Бронетранспортёр бтр-80

Современная бронетехника

Ближе к концу ХХ в. бронетехнику стали «затачивать» под локальные войны. Главными задачами современных бронетранспортеров, боевых машин пехоты и вернувшихся в строй бронеавтомобилей стали патрулирование, сопровождение автоколонн и ведение боевых действий против «партизан» – в том числе и в городах.

Опыт применения боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2 показал, что их 30-мм пушка слабовата. Поэтому была разработана БМП-3 со 100-мм пушкой, которая может стрелять управляемыми противотанковыми снарядами, пробивающими 750-мм броню. Машина сохранила и малокалиберную пушку. Обе пушки соединялись в общую жесткую конструкцию, что повышало точность стрельбы. При необходимости защиту БМП-3 усиливали установкой «Шторы-1»  – комплекса электронного противодействия высокоточному оружию (ПТУР и артиллерийским снарядам с лазерным или иными видами наведения), а также системой активной защиты «Арена» и модулями динамической защиты «Кактус». Сочетание защищенности и огневой мощи сделало БМП-3 популярной у военных. Даже «разборчивая» страна Объединенные Арабские Эмираты приняла на вооружение русскую машину, предпочтя ее и американской БМП «Брэдли М2», и британской БМП «Уорриор».

БМП «Уорриор». Великобритания. 1987 г.

БМП-3. СССР/Россия. 1987 г.

Опыт боевого применения бронетехники в локальных конфликтах потребовал усилить защиту пехоты. В результате появились БТР и БМП на основе танков. Инициатором здесь стала армия Израиля. Первые израильские тяжелые бронетранспортеры были переделаны из трофейных и устаревших танков, а в новейшем БТР «Намер» использован корпус и шасси современного танка «Меркава Мк. IV», и этот транспортер сейчас считается самым защищенным в мире. Еще одной новинкой стала бронированная машина поддержки танков (БМПТ). Ее создали для городских боев и противодействия засадам бронетехнике, где нужна не одна мощная пушка, а несколько огневых точек, одновременно стреляющих в разных направлениях. Российская БМПТ на базе танкаТ-72 за свою огневую мощь получила прозвище «Терминатор». По расчетам специалистов, каждая такая машина в бою сможет заменить несколько БМП со взводом пехотинцев.

Тяжелый БТР «Намер». Израиль. 2008 г.

БМПТ «Терминатор-2». Россия. 2006 г.

По окончании Второй мировой войны бронеавтомобили были вытеснены БТР и БМП. Однако широкое использование мин в локальных войнах конца XX в. привело к созданию нового класса бронетехники – бронеавтомобили, стойкие к подрыву мин и защищенные от атак из засад (MRAP – Mine Resistant Ambush Protected). Их отличает большой дорожный просвет (расстояние от земли до днища), бронированное клиновидное днище, «рассеивающее» энергию взрыва мины под автомобилем и ее осколки, и амортизированные кресла экипажа и десанта, смягчающие удар при взрыве. Первыми к идее создания таких машин пришли в Южно-Африканской Республике (ЮАР) в ходе ряда африканских войн. Американцы оценили идею во время боевых действий в Ираке и Афганистане, а российские генералы – по опыту войны в Чечне. Бронеавтомобили MRAP становятся все более востребованы: помимо ЮАР (RG33), тяжелые БА выпускают в России (КамАЗ 63968 и «Урал» 63099 ), США («Кугуар»). Еще более популярны легкие бронеавтомобили, например, итальянский Iveco LMV и российский «Тигр».

БА RG33. ЮАР. 2007 г.

КамАЗ 63968. Россия. 2013 г.

«Урал» 63099. Россия. 2013 г.

Iveco LMV. Италия. 2001 г.

ГАЗ-2330 «Тигр». Россия. 2005 г.

Iveco LMV. Италия. 2001 г.

Вопрос «колеса или гусеницы» для бронетехники продолжает оставаться актуальным. Главной сейчас считается цена эксплуатации. Например, новый американский колесный БТР «Страйкер» в содержании вдвое дешевле, чем гусеничная БМП «Брэдли М2». Но там, где требуется большая проходимость, цена вопроса отодвигается на второй план. Поэтому Российская армия заказала два вида легких гусеничных бронированных платформ: колесный «Бумеранг» и гусеничный «Курганец-25».

БТР «Страйкер». США. 2003 г.

Гусеничная платформа «Курганец-25». Россия. 2015 г.

Унифицированная боевая колесная платформа «Бумеранг». Россия. 2016 г.

Поделиться ссылкой

История создания

БТР-80 был разработан в начале 80-х годов на базе бронетранспортёра БТР-70, с учетом всех недостатков, которые были выявлены в тяжелых условиях Афганистана. Серийное производство машины началось в 1984 году. БТР-80 – одна из наиболее известных и заслуженных советских бронемашин, также ее можно назвать одной из наиболее удачных. БТР-80 имел хорошие технические характеристики, достойный уровень броневой защиты, обладал хорошей маневренностью и приличной огневой мощью.

БТР-80 активно использовался в Афганской войне, позже эта боевая машина участвовала во всех конфликтах на постсоветском пространстве. Бронетранспортер активно экспортировался, в настоящее время он состоит на вооружении 26 армий мира.

Однако с момента принятия бронетранспортера на вооружение прошло уже более тридцати лет, за это время требования к машинам подобного класса несколько изменились. Современные бронетранспортеры отличаются высокой огневой мощью, продуманной эргономикой, существенно вырос уровень их защищенности

Особенное внимание уделяется защите бронетранспортеров от мин и фугасов

Исходя из всего вышесказанного, неудивительно, что у руководства российских вооруженных сил появились планы по глубокой модернизации БТР-80, машины, которая уже давно стала одной из основных «рабочих лошадок» сухопутных войск РФ.

Решение о начале работ по модернизации было принято в 2008 году, исполнителями работ были выбраны компания «Военно-инженерный центр» и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

В начале 2009 года начались проектные работы, в июле того же года проект новой машины был утвержден на научно-проектном совете, и изготовитель приступил к производству нового бронетранспортера, который получил наименование БТР-82.

Зимой 2010 года машина прошла государственные испытания, после чего БТР-82 был принят на вооружение. В 2011 году она начала поступать в строевые части Южного военного округа. В 2010 года БТР-82А был принят на вооружение ВС Казахстана, поставки машин в эту страну начались в 2012 году.

Легкая бронированная техника 1945–1965 гг

После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.

Советские бронетранспортеры

Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.

БТР-152. СССР.1947–1952 гг.

В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ  (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.

БТР-60. СССР. 1960–1987 гг.

БТР-50. СССР. 1954–1970 гг

БРДМ-1. СССР. 1957–1966 гг.

БРДМ-2. СССР. 1963–1989 гг.

Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). СССР. 1964 г. – настоящее время

БТР США

Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.

Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).

Бронетранспортер М113. США. 1960–1992 гг

Бронетранспортеры Израиля

В сухопутных войсках Израиля в 2010 году насчитывалось б500 гусеничных БТР: 6000 M113A3 и 500 «Ахзарит».

Тяжелый БТР «Ахзарит» (рис. 12) является уникальным, так как разработан на базе танка Т-54/Т-55 советского производства. Решение создать БТР на шасси ОБТ было принято исходя из следующих соображений:

— как показывает практика. БТР легкой категории (по массе) более уязвимы в горно-лесистых и городских условиях;

— наличие большого количества трофейных танков Т-54/55, захваченных в ходе арабо-израильского конфликта.

Исходя из этого, а также из экономических соображений было принято решение о создании БТР «Ахзарит». Первые опытные образцы были разработаны израильской фирмой IDF («Израиль дефенс форсес») в 1987 году, а в 1988-м началось его серийное производство.

Трансмиссия и силовой блок заменены новыми: гидромеханической трансмиссией производства фирмы «Аллисон» и восьмицилиндровым дизельным двигателем компании «Дженерал моторс». За счет более рационального расположения новой СУ была увеличена лобовая защита БТР. Достоинством машины является также низкий силуэт. Спешивание десанта осуществляется сзади по правому борту корпуса. Дверь отделения десанта представляет собой откидывающуюся к земле узкую аппарель и поднимающуюся вверх при помощи гидропривода над корпусом крышку со стенками.

Рис. 12. Бронетранспортер «Ахзарит» (Израиль)

Каждый член экипажа (командир, механик-водитель и наводчик) имеет свой люк. Крышка люка командира представляет собой сводчатый купол и может быть поднята наполовину, чтобы обеспечить лучший визуальный обзор местности. Позади трех передних люков расположены еще два: один – в центре десантного отделения, а второй – слева и сзади от него. Место механика-водителя оборудовано четырьмя смотровыми приборами, другие шесть установлены на крыше боевого отделения: два – по левому борту и четыре — по правому Таким образом, десант имеет возможность для кругового обзора местности при закрытых люках.

Наводчик ведет стрельбу из основного воружения — пулеметной установки OWS фирмы «Рафаэль», оснащенной 7,62-мм пулеметом М240 (дистанционно или непосредственно из люка).

В качестве дополнительного вооружения используются три 7,62-мм пулемета: один – на турельной установке командирского люка и два – на задних люках.

БТР имеет низкий силуэт и высокий уровень броневой защиты корпуса, что повышает живучесть машины, а наличие ФВУ позволяет вести бой на зараженных участках местности.

Основные усилия в ходе модернизации состоящих на вооружении и разработки перспективных БТР направлены на повышение их боевых и эксплуатационно-технических характеристик (огневой мощи, защищенности и подвижности). В перспективе эти боевые машины планируется применять для транспортировки пехоты и грузов на поле боя, а в случае необходимости на них будут возлагаться также задачи, присущие БМП.

Еще одним приоритетным направлением совершенствования парка БТР является разработка так называемых модульных машин типа германско-голландского бронетранспортера «Боксер», что позволит снизить затраты, а также упростить их ремонт и эксплуатацию.

Конструкция

Компоновка БТР-80 следующая – в средней части находится совмещенные боевое и десантное отделение, в лобовой – отделение управления, а в корме – моторно-трансмиссионное. Штатный экипаж состоит из механика-водителя, командира машины (отделения) и наводчика. Транспортироваться в нем могут семь мотострелков.

Машина оборудована слабо дифференцированной противопульной бронированной защитой. Сборка броневого корпуса осуществляется из катаных листов броневой гомогенной стали толщиной 0,5-0,9 см. Основная часть листов вертикального бронирования бронетранспортера, кроме бортовых и кормового, имеют большой наклон. Корпус обтекаемый, что увеличивает его водоходные характеристики. А также дополнен складным волноотражательным щитком, который дополнительно увеличивает безопасность корпуса, когда укладывается на лобовой средний лист корпуса в походном положении.

В отделении управления находятся рабочие места командира и механика-водителя. Далее идет совмещенное с боевым, отделение десанта. Для десантников еще предусмотрены шесть мест в корме, и два места в передней части. Правое из этих двух мест, развернуто по ходу движения, чтобы можно было вести огонь, а десантник в левом, расположенном спиной к борту, в бою берет на себя функции башенного стрелка. Рядом с другими десантниками находятся шаровые установки, предназначенные для стрельбы из личного оружия. Так как, они расположены в направлении передней полусферы, задняя полусфера является мертвой. Также в десантных люках имеются два лючка, предназначенные для обстрела верхней полусферы, лишенные шаровых установок.

Кроме вышеуказанных двустворчатых дверей, на БТР для посадки/высадки есть два прямоугольных люка в крыше. Верхняя крышка двери открывается по ходу движения, а нижняя откидывается вниз, что позволяет пользоваться ею, как подножкой. Благодаря ей бронетранспортер может не останавливаться для посадки/высадки. Командир и механик-водитель имеют отдельные люки над своими местами. Кроме них, существует еще некоторое количество лючков и люков, ведущие к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебедки.

Конструкция

БТР-80, как уже говорилось, унаследовал компоновку своего предшественника с отделением управления впереди, моторно-трансмиссионным сзади и десантным между ними.

Броневая защита толщиной от 50 до 90 мм, большая часть листов расположена под углом, способна выдерживать лишь пули. На суше дополнительной защитой служит волноотражательный щиток, расположенный на среднем лобовом листе.

Десантное отделение рассчитано на 7 десантников, в бортовых бронелистах есть восемь шаровых установок для ведения огня с помощью личного оружия.

Для высадки предусмотрены двустворчатые двери, расположенные на бортах корпуса. Помимо этого, в крыше находится два люка, предназначенных для высадки мотострелков.

Для наблюдения за местностью предусмотрено два люка со стёклами, которые располагаются в верхнем лобовом листе. В условиях плохой видимости или при столкновении с противником экипаж использует перископические смотровые приборы или бинокулярные приборы ночного видения.

Бронетранспортеры Франции

Парк бронетранспортеров СВ Франции, по данным на 2010 год, насчитывал более 3 700 БТР VAB  (4 х 4) и 12 шведских гусеничных БТР Bv-206s.

БТР VAB (рис. 6) был разработан фирмами «Рено» и GIAT по заказу СВ Франции сразу в двух вариантах: четырех- и шестиколесном. Причем корпуса обеих машин имеют единую компоновку, но отличаются габаритами.

Общими являются также СУ, механизмы управления, дифференциалы, тормозная система, а также другие узлы и системы. При производстве широко использовались узлы и агрегаты коммерческих автомобилей. Для нужд Франции было выпущено около 4000 VAB 4×4, тогда как модификация 6×6 является экспортным вариантом. Всего в мире насчитывается около 5000 БТР VAB.

Корпус БТР VAB сварной, состоит из листов высокопрочной стали, что обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов. В передней части расположено отделение управления, слева-место механика-водителя, справа от него – командира.

 
Рис. 6. Бронетранспортер VAB 8 (4 х 4) (Франция)

Данная машина в базовой комплектации оснащается 7,62- или 12,7-мм пулеметом, в то время как на вариантах, поставляемых на экспорт, может быть установлено другое вооружение, в зависимости от требований заказчика, в том числе ракетно-пушечное.

Непосредственно за отделением управления расположено моторно-транс-миссионное отделение. Слева установлен шестицилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения «Рено» MIDS 06.20.45 мощностью 220 л. с. с гидромеханической трансмиссией, обеспечивающей пять передач переднего хода и одну – заднего. Наряду с этим в экспортном варианте возможно наличие более мощного двигателя. Приводы управления сцеплением и переключением передач электромеханические. На каждой оси имеется главная передача и блокирующийся дифференциал. Трансмиссия и коробка передач расположены перед двигателем. Силовое отделение оснащено отдельной системой пожаротушения.

В задней части корпуса находится десантное отделение. В нем могут разместиться шесть полностью экипированных пехотинцев. Посадка и спешивание десанта осуществляются через две кормовые двери. Машина может оснащаться ФВУ, отопительной системой и системой защиты от ОМП, дополнительным бронированием, приборами ночного видения и системой централизованной подкачки шин.

Подвеска независимая, с гидравлическими амортизаторами. У БТР с колесной формулой 6×6 управляемые первые две пары колес, а 4х4 – только передние. Все колеса ведущие, но при движении по шоссе передние (у машин 6×6 две передние пары) могут отключаться.

Данные машины являются плавающими. Передвижение на плаву осуществляется при помощи двух управляемых водометов, установленных с каждой стороны сзади корпуса. Для удаления попавшей внутрь заброневого пространства воды предназначены две электрические помпы.

На базе данного БТР создан ряд ББМ различного назначения: КШМ, бронированная ремонтно-эвакуационная и санитарная машины, самоходный ПТРК, 81-мм самоходный и 120-мм буксируемый минометы, зенитная самоходная установка (ЗСУ) со спаренной 20-мм пушкой.

Тактико-технические характеристики БТР-80

Экипаж, чел.: 3Десант, чел.: 7Годы эксплуатации: с 1986 — настоящее время

Вес БТР-80

— 13,6 тонн

Размеры БТР-80

— Длина корпуса, мм: 7650- Ширина корпуса, мм: 2900- Высота, мм: 2350..2460- База, мм: 4400- Колея, мм: 2410- Клиренс, мм: 475

Броня БТР-80

— Тип брони: стальная катаная- Лоб корпуса, мм/град.: 10- Борт корпуса, мм/град.: 7..9- Корма корпуса, мм/град.: 7- Лоб башни, мм/град.: 7- Борт башни, мм/град.: 7- Корма рубки, мм/град.: 7

Вооружение БТР-80

— Дальность стрельбы, км: 1..2 (КПВТ); 1,5 (ПКТ)- Прицелы: 1ПЗ-2- Пулемёты: 1 × 14,5-мм КПВТ; 1 × 7,62-мм ПКТ

Двигатель БТР-80

— Тип двигателя: КамАЗ 7403- Мощность двигателя, л. с.: 260

Скорость БТР-80

— Скорость по шоссе, км/ч: 80- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..40 по грунту; 9 на плаву- Запас хода по шоссе, км: 600- Запас хода по пересечённой местности, км: 200..500 по грунтовым дорогам- Удельная мощность, л. с./т: 19,1

— Колёсная формула: 8 × 8 / 4- Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами- Преодолеваемый подъём, град.: 30- Преодолеваемая стенка, м: 0,5- Преодолеваемый ров, м: 2- Преодолеваемый брод, м: плавает.

Бронетранспортеры Италии

Парк БТР сухопутных войск Италии по состоянию на 2010 год насчитывал 5 800 единиц техники, из них 3 000 — БТР M113A3 американского производства, 1 760-VCC-1/2. 304-«Фиат 6614», 91 — BV-206s, 50-AAVP7A1 и около 600 БТР «Пума».

 
Рис. 7. Легкий бронетранспортер «Пума» (4х4) (Италия)

Итальянский консорциум «Ивеко» разработал легкий БТР «Пума» с колесными формулами (4 х 4) (рис. 7) и (6 х 6) (рис. 8) вместимостью четыре (1 +3) и семь (1+6) человека, и боевой массой 7 и 8,4 т соответственно. Парк СВ Италии насчитывает около этих 600 машин, 450 из которых с колесной формулой 6×6 и 150 — 4×4.

Основное вооружение – 12,7-мм пулемет. Силовая установка БТР представлена четырехцилиндровым дизельным двигателем «Ивеко» (тип 8042) мощностью 180 л. с. и автоматической коробкой передач. Машина имеет множество унифицированных узлов, таких как двигатель, трансмиссия и подвеска, аналогичных существующим образцам автомобильной техники национальной разработки.

На базе БТР «Пума» созданы различные варианты техники: КШМ, БРМ, машины, оборудованные противо-танковыми и противовопушными комплексами, с 81-мм минометными установками, санитарные БТР и машины РХБ-защиты.

В 1970-х годах в Италии проходил испытания американский модернизированный БТР M113A1 с усиленной броневой защитой и вооружением, после чего фирмой «ОТО Мелара» была приобретена лицензия на производство данной машины.

При этом итальянские специалисты создали на базе бронетранспортера свой собственный вариант, получивший обозначение VCC-1 (рис. 9). Его производство было завершено еще в 2000 году, однако эта машина в настоящее время состоит на вооружении СВ Италии и Саудовской Аравии.

   
Рис. 8. Бронетранспортер «Пума» (6×6) (Италия) Рас. 9. Бронетранспортер VCC-1 (Италия)

Корпус БТР VCC-1 сварной, выполнен из алюминиевых сплавов, усилен в лобовой часта и по бортам 6-мм стальными плитами. Ходовая часть прикрыта противокумулятивными резинометаллическими экранами. На скошенных бортах расположены по две амбразуры со смотровыми стеклоблоками для стрельбы из личного оружия и еще одна имеется в кормовой двери. Посадочные места и люки в крыше размещены так же, как и у БТР M113.

Основное вооружение – 12,7-мм пулемет M2 HB, открыто установленный на турели перед люком стрелка, справа от него находится вспомогательный калибра 7,62 мм. Существует вариант открытой сверху бронированной башенки с таким же пулеметом и расположенными по ее бортам дымовыми гранатометами. Разработаны четырехствольная 25-мм ЗСУ ЭШАМ, а также машины с 20-, 25-, 60- или 90-мм вооружением.

На VCC-1 установлены дизельный двигатель мощностью 215 л. с. и гидромеханическая трансмиссия «Аллисон ТХ-100», при этом максимальная скорость БТР по шоссе составляет 64,5 км/ч. Ходовая часть имеет по пять опорных катков на борт с ведущими колесами переднего расположения, подвеска торсионная, с гидроамортизаторами, гусеницы с резино-металлическим шарниром оборудованы резиновыми накладками.

Экипаж и десант машины составляет девять человек (3+6). Водитель располагается в передней части корпуса слева, над ним — люк, который открывается вправо. На борту машины имеется четыре перископических прибора наблюдения М-17 и один М-19, которые позволяют осуществлять круговой обзор местности. Перископ М-19 может быть заменен пассивным прибором ночного видения для вождения ночью. Место командира расположено непосредственноза местом механика-водителя. Место наводчика находится справа от командира, при этом рабочее место каждого из них оборудовано пятью перископами. Десантное отделение размещается в кормовой части машины. Для посадки и спешивания десанта сзади имеется откидывающаяся аппарель. БТР плавающий, передвижение на плаву осуществляется за счет перематывания гусениц.

Рис. 10. Бронетранспортер «Арисгатор» (Италия)

Компанией «Арис CIIa» в начале 2000-х годов был выпущен комплект навесного оборудования для улучшения амфибийных качеств БТР M113 (США). Масса комплекта 1350-1700 кг, включая носовую и кормовую части. Эти части также сварные и выполнены из алюминиевых сплавов, как и сам M113.

Первый прототип машины, названный «Арисгатор» (рис. 10), был произведен в 1997 году, а с 1999-го БТР выпускался небольшими партиями, в основном для нужд морской пехоты.

Выступающая носовая и две кормовые (по каждому борту) части предназначены для улучшения плавучести. Кроме того, на БТР имеются два управляемых винтовых движителя, которые могут поворачиваться вокруг своей оси.

У машины изменена система охлаждения – выхлопная и воздухозаборная трубы установлены на крыше по правой стороне относительно оси БТР. В остальном он идентичен американскому M113.

Опыт боевого применения

В условиях Афганской войны среди личного состава мотострелковых подразделений БТР получили прозвище «жестянок». Этот факт обусловлен слабой защитой БТР от огня ручных противотанковых гранатомётов. В этой связи стоит заметить, что основной задачей, которая ставилась перед проектировщиками БТР, было создание в первую очередь транспортного средства, быстрого, манёвренного, надёжного. Изначально БТР не рассчитывался на защиту личного состава от огня артиллерии и кумулятивных гранат, чему не могут противостоять даже большинство современных танков. Броня БТР рассчитана на защиту лишь от стрелкового оружия. В условиях боевого применения при столкновении с активной противотанковой обороной противника БТР должны были быть выведены из под огня до момента подавления опасных огневых средств. Участие БТР в непосредственном боестолкновении с противником, имеющим средства поражения бронированных целей, не является его основной задачей. Его задача — перевозка личного состава. В исключительном случае, в целях защиты от внезапного нападения, экипаж (наводчик-оператор) БТР мог оборонять себя и личный состав огнём КПВТ и ПКТ.

В то же время отмечалась высокая живучесть БТР при наезде на мину. Самое большое повреждение, которое могла нанести ему противотанковая мина — разрушение колеса, при этом экипаж и десант отделывался в худшем случае лёгкими и средними контузиями, в лучшем — испугом, (в отличие от БМП и БМД, подрыв на мине для которых означал полное уничтожение и гибель экипажа и десанта).

БТР-90 «Росток»

Данная модель является колесной плавающей бронированной машиной. Спроектирована техника на Горьковском автомобильном заводе. Собирают бронетранспортер на Арзамасском машиностроительном заводе. Широкая публика данный БТР могла увидеть в 1994 г.

Госиспытания были окончены в 2004 г. «Росток» комплектуется автоматической 30-миллиметровой пушкой 2А42, из которой можно произвести 500 выстрелов. Также имеется автоматический гранатомет АГС-17 (боекомплект представлен 400 патронами), 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ (2 тыс. боеприпасов) и ПТРК «Конкурс-М». Из последнего экипаж может выпустить 4 противотанковые управляемые ракеты. БТР хорошо работает в ночное время суток благодаря наличию комбинированного прицела: ночного БПКЗ-42 и дневного 1П-13. Российскими конструкторами было создано две модификации:

  • БТР-90 «Бережок». В отличие от аналога, в данном варианте АГС-17 и «Конкурс-М» заменены автоматическим гранатометом АГС-30 и противотанковым комплексом «Корнет» с тепловизором и системой управления огнем. Для данной бронетехники предусмотрено боевое отделение «Бережок».
  • БТР-90М. Бронетранспортер с боевым отделением «Бахча-У», который укомплектован 100-миллиметровой пушкой 2А70, орудием 2А72 калибра 30 мм, пулеметом ПКТМ 7,62 мм и противотанковым комплексом «Аркан» 9М117М1. Вместо него также может стоять «Агона» 9К117.

Как утверждают военные специалисты, бронетранспортеры представляют собой опытные образцы. Изготовленная партия ограничена 14 машинами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector