T34
Содержание:
Михаил Кошкин и перипетии появления Т-34
Михаил Кошкин родился в семье крестьянина и рано потерял отца, надорвавшегося на работе, и был вынужден в десятилетнем возрасте уехать в Москву на заработки. Мать дала ему записку к дяде, жившему в городе, но на вокзале, в драке с московской шпаной, Михаил, раздавая тумаки, потерял ее. Не зная, как добраться до родственника, парень чуть не замерз насмерть, и только подобравший уже окоченевшего Михаила совершенно чужой ему человек спас будущего конструктора. Мужчина устроил найденыша на кондитерскую фабрику, где Михаил и проработал до призыва на фронт Первой Мировой.
После революции будущий конструктор пошел добровольцем в Красную Армию и воевал в Гражданской войне. Именно там он и увидел впервые английский танк. Зрелище так заворожило деревенского паренька, что он загорелся мечтой — построить свой, советский танк. Поэтому уже после войны он просит перевести его с должности заведующего агитационно-пропагандистским отделом на учебу по технической специальности.
В Ленинграде он заканчивает машиностроительный факультет с дипломной работой «Коробка передач среднего танка» и через некоторое время начинает работать в конструкторском бюро, создавая новые военные машины.
Его новая идея — средний танк сочетавший в себе наклонную броню — тогда еще совершенно неизвестную, широкие гусеницы и мощную 76 миллиметровую пушку, поначалу не нашла понимания у руководства. Несмотря на это, Михаил Ильич нашел в себе силы представить проект танка высшему командованию, где был раскритикован, но при этом неожиданно получил поддержку Сталина, назвавшего будущую тридцатьчетверку «ласточкой».
Получив задание создавать свой танк в свободное от работы над основной задачей время, Кошкин ушел в дело с головой, и в 1940 году представил первый образец нового среднего танка Т-34 перед высшим руководством страны.
С этим связана трагическая история. Дело в том, что представляемые танки должны были иметь большой пробег, а тридцатьчетверка не успела его накатать и Кошкину запретили показывать машину. После этого конструктор решается накатать пробег, поехав на двух танках из Харькова в Москву, что и выполняет, при этом серьезно простыв. Танк производит фурор и принимается на вооружение, но Кошкин так и не оправляется от заболеваний и умирает 26 сентября 1940 года.
Т-34 в разрезе.
Танк Т-34 имел наклонную броню 45-52 мм, 76 мм пушку и два пулемета калибром 7,62 мм, массу — 28 тонн, экипаж — 4 человека и максимальную скорость 55 км/ч.
Существует легенда, согласно которой его могила была специально уничтожена немецкими бомбардировщиками, так как Гитлер ненавидел создателя Т-34 и объявил его своим личным врагом даже после смерти.
Т-34-85М в игре
Боевая эффективность
В общей совокупности достоинств и недостатков преобладают достоинства. Танк в первой линии атаки благодаря хорошей альфе, пробитию, присутствию брони уверенно уничтожает любые танки 4-6 уровней. Со второй и третьей линий пробивает голдовыми подкалиберами танки 8 уровня. Танк обладает потенциалом к получению медалей Колобанова, Пула.
- Достоинства:
- бронирование лба корпуса позволяет держать удар большинства танков 5-го и ниже уровней, а если ее еще и доворачивать под нужным углом, позволяет танковать танки уровнем выше;
- хорошая скорость поворота башни;
- хорошая бронепробиваемость орудия;
- средний ДПМ среди национальных собратьев (лучше только у А-43);
- лучшая маскировка среди национальных собратьев.
- Недостатки:
- средняя динамика;
- частое критование двигателя;
- плохая стабилизация орудия.
Экипаж
Для начала изучаем всем Ремонт, а командиру Шестое чувство. После, учим «профильные» умения — Плавный поворот башни и Плавный ход для улучшения стабилизации, Радиоперехват для улучшения обзора и на выбор либо Бесконтактную боеукладку, либо Отчаянного для заряжающего, хотя первое всё же пригодится больше. Улучшаем все характеристики танка, изучив всем Боевое братство. Далее — очередь Маскировки. Пятым умением изучаются умения для улучшения обзора, маневренности и увеличения огневой мощи в некоторых ситуациях.
Оборудование, снаряжение и боекомплект
ББ42
БП10
ОФ8
- Оборудование
- Досылатель — уменьшит время перезарядки орудия.
- Просветленная оптика — увеличит дальность обзора.
- Улучшенная вентиляция — улучшит все основные характеристики танка.
- Снаряжение
Стандартный набор снаряжения — огнетушитель, ремкомплект и аптечка.
- Боекомплект
Основную часть боекомплекта составляют бронебойные снаряды, имеет смысл возить несколько премиумных подкалиберных снарядов для встречи с бронированными противниками. Осколочно-фугасные стоит загружать для легкобронированных противников, сбития захвата или добивания противников с малым запасом прочности.
История изменений
-
Основная статья: История изменений Т-34-85М
История изменений
- Обновление 0.9.3
Для тестирования участниками Супертеста добавлен новый советский средний танк VI уровня Т-34-85М.
- Обновление 0.9.5
- Введён на основной сервер в качестве акционного советского среднего танка VI уровня Т-34-85М.
- Исправлена ошибка камуфляжа на танке Т-34-85М.
- Обновление 0.9.17.1
- Снаряды заменены на снаряды от Т-34-85 «Rudy»:
- Снаряд УБР-365К (160/126) заменён на УБР-365КБМ (180/144).
- Снаряд УБР-365П (160/167) заменён на УБР-365ПБМ (180/194).
- Снаряд УОФ-365К (280/43) заменён на УОФ-365БМ (300/44).
- Обзор увеличен с 350 до 360 м.
- Разброс от движения и поворота ходовой уменьшен с 0,24 до 0,22 м на 100 м.
- Разброс орудия уменьшен с 0,42 до 0,37 м на 100 м.
- Время сведения уменьшено с 2,5 до 2,2 с.
- Обновление 1.0.0
Машина стала доступна для продажи во внутриигровом магазине.
- Обновление 1.9
- Стоимость ремонта уменьшена на 11%.
- Прочность изменена с 720 до 810 единиц.
Тактико-технические характеристики
Т-34обр.1940г. | Т-34обр.1941 г.(литая башня) | Т-34обр.1942 г.(литая башня) | Т-34обр.1943 г. | Т-34-85обр.1944 г. | |
Экипаж | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Размеры (мм): | |||||
длина | 5920 | 6680 | 6680 | 6750 | 8150 |
ширина | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 |
высота | 2450 | 2450 | 2450 | 2600 | 2720 |
Бронирование (мм): | |||||
лоб башни | 45 | 52 | 65 | 70 | 75-90 |
маска пушки | 45 | 52 | 45 | 70 | 90 |
борт башни | 45 | 52 | 65 | 52 | 75 |
тыл башни | 40 | 45 | 47 | 52 | 60 |
крыша башни | 16 | 20 | 15-30 | 20 | 20 |
лоб корпуса | 45 | 45 | 47 | 60 | 60 |
борт корпуса | 45 | 45 | 47 | 47 | 47 |
тыл корпуса | 40-45 | 40-15 | 47 | 47 | 47 |
крыша корпуса | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
днище | 20 | 20 | 21 | 21 | 21 |
Двигатель: | В-2-34 500 л. с. | В-2-34 500 л.с. | В-2-34 500 л. с. | В-2-34 500 л. с. | В-2-34 500 л. с |
Скорость макс, (км/ч) | 53.5 | 55 | 55 | 55 | |
Давление на грунт (кг/см2) | 0.64 | 0.64 | 0.76 | 0,83 | 0,85 |
Запас хода (км): | |||||
по шоссе | 300-400 | 300-400 | 400 | 465 | 360 |
на местности | 230-360 | 230-360 | 260 | 365 | 310 |
Запас топлива (л): | |||||
во внутренних баках | 460 | 460 | 610 | 610 | 540 |
в дополнительных баках | 134 | 134 | 180 | 270 | |
Пушка | 76.2 мм Л-11 | 76.2 мм Ф-34 | 76.2 мм Ф-34 | 76,2 мм Ф-34 | 85 мм ЗиС С-53 |
Боезапас | 77 | 77 | 77 | 100 | 60 |
Бронебойный снаряд | БР-350А | БР-350А | БР-350А | БР-350А | 53-УБР-365 |
вес (кг) | 6.3 | 6.3 | 6.3 | 6,3 | 9,02 |
скорость (м/с) | 612 | 655 | 655 | 655 | 792 |
бронепробиваемость (мм) | |||||
500м | 62 | 69 | 69 | 69 | 111 |
1000 м | 56 | 61 | 61 | 61 | 102 |
1500 м | 49 | 54 | 54 | 54 | 93 |
2000 м | 44 | 48 | 48 | 48 | 85 |
Подкалиберный снаряд | БР-350П | БР-350П | БР-365П | ||
вес (кг) | 3,02 | 3,02 | 4,99 | ||
скорость (м/с) | 965 | 965 | 1200 | ||
бронепробиваемость (мм) | |||||
500 м | 92 | 92 | 138 | ||
1000 м | 60 | 60 | 100 | ||
Кумулятивный снаряд | БР-353А | БР-353А | |||
вес (кг) | 3,94 | 3.94 | |||
скорость (м/с) | 325 | 325 | |||
бронепробиваемосгь (мм) | 75 | 75 | |||
Фугасный снаряд | Ф-354 | Ф-354 | Ф-354 | Ф-354 | Ф-365 |
вес (кг) | 6.23 | 6.23 | 6.23 | 6.23 | 9,5 |
скорость (м/с) | 635 | 680 | 680 | 680 | 792 |
Осколочно-фугасный | ОФ-350 | 0ф-350 | ОФ-350 | С1Ф-350 | ОФ-365 |
вес (кг) | 6,21 | 6.21 | 6,21 | 6.21 | 9,5 |
скорость (м/с) | 635 | 680 | 680 | 680 |
792 |
Башни: до и после
Ранний Т-34 повлиял на немецкое танкостроение не только формой корпуса, но и подходом к проектированию башни. Этот вопрос заслуживает отдельного разбора. Долгое время немцы создавали танковые башни довольно просто: они более-менее равномерно «обкладывали» башенный погон бронёй со всех сторон, поэтому ранние башни при виде сверху напоминали квадрат или цилиндр с широкой лобовой частью.
Башня ранних Т-34 была совсем другой — с узкой лобовой частью, небольшой маской пушки и кормовой нишей. Эти решения были очень актуальными для немцев, активно применявших дифференцированное бронирование. Понятно, что вес брони зависит от толщины листа и от его площади; значит, если свести площадь самых толстых бронелистов к минимуму, то при прочих равных можно облегчить танк
Самая толстая броня обычно во лбу, поэтому узкая лобовая часть башни Т-34 привлекла внимание немецких конструкторов. Присмотрелись они и к кормовой нише: она не только уравновешивала танковые орудия, которые становились всё больше и тяжелее, но и была подходящим местом для боеукладки первой очереди
Осмотрев ранний Т-34, инженеры «Крупп» испытали небывалый катарсис и во многом пересмотрели своё понимание башен. В результате башня VK 45.02 (P) совмещала в себе лучшие советские и немецкие идеи: наклонную броню, гнутый лоб минимальной площади, компактную маску орудия, развитую кормовую нишу с боеукладками и новую командирскую башенку с перископами вместо щелей. Несмотря на установку более тяжёлого орудия, усиление бронезащиты и наличие боеукладок, башня VK 45.02 (P) была всего на две тонны тяжелее старой башни Tiger P1 и H1 — вот насколько важна продуманная геометрия! По аналогии «Крупп» спроектировала и башни для ранних вариантов «Мауса». Даже в итоговом варианте у построенной в металле башни лоб выполнялся в виде единой гнутой детали по типу ранних Т-34.
Однако не всё было так радужно. При сборке ранних башен VK 45.02 (P) потрескалось 8 лобовых деталей из 15. Хотя их контуры красиво смотрелись на бумаге, технологичность была под вопросом. Тем временем требования к защите всё росли и росли, поэтому «Крупп» увеличила толщину лобовой детали до 180 мм и отказалась от гнутой формы. Так появилась башня «Королевского Тигра», а старые башни со 100-мм лбом пошли на первые 50 танков.
Фирма «Даймлер-Бенц» для VK 30.01 (D) тоже спроектировала башню по типу Т-34, с узкой лобовой частью и небольшой маской орудия. В отличие от «Крупп», она обошла грабли и с самого начала выбрала плоскую лобовую деталь. В целом, башня «Даймлер-Бенц» была прогрессивнее, чем у «Рейнметалл», однако работы по ней шли с задержкой в 3–4 месяца, да и погоны у них были несовместимы (1600 мм против 1650 мм). Поэтому от неё отказались, а серийные «Пантеры» получили башню «Рейнметалл» с широкой лобовой частью.
И всё же новый подход победил. На Panther II фирма «Рейнметалл» переработала конструкцию башни, сузив лобовую часть и полностью переделав маску. Эта башня известна под названием Turm-Panther (Schmale Blende), то есть «башня с узкой маской». Когда проектирование нового среднего танка зашло в тупик, наработки по башне передали на «Даймлер-Бенц».
Та развила свои старые идеи и спроектировала довольно удачную башню Schmalturm, т.е. «узкую башню». Она была дешевле и технологичнее штатной башни «Пантеры», весила на 100 кг меньше при лучшей защите (лоб толще на 20 мм, борта и корма — на 15 мм) и предусматривала установку дальномера. Однако работы по ней начались слишком поздно, поэтому немцы так и не успели перейти к производству Pz.Kpfw.V Ausf.F с новыми башнями.
Кроме того, с оглядкой на ранний Т-34 «Даймлер-Бенц» разработала башню для лёгкого танка VK 16.02. Позже её хотели ставить на разведывательный танк «Лукс», но эти задумки так и остались на бумаге. Зато облегчённый вариант этой башни нашёл своё применение на бронеавтомобиле Sd.Kfz.234. Вывод очевиден: влияние на разработку башен было очень существенным.
Ссылки
- Ресурсы World of Tanks
- Танковедение
- Тема на официальном форуме
- Записи боев на Type T-34
- В сети Интернет
- Т-34 // Википедия
- Type T-34 — Не узнаю вас в гриме от Amway921 // YouTube
Техника Китая
Лёгкие танки | I Renault NC-31 • II Vickers Mk. E Type B • III Type 2597 Chi-Ha • IV M5A1 Stuart • VI 59-16 • VI Type 64 • VII Type 62 • VII WZ-131 • VIII WZ-132 • VIII M41D • IX WZ-132A • X WZ-132-1 |
Средние танки | V Type T-34 • VI Type 58 • VII T-34-1 • VIII Type 59 • VIII T-34-2 • VIII T-34-3 • VIII 59-Patton • VIII Type 59 G • IX WZ-120 • X • X 121B |
Тяжёлые танки | VII IS-2 • VIII WZ-111 • VIII WZ-111 Alpine Tiger • VIII • VIII • IX WZ-111 model 1-4 • X • X WZ-111 model 5A |
ПТ-САУ | II T-26G FT • III M3G FT • IV SU-76G FT • V 60G FT • VI WZ-131G FT • VII T-34-2G FT • VIII WZ-111-1G FT • VIII WZ-120-1G FT • IX WZ-111G FT • X WZ-113G FT |
Средние танки
Техника СССР | III Т-29 • IV А-32 • IV Т-28Э с Ф-30 • IV Т-28 • V Матильда IV • V Т-34 экранированный • V Т-34 • VI А-43 • VI Т-34-85М • VI Т-34-85 Rudy • VI М4-А2 Шерман Лозы • VI Т-34-85 • VII А-44 • VII КВ-13 • VII Т-43 • VII Т-44-122 • VIII Объект 416 • VIII Т-54 первый образец • VIII Т-44-100 (Б) • VIII Т-44-100 (К) • VIII Т-44-100 (Р) • VIII Т-44-100 (У) • VIII СТГ • VIII СТГ Гвардеец • VIII Т-44 • IX Объект 430 Вариант II • IX Объект 430 • IX Т-54 • X Объект 140 • X Объект 907 • X Т-22 ср. • X К-91 • X Объект 430У • X Т-62А |
Техника Германии | III Großtraktor — Krupp • III Pz.Kpfw. IV Ausf. A • III Pz.Kpfw. S35 739 (f) • IV Pz.Kpfw. III Ausf. J • IV Pz.Kpfw. IV Ausf. D • IV VK 20.01 (D) • V Pz.Kpfw. III Ausf. K • V Turán III prototípus • V Pz.Kpfw. III/IV • V Pz.Kpfw. IV hydrostat. • V Pz.Kpfw. V/IV • V Pz.Kpfw. V/IV Alpha • V Pz.Kpfw. IV Ausf. H • V Pz.Kpfw. T 25 • V VK 30.01 (H) • VI Pz.Kpfw. IV Schmalturm • VI VK 30.01 (D) • VI VK 30.02 (M) • VII Panther/M10 • VII Panther • VII VK 30.02 (D) • VIII Panther mit 8,8 cm L/71 • VIII Panzer 58 • VIII Schwarzpanzer 58 • VIII Panzer 58 Mutz • VIII M48A2 Räumpanzer • VIII Indien-Panzer • VIII Panther II • IX E 50 • IX T 55A • IX Kampfpanzer 50 t • IX Leopard Prototyp A • X E 50 Ausf. M • X Leopard 1 |
Техника США | II T2 Medium Tank • III M2 Medium Tank • IV T6 Medium • IV M3 Lee • V M4 Improved • V M4A2E4 Sherman • V M4A1 Sherman • V Ram II • VI M4A3E8 Fury • VI M4A3E8 Thunderbolt VII • VI M4A3E8 Sherman • VI M4A3E2 Sherman Jumbo • VII T26E3 Eagle 7 • VII T20 • VII T23E3 • VIII T25 Pilot Number 1 • VIII TL-1 LPC • VIII M46 Patton KR • VIII M26 Pershing • VIII T26E4 SuperPershing • VIII T69 • VIII T95E2 • IX M46 Patton • X M48A5 Patton • X M60 • X T95E6 |
Техника Франции | III D2 • III Somua S35 • IV SARL 42 • V Renault G1 • VI Bretagne Panther • VIII Bat.-Châtillon Bourrasque • VIII Lorraine 40 t • VIII AMX Chasseur de chars • VIII M4A1 Revalorisé • IX AMX 30 1er prototype • IX Char Futur 4 • IX Bat.-Châtillon 25 t AP • X Bat.-Châtillon 25 t • X AMX 30 B |
Техника Великобритании | I Vickers Medium Mk. I • II Vickers Medium Mk. II • III Vickers Medium Mk. III • IV Matilda • IV Grant • IV AC 1 Sentinel • V Cavalier • V Sherman III • V Matilda Black Prince • VI Sherman Firefly • VI Cromwell • VI AC 4 Experimental • VI Cromwell B • VI Sherman VC Firefly • VII Comet • VIII Centurion Mk. I • VIII FV4202 • VIII Chieftain/T95 • VIII Centurion Mk. 5/1 RAAC • VIII Chimera • IX Centurion Mk. 7/1 • X Centurion Action X |
Техника Китая | V Type T-34 • VI Type 58 • VII T-34-1 • VIII Type 59 • VIII T-34-2 • VIII T-34-3 • VIII 59-Patton • VIII Type 59 G • IX WZ-120 • X • X 121B |
Техника Японии | II Chi-Ni • II Type 89 I-Go/Chi-Ro • IV Type 1 Chi-He • V Type 3 Chi-Nu • V Type 3 Chi-Nu Kai • VI Type 4 Chi-To • VII Type 5 Chi-Ri • VIII STA-1 • VIII STA-2 • IX Type 61 • X STB-1 |
Техника Чехословакии | IV ST vz. 39 • V Škoda T 24 • VI Škoda T 40 • VI Škoda T 25 • VII Konštrukta T-34/100 • VIII TVP VTU Koncept • VIII Škoda T 27 • IX Škoda T 50 • X TVP T 50/51 |
Техника Швеции | IV Lago • V Strv m/42 • VI Strv m/42-57 Alt A.2 • VI Strv 74 • VII Leo • VIII Strv 81 • VIII Primo Victoria • VIII Lansen C • VIII UDES 14 Alt 5 • IX UDES 16 • X UDES 15/16 |
Техника Польша | V 25TP KSUST II • VI Pudel • VI 40TP Habicha • VI T-34-85 Rudy |
Техника Италии | II M14/41 • III M15/42 • IV P26/40 • V P.43 • VI P.43 bis • VII P.43 ter • VIII Progetto M35 mod. 46 • VIII P.44 Pantera • IX Prototipo Standard B • X Progetto M40 mod. 65 |
Историческая справка
-
Основная статья: История Т-34-85
В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм пушек стала резко недостаточной. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34 и легкобронированные легкие танки Т-60 и Т-70. При этом, основные потери немецкая сторона несла не от огня советских танков, а от действий противотанковой артиллерии, от мин и т. д.
Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием, более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн, что привело к незначительному снижению динамических характеристик.
С принятием на вооружение завершающей модификации танка Т-34-85, все серийные танки Т-34, предшествующих выпусков, (образцы 1940÷1943 гг.), получили единое обозначение Т-34-76. В отличие от своего предшественника Т-34-76, Т-34-85, с пушкой С-53 (ЗиС-С-53), имел трехместную башню увеличенного размера (диаметр погона увеличен с 1420 до 1600 мм), что позволило увеличить объём боевого отделения, разместить более мощную пушку, дополнительного члена экипажа и освободить командира танка от роли наводчика, для более эффективного координирования действий экипажа.
Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.
Вторая мировая война
Несмотря на ряд очень серьёзных усовершенствований Т-34, его боевые характеристики во второй половине войны нельзя было признать полностью удовлетворительными на фоне улучшения немецких танков и противотанковых средств.
Малоуязвимый в 1941 году для практически любых немецких танков и противотанковых средств (даже в старом варианте, более слабо вооружённом и бронированном), Т-34 в конце войны уже не способен был на равных противостоять тяжёлым немецким танкам и штурмовым орудиям (которые, впрочем, всё же имели далеко не абсолютное преимущество во всех ситуациях боя, не говоря уже о том, что относились к другому классу по массе, дороговизне производства, часто проигрывали в подвижности, не говоря уже об их количественном недостатке и технологических сложностях конца войны, сказавшихся, например, на качестве их брони). Т-34 оказался недостаточно защищён и от средств немецкой пехотной ПТО, включавшей к тому времени новейшие реактивные противотанковые гранатомёты, хотя немецкие танки не в меньшей степени страдали от огня гранатомётов типа «базуки» американского производства. В результате в 1945 году примерно 90 % попаданий в Т-34 приводило к пробитию брони. Это приходилось компенсировать их массированным и грамотным применением, причем ведущая роль в борьбе с танками противника перешла в заметной мере к тяжелым танкам, таким, как ИС-2, и САУ; тем не менее Т-34, оставаясь советским основным танком, сыграл неоценимую положительную роль во второй половине войны, что отчасти объясняется улучшением управления танковыми войсками, лучше налаженным взаимодействием с другими родами войск, особенно с авиацией, а также очень хорошей мобильностью и остававшимися всё же довольно достойными бронированием и огневой мощью. Не последнюю роль играла и увеличившаяся к этому времени надежность танка, и, конечно же, массовость производства. К концу войны Т-34 являлся самым многочисленным танком в армии СССР.
После 1945 года
После Второй мировой войны Т-34-85 активно экспортировался во множество стран мира и применялся в ряде военных конфликтов. Легендарные 34ки оставались на вооружении некоторых стран вплоть до конца XX века, и принимали участие во вьетнамской войне.
Начало производства.
Зимой 1940 года, три серийных Т-34 отправились в пробег Харьков-Кубинка-Смоленск для выявления конструктивных недоработок. Офицеры НИИ БТ проводившие испытания обнаружили столько недостатков, что представленный ими отчет не оставил замнаркома обороны маршалу Г.К. Кулику ничего иного как отдать приказ остановить изготовление и приемку Т-34. Взамен было решено ускорить разработку нового среднего танка А-43, с торсионной подвеской и улучшенным бронированием.
Начальник АБТУ Я.Федоров, с которым был согласен Г.К. Кулик, вовсе предлагал оставить в производстве БТ-7M и ускорить работы по Т-50. Руководство харьковского завода, было несогласно со столь нелесной оценкой и предложением поставить крест на своем детище и настояло на продолжении производства, предложив временно снизить втрое гарантийный пробег машины, которая должна была составить тысячу километров. Спор прекратил Ворошилов, который хотя на тот момент и лишился высокой должности наркома, но как будучи членом Политбюро ЦК и как старый большевик не утратил своего влияния, как Сталина, так и на председателя совнаркома Молотова. Именно его рекомендация позволила продолжить производство Т-34, пока его не в производстве сменит Т-43М.
Не прошло и полгода, как вторая мировая война показала правильность этого решения. Т-34, производство которых было развернуто в Сталинграде и Харькове, позволило в короткое время организовать их выпуск на предприятиях в тыловых районах в военный период. Начиная с момента освоения в производстве и вплоть до начала войны, новый Т-34 был изготовлен в количестве около 1225 штук. С началом мобилизации промышленности, производство танка подключился горьковский завод «Красное Сормово» (зав. №112 ).
Огневая мощь
Устанавливавшиеся на Т-34 76,2-мм пушки Л-11 и Ф-34 обеспечивали ему в 1940—1941 годах значительное превосходство в мощности орудия над всеми серийными образцами зарубежной бронетехники за счёт сбалансированного сочетания сравнительно высокого действия как против бронированных, так и против небронированных целей.
Бронепробиваемость Ф-34 значительно уступала KwK 40, и довольно прилично американскому 75-мм орудию М-3, однако в 1941—1942 годах её возможностей с лихвой хватало для поражения германских танков и штурмовых орудий, толщина брони которых в тот период не превышала 50—70 мм. Так, по данным секретного отчёта НИИ-48 от 1942 года, лобовая броня германских танков уверенно пробивалась 76,2-мм снарядами практически на любых дистанциях, в том числе в пределах курсовых углов ±45°. Лишь средняя лобовая бронеплита толщиной 50 мм, расположенная под наклоном в 52° к вертикали, пробивалась только с дистанции до 800 м. В течении войны конструкция танка постоянно модернизировалась, в месте с ней на танк устанавливались другие более новые и эффективные орудия.
Историческая справка
-
Основная статья: История Т-34 экранированный
Решением этого вопроса занималась особая группа сотрудников НИИ-48 и завода № 112 под общим руководством инженера-полковника И. Бурцева.
Проект экранировки Т-34 заводом № 112
В ходе выполнения работ была разработана схема экранировки 10- и 16-мм броневыми листами высокой твердости, причем лобовая часть танка была свободна от экранов. а борта и корма корпуса и башни защищались наклонно установленными листами брони (над т.н. «надкрылками» или «подкрылками» корпуса) и листами брони, свисавшими за пределами ходовой части (зашита вертикальных бортов корпуса). Экран планировалось устанавливать на расстоянии 70-150 мм от основной брони. Кроме того, уголковым экраном была защищена также балка носа Т-34. пробивавшаяся бронебойным 37-мм и 50-мм снарядом. Подобное экранирование увеличивало массу Т-34 на 3-3.5 т.
Макет экранированного корпуса в натуральную величину был изготовлен и испытан в начале 1943 г. и показал хорошие результаты. Но экранированные в опытном порядке танки, брошенные в бой, встретили совершенно новые противотанковые орудия – 75-мм РаК 40. против которых экраны оказались неэффективными. Указанные орудия вели огонь бронебойными снарядами. которые сбивали экраны и пробивали даже лобовую броню танка, прежде практически неуязвимую от огня 37-мм и 50-мм противотанковых пушек.»
Ну во-первых, не опытные, а вполне себе серийная партия из 46 Т-34, изготовленная согласно постановлению ГКО №2594. На 1 марта 1943 года изготовлено 23 танка, а окончательно построено все 46 машин к маю, отправлены в Костерево, где из выдали 41 ТБр и 21 июля 1943 года отправлены в составе 5 ТК.
Во-вторых, не Pak 40. Как раз ее экраны выдержали, но засада в том, что 41 ТБр нарвалась на перфоратор пострашнее:
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №1727, стр.215, 216, 220.
«Тигры» и спешка
Тема немецких тяжёлых танков давно уже поросла всевозможными мифами. Мнение о том, что немцы начали работы по тяжёлым танкам только после нападения на СССР, мы всерьёз рассматривать не будем — слишком уж оно противоречит фактам
Но если принять во внимание, что немцы проектировали тяжёлые танки с 1937 года, немедленно возникает новый вопрос: чем же они занимались все эти годы? На это нередко отвечают, что тяжёлые танки не вписывались в концепцию блицкрига, поэтому работы по ним велись с низким приоритетом, а вот как немцы завязли под Москвой и перешли к оборонительным боям, так и создали тяжёлые и неповоротливые «Тигры». Этот вопрос можно сформулировать иначе: каким было советское влияние на создание немецких тяжёлых танков? И было ли?
Прежде всего, отметим, что немцы не тормозили программу тяжёлых танков намеренно. Первый тяжёлый танк D.W. развивался параллельно с новым шасси Z.W. для Pz.Kpfw.III: в 1937 году велись работы по проектированию, а в 1938 году проходили испытания прототипов. С аналогичными темпами шли работы и по новым лёгким танкам. Другой вопрос, что конструкция D.W. получилась очень сырой и неудачной, а необходимые переделки сорвали начало серийного производства. Когда же VK 30.01 (H) более-менее довели до ума, он уже безнадёжно устарел. Все объяснения про низкий приоритет и блицкриг напоминают басню про лису и виноград: раз не получилось, то не очень-то и нужно было. Впрочем, мы уже касались этой истории.
Теперь разберёмся с тем, насколько немцы изменили свой подход к тяжёлым танкам после нападения на СССР, и изменили ли вообще. Как известно, Tiger H1 появился в ходе переделки шасси тяжёлого танка VK 36.01 под башню с 88-мм орудием, которая изначально создавалась для тяжёлого танка VK 30.01 (P). В период с февраля по май 1941 года фирмы «Крупп» и «Порше» активно обсуждали вооружение будущего танка. Рассматривались длинноствольные 88-мм и 105-мм орудия, в итоге остановились на 88-мм пушке с длиной ствола 56 калибров. Таким образом, концепция тяжёлого танка с 88-мм орудием оформилась именно весной 1941 года, ещё до нападения на СССР. Тогда же было принято решение довести толщину лобовой брони до 100 мм.
Переделка VK 36.01 и VK 30.01 (P) в Tiger H1 и Tiger P началась в июле 1941 года. Всего лишь за год немцы хотели закончить чертежи и развернуть серийное производство. 28 мая фирма «Хеншель» получила заказ на VK 45.01 (H), а к 28 июля был готов чертёж новой системы охлаждения в изолированных отсеках — значит, корпус был переделан уже тогда. Тем временем фирма «Порше» полным ходом проектировала новые 15-литровые двигатели для Tiger P. В документах ставился штамп с напоминанием о том, что работы по программе Geraet 4501 P («Изделие 4501 P») ведутся при неукоснительном соблюдении сроков. Вывод: работы по «Тиграм» активно велись ещё до того, как немцы завязли под Москвой, и никакого решающего влияния Т-34 и КВ-1 на характеристики тяжёлых немецких танков не оказали.
Что касается «Королевских Тигров», то их представление как ответ на появление ИС-2 просто абсурдно. Впервые об установке на танк 88-мм орудия с длиной ствола 71 калибр немцы задумались ещё в сентябре 1941 года. Только с практической реализации этого требования Гитлера началось серьёзное влияние советской школы на немецкие тяжёлые танки, поскольку при разработке VK 45.02 (P) под 88-мм орудие L/71 фирма «Крупп» спроектировала корпус и башню с оглядкой на Т-34. VK 45.03, он же «Королевский Тигр», появился так поздно не потому, что немцы бросились создавать ответ новым советским танкам, а из-за очередной попытки унификации, на сей раз с Panther II. Как говорится, никогда такого не было — и вот опять.