Японская сказка. меч самурая

Современная оценка японских мечей

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (яп. 日本美術刀剣保存協会 Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai, NBTHK, ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.

Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

Национальное сокровище (кокухо)

Титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее двух десятков.
Важное культурное достояние. Титул имеют около 880 мечей.
Особо важный меч.
Важный меч.
Особо оберегаемый меч.
Оберегаемый меч.

В современной Японии возможно хранить зарегистрированный меч только с одним из вышеуказанных титулов, в противном случае меч подлежит конфискации как вид оружия (если не относится к сувенирной продукции). Собственно качество меча сертифицируется Обществом по сохранению художественных японских мечей (NBTHK), которое выдаёт экспертное заключение по установленному образцу.

В настоящее время[когда?] в Японии принято оценивать японский меч не столько по его боевым параметрам (прочность, режущая способность), сколько по критериям, применимым к произведению искусства. Качественный меч, сохраняя свойства эффективного оружия, должен доставлять эстетическое наслаждение наблюдателю, обладать совершенством формы и гармонией художественного вкуса.

Особенности изготовления японского меча своими руками

Современные японские мечи — предмет искусства

Процесс изготовления катаны японскими кузнецами отличался своей сложностью. Традиции подразумевали не только техническую последовательность действий, но и определенные ритуалы. Общая продолжительность работы над одним мечом занимала несколько месяцев.

Изготовление японского меча мастер начинал с духовной подготовки. Для этого он молился, проводил время в медитации, постился. Нередко одевалась церемониальная придворная или синтоистская одежда. Кузницы тщательно убирались, приводился в порядок инструмент. Вывешивались обереги, рассчитанные на отпугивание злых духов и привлечение добрых.

В наше время уделяют внимание лишь техническим аспектам изготовления катаны. На первом этапе проводят очищение кусков стали от шлаков

Для этого их складывают вместе, заливают глиняным раствором и посыпают золой. В процессе переплавки шлак удаляется, впитываясь в покрытие. Данный процесс неактуален, если за основу берется уже очищенный материал.

Полученный металл объединяют в один блок, расплющивают и складывают. Процесс повторяется несколько раз, что приводит к созданию многослойной стали. Это позволяет равномерно распределять углерод по заготовке, повышая ее прочность по всей длине.

Дальше заготовки нескольких металлов объединяются. Компоновка может быть различной в зависимости от мастера и кузнечной школы. Минимальным считается объединение двух металлов — вязкого в качестве сердцевины и твердого для внешней оболочки. На этом этапе мечу придается базовая форма.

Для предотвращения перегрева и окисления на заготовку наносят слой жидкой глины. В процессе закалки между твердым и мягким металлом формируется узорчатый рисунок, проявляющийся в процессе полировки. Сам процесс закалки заключается в нагреве металла до определенной температуры в зависимости от выбранного металла и последующего быстрого охлаждения.

На завершающем этапе изготавливается рукоять оружия и ножны. Данные элементы нередко украшаются или стилизуются в зависимости от назначения меча. В настоящее время больше внимания уделяется именно эстетической красоте оружия.

Древнее японское оружие

Несколько разновидностей японского оружия относятся к вспомогательному или второстепенному типу.

  • Юми или о-юми — боевые луки (от 180 до 220 см), являющиеся старейшим оружием Японии. Луки использовались в бою и на религиозных церемониях с древнейших времен. В 16 столетии были вытеснены мушкетами, привезенными из Португалии.
  • Яри — копье (длина 5 м), оружие популярное в эпоху междоусобиц, применялось пехотой для сбрасывания противника с лошади.
  • Бо — военный боевой шест, относящийся в наши дни к спортивному оружию. Существует много вариантов шеста, в зависимости от длины (от 30 см до 3 м), толщины и сечения (круглое, шестиугольное и т.д.).
  • Ёрой-доси считался кинжалом милосердия, напоминал стилет и использовался для добивания раненых в бою противников.
  • Кодзука или коцука — военный нож, закрепленный в ножнах боевого меча, нередко применялся и в хозяйственных целях.
  • Тэссэн или дансэн утива — боевой веер полководца. Веер был снабжен стальными заточенными спицами, мог использоваться в атаке, как боевой топорик и в качестве щита.
  • Дзиттэ — боевая железная дубинка, вилка с двумя зубами. Применялась в эпоху Токугава в качестве оружия полицейских. Используя дзиттэ, полицейские перехватывали самурайские мечи в схватках с буйными воинами.
  • Нагината — японская алебарда, оружие воинов-монахов, двухметровый шест с небольшим плоским лезвием на конце. В древности применялась пешими воинами для атаки лошадей врага. В 17 веке стала использоваться в самурайских семьях как женское оружие для самообороны.
  • Кайкэн — боевой кинжал для женщин-аристократок. Использовался для самообороны, а также обесчещенными девушками для самоубийства.

В период междоусобных гражданских войн в Японии изготавливалось огнестрельное оружие, ружья с кремниевыми замками (тэппо), которые стали считаться недостойными с приходом к власти Токугава. С 16 века в японских войсках появлялись и пушки, но лук и меч продолжали занимать главное место в вооружении самурая.

Дайсё – большой и маленький меч

Известно, что самурай носил два меча – длинный и короткий. Такая пара называлась Дайсё (букв. “больший и меньший”) и состояла из Дайто (“большего меча”), мы будем называть его Катана, бывшего основным оружием самурая, и Сето (“меньшего меча”), в будущем Вакадзаси, служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал специально для этого предназначенный кинжал Кусунгобу или Танто. Если ношение большого меча Катана разрешалось только войнам самураям и аристократам, то Вакадзаси имели право носить и ремесленники и торговцы.

Кусунгобу – кинжал для ближнего боя

Итак, длинный меч назывался Дайто (Катана) – 95-120 см, короткий – Сето (Вакадзаси) – 50-70 см. Рукоять Катаны рассчитана обычно на 3,5 кулака, Вакадзаси – на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей – около 3-х см, толщина спинки – 5 мм, в то время как лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы рукоять не скользила в руках. Вес Катаны около 4-х кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку, имела круглую, лепестковую или многогранную форму. Называлась она “цуба”.

Катана и другие японские мечи хранили на специальной подставке – Катанакакэ.

Катана, имеет несколько разновидностей, одна из них – Ко-катана (кокатана) – вариант короткого катана, входящего вместе с катаной в обычный самурай-комплект холодного оружия. Рукоять кокатана прямая без дужки, клинок мало изогнутый. Описанный в отечественной литературе экземпляр имеет длину 690 мм, длину клинка 520 мм.

Кокатана разновидность катаны

Катана крепился на поясе или за спиной. Привязывался специальным шнуром Сагэо, этот шнур мог также использоваться для связывания противника. Для ношения катана за спиной использовались специальные ножны (Ватаримаки часть ножен японского клинкового оружия, касающаяся спины при ношении).На ножнах есть Муфта – кольцо, охватывающее ножны, с помощью которого и производится крепление к портупее или поясу.

Катана – это наиболее современный и совершенный вид японского холодного оружия, его производство совершенствовало веками, предшественниками катана были:

  • Тати – меч, распространенный в Японии с X по XVII в, по длине равный Катана. Хотя мечи Катана также имеют приличную кривизну лезвия, в общем целом она меньше, чем у Тати. Отличается также их внешняя отделка. Она гораздо проще и строже, чем у Тати. Имеет круглую цубу. Тати обычно носился клинком вниз в паре с косигатаной.
  • Танто – малый самурайский меч.
  • Козука – японский боевой нож, используемый как холодное или метательное оружие. В повседневной жизни выполнял роль бытового ножа.
  • Та-чи – однолезвийный меч малой кривизны, носимый за спиной. Общая длина 710 мм.

Помимо Дайсе самурай мог носить еще и Нодати – “полевой меч” с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м., иногда его длина достигала трех метров! Таким мечем орудовало сразу несколько самураев и единственное применение его было – поражение конных войск.

Нодати

Примечания

  1. В литературе встречаются дискуссии, называть ли японскими мечи самурайской формы, произведенные по не традиционным японским технологиям. В статье используется устоявшийся термин «меч», однако некоторые полагают термин «сабля» более корректным для обозначения изогнутого однолезвийного оружия (по действующему российскому ГОСТ Р 51215-98 (Холодное оружие, терминология) «японский меч» относится к саблям — «контактное клинковое рубяще-режущее и колюще-режущее оружие с длинным изогнутым однолезвийным клинком»)
  2. Термин «тати» установился в русскоязычной литературе. Русская фонетика не позволяет точно передать звучание, английская фонетика воспроизводит название как tachi.
  3. Точного стандарта прогиба для тати не существует. В начале меч тати обладал почти сабельной кривизной, к XIV веку клинок выпрямляется. Прогиб «сори» стандартно измеряется как максимальной расстояние от обуха до прямой линии между кончиком меча и основанием клинка. Рукоять в расчёт кривизны не принимается.
  4. Определения типов японских мечей приведены в книге А. Баженова «Экспертиза японского меча» согласно пояснению японской ассоциации NBTHK («Общество по сохранению художественных японских мечей»), ответственной за сертификацию японских клинков.
  5. Хотя тати в среднем длинней катаны, нередко длина катаны превосходит длину тати.
  6. Такие длины получаются переводом традиционной японской меры длины сяку (30,3 см, прим. длина локтя) в см.
  7. То есть до конца периода Момояма. Традиционно японская история делится на неравные периоды, определяемые по названию населённых пунктов, которые становились местом обитания императора.
  8. Kokan Nagayama. The Connoisseur’s Book of Japanese Swords. — First edition. — Japan: Kodansha International Ltd., 1997. — С. 3. — 355 с. — ISBN 4-7700-2071-6.
  9. Leon and Hiroko Kapp, Yoshindo Yoshihara. Modern Japanese Swords and Swordsmiths. — First edition. — Japan: Kodansha International Ltd., 2002. — С. 13. — 224 с. — ISBN 978-4-7700-1962-2.
  10. Meч Когарасу-Мару выполнен в необычном стиле киссаки-мороха, популярном в период Нара. Половина клинка до острия обоюдоострая, другая половина с тупым обухом. Вдоль клинка проходит центральная ложбинка, сам клинок очень слабо изогнут, но наблюдается довольно сильный изгиб хвостовика по отношению к клинку. Подпись на мече отсутствует. Хранится в коллекции императорской семьи. См. фото в книге Баженова «История японского меча».
  11. «Поясничный изгиб» (коси-дзори) назван так потому, что максимальный прогиб клинка при ношении меча удобно облегал тело как раз в области поясницы.
  12. Обух может быть плоский или полукруглый, однако такие образцы среди настоящих японских мечей встречаются крайне редко.
  13. Баженов А. Г. История японского меча. — С. 41.
  14. Баженов А. Г. История японского меча. — С. 147.
  15. Tamio Tsuchiko. The New Generation of Japanese Swordsmiths. — First edition. — Japan: Kodansha International Ltd., 2002. — С. 8. — 256 с. — ISBN 4-7700-2854-7.
  16. ↑ Sword. Kodansha encyclopedia of Japan.
  17. Баженов А. Г. Экспертиза японского меча. — С. 307—308.
  18. Блестящий чистый цвет разлома говорит о содержании углерода выше 1 % (высокоуглеродистая сталь).
  19. Процесс ковки меча описан по буклету Всеяпонской ассоциации кузнецов-мечников и книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники), описывающей восстановленную современным мастером древнюю технологию.
  20. Различают до 30 разновидностей хада (текстуры металла), основными являются 3: итамэ (сучковатая древесина), масамэ (прямослойная древесина), мокумэ (древесная кора). В отличие от узора закалки (хамона), хада может быть и не видна невооружённым глазом. Отсутствие её в результате специальной полировки характерно только для клинков синто.
  21. По мнению авторов книги «The Craft of the Japanese Sword» (см. источники).
  22. Хамон в виде прямой линии называется сугу-ха (букв. прямой).
  23. Узор хамона является устойчивым признаком для идентификации той или иной кузнечной школы или времени изготовления меча. Условно для сертификации меча выделяют более 60 видов хамона.
  24. Баженов А. Г. Экспертиза японского меча. — С. 76.
  25. Баженов А. Г. История японского меча. — С. 57. Цитируется по японскому сочинению «Нихон Гайси».
  26. Баженов А. Г. История японского меча. — С. 84.
  27. Баженов А. Г. Экспертиза японского меча. — С. 299.
  28. Баженов А. Г. Экспертиза японского меча. — С. 303.

Убийство на перекрестке дорог

Качество клинка и мастерство самурая обычно проверяли в бою. Хороший меч позволял разрубить три трупа, положенных друг на друга. Считалось, что новые самурайские мечи необходимо пробовать на человеке. Цудзи-гири (убийство на перекрестке дорог) — название обряда пробы нового меча. Жертвами самураев становились нищие, крестьяне, путники и просто прохожие, число которых вскоре исчислялось тысячами. Власти выставляли на улицы патрули, караулы, но охрана плохо выполняла свои обязанности.

Самураи, не желавшие убивать невинных, предпочитали другой способ — тамэси-гири. Заплатив палачу, можно было отдать ему клинок, который тот испробовал во время казни осужденного.

История меча катана

Долгое время, участвуя в кровопролитных боях, японцы использовали копья. Но времена правления сёгуната Токугава изменили привычный уклад воинов. С приходом технического процесса стали использоваться мечи. Искусство владения мечом получило название «кэндзюцу». Это не просто набор воинских знаний, но и духовное самосовершенствование.

Возникновение «оружия души»  связано с историческим изменением своего более древнего предка — меча тати, который считается традиционным оружием самурая. Катана не является исконно японским мечом, потому как его формирование происходило под влиянием других азиатских культур. Свой окончательный вид меч получил в периоды Нара и Хэйан — это изогнутый клинок с такой же рукояткой, заточенный только с одной стороны — именно таким мы можем увидеть его в наше время. Для создания катаны использовались особые техники ковки и закалки железа, а рукоятка, как правило, обматывалась шелковой лентой. В редких случаях мечи украшались гравировкой, обычно такие экземпляры имели особую ценность.

Использование катаны

Изначально, самураи не использовали меч как основное оружие — предпочтение отдавалось лукам и копьям. катаны и другие самурайские мечи использовались, как оружие самообороны. Так же применялись для обезглавливания поверженного противника или для совершения ритуального самоубийства — сэппуку. Лишь в 15 веке, когда официально самураям разрешили использовать только мечи, катаны выходят на передний план. Именно в это время особую популярность приобретают техники владения мечом.

Катаны занимали важное место в жизни самурая, поэтому считалось необходимым иметь не одну катану а несколько. Так, в арсенале уважающего себя самурая, были боевые катаны ( которые обычно выполнялись в аскетичном стиле, без украшений), катаны для торжеств и праздников ( пышно украшенные)

Богатую инкрустацию ( драгоценными металлами и камнями) можно объяснить тем, что самураям запрещалось носить украшения. Таким образом они могли показать свой достаток и положение.

Особенность оружия как такового

В древней Японии наличие такой сабельки сигнализировало о причастности его владельца к самурайскому сословию уберменшей.

Половина знания — хуже чем незнание

— Поговорка

Леонардо знает толк в катанах!

Среднестатистический анонимус, обладающий среднестатистическими же познаниями о сабже, знает, что особенность катаны заключается в многослойной ковке. Из этого знания был рождён миф о том, что нихонские кузнецы куют мечи годами, днём и ночью, складывая пополам несчастный кусочек металла сотни тысяч раз. При этом элементарные познания в математике и критическое мышление как бы должны натолкнуть на мысль, что уже на десятом складывании листа слоёв выходит 1024, при следующем − в два раза больше, и так далее. Случись какому-то кузнецу-задроту действительно сложить металл тысячу раз, предполагаемое количество слоев было бы равно 21000 = 1,07e+301 то есть (10301 — 10 и ещё 301 нулей), что, на секундочку, превышает количество атомов в тех ~5 мм толщины лезвия меча, всём мече, его хозяине, земле, солнечной системе и во всей , равное всего каким-то 1080. Кроме того, особый цимес прочности придаёт не столько многослойность самого металла, сколько прослойки с разным содержанием углерода и легирующих компонентов. При достижении определённого количества слоёв это чередование превращается в кашу, и весь прикол испаряется. Сколько металла выгорело бы за годы ковки, подсчитайте сами. А столь долгая обработка стальной полосы привела бы к полному её превращению в чугуниевое говно. Кстати, в одном маленьком индийском городке, производившем многие годы дамаск, все улицы вымощены бракованными железными чушками.

Про происхождение нереальных сроков ковки
В средневековой металургии до изобретения легирования широко применялась методика очистки заготовки, при которой железные слитки закапывали в землю на 5-10-15 лет. За это время некачественное железо ржавело и вымывалось из заготовки, а оставшееся имело более высокую прочность, чем первоначальный неоднородный слиток сырого железа. На Руси тоже так делали — по некоторым версиям, именно отсюда пошло понятие «Меч-кладенец». Время от времени такие заготовки доставали, очищали от ржавчины, перековывали и закладывали обратно в землю. Понятно, что технология долгая, затратная, поэтому меч из слитков двадцатилетней закладки ковался исключительно по спецзаказу королей, князей и прочих даймё и стоил при этом неимоверно дорого, состоятельному пацану попроще могли сковать меч из слитков 3-5-летней закладки. А дальше — испорченный телефон и вывод о «ковке годами». Простым же воинам оружие ковали массово, дёшево и без выебонов из обычного железа.

Ковка мечей годами абсурдна также по сугубо практическим соображениям. Вспоминая историю обнаруживаем, что малюсенькая Япония постоянно сотрясалась междоусобными войнами. А в таких условиях ковать годами оружие мягко говоря нецелесообразно, потому штамповали те катаны так же, как в совке Т-34 — грубо и на скорую руку, зато массово. Да и кузнец, продавший за свою жизнь всего пару мечей, должен был продать бы их за очень дофига денег. Если над чем и изощрялись, то над именным оружием всяческих сёгунов, да и то те катаны имели больше показушное назначение, нежели боевое.

Технология производства японских мечей

Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.

Японский кузнец формировал клинок из огромного числа железных слоев, тончайших полосок с разным содержанием углерода. Полоски сваривались между собой во время плавления и ковки. Проковка, вытягивание, многократное складывание и новая проковка металлических полосок позволяла получить тонкий брус.

Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.

Классификация японских мечей по длине

Самые длинные мечи называются Дайто. У этого экземпляра длина только одного клинка составляет чуть больше полуметра. Но длина может быть и гораздо больше, если вы можете вспомнить Сеферот из Последней Фантазии 7, то это его меч подходит под категорию Дайто. В реальности ограничения в длине были только в физических данных мечника и его умственном здоровье.

Средний меч носит название Ваказаши. Его длина будет от 30 до 60 сантиметров или если переходить на японскую меру длины: 1-2 шаку. Любопытно, что этот меч был излюбленным оружием не только самураев, но и простых людей. Дело в том, что самурай всегда носил с собой два оружия. Обычно это был Дайто и Ваказаши. Второй являлся вспомогательным оружием и пользовались им крайне редко. Все остальные не имели право носить два клинка с собой, а также не могли брать в руки Дайто. Вот и получается, что Ваказаши использовали все остальные.

Самый малый меч — это Танто. Его длина не больше 30 сантиметров или одного шаку. Вокруг этого клинка существует два основных заблуждения. Первое в основном у иностранцев: Танто – это нож. На самом деле он является полноправных холодным оружием. Второе: Танто – меч для харакири. Тоже в корне неверное заявление, для данной процессии существует специальный нож. Пошло это заблуждение оттого, что в полевых условиях обычно редко доходило до церемониала и солдат совершал ритуальное самоубийство наиболее удобным орудием.

Пользовались Танто в основном женщины и торговцы. Он был удобен тем, что его легко спрятать и он не очень много весит.

Терминология

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:

  • Тати — длинный меч (длина клинка от 61 см) с относительно большим изгибом (сори), предназначался в основном для конного боя. Существует разновидность тати под названием одати, то есть «большой» тати с длиной клинка от 1 м (от 75 см с XVI века). В музеях демонстрируются в положении лезвием вниз.
  • Катана — длинный меч (длина клинка 61—73 см), с несколько более широким и толстым клинком и меньшим изгибом по сравнению с тати. Визуально внешне по клинку отличить катану от тати сложно, они различаются прежде всего по манере ношения. Постепенно с XV века катана вытеснила тати как оружие для пешего боя. В музеях катаны демонстрируют в положении лезвием вверх, по манере ношения. В древности катанами называли кинжалы, но с XVI века перенесли это название на мечи утигатана.
  • Вакидзаси — короткий меч (длина клинка 30,3—60,6 см). С конца XVI века в паре с более длинной катаной образует стандартный набор вооружения самурая, дайсё («длинный и короткий»). Использовался как для боя в тесном помещении, так и в паре с катаной в некоторых техниках фехтования. В отличие от катаны, разрешался к ношению не-самураям.
  • Танто (косигатана) — кинжал или нож (длина клинка
  • Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям. В широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время был вытеснен термином кэн для обозначения прямого меча.
  • Нагината — промежуточное оружие между мечом и копьём: изогнутый клинок длиной до 60 см, на рукояти, размер которой мог быть от земли по пояс до ростовой. Близко по типу к глефе или пальме.
  • Кото — букв. «старый меч». Мечи, произведённые до 1596 года. Считается, что после этого времени многие приёмы традиционной технологии были утеряны.
  • Синто — букв. «новый меч». Мечи, произведённые с 1596 до 1868 года, то есть до начала промышленной революции периода Мэйдзи. За редким исключением мечи-синто не рассматриваются как высокохудожественные творения кузнецов, хотя могут отличаться роскошной отделкой. По внешним признакам воспроизводят мечи кото, но по качеству металла уступают им.
  • Гэндайто — букв. «современный меч». Мечи, произведённые после 1868 года и по настоящее время. Среди них присутствуют как массово выпускавшиеся для армии по упрощённой фабричной технологии сёвато (букв. «меч периода Сёва»), в том числе, син-гунто (яп. 新軍刀 син гунто:, букв. «новый армейский меч»), так и мечи, выкованные после возобновления в 1954 году производства современными кузнецами по традиционными технологиям, для которых предлагается использовать название син-сакуто (яп. 新作刀 син сакуто:, «недавно сделанный меч») или син-гэндайто (букв. «новый современный меч»).
  • Цуба — гарда характерной округлой формы, кроме функционального назначения (для защиты кисти) служила украшением меча.
  • Хамон — линия узора на клинке, возникающая после его закалки между лезвием и обухом как результат формирования в металле мелкозернистых кристаллических структур.

Сравнительная таблица японских мечей

Тип Длина (нагаса),см Ширина(мотохаба), см Прогиб (сори),см Толщина (касанэ),мм Примечания
Тати 61—71 2,4—3,5 1,2—2,1 5—6,6 Появился в XI веке. Тати носили на поясе лезвием вниз в паре с кинжалом танто. Разновидность одати можно было носить за спиной.
Катана 61—73 2,8—3,1 0,4—1,9 6—8 Появилась в XIV веке. Катану носили за поясом лезвием вверх в паре с вакидзаси.
Вакидзаси 32—60 2,1—3,2 0,2—1,7 4—7 Появился в XIV веке. Вакидзаси носили лезвием вверх в паре с катаной или отдельно как кинжал.
Танто 17—30 1.7—2.9 0—0.5 5—7 Танто носили в паре с мечом тати или отдельно как кинжал.
Все размеры приведены для клинка без учёта хвостовика. Ширина и толщина указаны для основания клинка, где он переходит в хвостовик. Данные взяты для мечей периодов Камакура и Муромати (1185—1573) по каталогам. Длина тати в начальный период Камакура и современных тати (гэндайто) достигает 83 см.

Слабости катаны

Говоря же об особенностях технологии изготовления самурайского меча, стоит отметить и слабые стороны этого процесса, а именно, обретая большую твердость и мощь по оси лезвия, данный тип меча более уязвим, если бить по его плоской стороне. Таким ударом можно перешибить Катану даже короткой булавой (или окинавскими нунчаками, которые специально применялись для ломания самурайских мечей). И если европейский меч ломается обычно на расстоянии ладони или в двух пальцах от гарды, то японский – на расстоянии 1/3 или 1/2 длины клинка от гарды.

Да, правдивы и те истории когда Катаной разрубали метал. Это возможно! Документально зафиксировано, при ударе мастера таким клинком, скорость кончика меча (Кисаки) превышала скорость звука. А если учесть и то, что мечи Катана одни из самых прочных в мире, то вывод напрашивается сам.

Кэндзюцу — японское искусство владения мечом

Кэндзюцу появилось более 12 веков назад, когда в Японии появился класс воинов. Упор в этом искусстве ведения боя делается на мастерстве владения мечом. Зачастую, мастерство достигается многотысячным повторением ката. Ката — это последовательность движений, которые можно назвать боевыми приемами.  Так, тренируясь долгое время, воин доводил знание приемов до автоматического и в бою использовал их бессознательно, на уровне рефлексов.

В древние времена тренировки часто проходили с использованием боевых мечей, из-за чего они были жестокими и травмоопасными. В более поздние времена и в современном мире используются деревянные модели мечей.

Основную идею кэндзюцу можно сформулировать следующим образом — во время атаки меч должен идти к цели не под прямым углом (нанося удар), а вдоль своей плоскости, таким образом нанося порезы. В этом и заключается уникальность и одно и основных отличий от западных техник владения мечом.

Пожалуй, самая известная и впечатляющая техника Кэндзюцу — иайдо.

Иайдо ( дословно означает искусство встречать сидя) — это техника боя, которая заключается в мгновенной атаке или контратаке противника. В иайдо нет фехтования как такогого, здесь изучается именно моментальное поражение противника мечом, который изначально был в ножнах. Все приемы и движения иайдо просты. Но владение этой техникой требует не только физических способностей, но и острого ума, так как нельзя допустить ни единой ошибки и необходимо одним выверенным движением, в считанные секунды закончить поединок.

Так как бой на катанах был скоротечным (обычно от нескольких секунд до минуты), хитрость была залогом успеха. Всем своим видом (мимикой, взглядом) и поведением самурай показывал противнику, что собирается действовать в определенной манере, вынуждая противника подстраиваться под него. В этот момент самурай молниеносно атаковал противника неожиданным приемом, не давая шансов на защиту. И сражение заканчивалось.

Боевые качества

Боевые качества самых лучших японских мечей оценить невозможно. Благодаря их уникальности и высокой цене испытатели не имеют возможность провести тест и сравнить их с лучшими работами оружейников из других регионов мира. Следует различать возможности меча для разных ситуаций. К примеру, заточка меча для наибольшей остроты (для трюков с разрезанием платков в воздухе) окажется непригодной для прорубания доспеха. В древности и средние века были распространены легенды о возможностях оружия, которые не удалось продемонстрировать в новое время. Ниже собраны отдельные легенды и факты по возможностям японского меча.

  • Мечи мастера Мондзю из провинции Тикудзэн (период Хэйан) отличались невероятной остротой. Меч Хигэгири («Резчик бороды») назывался так потому, что при отрубании головы срезал жертве бороду. Другой меч Хидзамару («Повелитель коленей») при казни осуждённых в положении сидя на коленях отрубал голову, а вдобавок по инерции отрубал колени.
  • Меч мастера Нагамицу из провинции Бидзэн (период Камакура) назывался Адзуки (фасоль, боб), потому что упавший на его лезвие боб разрезался на две части.
  • Один из выдающихся кузнецов начала периода Эдо (XVII век) Оно Ханкэй (настоящее имя Дзенсиро Киётака) перерубил мечом собственного изготовления ствол ружья. Во время Второй мировой войны японским солдатам демонстрировали пропагандистский фильм, в котором мастер перерубает ствол пулемёта. Миф был опровергнут в телепередаче «Разрушители мифов» — даже робот, сила удара которого во много раз превосходила человеческую, смог лишь погнуть ствол пулемета M2HB.
  • В 1662 году испытатель Ямано перерубил мечом синто два тела (трупа), уложенных один на другой. Это не считалось уникальным результатом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector