, что лобовую броню средних немецких танков «сорокапятки» не пробивают. По этому вопросу было очень много дискуссий: с одной стороны, приводились многочисленные табличные данные испытаний 45-мм пушек, а с другой — реальные отчеты с фронта. Эффективность пушки при стрельбе по танкам зависит от очень многих факторов, которые все просто невозможно учесть. Например, подготовленность артиллеристов или погода. В целом же большинство авторитетных исследователей, таких как М. Свирин или А. Широкорад, сходятся в том, что увеличение калибра немецкого орудия не привело к повышению бронепробиваемости, а даже наоборот. Неслучайно сами немцы отказались от увеличения калибра.

Ещё одной серьёзной проблемой, которую никак нельзя было учесть при конструировании (тем более в Германии), стало низкое качество изготовления как орудий, так и (особенно) боеприпасов. По сведениям М. Свирина, на самом деле серийная 45-мм пушка на дальности 500 м пробивала броню толщиной 18 мм, вместо указанных в справочнике 43 мм.

Двигатель BMW S42B20

BMW S42 — двигатель от BMW Motorsport. В 2001 году этот мотор объемом 3,2 литра признан лучшим двигателем в категории «Лучшие новые разработки», и стал «Лучшим двигателем 2001 года».

Объем двигателя 1999 куб.см, версия двигателя M42 для автоспорта, только вместо M, обозначается S, как S42. Этот двигатель был использован на BMW 320 для Tourenwagen Cup. Он имел индивидуальный дроссель (ITB) для каждого цилиндра, восемь топливных инжекторов вместо стандартных четырех, крышку клапанов с углеродного волокна и воздушной камеры. Заявленная выходная мощность для этих двигателей в 1995 году становила 300 л.с. (224 кВт), в 1996 году 308 л.с. (230 кВт) и в 1997 году 315 л.с. (235 кВт).

История проектирования

После провала предсерийного производства заводом № 8 автоматических орудий 2-К (20-мм) и 4-К (37-мм), корабли и подводные лодки Военно-Морского Флота СССР решено вооружить полуавтоматической 45-мм универсальной пушкой 21-К. По баллистическим характеристикам она ненамного превосходила 47-мм пушку Гочкиса образца 1888 года (производства Обуховского завода).

Пушка 21-К спроектирована в КБ завода № 8 в 1932 году (с помощью инженеров из «Спецбюро ЭКУ ОГПУ») в посёлке Подлипки). Заводские испытания полуавтоматического орудия проведены 27 июня — 3 июля 1933 года, полигонные испытания провели на НИАПе 21 июля — 1 августа того же года. Первые морские испытания орудия 21-К проведены на подводной лодке типа «М» VI серии на Чёрном море  — 26 марта 1934 года.

В разном качестве

45-мм пушки имели несколько модификаций: первая — образца 1932 года, под заводским индексом 19-К; затем её усовершенствовали — вариант образца 1937 года, индекс 53-К. Таких орудий изготовили 49 074 штуки, в том числе до войны — 16 621.

В 1942 году свет увидела новая модель под индексом М-42: до конца войны произведено 10 843 штук.

А. Широкорад в своей Энциклопедии отечественной артиллерии упоминает о существовании пушки горного типа, которую можно было разбирать на части и перевозить в таком виде на вьючных животных.

Кроме того, имелся ещё танковый вариант, под индексом 20-К. Он выпускался до конца войны и ставился на танки и бронеавтомобили. Всего танковых пушек изготовили 32 453.

Был и казематный вариант пушки для установки ДОТ-4. До войны успели произвести 410 таких установок.

Поскольку завод №8 никак не мог обеспечить армию и флот малокалиберной зенитной артиллерией, был сконструирован зенитный (правильнее сказать, универсальный) вариант 45-мм пушки под индексом 21-К. Пушку создали (тоже в «шарашке») в 1932 году, но она практически не отличалась от морских 47-мм пушек Гочкиса конца XIX века. За неимением современных орудий, производство которых завод №8 под руководством М. Н. Логинова никак не мог освоить, таких орудий изготовили 4 009 штук, и они использовались на кораблях и в береговой обороне.

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • Тема на официальном форуме
  • Материал на Warspot
  • Записи боев на Strv m/42
В сети Интернет

Strv m/42 // Википедия

Техника Швеции

Лёгкие танки I Strv fm/21 • II Strv m/38 • II L-60  • III Strv m/40L
Средние танки IV Lago • V Strv m/42 • VI Strv m/42-57 Alt A.2  • VI Strv 74 • VII Leo • VIII Strv 81  • VIII Primo Victoria  • VIII Lansen C  • VIII UDES 14 Alt 5 • IX UDES 16 • X UDES 15/16
Тяжёлые танки VIII Emil I • VIII EMIL 1951  • IX Emil II • X Kranvagn
ПТ-САУ II Pvlvv fm/42 • III Ikv 72 • IV Sav m/43 • V Ikv 103 • VI Ikv 65 Alt II • VII Ikv 90 Typ B • VIII UDES 03 • VIII Strv S1  • IX Strv 103-0 • X Strv 103B

Средние танки

Техника СССР III Т-29  • IV А-32  • IV Т-28Э с Ф-30  • IV Т-28 • V Матильда IV  • V Т-34 экранированный  • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М  • VI Т-34-85 Rudy  • VI М4-А2 Шерман Лозы  • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VII Т-44-122  • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец  • VIII Т-44-100 (Б)  • VIII Т-44-100 (К)  • VIII Т-44-100 (Р)  • VIII Т-44-100 (У)  • VIII СТГ  • VIII СТГ Гвардеец  • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907  • X Т-22 ср.  • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Техника Германии III Großtraktor — Krupp  • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f)  • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K  • V Turán III prototípus  • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat.  • V Pz.Kpfw. V/IV  • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha  • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25  • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm  • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10  • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71  • VIII Panzer 58  • VIII Schwarzpanzer 58  • VIII Panzer 58 Mutz  • VIII M48A2 Räumpanzer  • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A  • IX Kampfpanzer 50 t  • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1
Техника США II T2 Medium Tank • III M2 Medium Tank • IV T6 Medium • IV M3 Lee • V M4 Improved  • V M4A2E4 Sherman  • V M4A1 Sherman • V Ram II  • VI M4A3E8 Fury  • VI M4A3E8 Thunderbolt VII  • VI M4A3E8 Sherman • VI M4A3E2 Sherman Jumbo • VII T26E3 Eagle 7  • VII T20 • VII T23E3  • VIII T25 Pilot Number 1  • VIII TL-1 LPC  • VIII M46 Patton KR  • VIII M26 Pershing • VIII T26E4 SuperPershing  • VIII T69 • VIII T95E2  • IX M46 Patton • X M48A5 Patton • X M60  • X T95E6 
Техника Франции III D2 • III Somua S35 • IV SARL 42 • V Renault G1 • VI Bretagne Panther  • VIII Bat.-Châtillon Bourrasque  • VIII Lorraine 40 t  • VIII AMX Chasseur de chars  • VIII M4A1 Revalorisé  • IX AMX 30 1er prototype • IX Char Futur 4  • IX Bat.-Châtillon 25 t AP • X Bat.-Châtillon 25 t • X AMX 30 B
Техника Великобритании I Vickers Medium Mk. I • II Vickers Medium Mk. II • III Vickers Medium Mk. III • IV Matilda • IV Grant • IV AC 1 Sentinel  • V Cavalier • V Sherman III • V Matilda Black Prince  • VI Sherman Firefly • VI Cromwell • VI AC 4 Experimental  • VI Cromwell B  • VI Sherman VC Firefly  • VII Comet • VIII Centurion Mk. I • VIII FV4202  • VIII Chieftain/T95  • VIII Centurion Mk. 5/1 RAAC  • VIII Chimera  • IX Centurion Mk. 7/1 • X Centurion Action X
Техника Китая V Type T-34 • VI Type 58 • VII T-34-1 • VIII Type 59  • VIII T-34-2 • VIII T-34-3  • VIII 59-Patton  • VIII Type 59 G  • IX WZ-120 • XX 121B 
Техника Японии II Chi-Ni • II Type 89 I-Go/Chi-Ro • IV Type 1 Chi-He • V Type 3 Chi-Nu • V Type 3 Chi-Nu Kai  • VI Type 4 Chi-To • VII Type 5 Chi-Ri • VIII STA-1 • VIII STA-2  • IX Type 61 • X STB-1
Техника Чехословакии IV ST vz. 39 • V Škoda T 24 • VI Škoda T 40  • VI Škoda T 25 • VII Konštrukta T-34/100 • VIII TVP VTU Koncept • VIII Škoda T 27  • IX Škoda T 50 • X TVP T 50/51
Техника Швеции IV Lago • V Strv m/42 • VI Strv m/42-57 Alt A.2  • VI Strv 74 • VII Leo • VIII Strv 81  • VIII Primo Victoria  • VIII Lansen C  • VIII UDES 14 Alt 5 • IX UDES 16 • X UDES 15/16
Техника Польша V 25TP KSUST II • VI Pudel  • VI 40TP Habicha • VI T-34-85 Rudy 
Техника Италии II M14/41 • III M15/42 • IV P26/40 • V P.43 • VI P.43 bis • VII P.43 ter • VIII Progetto M35 mod. 46  • VIII P.44 Pantera • IX Prototipo Standard B • X Progetto M40 mod. 65

Тактико-технические характеристики установки 21-К

21-КМ в музее-заповеднике «Малая земля», Новороссийск

21-К и 21-КМ в музее-заповеднике «Малая земля», Новороссийск

  • Длина ствола полная, мм/калибров — 2072/46,1
  • Длина нарезной части — 1650
  • Число нарезов — 16
  • Длина хода нарезов — 25 клб
  • Глубина нарезов — 0,5 мм
  • Вес качающейся части — 203—222 кг
  • Вес откатных частей ствола — 123 кг
  • Масса ствола с затвором — 107—115 кг
  • Масса затвора — 10,5 кг
  • Длина отката — 270—300 мм
  • Высота линии огня — 1215 мм
  • Радиус обметания, дульным срезом/казённой частью — 1097/975 мм
  • Расчёт — 3 чел.
  • Дальность стрельбы баллистическая фугасным снарядом Ф73, бронебойным Б-240 и осколочно-трассирующим ОР-73А весом 1,41 кг — 9200 м
  • Дальность стрельбы баллистическая фугасным снарядом О-240 весом 2,14 кг — 5000 м
  • Прицел — ШБ-1М

Strv m/42 в игре

Исследование и прокачка

Средний танк Strv m/42 исследуется на Lago за 13 740 .

Орудие
7,5 cm kan strv 74

 5750 63700

Ходовая
Strv 74

 5240 16400

Башня
Strv 74

 5400 18300

Двигатель
2 st Scania-Vabis 607/1

 1350 13400

Радиостанция
70 W Sv m/43

 1380 21600

Радиостанция
Ra 400

 7250 44200

Итог:
Кредиты: 177600
Опыт: 26370
Комментарии к прокачке

Боевая эффективность

Достоинства:
  • хорошая динамика;
  • отличные УВН;
  • хороший разовый урон.
Недостатки:
  • слабая броня;
  • посредственная точность;
  • долгое сведение;
  • малая дальность связи.

Экипаж

  • Боевое братство улучшит характеристики танка.
  • Ремонт ускорит починку поврежденных модулей.
  • Комбинация Плавный поворот башни + Плавный ход позволит меньше терять времени на сведение при движении и повороте башни.
  • Шестое чувство поможет определить, обнаружен ли танк или нет.
  • Снайпер повысит убойную силу пушки.
  • Король бездорожья улучшит подвижность по слабым грунтам.
  • Изобретатель повысит дальность связи.
  • Отчаянный повысит ДПМ в жарких схватках.
  • Бесконтактная боеукладка повысит прочность боеукладки.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

ББ26

ББ10

ОФ6

Оборудование
  • Просветленная оптика даст прибавку к обзору как стоя, так и в движении.
  • Досылатель немного ускорит перезарядку.
  • Улучшенная вентиляция даст небольшой бонус к характеристикам танка.
Снаряжение

Стандартный набор снаряжения — ремкомплект, аптечка и огнетушитель.

Боекомплект

Основные снаряды — бронебойные. Премиумные бронебойные стоит заряжать для встреч с бронированными противниками. Осколочно-фугасные снаряды пригодятся для сбития захвата базы.

История изменений

Основная статья: История изменений Strv m/42

История изменений

Обновление 0.9.17

Введён на основной сервер в качестве шведского среднего танка V уровня.

Обновление 1.9
  • Боезапас орудия 7,5 cm kan m/41 strv изменён с 59 до 90 снарядов.
  • Боезапас орудия 7,5 cm kan m/43 strv изменён с 42 до 50 снарядов.
  • Стоимость ремонта уменьшена на 24%.
  • Доходность уменьшена на 6%.
  • Прочность с башней Lago m/40 изменена с 420 до 560 единиц.
  • Прочность с башней Strv m/42 изменена с 450 до 590 единиц.

Конструкция орудия

Казённая часть 53-К из финского музея в Пароле

Маховики наводки пушки образца 1937 года

В отличие от предыдущих образцов орудий ПТО, клиновой затвор этой пушки снабжён механизмом полуавтоматики, в конструкции лафета введено подрессоривание колёсного хода, улучшены баллистические характеристики.

Отличия опытных орудий (образца 1937 года) от штатных (образца 1932 года):

  1. Полуавтоматика затвора работала как при бронебойном снаряде, так и при осколочном, а у образца 1932 года только при бронебойном. Это достигалось путём принудительного взвода пружин полуавтоматики в момент выстрела;
  2. Введён специальный кнопочный спуск от «колпачка», расположенного в центре штурвала подъёмного механизма;
  3. Введено подрессоривание кривошипно-пружинного типа, впервые осуществлённое в СССР в этой системе;
  4. Вместо деревянных колёс 45-мм пушки образца 1932 года поставлены автомобильные колёса по типу ГАЗ-А с губчатым каучуком. Колесо ЗИК-1 переделано из колеса автомобиля ГАЗ-А с мелкими изменениями в спицах;
  5. Верхний станок представлял собой клёпано-сварную конструкцию из листовой стали, а у ПТП образца 1932 года верхний станок был литой;
  6. Введён новый поворотный механизм;
  7. Нижний станок новой конструкции и сварной.

Сохранившиеся экземпляры

До наших дней дошло немало 45-мм пушек, большей частью находящихся в музеях. Некоторые принимают участие в почётных мероприятиях.

Одно орудие установлено в сквере на площади Крестьянской заставы, в честь ознаменования 65-й годовщины Битвы под Москвой. Пушка была найдена в ходе поисковых работ на местах боевых действий Московского ополчения под Москвой, военно-патриотическим объединением «Столица», при содействии Военно-Мемориального управления МО РФ.

На самом деле данный экземпляр представляет собой останки 37-мм орудия, что легко проверить измерив калибр ствола. Вероятно это была пушка либо 37 мм образца 1930 года снятая со складов либо её аналоги германского или польского происхождения стоявшие на вооружении Красной Армии и Вермахта. Слово в точном определении за специалистами.

Экземпляр 45-мм противотанковой пушки 53-К можно увидеть в Музее отечественной военной истории в деревне Падиково Московской области, где он представлен среди других советских артиллерийских орудий.

Несколько экземпляров орудия представлены в экспозиции Музейного комплекса УГМК (г. Верхняя Пышма, Свердловская область)..

Модернизация

Установки АК-230 и 21-КМ в Техническом музее Тольятти

В 1944 году в производство была запущена модификация орудия 21-КМ. Работы по модернизации орудия 21-К были начаты в ОКБ-172 в 1942 году под индексом ВМ-42. Головная серия из 25 стволов прошла успешные испытания в сентябре 1943 года, по окончании которых орудие 21-КМ было поставлено в массовое производство.

Модернизация орудия выразилась в увеличении на 1010 мм нарезной части ствола, замене инерционной автоматики на копирную, упрочнении ствола и противооткатных устройств, установке щита (щитового прикрытия).

Орудия 21-КМ вплоть до настоящего времени (2000-е годы) применяются на кораблях российского ВМФ в качестве салютных пушек.

Характеристики BMW M42

За весь период производства этот двигатель был установлен только на BMW 3 серии E30 и E36.

На двигателе используется впрыска топлива системой Bosch Motronic 1,7..

Двигатель БМВ М42 применялся на:

  • BMW E30 318i (седан, туринг, купе и кабрио) (только модели для Северной Америки)
  • BMW E30 318is
  • BMW E36 318i/318ti (только для Северной Америки и южноафриканских моделей)
  • BMW E36 318is (седан и купе)

Сравнительные технические параметры двигателя M42 и M40

 М42  М40
 Длина, мм  570  560
 Ширина, мм  606  580
 Высота, мм  730  700
 Масса, кг  145  132
 Монтажный наклон 30º вправо 30º вправо
 Рабочий объем, см³ 1796 1796
 Диаметр цилиндра, мм 84 84
 Ход поршня, мм 81 81
 Степень сжатия, :1  10  8,8
 Мощность, кВт/л.с.  100/136  83/113
 при частоте вращения, 1/мин  6000  5500
 Крутящий момент, Нм  172  162
 при частоте вращения, 1/мин  4600  4250
 Клапанов на цилиндр  4  2
 Диаметр клапана, мм  —  —
  — впускного  2×33  42
  — выпускного  2×30,5  36
 Система управления Motronic  M1.7  M1.3
 Блок управления DME c  88 контактами  55 контактами
 Топливо, октановое число, определенное по исследовательскому методу  95 не этилиров. «супер»  91 не этилиров. нормальный

Мощностная характеристика двигателя М42

Описание конструкции

Артиллерийская система 21-К, по проектной документации, — приспособление 45-мм противотанковой пушки образца 1932 года (19-К) к морскому станку. Тело орудия 21-К заимствовано от пушки 19-К и состояло из скреплённого ствола и кожуха. Так как до 1935 года полуавтоматика заводом № 8 не освоена, все орудия, произведённые заводом по 1935 год не имели полуавтоматического затвора. Закрывание затвора при досылке очередного патрона, а открывание вручную. В системах 21-К, произведённых после 1935 года, введена полуавтоматика инерционного типа — открывание затвора после выстрела теперь автоматическое.

Ствол 21-К из трубы и кожуха, надетого на трубу в горячем состоянии и составляющего с казёнником орудия целое. Орудия более позднего производства имели ствол-моноблок. Станок орудия — тумба. Орудие не имело щита.

М-42

Первые же сражения
Великой Отечественной показали, что дивизионная и корпусная артиллерия, эффективно поражая немецкие танки на заранее известных танкоопасных направлениях, оказалась недостаточно маневренной. Танковые колонны противника, случалось, обходили наши артиллерийские заслоны. Для успешного отражения танковых атак на широком фронте требовалось огромное количество легких и достаточно мощных противотанковых пушек. А их производство прекратилось в связи с эвакуацией завода в глубокий тыл. И когда в августе 1941 года 172-му заводу поручили наладить массовый выпуск таких орудий, конструкторы решили еще и модернизировать 45-мм пушку образца 1937 года, улучшить ее боевые качества. 


45-мм противотанковая пушка М-42 образца 1942 года

45-мм
противотанковая пушка образца 1942 года
(М-42)

Годы выпуска

1942-1945

Выпущено, шт.

10843

Массогабаритные
характеристики

Калибр, мм

45

Длина ствола,
клб

68

Масса в
боевом положении, кг

625

Масса в
походном положении, кг

1250

Углы обстрела

Возвышения
(макс.), °

25

Снижения
(мин.), °

-8

Горизонтальный, °

60

Огневые возможности

Макс.
дальность стрельбы, км

4,55

Скорострельность, выстр./мин

15-20

 «На этом пути нас ожидало множество трудностей, – вспоминал лауреат Государственной премии, профессор М. Цирульников, – ибо это, пожалуй, единственный в истории артиллерии случай, когда на лафет пушки малой мощности дважды накладывались более мощные стволы большего калибра. В процессе модернизации бронепробиваемость пушки со штатным бронебойным снарядом увеличилась более чем на 1/3, начальная скорость снаряда – с 760 до 870 м/сек. Этого удалось достичь за счет увеличения веса заряда, повышения давления пороховых газов в канале ствола и удлинения ствола

Снаряд и гильза остались без изменений, что было немаловажно в тот период. Ствол заменили новым, а в конструкцию лафета внесли необходимые изменения для его усиления

Лафет можно было бы облегчить, установив дульный тормоз. Но мы решили, что такой тормоз — отнюдь не украшение орудия, особенно противотанкового, низкого, иногда еще закапываемого в землю. Ведь струи газов из тормоза поднимают пыль, поджигают траву, демаскируют позицию. Поэтому мы отказались от дульного тормоза, конечно несколько утяжелив ствол и все орудие».

Создавая М-42 на базе 45-мм пушки образца 1937 года, конструкторы А. Заборовский, С. Синицкий, М. Ковалевский, Э. Кондратьев разработали и ряд новых узлов: ствол-моноблок с открытым казенником, литой верхний станок, простой по конструкции гидравлический тормоз отката, пружинный накатник, пружинное подрессоривание и естественное уравновешивание. Все конструкторские работы и постановка орудия на производство были выполнены точно в намеченный срок, и уже в начале 1942 года на фронт стало поступать новое 45-мм орудие. Орудие, предназначенное для борьбы с танками и другими мотомеханизированными средствами противника. Орудие, способное уничтожать огневые средства пехоты и живую силу. Толщина брони щитового прикрытия была увеличена с 4.5 мм до 7 мм
что давало расчёту защиту от винтовочных бронебойных пуль.

Спустя полгода из ворот 172-го завода выходило уже по семьсот 45-мм пушек каждый месяц. Орудия этого калибра в течение всего первого периода войны оставались основой советской противотанковой артиллерии. В дни сталинградской битвы на их долю приходилось до 43% всех орудий, состоявших на вооружении наших истребительно­противотанковых полков. И не случайно один из немецких генералов Фридрих Вильгельм фон Меллентин писал: «Иногда думаешь, что каждый русский пехотинец имеет противотанковое ружье или противотанковую пушку. Русские очень умело располагают эти средства, и, кажется, нет такого места, где бы их не было».


Американцы осматривают захваченную северокорейскую М-42, уничтожившую три танка.

История создания универсальной 45-мм пушки 21-К

В конце 1920-х годов руководство СССР приняло решение сосредоточить производство всех зенитных орудий малого и среднего калибра для армии и флота на заводе №8. В это число попали и 37-мм автоматические пушки 4-К и 20-мм автоматические пушки 2-К, имеющие немецкие корни.

К сожалению, завод, до этого никогда не имевший дел с автоматическими орудиями, к тому же технически и инженерно плохо подготовленный к возложенной на него миссии, с задачей не справился. В итоге, вместо того, чтоб обеспечить страну новыми высокоэффективными зенитными пушками, завод №8 завалил план вообще по всем видам выпускаемой продукции.

В итоге, армия и флот Советского Союза вплоть до 1940 г. так и не получили массовых, безотказных, современных скорострельных зенитных орудий по типу немецкой 20-мм FlaK 30/38. Вместо них приходилось довольствоваться установкой из 7,62-мм счетверенных «Максимов». В конечном итоге было принято половинчатое решение — вместо «ничего», флоту решили дать «хоть что-то». Так и появилась идея вооружить корабли и подводные лодки полуавтоматической 45/46-мм универсальной пушкой 21-К, «морским вариантом» универсальной 45-мм пушки 19-К образца 1932 г.

45/46-мм универсальная полуавтоматическая пушка 21-К была спроектирована в КБ завода №8 в 1932 г. Заводские испытания проведены с 27.06 по 02.07 июля 1933 г. Полигонные испытания прошли на НИАПе с 21.07 по 01.08.1933 г., а морские на подводных лодках типа «М» VI серии на Черном море 21-26 марта 1934 г. после чего система была передана для войсковых испытаний.

Серийное производство 45-мм пушек 21-К было начато на заводе №8 в 1934 г., за этот год было сдано 213 орудий, из которых 137 — для ВМФ и 76 — для плавсредств НКВД. За неимением других зенитных пушек 21-К устанавливались на все классы кораблей — от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линкоров.

К началу 1941 г. в ВМФ имелось 1617 пушек 21-К (из которых 284 — на Черноморском флоте).

Наиболее серьезными недостатком пушки была низкая скорострельность (не превышала 25 выстр./мин.) и то, что снаряд не имел дистанционного взрывателя. Да-да, цель могла быть поражена только прямым попаданием!

Естественно, при таких «выдающихся» данных, в качестве зенитной эта пушка была крайне малоэффективна. Уже в ходе войны по мере поступления 37-мм автоматов 70-К, а также 20-мм Эрликон и 40-мм Бофорс на кораблях начали повсеместно заменять ими полуавтоматические 21-К.

Тренировка расчета универсальной пушки 21-К на подводной лодке Щ-214

А что в итоге

Как уже сказано выше, для замены 45-мм орудий обр. 1932 и 1937 гг. была создана новая «сорокапятка». Устройство орудия не сильно изменилось. Ствол удлинили до 68.8 кал, заряд в гильзе увеличили. Начальная скорость снаряда возросла с 760 до 870 м/с, соответственно и бронепробиваемость повысилась. Но к тому времени на вооружении вермахта уже были совсем другие танки, против которых новые «сорокапятки» оказались бессильны. К тому же, как пишет в своей статье «Сорокапятка», надоевшая и незаменимая» Андрей Уланов, в новой пушке сохранились все многочисленные эксплуатационные недостатки предыдущей конструкции.

«Cорокапятка», при всех своих недочетах, стала весьма полезным орудием. Но не столько в качестве противотанкового, сколько — батальонного. Пятисоткилограммовая пушка легко перевозилась на поле боя расчётом и сопровождала пехоту. А целей для неё было немало, даже при полном отсутствии танков — это были огневые точки, пулемётные гнезда, ДЗОТы. «Сорокапятки» превратились в главное оружие партизанской войны, даже более распространённое, чем миномёты. Причём их использовали не только партизаны, но и те, кто с ними боролся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector