Су-152/история

История создания

Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.

Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.

Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.

Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.

Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.

Советские танки КВ-2 создавались для уничтожения вражеских полевых и долговременных укреплений, практически все они были потеряны в первые месяцы войны. К тому же стоимость производства танка КВ-2 была очень высокой, его скорострельность – низкой. Да и надежность КВ-2 оставляла желать лучшего: большинство этих танков на начальном периоде войны были потеряны не из-за огня противника, а по причине технических неисправностей (экипажи просто бросали свои машины). Производство танка было прекращено.

Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.

Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.

Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.

Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».

Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.

Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.

Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие

Ссылки

Ресурсы World of Tanks
  • Танковедение
  • История танка в разделе «История» на сайте World of tanks
  • Тема на официальном форуме
  • Записи боев на ИСУ-152
В сети Интернет
  • ИСУ-152 // Википедия
  • ИСУ-152 (объект 241) // Военное обозрение
  • Самоходная установка ИСУ-152 // Броне-сайт
  • ИСУ-152. Броня, орудие, снаряжение и тактики. Подробный обзор от jmr // YouTube

Техника СССР

Лёгкие танки I МС-1 • II БТ-2 • II Т-45  • II Т-26 • II Т-60 • II Тетрарх  • III БТ-СВ  • III ЛТП  • III М3 лёгкий  • III БТ-7 артиллерийский  • III Т-116  • III БТ-5 • III Т-127  • III Т-46 • III Т-70 • IV БТ-7 • IV Т-80 • IV Валентайн II  • V А-20 • V Т-50 • VI МТ-25 • VI Т-50-2  • VII ЛТГ • VIII ЛТТБ • VIII ЛТ-432  • IX Т-54 облегчённый • X Т-100 ЛТ
Средние танки III Т-29  • IV А-32  • IV Т-28Э с Ф-30  • IV Т-28 • V Матильда IV  • V Т-34 экранированный  • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М  • VI Т-34-85 Rudy  • VI М4-А2 Шерман Лозы  • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VII Т-44-122  • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец  • VIII Т-44-100 (Б)  • VIII Т-44-100 (К)  • VIII Т-44-100 (Р)  • VIII Т-44-100 (У)  • VIII СТГ  • VIII СТГ Гвардеец  • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907  • X Т-22 ср.  • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А
Тяжёлые танки V Черчилль III  • V КВ-220-2  • V КВ-220-2 Бета-Тест  • V КВ-1 • VI КВ-1С • VI КВ-2 • VI КВ-2 (Р)  • VI КВ-85 • VI Объект 244  • VI Т-150 • VII ИС • VII КВ-3 • VII КВ-122  • VII ИС-2М  • VII ИС-2 экранированный  • VII ИС-2  • VIII ИС-3 • VIII ИС-6  • VIII ИС-6 Ч  • VIII КВ-5  • VIII КВ-4 • VIII ИС-5 (Объект 730)  • VIII ИС-3 с МЗ  • VIII КВ-4 Креславского  • VIII Объект 252У Защитник  • VIII Объект 252У  • VIII ИС-М • VIII Объект 703 Вариант II  • VIII ИС-2-II • IX Т-10 • IX Объект 777 Вариант II  • IX Объект 257 • IX Объект 705 • IX ИС-3-II • IX СТ-I • X ИС-4 • X ИС-7 • X Объект 260  • X Объект 705А • X Объект 277 • X Объект 279 ранний  • X СТ-II
ПТ-САУ II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII ИСУ-152К  • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
САУ II СУ-18 • III СУ-26 • IV СУ-5 • V СУ-122А • VI СУ-8 • VII С-51 • VII СУ-14-1 • VIII СУ-14-2 • IX 212А • X Объект 261

Противотанковые САУ

Техника СССР II АТ-1 • III СУ-76И  • IV СУ-85А • IV СУ-76М • V СУ-85 • V СУ-85И  • VI СУ-100 • VI СУ-100Y  • VII ИСУ-122С  • VII СУ-152 • VII СУ-100М1 • VII СУ-122-44  • VIII ИСУ-152 • VIII ИСУ-130  • VIII Т-103  • VIII СУ-130ПМ  • VIII ИСУ-152К  • VIII СУ-101 • IX Объект 704 • IX Объект 263 • X Объект 268 • X Объект 268 Вариант 4
Техника Германии II Panzerjäger I • III Marder II • IV StuG III Ausf. B • IV Jagdpanzer 38(t) Hetzer • IV Marder 38T • V StuG IV  • V Pz.Sfl. IVc • V StuG III Ausf. G • VI Dicker Max  • VI Jagdpanzer IV • VI Nashorn • VII E 25  • VII Krupp-Steyr Waffenträger  • VII Jagdpanther • VII Sturer Emil • VIII Ferdinand • VIII Kanonenjagdpanzer 105  • VIII Rheinmetall Skorpion G  • VIII Rheinmetall Skorpion  • VIII Jagdpanther II • VIII 8,8 cm Pak 43 Jagdtiger  • VIII Rhm.-Borsig Waffenträger • IX Jagdtiger • IX Waffenträger auf Pz. IV • X Grille 15 • X Jagdpanzer E 100 • X Waffenträger auf E 100
Техника США II T3 HMC • III T56 GMC • IV M8A1 • IV T40 • V M10 Wolverine • V T67 • VI T78  • VI M18 Hellcat • VI M36 Jackson • VII M56 Scorpion  • VII T28 Concept  • VII Super Hellcat  • VII T25/2 • VII T25 AT • VIII TS-5  • VIII T28 • VIII T28 Prototype • IX T30 • IX T95 • X T110E3 • X T110E4
Техника Франции II Renault FT AC • III FCM 36 Pak 40  • III Renault UE 57 • IV Somua SAu 40 • V M10 RBFM  • V S35 CA • VI ARL V39 • VII AMX AC mle. 46 • VIII AMX AC mle. 48 • VIII AMX Canon d’assaut 105  • IX AMX 50 Foch • X AMX 50 Foch (155)  • X AMX 50 Foch B
Техника Великобритании II Universal Carrier 2-pdr • IV Valentine AT • IV Alecto • V Archer • V AT 2 • VI Churchill Gun Carrier • VI Achilles • VI AT 8 • VI Excalibur  • VII Challenger • VII AT 15A  • VII AT 7 • VIII AT 15 • VIII Charioteer • VIII Turtle Mk. I  • IX Tortoise • IX FV4004 Conway • X FV215b (183)  • X FV4005 Stage II • X FV217 Badger
Техника Китая II T-26G FT • III M3G FT • IV SU-76G FT • V 60G FT • VI WZ-131G FT • VII T-34-2G FT • VIII WZ-111-1G FT • VIII WZ-120-1G FT  • IX WZ-111G FT • X WZ-113G FT
Техника Швеции II Pvlvv fm/42 • III Ikv 72 • IV Sav m/43 • V Ikv 103 • VI Ikv 65 Alt II • VII Ikv 90 Typ B • VIII UDES 03 • VIII Strv S1  • IX Strv 103-0 • X Strv 103B

Достоинства и недостатки

уступала в эффективности специализированным противотанковым САУ
Бронебойный Зверобой! Чаще всего ИСУ-152 использовалась в уничтожении укреплений врага. Калибр 152 мм не оставлял шансов ни одному кирпичной или бетонной кладке.
Достоинства:

  • Универсализм.
  • Мощная лобовая броня.
  • Ремонтопригодность, без отправки глубоко в тыл.
  • Быстрое освоение даже необученными экипажами.
  • Необязательное точное попадание по цели фугасным снарядом для ее поражения, в том числе и фатального.

Недостатки:

  • Относительно малый боекомплект, которого хватало не более, чем на 15 минут активного боя (2/3 его составляли осколочно-фугасные снаряды).
  • Относительная долгая (45 минут) загрузка нового боекомплекта.
  • Из-за долгого разворота уязвимость для поражения сбоку и сзади. Приходилось отражать атаки вражеской бронетехники, расположив несколько самоходок веером.
  • Недостаточная точность панорамного прицела, когда стрельба велась на дистанции более одного километра.

Описание конструкции[ | код]

Броневой корпус и башня | код

Противотанковая САУ СУ-152 «Таран» выполнена по башенной схеме. В качестве базового было взято шасси самоходной противотанковой пушки СУ-152П. Корпус САУ был сварен из стальных броневых катаных листов и разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. Толщина лобового листа корпуса составляла 30 мм. Согласно тактико-техническим требованиям лобовая броня корпуса и башни должна была защищать САУ от поражения бронебойными снарядами калибра 57 мм с ударной скоростью 950 м/с. В передней части корпуса по правому борту располагалось моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находилось место механика-водителя с органами управления шасси. В средней и кормовой частях корпуса располагалось боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон вместо поворотной тумбы установлена сварная башня кругового вращения. Поворот башни осуществлялся с помощью электрического привода. В башне размещалось орудие и барабанная укладка со снарядами.

Вооружение | код

В качестве основного вооружения использовалась противотанковая пушка М-69. Длина ствола составляла 9045 мм. Вертикальное наведение осуществлялось с помощью гидравлического привода. Для снижения загазованности боевого отделения пушка была снабжена эжектором. На дульном срезе ствола был установлен дульный тормоз. Длина отката составляла 300 мм, а сила сопротивления откату — 53,5 тс. На пушке М-69 был установлен полуавтоматический клиновой затвор. Заряжание — раздельно-гильзовое. В целях обеспечения высокой скорострельности во время стрельбы после каждого выстрела орудие автоматически приводилось на угол заряжания. Максимальная скорострельность САУ «Таран» достигала 2 выстрелов за 20 секунд.

Пушка могла вести стрельбу осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг, подкалиберными бронебойными снарядами весом 11,5 кг, а также кумулятивными снарядами. Для стрельбы осколочно-фугасными снарядами применялись два типа зарядов: полный — массой 10,7 кг, и уменьшенный — массой 3,5 кг. Для бронебойного снаряда использовался специальный заряд массой 9,8 кг. Бронебойные снаряды были способны пробивать броню толщиной до 295 мм с дистанции до 3500 м. Дальность прямого выстрела составляла 2050 м при высоте цели 2 м и 2500 м при высоте цели 3 м. Для наведения орудия на цель в светлое время суток использовался прицел ТШ-22, в тёмное время — перископический ночной прицел. Общий возимый боекомплект САУ составлял 22 выстрела. В состав дополнительного вооружения входил 14,5-мм пулемёт, а также 2 автомата АК-47 и 20 ручных гранат Ф-1.

Таблица бронепробиваемости невращающегося бронебойного подкалиберного снаряда пушки М-69
Угол наклона брони / Расстояние, м 1000 2000 3000 3500
370 340 310 295
30° 328 304 280
60° 179 167 155 149

Средства связи | код

Внешняя радиосвязь осуществлялась с помощью радиостанции Р-113. Радиостанция Р-113 работала в УКВ-диапазоне и обеспечивала устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 20 км. Переговоры между членами экипажа осуществлялись через аппаратуру внутренней связи Р-120.

Двигатель и трансмиссия | код

В СУ-152 «Таран» устанавливался V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-105 (В-54-105) жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 400 л.с. Двигатель В-54-105 был создан на базе серийного двигателя В-54 и имел следующие отличия:

  • в насосе НК-10 отсутствовал пружинный корректор
  • была изменена конструкция выпускных патрубков, впускного коллектора, привода вентилятора и крышки водяного насоса
  • масляный фильтр «Кимаф-СТЗ» устанавливался на отдельном кронштейне
  • дополнительно размещался генератор Г-74 мощностью 3 кВт
  • моторесурс был увеличен
  • для повышения эффективности охлаждения конструкция радиаторной решётки были изменена.

Ходовая часть | код

Ходовая часть СУ-152 «Таран» представляла собой шасси противотанковой САУ СУ-152П, унифицированной с самоходной противотанковой пушкой СУ-100П, и состояла из семи пар обрезиненных опорных и четырёх пар поддерживающих катков. В задней части машины находились направляющие колёса, в передней — ведущие. Гусеничная лента состояла из мелких звеньев с резинометаллическими шарнирами . Ширина каждого трака 412 мм при шаге 133 мм. Подвеска СУ-152 «Таран» — индивидуальная торсионная. На первом и седьмом опорных катках были установлены двухсторонние гидроамортизаторы.

Modules

Guns

Gun Penetration(mm) Damage(HP) Rate of fire(rounds/minute) Dispersion(m/100m) Aiming time(s) Weight(kg)

Price( )

VII 122 mm A-19 mod. 1937 175/217/61 390/390/530 6.67 0.43 2.9 2600 94000
VI 152 mm ML-20 mod. 1931/37 135/250/86 700/700/910 3.39 0.5 3.4 2500 49290
VIII 122 mm D-25S mod. 1944 175/217/64 390/390/530 8.11 0.41 2.9 2590 106400

Engines

Engine Engine Power(hp) Chance of Fire on Impact(%) Weight(kg)

Price( )

VII V-2IS 600 15 750 36000
VI V-2K 500 15 750 23050

Suspensions

Suspension Load Limit(т) Traverse Speed(gr/sec) min Weight(kg)

Price( )

VII SU-152 45.9 20 12000 20090
VIII SU-152M 48.3 23 12000 32710

Примечания[ | код]

Сноски | код

Источники | код

  1. Устьянцев С., Колмаков Д. Танки 1960-х // Боевые машины Уралвагонзавода. — Нижний Тагил: ООО «Медиа-Принт», 2007. — С. 123. — 212 с. — 4500 экз. — ISBN 978-5-98485-038-4.
  2. Павлов М. В., Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2015. — № 8. — С. 51.
  3. Устьянцев С., Колмаков Д. Танки 1960-х // Боевые машины Уралвагонзавода. — Нижний Тагил: ООО «Медиа-Принт», 2007. — С. 99. — 212 с. — 4500 экз. — ISBN 978-5-98485-038-4.
  4. Широкорад А. Б. Самоходки // Техника и оружие: вчера, сегодня, завтра. — М.: АО «АвиаКосм», 1996. — № 6. — С. 3.
  5. Авторский коллектив под руководством Панова В. В. Развитие артиллерийского вооружения в период 1967—1987 гг. // 3 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации. Исторический очерк. 3 апреля 1947—2007 / Под ред. Е. И. Константинова. — М., 2007. — С. 25. — 397 с. — 1000 экз.
  6. Солянкин А., Желтов И., Кудряшов К. Отечественные бронированные машины 1946-1965. — «Цейхгауз», 2010. — Т. 3. — С. 549—550. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9771-0106-6.
  7. Павлов М. В.,Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2015. — № 8. — С. 52.
  8. Устьянцев С., Колмаков Д. Танки 1960-х // Боевые машины Уралвагонзавода. — Нижний Тагил: ООО «Медиа-Принт», 2007. — С. 125. — 212 с. — 4500 экз. — ISBN 978-5-98485-038-4.
  9. Данные отечественных самоходных установок. // Техника и оружие. — М.: Техинформ, 1996. — № 9. — С. 79.
  10. Холявский Г. Л. Самоходные артиллерийские установки, 1945-2000 // Энциклопедия бронетехники. — ООО «Харвест», 2001. — С. 192. — 656 с. — (Гусеничные боевые машины, 1919-2000 гг).
  11. Маликов В. Истребители танков // Техника молодёжи. — 1999. — № 2. — С. 27.
  12. Павлов М. В.,Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2008. — № 8. — С. 55.
  13. Павлов М. В.,Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2010. — № 5. — С. 50.
  14. Павлов М. В.,Павлов И. В. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 51,56.
  15. Павлов М. В.,Павлов И. В. «Дракон», испепеляющий танки // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2010. — № 3. — С. 19.
  16. Федосеев С. «Истребители танков» в бундесвере // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2015. — № 8. — С. 22, 23.
  17. Устьянцев С., Колмаков Д. Танки 1960-х // Боевые машины Уралвагонзавода. — Нижний Тагил: ООО «Медиа-Принт», 2007. — С. 124. — 212 с. — 4500 экз. — ISBN 978-5-98485-038-4.
  18. Авторский коллектив под руководством Панова В. В. Развитие артиллерийского вооружения в период 1967—1987 гг. // 3 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации. Исторический очерк. 3 апреля 1947—2007 / Под ред. Е. И. Константинова. — М., 2007. — С. 51—52. — 397 с. — 1000 экз.

История

Разработана конструкторским бюро опытного завода № 100 в 1945 году под руководством Жозефа Яковлевича Котина, главного конструктора отечественных тяжёлых танков и САУ того времени. В отличие от других опытных самоходок, ИСУ-152-1 и ИСУ-152-2, которые были всего лишь нестандартно перевооружёнными серийными машинами, ИСУ-152 обр. 1945 г. была совершенно новой конструкцией. Принятие на вооружение тяжёлого танка ИС-3 поставило перед конструкторами опытного завода № 100 задачу о создании соответствующей САУ на его базе. Поскольку ИС-3 являлся кардинально переработанным ИС-2 с точки зрения бронезащиты, САУ на его базе также проектировалась как аналог серийных ИСУ-152 на базе ИС-2 с улучшенным бронированием.

Усиление защиты было достигнуто как путём увеличения толщины бронирования, так и размещения его под более выгодными углами для противодействия бронебойному действию снарядов. Разработчики бронекорпуса успешно справились с поставленной задачей: лоб установки представлял собой сплошную катаную бронеплиту толщиной 120 мм, наклонённую под углом 50° к вертикали. Для сравнения, у серийной ИСУ-152 лобовые бронедетали имели толщину 90 мм и угол наклона 30° к вертикали. Бронирование маски пушки довели до 160 мм, а вместе с бронекожухом противооткатных устройств суммарная максимальная толщина бронировки орудия достигала 320 мм. За счёт перекомпоновки боевого отделения общая масса САУ возросла всего лишь на 1,3 тонны по сравнению с серийной ИСУ-152. Для тяжёлой САУ ИСУ-152 образца 1945 года имела рекордно низкую общую высоту машины — 2240 мм. Среди всех опытных и серийных советских САУ времён Великой Отечественной войны ИСУ-152 образца 1945 года была самой защищённой от огня противника. Её лобовому бронированию было по силам выдержать огонь даже мощнейшей германской противотанковой пушки Pak 43.

Конструкторское бюро Фёдора Фёдоровича Петрова для новой САУ разработало новую модификацию гаубицы-пушки МЛ-20СМ, идея создания которой выдвигалась ещё в 1943 году. Наиболее важным её отличием от серийных МЛ-20С было отсутствие дульного тормоза, который делал невозможным стрельбу из орудия при наличии десанта на броне самоходки.

Однако стремление получить максимальную защищённость при фиксированных габаритах и массе обернулось вполне ожидаемым недостатком — стеснённостью в боевом отделении самоходки. Отказ от дульного тормоза в конструкции орудия привёл к увеличению его длины отката до 900 мм, а выгодные углы наклона лобового бронирования потребовали перенести рабочее место механика-водителя в левую верхнюю часть боевого отделения. Проведённые полигонные испытания показали, что такое его расположение приводит к уменьшению просматриваемого пространства и повышенной утомляемости механика-водителя из-за больших амплитуд колебаний бронекорпуса при движении САУ по неровной поверхности. Как результат, ИСУ-152 образца 1945 года не принималась на вооружение РККА и серийно не производилась. Единственный выпущенный опытный образец этой самоходки в настоящее время экспонируется в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

Прототип

ИСУ-152 – это самая мощная самоходная артиллерийская установка (САУ) Второй мировой войны, которая была создана на бае танка ИС-2.
После принятия на вооружение Красной Армии нового тяжелого танка ИС-2 и снятия с производства КВ-1С появилась необходимость создания новой тяжелой САУ на базе нового танка. Разрабатываемая ведущим конструктором Г.Н.Москвиным САУ получила заводское обозначение «Объект 241».
Компоновка ИСУ-152 была в основной части схожа с предшественницей СУ-152. Количество и размещение членов экипажа были также аналогичны СУ-152. Боевая рубка изготавливалась из катаных броневых листов и устанавливалась в передней части корпуса. В рубке отделения управления и боевое отделение были объединены. 
Так как танк ИС-2 уже предшественника КВ-1С, то наклон бортовых листов пришлось уменьшить, а кормовой лист сделать вертикальным. При этом увеличилась толщина брони. 
Существенным преимуществом ИСУ-152 перед CУ-152 является установка вытяжного вентилятора в объединенном отделении управления и боевом отделении.
152-мм гаубица-пушка МЛ-20С защищалась литой броневой маской, которая перешла от СУ-152. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3800 метров, наибольшая дальность — 6200 метров. Скорострельность — 2- 3 выстрела в минуту. 
Боекомплект состоял из 21 выстрела раздельного гильзового заряжания с бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами БР-540, осколочно-фугасными пушечными гранатами ОФ-540 и стальными гаубичными гранатами ОФ-530, осколочными гаубичными гранатами из сталистого чугуна 0-530А. Начальная скорость бронебойного снаряда при массе 48,78 кг составляла 600 м/с. При стрельбе с дальности 1000 м он пробивал броню толщиной 123 мм. 
Двигатель и трансмиссия, заимствованные у танка ИС-2, располагались в задней части корпуса. На ИСУ-152 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный дизель В-2ИС (В — 2-10) мощностью 520 л.с., которая была доступна при 2000 об/мин.
ИСУ-152 использовались для поддержки пехоты и танков в наступлении, они уничтожали огневые точки противника и обеспечивали пехоте и танкам продвижение. В этой фазе наступления САУ становились одним из основных средств отражения танковых контратак. В ряде случаев им приходилось выдвигаться вперед боевых порядков своих войск и принимать удар на себя, обеспечивая тем самым свободу маневра поддерживаемых танков. 
ИСУ-152 находились на вооружении Советской Армии до 1970-х годов, вплоть до начала поступления в войска САУ нового поколения. При этом ИСУ-152 дважды модернизировалась. 

Историческая справка

Основная статья: История СУ-14-2

СУ-14

СУ-14-Бр-2

В конце ноября 1936 г. для испытания пушечного варианта «триплекса» с Уралмашзавода и завода «Баррикады» были доставлены 152-мм длинноствольные орудия У-30 и БР-2. Перевооружение состоялось в конце 1936 г., а испытания машин, оснащенных пушками, состоялись в феврале 1937 г. и закончились успешно. Планом на 1937 г. предусматривалось изготовление установочной серии из пяти машин СУ-14-Бр-2 (со 152-мм орудием Бр-2), а с 1938 г. предполагалось наладить их серийный выпуск. К лету 1939 г. предусматривалось создание 280-мм самоходной мортиры СУ-14-Бр-5, но о гаубичном варианте СУ-14-Б-4 не вспоминали, так как создатель гаубицы Б-4 Магдесиев, начальник КБ завода «Большевик», сломался на допросах и сознался в своей вредительской деятельности. Правда, вскоре был арестован и руководитель работ по СУ-14 П.И. Сячинтов, и с этой интересной боевой машиной случилось то же, что и с орудием Б-4. Все работы по подготовке серийного производства САУ были остановлены, а два готовых образца были переданы на хранение военному складу №37 в Москве.

Вспомнили о них в декабре 1939 г. при штурме «линии Маннергейма». Красная Армия, столкнувшись с мощными современными укреплениями, остро ощутила потребность в бронированных артиллерийских установках крупных калибров. Постановлением Комитета Обороны СССР от 17 января 1940 г. «О спецзаданиях для нужд Действующей армии» заводу №185 имени С.М. Кирова (бывшему Опытному заводу Спецмаштреста) поручалось «отремонтировать и экранировать броневыми листами две СУ-14». Предполагалось, что экранированные самоходки смогут свободно подходить к финским дотам на 1,5 — 2 км и расстреливать их прямой наводкой.

В конце января 1940 г. машины прибыли из Москвы на завод, но работа затянулась — броневые листы с Ижорского завода начали поступать только в конце февраля. Экранировка машин была завершена лишь к 20 марта, когда боевые действия уже закончились. Самоходки, получившие дополнительную броню толщиной 30-50 мм, стали весить 64 т. 27 марта машины прошли обкатку на маршруте протяженностью в 26 км. Отмечалось, что «на 3-4 передаче скорость не превышает 20-22 км/ч., при движении по целине двигатель работает напряженно, развороты происходят тяжело». Из-за сильной перегрузки на опытном образце СУ-14 резиновые бандажи опорных катков заменили металлическими.

В апреле 1940 года СУ-14 и СУ-14-Бр-2 проходили испытания на НИАПе, а в июле в составе группы танков капитана П.Ф.Лебедева — в Киевском Особом военном округе. В сентябре 1940 г. обе машины передали на хранение НИБТПолигону. Осенью 1941 г., во время обороны Москвы, обе СУ-14, вместе с еще одной опытной САУ Т-100-Y в составе «Отдельного тяжелого дивизиона особого назначения» использовались в районе ст. Кубинка для стрельбы с закрытых позиций по наступавшим немецким войскам.
До сегодняшнего дня в Кубинке сохранилась бронированная СУ-14-1, вооруженная 152-мм пушкой Бр-2, а СУ-14 в 60-е годы была пущена на металлолом.

Тактико-технические характеристики

самоходных установок СУ-14

Модель СУ-14 СУ-14-1 СУ-14-Бр-2
Базовое шасси
тяжёлый танк Т-35
Годы выпуска
1934
1936
1940
Экипаж
7
Масса, т
47,06
48
64
Двигатель
дизельный М-17
дизельный М-17Ф
Мощность, л.с.
500
680
Макс. скорость, км/ч
27
31
22
Бронирование, мм
до 20
30-50
Вооружение 203-мм гаубица Б-4, 3 х 7,62-мм пулемёта ДТ
152-мм пушка Бр-2, 3 х 7,62-мм пулемёта ДТ
Масса снаряда, кг
~100
49
Выпущено, шт
1
1
2
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector