Немецкие бронетранспортеры «ханомаг»
Содержание:
Защита бронетранспортера
БТР Hanomag приобрел немалую популярность именно благодаря броне. Конечно, от фугаса, заложенного на лесной дороге, или кинжального огня из пулемета она не спасала. Но все-таки шансы на выживание солдат значительно повышала.
Самая мощная броня была установлена на лобовой части – вполне разумно, если учесть, что бронетранспортеры часто использовались при наступлении на позиции противника. Здесь толщина составляла 14 мм. Борта и корма имели менее мощную защиту – всего 10 см. Но везде она была установлена под определенным углом – 14,5-15 градусов. Именно такое расположение обеспечивало максимальную вероятность рикошетов, без пробивания корпуса.
Самая слабая броня, как и у любого бронетранспортера, располагалась сверху и снизу – всего 8 миллиметров. Вполне разумно – сложно представить себе ситуацию, при которой стрельба велась бы по нему под таким углом. А при взрыве фугаса экипаж и машину едва ли спасла бы и куда более мощная броня.
История создания
Бронетранспортер «Ханомаг»
Разработка SdKfz 251 связана с историей создания германских бронетранспортеров. Первым прототипом данной машины принято считать полугусеничный грузовик фирмы «Даймлер», изготавливаемый для Португалии. Резиновые ленты обеспечивали соединение ведущих и направляющих колес, что позволяло автомобилю двигаться по мягкому грунту.
В 1915-16 годах разработаны полугусеничные машины «Бременваген» и «Мариневаген». В 1917 компания Бенц предложила артиллерийский тягач на полугусеничном ходу «Крафтпротце». Через два года одна такая машина получила бронирование для применения в полиции.
С разработкой немецких артиллерийских тягачей связывают проектирование Ганомага. В 1934 был создан HK 600 p, работающий на полугусеничном ходу. Через два года появились первые бронетранспортеры, использующие тот же принцип движения. Наиболее удачный вариант был разработан компанией «Ганза-Ллойд».
В 1936 лицензию на новый бронетранспортер выкупила компания Hanomag. Объединив данные наработки с шасси артиллерийских тягачей, она уже в 1937 представила новые машины HKL 6p. Было запущено серийное производство, а первые образцы поступили на вооружение германской армии летом 1939 года.
Полное название — mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen (MTW), что переводилось как средний бронетранспортер. Позже стало обозначаться в документах как SdKfz 250 (сконструирован на базе однотонного тягача) и SdKfz 251 — на базе трехтонного. Название Ханомаг было дано советскими солдатами. В официальных документах такого обозначения не имеется.
Достоинства и недостатки
Ключевое преимущество бронетранспортеров «Ханомаг» — широкий спектр их применения. Конструктивные и тактико-технические характеристики позволяли применять их на любых участках фронта, модифицируя под поставленные задачи.
Преимуществом выделяют относительную простоту конструкции, что позволяло производить бронетранспортеры в больших количествах. Благодаря массовому производству повышалась мобильность пехоты вермахта. А этот аспект повлиял на эффективность и скорость танковых наступлений.
Еще одним достоинством машины выделяют довоенное проектирование. Благодаря отсутствию сжатых сроков, бронетранспортер разрабатывался со всей тщательностью. Именно поэтому в его применении не выделяют недостатков. Машина оказалась выдающейся для своего времени, заложив основы для послевоенного проектирования бронетранспортеров и машин поддержки многих стран мира.
Автор статьи:
Парпурин Вадим
История создания бронетранспортера «Ганомаг» Sd.Kfz.251
В 30-е годы пальму первенства в производстве машин на колесно-гусеничном ходу перехватила Германия. Наступательная стратегия войны требовала повышения мобильности полевой артиллерии, кроме того, колесно-гусеничное шасси могло использоваться и для вспомогательных боевых машин специального назначения, таких как БРЭМ и т.д.
Особо заманчивой была идея создания полугусеничного бронетранспортера — ведь в боевых условиях обычный грузовик вещь не слишком надежная — защиты пассажирам не обеспечивает, вооружения не имеет, да и проходимость машины оставляет желать лучшего.
Чертеж бронетранспортера «Hanomag» Sd.Kfz.251
Базой для проектирования первых германских полугусеничных бронетранспортеров стали легкие артиллерийские тягачи Sd.Kfz.10 и Sd.Kfz.11. Последний из них поступил в производство в 1936 г., отличался дешевизной, высокими ходовыми качествами и простотой конструкции, став наиболее массовой колесно-гусеничной машиной вермахта, выпущенной в количестве 9028 единиц. Также он послужил основой для разработки спецмашин дезактивации, дегазации и химической разведки, и вообще, зарекомендовал себя очень хорошо.
В 1936 г. фирма «Ганомаг» в Ганновере приобрела у Hansa-Lloyd-Goliath, разработавшей Sd.Kfz.11, лицензию на производство бронетранспортера, новый корпус для которого подготовили в фирме Bussing-NAG. БТР, получивший обозначение Sd.Kfz.251 «Ганомаг» , предназначался для транспортировки мотопехотного отделения в составе 9 человек.
Эта надежная и во всех отношениях удачная машина прошла всю войну и была изготовлена громадной серией в 15252 машины 4-х модификаций (A, B, C, D), однако самой многочисленной была именно последняя.
Вооружение
Основное вооружение, каким оснащался Sonderkraftfahrzeug 251, был пулемет Reinmetall-Borsig MG 34 калибра 7,92 мм. Расположенный в передней части боевого отделения, он мог вести подавляющий огонь, делая передвижение бронетранспортера более безопасным. К тому же, он оснащался бронещитом, что существенно затрудняло задачу противника по уничтожению пулеметчика. А мощные пули калибра 7,92 мм могли перерубать кустарник и молодые деревья, крошить кирпич и любые другие препятствия, оставляя врагу немного шансов. Стандартный боезапас к пулемету составлял 2010 патронов.
Кроме того, при необходимости в кормовой части мог быть установлен еще один пулемет MG-34. Он предназначался для ведения огня как по наземным целям, так и по воздушным.
Конструкция бронетранспортера «Ганомаг» Sd.Kfz.251
Моторное отделение находилось в передней части бронетранспортера, укрытое под бронированным капотом. Двигателем служил 6-цилиндровый дизель HL 42TKRM фирмы «Майбах» мощностью 100 л. с., четырехтактный, жидкостного охлаждения, с удельной мощностью около 12 л. с./т при 2800 об/мин, с объемом 4171 кубических сантиметров.
Передние дорожные колеса были безприводными. Гусеничный движитель состоял из шести литых сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами перекрестного расположения, с индивидуальной торсионной подвеской. Ведущее колесо переднего расположения. Гусеничная цепь — 55 мелкозвенчатых траков шириной 240 мм из марганцевой стали.
Бронекорпус образован наклонными стальными листами толщиной 6-15 мм, обеспечивающими защиту от пуль и легких осколков. Вплоть до версии Ausf D листы скреплялись заклепками, позднее использовалась сварка, а форма корпуса упрощалась.
Отделение управления располагалось за лобовой плитой с двумя смотровыми щелями, защищенными бронестеклом и опускаемыми щитками. Водитель сидел с левой стороны машины, командир — с правой. Боевое отделение, открытое сверху, вмещало две скамьи вдоль бортов для десанта, доступ в него осуществлялся через дверь в кормовом листе. Во время непогоды корпус мог укрываться брезентом.
Первый пулемет монтировался на крыше отделения управления (начиная c Ausf B он прикрывался стальным щитком), второй — на шкворне в корме, полный боекомплект — 2010 патронов. Оба MG34 обслуживались перевозимыми пехотинцами. Амбразур в бортах не было.
Модификации
Некоторые модификации SdKfz 251
Бронетранспортер SdKfz 251 имел 23 специализированные модификации, обозначавшихся порядковыми номерами:
- 251/1 — базовая модель, запущенная в серийное производство;
- 251/2 — самоходный миномет, имел на вооружении sGrWr 34 калибром 81 мм с боекомплектом на 66 выстрелов;
- 251/3 — бронетранспортер для радиосвязи, использовал различные комбинации радиостанций FuG и разные типы антенн;
- 251/4 — перевозка боеприпасов и транспортировка легких пехотных орудий и полевых гаубиц, боекомплект рассчитан на 120 выстрелов;
- 251/5 — перевозка саперов и их снаряжения, некоторые машины имели радиостанции;
- 251/6 — мобильный командный пункт для командиров уровня дивизии, корпуса или армии, оборудовались радиостанциями;
- 251/7 — улучшенная версия 251/5, имела по бокам штурмовые мостики;
- 251/8 — санитарная бронемашина, рассчитана на восемь сидячих солдат или двух лежачих и четырех сидячих;
- 251/9 — самоходная установка для короткоствольной пушки 7,5 cm K 37 (Sf), позже применялась 7,5 cm К 51, боекомплект рассчитан на 52 выстрела;
- 251/10 — машина для командующих взводами, вооружена противотанковой пушкой Pak 35/36 с боекомплектом на 168 выстрелов;
- 251/11 — бронетранспортер для прокладки кабеля, катушка монтировалась на правом борту;
- 251/12 — артиллерийская разведка и корректировка огня, имелись радиостанции;
- 251/13 — бронеавтомобиль для артиллерийской звуковой разведки;
- 251/14 — еще одна модификация для звуковой разведки;
- 251/15 — светометрическая разведка;
- 251/16 — самоходный огнемет, орудия устанавливались на борта, запас составлял 700 л — на 80 секунд непрерывного огня каждой пушки, дальность поражения — 35 м в зависимости от ветра;
- 251/17 — зенитная установка для Flak 38 калибром 20 мм, боекомплект на 600 выстрелов;
- 251/18 — наблюдение и связь, имелись радиостанции;
- 251/19 — мобильная станция телефонной связи;
- 251/20 — установка с инфракрасным прожектором, известная как «Филин», применялась для корректировки огня «Пантер», позволяя отмечать цели на расстоянии до 1500 м, имелась радиостанция для связи;
- 251/21 — зенитная установка под авиационные пушки MG 151/20 с калибром 20 мм, боекомплект рассчитан на 3 тыс. выстрелов;
- 251/22 — самоходная артиллерийская установка для орудия Pak 40/1 калибром 75 мм, боекомплект — 22 снаряда;
- 251//23 — машина разведки с танковой пушкой на 100 выстрелов и стандартным пулеметом.
Широкий спектр модификаций позволял применять бронетранспортеры Ханомаг в качестве основной машины поддержки. Во многом именно их мобильность определяла успех проводимых операций.
Технические характеристики
ТТХ «Ханомагов» обеспечивало их высокую проходимость
Технические характеристики SdKfz 251 позволяли обеспечивать мобильную переброску солдат к линии фронта. Машина преодолевала подъемы до 24 градусов, двухметровые рвы и броды высотой до полуметра. Высокая проходимость бронетранспортера и эффективность применяемой тактики обеспечили его массовое производство — за годы войны было собрано 15252 машины.
Габариты и вес
По габаритам «Ханомаг» имел следующие характеристики:
- масса — 9,14 т;
- длина корпуса — 5,98 м;
- ширина — 2,1 м;
- высота — 1,75 м;
- колея — 1,775 м;
- клиренс — 0,32 м.
Модель SdKfz 250 отличалась сниженными габаритами — вес уменьшен до 5,8 т, снижены и размеры машины. Это уменьшило количество перевозимых солдат, но улучшило ходовые свойства бронетранспортера. Данный образец выпускался для узкоспециализированных задач и быстрой переброски малых групп солдат. Всего было произведено 7326 таких машин.
Скорость
Бронетранспортер SdKfz 251 развивал скорость до 50 км/ч по шоссе. Запас хода при этом составлял до 300 километров. Облегченная модель SdKfz 250 могла развивать скорость в 60 км/ч, запас хода — 320 км.
Мощность двигателя
Обе модели Ханомага использовали один и тот же шестицилиндровый карбюраторный двигатель Майбах HL 42 TURKM, работающий на жидкостном охлаждении. Его мощность составляла 100 л. с., удельная мощность — 10,9 л. с./т.
Экипаж
Экипаж обеих моделей Ханомага составлял два человека — механик-водитель и командир. Разница габаритов и комплектации сказывалась на количестве перевозимых солдат — 4 и 10 человек у SdKfz 250 и SdKfz 251 соответственно.
История создания
Во время Второй мировой войны немецкая армия первой в мире массово приняла на вооружение бронетранспортеры и очень эффективно их использовала, заставив союзников разработать похожие машины, а затем и перенять тактику их применения. Основным бронетранспортером, применявшимся немцами, стал полугусеничный Sd Kfz 251, обычно называемый «Ганомаг» (по названию предприятия-изготовителя). Его использовали для транспортировки пехоты (мотопехота) и тяжёлого вооружения (миномёты, крупнокалиберные пулемёты, пушки, огнемёты и пусковые ракетные установки), на его базе создавались санитарные, штабные машины и машины связи. Бронетранспортеры состояли на вооружении немецкой армии в течение всей Второй мировой войны и применялись на всех театрах войны. После войны модификация Sd Kfz 251 — ОТ 810 состояла на вооружении чехословацкой армии.
Дальним предком Sd Kfz 251 был полугусеничный грузовой автомобиль фирмы Даймлер. Этот грузовик, изготавливаемый немцами для Португалии, был оснащен резиновыми лентами, соединявшими ведущие колеса с дополнительной парой направляющих колес. Такая примитивная гусеница позволяла машине уверенно двигаться по мягкому грунту.
В 1915—1916 годах появились очередные модели полугусеничных машин — «Бременваген» и «Мариневаген» I и II. Эти машины состояли на вооружении Sturm-Panzerkraftwagen-Abteilung (батальон штурмовых бронеавтомобилей). В 1917 году фирма Бенц представила полугусеничный артиллерийский тягач «Крафтпротце», которых впоследствии было выпущено 42 штуки. В 1919 году один такой автомобиль получил бронирование и был передан полиции. В период Веймарской республики работы над новыми конструкциями полугусеничных автомобилей были продолжены.
На базе шасси стандартного 3-тонного артиллерийского тягача фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала полностью бронированный гусеничный автомобиль, вооруженный размещенной в броне-башне пушкой 3.7 cm KwK L/70 калибра 37 мм. Вспомогательное вооружение составлял спаренный с пушкой пулемет MG 34 калибра 7,92 мм, такой же пулемет мог быть установлен на зенитной турели на башне машины.
В июле 1934 года был завершен первый опытный образец полугусеничного артиллерийского тягача, получившего обозначение HK 600p. В движение тягач приводился двигателем Боргвард KJ54 мощностью 68 кВт/92 л. с. В 1934 году тягач был переименован в HL KI 2, а весной 1936 года началось его серийное производство. Первые машины были направлены в 23-й полк легкой артиллерии. Всего было выпущено 505 таких тягачей.
Во второй половине тридцатых годов появились первые полугусеничные бронетранспортеры. Самый известный из них — HI6 — был разработан гамбургской фирмой Ганза-Ллойд. В 1936 году лицензию на эту машину выкупила ганноверская фирма «Ганомаг». Бронетранспортер был разработан на базе 3-тонного полугусеничного артиллерийского тягача, о котором упоминалось выше. Шасси бронетранспортера изготавливали на фирме «Ганомаг», бронекорпус — на фирме «Бюссиг» в Берлине-Обершёневайде, а окончательную сборку производили на других предприятиях.
Первые машины, получившие обозначение HKL 6р, были выпущены в 1937 году, а бронетранспортеры нуль-серии — в 1938 году. Название бронетранспортера полностью звучало так — «mitteler gepanzert Mannschaftstransportwagen» (MTW) — то есть средний бронетранспортер. Первые серийные образцы Sd Kfz 251 поступили в части летом 1939 года.
Бронетранспортеры Sd Kfz 251 выпускались в четырех модификациях — Ausf. А, В, С и D, и в 23 специализированных вариантах, отличавшихся друг от друга вооружением и оборудованием. Варианты были обозначены цифрами, например Sd Kfz 251/3 или Sd Kfz 251/16. Следует особо отметить, что специализированный вариант бронетранспортера мог принадлежать любой из четырех модификаций, например Sd Kfz 251/3 выпускался на базе Ausf. А и Ausf. D. То, какая модификация была использована для постройки специализированного варианта, можно, в принципе, установить только по году выпуска конкретного экземпляра.
Вооружение
Стандартным вооружением SdKfz 251 был пулемет MG-34 или MG-42 калибром 7,92. Боекомплект составлял 2010 патронов. Пулемет устанавливался над передней частью боевого отделения, стрелок защищался броневым щитом. При необходимости его можно было перенести на вертлюг в заднюю часть, что позволяло вести огонь против воздушных целей.
Так, часть машин могла оборудоваться системами реактивного залпового огня Wurfrahmen 40. С каждого борта крепилось по три установки 280 и 320 калибра. В итоге бронетранспортер становился самоходной пусковой установкой, экипаж которой составлял 7 человек.
Экипаж
Немаловажно, что экипаж Sd Kfz 251 Hanomag состоял всего из двух человек. Первым был механик-водитель
Его место не отделялось от десантного отсека, зато между ним и силовым отделением располагалась надежная противопожарная перегородка, что повышало шансы на выживание в случае возгорания.
Бронетранспортер высоко ценился еще и потому, что любой человек, умеющий водить грузовик, легко разобрался бы и с его управлением. Тот же самый руль, три педали (газ, тормоз и сцепление) и два рычага (ручной тормоз и переключения передач) расположенные справа, позволяли очень быстро переучить водителя, не тратя лишние недели и месяцы на обучение.
Вторым членом экипажа являлся командир, также берущий на себя обязанности связиста. При движении находился на своем месте справа от водителя. Однако в некоторых, более поздних модификациях, место командира было перенесено в корму.
Ходовая часть
Однако немецкие солдаты, воевавшие в разных странах мира, больше всего ценили бронетранспортер «Ханомаг» не за огневую мощь и даже не за броню, а за высокую проходимость. Ее обеспечивало полугусеничное шасси. Пара колес, расположенных спереди, позволяли направлять транспорт в нужном направлении, в то время как благодаря гусеницам обеспечивалась великолепная проходимость. Песок, болота, размокший после дождя чернозем – бронированное детище «Ханомага» чувствовало себя одинаково комфортно в любых условиях.
К тому же, необычное инженерное решение обеспечивало возможность резкого поворота. При обычном (до 15 градусов) поворот осуществлялся только благодаря колесам. Если же угол поворота был большим, то с помощью специального механизма внутренняя гусеница освобождалась, а мощность с нее передавалась на внешнюю. Благодаря этому «Ханомаг» легко мог развернуться на месте – при движении по городским улицам или нападении из засады на узкой лесной дороге это давало дополнительные шансы на выживание.
Описание конструкции
Современная реконструкция «Ханомага»
Конструкция SdKfz 251 предусматривала открытый корпус, на который навешивались листы брони. Сама машина подразделялась на три отделения — моторное, отсек управления и грузовое. В первом находился двигатель, топливные баки и система управления колесами.
От моторного отделения отсек управления отделялся противопожарной защитой. Здесь размещались места для механика-водителя и командира. Управление обеспечивалось стандартным рулем, передачами и педалями. Приборы позволяли контролировать состояние двигателя.
Боевое отделение оборудовано сиденьями для солдат. Боковые полки над гусеницами были рассчитаны на грузы — ящики и снаряжение. Верхняя часть машины перекрывалась брезентом, при необходимости бойцы могли отстреливаться поверх бортов. Десантирование осуществлялось через задние двери.
Гусеничная часть с каждого борта имела три ряда опорных катков. Наружный и внутренний ряды — по три катка, средний — шесть. Задние выполняли направляющую роль, передние — ведущую.