Устройство и характеристики грузового автомобиля повышенной проходимости камаз-43101
Содержание:
- Боевое применение
- Модификации
- Коды ошибок с расшифровкой
- КамАЗ-4310: универсальный армейский грузовик
- Кабина «КамАЗ-53212»
- Описание
- Технические характеристики
- Устройство автомобиля
- Особенности конструкции КамАЗ-43118
- Технические характеристики
- Устройство машины
- Технические характеристики
- Модификации основной модели
- Технические характеристики
Боевое применение
Как только начался крупносерийный выпуск автомобиля КамАЗ-4310, его стали отправлять в действующую армию. Больше всего машин поступило в состав «ограниченного контингента советских войск», находившегося на территории Афганистана. Военным новый вездеход понравился. Особых трудностей с его освоением не возникло, поскольку армия уже имела опыт применения грузовика КамАЗ-5320.
По сравнению с другими видами транспорта, которые использовались в условиях реальных боевых действий в Афганистане, КамАЗ-4310 был намного более комфортабельным. Кроме того, это была одна из наиболее надежных машин, поскольку военная приёмка не пропускала автомобили с низким качеством сборки. Особенной похвалы удостоилось рулевое управление – тяжелый грузовик не требовал от водителя значительных усилий при маневрировании.
В то же время эксплуатация в столь жестких условиях выявила и ряд недоработок. Нарекания вызывали, например, частые протечки системы охлаждения, которая оказалась чересчур «нежной» для дорожных условий Афганистана. Головки блока цилиндров тоже не проявляли требуемой герметичности – уже после 50 тысяч километров пробега из них начинало сочиться масло.
КамАЗ-4310 с зенитной установкой ЗУ-23-2 в кузове. Использовался для огневого прикрытия при проводке транспортных колонн
Модификации
Тайфун -1
У этого термина существуют и другие значения, см. Тайфун-1 (значения).
«Тайфун-1» — специальный бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗ-4310, предназначен для доставки личного состава подразделений особого назначения силовых ведомств к месту проведения специальных, антитеррористических и военных операций, а также непосредственного участия в них.
С4310 (спортивная модификация)
В конце 1980-х годов при заводе «КамАЗ» была создана спортивная команда «КамАЗ-мастер», целью которой стало участие в ралли-рейдах. При постройке своего первого спортивного грузовика, команда взяла за основу серийную модель КамАЗ-4310. Соответственно, создаваемой спортивной модели был присвоен заводской индекс КамАЗ-С4310.
Стандартный двигатель КамАЗ-740 мощностью в 210 л.с. был форсирован до 290 л.с. за счет установки турбокомпрессоров и увеличения подачи топлива. Помимо этого, на гоночный грузовик были установлены поршни с измененным профилем, гасители крутильных колебаний, была модернизирована система смазки, в систему охлаждения были установлены вязкостная муфта и вентилятор с увеличенной производительностью. В ходовой части на машину были установлены более жёсткие рессоры и специальные амортизаторы. После проведённых ходовых испытаний, выявивших дефект балансировки трёхосного грузовика — при приземлении после очередного прыжка, автомобиль бился то средним, то задним мостом — на средний мост автомобиля были установлены оттяжные пружины от обычного культиватора.
В соответствии с требованиями FIA на автомобиль были установлены дуги безопасности. Ещё одним визуальным отличием С4310 от серийной модели стал новый тент платформы, окрашенный в жёлтый цвет, тогда как на стандартные заводские модели 4310 устанавливались тенты зелёного цвета.
В сентябре 1988 года КамАЗ-С4310 дебютировал на раллийной трассе — на этих машинах экипажи команды «КамАЗ-мастер» приняли участие в европейском ралли «Ельч», проходившем в окрестностях польского города Олава. Они заняли 2 и 4 места в личном зачете, и первое — в командном.
В 1991 году на этой машине команда завоевала второе итоговое место на ралли-марафоне «Париж-Дакар».
Проводя дальнейшие усовершенствования конструкции С4310 (так, в 1991 году на автомобиль был установлен новый восьмицилиндровый двигатель КамАЗ-7482 мощностью 430 л.с., впоследствии ставший базовым для серийных автомобилей «КамАЗ»), команда «КамАЗ-мастер» использовала эту машину в качестве своего гоночного грузовика вплоть до 1995 года. Следующие пять лет — вплоть до 2000 года — КамАЗ-С4310 выполнял роль командного автомобиля технической поддержки (так называемой «технички»).
Коды ошибок с расшифровкой
Код ошибки ADM3 (J1939) SPN | Код ошибки ADM3 (J1939) FMI | Код ошибки ADM3 (K-line) | Код ошибки MR2 (K-line) | Местоположение ошибки | Описание ошибки |
173 | — | 12406 | Температура выхлопных газов двигателя | Выше номинальной ценности | |
173 | 15 | — | 12429 | Температура выхлопных газов двигателя | слишком высокое |
174 | 3 | — | 11115 | Датчик «A» температуры топлива | Вход замыкнут на высокий уровень |
174 | 4 | — | 11116 | Датчик «A» температуры топлива | Вход замкнут на низкий уровень |
175 | 3 | — | 11015 | Датчик температуры масла двигателя | Замыкание на высокий уровень |
175 | 4 | — | 11016 | Датчик температуры масла двигателя | Замыкание на низкий уровень |
190 | — | 10530 | Обороты двигателя | Машинное условие превышения скорости | |
191 | 9 | 17709 | — | Обороты выходного вала коробки передач | Неправильный темп обновления |
191 | 19 | 17719 | — | Обороты выходного вала коробки передач | Полученные сетевые данные ошибочны |
354 | 3 | — | 13415 | Комбинированый датчик окружающего воздуха, влажность | Замыкание на высокий уровень |
354 | 4 | — | 13416 | Комбинированый датчик окружающего воздуха, влажность | Замыкание на низкий уровень |
КамАЗ-4310: универсальный армейский грузовик
Сразу же после начала производства автомобилей на Камском заводе, особую заинтересованность в его продукции стали проявлять в министерстве обороны. К армейским грузовикам выдвигалось несколько требований: простота в обслуживании и эксплуатации, высокая надежность и проходимость. КамАЗ-4310 изначально разрабатывался под эти требования, первая партия грузовых вездеходов сошла с конвейера завода в 1981 году, серийный выпуск базовой модели продолжался до 1992 года, некоторые модификации вездехода выпускались вплоть до 2010 года.
В базовой комплектации грузовик оснащался кузовом с откидными бортами, жестким каркасом, тентом и предназначался для перевозки личного состава, дополнительно такие кузова оснащались деревянным настилом. Впрочем, вскоре грузовик стали использовать в роли сортиментовоза, самосвала на его базе устанавливаются жилые модули, монтируются различные манипуляторы. Следует отметить, что КамАЗ-4310 некоторое время использовался в качестве седельного тягача – именно на таких машинах устанавливался спальник. Нельзя не упомянуть о спортивной версии КамАЗ-С4310, которая создавалась специально для раллийных гонок, несколько раз автомобиль участвовал в ралли Париж-Дакар. Некоторое время мелкосерийными партиями производилась модификация, получившая название «Тайфун». Автомобиль отличается наличием бронированного модуля и предназначается для транспортировки сотрудников спецподразделений.
Конструктивно КамАЗ-4310 представляет собой рамный грузовик с передним расположением бескапотной цельнометаллической кабины и колесной формулой 6*6. На большинстве военных автомобилей устанавливалась механическая лебедка барабанного типа, усилие на которую передается с коробки отбора мощности.
Кабина КамАЗ-4310 выглядит стандартно для грузовиков Камского завода 80-90 годов выпуска. В салоне устанавливается три кресла на пневмоподвеске (водительское сидение имеет регулировку по наклону спины, массе и расстоянию до рулевой колонки), спальное место доступно только как опция. Приборная панель выполнена из металла, она отличается лаконичным стилем и небогатым функционалом. Салон имеет неплохую шумо и термоизоляцию, он оборудован автономным отопителем. Также следует отметить, что конструкторы предусмотрели наличие гидравлического усилителя руля (ГУР), который значительно облегчает труд водителя. Некоторое время завод производил вездеходы КамАЗ-4310 в тропической комплектации, эксплуатируемые в южных широтах.
Последний КамАЗ-4310 давно сошел с конвейера, поэтому покупка нового автомобиля недоступна. Впрочем, для желающих приобрести этот грузовик, хорошим решением будет купить автомобиль с армейской комплектации. Стоимость такого автомобиля стартует с 1,4 миллиона рублей. Модель, выпуска 1992-1995 года в базовой комплектации, можно купить за 450 – 550 тысяч рублей.
Кабина «КамАЗ-53212»
Кабина в автомобилях КамАЗ-53212 – трёхместная, откидывающаяся вперёд, с шумо- и термоизоляцией; оборудованная местами крепления ремней безопасности, со спальным местом.
Сиденье водителя является подрессоренным, регулируемым в двух направлениях: поза и высота. Также водитель КамАЗа-53212 имеет возможность настроить статический прогиб сиденья.
Правда, водители КамАЗов-53212 категорически не рекомендуют слишком часто увлекаться изменениями в регулировках кресла. Поскольку в этих случаях начинают проявляться вполне ощутимые вибрации, устранить которые оказывается довольно тяжело. Высота кабины позволяет стоять в ней, чувствуя себя достаточно комфортно.
Кабина КамАЗ-53212 обладает достойными термо- и звукоизоляционными характеристиками. Для минимизации перекосов и вибрации, неизбежно вызываемой ветровыми нагрузками и давлением встречного потока, крепление кабины к раме выполнено через упругую подвеску.
Можно без преувеличения сказать, что для восьмидесятых годов ХХ века КамАЗ-53212 обладал одним из лучших в Советском Союзе интерьеров кабины (причём не только среди грузовиков, но и среди легковых машин). На панели приборов, которая имеет прогрессивный для той эпохи дизайн, располагаются исключительно циферблаты – стрелочные индикаторы, без какой-либо электроники. Они читаются одинаково хорошо и точно при любых условиях.
Описание
Камаз-43101 — автомобиль типа «вездеход» с высоким уровнем проходимости и большой устойчивостью к бездорожью. Выпускается с 1979 года, производитель Камский завод автомобилей. В настоящее время можно купить множество моделей в хорошем состоянии, которые находились на консервации (например, стояли без эксплуатации в воинских частях или на военных базах).
Некоторые из них оснащены крановыми установками, бурильными платформами, лебедкой. Также доступны модели самосвала (как новые, так и б/у), с откидной платформой. У платформы откидываются борта, есть каркас и тент. Под заказ машины оснащались боковыми бортами с решетками, съемной скамейкой и выполняли перевозку людей. Доступна агрегация с прицепом 43101 — 2ПН-4М. Автомобили военного назначения были весьма востребованы в СССР, а также после распада союза, в дальнейшем использовались для работы на строительных площадках, на производствах.
Отличаются особенными ТТХ (тактико-техническими характеристиками), в народе известен под терминами лесовоз. Характеризуется хорошей грузоподъемностью, высокими проходными качествами, умеренным расходом топлива, качественной работой электрооборудования.
Особенности:
- высокая посадка кабины (исключает попадание грязи в кабину);
- присутствует «облегченная» версия кабины (стандартный размер) для регионов с тропическим климатом.
Технические характеристики
Технические характеристики КамАЗ свидетельствуют о его мощности и широкой области использования в грузоперевозках. Особенности:
- габаритные размеры (д*ш*в) — 3,4*2,5*2,9 м;
- грузоподъемность — 6 т;
- полный вес — 15 т;
- заправочные объемы бака — 125*2 л;
- расход топлива на 100 км — 30 л.
Езда по бездорожью и высокая грузоподъемность сделали самосвал универсальным во многих сферах промышленности.
Силовой агрегат
У двигателя КамАЗ-4310 существует 2 вариации. Первые экземпляры оснащались силовым агрегатом 210 л.с. На современных машинах мощность двигателя составляет 430 л.с. Для этого потребовалась установка силовых агрегатов с 8-ю цилиндрами.
Особенности мотора у КамАЗа:
- крутящий момент — 637 Н/м;
- V-образное расположение цилиндров;
- рабочий объем — 10,9 л;
- максимальная скорость — 85 км/ч, машина разгоняется до этого показателя за минуту;
- тормозной путь — 17,2 м.
Серии 101 и 106 имеют силовые агрегаты повышенной мощности. Норма расхода топлива по сравнению с более современными моделями повышена.
Трансмиссия
Трансмиссия у транспортного средства универсальная, имеет полный привод. Отличительные особенности:
- блокировка межосевого дифференциала;
- синхронизация 2 и 5 скоростей коробки передач;
- несколько режимов раздатки;
- дистанционное управление;
- двухступенчатый редуктор.
Механическая коробка передач стандартная, оснащена 5 передачами и дополнительным механизмом. Назначение раздаточной коробки — равномерное распределение между колесами крутящего момента.
Мощность от двигателя передает карданная передача. Устройство предполагает 4 карданных вала: привод заднего, среднего, промежуточного и переднего моста.
Рулевой механизм состоит из гидроусилителя, винта с шариковой гайкой, поршня-рейки.
Подвеска
Независимая подвеска образована:
- передними полуэллиптическими рессорами;
- амортизаторами;
- реактивными штангами.
ТТХ подвески позволяют машине преодолевать препятствия глубиной до 1,5 м.
Тормозная система
Тормозная система барабанного типа с пневматическим 2-контурным приводом. Транспорт дополнительно оснащен стояночным, запасным и вспомогательным тормозом. Диаметр барабана — 400 мм, кулачковый тип разжима. Претерпела изменение воздушная система, эффективность ее работы стала выше.
Управление рулем
Органы управления у последних моделей КамАЗа оснащены гидроусилителем, который облегчает движение по пересеченной местности, создает более плавный ход. На приборной панели присутствуют все необходимые элементы.
Электрическое оборудование
Схема электрооборудования КамАЗ-4310 предназначена для обозначения основных элементов системы и выполнения самостоятельного ремонта в случае необходимости. Цветная электрическая схема указывает на последовательность соединения электропроводки и всех электроустройств транспорта с описанием элементов. Цветная схема электропроводки имеет следующие элементы:
- устройство запуска силового агрегата;
- освещение кабины;
- поворотники, фары, аварийный сигнал;
- электросхема системы очистки стекла, отопление и энергоснабжение;
- противоугонный механизм;
- панель приборов;
- проводка;
- аудисистема;
- предохранительный блок;
- блок управления.
Данные узлы будут нормально функционировать только при удовлетворительном состоянии электрооборудования самосвала.
Лебедка
Производитель предусмотрел возможность применения лебедки, которая имеет барабанную систему. В ней есть ленточный тормоз и червячный редуктор. Трос растягивается до 83 м.
Устройство автомобиля
Двигатель
Двигатель:
- Модель КамАЗ-740.10 — на КамАЗ-43105 и мод. КамАЗ-740.10-20 — на КамАЗ-43101 и КамАЗ-43106.
- Модель КамАЗ-740.10: мощность 154 кВт (210 л. с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 637 Н·м (65 кгс·м) при 1600—1800 об/мин.
- Модель КамАЗ-740.10-20: мощность 162 кВт (220 л. с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 667 Н·м (68 кгс·м) при 1600—1800 об/мин. Также в народе за ним закрепилось неофициальное название «Рэкс»,или >
Трансмиссия и рулевое управление
Трансмиссия обеспечивает полный привод, реализована на базе МКПП и раздаточной коробки.
Привод постоянный полный.
Мосты снабжены механически блокируемыми дифференциалами.
Коробка передач пятиступенчатая, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах.
Передаточные числа:
Раздаточная коробка с двухступенчатым редуктором и цилиндрическим блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа, распределяющим крутящий момент между постоянно включенным передним мостом и мостами задней тележки в отношении 1:2.
Передаточные числа раздаточной коробки:
Управление раздаточной коробкой — дистанционное, с электропневматическим приводом переключения передач. С 1988 года управление раздаточной коробкой — с пневматическим приводом.
Привод механизма блокировки дифференциала — пневматический, с дистанционным управлением.
Отбор мощности от раздаточной коробки — до 44,12 кВт (60 л. с.).
Передача мощности от силового агрегата к мостам осуществляется при помощи карданной передачи.
Автомобиль имеет четыре карданных вала: промежуточный, привода среднего моста, привода заднего моста и привода переднего моста.
Главная передача ведущих мостов — двойная: пара конических шестерен со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерен; передаточное число 7,22.
Средний мост — проходной.
Передний мост выполнен с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа («Тракта»).
Рулевой механизм представляет собой винт с шариковой гайкой и поршень-рейку, которая находится в зацеплении с зубчатым сектором вала сошки.
Рулевое управление с гидроусилителем, передаточное число рулевого механизма — 20.
Подвеска, колёса, тормоза
Колёса — дисковые, обод 310—533.
Шины 1220×400-533 модели ИП-184 (широкопрофильные), на автомобиле КамАЗ-43101 — с регулируемым давлением воздуха в пределах 0,8-3,2 кгс/см2 в зависимости от дорожных условий.
На автомобилях КамАЗ-43105 и КамАЗ-43106 давление воздуха в шинах передних и задних колёс 3,5 кгс/см2.
Число колес 6+1.
Подвеска рессорная, передняя на полуэллиптических рессорах с амортизаторами, задние концы рессор скользящие.
Задняя подвеска балансирная с реактивными штангами, также построена на полуэллиптических рессорах, концы рессор — скользящие.
Рабочая тормозная система выполнена на барабанных тормозных механизмах, диаметр барабана 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим — кулачковый.
Привод пневматический, двухконтурный, передние тормозные камеры типа 24, тележки — 24/24 с пружинными энергоаккумуляторами.
Стояночный тормоз пневматический, на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, запасной тормоз совмещён со стояночным. Вспомогательный тормоз реализован в виде моторного замедлителя с пневматическим приводом.
Привод тормозов прицепа комбинированный (двух- и однопроводный).
оборудован термодинамической осушкой сжатого воздуха.
Электрооборудование и лебёдка
Напряжение бортовой сети 24 вольта, две аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР или 190TM.
На КамАЗ-43101 устанавливался генератор Г288-Е с регулятором напряжения 111.3702, на КамАЗ-43105 и КамАЗ−43106 ставился генератор Г273-В с регулятором напряжения Я 120-М; стартер СТ142-Б1.
Лебёдка механическая, барабанного типа, с червячным редуктором и ленточным тормозом.
Приводится в действие от коробки отбора мощности через карданную передачу.
Трос лебёдки выдается вперёд и через блок может выдаваться назад.
Максимальное тяговое усилие при использовании полиспаста вперёд — 10 800 кгс, назад — 15 400 кгс; без полиспаста вперёд — 5400 кгс, назад — 7700 кгс.
Рабочая длина троса при выдаче вперёд составляет 74,5—76,5 м и при выдаче назад 81,5—83,5 м.
Масса агрегатов (в кг)
- двигатель — 740;
- сцепление — 50;
- коробка передач — 250;
- раздаточная коробка с коробкой отбора мощности — 210;
- карданные валы:
- переднего моста — 23,
- промежуточного моста — 38,
- заднего моста — 19,
- основного — 23;
- передний мост — 640;
- задний мост — 543;
- средний мост — 552;
- рама — 594,
- кабина в сборе — 533,
- платформа — 925,
- лебедка — 365.
Особенности конструкции КамАЗ-43118
В отличие от многих других КамАЗов, на 43118-м грузовая платформа устанавливается вплотную к кабине, что позволяет сделать её максимально длинной и вместительной. Запасное колесо, которое обычно размещается на КамАЗовских грузовиках позади кабины, на КамАЗ-43118 находится сзади под рамой. Грузовая платформа, оснащённая металлическими откидными бортами производится как в бортовой, так и сразу в тентованной версии.
Грузоподъёмность автомобиля составляет 11 тонн (в новой версии, изначально она определялась производителем на уровне 10-ти тонн). КамАЗ-43118 оснастили системой автоматического регулирования давления в шинах. На данной модели давление в шинах на всех осях поддерживается равное, и это исключает те неудобства, что порой досаждают при эксплуатации полноприводных грузовиков. С помощью авторегулировки можно снизить давление при преодолении труднопроходимых участков местности, и произвести изменение данного параметра, не выходя из кабины.
Шины КамАЗ-43118 новой версии имеют типоразмер 425/85R21 и индексацию «J», которая подразумевает допуск по скорости в 100 км/час. Другой особенностью конструкции современной версии КамАЗ-43118 является гидроподъёмник кабины, без которого откидывание высокой кабины являлось бы весьма проблематичным делом.
Стабильно высокие качества проходимости КамАЗ-43118 обеспечиваются не только колёсной формулой 6х6 с установленными межколёсными и межосными дифференциалами, колёсами из многослойной резины, системой автоматической подкачки шин, но и мощным дизельным двигателем.
В качестве дополнительного оборудования, грузовики КамАЗ-43118 могут оснащаться лебёдкой, КОМом для привода агрегатов спецнадстроек, тягово-сцепным устройством (ТСУ).
Технические характеристики
Основные ТТХ для базовой модели, её «народнохозяйственного» варианта и позднейшей модификации:
КамАЗ-4310 | КамАЗ-43105 | КамАЗ-43118 | |
Полная масса | 15 тонн | 15,5 тонны | 20,7 тонны |
Грузоподъемность | 5 тонн | 7 тонн | 10 тонн |
Масса прицепа | До 10 тонн | До 11,5 тонн | |
Запас горючего | 250 литров | 250 литров | 560 литров |
Максимальная скорость | 85 км/ч | 85 км/ч | 90 км/ч |
Длина | 7,65 м | 7,73 м | 8,58 м |
Ширина | 2,5 м | 2,5 м | 2,5 м |
Высота | 3,2 м | 3,53 м | 3,455 м |
Клиренс | 365 мм | 365 мм | 385 мм |
Мощность двигателя | 210 л.с. | 210 л.с. | 260 л.с |
Расход топлива на 100 километров зависит от нагруженности машины и колеблется от 31 до 40 литров. Технические характеристики упрощенной модификации КамАЗ 43105 могли изменяться при её «доделке» до уровня армейского грузовика, что иногда практиковалось.
Устройство машины
Силовой агрегат представляет собой модернизированный КамАЗ 740, дополненный турбонаддувом. При 2200 оборотах в минуту мотор развивает 225 лошадиных сил. Крутящий момент составляет 912 Нм, он достигается при 1500 оборотах в минуту. Во время работы двигателя воздух охлаждается частично.
Объём силовой установки — 10,85 литров. Он имеет восемь цилиндров, которые расположены V-образной формой. Для комфорта водителя и пассажиров он обработан звукоизоляционной шапкой, благодаря чему уровень шума в салоне снижен. Предпусковой подогреватель помогает без проблем запустить авто в холодное время года даже после длительного простоя.
В конструкции предусмотрено два бака: на 170 и 125 литров. Спецверсии предлагают два бака по 210 литров. Такого объёма хватает для дальних поездок без дозаправок. Расход топлива КамАЗ-43114 составляет 36 литров на 100 км. При некоторых условиях существуют отклонения от среднего показателя:
- При неполной загрузке расход будет 30,5 л;
- Зимой потребление составляет 31,2 л;
- В летний период расходуется 34,3 л.
Машина оснащена пятиступенчатой коробкой передач с механическим и дистанционным управлением. У КПП центральный привод, раздаточное число — 6,53. Работа КПП дополняется двухдисковым сухим сцеплением. Кочки и прочие неровности дорожного покрытия не чувствуются за счёт рессорной подвески.
Безопасное передвижение в ночное время суток возможно за счёт качественных осветительных приборов. Фары надёжно закреплены в буфере, также для видения габаритов авто другими водителями по бокам установлены габаритные огни. В случае поломки одного из осветительных приборов, шофёр в салоне получает уведомляющий об этом сигнал.
В кузов помещается 18 кубических метров груза. Длина платформы — 4,8 метра, а ширина — 2,32 метра. Борта, высоты которых 0,5 метра, сделаны из высокопрочной стали и имеют свойство откидываться.
Система выпуска газов была полностью переработана опытными инженерами. Внутри двигателя не может возникать конденсата, а также он никак не попадёт в трубу турбокомпрессора. Такого результата получилось добиться благодаря особенному расположению выхлопной трубы. Отработанные газы направлены в противоположную от поступающего в двигатель воздуха сторону. Такой подход исключил возможность загрязнения силового агрегата.
Технические характеристики
Силовой агрегат
На КамАЗ-4310 устанавливали силовую установку КамАЗ-740.10, сила которой составляла 210 лошадей. Также предусматривался и более лучший модифицированный КамАЗ-740.20, мощность какого уже составляла 220 лошадиных сил. В дальнейшем на машины стали ставить 430-сильные 8-цилиндровые силовые агрегаты.
Трансмиссия
Она была представлена 5-скоростной механической коробкой переключения передач, где есть синхронизаторы на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й скоростях. Раздатка идет с наличием двухступенчатого редуктора и цилиндрического блокируемого межосевого дифференциала планетарной разновидности, который распределяет крутящий момент промеж постоянно подсоединенным мостом, установленным впереди, и задними мостами в пропорции 1:2.
Управляется раздатка дистанционным методом с применением электропневматического привода переключения скоростей. Привод устройства блокировки дифференциала представлен пневматическим методом с ДУ.
Подвеска
Она является независимой, где впереди она стоит на полуэллиптических рессорах с амортизаторами и задними скользящими концами рессор. Подвеска, установленная сзади, является балансирной и стоит тоже на полуэллиптических рессорах с реактивными штангами, где конечные части рессор – скользящие.
Тормозная система
Она имеет барабанные устройства и двухконтурный пневматический привод. Есть наличие стояночного тормоза, запасного и вспомогательного. Барабаны имеют в диаметре 400 мм, а ширина накладок составляет 140 мм, разжим – кулачкового типа.
Управление рулем
Оно представлено наличием механизма с винтом, шариковой гайкой и поршнем-рейкой, какая зацепляет зубчатый сектор вала сошки. Помогает управлять такой большой машиной гидравлический усилитель рулевого колеса. С подобными усилениями машина хорошо едет даже по бездорожью.
Электрическое оборудование
Напряжение составляет 24В. Самих батарей 2 штуки. Есть наличие генератора и регулятора напряжения. Электросхема КамАЗ 4310 представлена ниже.
Лебедка
Конструкторы даже предусмотрели применение лебедки барабанного устройства, где есть червячный редуктор и ленточный тормоз. Трос может растягиваться до 83 метров.
Грузоподъемность варьируется от 5 000 до 6 000 кг. Снаряженная масса – 8 410 кг. Полный вес грузового автомобиля – 15 000 кг. Предельный скоростной режим упирается в 80 км/ч. Расход горючего на 100 километров при скоростном режиме до 40 километров в час составит 31 литр.
Данный расход может изменяться в зависимости от технического состояния машины и условий эксплуатирования. Предельный преодолеваемый подъем – 31 градус. Машина сможет преодолевать брод, глубина какого составляет 1.5 метра. Самый маленький радиус поворота составит 10.8 м. Высота дорожного просвета на уровне 365 мм, что очень хорошо.Основные ТТХ серийного КАМАЗ-4310
Грузоподъемность, кг | 6000 |
Масса буксируемого прицепа, кг | 10000 по шоссе 7000 по грунту |
Полная масса, кг | 15000 |
Снаряженная масса, кг | 8410 |
Габаритные размеры (ДхШхВ), мм | 7650 х 2500 х 2900 |
Размеры платформы (ДхШхВ), мм | 4800 х 2320 х 500 |
Погрузочная высота, мм | 1530 |
Дорожный просвет, мм | 365 |
Колесная база, мм | 3340 + 1320 |
Колея передних/ задних колес, мм | 2010/ 2010 |
Наружный радиус поворота, м | 11,2 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Расход топлива, л/100 км | 30 |
Объем топливного бака, л | 125 х 2 |
Запас хода, км | 830 |
Двигатель: КамАЗ-740.10 | |
Дизель четырехтактный 8-цилиндровый V-образный 90° верхнеклапанный жидкостного охлаждения | |
Диаметр цилиндра, мм | 120,0 |
Ход поршня, мм | 120,0 |
Рабочий объем, л | 10,85 |
Степень сжатия | 17 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) (с ограничителем числа оборотов) | 210 (154) при 2600 об/мин |
Крутящий момент, кГс*м (Нм) | 65,0 (637) при 1500-1800 об/мин |
Трансмиссия | |
Сцепление | двухдисковое сухое |
Коробка передач | механическая 5-ступенчатая (синхронизаторы 2, 3, 4, 5) |
Раздаточная коробка | 2-ступенчатая (1,692:1 и 0,917:1) с блокируемым межосевым дифференциалом (1:2) |
Главная передача | двойная, пара конических и пара цилиндрических шестерен (7,22:1) |
Привод переднего моста | постоянный неотключаемый |
Привод задних мостов | последовательный проходной |
Размер шин/модель | 1220×400-533/ ИП-184 |
Проходимость | |
Преодолеваемый брод, м | 1,5 |
Преодолеваемый подъем, град. | 31 |
Модификации основной модели
Камаз 4310 имеет самое большое количество модификаций. Целых 9 лет с момента выхода машины в массовое производство она производилась в изначальном варианте, но стала такой популярной, что инженеры завода решили разработать несколько модификаций, и не ошиблись — они оказались востребованы.
Рассмотрим доступные модификации детальнее:
- КАМАЗ 43101 — использовался в связке с прицепом, комплектовался скамейками для перевозки людей. В кузове помещалось 30 пассажиров;
- КАМАЗ 43106 — практически полный аналог предыдущей вариации, но с увеличенной грузоподъемностью, также перевозил прицепы;
- КАМАЗ 43105 — также использовался для перевозки грузов или груженых прицепов, в том числе для армейских целей;
- военная модификация 4310 — модель грузовика с крытым тентом для перевозки солдат и бронированными пластинами для защиты кабины, название «Тайфун-1».
В целом серийное производство Камазов 4310 считается одним из самых успешных проектов отечественного автопрома. Грузовики разных партий производства отличаются не только годом выпуска, но и немного внешним видом. Это связано с те, что требования заказчиков менялись, и производитель вынужден был адаптироваться под них, в особенности эта тенденция заметна в машинах 90-х годов выпуска.
КАМАЗ 43106
Технические характеристики тягача КАМАЗ 4310
Описание технических характеристик КАМАЗ 4310:
- двигатель может быть не одной модели, в зависимости от года выпуска, самые часто встречающиеся модели это 740.10-20 и 740.10 мощность 210-220 л.с., количеством оборотов от 1600 до 2600.
- полный привод, постоянный;
- мосты с блокируемым дифференциалом;
- топливо — дизельное;
- пятиступенчатая коробка передач;
- двухступенчатый редуктор;
- дистанционное управление раздаточной коробкой;
- отбор мощности от раздаточной коробки 60 л. с.;
- рулевой механизм винтовой, есть поршень-рейка;
- колёса дисковые, параметры шин: обод 310—533, 1220×400-533 с регулируемым давлением воздуха, зависит от качества дороги, по которой едет автомобиль;
- рессорная подвеска, с амортизаторами;
- тормозная система с барабанным механизмом (схему тормозной системы можно посмотреть ниже);
- пневматический стояночный тормоз;
- механическая лебёдка;
- скорость автомашины 90 км/час;
- грузоподъемность составляет 6000 кг;
- максимальная масса прицепа 10000 кг;
- вместимость топливного бака 2х125 л, в зависимости от модификации заправочная емкость может иметь другой объем;
- КПП 8,5, ТСп-15К;
- расход топлива в среднем 24 л на 100 км;
- габариты автомобиля: длина — 7650 мм, ширина — 2500 мм.
Технические характеристики
Описание ТТХ грузового автомобиля:
- длина — 7730 мм;
- база между передним и средним мостом — 3340 мм;
- база задней тележки — 1320 мм;
- угол въезда/съезда — 34°/35°;
- высота (до верхней поверхности тента) — 3530 мм;
- ширина (без учета вылета зеркал) — 2500 мм;
- длина/ширина платформы — 5200/2320 мм;
- размер шин — 1220*400-533;
- максимальная скорость — 85 км/ч;
- глубина преодолеваемой водной преграды (без подготовки) — 1,5 м;
- преодолеваемый подъем (на твердом грунте) — 31°.
Модификации
На основе базового шасси выпускаются следующие машины:
- Бортовой грузовик, оснащенный металлической платформой с откидными бортами, расположенными по бокам и сзади. Встречаются модификации, оснащенные гидравлической грузовой стрелой, установленной между кабиной и платформой.
- Пожарный рукавный автомобиль 43105 АР 2, предназначенный для доставки к месту возгорания и механизированной раскладки шлангов для подачи воды. Собственной насосной станции машина не имеет. На борту находятся рукава диаметром 150 и 77 мм, которые собираются в магистрали длиной 180,5 и 392 м соответственно. В комплект дополнительного оборудования входит лафетный ствол.
- Аэродромный пожарный автомобиль АА 40 189, оснащенный вакуумным всасывающим насосом и баком, вмещающим 3975 л воды. На крыше кабины установлен лафетный ствол, обеспечивающий подачу тушащих средств на расстояние до 60 м. На борту имеется центробежная помпа, подключенная к трансмиссии шасси. Масса загруженного автомобиля составляет 15870 кг.