152-мм гаубица-пушка образца 1937 года (мл-20)

1. История создания

Из тяжёлых орудий корпусного-армейского звена Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) досталась от русской армии 152-мм осадная пушка образца 1910 года. Это орудие было спроектировано французской фирмой «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи и использовалось в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м годам оно явно устарело и было подвергнуто двум модернизациям — в 1930 и 1934 годах. Модернизации существенно улучшили характеристики пушки обр. 1910 г., но, тем не менее, она не вполне удовлетворяла требованиям своего времени, главным образом по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. В 1935—1936 годах конструкторское бюро (КБ) завода № 172 (Пермский завод) в Мотовилихе пыталось продолжить модернизацию орудия, однако Главное артиллерийское управление (ГАУ) не поддержало эти работы, и они были прекращены. Началось проектирование нового орудия.

В КБ завода № 172 были спроектированы две гаубицы-пушки — МЛ-15 и МЛ-20. Над проектированием МЛ-20 работала группа инженеров под руководством известного советского конструктора-оружейника Ф. Ф. Петрова, причём первоначально работы над этим орудием велись в инициативном порядке, тогда как МЛ-15 создавалась по заданию ГАУ. Оба орудия имели многочисленные заимствования от 152-мм пушки обр. 1910/34 гг. — ствол с затвором, противооткатные устройства. МЛ-20 также имела с этим орудием общий колёсный ход, подрессоривание и станины, а у МЛ-15 эти элементы конструкции были разработаны заново.

В апреле 1936 года первый образец МЛ-15 был направлен на полигонные испытания, однако их не прошёл и был отправлен на доработку. В марте 1937 года МЛ-15 вышла на повторные полигонные испытания, которые прошли без замечаний. МЛ-20 вышла на полигонные испытания 25 декабря 1936 года, а в следующем году — на войсковые. По итогам этих испытаний МЛ-20, после устранения недостатков, в основном касающихся лафета, была рекомендована к принятию на вооружение. 22 сентября 1937 года МЛ-20 была принята на вооружение под официальным названием «152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г.».

С сегодняшней точки зрения выбор МЛ-20 вместо МЛ-15 труднообъясним. Автор публикаций в области отечественной артиллерии А. Б. Широкорад полагает, что МЛ-15 имела явные преимущества перед МЛ-20 — она была существенно легче (в походном положении на 600 кг, в боевом — на 500 кг) и была более мобильна (скорость возки — до 45 км/ч). С другой стороны, МЛ-15 имела более современную и сложную конструкцию лафета. В других источниках утверждается, что выбор был сделан из экономических соображений — для МЛ-20 уже была готова технологическая оснастка.

Устройство и характеристики


В буксируемом положении.

Артиллерийская часть гаубицы 2А65 или «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 или «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.

Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.

Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.

При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересеченной местности — до 20 км/ч.

Расчёт — 8 человек.

Устройство

152-мм пушка-гаубица Д-20 содержит полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, который относится к механическому типу. Несмотря на то что в Д-20 и Д-74 используется одинаковый лафет, в обоих артиллерийских орудиях он имеет разные диаметры передней обоймы и профили веретена тормозного отката. В Д-20 он гидравлический, оснащенный пружинным компрессором. Наполнителем для тормоза стал стеол-М, который также предусмотрен и для гидропневматического накатника. Для крепежа тормозных цилиндров разработаны специальные ствольные обоймы, которые откатываются одновременно с самим стволом.

152-мм пушка-гаубица установлена на сварных коробчатых станинах. При помощи подхоботовых катков осуществляется перекатывание артиллерийского орудия на небольшие дистанции. В качестве основных используются колеса грузовых автомобилей ЯАЗ.

Конструкция 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38 обр. 1930 г.

Немецкие автоматические пушки Flak-30 и Flak-38 имели практически одинаковую конструкцию и в базовом варианте устанавливались на легком колесном лафете, обеспечивающем в боевом положении круговой обстрел с наибольшим углом возвышения 90°. Баллистика и боеприпасы также не отличались, однако по сравнению с Flak-30, имевшей темп стрельбы 245 выстр/мин, Flak-38 «выдавала» до 420-480 выстр/мин., и отличалась добавлением второй скорости в ручных приводах наведения.

Автоматические прицелы обеих пушек вырабатывали вертикальные и боковые упреждения и позволяли наводить орудия непосредственно в цель. Входные данные в прицелы вводились вручную и определялись на глаз, а дальности измерялась стереодальномером. Боепитание пушки — магазинное.

На рисунке можно хорошо рассмотреть внешний вид лафета и местро стрелка 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38

Принцип действия механизмов автомата пушек Flak-30 и Flak-38 основывался на использовании силы отдачи при коротком ходе ствола. Увеличение темпа стрельбы во Flak-38 было достигнуто за счет уменьшения веса подвижных частей и увеличения их скоростей движения, в связи с чем были введены специальные буферы-амортизаторы. Кроме того, введение копирного пространственного ускорителя позволило совместить отпирание затвора с передачей ему кинетической энергии.

При перевозке орудие располагалось на двухколесном прицепе и закреплялось двумя кронштейнами и соединительным штифтом. За счет оригинальной конструкции прицепа, для приведения Flak-30/38 в боевое положение, требовалось просто выдернуть штифт, после чего пушку можно было опускать на землю и сразу же вести огонь.

• Справочник артиллерии • Артиллерия того же периода •

11. Характеристики и свойства боеприпасов

МЛ-20 стреляла всем ассортиментом 152-мм пушечных и гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, осколочно-фугасный снаряд 3ОФ25. Кумулятивный снаряд 53-БП-540 пробивал под углом 90° — 250 мм, 60° — 220 мм, 30° — 120 мм.

Номенклатура боеприпасов
Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м
Калиберные бронебойные снаряды
Остроголовый без баллистического наконечника 53-БР-540 48,8 0,66 600 4000
Тупоголовый с баллистическим наконечником (на вооружении с конца 1944) 53-БР-540Б 46,5 0,48 600 4000
Морской полубронебойный обр. 1915/28 г. 51,07 3,2 573  ?
Кумулятивные снаряды
Кумулятивный 53-БП-540 27,44  ? 680 3000
Бетонобойные снаряды
Бетонобойный дальнобойный гаубичный (с индексом Ш — снаряжён тротилом методом шнекования) 53-Г-530 (53-Г-530Ш) 40,0 5,1  ?  ?
Бетонобойный дальнобойный пушечный 53-Г-545 56,0 4,2  ?  ?
Осколочно-фугасные снаряды
Пушечные гранаты
Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-540 43,6 5,9—6,25 655 17 230
Стальная дальнобойная граната (с железокерамическим пояском) 53-ОФ-540Ж 43,6 5,9—6,25  ?  ?
Старая остроголовая граната 53-Ф-542 38,1 5,86  ?  ?
Старая остроголовая граната 53-Ф-542Г 38,52 5,83  ?  ?
Старая тупоголовая граната 53-Ф-542ШГ 41,0 5,93  ?  ?
Старая тупоголовая граната 53-Ф-542Ш 40,6 6,06  ?  ?
Старая тупоголовая граната 53-Ф-542ШУ 40,86 5,96  ?  ?
Старая остроголовая граната 53-Ф-542У 38,36 5,77  ?  ?
Гаубичные гранаты
Стальная дальнобойная граната 53-ОФ-530 40,0 5,47—6,86  ?  ?
Сталистого чугуна дальнобойная граната 53-ОФ-530А 40,0 5,66  ?  ?
Старая граната 53-Ф-533 40,41 8,0  ?  ?
Старая граната 53-Ф-533К 40,68 7,3  ?  ?
Старая граната 53-Ф-533Н 41,0 7,3  ?  ?
Старая граната 53-Ф-533У 40,8 8,8  ?  ?
Сталистого чугуна старая французская граната 53-Ф-534Ф 41,1 3,9  ?  ?
Граната от 152-мм мортиры обр. 1931 г. 53-Ф-521 41,7 7,7  ?  ?
Стальная английская граната для 152-мм гаубицы Виккерса 53-Ф-531 44,91 5,7  ?  ?
Шрапнель
Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-501 41,16—41,83 0,5 (680—690 пуль)  ?  ?
Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-501Т 41,16 0,5 (680—690 пуль)  ?  ?
Осветительные снаряды
Осветительный парашютный, время горения 40 сек. 3С1 40,2  ?  ?  ?
Химические снаряды
Осколочно-химический пушечный 53-ОХ-540  ?  ?  ?  ?
Химический гаубичный 53-ХС-530 38,8  ?  ?  ?
Химический гаубичный 53-ХН-530 39,1  ?  ?  ?
Химический (принят на вооружение после Великой Отечественной войны) 3Х3  ?  ?  ?  ?
Таблица бронепробиваемости для 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. (МЛ-20)
Остроголовый калиберный бронебойный снаряд 53-БР-540
Дальность, м При угле встречи 60°, мм При угле встречи 90°, мм
500 105 125
1000 95 115
1500 85 105
2000 75 90
Тупоголовый калиберный бронебойный снаряд 53-БР-540Б
Дальность, м При угле встречи 60°, мм При угле встречи 90°, мм
500 105 130
1000 100 120
1500 95 115
2000 85 105
Морской полубронебойный снаряд обр. 1915/1928 г.
Дальность, м При угле встречи 60°, мм При угле встречи 90°, мм
100 110 136
500 104 128
1000 97 119
1500 91 111
2000 85 105
Приведённые данные относятся к советской методике измерения пробивной способности. Следует помнить, что показатели бронепробиваемости могут заметно различаться при использовании различных партий снарядов и различной по технологии изготовления брони.

Источники информации

Литература

  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.: илл. с. — ISBN 985-433-703-0
  • Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — М.: АСТ, 2002. — 576 с.: 32 л. ил. с. — ISBN 5-17-015302-3
  • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — СПб.: Нева, 2003. — 64 с. — ISBN 5-7654-2731-6
  • Шунков В. Н. Красная Армия. — М.: АСТ, 2008. — 352 с. — ISBN 978-5-17-037177-8
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг. — М.: Экспринт, 2005. — 48 с. — ISBN 5-94038-080-8

Ссылки и примечания

  1. ↑ Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 654-655.
  2. Шунков В.Н. Красная Армия. — С. 123.
  3. ↑ Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 655-656.
  4. Желтов И.Г. и др. Танки ИС. Боевое применение. — (Танкомастер, спецвыпуск 2004 г.).
  5. ↑ Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. — С. 4-6.
  6. ↑ Шунков В. Н. Красная Армия. — С. 125.
  7. М. Коломиец. Бои у реки Халхин-Гол // Фронтовая иллюстрация, № 2, 2002
  8. Широкорад А. Б. Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 631-632. — 848 с.
  9. Широкорад А. Б. Северные войны России. — М.: АСТ, 2001. — С. 684. — 848 с.
  10. ↑ Свирин М., Коломиец М. Курская дуга. — М.: ЭксПринт НВ, 1998. — 80 с.
  11. Military Balance 2007. — С. 196.
  12. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 80.
  13. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 218. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  14. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 104. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  15. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 358. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  16. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 70. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  17. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 234. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  18. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 365. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  19. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 134. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  20. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 138. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  21. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 177. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

  22. ↑ Шунков В.Н. Красная Армия. — С. 124.
  23. ↑ Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Советские тяжёлые самоходные артиллерийские установки 1941—1945 гг.. — С. 1111.
  24. Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 1111.
  25. Свирин М. Н. Самоходки Сталина. История советской САУ 1919-1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-699-20527-1
  26. ↑ Широкорад А.Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — С. 656-661.
  27. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 348.
  28. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 102.
  29. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 103.
  30. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 371.
  31. Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, бронеавтомобилей, самоходок и полугусеничных машин 1933—1945. — М.: АСТ, Астрель, 2002. — 271 с. — ISBN 5-17-018980-Х
  32. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 105-106.
  33. Guy Grançois. Le 155 mm Schneider des batteries mobiles de cote 1920-1945 // Guerre, Blindés&Matériel, № 91, 2010
  34. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 78.
  35. Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. — С. 76-77.

Проекты САУ, вооружённых гаубицей Д-1

Несмотря на отсутствие надобности в танковом варианте Д-1, гаубицей Д-15 заинтересовались конструкторы средних самоходных установок на базе танка Т-34 во главе с Л. И. Горлицким. Снятие с производства СУ-122, жалобы фронтовых командиров на недостаточную огневую мощь СУ-85 против долговременных и сильных деревянно-земляных огневых точек противника привели к началу разработок проектов средних САУ на базе танка Т-34, вооружённых более мощными орудиями, чем 85-мм пушка Д-5С. Одним из таких проектов была САУ СУ-Д15, где основным вооружением была опытная гаубица Д-15 завода № 9. Рассмотрение проекта специальной комиссией привело к его положительной оценке, возможность изготовления и боевая ценность такой САУ не подвергались сомнению. Однако комиссия также отметила и недостатки — малый возимый боезапас, перегрузку передних катков машины. Вооружение средних САУ столь мощными орудиями было признано излишним в свете развёрнутого серийного производства тяжёлых ИСУ-152, в металле СУ-Д15 не изготавливалась. Однако проектный опыт по размещению в средней САУ мощной артиллерийской системы пригодился впоследствии при разработке истребителя танков СУ-100.

Устройство гаубицы Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В конструкцию лафета входят люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входят люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для перемещения гаубицы по снегу используется лыжная установка — правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Кроме того, орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Гаубица Д-30 может также использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Операторы[править]

  • Азербайджан — 30 24 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Ангола — 4 Д-20, по состоянию на 2020 год. поставленны в 1999 году из Болгарии.
  • Армения — 34 Д-20, по состоянию на 2020 год. 87 единицы Д-20 по состоянию на 2020 год.
  • Болгария — 24 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Венгрия — 18 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Вьетнам — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год.
  • Ирак — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год.
  • Иран — 30 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Китай — 2106 Тип 66 (Д-20), по состоянию на 2020 год.
  • Республика Конго — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год.
  • Молдова — 31 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Никарагуа — 30 Д-20 на хранении, по состоянию на 2020 год.
  • Сирия — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год.
  • Туркмения — 72 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Украина — 130 Д-20, по состоянию на 2020 год.
  • Шри-Ланка — 6 Тип 66 (Д-20), по состоянию на 2020 год.
  • Пешмерга — некоторое количество Д-20, по состоянию на 2017 год.

Бывшие

  • Албания — китайские Тип 66 находились на вооружении по состоянию на 1991 — 1992 годы.
  • Афганистан — Д-20 находились на вооружении по состоянию на 2004 — 2005 годы.
  • Беларусь — 58 Д-20 по состоянию на 2010 год.
  • Босния и Герцеговина — всего 30 орудий, в том числе 13 Д-20 и 17 M84 «NORA-A» по состоянию на 2010 год.
  • Германия (ГДР ) — проданы Финляндии.
  • Йемен — 10 Д-20 по состоянию на 2010 год.
  • Казахстан — 74 Д-20 находились на вооружении по состоянию на 2007 год.
  • КНДР — значительное количество китайских Тип 66 находились на вооружении по состоянию на 1991 — 1992 годы.
  • Мьянма — 35 единиц поставлено в 2009 году из КНДР.
  • Нагорно-Карабахская Республика — 53 орудий Д-20 находились на вооружении по состоянию на 2004 — 2005 годы.
  • Польша — 166 Д-20 находились на вооружении по состоянию на 1991 — 1992 годы.
  • Румыния — 84 Д-20 находились на вооружении по состоянию на 1991 — 1992 годы, по состоянию на 2010 год румынская армия имела 329 гаубиц M1981 (245 находились в эксплуатации).
  • Россия — 1075 Д-20, на хранении по состоянию на 2020 год.
  • Сербия — всего 68 орудий, в том числе 18 Д-20 и 50 M84 «NORA-A» находились на вооружении по состоянию на 2007 год.
  • СССР — перешли к странам-преемникам.
  • Финляндия — бывшие Восточногерманские орудия, известные в Финляндии, как 152 H 55 находились на вооружении по состоянию на 2004 — 2005 годы.
  • Хорватия — всего 41 орудие, в том числе 20 Д-20, 18 M84 «NORA-A» и 3 M84H по состоянию на 2010 год.
  • ЮгославияM84 «NORA-A» (перешли к странам-преемникам).

История создания 20-мм зенитной пушки FlaK 30/38 обр. 1930 г.

Советский след в истории FlaK 30

Официально принято считать, что первая немецкая послевоенная (имеется ввиду Первая Мировая война) автоматическая зенитная пушка была разработана на рубеже 1933/34 г.г. Однако, на самом деле все не так просто. Если внимательно покопаться в советских документах (в немецких копаться смысла нет — если верить документам, то до 1933 г. по условиям Версальского мира, Германия была настолько белой и пушистой, что военной темой не интересовалась вовсе), ещё в январе 1928 г. на Ржевский военный полигон в Ленинградской области, привезли для испытаний ни что иное, как немецкую 20-мм зенитную пушку.

Учитывая предельно тесные военные связи СССР и Германии в 1920-30-х г.г. (по схеме — мы вам полигоны, вы нам технологии), этой неизвестной «20-мм зенитной пушкой» и была та самая, что в 1934 году поступит на вооружение Вермахта под обозначением 2 cm FlaK 30, вернее её прототип.

Впрочем, в СССР новая «машинка» тоже приглянулась.

Немецкая 20-мм зенитная пушка FlaK 30/38 обр. 1930 г.

Немецкая 20-мм зенитная пушка FlaK 30 на службе СССР

Да, так все и начиналось — первой страной принявшей на вооружение будущую FlaK 30 была вовсе не Германия. Документально известно: 28 августа 1930 г. СССР заключил соглашение с германской фирмой БЮТАСТ (фактически подставной фирмой концерна «Рейнметалл») о поставке в СССР «20-мм зенитных автоматических пушек» и ряда других артиллерийских систем. Вот так запросто, официально не производящая и не разрабатывающая никакого вооружения, Германская сторона уступила советской свои зенитки вместе с комплектом документации, по сходной цене в 24 тысячи германских марок.

Не надо думать, что СССР «урвал» у бедной и затюканной версальскими ограничениями Германии супер-пушку, как раз таки именно в советских отчетах впервые упоминается о нередких отказах орудия из-за неполного сгорания гильзы (окончательно эту проблему немцы решили только к 1945 г.). Скорее было наоборот — СССР был вынужден покупать за рубежом всё, что удавалось купить и платить за это любую цену. В условиях только ещё восстанавливающейся после разрухи 1920-ых годов промышленности, приходилось идти и на такие меры.

После завершения испытаний немецкая 20-мм пушка фирмы «Рейнметалл» была принята на вооружение СССР под названием 20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка обр.1930 г. Производство 20-мм пушки обр.1930 г. Было передано заводу №8 (г.Подлипки), где ей присвоили индекс 2К. Стволы пушек делал завод №92 (г.Горький), а передки – завод №13 (г.Брянск), ряд деталей которые промышленность освоить не могла, поставляла фирма «Рейнметалл».

Немецкая 20-мм зенитная пушка FlaK 38 снятая с прицепа, и приведенная в боевое положение

Однако серийное производство советских 20-мм обр.1930 г. было начато только в 1932 г., при этом вместо плановых 100 орудий было изготовлено только 44, а фактически принято военной приемкой только 3 шт. В следующем году ситуация была чуть лучше, однако поставить производство на поток так и не удалось, и производство пушки было прекращено.

На 1 ноября 1936 г. на вооружении РККА состояло 13х 20-мм пушек обр.1930 г. на колесных лафетах и 18х 20-мм пушек обр.1930 г., установленных на автомобилях ЗИС-6. Кроме того, имелось 8 учебных пушек на колесных лафетах.

Гаубица М-30 — видео

https://youtube.com/watch?v=D-kksCth1ko

Хотя производство М-30 в странах СНГ прекратилось несколько лет назад, гаубица до сих пор выпускается в Китае под обозначением 122-мм гаубица Тип 54 или Тип 54-1 — последняя модификация имеет несколько конструктивных отличий, обусловленных особенностями местных технологий.

В целом 122-мм гаубица М-30 имеет классическую конструкцию: прочный надежный двухстанинный лафет, жестко закрепленный щит с поднимаемым центральным листом, и ствол длиной 23 калибра без дульного тормоза. Пушка оснащена тем же самым лафетом, что и 152-мм гаубица Д-1 (М1943). Колеса большого диаметра оснащены цельными скатами, заполненными губчатой резиной, но модификация М-30, выпускавшаяся в Болгарии, имеет колеса другой конструкции. Каждое орудие имеет сошники двух различных типов — для мягкой и твердой почвы.

В свое время гаубица М-30 была основным вооружением самоходной артиллерийской установки СУ-122, созданной на шасси танка Т-34, но в настоящее время таких установок не осталось больше ни в одной армии. В Китае до сих пор выпускается такая самоходная артиллерийская установка: гаубица Тип 54-1 установлена на шасси бронетранспортера Тип 531.

Основным видом боеприпасов гаубиц М-30 является высокоэффективный осколочный снаряд, весящий 21,76 кг. имеющий дальность до 11 800 метров. Для борьбы с бронированными целями теоретически может использоваться бронебойный кумулятивный снаряд БП-463, способный на максимальной дистанции прямого выстрела 630 метров пробить броню толщиной до 200 мм, однако в настоящее время такие боеприпасы практически не используются.

 Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 на улицах Берлина.

Модификации и опытные образцы на базе М-30

За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. На базе ствольной группы гаубицы М-30 выпускались следующие образцы артиллерийских орудий:

М-30С (индекс ГАУ — 53-ГС-463) — слегка модифицированный вариант М-30 для установки на самоходной артиллерийской установке СУ-122.

У-11 — новое орудие с баллистикой, идентичной М-30, предназначенное для вооружения танков и самоходных установок. От М-30 орудие У-11 отличалось сильно изменённой конструкцией противооткатных устройств, которые были уменьшены в размерах для лучшей компоновки в стеснённых условиях боевого отделения машины. Самоходный вариант У-11 устанавливался на опытную САУ СУ-122М, но не выдержал испытаний по причине низкой надёжности. Танковый вариант гаубицы

У-11 устанавливался на опытный танк Объект 234, который также известен как ИС № 2 (не путать с серийными ИС-2, вооружёнными длинноствольной 122-мм пушкой Д-25).

Д-6 — ещё один вариант гаубицы с баллистикой, идентичной М-30, предназначенный для монтажа в САУ. Гаубица Д-6 была смонтирована на опытной САУ СУ-122-III, но, как и У-11, не выдержала испытаний по причине низкой надёжности.

Самоходные артиллерийские установки с М-30

САУ СУ-122

М-30 устанавливалась на следующие САУ:

СУ-122. САУ на базе танка Т-34. Выпускалась с декабря 1942 г. по август 1943 г. Всего выпущено 638 шт.

СГ-122. САУ на базе трофейных немецких танков PzKpfw III и САУ StuG III. Выпущено около 20 шт. в начале 1943 г.

12,2-cm Kanone (r) auf Geschützwagen Lorraine-Schlepper (f). Немецкая САУ, представляющая собой установку трофейной гаубицы М-30 на шасси трофейного же французского тягача Lorraine. Известно об одном экземпляре данной САУ, действовавшей во Франции на железнодорожной платформе, входящей в состав бронепоезда.

Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 в бою против немецких танков. На переднем плане погибший артиллерист. 3-й Белорусский фронт.

Гаубица Д-1 — видео

https://youtube.com/watch?v=nbsqfByhLY8

Двухстанинный лафет, щит и противооткатный механизм 122-мм гаубицы М-30 были объединены со стволом 152-мм гаубицы М-10 (образца 1938 года), что позволило использовать семейство боеприпасов М-10 с изменяемой мощностью метательного заряда. В тех местах, где это оказалось необходимым, шасси М-30 было усилено, чтобы выдержать дополнительную нагрузку.

В результате получилась гаубица весьма удачной конструкции, почти на 1000 кг легче излишне тяжелой 152-мм гаубицы М-10, которую Д-1 сменила на нескольких артиллерийских заводах. Более легкая Д-1 проще в обращении, однако она сохранила ту же максимальную дальность выстрела (12 400 метров) и пробивную силу, что и ее прообраз. Более того, Д-1 получилась настолько успешной, что до сих пор состоит на вооружении армий стран СНГ и государств — бывших членов Варшавского пакта, хотя в основном используется преимущественно в учебных целях и находится в резерве, а также широко применяется в других странах, в том числе в Китае (выпускающем практически полностью идентичную модификацию 152-мм Тип 54). Ираке, Кубе и Египте (среди прочих).

Основным типом используемых боеприпасов Д-1 является высокоэффективный осколочно-фугасный снаряд весом 40 кг, содержащий почти 6 кг тротила, хотя на протяжении многих лет были разработаны и другие виды боеприпасов, в том числе дымовые гранаты и химические снаряды, начиненные люизитом (в настоящее время не используются). В числе прочих типов боеприпасов — специальные бетонобойные, используемые для разрушения оборонительных сооружений и во время боевых действий в населенных пунктах городского типа, а также противотанковые кумулятивные, в настоящее время снятые с вооружения повсеместно, кроме Румынии, где до сих пор выпускается кумулятивный снаряд со стабилизирующим оперением собственной разработки.

Боевое применение

Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе войны, в 1944—1945 годах. Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, для контрбатарейной борьбы и уничтожения важных объектов во вражеском ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия.

Оценка проекта

Гаубица Д-1, как минимум, не уступала по своим характеристикам лучшим мировым образцам орудий такого класса. Она вполне удовлетворяла требованиям РККА по мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях служат этому достаточным подтверждением.

Для сравнения, наиболее массовая немецкая 15-см тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя Д-1 почти на километр; но одновременно была почти на 2 тонны тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало подвижность. Более совершенную гаубицу s.F.H.36, обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) немцам в крупносерийное производство запустить не удалось. Чешская 150-мм гаубица Škoda K4 (немецкое название s.F.H.37(t)) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя Д-1 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про итальянскую 150-мм гаубицу образца 1937 года (итал. Obice da 149/19 modello 37) фирмы «Ансальдо» (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M114 (14 600 м, 5800 кг). Французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 года (фр. Canon de 155 C modèle 1917 Schneider) уступали Д-1 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса (англ. BL 6-inch 26 cwt howitzer), созданные в 1915 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector