152-мм гаубица 2а65

«Шквал огня»

«Коалиция-СВ» (индекс «СВ» означает «сухопутные войска») предназначена для уничтожения крупных бронированных целей (артиллерии, танков, противотанковых машин), ракетных комплексов, укреплённых военных объектов и различных инженерных сооружений в глубине обороны противника.

«Коалиция-СВ» в перспективе должна стать основным самоходным артиллерийским орудием в сухопутных частях российской армии. В частности, новая САУ призвана заменить в войсках немодернизированные машины «Мста-С».

Работы по созданию «Коалиции» стартовали в середине 2000-х годов в стенах ЦНИИ «Буревестник». Проект «Коалиции-СВ» стал ответом России на появление в западных вооружённых силах самоходок, превосходивших «Мсту» по тактико-техническим характеристикам.

  • Самоходная гаубица «Коалиция-СВ» на международной выставке «Армия»

В начале 2000-х годов в американскую армию начали поступать модернизированные версии САУ M109 Paladin, а немецкие ВС получили Panzerhaubitze 2000, которые, по мнению зарубежных обозревателей, являются лучшими в мире самоходными гаубицами по показателю скорострельности (12 выстрелов в минуту).

Современные западные САУ способны вести стрельбу в режиме, известном в России как «шквал огня» (по классификации НАТО — MRSI, Multiple Rounds Simultaneous Impact). Самоходки могут выпускать из одного орудия несколько снарядов, которые летят к цели по разным траекториям.

«Стрельба в режиме MRSI ведётся по навесной траектории, а снаряды летят под разными углами. В среднем выпускается по три-пять снарядов. Вероятность уничтожения цели с использованием MRSI достигает почти 100%. «Мста» на такое не способна, а вот характеристики «Коалиции» позволяют вести огонь в режиме MRSI», — сообщил в беседе с RT директор музея ПВО в Балашихе, военный эксперт Юрий Кнутов.

По мнению специалиста, «Коалиция» сильно отличается от «Мсты», несмотря на внешнюю схожесть. Новая САУ превосходит предшественника по дальности стрельбы (40—70 км против 25—29 км), скорострельности (15—20 выстрелов в минуту против 10), вместимости боекомплекта (70—90 снарядов против 50), скорости хода по шоссе (до 90 км/ч против 60 км/ч).

В то же время эксперт отметил, что «Коалиция» будет дорабатываться ещё в течение нескольких лет.

Как выбрать?

Рыболовы предпочитают алюминиевые лодки в силу их долговечности и простоты обслуживания. Они выдерживают значительное механическое воздействие. Все обслуживание заключается в сушке после использования. Легкость алюминия делает лодку легко транспортируемой.

Изучим основные особенности перед покупкой.

  • Заранее решаем, как транспортировать лодку. При перевозке на крыше автомобиля учтем ширину, вес и длину.
  • Считаем, сколько пассажиров сядут в лодку. Рассчитываем на вместимость всех. Не забываем оставить место под мотор.
  • Решаете, где эксплуатировать лодку. Для спокойных рек, ручьев и озер выбирайте плоское дно. Такой тип лодок легко скользит по мелководью, над подводными растениями, бревнами и камнями. Плоскодонки менее стабильны при ловле рыбы в более глубоких и бурных водах. В этих местах подойдет лодка с V-образным дном.
  • Решите, что из дополнительных опций хотите. Простая лодке со скамьями — наименее затратно. В более дорогих найдете удобные сиденья, ветровые стекла и отсеки для вещей.

На вооружении

 СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам, а именно:

Казённая часть орудия.

  •  Белоруссия:

    • Сухопутные войска Республики Беларусь — 132 единицы 2А65, по состоянию на 2016 год
    • Войска коллективной обороны — 90 единиц 2А65, по состоянию на 2016 год
  •  Грузия — 10 единиц 2А65, по состоянию на 2016 год
  •  Казахстан — 50 единиц 2А65, по состоянию на 2016 год
  •  Россия:

    • Сухопутные войска России — 150 единиц 2А65 (+600 на хранении) по состоянию на январь 2016 год
    • Береговые войска ВМФ России — 50 единиц 2А65, по состоянию на январь 2016 год
  •  Туркмения — 6 единиц 2А65, по состоянию на 2016 год
  •  Украина — 130 единиц 2А65, по состоянию на 2016 год

Притоки[ | ]

(указано расстояние от устья)

  • 18 км: река Мшашка (пр)
  • 43 км: ручей Мельничный (пр)
  • 53 км: ручей Скроботский (лв)
  • 56 км: ручей Чуриловский (лв)
  • 81 км: река Серегижка (лв)
  • 83 км: река Хубка (пр)
  • 92 км: река Холова (лв)
  • 114 км: река Волма (лв)
  • 147 км: ручей Паницкий (пр)
  • 153 км: река Дубровка (Елемка) (лв)
  • 163 км: ручей Малышевский (лв)
  • 173 км: река Каширка (пр)
  • 179 км: река Мда (Мдичка) (пр)
  • 182 км: ручей Чёрный (лв)
  • 186 км: река Каменка (лв)
  • 214 км: река Отня (пр)
  • 220 км: река Забитица (пр)
  • 221 км: река Белая (пр)
  • 228 км: река Охомля (пр)
  • 230 км: река Городня (пр)
  • 231 км: река Полона (лв)
  • 240 км: река Низовка (лв)
  • 261 км: река Льняная (лв)
  • ручей Любытинский (пр)
  • 262 км: река Перетна (лв)
  • 276 км: река Шегринка (Щегринка, Щегрина) (лв)
  • 279 км: река Шилоката (пр)
  • 280 км: река Выдрица (пр)
  • 283 км: река Щука (пр)
  • 300 км: река Сивельба (лв)
  • 304 км: река Юринка (пр)
  • 311 км: река Вельгия (пр)
  • 321 км: река Круппа (лв)
  • 343 км: река Жадинка (пр)
  • 370 км: река Уверь (пр)
  • 389 км: река Березайка (Верх. Березайка, Ниж. Березайка) (лв)
  • 417 км: река Порфенка (лв)
  • 423 км: река Дубовка (Дубковка) (пр)
  • 436 км: река Володня (Тубосская, Тубаска) (лв)

«Готовность к открытию огня»

Согласно данным Минобороны РФ, по своим боевым возможностям «Мста-СМ» превосходит советскую предшественницу на 40%. В частности, благодаря совершенствованию механизмов заряжания специалистам удалось повысить скорострельность гаубицы до десяти выстрелов в минуту.

Также по теме


«Прикрыть с земли и с воздуха»: на что способен новейший российский артиллерийский комплекс «Деривация»

На параде Победы в Москве впервые будут продемонстрированы новейшие боевые машины зенитного артиллерийского комплекса 2С38…

Ключевой особенностью «Мсты-СМ» является автоматизированная система управления наведением и огнём (АСУНО). Данное изделие включает баллистический вычислитель, аппаратуру топопривязки и ориентирования, спутниковую навигационную систему.

Как отмечается в материалах «Рособоронэкспорта», она позволяет «сократить время развёртывания на огневой позиции в 1,5—2 раза, на 25—30% повысить готовность к открытию огня, в два раза повысить живучесть самоходной гаубицы». На сайте разработчика говорится, что данная система обеспечивает «автоматическое бесприцельное наведение и хранение информации не менее чем по десяти огневым задачам».

Как пояснили опрошенные RT эксперты, АСУНО проводит необходимые для поражения цели вычисления и создаёт своеобразный алгоритм, позволяющий успешно выполнить боевую задачу. Система учитывает местоположение самоходки, рельеф, погодные условия, выбирает тип боеприпаса.

«По сути дела, экипажу модернизированной «Мсты» просто необходимо следить за правильностью работы автоматики, как она справляется с выполнением всех процессов

Важно и то, что система имеет средства связи и навигации, унифицированные с другими бронетанковыми объектами наших вооружённых сил. Тем самым обеспечивается необходимое взаимодействие на поле боя», — рассказал в комментарии RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский

  • Стрельба из «Мсты» с закрытой позиции

Военный эксперт Алексей Хлопотов в разговоре с RT подчеркнул, что благодаря этой автоматизированной системе самоходки быстрее ориентируются на местности, оперативно проводят расчёты для нанесения огневого удара и реализуют несколько алгоритмов стрельбы в зависимости от ситуации на театре военных действий (ТВД).

«Батарея самоходных орудий с такой АСУНО может обстреливать одну цель с разных направлений практически одновременно. Она даёт подряд сразу несколько залпов, и, пока снаряды находятся в воздухе, самоходки могут разворачиваться и покидать свою позицию, чтобы не попасть под ответный огонь», — отметил Хлопотов.

Автоматизированная система, как говорит эксперт, значительно повышает живучесть гаубиц на современном ТВД, где активно применяются разнообразные средства разведки, практически безошибочно определяющие локацию, откуда началась стрельба.

Как отмечается в материалах «Уралтрансмаша», «Мста-СМ» представляет собой современную боевую гусеничную машину, «имеющую дальнобойное артиллерийское вооружение, броневую защиту и защиту от оружия массового поражения, повышенный запас хода, отличную манёвренность, автономность боевого применения».

Модификации САУ

Модель МСТА-С зарекомендовала себя мощным оружием огневого подавления противника во время войны в Чечне. Опробование в боевой обстановке подстегнуло конструкторов к дальнейшему совершенствованию данной боевой техники.

В позапрошлом году ЦКБ «Титан» модернизировали гаубицу (при этом калибр 152 мм дополнился НАТО-вским). Но главным нововведением стало то, что заводчане оснастили самоходную установку инновационной системой управления огнем. Новая техника достигла уровня поколения 4+.

Самоходная артиллерия России обрела улучшенные боевые свойства. В составе СУО устойчиво работает стабилизирование, т.е. обеспечение сохранения прицельной линии гаубицы при различных перемещениях, отражающихся в разнородной динамике движущей платформы САУ.

Бортовой компьютер, пользуясь информацией технических средств и специальных датчиков, в автоматическом режиме производит обнаружение, распознавание, сопровождение целей, изготовку орудия к стрельбе по ним.

В августе 2012 года, после проведения модернизации, успешно прошли заводские испытания, и практически сразу же ПО «Баррикады» приступило к массовому серийному производству обновленной САУ 2А64М. Ею в значительной мере усилилась артиллерия России, вооружение САУ было принципиально улучшено. К концу 2012 года данная техника уже поступила на вооружение.

В настоящее время самоходная гаубица нового поколения МСТА-СМ представлена следующими модификациями:

— САУ 2С19М – «титановская разработка» (описано выше);

— САУ 2С19М1 – системой наведения «Успех-С», с географическим и пространственным самоориентированием САУ, цифровой обработкой целевой информации, улучшенной самоорганизацией системы при стрельбе из совершенно неподготовленной позиции; за счет существенного повышения качества огневого применения значительно сокращено время боевого нахождения САУ на рубеже стрельбы, это дает более чем достаточное время для данной техники после завершения стрельб сразу же совершить противоогневой маневр, опережая реакцию противника;

— САУ 2С19М1-155 выполнена по стандартам НАТО, оснащена 155 мм орудием, адаптированным к НАТО-вским боеприпасам, данная модификация произведена для экспорта, она конкурентоспособна благодаря меньшей цене, чем у аналогов Североатлантического блока (менее 3 млн.$.) и автоматической подаче боеприпасов; более сотни произведенных опытным экземпляром стрельб показали высокую эффективность САУ, ею заинтересовались вооруженные силы Аргентины, Индии, Чили.

Примечания[ | ]

  1. Ресурсы поверхностных вод СССР: Гидрологическая изученность. Т. 2. Карелия и Северо-Запад / под ред. Е. Н. Таракановой. — Л.: Гидрометеоиздат, 1965. — 700 с.
  2. Государственный водный реестр. Мста (рус.).textual.ru . Минприроды России (29 марта 2009). Дата обращения 20 декабря 2018. Архивировано 29 марта 2009 года.
  3. Матвеев А. К. Субстратная топонимия Русского Севера и мерянская проблема (рус.). — 1996.
  4. Рихтер Д. И. Мста // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Боровицкие пороги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов, Г. С. Лебедев. Русь и варяги (Русско-скандинавские отношения домонгольского времени) // Верхняя Русь (рус.).historic.ru . Дата обращения 11 декабря 2020.
  7. Романычева И. Академическая дача. История и традиции. СПб., Петрополь, 2009. С.7.
  8. Лист карты O-36-55 Окуловка. Масштаб: 1 : 100 000. Издание 1978 г.

Устройство и характеристики


В буксируемом положении.

Артиллерийская часть гаубицы 2А65 или «Мста-Б» имеет конструкцию аналогичную артчасти 152-мм самоходной гаубицы 2С19 или «Мста-С» (Индекс ГРАУ 2А64) и отличаются только наличием у 2А64 эжектора для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела.

Буксируемая гаубица 2А65 выполнена по классической схеме артиллерийского орудия. Она имеет снабжённый трёхкамерным литым дульным тормозом и полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором ствол-моноблок длиной 53 калибра, смонтированные над стволом гидропневматические противооткатные устройства (тормоз отката с жидкостным охлаждением и накатник), верхний станок со щитовым прикрытием для защиты расчёта и механизмов гаубицы от пуль и мелких осколков, подъёмный (двухскоростной, секторного типа), поворотный (двухскоростной, винтовой) и уравновешивающий механизмы, а также нижний станок с двумя станинами коробчатого сечения и двухколесную ходовую часть. На нижнем станке лафета смонтирован специальный поддон, на который с помощью гидравлического домкрата опускается орудие при переводе его из походного положения в боевое. На концах коробчатых станин смонтированы вспомогательные металлические катки, с помощью которых орудие может быть повернуто для стрельбы в любом нужном положении (без изменения положения станин угол равен 52°). В вертикальной плоскости подъёмный механизм верхнего станка обеспечивает наведение орудия на цель в диапазоне углов от −3,5° до +70°.

Для повышения скорострельности и снижения утомляемости номеров расчёта орудие оснащено двумя пружинными досылателями броскового типа для досылки снарядов и зарядов.

При переводе орудия в походное положение поддон поднимается и крепится к стволу и люльке, станины сдвигаются и соединяются с прицепным устройством тягача. Штатным средством транспортировки гаубицы является армейский грузовой автомобиль Урал 4320 с колёсной формулой 6×6 или более мощный КамАЗ 63501АТ 8×8. Подрессоренный колёсный ход орудия позволяет буксировать его по шоссе со скоростью до 80 км/ч, а на пересечённой местности — до 20 км/ч.

Расчёт — 8 человек.

Описание Савушки

Самоходная гаубица «Мста-С» создана для уничтожения артиллерии противника, его бронетехники и противотанковых средств, штабов и других пунктов управления, разрушения фортификационных сооружений, а также для уничтожения тактических ядерных средств противника. Это высокомобильный комплекс, который может за короткий период времени наносить мощные удары по врагу и стремительно уходить от ответного удара.

САУ может вести огонь с закрытых позиций и прямой наводкой. Орудие можно использовать в условиях гористой местности, угол возвышения ствола орудия (до +50°) вполне позволяет это делать. Могут использоваться боеприпасы, находящиеся в боеукладке, так и подавать выстрелы, находящиеся на грунте.

«Мста-С» — это тяжелая гаубица (свыше 40 тонн). Боевое отделение находится в средней части машины, отделение управления – в носовой части, в задней части расположено силовое отделение. Корпус в целом повторяет геометрию корпуса танка Т-72, но бронирование гаубицы намного слабее.

В башне расположено орудие 2А64, а также места для членов экипажа: командира машины, наводчика и двух заряжающих. Командирское место обеспечено вращающей башенкой. Также в башне находятся прицельные приспособления: панорамный прицел (1П22) и прицел прямой наводки (1 П23).

На крыше башни расположен 12,7-мм пулемет. Он управляется дистанционно. Заряжание полуавтоматическое, оно обеспечивает 7-8 выстрелов в минуту, если используется внутренний боезапас, 6-7 выстрелов в минуту – при подаче боеприпасов с грунта. Боекомплект включает в себя 50 выстрелов и находится в башне.

В кормовой части машины находится дизельный 12-цилиндровый двигатель В-84А, а также элементы трансмиссии. Двигатель может использовать шесть разных видов топлива. Ходовая часть во многом похожа на ходовую часть танка Т-80.

«Мста-С» может использовать несколько типов осколочно-фугасных и активно-реактивных снарядов, кассетными боеприпасами, а также целым рядом управляемых и корректируемых снарядов. Также можно вести огонь специальными боеприпасами, которые используют для установки помех связи. САУ может использовать для стрельбы управляемые снаряды «Краснополь-М1», которые направляются по лазерному лучу.

Гаубица оснащена системой автоматизированного наведения, а также системой восстановления наводки сразу после произведенного выстрела.

Гаубица Д-1 — видео

https://youtube.com/watch?v=nbsqfByhLY8

Двухстанинный лафет, щит и противооткатный механизм 122-мм гаубицы М-30 были объединены со стволом 152-мм гаубицы М-10 (образца 1938 года), что позволило использовать семейство боеприпасов М-10 с изменяемой мощностью метательного заряда. В тех местах, где это оказалось необходимым, шасси М-30 было усилено, чтобы выдержать дополнительную нагрузку.

В результате получилась гаубица весьма удачной конструкции, почти на 1000 кг легче излишне тяжелой 152-мм гаубицы М-10, которую Д-1 сменила на нескольких артиллерийских заводах. Более легкая Д-1 проще в обращении, однако она сохранила ту же максимальную дальность выстрела (12 400 метров) и пробивную силу, что и ее прообраз. Более того, Д-1 получилась настолько успешной, что до сих пор состоит на вооружении армий стран СНГ и государств — бывших членов Варшавского пакта, хотя в основном используется преимущественно в учебных целях и находится в резерве, а также широко применяется в других странах, в том числе в Китае (выпускающем практически полностью идентичную модификацию 152-мм Тип 54). Ираке, Кубе и Египте (среди прочих).

Основным типом используемых боеприпасов Д-1 является высокоэффективный осколочно-фугасный снаряд весом 40 кг, содержащий почти 6 кг тротила, хотя на протяжении многих лет были разработаны и другие виды боеприпасов, в том числе дымовые гранаты и химические снаряды, начиненные люизитом (в настоящее время не используются). В числе прочих типов боеприпасов — специальные бетонобойные, используемые для разрушения оборонительных сооружений и во время боевых действий в населенных пунктах городского типа, а также противотанковые кумулятивные, в настоящее время снятые с вооружения повсеместно, кроме Румынии, где до сих пор выпускается кумулятивный снаряд со стабилизирующим оперением собственной разработки.

Боевое применение

Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе войны, в 1944—1945 годах. Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, для контрбатарейной борьбы и уничтожения важных объектов во вражеском ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия.

Оценка проекта

Гаубица Д-1, как минимум, не уступала по своим характеристикам лучшим мировым образцам орудий такого класса. Она вполне удовлетворяла требованиям РККА по мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях служат этому достаточным подтверждением.

Для сравнения, наиболее массовая немецкая 15-см тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя Д-1 почти на километр; но одновременно была почти на 2 тонны тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало подвижность. Более совершенную гаубицу s.F.H.36, обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) немцам в крупносерийное производство запустить не удалось. Чешская 150-мм гаубица Škoda K4 (немецкое название s.F.H.37(t)) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя Д-1 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про итальянскую 150-мм гаубицу образца 1937 года (итал. Obice da 149/19 modello 37) фирмы «Ансальдо» (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M114 (14 600 м, 5800 кг). Французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 года (фр. Canon de 155 C modèle 1917 Schneider) уступали Д-1 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса (англ. BL 6-inch 26 cwt howitzer), созданные в 1915 году.

Конструкция

«Мста-С» изготовлена с применением башенной схемы. Геометрия корпуса аналогична танку Т-72, собран он из броневых стальных катаных листов и делится на отделение управления, моторно-трансмиссионное (силовое) и боевое. В передней части находится рабочее место механика-водителя. Посередине располагается боевое отделение. На крыше имеется сварная башня. Без боекомплекта она весит 13500 кг. В ней находятся места экипажа и орудие 2А64. Также в передней части слева находится наводчик и прицельные приспособления, а справа – командир. За этими членами экипажа находятся заряжающие. На рабочем месте командира находится поворотная башенка, оборудованная на крыше, и аналогичная башенкам командиров танков Т-80 и Т-64. В корме имеются два механизированных конвейера со снарядами и зарядами. На днище корпуса, под башней, находится вращающаяся платформа пола. Подача снарядов с грунта возможна, благодаря подающему механизированному лотку, находящемуся в кормовой части. Также в корме находится моторно-трансмиссионное отделение, такое же, как на Т-72. Броня обеспечивает безопасность экипажа от осколков и пуль. Ее толщина равняется 1,5 см.

Самоходная артиллерийская гаубица МСТА-С 2С19

Прогресс развития боевой техники привел к тому, что самоходные артиллерийские установки классифицировались по своему функциональному признаку, т.е по роду выполняемых боевых задач. Возникли свои индивидуальные конструктивные особенности у противотанковых, штурмовых (против укреплений и пехоты), зенитных САУ (для огня по низко- и среднелетящим самолетам).

Возникли и нюансы в эволюции этой боевой техники, продиктованные новым витком НТП. Например, противотанковая специализация самоходных установок безнадежно устарела (хотя эта функция все-таки у них предусмотрена). Дело в том, что современные вертолеты и ракетные системы более адаптированы к борьбе с танками.

Вместе с тем наиболее востребованными стали штурмовые САУ. Если говорить о предмете нашего исследования, то Гаубица МСТА-С относится именно к вышеупомянутому классу самоходных установок. Для полноты ее представления вам, дорогие читатели, упомянем, что согласно классификации НАТО она называется «Farm» М1990. Конструкторами данной боевой техники стали сотрудники Уральского машиностроительного завода Ю.Томашов (главный конструктор) и Г.Сергеев (конструктор орудия). Уральским умельцам удалось создать грозную боевую технику («Объект 316», как называли САУ МСТА-С) с выдающимися тактико-техническими характеристиками и многообещающими потенциальными боевыми возможностями (см. таблицу 1).

Таблица 1. Тактико-технические характеристики МСТА С 2с19

Тактико-технич. характеристика

Значение

Длина, включая пушку

11,9 м

Длина (без пушки)

6,04 м

Ширина САУ

3,58 м

Высота

2,99 м

Ширина колеи

2, 8 м

Дорожный просвет

0,44 м

Боезапас гаубицы

Гаубица 2А64 (тяжелое вооружение) Боекомплект 50 снарядов

Пулеметно-зенитная установка НСВТ-12,7 «Утес» (300)

300 патронов (5 лент по 60 патронов)

Максимальная дальность выстрела

25 км

Минимальная дальность выстрел

6,5 км

Скорострельность пушки

7 — 8 выстелов в минуту

Угол возвышения

от +68 до -4

Начальная скорость снаряда, м/с 828

828 м/с

Масса снаряда

43,6 кг

Масса САУ

42 т

Маса боекомплекта

2,5 т

Количество человек в экипаже

5 человек

Марка мотора

В-84А

Мощность мотора

840 л.с.

Максимальная скорость

60 км/час

Ходовой запас

500 км

Обладая такими ТТХ, российская МСТА — самоходная гаубица нового поколения — соответственно стала эффективным средством для борьбы с тактическим ядерным оружием вероятного противника, его артиллерийскими, танковыми, пехотными подразделениями, фортификационными и другими инженерными сооружениями, а также узлами армейского управления и узлами ПВО. Организационно она числится в составе танковых и стрелковых дивизий, при этом функционально обладая значительной точностью и дальнобойным радиусом действия.

Серийное производство и модификации

Серийный выпуск гаубиц был открыт в 1988 году. По причине того, что производственные мощности Уральского завода транспортного машиностроения реконструировались, под Стерлитамаком был построен новый завод, где они и изготовлялись до 1991 года. Потом производство вернулось на планируемый изначально завод. К 2001 году было произведено свыше пятиста гаубиц, они изготовляются по сегодняшний день.

Когда гаубица была принята на вооружение в СА, сразу же начались работы по ее модернизации. Этому варианту было присвоено обозначение 2С30 «Исеть». В начале 90-х NATO установило новый стандарт для гаубиц калибра 155 мм – наибольший радиус стрельбы активно-реактивными снарядами – 40 км, а ОФС – 30 км. Для того, чтобы прийти к этому показателю, в РФ начали разрабатывать 2С33 «Мста-СМ». ее усовершенствования заключались в возросшей в 1,4 раза скорострельностью, новые натовские стандарты она превзошла. Также по боевому потенциалу она была лучше систем СССР в 4-5 раз. Впоследствии начались разработки 2С35 «Коалиция-СВ». Ее отличием стала двухствольная гаубица.

Вместе с производством системы 2С33, велись работы по усовершенствованию состоящих на вооружении гаубиц 2С19. Итоги Чеченской войны и попытка продажи 2С19 на экспорт, указали на недостатки системы управления наведения орудия. В 1998 году стартовало оснащение АСУ наведения орудия всех артиллерийских систем армии РФ. Модификации «Мста-С», оборудованная АСУ наведения и огня «Успех-С» было присвоено обозначение 2С19М1. К 2002 году закончилась разработка комплекса программного обеспечения, предусмотренного для расчета и корректирования установок стрельбы для 2С19М1 и САУ 2С31. К 2008 году 2С19М1 были взяты на вооружение ракетных войск и артиллерии. Кроме этого был разработан вариант для продажи зарубежным государствам, армии которых имеют на вооружении 155-мм снаряды.

В конце 2012 года, стало известно о модернизации под обозначением 2С19М2. В центральном конструкторском бюро «Титан» появилась модернизация 2А64М2 с увеличенной эффективностью и скорострельностью огня калибра 152 мм и усовершенствованными эксплуатационными свойствами. 2С19М2 оборудована новой системой навигации и системой оборудования огнем, скорострельность увеличилась до десяти выстрелов в минуту, а также появилась возможность попадания в цель нескольких снарядов, выпущенных из одной гаубицы, которые летят по разным траекториям. Безопасность от высокоточного оружия обеспечивает комплект «Накидка», путем уменьшения заметности установки в тепловом и радиолокационном диапазонах. Госиспытания 2С19М2 были закончены летом 2012 года, в то же время стартовал выпуск 2А64М2. Через десять месяцев в распоряжение Южного Военного Округа пришло 35 гаубиц 2С19М2 «Мста-С».

В 80-х годах, в целях обеспечения 2С19 выстрелами рассматривалась возможность производства транспортно-заряжающей машины, но у Министерства обороны не было к этому интереса. К 2013 году КБ ЦНИИ «Буревестник» разработало на основе КамАЗ-6560 универсальную транспортно-загрузочную машину 2Ф66-1, обладающей возможностью перевозить снаряды 120-155-мм калибра. Максимальное количество перевозимых снарядов составляет 90, гаубицу она загружает быстрее, чем за четверть часа.

Описание реки[ | ]

Бассейн Волхова и озера Ильмень Мста берёт начало из озера Мстино на высоте 154 м, вытекая из-под Мстинской плотины (к северу от Вышнего Волочка). Впадает в озеро Ильмень с северной стороны озера, недалеко от истока Волхова, образуя на Приильменской низменности обширную заболоченную дельту.

Крупные притоки: Березайка, Шегринка, Перетна, Льняная, Холова (левые); Уверь, Белая, Мда, Хуба (правые).

Пороги на Мсте

В верховьях Мста довольно извилистая река, ширина 40 — 50 метров, после впадения крупных притоков Березайки и Увери ширина увеличивается до 70 — 80 метров. В среднем течении, между Опеченским Посадом и Боровичами река преодолевает весьма серьёзные для средней полосы России Боровичские пороги, которые в старину представляли собой большую помеху для кораблей, а сейчас очень популярны у водных туристов. На тридцатикилометровом участке падение реки здесь составляет 70 метров, что составляет больше половины общего падения Мсты. Самые крупные пороги — Малый, Большой, Ровненский (Лестница), Ёгла, Углинский.

В нижнем течении река выходит на равнину и успокаивается. Ширина составляет около 100 метров, на протяжении последних 50 километров Мста ещё расширяется и становится судоходна. Весной судоходство возможно до с. Подгорное (160 км), после спада воды до Мстинского Моста (146 км). Ранее работала пассажирская линия Новгород — Мстинский Мост, обслуживаемая т/х типа «Заря». Километраж судоходной части Мсты принято отсчитывать от начала Сиверсова канала (от реки Волхов). Нижнее течение Мсты соединено с Волховом Сиверсовым каналом и с Вишерой — Вишерским каналом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector