Классик фронтовой авиации

Бывшие операторы

Страны-эксплуатанты Ил-28

Ил-28У ВВС Египта, 1981 год

Ил-28, ранее состоявший на вооружении ВВС Ирака, 2007 год

Ил-28 ВВС Польской Народной Республики заходит на посадку, 1959 год

Harbin H-5 на хранении на аэродроме в Тиране, 2007 год

  • СССР — начиная с 1950 года на вооружении ВВС и авиации ВМФ находилось около 1500 машин. Отлично зарекомендовал себя как учебно-боевой самолёт Тамбовского, Оренбургского лётных училищ и Челябинского училища штурманов.
  • Албания — в 1957 году был приобретён один Ил-28, который в 1971 году был обменян в Китае на H-5. Тот, в свою очередь, оставался в строю до 1992 года. Оба самолёта преимущественно использовались в качестве буксировщика мишеней.
  • Алжир — в 1964 году ВВС Алжира приобрели 12 Ил-28.
  • Афганистан — на вооружении 335-го смешанного авиаполка находилось до тридцати двух Ил-28, которые базировались в Шинданде. Ил-28 применялись в боевых действиях до января 1985 года, когда во время диверсии моджахедов с помощью подкупленной охраны в аэропорту практически все бомбардировщики были уничтожены.
  • Болгария — с 1955 по 1974 год на вооружении ВВС Болгарии находилось четырнадцать Ил-28Р и один Ил-28У.
  • Венгрия — ВВС Венгрии имели на вооружении один авиаполк Ил-28 (37 единиц).
  • Вьетнам — на вооружение 929-й бомбардировочной эскадрильи в 1966—1968 годах поступили двенадцать Ил-28, два Ил-28Р и два Ил-28У. Кроме этого, при захвате кампучийской авиабазы Почетонг 7 января 1979 года вьетнамцам достались два трофейных H-5.
  • ГДР ГДР
  • Египет — в общей сложности Египет приобрёл тридцать Ил-28, два Ил-28У и около пятидесяти чехословацких В-228 и CB-228. Первые десять Ил-28 прибыли в Египет в 1955 году, а к началу Шестидневной войны этими бомбардировщиками было укомплектовано четыре бомбардировочных и одна разведывательная эскадрилья. В середине 1970-х Илы были сняты с вооружения.
  • Индонезия
  • Ирак — 2-я бомбардировочная эскадрилья ВВС Ирака была вооружена бомбардировщиками Ил-28. Последние самолёты этого типа использовались как учебные до конца девяностых.
  • Южный Йемен — в 1962 году ВВС Южного Йемена получили небольшую партию бомбардировщиков Ил-28 из СССР.
  • Кампучия — после прихода Пол Пота к власти ВВС Кампучии получили несколько H-5.
  • КНДР — в самом конце войны в Корее ВВС КНДР получили Ил-28, а в конце 1960-х H-5 из Китая.
  • КНР — незадолго до окончания войны в Корее ВВС КНР начали получать бомбардировщики Ил-28, торпедоносцы Ил-28Т, разведчики Ил-28Р и учебные Ил-28У. После разрыва отношений с СССР, используя поставленные Ил-28 и документацию для проведения ремонтных работ, китайские инженеры восстановили технологию производства Ил-28, после чего самолёт запустили в серию. Один Ил-28 Китай обменял у Албании на H-5 собственного производства.
  • Куба — во время Карибского кризиса в 1962 году на Кубу были отправлены сорок два бомбардировщика Ил-28. Эскадрилья Ил-28А (шесть самолётов) из состава ВВС и торпедоносный авиаполк (тридцать самолётов) из состава ВМФ (5-й флот). Однако после разрешения кризисной ситуации бомбардировщики были возвращены в СССР.
  • Марокко — четыре Ил-28 были поставлены в 1961 году. Списаны вскоре после разрыва отношений между СССР и Марокко.
  • Нигерия — в 1969 году Нигерия получила шесть Ил-28.
  • Польша — с 1952 года ВВС Польши получили восемьдесят боевых Ил-28, а также шестнадцать учебно-тренировочных Ил-28У и несколько Ил-28Р. ВМС Польши получили Ил-28Т и Ил-28Р. Польше несколько Ил-28 своими силами переоборудованы в вариант, схожий с Ил-28РТР, для ведения радиотехнической разведки. Последние польские Ил-28 были сняты с вооружения в 1977 году.
  • Румыния — в 1955 году ВВС Румынии получили бомбардировщики Ил-28 и Ил-28У. Затем они были дополнены китайскими H-5 и HJ-5. H-5 и HJ-5 в качестве буксировщика мишеней использовали до 2001 года.
  • Сирия — в конце 1950-х ВВС Сирии получили небольшое количество Ил-28.
  • Сомали — в 1974 году ВВС Сомали получили до десяти Ил-28.
  • Финляндия — с 1960 года ВВС Финляндии эксплуатировали четыре разведывательных Ил-28Р, после 1966 года их использовали в качестве буксировщиков мишеней.
  • Чехословакия Чехословакия — первые Ил-28 прибыли в Чехословакию в 1955 году, ВВС Чехословакии получили также учебные и разведывательные самолёты. Кроме этого, Ил-28 строили в ЧССР по лицензии под обозначением B-228. С вооружения бомбардировочных полков Ил-28 сняли в 1966 году. В разведывательных частях и училищах они прослужили до 1973 года.

Авиационные происшествия с участием самолёта

Памятный знак на месте катастрофы 12 сентября 1957 года

12 сентября 1957 года Ил-28 потерпел катастрофу во время испытательного полёта недалеко от села Покровское Московской области (ныне Вороновское поселение Москвы). Погибли три человека: лётчик-испытатель 3-го класса К. Б. Кабатов, штурман-испытатель В. Б. Горемыкин и бортрадист И. Н. Понкратьев.

В ночь с 21 на 22 января 1958 года самолёт-разведчик Ил-28Р во время учебного полёта при заходе на посадку врезался в гору Найборецкую в Долинском районе Сахалинской области. Погибли все четыре члена экипажа.

27 октября 1976 года при посадке на аэродром Тамбовского ВВАУЛ в условия ухудшающегося метеоминимума потерпел катастрофу Ил-28 под управлением начальника училища генерал-майора авиации Еремеева Юрия Александровича и штурмана — начальника политотдела училища. Летали в учебный полк в Мичуринске (15-20 минут полета). Воздушного стрелка-радиста в полет не брали и, когда он уже поздно ночью вернулся домой, то жена, увидев его в «глазок» двери, дважды падала без чувст. Уже в наше время в память об генерале Еремееве Ю.А. его именем назван сквер в бывшем военном городке училища.

Конструкция и оснащение Ил-28

Самолет создавался для экипажа из трех человек в состав которого вошли: летчик, штурман и кормовой стрелок-радист. Они размещались в герметизированных кабинах, которые находились в передней и задней части самолета, а так как скорость Ил-28 имел большую, то были приняты меры по аварийному покиданию борта в случае необходимости. Рабочие места штурмана и летчика были оснащены катапультируемыми креслами, а стрелок-радист мог воспользоваться люком внизу, откинутая крышка которого защищала человека от воздушного потока. Штурман находился в катапультируемом кресле при взлете, посадке и в бою, а при работе с бомбардировочным прицелом, перемещался в другое кресло.

У Ил-28 имелось прямое крыло. Снабженное однощелевым закрылком, крыло обеспечило хорошие взлетно-посадочные характеристики. Для обеспечения требуемых характеристик управляемости и устойчивости самолета при любой скорости полета, было решено установить стреловидное хвостовое оперение. Для упрощения обслуживания в самолете был выполнен продольный технологический разъем, открывающий доступ ко всем элементам конструкции, что в практике отечественного самолетостроения было впервые.

На ранних машинах отсутствовала антиобледенительная система. Она появилась на седьмой серии самолета с завода №30. В последующих сериях появились: шторки у подвижной части фонаря кабины летчика и у штурмана; дополнительная вентиляция кабин; круглая форточка, сделанная против запотевания остекления кабины на взлете, была перенесена с подвижной части фонаря на левое стекло козырька.

Немало изменений внесли на сериях 1951 г. Образцом стал самолет № 50301801. На нем стояла усовершенствованная кормовая установка Ил-КбМ (Ил-К6-51), облегченная на 50 кг. Кроме этого на самолете облегчили хвостовую часть фюзеляжа; на топливных баках появились клапаны, исключавшие потерю горючего при их повреждении; электрический обогрев стекол кабин летчика и штурмана; защита тяги управления двигателями от обледенения и многое другое. На самолетах, выпускавшихся заводом № 30 (ныне Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»), с 18-й серии на двигатели поставили специальное противопомпажное устройство. Чтобы погасить «хлопки» давления, на 2-3 минуты включали отбор воздуха. Позже усовершенствовали аварийную систему торможения, сделав раздельный привод на левое и правое колесо. Раньше на оба подавалось одно и то же давление; увеличили сечение магистралей гидросистемы, ускорив выпуск колес; усилили пружинный цилиндр, который выпускал носовую стойку шасси при аварийной ситуации.

В начале 1951 г. на Ил-28 впервые испытали тормозной парашют ПБ-28, значительно сокращавший пробег машины при посадке. Ил-28 были единственными самолетами советских военно-воздушных сил, которые при низкой облачности с дождем и снегом, нависшей над столицей, смогли пролететь на малой высоте над Красной площадью, отдавая воинские почести И. В. Сталину.

Модель самолета Ил-28

Судя по отзывам, очень много людей увлекается стендовым моделизмом. Для тех, кому интересна эта тема, в марте 2007 года создан интернет-проект «Каропка.ру». Самолет Ил-28, а именно набор деталей к нему, является одним из самых покупаемых.

У тех любителей моделизма, у которых в ходе сборки возникли трудности, имеется возможность задать вопросы и проконсультироваться у специалистов на «Каропке.ру». Преимущественно у новичков возникают проблемы с масками для модели. Маска в стендовом моделировании является защитным слоем, который наносят на поверхность, что не окрашивается при помощи аэрографа. После покраски остальных участков маска снимается. В итоге должна получиться граница между окрашенным и неокрашенным участком. Судя по многочисленным отзывам, подойдут для модели самолета Ил-28 маски Trumpeter. Набор состоит из 178 деталей. Для изготовления 169 используется серый пластик, для остальных — прозрачный. Комплектуется инструкцией и декалью с советскими и китайскими опознавательными знаками. Приобрести модель можно за 700 рублей.

Эксплуатация самолета в мире и дальнейшая судьба

Ил-28 оказался очень надежным самолетом, который прощал ошибки пилотирования. Им заменяли поршневые бомбардировщики Ту-2 и А-20 «Бостон» в строевых частях. Новый самолет быстро завоевал симпатии экипажей. Впервые в СССР уделили так много внимания условиям работы авиаторов. Люди, привыкшие к холодным и шумным кабинам поршневых бомбардировщиков, удивлялись комфорту на борту нового самолета, удобной компоновке и богатству оборудования. Летчики отмечали более простую технику пилотирования Ил-28, сравнивая с Ту-2, возросшую скорость и хорошую маневренность. Для штурманов самолет открыл новые приемы самолетовождения и бомбометания, особенно в сложных метеоусловиях. Технический состав получил простую в обслуживании машину. 

Помимо эксплуатации в СССР, самолет поставляли в Китай, где затем освоили его производство на авиационном заводе в Харбине и назвали Н-5. Шесть китайских машин было отправлено в Румынию, а в Финляндии летало 4 самолета Ил-28, которые являлись буксировщиками мишеней. Машина эксплуатировалась Китаем, Египтом, Алжиром, Болгарией, ГДР, Чехословакией, Северной Кореей, КНДР, Польшей, Вьетнамом, Ираком, Йеменом, Марокко, Кубой, Сомали, Сирией, Нигерией, Индонезией, Афганистаном, где самолет отлично проявил себя в условиях горной местности. Всего с 1949 по 1955 год в СССР было построено 6316 самолетов.

В начале 60-х годов по инициативе Никиты Хрущева началось массовое снятие Ил-28 с вооружения. Большое количество совсем новых машин было списано и варварски уничтожено бульдозерами прямо на стоянках, что вызвало резкую негативную реакцию всего личного состава авиаполка. Так же безжалостно ломались и судьбы тысяч авиаторов. Которых увольняли из ВВС.

Посчастливилось остаться немногим. Ветераны, которые пережили это, с болью вспоминают как хоронили свою мечту и со слезами на глазах прощались с самолетом, который стал для них надежным и верным другом. Часть самолетов была передана в летные училища и лишь малая часть уцелевших Ил-28 была переоборудована под буксировщики мишеней и эксплуатировалась до начала 1980-х годов. Еще часть самолетов была переоборудована в радиоуправляемые летающие мишени Ил-28М, которые использовались при практических стрельбах ракетчиков ПВО.

Ил-28 послужил и на гражданке, когда самолеты были отданы «Аэрофлоту», где использовались для доставки почты.

Таким образом, первый советский реактивный бомбардировщик зарекомендовал себя как неприхотливый и простой в управлении и обслуживании самолет, который находился на вооружении множества стран.

Боевое применение

Египетский Ил-28 наносит удар по позициям израильской армии в Синае во время войны на истощение

Впервые в бою Ил-28 участвовали в 1956 во время тройственной агрессии против Египта. Египетские Ил-28 нанесли несколько ударов по войскам противника в Синае. В частности, 31 октября были нанесены авиаудары Ил-28 на киббуц Гезер и авиабазу Лод. Бомбардировщики сбрасывали бомбы на холмы вдалеке от городов и деревень, не причиняя никому вреда. В Луксоре французская авиация уничтожила на земле 20 Ил-28.

Активно использовались Китаем для проведения разведки и нанесения ударов по территории Тайваня.

В декабре 1958 года египетские Ил-28 совершили несколько разведывательных вылетов возле израильского порта Эйлат.

В 1962 году египетские Ил-28 участвовали в Йеменской гражданской войне, нанося удары по монархистам и Саудовской Аравии. В июне 1966 года одиночный Ил-28 в сопровождении нескольких МиГ-17 ВВС ОАР разбомбил саудовскую авиабазу Хамис-Рашай. 17 июня 1967 года при взлёте с аэродрома Ходайда разбился египетский Ил-28. Собственные Ил-28 Йемен получил в ноябре 1967 года, это были 2 самолёта, специально оставленных египтянами, и несколько советских Ил-28, перегнанных через Судан на аэродром Ходайда. Из них была сформирована 112-я бомбардировочная эскадрилья. Ими были уничтожены несколько пропагандистских радиовышек роялистов. В начале 1968 года Ил-28 разбомбили скопление роялистов на горе Аабан, было убито и ранено больше 100 солдат. Бомбардировка велась ночью, и сначала Ил-28 подсветили цель осветительными авиабомбами, после чего был нанесен бомбовый удар. В результате было сорвано наступление роялистов на столицу.

Применялись ВВС Нигерии в ходе гражданской войны в 1969—1970-х годах. В частности, ими был разбомблен аэродром Ули, единственный в Биафре, который мог принимать тяжёлые самолёты. Нигерийцам были поставлены шесть Ил-28 которые пилотировали египетские и чехословацкие лётчики. Самолёты использовались для ковровых бомбардировок как гражданских, так и военных объектов на территории Биафры. После того, как жертвами стали более 2000 человек, налёты были прекращены.

В ходе Шестидневной войны большая часть арабских Ил-28 (27 египетских и 2 сирийских) была уничтожена внезапным ударом израильской авиации на аэродромах. Несмотря на потери на аэродромах, египетские Ил-28 стали взлетать и нанесли несколько десятков авиаударов по израильским войскам в Синае, при этом один бомбардировщик был сбит израильским Миражом.

Египетские Ил-28 активно использовались во время войны на Истощение в 1969—1970-х годах. Разведчики Ил-28 использовались для вскрытия мест расположения израильских ЗРК HAWK. Египетские самолёты провоцировали израильтян на запуски ракет ЗРК, после чего совершали уклонительные манёвры. В ходе этих действий израильтянам не удалось сбить ни одного Ил-28. В качестве бомбардировщиков египетские Ил-28 в ночь с 22 на 23 января 1970 года нанесли первый удар по Эль-Аришу, в результате которого было разрушено несколько зданий. В этот же день египетские «Илы» разбомбили израильских десантников, вторгшихся на остров Шеодан. Единственные потери от действий израильтян египетские Ил-28 понесли 25 апреля, когда пара египетских самолётов разбомбила израильский завод возле Эль-Ариша, оба бомбардировщика были сбиты истребителями F-4 и Мираж. Также один Ил-28 был сбит советскими зенитчиками.[источник не указан 449 дней]

Северовьетнамские Ил-28 (в том числе с советскими лётчиками)[источник не указан 449 дней] совершали боевые вылеты над Лаосом в 1971 году.

В ходе боевых действий на территории Кампучии в конце 1970-х годов Китай передал полпотовцам несколько Ил-28. При захвате авиабазы Почентонг 7 января 1979 года два Ил-28 стали трофеями вьетнамских войск, помогавших повстанцам.

Последний раз египетские Ил-28 участвовали в бою во время войны Судного дня, в частности, они бомбили опорный пункт «Будапешт», нанеся ощутимые потери противнику (это был единственный израильский опорный пункт, который египтяне так и не сумели взять).

В 1962 иракский Ил-28 залетел в воздушное пространство Турции и был сбит турецким истребителем F-84F.

Использовались ВВС Демократической Республики Афганистан в ходе Афганской войны, причём весьма успешно. Моджахедам не удалось сбить ни одного Ил-28. Все афганские Ил-28 были уничтожены в 1985 году в результате диверсии на авиабазе ВВС ДРА (Шинданд), было взорвано 11 самолетов, огонь перекинулся на остальные машины, и полк Ил-28 фактически прекратил свое существование.

Бомбардировщик Ил-28 — видео

https://youtube.com/watch?v=4ta0Nad7_4Q

Сравнительный анализ показал, что с помощью одной только кормовой пушечной установки можно отражать атаки современных истребителей. Это и определило основную компоновку самолета Ил-28. Таким образом, его проектирование началось «с хвоста». Эскизный проект самолета Ил-28 был утвержден 12 января 1948 г.Принятая схема оборонительного вооружения позволила сформировать экипаж из трех человек, это, в свою очередь, привело к уменьшению геометрических размеров. Уменьшение массы планера позволило применить два двигателя «Нин-1», вместо четырех, как у Ил-22. Для получения необходимой центровки двигатели компоновались в передних частях мотогондол. В них же поместили и основные стойки шасси с большими колесами. Прямоугольное крыло имело технологический разъем по плоскости хорд вдоль всего размаха. Продольный технологический разъем имелся и на фюзеляже. В итоге трудоемкость изготовления трехместного бомбардировщика приблизилась к таковой для одноместного истребителя.

Экипаж Ил-28 размещался в передней и задней герметизированных кабинах. Кресла пилота и штурмана в случае аварии катапультировались вверх. Стрелок-радист в аварийной ситуаций имел возможность воспользоваться нижним откидным люком. Сиденья штурмана, пилота и стрелка бронированы, общий вес брони достигает 454 кг. Оборонительное вооружение экипажа состояло из четырех пушек НР-23. Две устанавливались по бортам внизу носовой части фюзеляжа. Защита задней полусферы обеспечивалась кормовой установкой с двумя пушками.

Первый полет летчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил 8 июля 1948 г. По свидетельству ветеранов ОКБ, на стоянке к Ил-28 подошел А.Н. Туполев и спросил работавших на самолете специалистов: «А это чей незаконнорожденный ребенок?» Заводские и государственные испытания закончились с положительной оценкой. Одновременно с Ил-28 проводились испытания бомбардировщика Ту-14, и мнения военных разделились, какую машину запускать в серию. Дискуссия продолжалась у министра обороны СССР Н.А. Булганина, причем на этом совещании начальник ГК НИИ ВВС дал отрицательную оценку Ил-28 и настаивал на принятии в серию Ту-14. Решения тогда принято не было. Затем на специальном совещании у И.В. Сталина вопрос решился в пользу самолета С.В. Ильюшина.

8 августа 1949 г. впервые поднялся в воздух Ил-28 с двигателями ВК-1 и также был рекомендован в серию. Благодаря простоте и высокой технологичности конструкции завод № 30 в отдельные периоды выпускал более ста Ил-28 в месяц. Всего за шесть лет серийного производства в СССР было построено 6316 самолетов Ил-28 различных модификаций. Бомбардировщик Ил-28 состоял на вооружении не только в СССР, но и в ряде ВВС других стран (в 20 государствах). Самолеты строились серийно в Китае и Чехословакии. Бомбардировщики Ил-28 принимали участие и в боевых действиях. Боевое применение Ил-28 было в 1956 г. в Египте, в 1962 г. в Йемене, в 1967 г. против Израиля, в 1974 г. в Ираке.

Модификации Ил-28

Ил-28 — фронтовой бомбардировщик;

Ил-28У — учебно-тренировочный самолет;

Ил-28Р — фронтовой разведчик для дневной и ночной разведки; Ил-28Т — самолет-торпедоносец.

Примечания

  1. Из истории Советской Авиации. Самолёты ОКБ имени Ильюшина.

    Под редакцией академика Г.В. Новожилова

  2. topwar.ru Фронтовой бомбардировщик Ил-28>> Военное обозрение
  3. Самолёты ОКБ имени Ильюшина. Под редакцией академика Г.В. Новожилова
  4. Самолёты ОКБ имени Ильюшина. Под редакцией академика Г.В. Новожилова
  5. topwar.ru Фронтовой бомбардировщик Ил-28>> Военное обозрение
  6. Самолёты ОКБ имени Ильюшина. Под редакцией академика Г.В. Новожилова
  7. topwar.ru Фронтовой бомбардировщик Ил-28>> Военное обозрение
  8. Самолёты ОКБ имени Ильюшина. Под редакцией академика Г.В. Новожилова
  9. Якубович Н. В. Самолёты Ильюшина. Лучшие из лучших. — М.: Яуза; ЭКСМО, 2009. — С.213 — 480 с. — (Война и мы. Советская авиация) — ISBN 978-5-699-33921-1.
  10. Даян Моше, Тевет Шабтай. Арабо-израильские войны 1956,1967. — М., 2003, стр.122-123.
  11. Vic Flintham. High Stakes: Britain’s Air Arms in Action 1945—1990, Pen & Sword Aviation, 2009, стр.209
  12. Н.Якубович, Первый реактивный бомбардировщик Ил-28. Атомный «мясник» Сталина, стр.70
  13. Shlomo Aloni, Israeli Mirage and Nesher Aces, стр.82
  14. Послевоенные ударные самолёты. А.Котлобовский
  15. Якубович Н. В. Бомбардировщик Ил-28. Часть 2. // Авиаколлекция (приложение к журналу «Моделист-конструктор»). — 2006. — № 6. — С. 27—30.
  16. Егоров Ю. А., Котлобовский А. В.. Удачный самолёт, которому не везло. // Авиация и время. — 1997. — № 1. — С. 16—20.
  17. Robert F. Kennedy Thirteen Days. A Memoir of the Cuban Missile Crisis. — New York: W. W. Norton and Company, 1969. — P. 27.
  18. . www.currenttime.tv. Дата обращения 17 марта 2017.

Описание конструкции

В конструкции самолёта широко применялся алюминиевый сплав (дюраль) Д16Т. Силовой набор фюзеляжа из шпангоутов и стрингеров. Кабина герметизирована и звукоизолирована. Крыло прямое, трапециевидное, моноблочное двухлонжеронное, с углом установки 3 град и поперечным V 38 мин. Профиль крыла — СР-5С с относительной толщиной 12 %. Механизация крыла — обычные закрылки с углом отклонения 50 град. на посадке и 20 — на взлёте. Для управления по крену использовались элероны. Киль и стабилизатор стреловидные, симметричного профиля NACA-00. Угол стреловидности киля по линии фокусов — 41 град, стабилизатора — 30 град. Управление триммером руля направления и элеронов — электрическое, триммера РВ — механическая тросовая проводка и шестеренчатые механизмы.

Вид на самолёт спереди. Хорошо видно обтекатели коробки агрегатов двигателей ВК-1

Двигатели ВК-1 установлены в гондолах под крылом. Управление двигателями — с помощью тросовой проводки. Раскрутка двигателей при запуске от электростартеров. Топливная система состоит из фюзеляжных мягких резиновых баков общей ёмкостью 7908 л.

Шасси трёхопорное, с воздушно-масляной амортизацией. Гидравлическая жидкость амортизаторов — спиртоглицериновая смесь Ил-660. Передняя нога убирается назад в фюзеляж, основные стойки — вперёд, в мотогондолы. Управление уборкой-выпуском шасси — от воздушной системы, позже заменённое на гидравлику.

Гидросистема применяется для привода тормозов колёс на основных стойках и привода закрылков. Гидронасос установлен только на левом двигателе. В качестве рабочей жидкости применяется масло МВП, около 45 литров. В случае отказа гидросистемы от пневмосистемы можно выпустить закрылки и использовать аварийное торможение колёс. Также воздухом открывались створки грузоотсека (бомболюка). Насосы воздушной системы установлены на обоих двигателях, кроме того, имеются аварийные баллоны со сжатым воздухом.

В качестве источников электроэнергии на самолёте установлены два стартер-генератора постоянного тока ГСР-9000 и две аккумуляторные батареи 12-А-30.

Радиооборудование самолёта — РЛС ПСБН-Н, радиокомпас АРК-5, радиовысотомеры РВ-2 и РВ-10, радиостанция РСИУ-3М, радиолокационный ответчик СРО, переговорное устройство СПУ-5.

Приборное оборудование — гирополукомпас ГПК-46, авиагоризонт АГК-47Б, гиромагнитный компас ДГМК-3, навигационный визир АБ-52, магнитный компас КИ-11, указатель поворота УП-2, часы АВР-М и АЧХО, высотомер ВД-17, указатель скорости КУС-1200, указатель числа М — МА-0,95. Также имелся автопилот АП-5.

На разведчиках устанавливалось фотооборудование: три АФА-33, АФА-75МК, АФА-БА-40, для перспективной съёмки. Ночные НАФА-31/50 и НАФА-31/25 были синхронизированы с фотографическими бомбами ФОТАБ-50-35/100-60 и осветительными САБ-100-55/1000-35. Информация с экрана РЛС ПСБН фиксировалась фотоприставкой ФРЛ-1М. В дальнейшем РЛС ПБСН была заменена на РЛС «Курс» (Постановление Правительства от 12 декабря 1953 года). На разведчики также ставился контейнер с дипольными отражателями типа АСО-28 и аппаратура помех «Натрий».

Кормовая турель со спаренными пушками НР-23

Бомбовое вооружение самолёта включало 12 бомб ФАБ-100 или 8 ФАБ-250М46 или две ФАБ-500М46 или одну ФАБ-1500М46 (ФАБ-3000М46), в грузоотсеке. На торпедоносец Ил-28Т можно было подвесить одну реактивную торпеду РАТ-52 в грузоотсек или мины — АМД-500, АМД-1000, «Лира», «Десна» и др. В дальнейшем применялась внешняя подвеска для двух торпед. Для торпедометания использовался прицел ПТН-45, для установки которого пришлось изменить остекление кабины штурмана. Стрелковое вооружение включало две неподвижные пушки НР-23 в носовой части фюзеляжа (на торпедоносцах и разведчиках стояла одна носовая пушка) и две пушки в кормовой дистанционной установке Ил-К6 (Ил-К8) с гидравлическим приводом.

Все самолёты окрашивались «серебрянкой», поставляемые на экспорт — в различные виды камуфляжа. Приборные доски чёрного цвета, ниши шасси и грузоотсек красились в серый цвет или просто не красились (только грунтовка светло-зелёного «травяного» цвета).

На стоянке из-за отсутствия давления в гидросистеме стволы пушек в корме самопроизвольно опускались вниз.

Из-за отсутствия какой либо автоматики запуска и розжига двигателей все операции приходилось выполнять вручную, каждый раз рискуя «сжечь» двигатель. Так как существовал существенный разброс параметров для каждого конкретного двигателя, то часто запуск перед вылетом производил не лётчик, а техник, как лицо наиболее знающее свою машину.

Самолет ИЛ-28. Фото.

Но даже это не послужило причиной остановки проекта. Дефекты была устранены и уже через 4 месяца была запущена серийная постройка. Экипаж ИЛ-28 состоял из 3-ох человек. Двигатели использовались уже отечественные, сделанные по примеру английских: турбореактивные ВК-1, общая тяга которых составляла 5400 кг. Максимальная взлетная масса была равна 23200 кг. Разгонялся бомбардировщик до 906 км/ч. Практический потолок равнялся 12400 метрам. Дальность полета составляла 2400 км. А вооружение состояло из 4 авиационных пушек НР-23 калибра 23 мм и различных авиабомб общей массой 3000 кг. Эти характеристики, а также то, что самолет был довольно простым в изготовлении, по сравнению с другими моделями, привело к тому, что его производством занималось целых 3 завода.

Самолет ИЛ-28. Характеристики.

Год принятия на вооружение 1958
Годы производства 1957 — 1959
Выпущено, единиц 149
Масс пустого, кг 10 500
Масса боевой нагрузки, кг 4000
Встроенная пушка 4×30 мм (DEFA)
Макс. взлётная масса, кг 20 800
Силовая установка 2 × SNECMA Atar 101ЕЗ
Максимальная тяга, кН 2 × 34,3
Макс. скорость, км/ч 950
Практ. дальность (без ПТБ), км 5400
Практический потолок, м 15 000

Благодаря опыту Второй Мировой Войны, авиаконструкторы смогли поместить экипаж так, чтобы обеспечивать безопасность, как им, так и самому бомбардировщику. Было введено дистанционное управление, а также автопилот. Это требовалось для того, чтобы пилот был только один, что позволило уменьшить размеры самолета, по сравнению с ИЛ-22. Также на самолете было установлено модернизированное навигационное оборудование.

Самолет ИЛ-28. Видео.

https://youtube.com/watch?v=qzcQklV-iNY

Все это привело к тому, что ИЛ-28 стал одним из самых известных, мощных, и любимых военными бомбардировщиком. На его примере было построено огромное количество аэропланов, испытаны многие ракеты, бомбы и прочие снаряды. Этот фронтовой бомбардировщик стал поистине легендарным и оставил величайший след в истории авиации СССР.

О производстве

Серийный выпуск самолетов организовали в Москве на заводе №30, Воронеже (№166) и Омске (№64). Дополнительно Ил-28 производили еще на заводах №№1 и 18. В 1950 году была готова авиаединица для учебных целей. В технической документации она значится как Ил-28У. Спустя год создали самолет для перевозки торпед (Ил-28Т). Разведывательные задачи должны были выполняться с помощью самолета Ил-28Р. Всего военной промышленностью Советского Союза было выпущено не менее 6300 единиц. Для покраски самолетов использовали «серебрянку». Экспортируемые Ил-28 в другие страны красили различными видами камуфляжа. В черный цвет окрашивали приборную доску, шасси и грузовой отсек – в серый. Как утверждают авиационные эксперты, бывало, что грузоотсеки и ниши только грунтовали.

Конструкция воздушной машины

Самый распространенный материал, который использовали в самолете, – дюраль Д16Т (алюминиевый сплав). Фюзеляж по обычаю набирался из стрингеров и шпангоутов. Кабина экипажа полностью звукоизолирована и герметизирована. Прямое, трапециевидное крыло моноблочное, двухлонжеронное. Имеет угол установки три градуса с поперечным V 38. Крыло спрофилировано (СР-5С) с толщиной в 12%. Установлены обычные закрылки. Элероны используются в качестве управления по крену. Стабилизатор и киль стреловидные, а их профиль NACA-00 симметричен. Триммер руля элеронов и направления управляется электрически, триммер РВ – механически (шестеренчатые механизмы и тросовая проводка).

Двигатели установили в гондолы под крыльями. Ими управляли тросовой проводкой. С помощью электростартеров осуществляется раскрутка каждого двигателя. Общая емкость топливных баков – 7908 л. Они выполнены из мягкой резины.

Шасси трехопорное, амортизация воздушно-масляная. Спиртоглицериновую смесь Ил-660 используют в качестве гидравлической жидкости для амортизаторов. Основные стойки шасси убираются вперед, в мотогондолы, передняя – назад, в фюзеляж. Управление уборкой и выпуском шасси осуществляется гидравлически.

Вся гидросистема используется для привода тормозов колес и привода закрылков. На левый двигатель установили гидронасос. Рабочая жидкость – масло МВП (45 л). С помощью пневмосистемы открываются створки бомболюка. В отличие от гидросистемы, воздушная система распределена насосами на оба двигателя.

Источниками электроэнергии для бомбардировщика служат 2 ГСР-9000 и 2 батареи 12-А-30. В состав радиооборудования на самолет установили РЛС ПСБН-Н, радиовысотомер РВ-2 и РВ-10, радиокомпас АРК-5, радиостанцию РСИУ-ЗМ, устройство переговорное СПУ-5 и ответчик радиолокационный СРО.

В состав приборного оборудования входят гирополукомпас ГПК-46, компас КИ-11, авиагоризонт АГК-47Б, навигационный визир АБ-52, ДГМК-3 – гиромагнитный компас, часы АЧХО и АВР-М, поворотный указатель УП-2, высотомер ВД-17, числовой указатель МА-0,95, автопилот АП-5 и указатель скорости КУС-1200.

На модифицированном Ил-28 по типу «разведчик» устанавливали фотооборудование: для перспективной съемки – АФА-75МК, АФА-33 и АФА-БА-40, для ночной – НАФА-31/25 и НАФА-31/50, фотографическую бомбу ФОТАБ-50-35/100-60, осветительную бомбу САБ-100-55/1000-35. С экрана РЛС ПСБН информация фиксировалась приставкой ФРЛ-1М. Спустя некоторое время РЛС ПСБН заменили на РЛС «Курс». Дополнительно в состав оборудования разведчика включили дипольные отражатели по типу АСО-28 и аппаратуру помех «Натрий».

История создания и производства

В 1947 году в СССР был запущен в лицензионное серийное производство английский ТРД с центробежным компрессором, развивающим взлётную тягу 2270 кгс. Этот надежный с большим ресурсом двигатель позволил создать самолёт такого класса.

Разработка Ил-28, спроектированного в инициативном порядке, шла в условиях жёсткой конкуренции с ОКБ Туполева.

Постановление Правительства о создании фронтового бомбардировщика с турбореактивными двигателями в ОКБ-240 вышло в июне 1948 года. Первый полёт машины с английскими двигателями «Нин» фирмы «Ролс-Ройс» состоялся 8 июля 1948 года. Госиспытания начались в феврале 1949 года, уже с отечественными двигателями ВК-1 (РД-45Ф). Во время испытаний в НИИ ВВС выполнено 84 полёта с общей продолжительностью 75 часов. По результатам испытаний было записано 80 конструктивных дефектов, на устранение которых ушло около четырёх месяцев.

Вместе с Ил-28 в испытаниях также участвовали трёхдвигательные Ту-73 и Ту-78, которые оснащались многочисленным оборонительным вооружением аналогично поршневому Ту-2. По сравнению с Ил-28 у этих бомбардировщиков был больше экипаж, масса и габариты при аналогичной боевой нагрузке. Впоследствии конструкторским бюро Туполева был представлен Ту-14, двухдвигательный бомбардировщик с экипажем из 3 человек и одной кормовой пушечной установкой. Ту-14 обладал несколько большей дальностью полёта, но был значительно сложнее в производстве и эксплуатации, был выпущен небольшой серией (89 машин) и поступил на вооружение морской авиации.

Ил-28 создавался под экипаж из трех человек: летчика, штурмана и кормового стрелка-радиста. Для полетов в крейсерском режиме использовался автопилот. Экипаж размещался в герметизированных кабинах. Кресла летчика и штурмана были катапультируемыми, стрелок радист в аварийной ситуации покидал самолёт через нижний входной люк. Штурман находился в катапультируемом кресле во время взлета, посадки и воздушного боя.При работе с бомбардировочным прицелом он занимал место на сиденье расположенным по правому борту самолёта.

14 мая 1949 года вопрос принятия на вооружение первого реактивного фронтового бомбардировщика обсуждался на специальном заседании у И. В. Сталина. На заседании было принято решение о серийном производстве бомбардировщика на заводах № 30 в Москве, № 64 в Воронеже и № 166 в Омске. Одновременно решено увеличить скорость полёта Ил-28 до 900 км/ч за счёт установки более мощных двигателей ВК-1 со взлётной тягой по 2700 кгс.

8 августа 1949 года доработанный самолёт с новыми двигателями ВК-1 вновь вышел на испытания, по результатам которых было рекомендовано принять машину на вооружение и начать серийную постройку. Войсковые испытания проводились на первых построенных машинах в Московском ВО.

1 мая 1950 года состоялся публичный показ Ил-28 — в воздушном параде над Красной площадью участвовал целый полк этих самолётов.
В 1950 году был построен первый экземпляр учебного самолёта Ил-28У.

В 1951 году вышел на испытания торпедоносец Ил-28Т. В 1954 году поступил на вооружение разведчик Ил-28Р.

В 1953 году производство самолётов было развёрнуто ещё на авиазаводах № (50 машин) и № 23 (2 машины). Объединенные усилия пяти предприятий позволили довести годовой выпуск Ил-28 до 1558 машин. При этом цена бомбардировщика оказалась ниже, чем у истребителей МиГ-15 или МиГ-17.

Всего с 1949 по 1955 год было выпущено 6635 бомбардировщиков Ил-28 различных модификаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector