Макаров, степан осипович

История службы

Начало карьеры

5 (по другим данным — 19) ноября 1945 года крейсер был зачислен в списки ВМФ СССР с назначением в состав Балтийского флота.

2 января 1946 года в порту Вильгельмсхафен немецкий экипаж под командованием капитана цур зее Гельмута Гесслера передал советской стороне лёгкий крейсер Nürnberg.

В тот же день он вместе с 5 другими бывшими немецкими кораблями, вышел в море и 5 января прибыл в Лиепаю, где с него на берег сошли немецкий командир и остававшиеся на борту немецкие моряки. Их вскоре отправили на родину.

Детальное обследование корабля, проведенное специальной комиссией вскоре после прибытия в СССР, показало, что по своему техническому состоянию он требует среднего ремонта, а по состоянию вооружения — капитального.

Приём корабля новым экипажем сопровождался решением серьезных проблем, так как он существенно отличался от крейсеров проекта 26, но его вступление в строй позволило заменить повреждённый «Киров» — единственный крейсер 8-го флота.

Активная служба

Под наименованием «Адмирал Макаров» корабль с 15 февраля 1946 по 2 декабря 1955 года входил в состав 8-го флота с базированием в Таллине.

В 1949 году ЦКБ-17 разработало технический проект модернизации корабля, а предусмотренные им работы были выполнены в ходе текущих ремонтов 1951 и 1952 годов на заводе № 890 (г. Таллин).

Интенсивность эксплуатации крейсера после ремонтов несколько повысилась. Он проходил по 5-6 тысяч морских миль ежегодно, полностью отрабатывая курс боевой подготовки.

Ежегодно в праздничные дни, посвященные Октябрьской революции, «Адмирал Макаров» приходил в Ленинград на Неву и, стоя на якоре напротив Исаакиевского собора, производил артиллерийские салюты.

Он неоднократно занимал призовые места в артиллерийских стрельбах, его посещали иностранные делегации высокого ранга.

13 октября 1954 года (по другим данным, 24 декабря 1955 года) корабль переклассифицировали в учебный крейсер и перевели в Кронштадт. 27 марта 1956 года принято решение о переводе корабля в Северный флот.

Обеспечивая практику курсантов, «Адмирал Макаров» совершил несколько дальних походов и прошел почти 12 тысяч миль. На этом ресурс главных механизмов корабля был полностью исчерпан, а тратить средства на его восстановление не имело смысла.

21 февраля 1957 года, после аварии главных котлов, «Адмирал Макаров» переклассифицирован в учебное судно, 13 марта с него сняли экипаж и вскоре перевели в Кронштадт в качестве плавучей казармы.

Окончание карьеры

Крейсер должен был принимать участие в испытаниях ядерного оружия на Новой Земле, но 28 августа 1958 года это решение отменили.

20 февраля 1959 года «Адмирал Макаров» разоружили и исключили из списков флота. 6 июля 1959 года получено распоряжение Генерального штаба ВМФ СССР об отправке учебного судна «Адмирал Макаров» на слом.

Дальнейшая судьба крейсера доподлинно неизвестна. По одной из версий, корабль был разобран на Кировском заводе с августа 1960 до февраля 1961 года, а согласно другой — использовался в качестве плавучей казармы в Кронштадте до 1967-1968 годов и утилизирован.

Испытания

31 марта 2016 года «Адмирал Макаров» начал проходить швартовные испытания, а 29 июля в рамках заводских ходовых испытаний впервые вышел в Балтийское море. В сентябре «Адмирал Макаров» в рамках заводских испытаний успешно поразил ракету-мишень в Балтийском море запущенную с МРК «Гейзер» при помощи ЗРК «Штиль-1».

Государственные испытания назначены на Северном флоте на октябрь 2016 года, куда «Адмирал Макаров» отправился в начале месяца. Испытания начались 7 октября.

2 ноября 2016 года для выполнения программы госиспытаний корабль произвел успешную учебную ракетную стрельбу по береговой цели в полигонах боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море.

10 ноября 2016 года было сообщено, что Северный флот завершил обеспечение испытаний вооружения корабля. В полигонах боевой подготовки СФ в Баренцевом море были проведены испытания комплексов ракетного, зенитного и артиллерийского вооружения.

После завершения успешных испытаний вооружений корабль возвращается на Балтику с Баренцева моря и прибыл на сдаточную базу в порт Балтийск 25 ноября 2016 года. После возвращения фрегат принял участие в учениях с боевыми стрельбами в акватории Балтийского моря.

После новогодних праздников 2017 года испытаны вооружение и авиационный комплекс фрегата. Проведены скоростные и маневренные испытания корабля, его вооружение.

3 апреля 2017 года началась завершающая стадия государственных испытаний корабля.

Передача корабля ВМФ России сначала запланирована была на май 2017 года, но затем перенесена на июнь 2017 года.
10 июня 2017 года, замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что фрегат пополнит надводные силы Черноморского флота в ноябре 2017 года. «Планируется, что фрегат «Адмирал Макаров» перейдет на Черноморский флот к постоянному месту дислокации в ноябре этого года после завершения всех этапов испытаний и подготовки материальной части к межфлотскому переходу с Балтийского в Черное море», — заявил Бурсук.

30 июля 2017 года фрегат «Адмирал Макаров» будучи пришвартованным на бочках на Неве реке принимал участие в торжественном параде ко Дню Военно-морского флота РФ.

4 сентября 2017 года фрегат «Адмирал Макаров» в рамках государственных испытаний успешно поразил из ЗРК «Штиль» мишени, имитирующие крылатые ракеты противника, выпущенные МРК «Гейзер» и «Ливень».

15 сентября 2017 года замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что фрегат «Адмирал Макаров» завершил государственные испытания и до конца месяца будет передан в состав ВМФ РФ Черноморского Флота 30-й дивизии надводных кораблей.

6 октября 2017 года министр обороны России Сергей Шойгу заявил о завершении государственных испытаний корабля.

25 декабря 2017 года на фрегат «Адмирал Макаров» на ПСЗ «Янтарь» подписан приемо-передаточный акт. Акт подписали генеральный директор завода Эдуард Ефимов и председатель комиссии государственной приемки Минобороны РФ капитан 1-го ранга Алексей Потешкин.

27 декабря 2017 года на корабле поднят Андреевский флаг.

Последнее письмо

Именно тогда зазвучало впервые: «Рок, фатализм, зловещий признак…» Как будто трагедия с «Петропавловском», как и исход всей Русско-японской войны, были кем-то предопределены.

…Порт-Артур. Борт броненосца. Каюта командующего. Раннее утро 31 марта. Макаров пишет письмо сыну: «Вадим, тут идет жестокая война, очень опасная для Родины, хоть и за пределами ее границ. Нет, не временный перевес неприятеля … тревожит меня. Русский флот, ты знаешь, творил и не такие чудеса. Но я чувствую, …что нам — и мне в том числе — словно бы мешают. Не адмирал Того (Хэйхатиро Того, командующий Объединенным флотом Японии. — Авт.), нет, а как бы сбоку подталкивают, как бы подкрадываются сзади. Кто? Не знаю. Душа моя в смятении, чего я никогда не испытывал… Вот такое у меня настроение…»

В конце, словно прощаясь: «Обнимаю тебя, сынок. Учись старательно, помогай маме и сестре. Бога бойтесь. Царю служите. Твой Макаров-старший.»

Русско-турецкая война (1877—1878)

Основная статья: Действия минных катеров в Русско-турецкую войну 1877-78 гг.

Мичман Макаров начал офицерскую службу на броненосной лодке «Русалка» в составе эскадры выдающегося русского адмирала Г.И. Бутакова. В одном из походов этот корабль получил в шхерах пробоину от удара о скалу. Сравнительно небольшая авария едва не привела к гибели корабля из-за отсутствия нужных водоотливных средств и должной организации борьбы за живучесть корабля

Макаров сразу обратил внимание на несоответствие возможностей корабля бороться с авариями. Макаров изучил причины аварий ряда других кораблей, произвел сам нужные расчеты и результаты своего исследования опубликовал в 1870 г

в журнале «Морской сборник», где высказал ряд ценных предложений по созданию системы непотопляемости судов, предложил ряд новых технических устройств, в том числе и специальный пластырь для заделки пробоин («макаровский пластырь»). Своими изысканиями Макаров впервые в истории положил начало научному обоснованию и практической организации борьбы за живучесть корабля

С начала русско-турецкой войны 1877—1878 соотношение сил на Черном море было далеко не в пользу России. Нужно было при малочисленности морских сил найти эффективные методы борьбы с сильным флотом Турции. Макаров предложил использовать быстроходные пароходы, снабженные подъемными минными катерами, которые можно быстро опускать на воду в районе обнаружения противника, после чего катера, под покровом темноты, могли бы самостоятельно атаковать неприятельские корабли шестовыми или буксирными минами. После атаки катера должны были отходить к пароходу, их поднимали на палубу, и пароход быстро уходил. Был предложен и конкретный план действий против турецкого флота.

После объявления войны Макаров, добившись «высочайшего» разрешения из Петербурга, получил возможность выйти в море для осуществления своего плана. Активные действия Макарова и его катеров против боевых и торговых судов вызвали тревогу у противника. Турки уже не рисковали оставаться у русских берегов на ночь, хотя их флот и был все еще сильнее русского. Геройские действия, инициатива и энергия Макарова получили всеобщее признание. В сентябре 1877 г. Макаров был произведен в капитан-лейтенанты, а через три месяца — в капитаны 2 ранга.

Заслуги Макарова в русско-турецкой войне заключаются прежде всего во введении новых приемов морского боя. Предложенная им идея возимых на быстроходном пароходе минных катеров впервые была осуществлена в русском флоте. Пароход «Константин» явился прообразом плавучих баз торпедных катеров и малых подводных лодок. Макаров первый использовал мину как грозное наступательное оружие. Он наметил правильные пути развития минной тактики, проведения атаки в темное время несколькими катерами, повышения скорости и мореходности катеров. Впервые в мире в русском флоте была испытана в боевых условиях самодвижущаяся мина. Все это создавало предпосылки к дальнейшему развитию минных катеров, которые явились предшественниками современных торпедных катеров, а также эскадренных миноносцев.

Пророческая лекция Степана Макарова

Трагедия 31 марта 1904 года до деталей совпала с той, о которой за десять лет до этого говорил на публичной лекции в Санкт-Петербурге Степан Осипович Макаров. В качестве примера малой живучести броненосцев он привел гибель флагмана британской Средиземноморской эскадры, броненосца «Виктории» — тоже вблизи берега и на глазах целой эскадры, тоже с огромным количеством погибших и тоже во главе с лучшим адмиралом Великобритании Джорджем Трайоном…

Заметку об этой лекции хранят газеты 1904 года. «Как мог такой испытанный адмирал, как Трайон, дать так страшно фатально погибнуть себе и множеству подчиненных? — вопрошали «Санкт-Петербургские ведомости». — Как громадное судно могло погибнуть так неимоверно быстро? На модели судна в бассейне лектор показал как: «Виктория» внезапно нырнула носом, перевернулась и легла на дно. Гибель была мгновенной».

Как временное правительство раскололо российский флот на героев и дезертиров

Осторожно листаю старые страницы. Им, как и Русско-японской войне, 115 лет

Хранящаяся в государственном архиве Дальнего Востока газета «Приамурские ведомости» по горячим следам перепечатала питерскую заметку о лекции адмирала Макарова — его доклад о собственной гибели…

Адмирал Хэйхатиро Того в день гибели «Петропавловска» объявил по японской эскадре траур. В тот же день в Токио прошло ночное траурное шествие в память Степана Осиповича Макарова.

Автор выражает благодарность Т.В. Дёминой, зав. библиотекой Приморского отделения РГО — ОИАК (Общества изучения Амурского края).

Постройка и испытания

2 февраля 1968 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 23 февраля 1969 года заложен на верфи судостроительного завода № 190 имени А. А. Жданова в Ленинграде. Корабль получил заводской № 724 и название «Адмирал Макаров» в честь русского флотоводца вице-адмирала Степана Осиповича Макарова (1863-1904).

Постройка кораблей проекта 1134А производилась в Ленинграде поточно-производственным способом на четырёх позициях эллинга, где происходило формирование блоков корпуса из секций. Массогабаритные характеристики секций были ограничены грузоподъёмностью транспортных средств и стапельных кранов, а также размерами проёмов цехов и коридоров. Перестановка блоков корпуса осуществлялась при помощи трансбордера, предназначенного для бокового спуска кораблей. Соединение всех блоков осуществлялось единым кольцевым швом автоматической сварки. В результате принятых мер в относительно короткий срок — за одиннадцать лет, с 1966 по 1977 годы — удалось построить 10 кораблей этой серии.

Спуск «Адмирала Макарова» на воду состоялся 22 января 1970 года.

7 августа 1971 года начато формирование экипажа корабля (войсковой части 30891).

2 июля 1972 года на вышедшем на заводские испытания корабле был впервые поднят Военно-Морской флаг СССР, и с тех пор эта дата ежегодно отмечалась на «Адмирале Макарове» как День корабля. На Государственные испытания корабль вышел 9 августа 1972 года. Всего за время испытаний БПК прошёл 6087 миль за 388 ходовых часов.

25 октября 1972 года после прохождения Государственных испытаний флоту был передан новый БПК. Постройка и испытания корабля в общей сложности заняли 3 года, 8 месяцев и 2 дня.

Ссылки

 Корабли СССР

Эсминцы  II Сторожевой • III Дерзкий • IV Изяслав • V Гремящий • V Подвойский • V Охотник • VI Гневный • VII Минск • VII Ленинград • VIII Огневой • VIII Киев • IX Удалой • IX Ташкент • IX Неустрашимый • X Хабаровск • X Грозовой • X DD R-10 
Крейсеры  I Орлан • II Диана • II Диана Lima • II Новик • III Аврора • III Богатырь • III Олег • III Варяг • IV Светлана • V Мурманск • V Котовский • V Красный Крым • V Микоян • V Киров • VI Будённый • VI Молотов • VI Адмирал Макаров • VII Щорс • VII Лазо • VIII Чапаев • VIII Таллин • VIII Михаил Кутузов • VIII Очаков • VIII Пётр Багратион • IX Дмитрий Донской • IX Рига • IX Кронштадт • X Москва • X Александр Невский • X Петропавловск • X Сталинград • X Смоленск 
Линкоры  III Князь Суворов • IV Император Николай I • IV Гангут • V Пётр Великий • V Октябрьская революция • VI Измаил • VII Синоп • VII Полтава • VIII Владивосток • VIII Ленин • VIII Бородино • VIII В. И. Ленин • IX Советский Союз • X Кремль • X Слава 
Авианосцы

Крейсеры

Япония  I Hashidate • II Chikuma • III Tenryū • III Katori • IV Yūbari • IV Kuma • IV Iwaki Alpha • V Furutaka • V Yahagi • VI Aoba • VII Myōkō • VII ARP Myōkō • VII ARP Ashigara • VII ARP Haguro • VII Southern Dragon • VII Eastern Dragon • VII ARP Nachi • VIII Mogami • VIII Atago • VIII Atago B • VIII ARP Takao • IX Ibuki • IX Azuma • X Zaō • X Yoshino 
СССР  I Орлан • II Диана • II Диана Lima • II Новик • III Аврора • III Богатырь • III Олег • III Варяг • IV Светлана • V Мурманск • V Котовский • V Красный Крым • V Микоян • V Киров • VI Будённый • VI Молотов • VI Адмирал Макаров • VII Щорс • VII Лазо • VIII Чапаев • VIII Таллин • VIII Михаил Кутузов • VIII Очаков • VIII Пётр Багратион • IX Дмитрий Донской • IX Рига • IX Кронштадт • X Москва • X Александр Невский • X Петропавловск • X Сталинград • X Смоленск 
США  I Erie • II Chester • II Albany • III St. Louis • III Charleston • IV Phoenix • V Omaha • V Marblehead • V Marblehead Lima • VI Pensacola • VI Dallas • VII Atlanta • VII New Orleans • VII Helena • VII Indianapolis • VII Boise • VII Flint • VIII Baltimore • VIII Cleveland • VIII Wichita • VIII Anchorage • VIII AL Montpelier • IX Buffalo • IX Seattle • IX Alaska • IX Alaska B • X Des Moines • X Worcester • X Puerto Rico • X Salem 
Германия  I Hermelin • II Dresden • II Emden • III Kolberg • IV Karlsruhe • V Königsberg • VI Nürnberg • VI Admiral Graf Spee • VI HSF Admiral Graf Spee • VII Yorck • VII München • VIII Admiral Hipper • VIII Prinz Eugen • VIII Mainz • IX Roon • IX Siegfried • IX Ägir • X Hindenburg 
Европа  I Gryf 
Италия  I Eritrea • II Nino Bixio • III Taranto • IV Alberto di Giussano • V Raimondo Montecuccoli • V Genova • VI Trento • VI Duca d’Aosta • VII Zara • VII Duca degli Abruzzi • VII Gorizia • VIII Amalfi • IX Brindisi • X Venezia 
Франция  I Bougainville • II Jurien de la Gravière • III Friant • IV Duguay-Trouin • V Émile Bertin • VI La Galissonnière • VI De Grasse • VII Algérie • VIII Charles Martel • VIII Bayard • IX Saint-Louis • X Henri IV • X Colbert 
Великобритания  I Black Swan • II Weymouth • III Caledon • IV Danae • V Emerald • V Hawkins • V Exeter • VI Leander • VI Devonshire • VI London • VII Fiji • VII Surrey • VII Belfast • VIII Edinburgh • VIII Albemarle • VIII Cheshire • IX Neptune • IX Drake • X Minotaur • X Goliath 
Пан-Азия  I Chengan • VI Huanghe • VIII Irian • VIII Wukong 
Содружество Наций  VI Perth 
Пан-Америка  VII Nueve de Julio

Описание конструкции

Общий вид БПК проекта 1134А

Основная статья: БПК типа «Кронштадт».

Конструкция корабля, в основном, воспроизводит прототип — типа «Адмирал Зозуля» проекта 1134, только с противолодочными ракето-торпедами вместо крылатых ракет, более совершенной гидроакустикой и с поднятой на одну палубу площадкой для вертолёта.

Корпус и архитектура

БПК проекта 1134А имели стальной корпус полубачного типа и легкосплавную надстройку. 15 главных водонепроницаемых переборок делили корпус на 16 отсеков; предусматривалось также три палубы — нижняя, верхняя и палуба полубака. Характерный для этого типа крутой наклон форштевня, продиктованный необходимостью вынести якорные клюзы вперёд от бульбового обтекателя подкильной , придал кораблю хорошо узнаваемый стремительный силуэт. Были приняты ставшие уже традиционными в советском кораблестроении меры по снижению радиолокационной заметности — отклонение от вертикали внешних поверхностей бортов и надстроек, а также отказ от прямых углов надстроек в плане. При размещении вооружения приоритетным выбрали обеспечение оптимальных секторов обстрела для основных зенитно-ракетных комплексов, разместив последние по носу и корме. Башни зенитной артиллерии, расположенные побортно, при этом получили ограниченные сектора наведения, но это считалось приемлемым компромиссом. Проект представлял собой развитие линии развития «Беркутов» как с технической, так и с архитектурной точки зрения.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка котлотурбинная и состояла из двух главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) ТВ-12-1, каждый из которых обеспечивал вращение одного из двух гребных винтов. Пар для турбин обеспечивали четыре главных паровых котла КВН 98/64 с турбокомпрессорным наддувом. В двух машинных отделениях — носовом и кормовом — было размещено по одному ГТЗА и по два паровых котла, при этом носовое МО работало на правый, а кормовое — на левый гребной винт. Общая мощность энергетической установки корабля составляла 90000 л. с.; паспортный ресурс ГТЗА составлял 20 лет или 50000 часов работы и практически не требовал замены агрегатов за весь срок службы корабля.

Высокий форштевень и продуманная форма корпуса способствовали хорошей мореходности; скорость полного хода составляла 33 узла.

Вооружение и оборудование

Главное противолодочное вооружение корабля составил ракетно-торпедный комплекс УРПК-3 «Метель». В состав комплекса входили две счетверённые ненаводящиеся ПУ контейнерного типа, размещённые побортно, восемь ракетоторпед 85Р, а также система управления полётом ракет «Гром-М», общая с носовым ЗРК «Шторм-М».

Пуск ракеты УЗРК «Шторм» с БПК пр. 1134А, на заднем плане виден бомбомёт РБУ-6000

Основу ПВО корабля составили два универсальных зенитно-ракетных комплекса (УЗРК) «Шторм-М», размещённые по носу и по корме. В боевых погребах барабанного типа хранилось по 24 твёрдотопливных ракеты В-611 к каждому комплексу — таким образом, всего на корабле было 48 этих ракет. Система наведения комплекса позволяла поражать, помимо воздушных, также и надводные цели, за что ЗРК «Шторм» и получил название «универсального».

Зенитную артиллерию корабля составляли два комплекса АК-725 со спаренными 57-мм автоматическими артустановками, размещёнными побортно, а также четыре шестиствольные 30-мм артустановки АК-630. Последние служили для ближней самообороны и автоматически наводились на цели при помощи двух систем управления стрельбой МР-123 «Вымпел» — по одной на каждую пару артустановок. Помимо автоматического, система управления предусматривала также возможность полуавтоматического наведения 30-мм пушек с визуальным прицеливанием от устройств дистанционного управления «Колонка-213/2Б».

Противолодочное вооружение БПК, помимо ракетоторпед «Метель», было представлено торпедными аппаратами с управляемыми торпедами и реактивными бомбомётами для глубинных бомб. Каждый корабль проекта 1134А нёс по два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата типа ПТА-53-1134А, по две реактивных 12-ствольных установки РБУ-6000 и по две реактивных 6-ствольных установки РБУ-1000.

В полуутопленном ангаре оригинальной конструкции на «Адмирале Макарове» размещался один противолодочный вертолёт Ка-25, составляя авиационное вооружение корабля.

Радиоэлектронное оборудование БПК «Адмирал Макаров» соответствовало остальным кораблям проекта 1134А и включало в себя обзорные и навигационные РЛС, средства связи и радиоэлектронной борьбы, а также вполне современную для того времени боевую информационно-управляющую систему (БИУС) «Корень-1134А».

Модули

Увеличение дальности стрельбы(%) Максимальная дальность стрельбы(км) (опыт) ()
СУО VI мод. 1 16,3
Скорострельность(выст./мин) Время перезарядки ТА(с) Время поворота на 180°(с) Максимальный урон(HP) Скорость хода торпед(уз) Дальность хода торпед(км) (опыт) ()
G7a T1 0,9 68 7,2 13 700 64 6
Максимальная скорость хода(уз) (опыт) ()
ЭУ 60 000 л.с. 32
Боеспособность(HP) Башни главного калибра(шт.) Башни вспомогательного калибра(шт.) Точки ПВО(шт.) Торпедные аппараты(шт.) Вместимость ангара(шт.) (опыт) ()
Адмирал Макаров 27 000 3 4 4/10/2 2
Скорострельность(выст./мин) Время поворота на 180°(с) Максимальное рассеивание(м) Максимальный урон ОФ снарядом(HP) Вероятность поджога при попадании в цель ОФ снарядом(%) Максимальный урон ББ снарядом(HP) (опыт) ()
150-мм L/60 SK C/25 10 23,68 145 1700 8 3900

Увековечение памяти

Имя Степана Осиповича Макарова носят:

  • город в Сахалинской области;
  • котловина Макарова;
  • Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге;
  • Национальный университет кораблестроения в Николаеве (Украина);
  • Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке;
  • Несколько улиц в различных городах России и Украины.
  • Несколько кораблей в Советском Союзе и России в разное время носили название «Адмирал Макаров».
  • Высшему мореходному арктическому училищу в Ленинграде присвоено имя С. О. Макарова.

Памятники

  • В Кронштадте, Николаеве, Владивостоке.
  • Бюст в городе Смоленске (автор Фишман П. А.).
  • Обелиск в селе Янракыннот Чукотского АО.
  • Научно-популярноый фильм «Адмирал Макаров» (режиссёр — В. Гуркаленко, операторы В. Петров, В. Ильин, В. Смирнов).
  • Японский поэт Исикава Такубоку в 1904 году написал стихотворение «Памяти адмирала Макарова», содержащее следующие строки:
Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,
Не наносите яростных ударов,
Замрите со склоненной головой
При звуках имени его: Макаров.
Его я славлю в час вражды слепой
Сквозь грозный рев потопа и пожаров.
В морской пучине, там где вал кипит,
Защитник Порт-Артура ныне спит.

Исикава Такубоку, перевод В. Н. Марковой

Научная деятельность

Ледокол «Ермак»

«Макаровский колпачек»

«Макаровский колпачек» показан черным цветом(6)

В 1880 г. награжден Малой золотой медалью Русского Географического общества

В 1881 провел гидрологические исследования в Босфорском проливе и в 1885 опубликовал труд «Об обмене вод Черного и Средиземного морей», удостоенный премии Академии наук.

В 1886—1889 Макаров совершил кругосветное плавание, командуя корветом «Витязь», провел широкие океанографические исследования, обобщенные им в капитальном труде «Витязь» и Тихий океан», отмеченном премией Академии наук. Сконструировал один из первых надёжных батометров, который учитывал конструктивные недостатки других существовавших к тому времени приборов. Батометр Макарова имел высоту 61 см, диаметр 15 см и был обшит снаружи войлоком и парусиной

В 1896 Макаров был произведен в вице-адмиралы.

В 1897 выдвинул идею исследования Арктики при помощи ледоколов. По его проекту был построен первый мощный ледокол «Ермак», на котором он дважды ходил среди льдов у берегов Новой Земли и Земли Франца-Иосифа, описав экспедицию в кн. «Ермак» во льдах», до сих пор не потерявшей значимости.

Исполняющий должность главного инспектора морской артиллерии (1891—1894). На этом посту он изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам (т. н. «макаровские колпачки»), которые, однако, были внедрены в практику русского флота лишь после его смерти. Они представляли собой наконечник из мягкой нелегированной стали, которая сплющивалась при ударе, одновременно заставляя твердый верхний слой брони трескаться. Вслед за этим твёрдая основная часть бронебойного снаряда легко пробивала нижние слои брони — значительно менее твердые. «Колпачки» (по нынешней терминологии, бронебойные наконечники), как правило, повышали бронепробиваемость снаряда при прочих равных на 10-16 %, но при этом несколько ухудшалась кучность.

В 1903 в труде «Без парусов» Макаров разработал вопросы обучения и воспитания моряков в мирное время.

«На форту солдаты навзрыд рыдали…»

«В 9 час. 43 мин. послышался глухой удар, — пишет мичман Шмидт. — У нас троих (капитана 2го ранга Кроуна, сигнальщика и у меня) сорвало фуражки, и в одно мгновение стол, диван, шкаф с книгами и картами — все обратилось в груду обломков. Мы бросились к выходу. «Петропавловск» сильно кренился на правую сторону и настолько быстро погружался, что казалось, ты не имеешь опоры и летишь в бездну. Рев пламени и всеобщего разрушения. Удушливый едкий дым. Здесь я заметил фигуру Адмирала, он прошел вперед, сбросив с себя пальто, и можно предположить, что был убит одним из сыпавшихся обломков.

Посмотрел на корму: шканцы усеяны людьми, которые без всякого удержа сплошною живою рекой бросались за борт, попадая в работавшие до последнего взрыва винты. Сердце сжалось от ужаса.

«Горевший вдохновением» офицер командовал крейсером «Дмитрий Донской»

Несмотря на общее стихийное стремление броситься в воду, я вдруг ясно осознал, что этим погублю себя. Мостик уже скрылся под водой — она доходила мне до груди. Мое счастье в том, что я был обращен к корме лицом и находился у поручней — при быстром погружении броненосца меня к ним прижало. Держась всеми силами, я пошел с «Петропавловском» ко дну.

Глаза мои были открыты. Сознание и память работали ясно… Вдруг сильный и резкий толчок — это был удар носовой части о дно — оторвал меня от поручней, и какая-то сила вынесла меня на поверхность.

Выплыл. Взобрался на деревянную дверь, стал отхаркиваться кровью, стонать. Много плавающих людей, раненых, коченеющих (в воде было 5 градусов). Услышав общий беспрерывный стон, я замолчал.

Подошел переполненный вельбот. Нас подняли и доставили на плавучий госпиталь «Монголия». Три дня я был без сознания, как мне потом говорили».

Мичман Шмидт дает страшную статистику:

«Погибли 31 офицер и 624 матроса. Спасены 7 офицеров и 83 матроса. Впечатление было настолько потрясающим, что как бы оцепенение напало на команды остальных судов…, а на форту на Золотой Горе, под которой (недалеко, милях в 3х-5ти) и погиб «Петропавловск», один офицер сошел с ума, солдаты же навзрыд рыдали. Известие о гибели «Петропавловска» с Адмиралом Макаровым громом пронеслось по всей России, и многие тогда же поняли, что наша война с Японией проиграна».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector